+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Манипулирование рынком: статья 185.3 УК РФ, штраф, субъект, закон

1. Манипулирование рынком, то есть умышленное распространение через средства массовой информации, в том числе электронные, информационно-телекоммуникационные сети (включая сеть «Интернет»), заведомо ложных сведений или совершение операций с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами либо иные умышленные действия, запрещенные законодательством Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, если в результате таких незаконных действий цена, спрос, предложение или объем торгов финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без учета указанных выше незаконных действий, и такие действия причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжены с извлечением излишнего дохода или избежанием убытков в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев либо без такового с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные организованной группой или причинившие ущерб в особо крупном размере гражданам, организациям или государству либо сопряженные с извлечением излишнего дохода или избежанием убытков в особо крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от пятисот тысяч рублей до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечания.

1. Крупным ущербом, излишним доходом, убытками в крупном размере в настоящей статье признаются ущерб, излишний доход, убытки в сумме, превышающей три миллиона семьсот пятьдесят тысяч рублей, а в особо крупном размере — пятнадцать миллионов рублей.

2. Излишним доходом в настоящей статье признается доход, определяемый как разница между доходом, который был получен в результате незаконных действий, и доходом, который сформировался бы без учета незаконных действий, предусмотренных настоящей статьей.

3. Избежанием убытков в настоящей статье и статье 185.6 настоящего Кодекса признаются убытки, которых лицо избежало в результате неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком.

Комментарий к Ст. 185.3 УК РФ

1. Содержание специальных терминов, используемых при описании признаков объективной стороны деяния, определено в Федеральном законе от 27.07.2010 N 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 28.07.2012) , а также в ряде иных федеральных законов.
———————————
СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4193; 2011. N 29. Ст. 4291; N 48. Ст. 6728; 2012 N 31. Ст. 4334.

2. Понятие финансового инструмента дано в ст. 2 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (в ред. от 25.11.2009) , понятие иностранной валюты — в п. 2 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» , понятие товара — в п. 6 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 224-ФЗ.
———————————
СЗ РФ. 2009. N 48. Ст. 5731.

СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4859.

3. Согласно ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 N 224-ФЗ к манипулированию рынком относятся как прямо упомянутые в комментируемой статье распространение через средства массовой информации или любым иным способом заведомо ложных сведений, совершение операций с финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром и т.д., так и целый ряд иных действий. В этой же статье указанного Закона определено, при каких условиях названные действия нельзя отнести к манипулированию рынком.

4. Понятия «распространение информации», «операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами» разъяснены в п. п. 2 и 5 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 224-ФЗ. Исходя из строгого толкования текста комментируемой статьи, а также п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 N 224-ФЗ, под распространением заведомо ложных сведений следует понимать распространение любых сведений, а не только тех, о которых говорится в ст. 3 указанного Закона. Главное, что такие ложные сведения распространяются с целью наступления названных в комментируемой статье последствий первого вида (см. далее п. 7 коммент.).

СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3448.

6. Термины «цена», «спрос», «предложение», «объем торгов» в законодательстве не разъяснены, поэтому они понимаются в том значении, которое следует из их грамматического толкования, но с учетом содержания, в котором они используются в экономической практике. В частности, согласно Википедии объем торгов на фондовом рынке рассчитывается как число акций, переходящее от продавцов к покупателям, т.е. как торговый оборот внутри дня . Очевидно, данные категории будут разъяснены в соответствующем документе ФСФР России (см. далее п. 8 коммент.).
———————————
URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/объем торгов.

7. Состав преступления материальный. На определение момента окончания преступления влияет то обстоятельство, что указанные незаконные действия преступны при наступлении последствий нескольких видов: 1) цена, спрос, предложение или объем торгов финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без учета указанных незаконных действий; 2) причинение крупного ущерба гражданам, организациям или государству; 3) извлечение излишнего дохода или избежание убытков в крупном размере. Последствия последних двух видов альтернативны друг другу, т.е. для оконченного состава преступления достаточно, чтобы наступило лишь какое-то из них.

8. Согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 N 224-ФЗ критерии существенного отклонения цены, спроса, предложения или объема торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром по сравнению с уровнем цены, спроса, предложения или объема торгов таким финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром, который сформировался бы без учета действий, предусмотренных данной статьей, устанавливаются в зависимости от вида, ликвидности и (или) рыночной стоимости финансового инструмента, иностранной валюты и (или) товара организатором торговли на основании методических рекомендаций федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков. Таким органом является ФСФР России, Положение о которой утверждено Постановлением Правительства РФ от 29.08.2011 N 717 (в ред. от 05.05.2012) .
———————————
СЗ РФ. 2011. N 36. Ст. 5148; 2012. N 20. Ст. 2562. См.: информационное письмо ФСФР России от 27.01.2011 «О мерах по реализации Федерального закона от 27.07.2010 N 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

9. Понятия крупного ущерба, а также излишнего дохода и избежания убытков определены в примеч. к комментируемой статье. В примеч. 3 упоминается инсайдерская информация, понятие которой дается в п. 1 ст. 2 и других статьях Федерального закона от 27.07.2010 N 224-ФЗ. См. также: коммент. к ст. 185.6.

10. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом к последствиям первого вида. По отношению к иным последствиям умысел может быть и косвенным.

11. Исходя из описания в ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 N 224-ФЗ незаконных действий, относящихся к манипулированию рынком, субъект большинства данных нарушений может быть только специальным, например, им является заключающий сделки участник организованных торгов. Однако умышленно распространять любым способом заведомо ложные сведения с целью, вытекающей из содержания комментируемой статьи, может всякое лицо, следовательно, в последнем случае субъект преступления — общий — вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет.

12. О совершении преступления организованной группой см. коммент. к ст. 35. Иные квалифицирующие признаки определены в примеч. 1 к комментируемой статье.

Статья 185.3 УК РФ. Манипулирование рынком (действующая редакция)

1. Манипулирование рынком, то есть умышленное распространение через средства массовой информации, в том числе электронные, информационно-телекоммуникационные сети (включая сеть Интернет»), заведомо ложных сведений или совершение операций с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами либо иные умышленные действия, запрещенные законодательством Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, если в результате таких незаконных действий цена, спрос, предложение или объем торгов финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без учета указанных выше незаконных действий, и такие действия причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжены с извлечением излишнего дохода или избежанием убытков в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев либо без такового с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные организованной группой или причинившие ущерб в особо крупном размере гражданам, организациям или государству либо сопряженные с извлечением излишнего дохода или избежанием убытков в особо крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от пятисот тысяч рублей до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечания. 1. Крупным ущербом, излишним доходом, убытками в крупном размере в настоящей статье признаются ущерб, излишний доход, убытки в сумме, превышающей три миллиона семьсот пятьдесят тысяч рублей, а в особо крупном размере — пятнадцать миллионов рублей.

2. Излишним доходом в настоящей статье признается доход, определяемый как разница между доходом, который был получен в результате незаконных действий, и доходом, который сформировался бы без учета незаконных действий, предусмотренных настоящей статьей.

3. Избежанием убытков в настоящей статье и статье 185.6 настоящего Кодекса признаются убытки, которых лицо избежало в результате неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком.

Манипулирование рынком: статья 185.3 УК РФ, штраф, субъект, закон

Библиографическая ссылка на статью:
Филимонова И.В., Аджиева М.Х. Статья 185.3 Уголовного кодекса Российской Федерации «Манипулирование рынком»: проблемы применения // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/08/16012 (дата обращения: 23.09.2018).

Ст. 185.3 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее: УК РФ), устанавливающая уголовную ответственность за манипулирование рынком[1], появилась сравнительно недавно. В отличие от ряда зарубежных стран, имеющих развитое законодательство о противодействии манипулированию рынком, отечественное законодательство в данной сфере переживает стадию становления.

Обратившись к ст. 15.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мы увидим, что о сути манипулирования рынком в нем не сказано ничего – правовая норма отсылает к УК РФ, и предлагает соответствующим административным правонарушением считать действие, которое не содержит уголовно наказуемого деяния[2].

Однако и УК РФ в части установления уголовной ответственности за манипулирование рынком отнюдь не идеален.

Рассуждая о качестве всего законодательства о противодействии манипулированию рынком, глава Следственного комитета Российской Федерации Александр Бастрыкин отметил, что нормативная база по этому вопросу нуждается в совершенствовании. К его словам необходимо прислушаться, поскольку дела о манипулировании рынком относятся к подследственности Следственного комитета. Указывается, что многие соответствующие правовые нормы имеют крайне низкий правоприменительный потенциал и лишь создают видимость уголовно-правовой защищенности экономических отношений[3].

В частности, известно, что глубокая девальвация российского рубля была связана не только с такими экономическими факторами, как падение мировых цен на энергоносители, высокая степень зависимости российской экономики от импорта, ужесточение монетарной политики США, мировая рецессия, но и с сильнейшим спекулятивным давлением на него. Некоторые крупные участники валютного рынка вели себя таким образом, словно им было во всех деталях известно о динамике дальнейших курсовых колебаний национальной валюты. Очевидно, что без знания соответствующей инсайдерской информации они вряд ли совершали бы спекулятивные сделки, связанные с высокими рисками, используя для этого практически все имеющиеся финансовые ресурсы.

Это интересно:  Участие переводчика в уголовном процессе - статья 59 УПК РФ

Между тем, за три первых года действия ст.ст. 185.3 и 185.6 УК РФ, предусматривающих ответственность за манипулирование рынком и незаконное использование инсайдерской информации, по ним было возбуждено всего три дела. Это было связано не только с объективными трудностями, отсутствием навыков выявления подобного рода преступлений, разработанных и апробированных криминалистических методик их расследования, но и с недостаточных качеством самих правовых норм.

Не случайно Следственный комитет неоднократно отмечал, что необходимо улучшить уголовное законодательство в части ответственности за манипулирование рынком и незаконное использование инсайдерской информации[3].

Ст. 185.3 УК РФ («Манипулирование рынком») достаточно сложна для толкования, что связано с необходимостью обращения не только к уголовному, но и к административному, гражданскому и финансовому законодательству.

Согласно ч. 1 ст. 185.3 УК РФ, манипулирование рынком есть умышленное распространение через средства массовой информации, в том числе электронные, информационно-телекоммуникационные сети (включая сеть «Интернет»), заведомо ложных сведений или совершение операций с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами либо иные умышленные действия, запрещенные законодательством Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, если в результате таких незаконных действий цена, спрос, предложение или объем торгов финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без учета указанных выше незаконных действий, и такие действия причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжены с извлечением излишнего дохода или избежанием убытков в крупном размере.

Как видим, данная уголовно-правовая норма довольно громоздка, и в определенной мере именно поэтому сложна для уяснения. Описывая способы манипулирования рынком, законодатель не может определить их исчерпывающе. Это невозможно сделать ввиду того, что способы совершения данного деяния постоянно меняются и становятся все изощреннее, в то время как закон не обладает такой мобильностью. Однако, оставляя перечень способов манипулирования рынком открытым, законодатель одновременно делает отсылку к законодательству о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком. Очевидно, что такое законодательство прежде всего представлено Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [4]. Обращаясь к ч. 1 ст. 5 Закона («Действия, относящиеся к манипулированию рынком»), мы видим исчерпывающий перечень таких действий. Становится неясно, зачем в ст. 185.3 УК РФ законодатель вообще делал попытку раскрыть содержание некоторых способов манипулирования рынком.

Уголовно-правовая норма требует, чтобы в результате манипулирования рынком цена, спрос, предложение или объем торгов финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без учета указанных выше незаконных действий. В ч. 2 ст. 5 Закона говорится о том, что критерии существенного отклонения цены, спроса, предложения или объема торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром по сравнению с уровнем цены, спроса, предложения или объема торгов такими финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром, который сформировался бы без учета действий, предусмотренных настоящей статьей, устанавливаются в зависимости от вида, ликвидности и (или) рыночной стоимости финансового инструмента, иностранной валюты и (или) товара организатором торговли на основании методических рекомендаций Банка России.

Другими словами, Федеральный закон отсылает правоприменителя к следующему документу, без которого ему не обойтись при квалификации деяния – соответствующим методическим рекомендациям Банка России. Такие рекомендации не одни – к примеру, Методические рекомендации по установлению критериев существенного отклонения цены, спроса, предложения и объема торгов неликвидными ценными бумагами, Методические рекомендации по установлению критериев существенного отклонения цены на иностранную валюту, Методические рекомендации по установлению критериев существенного отклонения спроса и предложения ликвидных и низколиквидных ценных бумаг и др. [5].

Отметим существенную роль Банка России при выявлении незаконных действий, которые впоследствии могут быть квалифицированы как манипулирование рынком. В структуре банка России имеется Главное управление противодействия недобросовестным практикам поведения на открытом рынке, которое осуществляет деятельность по обеспечению контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, расследует случаи неправомерного использования инсайдерской информации, манипулирования рынком, выявляет случаи создания фиктивной оценки активов на открытом рынке, выявляет деятельность организаций, имеющих признаки финансовых пирамид[6].

Так, следственными органами Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по городу Москве расследуется уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 185.3 УК РФ (манипулирование рынком). По версии следствия, в ноябре 2013 г. неустановленные следствием лица совершали сделки по продаже обыкновенных акций ОАО «Мечел» в интересах кипрских инвестиционных компаний. В результате этих сделок цена обыкновенной акции ОАО «Мечел» существенно (более чем на 30%) отклонилась от уровня, который сформировался бы без проведения указанных сделок. Впоследствии указанные лица совершали противоположные сделки по приобретению акций по ценам ниже установленных первоначально, в результате чего получили излишний доход в сумме свыше 350 млн. рублей. В ходе расследования было установлено, что основную роль в падении котировок акций ОАО «Мечел» сыграли клиенты нескольких профессиональных участников рынка ценных бумаг, в том числе ООО «Компания-БКС». В рамках расследования уголовного дела в офисах ООО «Компания-БКС» были проведены обыски с целью изъятия первичной документации по сделкам с акциями ОАО «Мечел», а также по взаимоотношениям с кипрскими компаниями. В настоящее время проводится комплекс следственных действий, направленных на установление всех обстоятельств преступления и задержание лиц, причастных к его совершению.

Стоит отметить, что указанное преступление было выявлено благодаря совместной работе следователей управления по расследованию особо важных дел ГСУ СК России по городу Москве и сотрудников Центрального Банка Российской Федерации[3]. На необходимость такого взаимодействия уже указывалось в литературе[7, с. 3]. Оно необходимо, поскольку сам Банк не может осуществлять деятельность по выявлению манипулирования рынком и по борьбе с таковым достаточно эффективно.

Однако, указания в тс. 185.3 УК РФ на «существенное отклонение» мало. Требуется, чтобы манипулирование рынком причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо было сопряжено с извлечением излишнего дохода или избежанием убытков в крупном размере, то есть состав преступления, предусмотренного ст. 183.3 УК РФ, является материальным.

Как указано в примечаниях к статье, крупным ущербом, излишним доходом, убытками в крупном размере признаются ущерб, излишний доход, убытки в сумме, превышающей три миллиона семьсот пятьдесят тысяч рублей, в особо крупном размере – в сумме, превышающей пятнадцать миллионов рублей (размер был существенно повышен законодателем в июле текущего года). Излишним доходом в настоящей статье признается доход, определяемый как разница между доходом, который был получен в результате незаконных действий, и доходом, который сформировался бы без учета незаконных действий, предусмотренных настоящей статьей. Избежанием убытков в настоящей статье признаются убытки, которых лицо избежало в результате неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком.

Непосредственный объект данного состава преступления – установленный порядок справедливого ценообразования на финансовые инструменты, валюту, товары; равенство инвесторов, их доверие. Дополнительный непосредственный объект составляют имущественные интересы граждан, организаций, публично-правовых образований.

Субъектом является вменяемое лицо, достигшее 16 лет. В этой связи необходимо сделать следующе замечание.

Учеными давно обращено пристальное внимание на проблему борьбы с преступлениями, совершаемыми в интересах юридических лиц или с их использованием. Масштабность этого явления позволяет утверждать, что в России окончательно сформировался качественно новый вид преступности – преступность юридических лиц (корпоративная преступность). Как показала практика, действующий механизм привлечения юридических лиц к административной ответственности за причастность к преступлению абсолютно неэффективен. Об этом свидетельствует и статистика. К примеру, по данным Следственного комитета Российской Федерации на фоне тотальной коррупции в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд по фактам причастности юридического лица к корпоративной коррупции за три года к административной ответственности были привлечены лишь немногим более 20 организаций. При распространенности монополистических сговоров в целях завышения цен на отдельные виды сырья и продукции, а также в целях манипулирования рынком, случаи привлечения организаций к административной ответственности носят единичный характер[3]. Полагаем, вопрос о возможности привлечения к уголовной ответственности юридических лиц весьма актуален. Это позволит лучше продумать границы соприкосновения административного правонарушения и преступления, учитывать общественную опасность содеянного и назначать адекватное наказание.

УК РФ справедливо предполагает, что манипулирование рынком совершается с умыслом. Поскольку Кодекс упоминает термин «заведомость», очевидно, что речь идет о прямом умысле.

Полагаем, данные некоторые предложения законодатель мог бы учесть. В частности, следует поддержать введение неоднократности в качестве квалифицирующего признака. Манипулирование рынком – деятельность «профессиональная», осуществляемая, как правило, не разово, а на постоянной основе.

Ставить в качестве условия привлечения лица к уголовной ответственности за манипулирование рынком привлечение его к административной ответственности, на наш взгляд, нельзя. Это повлечет несоответствие общественной опасности содеянного и наказания за это. Напротив, введение соответствующего квалифицирующего признака было бы не лишним, так как если лицо, совершив административное правонарушение, продолжает дальше нарушать закон, это доказывает, что административное наказание для него недостаточно эффективно.

Совершенно не лишним является упоминание законодателем такого квалифицирующего признака, как совершение деяния организованной группой – при манипулировании рынком это случается довольно часто и должно быть учтено.

К недостаткам современного российского законодательства о противодействии манипулированию рынком можно отнести следующие:

1) позднее введение в УК РФ состава «манипулирование рынком», в то время как деяния, которые могли бы квалифицироваться соответствующим образом, совершаются очень давно;

2) как следствие вышеуказанного – в России очень небольшой опыт противодействия манипулированию рынком в отличие от многих зарубежных стран;

3) неудачные механизмы противодействия манипулированию рынком;

4) отсутствие эффективной системы взаимодействия соответствующих государственных органов, которые должны выявлять деяния, подпадающие под манипулирование рынком;

5) расплывчатость формулировки ст. 185.3 УК РФ, которая выражается в применении цепи бланкетных признаков, существенно затрудняющих работу правоприменителя при квалификации деяния как манипулирование рынком;

6) нецелесообразное цитирование положений Федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части описания манипулирования рынком;

7) недостаточное число учтенных законодателем квалифицирующих признаков данного деяния;

8) завышение размера крупного ущерба;

9) несоответствие наказания за манипулирование рынком общественной опасности содеянного.

Также возникает вопрос, насколько целесообразно освобождение от уголовной ответственности за преступления в сфере экономической деятельности, к которым относится в том числе манипулирование рынком.

Согласно ч. 2 ст. 76.1 УК РФ лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 185.3 Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если возместило ущерб, причиненный гражданину, организации или государству в результате совершения преступления, и перечислило в федеральный бюджет денежное возмещение в размере двукратной суммы причиненного ущерба, либо перечислило в федеральный бюджет доход, полученный в результате совершения преступления, и денежное возмещение в размере двукратной суммы дохода, полученного в результате совершения преступления, либо перечислило в федеральный бюджет денежную сумму, эквивалентную размеру убытков, которых удалось избежать в результате совершения преступления, и денежное возмещение в размере двукратной суммы убытков, которых удалось избежать в результате совершения преступления, либо перечислило в федеральный бюджет денежную сумму, эквивалентную размеру совершенного деяния, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса, и денежное возмещение в двукратном размере этой суммы. Отметим, что раньше речь шла о пятикратной сумме.

Не стоит забывать, что негативными последствиями манипулирования рынком помимо прочего являются его дестабилизация, создание финансовых рисков различного рода, материальные потери. Очевидно, что не весь этот ущерб можно возместить. Кроме того, в УК РФ заложена реальная возможность ухода от привлечения к уголовной ответственности, что в сложившихся в настоящее время обстоятельствах сводит на нет действие принципа неотвратимости ответственности.

Налицо неоправданная либерализация уголовного законодательства, хотя не все авторы поддерживают данную точку зрения[10, с. 110].

Также необходимо отметить важность разработки криминалистической методики расследования данного вида преступлений[11, с. 8]. Безусловно, пока практика не дает для этого достаточных данных, характеризующих обстановку, способы, механизм совершения и сокрытия манипулирования рынком, личность преступника и потерпевших, однако работа над данной методикой должна вестись.

Подводя итог, следует отметить следующее.

1. Во избежание перегруженности ст. 185.3 УК РФ понятиями полагаем необходимым сформулировать данную уголовно-правовую норму следующим образом: «манипулирование рынком – умышленные действия, запрещенные законодательством Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, если в результате таких незаконных действий цена, спрос, пред ложение или объем торгов финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без учета указанных выше незаконных действий, и такие действия причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжены с извлечением излишнего дохода или избежанием убытков в крупном размере».

2. Необходимо ввести в ч. 2 ст. 185.3 УК РФ новые квалифицирующие признаки – неоднократность и привлечение к административной ответственности за ранее совершенное аналогичное деяние.

3. Нужно наладить систему эффективного взаимодействия Банка России и Следственного комитета в части выявления и расследования случаев манипулирования рынком, что невозможно сделать без научной разработки методики расследования деяний данной категории.

Это интересно:  Оскорбление представителя власти: какая статья предусмотрена в УК РФ?

4. Полагаем необходимым снизить размер крупного ущерба, определенный в ст. 185.3 УК РФ, а также усилить тяжесть наказания за манипулирование рынком. Освобождение от уголовной ответственности за совершение такого рода деяний считаем недопустимым.

Квалификация манипулирования рынком (ст. 185.3 УК РФ)

Действующая редакция ст. 185.3 УК РФ вступила в силу с 27 января 2011 г. вместо утратившей силу старой редакции ст. 185.3 УК РФ «Манипулирование ценами на рынке ценных бумаг» (введена Федеральным законом от 30.10.2009 №241- ФЗ).

Непосредственный объект — основанная на законе и честной конкурентной борьбе деятельность на рынке операций с финансовыми инструментами.

Нормативной основой для данной нормы, так же, как деяния, предусмотренного ст. 185.6 «Неправомерное использование инсайдерской информации», стал Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию

инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно ст. 5 указанного закона к манипулированию рынком относятся следующие действия:

1) умышленное распространение через средства массовой информации, в том числе через электронные, информационно­телекоммуникационные сети общего пользования (включая сеть «Интернет»), любым иным способом заведомо ложных сведений, в результате которого цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без распространения таких сведений;

2) совершение операций с финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром по предварительному соглашению между участниками торгов и (или) их работниками и (или) лицами, за счет или в интересах которых совершаются указанные операции, в результате которых цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без таких операций;

3) совершение сделок, обязательства сторон по которым исполняются за счет или в интересах одного лица, в
результате которых цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без таких сделок;

4) выставление за счет или в интересах одного лица заявок, в результате которого на организованных торгах одновременно появляются две и более заявки противоположной направленности, в которых цена покупки финансового инструмента, иностранной валюты и (или) товара выше цены либо равна цене продажи такого же финансового инструмента, иностранной валюты и (или) товара, в случае, если на основании указанных заявок совершены операции, в результате которых цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без таких операций;

5) неоднократное в течение торгового дня совершение на организованных торгах сделок за счет или в интересах одного лица на основании заявок, имеющих на момент их выставления наибольшую цену покупки либо наименьшую цену продажи финансового инструмента, иностранной валюты и (или) товара, в результате которых их цена существенно отклонилась от уровня, который сформировался бы без таких сделок, в целях последующего совершения за счет или в интересах того же или иного лица противоположных сделок по таким ценам и последующее совершение таких противоположных сделок;

6) неоднократное в течение торгового дня совершение на организованных торгах за счет или в интересах одного лица сделок в целях введения в заблуждение относительно цены финансового инструмента, иностранной валюты и (или) товара, в результате которых цена финансового инструмента,

иностранной валюты и (или) товара поддерживалась на уровне, существенно отличающемся от уровня, который сформировался бы без таких сделок; 7) неоднократное неисполнение обязательств по операциям, совершенным на организованных торгах без намерения их исполнения, с одними и теми же финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром, в результате чего цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без таких операций.

Критерии существенного отклонения цены, спроса, предложения или объема торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром по сравнению с уровнем цены, спроса, предложения или объема торгов такими финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром, который сформировался бы без учета действий, предусмотренных настоящей статьей, устанавливаются в зависимости от вида, ликвидности и (или) рыночной стоимости финансового инструмента, иностранной валюты и (или) товара организатором торговли на основании методических рекомендаций федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков.

Объективная сторона данного преступления характеризуется действиями в виде:

1) умышленного распространения через средства массовой информации, в том числе электронные, информационно­телекоммуникационные сети общего пользования (включая сеть «Интернет»), заведомо ложных сведений;

2) совершения операций с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами;

3) иных умышленных действий, запрещенных законодательством Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, —

если в результате таких незаконных действий цена, спрос, предложение или объем торгов финансовыми инструментами, иностранной валютой и(или) товарами отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без учета указанных выше незаконных действий.

По конструкции объективной стороны данный состав преступления формально-материальный и считается оконченным с момента наступления последствий в виде крупного ущерба, размер которого должен превышать 2,5 млн. рублей, либо извлечения излишнего дохода, либо избежания убытков на ту же сумму.

Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины в виде прямого умысла.

Субъект преступления — лица, имеющие доступ на финансовые рынки, их перечень дан в Федеральном законе от 27 июля 2010 г. № 224-ФЗ.

К сожалению, отсутствие практики по применению данной нормы не позволяет сделать каких-либо выводов о ее работоспособности.

Вместе с тем, наличие в диспозиции ст. значительного числа неконкретизированных (оценочных) понятий, буквально повторяющих положения вышеуказанного
федерального закона, обрекает, на наш взгляд, данную норму на практическую бездеятельность.

Манипулирование рынком (ст. 185.3 УК РФ).

В редакции Федерального закона от 30.10.2009 № 241-ФЗ, дополнившего УК РФ этим преступлением, его основной состав определялся как манипулирование ценами на рынке ценных бумаг, если такое деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере. В последней редакции ст. 185.3 УК РФ речь идет о манипулировании рынком, которое в качестве основного состава преступления понимается как умышленное распространение через СМИ, в том числе электронные, информационно-телекоммуникационные сети (включая сеть Интернет), заведомо ложных сведений или совершение операций с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами либо иные умышленные действия, запрещенные законодательством РФ о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, если в результате таких незаконных действий цена, спрос, предложение или объем торгов финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без учета указанных выше незаконных действий, и такие действия причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжены с извлечением излишнего дохода или избежанием убытков в крупном размере.

Объект преступления. Считается, что как и нарушение порядка учета прав на ценные бумаги, данное преступление посягает на интересы инвесторов.

Объективная сторона данного преступления сконструирована по типу материального состава. С точки зрения деяния к манипулированию рынком ст. 185.3 УК РФ относит три вида действия.

Первый вид — распространение через СМИ, в том числе электронные, информационно-телекоммуникационные сети (включая сеть Интернет), ложных сведений. Статья 2 Федерального закона от 11.07.2011 № 200-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Росийской Федерации в связи с принятием Федерального закона “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”» к распространению сведений относит действия: а) направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или на передачу информации неопределенному кругу лиц, в том числе путем ее раскрытия в соответствии с законодательством РФ о ценных бумагах; б) связанные с опубликованием информации в СМИ, в том числе в электронных, информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц (включая сеть Интернет); в) связанные с распространением информации через электронные, информационно-телекоммуникационные сети, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц (включая сеть Интернет). Под ложными сведениями в теории и судебной практике принято понимать сведения, которые в полном объеме или частично не соответствуют действительности.

Второй вид действий: совершение операций с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами. Пункт 2 ст. 2 данного Закона толкует их как совершение сделок и иных действий, направленных на приобретение, отчуждение, иное изменение прав на финансовые инструменты, иностранную валюту и (или) товары, а также действий, связанных с принятием обязательств совершить указанные действия, в том числе выставление заявок (дача поручений).

Третий вид действий: иные действия, запрещенные законодательством РФ о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком. К числу таковых относятся действия: подпадающие под перечень, установленный ст. 5 Федеральный закон от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и при этом не охватываемые понятиями «распространение через СМИ ложных сведений» и «совершение операций с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами.

Указанные виды действий могут влечь уголовную ответственность только в том случае, когда в результате их совершения цена, спрос, предложение или объем торгов финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без учета указанных выше незаконных действий, и при этом такие действия причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо были сопряжены с извлечением излишнего дохода или избежанием убытков в крупном размере. Причинение гражданам, организациям или государству ущерба в особо крупном размере либо извлечение излишнего дохода или избежанием убытков в особо крупном размере дает основание для вменения ч. 2 ст. 185.3 УК РФ.

Примечанием к этой статье установлено, что в ней: 1) крупным ущербом, излишним доходом, убытками в крупном размере признаются ущерб, излишний доход, убытки в сумме, превышающей 2,5 млн руб., в особо крупном размере — в сумме, превышающей 10 млн руб.; 2) излишним доходом — доход, определяемый как разница между доходом, который был получен в результате незаконных действий, и доходом, который сформировался бы без учета незаконных действий, предусмотренных настоящей статьей; 3) избежанием убытков — избежание убытков в результате неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком.

Субъективная сторона преступления предполагает возможность его совершения только с прямым умыслом. При неправомерном использовании инсайдерской информации, распространении ложных сведений лицо не может нести уголовную ответственность, если оно не знало или не должно было знать, что такая информация является инсайдерской, а распространенные сведения — заведомо ложными.

Субъект данного преступления — вменяемый человек, который в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ может быть признан инсайдером.

Совершение действий по манипулированию рынком организованной группой относится к квалифицированным видам рассматриваемого преступления (ч. 2 ст. 185.3 УК РФ).

Воспрепятствование осуществлению или незаконное ограничение прав владельцев ценных бумаг (ст. 185.4 УК РФ). Как и в момент дополнения Федеральным законом от 30.10.2009 № 241-ФЗ УК РФ данным видом преступления, его основной состав образует воспрепятствование осуществлению или незаконное ограничение прав владельцев ценных бумаг определяется как незаконный отказ в созыве или уклонение от созыва общего собрания владельцев ценных бумаг, незаконный отказ регистрировать для участия в общем собрании владельцев ценных бумаг лиц, имеющих право на участие в общем собрании, проведение общего собрания владельцев ценных бумаг при отсутствии необходимого кворума, а равно иное воспрепятствование осуществлению или незаконное ограничение установленных законодательством РФ прав владельцев эмиссионных ценных бумаг либо инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, если эти деяния причинили гражданам, организациям или государству крупный ущерб либо сопряжены с извлечением дохода в крупном размере.

Объект преступления. Чаще всего в юридической литературе им признают некоторого рода общественные отношения (по терминологии одних — складывающиеся на рынке ценных бумаг, других — регулирующие права владельцев ценных бумаг и т.п.) или, например, непосредственно интересы владельцев эмиссионных ценных бумаг либо инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов.

Иногда в данном случае выделяются потерпевшие от преступления, которыми, как считается, могут выступать государство, юридическое или физическое лицо, являющиеся владельцем эмиссионных ценных бумаг либо инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов.

Объективная сторона преступления включает в себя деяние, которое определяется как: а) незаконный отказ в созыве или уклонение от созыва общего собрания владельцев ценных бумаг; б) незаконный отказ регистрировать для участия в общем собрании владельцев ценных бумаг лиц, имеющих право на участие в общем собрании; в) проведение общего собрания владельцев ценных бумаг при отсутствии необходимого кворума; г) иное воспрепятствование осуществлению или незаконное ограничение установленных законодательством РФ прав владельцев эмиссионных ценных бумаг либо инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов.

Это интересно:  330 статья УК РФ – самоуправство: заявление и ответственность

В сущности, каждое из перечисленных деяний представляет собой нарушение требований федеральных законов и принятых в соответствии с ними иных правовых актов, устанавливающих перечень и порядок реализации прав владельцев эмиссионных ценных бумаг и инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов. В связи с этим, например, незаконным отказом в созыве или уклонением от созыва общего собрания владельцев ценных бумаг следует считать любое непроведение очередного или внеочередного собрания, если их проведение является обязательным. К незаконному отказу в регистрации для участия в общем собрании владельцев ценных бумаг лиц, имеющих право на участие в нем, следует относить отказ, осуществляемый, на наш взгляд, не только в отношении тех из них, которые внесены в список лиц, имеющих право на участие, но и тех, кто не внесен в него. Проведение общего собрания владельцев ценных бумаг при отсутствии необходимого кворума означает, что нет требуемого количества голосов зарегистрированных акционеров для принятия решения и возможности проведения общего собрания либо при голосовании по вопросам, по которым необходимо квалифицированное большинство голосов. К иному воспрепятствованию осуществлению или незаконному ограничению установленных законодательством РФ прав владельцев эмиссионных ценных бумаг либо инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов может относиться: ущемление права на внесение предложения в повестку дня годового общего собрания акционеров, в выдвижении кандидатов в совет директоров (наблюдательный совет) общества, коллегиальный исполнительный орган, ревизионную комиссию (ревизоры) и счетную комиссию общества; изменение повестки дня общего собрания акционеров (общего собрания владельцев инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда) после направления (вручения, опубликования) сообщения о проведении общего собрания акционеров (общего собрания владельцев инвестиционных наев закрытого паевого инвестиционного фонда); несоблюдение требований федеральных законов и принятых в соответствии с ними подзаконных правовых актов к форме, сроку или месту проведения общего собрания акционеров (общего собрания владельцев инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда); нарушение порядка оглашения или доведения до сведения акционеров (владельцев инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда) решений, принятых общим собранием, либо результатов голосования и др.

В отличие от ст. 15.20. КоАП РФ, предусматривающей ответственность за сам факт воспрепятствования осуществлению прав, удостоверенных ценными бумагами, ст. 185.4 УК РФ конструирует материальный состав преступления, в котором в качестве последствия совершенного деяния указано причинение им гражданам, организациям или государству крупного ущерба либо извлечение дохода в крупном размере. Примечанием к ст. 185 УК РФ установлено, что крупным ущербом и доходом в крупном размере должна признаваться сумма, превышающая 1 млн руб.

Субъективная сторона преступления предполагает возможность его совершения только с прямым умыслом.

Субъект преступления — лицо, которое наделено соответствующими полномочиями, например, по созыву собрания, регистрации участников общего собрания владельцев цепных бумаг.

В случаях, когда воспрепятствование осуществлению или незаконное ограничение прав владельцев ценных бумаг осуществляется группой лиц но предварительному сговору или организованной группой, деяние квалифицируется но ч. 2 ст. 185.4 УК РФ.

Фальсификация решения общего собрания акционеров (участников) хозяйственного общества или решения совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества (ст. 185.5 УК РФ). Являясь в определенном смысле разновидностью преступления, предусмотренного ст. 185.4, фальсификация решения общего собрания акционеров (участников) хозяйственного общества или решения совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества характеризуется определенной спецификой, касающейся объективной и субъективной стороны преступления.

Объективная сторона преступления. С точки зрения деяния специфика этого преступления состоит прежде всего в том, что оно предполагает осуществляемое определенными способами искажение результатов голосования и (или) воспрепятствование свободной реализации права при принятии решения на общем собрании акционеров, общем собрании участников общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью или на заседании совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества. В числе таких способов различаются два. Первый способ связан с внесением в протокол общего собрания, в выписки из него, в протокол заседания совета директоров (наблюдательного совета), а равно в иные отражающие ход и результаты голосования документы заведомо недостоверных сведений о количестве голосовавших, кворуме или результатах голосования. Второй — заключающийся в искажении результатов голосования либо воспрепятствовании свободной реализации права акционеров (участников) хозяйственного общества или решения совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества, более многообразен: а) составление заведомо недостоверного списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании, заведомо недостоверный подсчет голосов или учет бюллетеней для голосования; б) блокирование или ограничение фактического доступа акционера (участника) хозяйственного общества или члена совета директоров (наблюдательного совета) к голосованию; в) несообщение сведений о проведении общего собрания акционеров (участников) или заседания совета директоров (наблюдательного совета) либо сообщение недостоверных сведений о времени и месте проведения общего собрания, заседания совета директоров (наблюдательного совета);

г) голосование от имени акционера (участника) хозяйственного общества или члена совета директоров (наблюдательного совета) по заведомо подложной доверенности, лица, заведомо не имеющего полномочий.

В отличие от ст. 185.4 УК РФ фальсификация решения общего собрания акционеров (участников) хозяйственного общества или решения совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества имеет конструкцию формального состава, вменение которого в качестве оконченного не ставится в зависимость от причинения гражданам, организациям или государству какого-либо ущерба или наступления каких-либо иных последствий.

Совершение рассматриваемого деяния путем принуждения акционера общества, участника общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью, члена совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества к голосованию определенным образом или отказу от голосования, соединенных с шантажом, а равно с угрозой применения насилия либо уничтожения или повреждения чужого имущества, является основанием для вменения квалифицированного вида данного преступления ч. 2 ст. 185.5 УК РФ.

Субъективная сторона преступления. Ее особенность проявляется в таком умышленном искажении результатов голосования либо воспрепятствовании свободной реализации, которые осуществляются с указанной в ст. 185.5 УК РФ целью: незаконного захвата управления в юридическом лице посредством принятия незаконного решения о внесении изменений в устав хозяйственного общества или об одобрении крупной сделки, или об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, или об изменении состава органов управления хозяйственного общества (совета директоров, единоличного или коллегиального исполнительного органа общества), или об избрании его членов и о досрочном прекращении их полномочий, или об избрании управляющей организации либо управляющего, или об увеличении уставного капитала хозяйственного общества путем размещения дополнительных акций, или о реорганизации либо ликвидации хозяйственного общества.

Неправомерное использование инсайдерской информации (ст. 185.6 УК РФ). В отечественном законодательстве уголовная ответственность за неправомерное использование инсайдерской информации впервые была предусмотрена Федеральным законом от 27.07.2010 № 224-ФЗ, в соответствии с которым УК РФ был дополнен ст. 185.6. Данной статье под неправомерным использованием инсайдерской информации в качестве основного состава преступления понимается умышленное использование инсайдерской информации для осуществления операций с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, к которым относится такая информация, за свой счет или за счет третьего лица, а равно умышленное использование инсайдерской информации путем дачи рекомендаций третьим лицам, обязывания или побуждения их иным образом к приобретению или продаже финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров, если такое использование причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода или избежанием убытков в крупном размере.

Объектом данного преступления обычно предлагается рассматривать общественные отношения, обеспечивающие справедливое ценообразование на финансовые инструменты, иностранную валюту и (или) товары, равенство и укрепление доверия инвесторов.

Предметом данного преступления признается инсайдерская информация. Ее понятие дано в п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: эго точная и конкретная информация, которая не была распространена или предоставлена (в том числе сведения, составляющие коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств) и иную охраняемую законом тайну), распространение или предоставление которой может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров (в том числе сведения, касающиеся одного или нескольких эмитентов эмиссионных ценных бумаг (далее — эмитент), одной или нескольких управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов (далее — управляющая компания), одного или нескольких указанных в законе хозяйствующих субъектов, либо одного или нескольких финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров) и которая относится к информации, включенной в соответствующий перечень инсайдерской информации. Статья 3 данного Закона не относит к таковой информации: 1) сведения, ставшие доступными неограниченному кругу лиц, в том числе в результате их распространения; исследования, прогнозы и оценки в отношении финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров; 2) осуществленные на основе общедоступной информации исследования, прогнозы и оценки в отношении финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров, а также рекомендации и (или) предложения об осуществлении операций с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами.

Объективная сторона данного преступления сконструирована по типу материального состава, в котором в качестве деяния могут выступать указанные в законе виды использования инсайдерской информации. Один из них — использование инсайдерской информации для осуществления операций с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, к которым относится такая информация, за свой счет или за счет третьего лица — в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ предполагает совершение сделок и иные действия, направленные на приобретение, отчуждение, иное изменение прав на финансовые инструменты, иностранную валюту и (или) товары, а также действия, связанные с принятием обязательств совершить указанные действия, в том числе выставление заявок (дача поручений). Другой способ — использование инсайдерской информации путем дачи рекомендаций третьим лицам, обязывания или побуждения их иным образом к приобретению или продаже финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров — имеет в виду только такие рекомендации, обязывания или побуждения, которые осуществляются на основе имеющейся у виновного инсайдерской информации. В обоих случаях предполагается вменение таких действий, которые совершаются после того, как лицу стала известна инсайдерская информация, и которые подпадают под запрет, установленный ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ.

Аналогичные признаки являются обязательными и для третьего вида использования инсайдерской информации — путем ее неправомерной передачи другому лицу. Признавая этот вид использования данной информации квалифицирующим признаком преступления (ч. 2 ст. 185.6 УК РФ), законодатель не связывает наказуемость такой передачи с ее возмездным характером, способом и объемом передаваемой информации и т.д. Вместе с тем из ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ следует, что не может считаться неправомерной передача инсайдерской информации лицу, включенному в список инсайдеров, в связи с исполнением обязанностей, установленных федеральными законами, либо в связи с исполнением трудовых обязанностей или исполнением договора. Кроме того, согласно ч. 3 ст. 6 данного Закона не является нарушением установленного запрета передача инсайдерской информации для ее опубликования редакции средства массовой информации, ее главному редактору, журналисту и иному ее работнику, а также ее опубликование в средстве массовой информации. «При этом, — указывается здесь, — передача такой информации для ее опубликования или ее опубликование не освобождают от ответственности за незаконное получение, использование, разглашение сведений, составляющих государственную, налоговую, коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств) и иную охраняемую законом тайну, и от соблюдения обязанности по раскрытию или предоставлению инсайдерской информации».

В отличие от ст. 15.21 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за неправомерное использование инсайдерской информации, для применения ст. 185.6 УК РФ необходимо, чтобы наступили последствия в виде причинения крупного ущерба гражданам, организациям или государству либо преступление было сопряжено с извлечением дохода или избежанием убытков в крупном размере. Примечанием к данной статье установлено, что крупным ущербом, доходом, убытками в крупном размере в ней признаются ущерб, доход, убытки в сумме, превышающей 2,5 млн руб.

Субъективная сторона данного преступления предполагает возможность его совершения только с прямым умыслом. Виновный сознает, что использует инсайдерскую информацию, а равно использует инсайдерскую информацию путем дачи рекомендаций третьим лицам, обязывает или побуждает их иным образом к приобретению или продаже финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров или использует инсайдерскую информацию путем ее неправомерной передачи другому лицу, предвидит, что его действиями причиняется крупный ущерб гражданам, организациям или государству, и желает наступления указанных последствий, преследуя при этом цель осуществления выгодных для него операций с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, к которым относится такая информация, за свой счет или за счет третьего лица.

Мотивы и цель неправомерного использования инсайдерской информации могут быть различными, их конкретное содержание может быть учтено при назначении наказания.

Субъект данного преступления — лицо, которое в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ может быть признано инсайдером.

Статья написана по материалам сайтов: stykrf.ru, www.zakonrf.info, human.snauka.ru, lawbook.online, studme.org.

»


Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector