+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Агрессивная война в статьях 353 и 354 УК РФ: планирование, подготовка, призывы

1. Планирование, подготовка или развязывание агрессивной войны —

наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет.

2. Ведение агрессивной войны —

наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.

Комментарии к ст. 353 УК РФ

1. Понятие агрессии дано в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН в 1974 г. Агрессией является применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом ООН. Агрессия не связывается с объявлением войны. Агрессивная война в современном значении имеется при использовании государством первым вооруженной силы против другого государства с нарушением Устава ООН. Устав ООН допускает применение вооруженной силы против агрессора в виде коллективных либо индивидуальных вооруженных действий членов ООН в качестве самообороны только в случае вооруженного нападения.

2. Непосредственный основной объект преступления составляют отношения, обеспечивающие мир, мирное сосуществование государств и народов. Мир означает отсутствие войны. Мирное сосуществование, добрососедство представляют собой сотрудничество между государствами в разных сферах: культурной, научной, экономической, спортивной, в области борьбы с преступностью и т.д., урегулирование спорных вопросов мирными средствами путем переговоров и т.п. Дополнительным объектом могут быть жизнь, здоровье, собственность и др.

3. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 353, характеризуется планированием, подготовкой, развязыванием агрессивной войны.

Планирование — это составление стратегических и оперативных планов, инструкций по вооруженному нападению на иностранное государство. Подготовка агрессивной войны включает наращивание вооружений, не связанных с интересами национальной обороны и защиты мира. В подготовку могут входить производство, приобретение оружия массового поражения, увеличение численности дивизий, проведение соответствующих учений и т.п. Развязывание войны означает вооруженное нападение на другое государство, прямой акт агрессии.

4. К актам агрессии относятся:

а) вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства, или любая военная оккупация, какой бы временный характер она ни носила, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, или любая аннексия с применением силы территории другого государства или части ее;

б) бомбардировка вооруженными силами государства территории другого государства или применение любого оружия государством против территории другого государства;

в) блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства;

г) нападение вооруженными силами государства на сухопутные, морские или воздушные силы или морские и воздушные флоты другого государства;

д) применение вооруженных сил одного государства, находящихся на территории другого государства по соглашению с принимающим государством, в нарушение условий, предусмотренных в соглашении, или любое продолжение их пребывания на такой территории по прекращении действия соглашения;

е) действие государства, позволяющего, чтобы его территория, которую оно предоставило в распоряжение другого государства, использовалась этим другим государством для совершения акта агрессии против третьего государства;

ж) засылка государством или от имени государства вооруженных банд, групп и регулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства, носящие столь серьезный характер, что это равносильно перечисленным выше актам, или его значительное участие в них;

з) перечень указанных актов агрессии не является исчерпывающим. Совет Безопасности может определить, что другие акты представляют собой агрессию согласно положениям Устава ООН.

Развязывание агрессивной войны считается оконченным преступлением с первого акта агрессии.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Виновный осознает общественно опасный характер планирования, подготовки или развязывания агрессивной войны и желает совершить любое из указанных действий.

Мотивы и цели могут быть различными: корыстный мотив обогащения за счет покоренной державы, установление господства над народами и т.д.

6. Субъект планирования, подготовки, развязывания агрессивной войны специальный. Им может быть лицо, занимающее высшую государственную должность РФ или субъекта РФ: Президент РФ, губернатор области и др. Субъектами преступления могут быть и видные общественные деятели, а также руководители крупных коммерческих компаний.

7. В ч. 2 комментируемой статьи предусмотрена ответственность за ведение агрессивной войны. Ведение означает продолжение уже начавшейся агрессивной войны.

Ведение агрессивной войны может выступать в двух значениях. Когда такое ведение осуществляется лицом, ранее планировавшим либо подготавливавшим или развязавшим войну, его действия содержат признаки квалифицированного состава преступления. В другом случае виновный только в ведении агрессивной войны (т.е. продолжающий агрессию) совершает самостоятельное преступление, содержащее признаки основного состава.

Ведение агрессивной войны рассматривают как квалифицирующий признак анализируемого преступления .

Уголовное право России. Особенная часть / Под ред. Г.Н. Борзенкова, В.С. Комисарова. М., 2005. Второй полутом. С. 561, 562; Уголовное право России. Особенная часть / Под ред. А.И. Рарога. М., 2007. С. 677.

Статья 353. Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны

1. Планирование, подготовка или развязывание агрессивной войны —
наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет.

2. Ведение агрессивной войны —
наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.

Комментарий к статье 353 Уголовного Кодекса РФ

Объектом этого преступления является мир, т.е. такое состояние взаимоотношений между государствами, при которых отсутствует ведение военных действий. Все же действия, перечисленные в ст. 353 УК РФ, ведут к разрушению нормальных отношений между народами, суверенными государствами, нарушению политического состояния взаимоотношений между субъектами (государствами, народами), при котором отсутствует их вооруженное противостояние, выраженное в ведении военных действий.

Результатом ведения военных действий могут быть многочисленные человеческие жертвы, страдания населения, разрушение экономики государств, невосполнимые материальные потери, причинение значительного вреда национальной и мировой культуре и т.п.

Объективная сторона преступления заключается в совершении одного или нескольких действий, указанных в диспозиции ч. 1 ст. 353 УК РФ. При этом состав преступления будет оконченным с момента совершения любого из них. Поскольку для наличия оконченного состава преступления закон не требует наступления общественно опасных последствий, состав рассматриваемого преступления относится к числу формальных составов.

Под планированием агрессивной войны понимается разработка системы мер, включающей в себя составление перечня действий, перечня необходимых материальных, финансовых и людских ресурсов, определение порядка и сроков выполнения подготовительных и военных действий, их последовательности, составление схем и т.д. Поэтому к планированию агрессивной войны можно, например, отнести такие действия, как составление мобилизационных планов, планирование передислокации войск, планирование перепрофилирования промышленности для военных нужд, составление стратегических и тактических планов проведения боевых операций и др.

Подготовка войны представляет собой совершение действий, направленных на обеспечение реальной готовности к ведению агрессивной войны. Это могут быть и отдельные действия, и комплекс разработанных мероприятий: проведение мобилизации населения, перевод дополнительных воинских соединений к границе проведения боевых операций, увеличение выпуска продукции военного назначения наступательного характера, проведение пропагандистских компаний, оправдывающих агрессивную войну, создание резервов материальных ресурсов, необходимых для ведения войны. Подготовка войны во многом означает непосредственную реализацию запланированных действий.

Под развязыванием войны следует понимать не только объявление войны, начало ведения широкомасштабных или локального значения военных операций, но и другие действия, создающие повод для начала проведения военных акций: действия дипломатического характера (например, разрыв дипломатических отношений, предъявление ультиматума), провокации пограничных конфликтов и т.п.

Война — это борьба между государствами или народами с использованием вооружения. При этом использоваться может как все имеющееся у сторон вооружение, так и их часть. Так, например, держава, обладающая ядерным оружием, при проведении военных действий использует только обычное вооружение.

Содержание понятия агрессивная война» в УК РФ не раскрывается. Понятие агрессии сформулировано в ст. 1 приложения к Резолюции XXIX сессии Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 г. В соответствии с указанной статьей агрессией является применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом Организации Объединенных Наций. Таким образом, понятие агрессии связывается с целевым назначением применения вооруженной силы (посягательство на суверенитет, политическую независимость и т.д.).

В ст. 2 этого же приложения понятие агрессивной войны уточняется путем указания на временной фактор. В соответствии с указанной нормой свидетельством акта агрессии является применение вооруженной силы государством первым в нарушение Устава ООН. В то же время уточняется, что «Совет Безопасности может в соответствии с Уставом сделать вывод, что определение о том, что акт агрессии был совершен, не будет оправданным в свете других соответствующих обстоятельств, включая тот факт, что соответствующие акты или их последствия не носят достаточно серьезного характера».

Статьей 3 приложения определяются виды действий, которые независимо от объявления войны должны квалифицироваться в качестве акта агрессии. К ним относятся следующие действия:

a) вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства или любая военная оккупация, какой бы временный характер она ни носила, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, или любая аннексия с применением силы территории другого государства или части ее; b) бомбардировка вооруженными силами государства территории другого государства или применение любого оружия государством против территории другого государства; c) блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства; d) нападение вооруженными силами государства на сухопутные, морские или воздушные силы или морские и воздушные флоты другого государства; e) применение вооруженных сил одного государства, находящихся на территории другого государства по соглашению с принимающим государством, в нарушение условий, предусмотренных в соглашении, или любое продолжение их пребывания на такой территории по прекращении действия соглашения; f) действие государства, позволяющего, чтобы его территория, которую оно предоставило в распоряжение другого государства, использовалась этим другим государством для совершения акта агрессии против третьего государства; g) засылка государством или от имени государства вооруженных банд, групп и регулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства, носящие столь серьезный характер, что это равносильно перечисленным выше актам, или его значительное участие в них.

Это интересно:  Дача ложных показаний статья УК РФ

Перечень перечисленных выше действий, относящихся к категории актов агрессии, в соответствии со ст. 4 рассматриваемого международного правового акта не является исчерпывающим. Совет Безопасности к актам агрессии может отнести и иные действия, ведущие к развязыванию войны.

При этом, учитывая опасность рассматриваемых действий для всего мира, в Резолюции подчеркивается, что никакие соображения любого характера, будь то политического, экономического, военного или иного характера, не могут служить оправданием агрессии (ст. 5 приложения).

Таким образом, при определении понятия «агрессия» следует учитывать целый ряд позиций: целевую направленность военных действий, их характер, а также временной фактор, т.е. установление государства, первым совершившего нападение.

В то же время необходимо подчеркнуть то обстоятельство, что согласно Резолюции XXIX сессии Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 г. к агрессивной войне не относятся действия, вытекающие из реализации права на самоопределение, свободу и независимость народов, которые насильственно лишены этого права, и в частности борьбы народов, находящихся под господством колониальных и расистских режимов или под другими формами иностранного господства.

Еще одно, но более краткое определение понятия агрессии содержится в Конвенции об определении агрессии (Лондон, 4 июля 1933 г.). Согласно этому документу (ст. 2) нападающим в международном конфликте признается государство, которое первое совершит одно из следующих действий:

1) объявление войны другому государству;

2) вторжение своих вооруженных сил, хотя бы без объявления войны, на территорию другого государства;

3) нападение своими сухопутными, морскими или воздушными силами, хотя бы без объявления войны, на территорию суда или воздушные суда другого государства;

4) морскую блокаду берегов или портов другого государства;

5) поддержку, оказанную вооруженным бандам, которые, будучи образованными на его территории, вторгнутся на территорию другого государства, или отказ, несмотря на требование государства, подвергшегося вторжению, принять на своей собственной территории все зависящие от него меры для лишения названных банд всякой помощи или покровительства.

И все же при определении понятия агрессии, думается, следует исходить из понятия, данного Генеральной Ассамблеей ООН, поскольку, во-первых, оно является более полным и, во-вторых, поддержано большим числом государств.

С субъективной стороны преступление может быть совершено только с прямым умыслом. При этом умыслом виновного должен охватываться не только тот факт, что им осуществляются действия по планированию, подготовке или развязыванию войны, но и то обстоятельство, что война носит агрессивный характер.

Мотивация преступных действий не имеет значения для решения вопроса о наличии состава преступления, но учитывается при назначении наказания. Мотивы могут быть самыми различными: стремление к власти или ее укреплению, личные, корыстные мотивы, ложно понятые интересы государства, общества и др.

Формально субъектом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 353 УК РФ, может быть любое лицо, поскольку в данной норме отсутствует указание на специального субъекта. Вместе с тем реально субъектами планирования, подготовки или развязывания агрессивной войны могут быть только лица, занимающие высшие государственные должности (в результате выборов или по назначению), к компетенции которых относятся вопросы военного характера. Перечень таких высших государственных должностей определяется на основе Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» , а также соответствующих указов Президента РФ (например, Указа Президента РФ от 11 января 1995 г. N 32 «О государственных должностях Российской Федерации» , Указа Президента РФ от 31 декабря 2005 г. N 1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы» ) и других документах.

Так, в ст. 1 названного Закона государственная служба Российской Федерации определяется как профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:

— федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

— субъектов Российской Федерации;

— органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;

— лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;

— лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» должности гражданской службы подразделяются на категории и группы.

По категориям они подразделяются на должности руководителей, помощников (советников), специалистов и обеспечивающих специалистов.

Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы:

1) высшие должности гражданской службы;

2) главные должности гражданской службы;

3) ведущие должности гражданской службы;

4) старшие должности гражданской службы;

5) младшие должности гражданской службы.

Перечисленные и иные положения российского законодательства имеют важное значение для определения субъекта преступления, поскольку, например, подготовка и развязывание агрессивной войны связаны с обладанием субъектом определенных полномочий для совершения указанных действий (проведение мобилизации, переориентирование промышленности, объявление войны и др.). То же самое следует сказать и о планировании войны. Конечно, составлять планы ведения войны может и обычный гражданин, не наделенный никакими властными полномочиями. Но подобные действия объективно не могут причинить вред политическим отношениям между государствами. Субъект же рассматриваемого состава преступления должен обладать такими полномочиями, при наличии которых планирование агрессивной войны может приобрести практическое значение.

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что для наличия состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 353 УК РФ, необходим специальный субъект. Действия лиц, не являющихся такими субъектами, но оказывающих содействие в совершении рассматриваемого преступления, должны квалифицироваться со ссылкой на соответствующие части ст. 33 УК РФ в зависимости от характера совершенных действий.

Частью 2 ст. 353 УК РФ предусмотрена ответственность за ведение агрессивной войны. За совершение этого деяния установлена более строгая уголовная ответственность.

К ведению агрессивной войны следует отнести осуществление военных операций (при наличии рассмотренных выше условий) против другого государства, а также совершение некоторых иных действий. Ряд из них перечислен в ст. 3 приложения к Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 г.

Ведение агрессивной войны относится к числу длящихся преступлений, которое начинается с момента совершения преступных действий (вторжение на территорию другого государства, проведение войсковой операции и др.) и заканчивается с их прекращением в результате мер, принятых виновным, или наступления событий, делающих невозможным их продолжение (капитуляция, заключение мирного договора, уничтожение вооруженных сил и др.). Вместе с тем, поскольку состав рассматриваемого преступления относится к числу формальных, он будет являться оконченным не с момента прекращения военных действий, а с момента совершения любого из действий, охватываемых понятием «ведение войны».

Субъективная сторона преступления выражается в прямом умысле. Мотивы, как и в предыдущем случае, не играют роли для определения наличия состава преступления. Обязательным для наличия субъективной стороны является осознание виновным характера ведущейся войны.

Как и ранее, закон не содержит ограничительных признаков относительно субъекта ведения агрессивной войны. Поэтому следует признать, что субъектом рассматриваемого преступления могут быть как лица, в функции которых в соответствии с Конституцией РФ входит решение вопросов войны и мира, так и лица, непосредственно руководящие проведением военных операций.

Говоря об ответственности за преступления против мира и безопасности человечества, необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что в соответствии с Уставом международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Лондон, 8 августа 1945 г.), подписанном СССР 8 августа 1945 г., Трибунал имел право судить и наказывать лиц, которые, действуя в интересах европейских стран оси индивидуально или в качестве членов организации, совершили преступления против мира, а именно: планирование, подготовку, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений, или участие в общем плане или заговоре, направленных к осуществлению любого из вышеизложенных действий, а также и за иные преступления, перечисленные в ст. 6 Устава.

В этом же нормативном акте отмечается, что руководители, организаторы, подстрекатели и пособники, участвовавшие в составлении или в осуществлении общего плана или заговора, направленного на совершение любых из вышеупомянутых преступлений, несут ответственность за все действия, совершенные любыми лицами в целях осуществления такого плана. При этом (ст. 7) должностное положение подсудимых, их положение в качестве глав государства или ответственных чиновников различных правительственных ведомств не должно рассматриваться как основание к освобождению от ответственности или смягчению наказания.

Тот факт, что виновный действовал по распоряжению правительства или приказу начальника, не освобождает его от ответственности, но может рассматриваться как довод для смягчения наказания, если Трибунал признает, что этого требуют интересы правосудия.

Такие же, как и вышеизложенные, положения закреплены и в Уставе международного военного трибунала для Дальнего Востока (Токио, 19 января 1946 г.) и ряде других международных правовых актов, что еще раз подтверждает реализацию на международном уровне принципа личной индивидуальной ответственности.

Перечисленными положениями определяются направления решения вопросов о субъекте преступления, следуя которым субъектами ведения агрессивной войны необходимо признавать как лиц, обладающих соответствующими правами отдавать приказы на ведение агрессивной войны, так и лиц, подобные приказы выполняющих, в свою очередь обладающих распорядительными полномочиями по реализации действий, охватываемых понятием «ведение войны». В этой связи, думается, нельзя признать субъектами рассматриваемого состава преступления лиц, участвующих в военных операциях, но не обладающих какими-либо полномочиями по ведению войны.

Это интересно:  154 статья УК РФ: незаконное усыновление и удочерение

Другой комментарий к статье 353 УК РФ

1. Согласно ст. 1 «Определение агрессии» Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 г. «агрессией является применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом Организации Объединенных Наций, как это установлено в настоящем определении» . Подобное определение акта агрессии со ссылкой на названную Резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН закреплено и в Римском статуте Международного уголовного суда (1998 г.) (далее — Римский статут МУС).

2. Планирование агрессивной войны означает разработку системы действий по подготовке, развязыванию и ведению агрессии с определением стратегических и тактических задач, путей и сроков их выполнения. Результатом усилий виновного должно стать развернутое руководство, приближающее его к реализации намеченных целей.

Подготовка агрессивной войны предполагает создание условий для последующего развязывания и ведения агрессии, кроме планирования указанных деяний.

Развязывание агрессивной войны заключается в совершении какого-либо из деяний, перечисленных в ст. 3 Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН и ст. 8 Римского статута МУС.

3. Субъект агрессии в Римском статуте МУС определен как лицо, «которое в состоянии фактически осуществлять руководство или контроль за политическими или военными действиями государства». Те, кто планирует, подготавливает и развязывает агрессивную войну, подчиняясь приказам и распоряжениям (осознавая их незаконный характер), несут ответственность как пособники.

4. Часть 2 комментируемой статьи закрепляет преступность ведения агрессивной войны. Под этим понимается продолжение уже начавшейся агрессии.

5. Субъективная сторона обоих преступлений характеризуется прямым умыслом.

Агрессивная война в статьях 353 и 354 УК РФ: планирование, подготовка, призывы

Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны, публичные призывы — УК РФ

Памятка для неадекватных политиков и тех, кто их обслуживают:

Статья 353. Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны
1. Планирование, подготовка или развязывание агрессивной войны — наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет.
2. Ведение агрессивной войны — наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.

Статья 354. Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны
1. Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны — наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо лишением свободы на срок до трех лет.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
2. Те же деяния, совершенные с использованием средств массовой информации либо лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, — наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

Комментарий из учебника по уголовному праву РФ:

Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны

Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны (ст. 353 УК). В статье предусматриваются два вида преступлений, посягающих на один и тот же объект.

Объектом преступления, предусмотренного в ч. 1 ст. 353 УК, является мирное сосуществование государств и народов. Общественная опасность планирования, подготовки, развязывания или ведения агрессивной войны заключается в том, что это ведет к нарушению мирного сосуществования народов и государств, к непредсказуемым человеческим жертвам и неоправданным, невосполнимым материальным затратам, к неимоверным страданиям мирного населения, особенно женщин и детей, к разрушению или уничтожению народнохозяйственных объектов, архитектурных памятников и других культурных ценностей.

С объективной стороны состав рассматриваемого преступления выражается в планировании, в подготовке и в развязывании агрессивной войны. Под планированием войны подразумеваются составление соответствующих мобилизационных и организационно-технических планов и проектов, разработка соответствующих расчетов потребностей в людских, материально-технических и иных ресурсах, проработка планов на ведение войны в целом и осуществление отдельных военных операций и т. п. Подготовка кагрессивной войне предполагает реальное осуществление комплекса мер и мероприятий организационно-военного и материально-технического характера в целях обеспечения готовности к началу ведения военных действий. Например, это может быть передислокация или сосредоточение воинских формирований в районе или регионе предполагаемых военных действий, сооружение или дооборудование там необходимых фортификационных объектов и сооружений, перевод соответствующих промышленных предприятий или организаций на выпуск военной продукции наступательного характера, создание или реорганизация структур военного управления войсками или оккупированными территориями. Под развязыванием войны понимается осуществление тех или иных акций дипломатического или военного характера, создающие повод для начала военных действий агрессивного характера. Под войной понимается вооруженная борьба между государствами или народами. Война считается агрессивной, если она по своим существенным признакам охватывается понятием агрессии, сформулированными в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 г. Согласно ст. 1 Приложения к этой резолюции агрессией является применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом Организации Объединенных Наций.

С субъективной стороны рассматриваемое преступление может совершаться только с прямым умыслом. Мотивами данного преступления могут быть межгосударственная вражда, ложно понимаемые национальные интересы страны, а также личные соображения.

Субъектами данного преступления могут быть только лица, занимающие по выборам или по назначению высшие государственные должности государственной службы Российской Федерации, а равно лица, занимающие высшие государственные должности государственной службы субъектов Российской Федерации. Перечень таких должностей устанавливается Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г. и соответствующими указами Президента Российской Федерации, а также законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Объект состава ведения агрессивной войны, предусмотренного ч. 2 ст. 353 УК, тот же.

С объективной стороны данное преступление выражается в ведении агрессивной войны, под которым понимается осуществление военных операций против другого государства с применением всех видов вооружения либо ограниченного их набора. Военные операции могут выражаться в несправоцированном вторжении или нападении Вооруженных Сил на территорию другого государства или в военной оккупации территории или части территории другого государства, в бомбардировке Вооруженными Силами территории другого государства или в применении любого оружия против территории другого государства, в блокаде портов или берегов другого государства Вооруженными Силами, в нападении Вооруженных Сил на сухопутные, морские или воздушные флоты другого государства и др.

С субъективной стороны данное преступление характеризуется прямым умыслом.

Субъектами ведения агрессивной войны могут быть только лица, занимающие высшие государственные должности государственной службы Российской Федерации, в соответствии с Конституцией страны компетентные принимать решения о ведении или прекращении войны.

Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны

Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны (ст. 354 УК). Объектом рассматриваемого преступления является мирное сосуществование государств и народов. Общественная опасность публичных призывов к развязыванию агрессивной войны заключается в том, что такими действиями в обществе и соответствующих структурах государственной власти формируется социально-психологическая атмосфера морального оправдания развязывания агрессивной войны, а следовательно, создается соответствующая поддержка лицам, занимающим высшие государственные должности государственной службы РФ и компетентным принимать решения об объявлении войны.

С объективной стороны данное преступление выражается в устных или письменных обращениях к определенной аудитории слушателей (или читателей) с обоснованием целесообразности в национальных или иных интересах начала ведения военных действий против другого государства, а равно в обращениях к высшим должностным лицам страны с призывами о необходимости объявления войны против другого государства. Преступление является оконченным с момента устного выступления лица с такого рода призывами либо с момента рассылки, раскладки по почтовым ящикам или вывешивания (расклеивания на стендах), раздачи прохожим письменных обращений или документов такого рода. Когда призывы к развязыванию агрессивной войны записаны на аудио-, видеоаппаратуре, преступление следует считать оконченным с момента воспроизведения другим лицам такой аудио-, видеозаписи.

С субъективной стороны это преступление совершается только с прямым умыслом. Мотивами этого преступления могут быть национальная вражда и нетерпимость, религиозная ненависть и др. Для квалификации содеянного по ч. 1 ст. 354 УК мотивы значения не имеют, но они должны учитываться при назначении наказания виновному.

Субъектом данного преступления может быть любое частное лицо, достигшее 16-летнего возраста и обладающее вменяемостью.

Квалифицирующими признаками данного преступления являются совершение его с использованием средств массовой информации либо лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации (ч. 2 ст. 354). Под массовой информацией в соответствии со ст. 2 Закона РСФСР «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы. Под средством массовой информации имеется в виду периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации. Понятием периодического печатного издания охватываются газета, журнал, альманах,, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год. Под понятие радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программы подпадает совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющих постоянное название и выходящее в свет (эфир) не реже одного раза в год. В ст. 4 Закона указывается на то, что не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний.

К лицам, занимающим государственную должность Российской Федерации, относятся государственные служащие, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией РФ и федеральными законами. Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, депутаты, министры, судьи — государственные должности категории «Л». Должности, учреждаемые в установленном законодательством РФ порядке для непосредственного обеспечения полномочий лиц, занимающих должности категории «А», считаются государственными должностями категории «Б», а должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий, — государственными должностями категории «В». Перечень государственных должностей категории «А», «Б», «В» дастся в Реестре государственных должностей государственной службы РФ, утверждаемом Президентом РФ. Государственные должности государственной службы субъектов Российской Федерации устанавливаются конституциями, уставами и законодательными актами субъектов РФ.

Это интересно:  Состав и виды вымогательства – статья 163 УК РФ

Уголовный кодекс РФ

c комментариями

Глава 34. Преступления против мира и безопасности человечества.

Статья 353. Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны.
1. Планирование, подготовка или развязывание агрессивной войны — наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет.
2. Ведение агрессивной войны — наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.

Статья 354. Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны.
1. Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны — наказываются штрафом в размере от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев либо лишением свободы на срок до трех лет.
2. Те же деяния, совершенные с использованием средств массовой информации либо лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, — наказываются штрафом в размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Статья 355. Производство или распространение оружия массового поражения.
Производство, приобретение или сбыт химического, биологического, а также другого вида оружия массового поражения, запрещенного международным договором Российской Федерации, — наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.

Статья 356. Применение запрещенных средств и методов ведения войны.
1. Жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, депортация гражданского населения, разграбление национального имущества на оккупированной территории, применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации, — наказываются лишением свободы на срок до двадцати лет.
2. Применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором Российской Федерации, — наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.

Статья 357. Геноцид.
Действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы путем убийства членов этой группы, причинения тяжкого вреда их здоровью, насильственного воспрепятствования деторождению, принудительной передачи детей, насильственного переселения либо иного создания жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы, — наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет либо смертной казнью или пожизненным лишением свободы.

Статья 358. Экоцид.
Массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу, — наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет.

Статья 359. Наемничество.
1. Вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях — наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет.
2. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения или в отношении несовершеннолетнего, — наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет с конфискацией имущества или без таковой.
3. Участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях — наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет.
Примечание. Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, продолжительностью свыше одного месяца — наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.
Примечание. Наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей.

Статья 360. Нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой.
Нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующегося международной защитой, а равно на служебные или жилые помещения либо транспортное средство лиц, пользующихся международной защитой, если это деяние совершено в целях провокации войны или осложнения международных отношений, — наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет.

74. Понятие и виды преступлений против мира и безопасности человечества. Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны (ст. 353 ук рф)

Преступления против мира и безопасности человечества являются так называемыми международными преступлениями. Правовой основой борьбы с международными преступлениями и преступлениями международного характера являются двусторонние и многосторонние международные соглашения путем установления уголовно-правовых запретов о них в уголовном законодательстве конкретных государств. Предусмотренные в гл. 34 УК преступления по признаку непосредственного объекта посягательства условно можно разделить на три группы: 1) преступления против мира, 2) преступления против безопасности человечества и 3) преступления против международного сотрудничества.К преступлениям против мира относятся: 1)Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны;2) Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны;3) Нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой;4) Наемничество.Преступления против безопасности человечества:1) Разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт оружия массового поражения; 2) Применение запрещенных средств и методов ведения войны; 3) Геноцид; 4) Экоцид.

Преступл. против междунар. сотрудничества — Нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой (ст. 360 УК). Объектом данного состава преступления являются нормальные международные отношения государств. С объективной стороны данное преступление выражается в нападении на представителей иностранного государства, которые пользуются международной защитой, в нападении на представителя международной организации, на служебное или жилое помещение, на транспортные средства лица, пользующегося международной защитой.

Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны (ст. 353 УК РФ) Объективная сторона состоит:

в планировании агрессивной войны – разработка планов ведения боевых действий, расположения вооруженных сил, захвата объектов и т. д. на территории иностранного государства;– в подготовке агрессивной войны – совершение действий, которые направлены на обеспечение готовности к ведению агрессивной войны;– в развязывании агрессивной войны – начало действий по ее ведению.Агрессией является применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, не совместимым с Уставом ООН, как это установлено в настоящем определении. Применение вооруженной силы государством первым в нарушение Устава является свидетельством акта агрессии. Любое из следующих действий независимо от объявления войны будет квалифицироваться в качестве акта агрессии:– вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства, или любая военная оккупация, или любая аннексия с применением силы территории другого государства или части ее;

– бомбардировка вооруженными силами государства территории другого государства или применение любого оружия государством против территории другого государства;– блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства;– действие государства, позволяющего, чтобы его территория, которую оно предоставило в распоряжение другого государства, использовалась этим другим государством для совершения акта агрессии против третьего государства. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Субъект преступления – лица, занимающие высшие государственные должности.Часть 2 статьи устанавливает ответственность за ведение агрессивной войны, т. е. за непосредственное осуществление военных операций на территории иностранного государства.Геноцид (ст. 357 УК). Объектом состава геноцида являются безопасность человечества, жизнь и здоровье людей. Общественная опасность геноцида заключается в том, что в .результате совершения образующих это преступление действий полностью или частично прекращает или может прекратить существование определенная национальная, этническая, расовая или религиозная группа людей, характеризующаяся самобытностью образа жизни и культуры, традиций и обычаев, иными особенностями. С объективной стороны геноцид может выражаться в полном или частичном убийстве членов национальной, этнической, расовой или религиозной группы людей, насильственном воспрепятст-вовании деторождению среди названных выше групп людей, насильственной передаче детей, родившихся в среде названных выше групп людей, представителям других национальных, этнических, расовых или религиозных групп людей, в ином создании жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов национальной, этнической, расовой или религиозной группы.Экоцид (ст. 358 УК). Объектом состава экоцида является безопасность человечества, жизнь и здоровье людей и окружающая природная среда.Общественная опасность экоцида заключается в том, что образующими состав этого преступления действиями может быть нанесен огромный вред окружающей природной среде как естественной основе обитания людей, устойчивого социально-экономического развития страны и общества, сохранению генофонда народа, животного и растительного мира.

С объективной стороны рассматриваемое преступление выражается в массовом уничтожений растительного или животного мира, в отравлении атмосферы или водных ресурсов либо в совершении иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу.

коцид относится к материальным составам преступлений. Это преступление считается оконченным с момента наступления указанных в законе последствий.

С субъективной стороны данное преступление может быть совершено как с прямым, так и с косвенным умыслом. Мотивами этого преступления могут быть ложно понимаемые интересы военного и иного характера, другие соображения.

Субъектом экоцида может быть должностное лицо Вооруженных Сил РФ, лицо, занимающее иную государственную должность государственной службы РФ или субъекта РФ.

Статья написана по материалам сайтов: rulaws.ru, ukrf24.ru, ashpi.livejournal.com, rfuk.ru, studfiles.net.

»


Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector