Незаконный оборот драгоценных металлов, камней: статья, тактика расследования

Необходимость выделения системы уголовно-правовых целей расследования обусловлена тем, что они задают пределы доказывания, а также корреспонденцию между тактическими и правовыми целями расследования [5, С. 131].

Действующий уголовный закон предусмотрел ответственность за незаконный оборот драгоценных металлов и драгоценных камней в статье 191 УК РФ с 01.01.1997 г. Диспозиция данной статьи (в редакции Федерального закона от 07.12.2011 г. № 420-ФЗ), заключается в совершении сделки, связанной с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями либо с жемчугом, в нарушение правил, установленных законодательством Российской Федерации, а равно незаконные хранение, перевозка или пересылка драгоценных металлов, природных драгоценных камней либо жемчуга в любом виде, состоянии, за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий, совершенные в крупном размере.

Непосредственным объектом рассматриваемого преступления являются общественные отношения в сфере государственного регулирования оборота драгоценных металлов и природных драгоценных камней.

Предметом преступления являются драгоценные металлы, природные драгоценные камни или жемчуг в любом виде, состоянии, за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий. Для уяснения предмета преступления последовательно разберемся с указанными понятиями.

Понятие драгоценных металлов и драгоценных камней дано в Федеральном законе от 26.03.1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». Так, в ст. 1 данного закона указано, что драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и иных изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления. К ним относятся — золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). К драгоценным камням относятся — природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде. К драгоценным камням, также приравниваются уникальные янтарные образования в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Относительно ограненных драгоценных камней из этих документов следует несколько иная позиция. В частности, в отмеченном письме Минфина указано, что ограненные камни не являются законченными изделиями, а используются лишь в качестве вставок (полуфабрикатов) в ювелирных изделиях и не подпадают под указанное понятие, они (ограненные камни, в том числе и бриллианты) ювелирными изделиями не являются. Таким образом, ограненные природные драгоценные камни могут быть предметом преступления, предусмотренного ст. 191 УК.

Следует указать, что предметом преступного посягательства по значительному количеству уголовных дел является золото и золотосодержащие продукты [4, С. 3]. В то же время преступления, непосредственно связанные с незаконным оборотом драгоценных камней, составляют порядка 4% от общего количества преступлений, квалифицированных по ст. 191 УК РФ [2, С. 3].

Ранее нами было указано, что драгоценные металлы и камни являются ограниченно оборотоспособными, что означает установление нормативных ограничений в их гражданском обороте. В частности, в соответствии с ч. 2 ст. 129 ГК РФ, драгоценные металлы и драгоценные камни относятся к ограниченно оборотоспособным объектам в силу того, что включены в Перечень видов продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена, утвержденный Указом Президента РФ от 22.02.1992 г. № 179 (в ред. от 30.12.2000 г. № 2111). Ограниченная оборотоспособность указанных ценностей также определяется положениями рассмотренного Федерального Закона РФ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». Так, в соответствии с п. 1 ст. 4 данного Федерального закона, добыча драгоценных металлов и драгоценных камней может осуществляться исключительно организациями, получившими в установленном порядке специальные разрешения (лицензии). В соответствии с п. 4 ст. 2 рассматриваемого закона, добытые из недр драгоценные металлы и драгоценные камни, правомерно полученные при их добыче, являются собственностью субъектов добычи драгоценных металлов и драгоценных камней, если иное не установлено лицензиями на их добычу, договорами поставок. Собственником незаконно добытых драгоценных металлов и драгоценных камней, согласно этой же нормы, является Российская Федерация. Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 20 рассматриваемого Федерального закона, добытые и произведенные драгоценные металлы, после необходимой переработки должны поступать для аффинажа в организации, включенные в перечень, утвержденный Правительством РФ. А организации, осуществляющие попутное извлечение драгоценных металлов из минерального сырья, т.е. получение драгоценных металлов без лицензии, к которым относятся горно-обогатительные, горно-металлургические и металлургические организации, в соответствии с требованиями п.п. 2, 3 Инструкции «О порядке ведения специального учета организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями», утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 16.06.2003 г. № 51н, должны вставать на специальный учет в государственных инспекциях пробирного надзора, районные контрольные группы которых осуществляют периодический контроль на этих предприятиях. Из изложенного следует, что драгоценные металлы и драгоценные камни, за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий, не могут находиться в свободном обороте, т.е. у лиц, не относящихся к указанным правоотношениям. Поэтому, если у физического лица обнаружены такие ценности при их хранении, перевозке, пересылке, либо при совершении сделок с ними, в его действиях будут усматриваться признаки состава преступления, предусмотренного ст. 191 УК РФ.

Обязательным условием предмета преступления, предусмотренного ст. 191 УК РФ, в связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 07.12.2011 г. № 420-ФЗ, вступившими в силу с 01.01.2012 г., является крупный размер. Крупным размером, согласно примечания к ст. 169 УК РФ, законодатель признает сумму драгоценных металлов и драгоценных камней, превышающих один миллион пятьсот тысяч рублей. Данная сумма определяется исходя из стоимости ценностей, ставших предметом преступления. К примеру, стоимость драгоценных металлов определяется учетными ценами на аффинированные драгоценные металлы, установленными Центральным Банком РФ на конкретную дату, к примеру, на дату установления факта незаконного оборота драгоценных металлов и их изъятия.

Следует отметить, что в прежней редакции рассматриваемой статьи УК РФ, действовавшей до 01.01.2012 г., наличие крупного размера, превышающего один миллион пятьсот тысяч рублей, было обязательным только для квалифицированного состава, предусмотренного ч. 2 ст. 191 УК РФ, а для состава преступления по ч. 1 данной статьи, сумма драгоценных металлов и драгоценных камней значения не имела.

Объективная сторона преступления состоит в совершении действий (бездействия) указанных в диспозиции статьи, а учитывая, что состав ст. 191 УК РФ формальный, преступление признается оконченным с момента совершения деяния. В частности, в состав объективной стороны законодатель включил не только совершение сделки, связанной с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями либо с жемчугом, в нарушение правил, установленных законодательством Российской Федерации, но и действия (бездействия) по их незаконному хранению, перевозке или пересылке.

Понятие сделки закреплено в ст. 153 ГК РФ, где указано, что «сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей». В связи с этим преступление может быть совершено под видом сделки, предусмотренной ГК РФ, например, купли-продажи, залога и др.

Под хранением, прежде всего, следует понимать действия, связанные с незаконным владением драгоценными металлами и камнями. Например, содержание в помещении, хранилище, тайнике. Это деяние является длящимся и определяется моментом его окончания (выявления).

Перевозка — это умышленные действия лица, которое перемещает предметы из одного места в другое, совершенные с использованием любого вида транспорта. Данное деяние окончено с момента начала перемещения, поэтому при задержании лица с драгоценными металлами и камнями в пути следования, деяние считается оконченным.

Под пересылкой понимают действия, направленные на перемещение ценностей, например, почтовыми отправлениями, в багаже воздушного или другого вида транспорта и т.д. Преступление в этой форме окончено с момента отправления посылки, багажа и т.д., независимо от получения их адресатом.

При определении незаконности сделки, а также незаконности хранения, перевозки или пересылки следует исходить из того, что все действия с драгоценными металлами и драгоценными камнями должны осуществляться в порядке, установленном законодательством, о чем было указано при рассмотрении вопроса об ограниченной оборотоспособности предмета преступного посягательства.

Субъективная сторона преступления по ст. 191 УК РФ представлена в форме прямого умысла. Субъект — общий.

Согласно ч. 2 ст. 191 УК РФ, к квалифицированным признакам относятся деяния, предусмотренные частью 1 рассматриваемой статьи, совершенные организованной группой или группой лиц по предварительному сговору.

При совершении преступления группой лиц по предварительному сговору применяется положение ч. 2 ст. 35 УК РФ, а при совершении преступления организованной группой используются правила ч. 3 ст. 35 УК РФ. Очевидно, что рассматриваемое преступление характерно для организованных групп. Так, большинство авторов проводивших исследования в данной области считают, что преступления в сфере незаконного оборота драгоценных металлов и драгоценных камней характеризуются высоким уровнем латентности и носят организованный характер.

Таким образом, можно сделать вывод, что изменения, внесенные Федеральным законом от 07.12.2011 г. № 420-ФЗ в ст. 191 УК РФ заключаются в том, что с 01.01.2012 г. декриминализирована ч. 1 ст. 191 УК РФ, т.е. исключен простой состав, и в качестве обязательного признака ч. 1 ст. 191 УК РФ в новой редакции, необходимо наличие крупного размера.

В связи с этим в качестве критического замечания к рассматриваемой статье уголовного закона можно отнести следующее. С 01.01.2012 г. в связи с указанными изменениями в ст. 191 УК РФ, значительно усложнилась задача правоохранительных органов по доказыванию крупного размера драгоценных металлов и драгоценных камней, находящихся в незаконном обороте. Это обстоятельство значительно усугубило имевший место и ранее «теневой характер» преступной деятельности, связанной с незаконным оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней. Изложенное наглядно подтверждается статистическими данными ГИАЦ МВД России.

Так, за 2010 и 2011 гг. согласно данным ГИАЦ МВД России на территории Российской Федерации было выявлено 985 и 710 преступлений соответственно, связанных с незаконным оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней, уголовные дела по которым возбуждены по ст. 191 УК РФ. С 01.01.2012 г., т.е. с момента вступления в законную силу указанных изменений в УК РФ, ситуация изменилась коренным образом. Так, за 2012 г. на территории Российской Федерации зарегистрировано всего 71 преступление, за 2013-й год — 81 и за 2014-й г. — 79 преступлений, уголовные дела по которым возбуждены по ст. 191 УК РФ [6]. Таким образом, выявляемость преступлений, связанных с незаконным оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней, снизилась в среднем в десять раз. Аналогичная ситуация по сокращению количества выявленных преступлений, начиная с 2012 года, наблюдается и в отдельных регионах, примерно в той же пропорции.

Объективной причиной тому, конечно же, является декриминализация действий (бездействий) направленных на незаконный оборот драгоценных металлов и драгоценных камней, в сумме до полутора миллионов рублей с 2012 г., которые, оставаясь нерегистрируемыми, пополняют теневую экономику.

В связи с этим приоритеты деятельности правоохранительных органов в сфере противодействия незаконному обороту драгоценных металлов и драгоценных камней, а в первую очередь оперативных подразделений системы МВД, существенно изменились, и они ориентированы на выявление крупных партий драгоценных металлов и драгоценных камней, находящихся в незаконном обороте.

К негативным последствиям указанных изменений в ст. 191 УК РФ относится и понимание лицами, вовлеченными в сферу незаконного оборота драгоценных металлов и камней, сути этих изменений. Учитывая уровень правовой и профессиональной подготовленности преступников, следует однозначный вывод о том, что ими будут совершаться незаконные сделки, а также иные действия с драгоценными металлами и драгоценными камнями в размерах, стоимость которых не превышает один миллион пятьсот тысяч рублей, а точнее — небольшими партиями.

Отсюда вытекает еще одно негативное последствие, заключающееся в возникновении значительных затруднений в доказывании преступной деятельности фигурантов. Так, доказать связь между указанными небольшими партиями драгоценных металлов и драгоценных камней без возбуждения уголовного дела и проведения следственных действий, направленных на установление и закрепление доказательств, будет гораздо сложнее, чем одними оперативно-розыскными мерами. В свою очередь, возбудить уголовное дело без установления крупного размера драгоценных металлов или драгоценных камней, также невозможно. Решение указанной задачи должно заключаться в своевременной реализации материалов оперативно-розыскной деятельности с их предоставлением следователю, а также в организации взаимодействия следственных и оперативных подразделений на стадии доследственной проверки с тем, чтобы максимально полно и всесторонне оценить ситуацию и собрать материалы для дальнейшей процессуальной деятельности.

Как показывает обобщение следственной практики, при квалификации рассматриваемых преступлений допускаются ошибки. В частности, в ряде случаев не делаются различия между рассматриваемым преступлением и кражей драгоценных металлов и драгоценных камней. Отличия между ними принципиальны и заключаются в том, что при краже способом совершения преступления является тайное хищение чужого имущества, тогда как при совершении преступления по ст. 191 УК РФ, факт хищения отсутствует. Кроме того, при наличии факта кражи, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, нет необходимости доказывать крупный размер похищенных драгоценных металлов или камней. Однако, доказать факт кражи драгоценных металлов и драгоценных камней и квалифицировать деяния лица по ст. 158 УК РФ возможно, как правило, если лицо задержано при совершении кражи на территории предприятия, в том числе в местах непосредственной добычи драгоценных металлов и камней, в момент выезда (выхода) лица с территории организации с похищенными ценностями, либо при наличии других прямых доказательств (например, видеозаписи момента совершения преступления с камер видеонаблюдения, показаний очевидцев или соучастников преступления). В остальных случаях доказать право собственности добывающей, перерабатывающей или иным образом использующей драгоценные металлы или камни в производственной деятельности организации на похищенные ценности становится затруднительным. Поэтому, в практической деятельности, в случаях выявления фактов совершения незаконных сделок с драгоценными металлами или драгоценными камнями, либо фактов их хранения, перевозки или пересылки в крупном размере, уголовные дела возбуждаются по ст. 191 УК РФ.

Это интересно:  Статья 177 УПК РФ: осмотр в уголовном процессе

Отклоняясь от уголовно-правовой характеристики, обратимся к нормам нового уголовно-процессуального закона, для определения подследственности уголовных дел по рассматриваемой категории преступлений. В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 151 УПК РФ расследование преступлений, предусмотренных ст. 191 УК РФ, производится следователями органов внутренних дел. В законе предусмотрена также возможность проведения предварительного следствия по уголовным делам, возбужденным по указанной статье УК РФ, следователями органа, выявившего эти преступления (ч. 5 ст. 151 УПК РФ). В данном случае использован альтернативный признак подследственности, суть которого заключается в установлениях закона, в силу которых предварительное расследование по одной и той же категории уголовных дел в зависимости от определенных обстоятельств производится органами расследования, принадлежащими к различным ведомствам [1, С. 194].

Что такое незаконный оборот драгоценных металлов, и какой предусмотрен срок?

Сложно найти человека, равнодушного к ювелирным украшениям. Но золото, серебро и драгоценные камни не только притягивают взгляд, но и имеют большую стоимость. Это вызывает интерес к ним не только у любителей прекрасного, но и у злоумышленников. Не все покупки украшений происходят в ювелирных магазинах или мастерских, иногда люди покупают драгоценности с рук у знакомых. Как в этом случае не получить в комплекте проблемы с законом?

Особенности преступления

Любая операция с драгоценностями, не подтвержденная документами, является незаконной.

По закону любая операция с драгоценными металлами и камнями, в ходе которой украшение меняет собственника, должна оформляться соответствующими документами. Это относится к покупке, продаже, дарению, хранению и перевозке драгоценностей.

В быту такое условия зачастую не соблюдается – бабушкины драгоценности могут передаваться внукам без всяких документов. Но, поскольку этих документов не было изначально, на подобные ситуации закон закрывает глаза. А вот чеки из ювелирного магазина хранить стоит, чтобы подтвердить, кто является собственником.

Оборот самородных металлов и драгоценных камней контролируется гораздо более жестко. Добывать их совершать любые операции могут только лицензированные организации, и только при том условии, что в данных драгоценностях не нуждается государство. Например, покупка серебряного кольца в магазине – законная операция, если продавец выдал чек, и незаконная, если чека не было. Покупка минерала, содержащего серебро, станет законной только с прямого разрешения государства.

Проще говоря, частные лица могут свободно покупать изделия из драгоценных металлов и камней, а также изделия, которые содержат в своём составе драгоценные металлы (измерительные приборы, радиодетали и другие). При этом не имеет значение, исправно ли данное изделие. Но необработанный металл или камень, в том числе выделенный из изделия (выпаянные элементы радиодеталей, фрагменты украшений), на руках частного лица находиться не может – это нарушает закон.

Почему так происходит? В экономике каждого государства существует понятие золотого запаса, т.е. количества драгоценных металлов и камней в собственности государства, которые обеспечивают ценность денег страны. Незаконный оборот драгоценных металлов выводит их из сферы наблюдения государства, особенно если речь идёт о вывозе за границу. Поэтому долгосрочные последствия таких операций – обесценивание валюты и подрыв экономики.

Ответственность за незаконный оборот

  1. Дгарметаллов. Зависит от стоимости драгоценностей, которые стали объектом преступления. Максимальное наказание, которое предусмотрено Уголовным кодексом – 5 лет обязательных работ или лишения свободы для частных лиц, и до семи лет со штрафом до миллиона рублей для группы лиц (два человека тоже считаются группой).
  2. Камней. Ответственность за оборот камней предусмотрена в том же объёме. Вероятность получить максимальный срок зависит от стоимости камней, с которыми была проведена незаконная операция.
  3. Жемчуга. Жемчуг перечисляется среди драгоценных камней отдельно, но ответственность за его оборот такая же, как и за другие камни и металлы. Если жемчуг не является частью украшения или бытового изделия – он предмет преступления.

Нормы законодательства и статистика

Для изготовления и реализации ювелирных изделий из драгметаллов необходима специальная лицензияю

Законодательство предусматривает несколько способов оборота драгоценностей в зависимости от их состояния и способа использования. Самородные драгоценные камни и металлы добывают специальные организации, имеющие государственную лицензию.

Часть добытого поставляется в золотой запас государства, и только после этого добывающая организация может реализовать продукты своего труда. Продавать их она может только другим организациям – заводам по изготовлению различных приборов и ювелирных изделий, но не частным лицам.

Ювелирные изделия из драгоценных камней и металлов изготавливают и реализуют лицензированные организации. Покупателем может быть частное лицо или предприятие. Также частные лица могут дарить и оставлять украшения на хранение. Важное условие законности сделки – наличие чека и документов, подтверждающих передачу собственности. То же касается лома ювелирных изделий – украшений, пришедших в негодность и требующих починки.

Приборы и бытовые предметы, содержащие в своем составе драгоценные металлы и камни, свободно продаются и могут быть собственностью частного лица или организации. Исправность или неисправность прибора значения не имеет. Здесь также важен чек, но контроль за такими операциями менее строгий.

Все остальные операции считаются незаконными и преследуются органами охраны правопорядка. Согласно статистике за 2017 год, преступления, связанные с оборотом драгоценностей, составляли около 0,3-0,5% от всего числа экономических преступлений в нашей стране. При этом данное соотношение не менялось на протяжении с 2003 года. Это объясняется относительно стабильной ситуацией в стране – если взглянуть на статистику начала-середины 90-х, цифры будут гораздо выше.

Кроме того, совершить преступление в этой сфере довольно сложно, особенно в той области, которая касается добывающего и ювелирного бизнеса. Это достаточно узкий сектор экономики, в котором большое значение имеет репутация, и злоумышленники вынуждены вступать в крупные сговоры или отказываться от преступной деятельности. Гораздо более распространенное преступление – кража ювелирных изделий и их продажа в ломбарды или через частные ювелирные мастерские.

Состав преступления и виды

Составом преступления называется сочетание факторов, которые позволяют определить деяние как незаконное и подлежащее наказанию со стороны правоохранительных органов. Для этого должны присутствовать следующие элементы:

  • Предмет преступления, в данном случае – камень, металл или изделие. Над ними совершается противоправное действие;
  • Объект преступления – сделка или операция, которая не является законной, т.е. собственно противоправное действие;
  • Субъекты, т.е. люди, которые совершают преступление.

О том, что является предметом преступления, было сказано выше.

Чтобы сделка считалась объектом преступления, возможны несколько причин:

  1. Отсутствие документов;
  2. Неправильное оформление документов;
  3. Хотя бы один из участников сделки не имеет права в ней участвовать;
  4. В сделке задействовано должностное лицо, которое превышает полномочия;
  5. Сами предметы сделки оказались у нынешнего владельца противоправным путем (т.е. были украдены или куплены незаконно).

Граждане, которые считаются субъектами преступления, должны вступить в возраст уголовной ответственности по особо тяжким преступлениям, т.е. 16 лет. Суду подлежат как российские граждане, так и иностранцы и люди без гражданства.

К видам преступлений с драгоценностями относятся незаконные сделки, хранение и пересылка в нарушение установленных правил.

Сложности квалификации незаконного оборота

Квалификация престуления имеет свои сложности.

Как и любая другая сфера, оборот драгоценных камней имеет свои сложности. Что касается ювелирных украшений, то они часто хранятся дома без чеков и других документов, т.е. формально их хранение незаконно. Также они зачастую передаются по наследству внутри семьи или дарятся без оформления документов.

Все такие случаи формально являются незаконными сделками и незаконным хранением. По факту же они совершаются добровольно, и ничьи интересы при этом не ущемляются, т.е. оснований для возбуждения уголовного дела нет.

То же касается приборов и радиодеталей. Золото и платина используются для изготовления некоторых их элементов. Содержание драгоценных металлов крайне мало, и не все радиолюбители имеют представление о том, какая именно деталь сделана из платины. Использование таких приборов законно, как и их починка. Тем не менее, если радиолюбитель выпаивает золотосодержащие детали, он уже становится преступником. Но сложность в том, что для того, чтобы нести уголовную ответственность, он должен быть осведомлен о содержании золота или платины, а доказать это факт практически невозможно.

Что касается самородков, то простой обыватель, не имеющий геологических знаний, легко может принять самородок за камень, не имеющий никакой ценности, оставить его у себя или подарить. Формально эти действия незаконны – это хранение и операции с самородными камнями и металлами, которые не может совершать частное лицо. Поэтому любители редких и красивых минералов подвергают себя серьезному риску.

Даже ювелиры, хранящие в мастерских некондиционный металл, т.е. не пригодный к использованию для украшений, делают это незаконно. Избежать ответственности можно, изготовив из него простое украшение, например, кольцо или браслет с орнаментом – тогда это будет ювелирное изделие, хранение которого не запрещено.

Как проходит расследование незаконного оборота драгметаллов

Расследование начинается с факта обращения в правоохранительные органы. Это делает свидетель или пострадавший от действий злоумышленников. Если ничьи интересы ущемлены не были или о сделке или хранении никто не знает, то нет оснований для возбуждения уголовного дела, и расследование не начнется.

Второе, что необходимо для расследования – предмет преступления, т.е. драгоценные камни или металлы. Если была совершена сделка, значит, они должны где-то находиться, и обнаружение их местонахождения – ключевой момент в расследовании. Когда предмет преступления обнаружен, его изымают из места хранения с соблюдением соответствующих процедур. Затем материалы направляются на экспертизу, и только после получения ее результатов следственные органы могут требовать документы о сделке.

Последний этап – определение подлинности и законности самих документов. Если они не соответствуют правилам, установленным в законе, то сделка признается противоправной, а ее участники – преступниками.

На любом из этих этапов дело может оказаться закрыто из-за невозможности перейти на следующий этап расследования:

  • На этапе заявления – если никто не обратился в следственные органы или заявитель отказался от заявления;
  • На этапе поиска драгоценностей – если они не были найдены или изъяты без оформления документов;
  • На этапе экспертизы – если материалы были признаны не подлежащими особому учету, а именно:
    • Не являются драгоценностями;
    • Непригодны к ювелирной обработке;
    • Искусственно выращены;
  • На этапе анализа документов – если они оформлены строго по закону.

В любом случае формулировкой будет закрытие дела за отсутствием состава преступления.

Наказание зависит от тяжести преступления.

Статья уголовного кодекса, которая устанавливает ответственность за незаконные операции с драгоценными металлами, предполагает следующие виды наказания:

  • Обязательные работы;
  • Тюремный срок;
  • Штраф.

Обязательные работы назначаются сроком до 5 лет, нижнего предела не предусмотрено. Длительность зависит от ущерба, нанесенного экономике государства. Назначаются как отдельным лицам, так и участникам организованной группировки.

Тюремный срок длится до 5 лет для преступников-одиночек и до 7 лет – для участников групп. Также зависит от тяжести преступления. Нижнего предела не предусмотрено. Назначается в качестве альтернативы обязательным работам.

Статья указывает, что особо крупным размером считается сделка стоимостью от 1,5млн р. Наказание, указанное как максимальное, присуждается именно в таких случаях. Если ущерб для государства не был настолько катастрофичен, судья вправе назначит более мягкое наказание. В том числе условный срок.

Судебная практика

На практике применение этих законов может выглядеть следующим образом:

  1. Случай 1. Гражданин выпаял из различных приборов и устройств 700г элементов с высоким содержанием серебра и продал их без оформления документов другому лицу. Установить источник радиодеталей не удалось, но самого факта продажи хватило для задержания и суда. Приговор – штраф, поскольку сумма ущерба невелика.
  2. Случай 2. Сотрудник ломбарда отказался вернуть владельцу золотой браслет после уплаты долга, мотивируя это тем, что владелец не имеет подтверждающих документов, следовательно, не является владельцем. Претензии сотрудника были признаны необоснованными, браслет возвращен хозяину. Приговор – штраф.
  3. Случай 3. Случайный прохожий нашёл на улице слиток серебра и попытался продать его в пункте приема металлолома. Был задержан, приговор суда – исправительные работы и штраф. Источник, из которого слиток оказался на улице, не установлен.
  4. Случай 4. Коллекционер собрал достаточно большое разнообразие минералов различной ценности, в основном поделочных камней. Среди них имелся золотой самородок. Столкнувшись с финансовыми трудностями, коллекционер попытался продать его, за что и был привлечен к суду. Приговор – условный тюремный срок.
Это интересно:  Ответственность за оставление места ДТП: какая статья

Смотрите видео о незаконном обороте драгоценных металлов:

Федеральный закон Российской Федерации О драгоценных металлах и камнях

Незаконный оборот драгоценных металлов в России и последующий вывоз их за границу рассматриваются как противоправные действия. Это подрывает стабильное положение рынка Российской Федерации, обесценивает стоимость самих металлов и камней и приводит к колебаниям курса на бирже. Для предотвращения таких действий добыча благородных металлов и камней фиксируются государством. В последующем для реализации такого товара необходимо получение специальной лицензии.

Любые операции с дорогостоящими элементами прибыльны, а потому привлекают большое количество мошенников, которые осуществляют нелегальный оборот драгметаллов. Такие манипуляции подпадают под уголовное дело и установлены ФЗ О драгоценных металлах и драгоценных камнях от 26 марта 1998 года No 41.

Специфика нарушений

Все действия с драгоценными минералами имеют некоторые особенности и зависят от вида области, к которой принадлежат материалы. В частности, алмаз больших размеров, который обладает товарным видом, можно перевозить, передавать и проводить другие действия при наличии обязательных документов. Они подтверждают право собственности на камень. Только в таком случае можно избежать наказания за незаконный оборот драгоценных металлов. А если брать алмаз без огранки, то необходимо иметь лицензию, позволяющую проводить манипуляции с товаром. Иначе все операции с таким ресурсом подпадают под статью УК РФ о незаконном хранении и перевозке драгоценных металлов и драгоценных камней.

Такая же ситуация складывается и с оборотом не переработанной руды. Даже официально работающие добывающие компании не могут осуществлять оборот минералов, которые являются золотовалютным резервом страны. Распространение даже небольшого количества руды, в которой есть золото или самородки, преследуется федеральным законом УК РФ. Это связано с тем, что отдельный субъект не имеет права допуска к обороту благородных ресурсов, а значит, не может передавать, продавать или вывозить их за границу.

Уголовный кодекс Российской Федерации подразумевает также привлечение к ответственности лиц, которые, зная о содержании в деталях технического оборудования драгоценных сплавов серебра, золота или платины, произведут манипуляции по их выпаиванию с целью дальнейшего извлечения из них драгметаллов. В этом случае из так называемого лома или деталей сплав переходит в область неотшлифованных благородных минералов. А это уже незаконный оборот драгоценных металлов, который регулируется статьей 191 УК РФ.

Законодательные нормы

Чтобы понимать, в каком случае действия квалифицируются, как незаконное хранение и перевозка драгоценных металлов, необходимо иметь четкое представление о предметах, подпадающих под действие УК РФ. Закон о драгоценных металлах и драгоценных камнях говорит о том, что к благородным минералам причисляются платина и элементы этой группы со схожими характеристиками, а также золото и серебро в следующем виде:

  • сплава, образованного в недрах земной коры, то есть так называемого самородка;
  • материала, из которого были удалены лишние примеси с помощью промышленного метода;
  • монет, которые не участвуют в официальном денежном обороте в странах, относящихся к мировым державам;
  • промышленного сырья, заготовки для применения в производстве, минерального состава, имеющем искусственное происхождение, в качестве отходов жизнедеятельности.

К благородным камням относится алмаз, сапфир, изумруд, александрит и рубин, некоторые образования из янтаря и жемчуга.

УК РФ выделяет следующие состояния камней и сплавов, при которых оборот не будет признан незаконным:

  • камень должен быть ограненным;
  • материал в состоянии, непригодном для изготовления ювелирных украшений;
  • камни, на которые действует закон как в отношении искусственно выращенных;
  • сплав в виде изделия для ювелирного производства или обихода.

Это значит, что в отношении фрагмента минерала, его хранения и транспортировки действия расцениваются как незаконная перевозка драгоценных металлов. Но если из этого же куска изготовить ювелирное украшение, то даже минерал самой высокой пробы перестает быть предметом уголовно-преследуемого действия. В таком случае его можно спокойно продавать, перевозить и осуществлять с ним любые сделки.

Виды правонарушений с драгоценными минералами

Для того чтобы квалифицировать деяние с минералами, относящихся к благородным, как нарушение, подпадающее под статью 191 Уголовного кодекса, необходима совокупность следующих факторов:

  1. Наличие самого предмета, в отношении которого осуществляется оборот, то есть минерал должен находиться в естественной форме, характерной для природного ресурса.
  2. Нарушение регламента заключаемого договора, если не соблюдены один или несколько обязательных пунктов, необходимые для выполнения при осуществлении сделки.
  3. Отсутствие прав на продажу (передачу) камня или металла у одной из сторон сделки. Это значит, что у продавца отсутствует лицензия на осуществление оборота или право собственности на драгоценный минерал.
  4. Минерал, участвующий в договоре купли-продажи, был добыт незаконным путем.
  5. Противоправное действие совершено частным или должностным лицом, достигшим 16-летнего возраста. Человек может быть гражданином РФ, подданным другого государства, лицом без гражданства.

Виды нарушений, в свою очередь, зависят от стадии обращения минералов: осуществление противоправных сделок, незаконное хранение, транспортировка или пересылка элементов вне зоны действия правового поля.

Ответственность за преступление

Наказание за преступление, предусмотренное статьей 191 УК Российской Федерации, зависит от ущерба.

Если сумма составляет более полутора миллионов рублей, ущерб считается крупным. При денежном эквиваленте в 6 миллионов рублей – в особо крупных размерах. В последнем случае подлежит применению часть 1 Закона Российской Федерации No 41. За совершение противоправного деяния могут назначаться принудительные работы или отбывание тюремного срока в 5 лет. Дополнительно может быть выписан штраф в размере 500 тысяч рублей или равный сумме дохода за 3 года.

Если правонарушение совершено группой лиц, действие подпадает под действие части 2 статьи 191 Уголовного кодекса России. В этом случае назначаются принудительные работы в течение 5 лет или назначается тюремное заключение сроком не более 7 лет. Штрафные санкции составляют до 1 миллиона рублей или в размере совокупного доход за 5 лет.

Если сумма ущерба меньше крупного, предусмотрены штрафные санкции. Для частных лиц сумма взыскания составляет от 3 до 5 тысяч рублей. На должностное лицо может быть наложен штраф в размере 10—15 тысяч. Для юридического лица сумма взыскания составит от 30 до 50 тысяч рублей.

Тактика расследования

Если появились данные о противоправных действиях с драгоценными минералами, первое, что должно быть установлено – действительно ли они подпадают под квалификацию статьи 191 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Далее минералы изымаются и проводится их анализ с целью определения принадлежности к камням или металлам, относящимся к запрещенным для свободного оборота. Если статус драгоценного элемента установлен, это означает, что для проведения сделки необходимы соответствующие документы. К обладателю минерала предъявляется требование предоставить документацию, которая подтвердит законность проведения сделки.

Анализ законности самой сделки – последний шаг на пути к избавлению от уголовного преследования или, в случае несоблюдения хотя бы одного из пунктов закона, наступлению ответственности и применению меры наказания.

На сегодняшний день к подобным преступлениям относятся не только случаи незаконного сохранения или транспортировки драгоценных металлов, но и чеканка фальшивых монет, противоправное увеличение количества ценных бумаг.

Незаконный оборот драгоценных металлов, камней: статья, тактика расследования

Бриллианты являются мелкими и компактными объектами хищения, их ____________________________

1 См. приложение №1.

легко спрятать и вынести, и в большинстве не являются ценностями мирового уровня, а используются в ювелирной промышленности для производства украшений «широкого потребления». Поэтому основной поток хищений камней идет с предприятий производителей украшений. По неофициальным данным до 20% бриллиантов, обрабатываемых в ювелирной отрасли России, до конца конвейера не доходят, а бесследно исчезают, чтобы потом появиться на черном рынке.

Деятельность по продаже, как камней, так и готовых изделий, лицензированию не подлежит, при этом постановка на учет в Пробирной палате является единственным специфическим требованием для компаний и индивидуальных предпринимателей, которые должны иметь регистрационное удостоверение Пробирного надзора. Сертифицированные неоправленные драгоценные камни приравниваются к ювелирным изделиям, следовательно, не являются предметом преступления 1 .

Закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» позволяет гражданам иметь в собственности ДК. А подзаконный акт 2 указывает, что продажа ограненных бриллиантов только при наличии сертификата на каждый камень или набор (партию). Таким образом, сделка с участием физического лица с неоправленным бриллиантом, не имеющим сертификата (независимого геммологического экспертного заключения), незаконна. Изделия должны иметь упаковку. Продавец проверяет наличие на нем оттиска государственного пробирного клейма РФ и его качество, оттиска именника изготовителя (для изделий российского производства), а также сертификата на огранённый природный ДК. В товарном чеке указываются наименование товара, продавец, проба, вид и характеристика драгоценного камня, артикул, дата продажи и цена, подпись лица осуществляющего продажу 2 . Сертификация ДК в России является добровольной. Организации, осуществляющие сертификацию бриллиантов, должны работать

1 Постановление Правительства РФ № 1157 от 25 ноября 1995 года.

2 См.: ст. 61 Постановления Правительства РФ № 55 от 19 января 1998 года.

в одной из зарегистрированных в Госстандарте систем сертификации, это подтверждение соответствия ДК действующим в России техническим условиям (далее – ТУ). Другие существующие в нашей стране экспертные службы, не имея права выдавать сертификат в юридическом смысле, по результатам диагностики и оценки бриллиантов выдают документы, аналогичные по статусу зарубежным репортам, т.е. экспертные заключения 1,2,3. .

Для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по ст. 191 УК РФ необходимо: определить факт нарушения лицом правил установленных конкретным нормативным правовым актом, ознакомиться с его содержанием. Выяснить вопрос о наличии у подозреваемого лица лицензии на проведение подобных операций. Копия лицензии, а так же нормативные акты приобщаются к уголовному делу, последние в качестве иных документов. До возбуждения дела следует определить, что предмет является предметом преступления, для чего необходимо получить подтверждающую справку из территориальной Государственной инспекции пробирного надзора о пробе металла, либо из Гохрана при Минфине РФ. Гохран также может дать справку о стоимости ДМДК 4 . При неясности каких — либо положений нормативного документа необходимо получить разъяснения специалиста (сотрудника пробирной инспекции, представителя Гохрана), а при необходимости допросить их в качестве специалиста по возникшим вопросам.

После возбуждения уголовного дела решающее значение для успешного расследования принадлежит обыскам и выемкам, их ______________________________________________________________________________________________

1 Федеральный Закон «О техническом регулировании»от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ.

2 Указ Президента Российской Федерации от 20 июля 1997г. № 740 «О порядке ввоза на территорию Российской Федерации и вывоза с территории Российской Федерации необработанных природных алмазов и бриллиантов и некоторых вопросах функционирования внутреннего рынка необработанных природных алмазов»Источник: Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 20, ст. 3600.

3 Указ Президента РФ от 21 июня 2001 г. № 742 «О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней», источник: Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 26, ст. 2653.

4 См.: п. 5 ст. 20 Федерального Закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», и постановление Правительства РФ № 772 от 30 июня 1997 г. «Об утверждении правил совершения банками сделок купли-продажи мерных слитков драгоценных металлов с физическими лицами».

целесообразно проводить одновременно в различных местах пребывания обвиняемого. Изъятию подлежат как предметы преступления, так и документы, касающиеся операций с ДМДК: счета, накладные, договоры, записные книжки и т.д. Как правило, создаются следственно — оперативные группы числом участников, необходимым для обеспечения одновременного проведения следственных действий в совокупности с оперативными мероприятиями, с привлечением специалистов: криминалиста, по ДМДК, а при выемке документов бухгалтера. Изъятые ценности после их осмотра и приобщения к делу в качестве вещественных доказательств, сдаются по постановлению следователя на хранение в финансовую часть ОВД на депозит или в учреждение Гохрана, до рассмотрения дела судом, квитанция приобщается к делу. В случае совершения преступления должностными лицами, сотрудниками предприятий, организаций с использованием своих полномочий, необходимо до возбуждения уголовного дела решить вопрос о проведении инспекторской проверки Государственной инспекцией пробирного надзора. Инспекция вправе проводить комплексную проверку учета, хранения и операций с ДМДК на предприятиях и организациях, находящимися на подконтрольной ей территории 1 . Результаты проверки оформляются актом или заключением. Одновременно можно провести документальную бухгалтерскую ревизию движения ДМДК по бухгалтерским учетам.

Освидетельствование проводится с привлечением специалиста — врача, если следственная ситуация позволяет предполагать, что ДМДК могут находиться в естественных отверстиях тела, а так же специалистов техников криминалистов (для видео — фотосъемки показаний, обнаружения и изъятия следов), при этом важно квалифицированное применение средств и материалов поиска, фиксации, измерения, изъятия, предварительного исследования и транспортировки объектов, являющихся носителями информации.

Это интересно:  Злостное и мелкое хулиганство: статья УК РФ, уголовная ответственность, признаки

1 См.: инструкция Минфина РФ № 67 от 04 августа 1992 г.«О порядке получения, расходования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней на предприятиях, в учреждениях и организациях».

Допрос свидетелей имеет свою специфику. Целесообразно разделение их на группы по тем фактам и обстоятельствам, о которых они могут дать показания. Если речь идет о хищении на добывающих или перерабатывающих предприятиях, одну группу свидетелей будут составлять лица, ответственные за сохранность вверенных им ценностей (начальники золотоприёмных касс, сполосчики, мастера смен, заместители директоров по режиму, инженеры по режиму). Выясняется следующее: порядок разработки и охраны добывающего участка; контроль за производством работ, связанных с добычей, извлечением, хранением; порядок учета и контроля на объектах, осуществляющих добычу и переработку; вопросы организации производственного процесса по добыче и переработке; правила и частота проведения проверок деятельности службы режима и охраны; технические требования и условия оборудования объектов добычи и переработки; систему пропускного режима и мер по обеспечению сохранности ДМДК; порядок получения, хранения, транспортировки, документальное оформление (система учета); нарушения установленного порядка; обстоятельства способствующие хищению; отношение к добыче, извлечению, переработке, хранению, транспортировке подозреваемого. Допросы требуют особой подготовки, необходимы сведения о лице, его отношениях с подозреваемым, его служебных обязанностей, возможных упущениях в работе. Другие свидетели — очевидцы, многие из них могли и не осознавать, чем именно являются предметы преступления. В качестве свидетелей следует допросить сослуживцев подозреваемого, его родственников, лиц, имевших любое отношение к совершению незаконной сделки с ДМДК. Определить очередность их вызова в зависимости от важности информации, которую они могут сообщить.

При допросе обвиняемого (подозреваемого) должны в числе прочих выясняться вопросы о знании, что предмет является драгоценным, когда, где и при каких обстоятельствах был приобретен, передан, совершена и каким образом оформлена сделка, места хранения и его временные рамки, каким видом транспорта осуществлялась транспортировка.

Статья 191 УК РФ. Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга

Новая редакция Ст. 191 УК РФ

1. Совершение сделки, связанной с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями либо с жемчугом, в нарушение правил, установленных законодательством Российской Федерации, а равно незаконные хранение, перевозка или пересылка драгоценных металлов, природных драгоценных камней либо жемчуга в любом виде, состоянии, за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий, совершенные в крупном размере, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового.

2. Те же деяния, совершенные организованной группой или группой лиц по предварительному сговору, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового.

Комментарий к Статье 191 УК РФ

СЗ РФ. 2000. N 41. Ст. 4077.

2. Предметы преступного посягательства: а) драгоценные металлы; б) природные драгоценные камни; в) жемчуг.

3. Под драгоценными металлами понимают золото, серебро, платину и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии и виде, кроме ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий: в самородном или аффинированном виде, в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных отходах, химических соединениях и т.д., и могут быть представлены стандартными и мерными слитками, самородками, пластинами, шлихом, минеральным и вторичным сырьем, содержащим драгоценные металлы; предметами производственно-технического назначения (контакты, лабораторная посуда, проволока, приборы и детали и т.п.); монетами, не находящимися в обращении на территории России или других государств, и т.п.; полуфабрикатами, используемыми для изготовления любых изделий, в том числе ювелирных и других бытовых; отходами промышленного производства (золотая и серебряная стружки, опилки, сколы и др.).

4. Драгоценные камни включают в себя алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде. К драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования в порядке, установленном Правительством РФ.

Природные драгоценные камни могут находиться: в сыром необработанном виде; в сыром необработанном виде, но после классификации или аттестации, по итогам которых они отсортированы и оценены; в обработанном виде — в виде ограненных вставок для ювелирных изделий, которые еще не сертифицированы, в виде полуфабрикатов и изделий технического назначения; в рекуперированном (извлеченном из инструмента) виде и т.д.

Ограненные природные драгоценные камни, прошедшие сертификацию, к предмету посягательства, предусмотренного коммент. статьей, не относятся.

5. Ювелирными изделиями, которые исключены из понятия природных драгоценных металлов и камней, а также жемчуга, являются украшения различных видов и предназначения (кольца, серьги, браслеты, цепи, броши, колье и т.п.). Бытовые предметы, также не выступающие по составу предметом посягательства, — это предметы, предназначенные для сервировки стола, украшения помещений (курительные, парфюмерные и бритвенные принадлежности), денежные знаки, находящиеся в обращении на территории России или других стран, часы, зубные протезы и диски для зубопротезирования; предметы культа, предназначенные для проведения различных религиозных обрядов и ритуалов, юбилейные и иные знаки и медали и т.п.

Под ломом ювелирных и бытовых изделий понимают непригодные в силу каких-либо дефектов для использования по прямому назначению подобные изделия.

6. Объективная сторона составов преступления заключается в незаконном обороте драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга.

Оборот признается незаконным, если нарушает порядок владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, установленный законами и другими нормативными актами, и противоречит установленному порядку их хранения, перевозки или пересылки.

7. Преступление может выражаться в следующих формах: а) в совершении сделки, связанной с предметами посягательства; б) в их незаконном хранении; в) в их незаконной перевозке; г) в их незаконной пересылке.

8. Сделками являются купля-продажа, мена, дарение, заем, аренда и т.п. действия с драгоценными металлами или драгоценными камнями.

9. Добыча и производство драгоценных металлов и драгоценных камней могут осуществляться только юридическими лицами. Соответственно, сделки с драгоценными металлами или драгоценными камнями, добытыми или произведенными физическим лицом, всегда незаконны. Так же решается вопрос о сделках, совершенных с драгоценными металлами или драгоценными камнями, добытыми или произведенными юридическими лицами — организациями, не имеющими лицензии на эти действия.

Преступны также сделки с сырьем, содержащим драгоценные камни или металлы; с драгоценными металлами, не прошедшими аффинаж, с необработанными несортированными драгоценными камнями и т.д.

Возможно привлечение виновных лиц к УО по коммент. статье, если сделки совершены в нарушение приоритетного порядка пополнения государственных фондов драгоценных камней и драгоценных металлов РФ и субъектов РФ и приоритетного порядка, установленного для продажи уникальных самородков драгоценных металлов, не подлежащих переработке, и уникальных драгоценных камней.

10. На практике встречаются ситуации, когда под видом бриллиантов продаются полудрагоценные искусственные фианиты и цирконы или чешское свинцовое стекло, а под видом драгоценного металла — медь и т.п. Поскольку продавец сознает обманный характер своих действий и понимает, что продаваемые им под видом драгоценных камень или металл не являются таковыми, он привлекается к УО по ст. 159 за мошенничество. Покупатель несет ответственность по правилам о фактической ошибке; его действия квалифицируются по ст. 30, ст. 191 (покушение на незаконную покупку природного драгоценного камня).

11. Незаконные хранение, перевозка или пересылка драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга являются формами незаконного оборота драгоценных металлов или драгоценных камней, если они совершаются лицами, незаконно владеющими указанными предметами.

12. Под хранением предмета посягательства понимают любые действия виновного, связанные с нахождением у него драгоценных металлов или драгоценных камней.

Незаконное хранение предполагает умышленное нарушение соответствующих правил. Согласно Правилам учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них хранение перечисленных ценностей осуществляется в организациях таким образом, чтобы была обеспечена сохранность их при производстве, переработке, использовании, эксплуатации и транспортировке. Хранение осуществляется в помещениях, отвечающих специальным требованиям по технической укрепленности и оборудованию средствами охранной и пожарной сигнализации, устанавливаемым ФЗ органами исполнительной власти в соответствии с законодательством РФ. Хранение относится к длящимся преступлениям.

13. Под перевозкой драгоценных металлов и камней следует понимать их перемещение с одного места на другое при непосредственном участии виновного. Перевозка может быть осуществлена любым видом транспорта.

14. Пересылка предметов посягательства также предполагает их перемещение с одного места на другое; однако виновный уже не участвует в этом перемещении, используя средства связи и сообщения.

15. Преступление окончено в момент совершения деяния.

16. Субъективная сторона незаконного оборона драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга характеризуется только прямым умыслом.

17. Субъектом преступного посягательства может выступать любое физическое лицо, достигшее 16 лет, в том числе руководители организаций, осуществляющих добычу, производство, аффинаж драгоценных металлов и драгоценных камней.

18. Хищение драгоценных металлов или драгоценных камней требует дополнительной квалификации, если после хищения был совершен незаконный оборот названных предметов.

20. Понятие крупного размера дано в примеч. к ст. 169; он должен превышать 250 тыс. руб.

21. Деяния, предусмотренные ч. 1 коммент. статьи, отнесены законодателем к категории преступлений небольшой тяжести, ч. 2 — к тяжким преступлениям.

Другой комментарий к Ст. 191 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Предмет преступления: а) драгоценные металлы — золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, монетах, ломе и отходах производства и потребления; б) драгоценные камни — природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты; в) природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде; г) уникальные янтарные образования.

В предмет преступления не входят ювелирные и бытовые изделия и лом таких изделий. Отсутствие пробирного клейма на изделии из драгоценных металлов или сертификата на ограненный камень не превращает их в предмет преступления. Однако неограненные, но прошедшие предварительную механическую обработку камни не могут быть отнесены к ювелирным изделиям.

2. Уголовная ответственность по ст. 191 УК РФ наступает за любые сделки с драгоценными камнями и драгоценными металлами, совершенными в нарушение законодательства. Незаконность таких сделок может быть обусловлена незаконностью их добычи и производства, отсутствием лицензии на совершение таких действий. Незаконными признаются сделки с предметом преступления, заключенные между физическими лицами. Скупочным организациям и индивидуальным предприятиям запрещено скупать алмазное сырье, необработанный природный жемчуг и драгоценные камни и т.д. Добытые и произведенные драгоценные металлы, за исключением самородков, после необходимой обработки должны поступать на аффинаж в организации, включенные в перечень, утвержденный Правительством РФ. Порядок совершения операций с минеральным сырьем, содержащим драгоценные металлы, до аффинажа определяется Правительством РФ.

3. Незаконное хранение, перевозка, пересылка будут иметь место в случае, когда данные предметы были незаконно добыты или произведены, похищены, получены в результате совершения любого другого преступления или приобретены в результате заключения незаконной сделки.

4. Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга влечет уголовную ответственность только в случае осуществления его в крупном размере (свыше 1,5 млн. руб.).

5. Хищение драгоценных металлов или драгоценных камней с последующим заключением с ними незаконных сделок требует квалификации по совокупности преступлений.

6. Незаконные (при отсутствии лицензии) добыча и производство драгоценных металлов и камней с последующим их хранением, пересылкой и перевозкой квалифицируются по совокупности ст. ст. 171 и 191 УК РФ (кроме ситуации, когда эти действия совершаются индивидуальным предпринимателем, поскольку лицензия на добычу и производство драгоценных металлов и камней выдается только организациям).

7. Незаконное изготовление гражданами ювелирных, зубопротезных и других бытовых изделий из принадлежащих изготовителю или заказчику драгоценных металлов и драгоценных камней, как и изготовление указанных предметов из ювелирных и других бытовых изделий, состоящих из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также лома таких изделий, не может рассматриваться как незаконный оборот драгоценных металлов и камней. Такие действия при наличии соответствующих признаков должны квалифицироваться по ст. 171 УК РФ.

Статья написана по материалам сайтов: studbooks.net, juristpomog.com, prodragmetally.ru, studfiles.net, ukodeksrf.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий