Статья 38 УПК РФ: полномочия следователя в уголовном процессе

1. Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.

2. Следователь уполномочен:

1) возбуждать уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом;

2) принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности;

3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;

4) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;

5) обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном частью четвертой статьи 221 настоящего Кодекса, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков;

6) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.

3. В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора.

Комментарий к Ст. 38 УПК РФ

1. Пункт 1 комментируемой статьи частично воспроизводит определение, содержащееся в пункте 41 статьи 5 УПК, согласно которому следователь — должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные УПК.

2. Предварительное следствие в современной России производится следователями Следственного комитета РФ, следователями органов Федеральной службы безопасности, следователями органов внутренних дел и следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Круг уголовных дел, расследование которых относится к компетенции следователей каждого из перечисленных ведомств, иначе говоря, подследственность, определяется статьей 151 УПК; он различен. Процессуальное же положение каждого следователя, т.е. его права и обязанности при работе по конкретному уголовному делу, абсолютно одинаково; но не зависит ни от его ведомственной принадлежности, ни от должности в рамках родового понятия «следователь» (младший следователь, следователь, старший следователь, следователь по особо важным делам, старший следователь по особо важным делам), ни от фактических обстоятельств дела, его сложности и объема работы.

3. Следователь процессуально самостоятелен. Он вправе без согласования с кем бы то ни было возбудить уголовное дело по своей подследственности, принять его к своему производству, определить направления расследования и произвести необходимые следственные действия по собиранию доказательств, принять и реализовать решения о применении мер процессуального принуждения либо, если этого требует УПК, возбудить соответствующее ходатайство о принятии такого решения перед судом или истребовать согласие начальника следственного органа.

4. По отношению к органу дознания следователь занимает более высокое положение в уголовном процессе и обладает определенной властью. По расследуемым им делам он вправе давать органам дознания поручения и указания о производстве розыскных и следственных действий и требовать от органов дознания содействия при производстве отдельных следственных действий. Такие поручения и указания следователя даются в письменном виде и являются для органов дознания обязательными. Не будь такого правила, следователь-одиночка в целом ряде случаев, прежде всего крупных и сложных дел об организованных групповых преступлениях, оказался бы не в состоянии выполнить свои обязанности. Ему, кабинетному юристу, не под силу, например, производство трудоемких обысков, выемок или задержаний подозреваемых, которые в наше время зачастую носят характер боевого столкновения.

5. В числе законоположений, характеризующих процессуальную самостоятельность следователя, особое место занимают те, что закреплены в пункте 5 части второй и в части третьей комментируемой статьи. Их общий смысл заключается в том, что в определенных случаях следователь вправе не согласиться с позицией прокурора, занимаемой последним по конкретному уголовному делу, находящемуся в производстве следователя. Эти положения новы и небесспорны. Из содержания части третьей комментируемой статьи явствует, что ни требования прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, ни решение прокурора о возвращении следователю уголовного дела, поступившего с обвинительным заключением, больше не обязательны ни для следователя, ни для начальника следственного органа, в котором служит данный следователь. На указанные требования, не исполняя их, достаточно (через начальника следственного органа) просто ответить письменными возражениями, а в ответ на прокурорское постановление о возвращении уголовного дела для дополнительного следствия, изменения обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков (см. пункт 2 части первой статьи 221 УПК), тоже не исполняя его, следователь при согласии руководителя следственного органа может перевести свои разногласия с прокурором в плоскость дальнейшей инстанционной конфронтации с прокуратурой. Так что если в ходе предварительного следствия допущены существенные нарушения УПК, повлиявшие на его итоги, но в споре между двумя органами уголовного преследования — ведомственным следственным аппаратом и прокуратурой — прокурор, например, района или области не был поддержан Генеральным прокурором РФ, ему предстоит принять на себя функцию государственного обвинителя по делу, следственные материалы которого он добросовестно и профессионально уже давно считает бракованными.

6. Кроме того, с согласия своего непосредственного начальника — руководителя следственного органа следователь вправе обжаловать вышестоящему прокурору наиболее важные, имеющие определяющее значение для судьбы уголовного дела процессуальные решения прокурора, осуществляющего надзор за досудебным производством по данному уголовному делу. Приведенный в пункте 5 части второй комментируемой статьи перечень таких решений является исчерпывающим. Их обжалование приостанавливает исполнение прокурорского решения до рассмотрения жалобы вышестоящим прокурором (часть пятая статьи 221 УПК), а решение данного прокурора может быть, в свою очередь, обжаловано вышестоящему прокурору, то есть — Генеральному. Его решение носит окончательный характер.

7. Наряду со следователем самостоятельным участником досудебного производства по уголовным делам является следователь-криминалист, который в УПК впервые упомянут и, таким образом, узаконен в 2008 г. (Федеральный закон от 2 декабря 2008 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» // Российская газета. 2008. 5 дек.), когда в статье 5, определяющей основные понятия, которыми пользуется этот Кодекс, появился новый пункт 40.1, согласно которому следователь-криминалист — это должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие, а также участвовать по поручению руководителя следственного органа в производстве отдельных следственных и иных процессуальных действий или производить отдельные следственные и иные процессуальные действия без принятия уголовного дела к своему производству. В основе данного законоположения — многолетний опыт функционирования прокуроров-криминалистов в органах прокуратуры в период, когда прокурорам принадлежало право возбуждать уголовные дела и производить предварительное расследование. Главный смысл деятельности следователя-криминалиста заключается в том, что расследование по уголовному делу в целом или же частично оказывается в компетенции должностного лица, обладающего всей полнотой процессуальных полномочий следователя и одновременно углубленными знаниями и (или) опытом в области криминалистической техники, криминалистической тактики производства отдельных следственных действий или криминалистической методики расследования данного вида преступлений.

8. В условиях строительства демократического правового государства положение российского следователя привлекает пристальное внимание общества. Рассредоточенность следственного аппарата по четырем различным ведомствам, три из которых (МВД, ФСБ и ФСКН России) осуществляют оперативно-розыскную деятельность, заключает в себе проблему. Несмотря на провозглашаемую независимость, следователи, с одной стороны, подчинены начальнику следственного отдела, который обладает огромными процессуальными полномочиями «ведомственного прокурора», с другой — так или иначе зависят от руководителей соответствующих органов, в структуру которых они вмонтированы. И наконец, следователи в работе по конкретным уголовным делам недопустимо сближаются с оперативными работниками, что подрывает условия их объективности. Между тем по природе своей предварительное следствие относится к юстиции, оно отделено от судебного разбирательства уголовных дел лишь в целях более тщательной «проработки материала». Его включенность в ведомства, осуществляющие полицейские функции, — такая же аномалия, как если бы, например, к полиции были приписаны судьи. Сложившееся положение имеет глубокие исторические корни. Они произрастают из сущности советского тоталитарного государства и трагического прошлого нашего общества, в котором на протяжении многих десятилетий милиция, политический сыск, предварительное следствие, прокуратура, разведка, контрразведка и даже суды, будучи обособленными друг от друга лишь условно, для отвода глаз обывателя, составляли единый конвейерный агрегат, предназначенный на входе принимать всякого, кого сочтет нужным власть, а на выходе выдавать полностью сломленного изгоя общества (или не выдавать вообще). Коренное реформирование предварительного следствия в соответствии с истинным смыслом этого вида государственной деятельности — одна из крупнейших задач, без решения которой, как представляется, судебно-правовая реформа не может быть завершенной.

Статья 38 УПК РФ. Следователь (действующая редакция)

1. Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.

2. Следователь уполномочен:

1) возбуждать уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом;

2) принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности;

3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;

4) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;

5) обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном частью четвертой статьи 221 настоящего Кодекса, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков;

6) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.

3. В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 38 УПК РФ

1. Говоря о субъектах производства предварительного следствия, российский законодатель использует два разных термина: органы предварительного следствия (ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 37 и др. УПК) и следователь. Но если понятие органа предварительного следствия в законе только упоминается, но прямо не раскрывается, то следователь определяется как должностное лицо, уполномоченное в пределах своей компетенции осуществлять предварительное следствие по уголовному делу (п. 41 ст. 5, ч. 1 ст. 38 УПК). В отличие от ранее действовавшего процессуального закона (ст. 125 УПК РСФСР), УПК РФ не именует следователя органом предварительного расследования, называя его просто должностным лицом. Это значит, что полномочия следователя ограничены в пользу органа предварительного следствия (следственного органа, или следственного подразделения), представляемого его руководителем.

2. Основные права и обязанности, образующие процессуальный статус следователя, таковы:

1) принимать и проверять сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении (ч. 1 ст. 144);

2) возбуждать уголовное дело и (или) передавать его руководителю СО для направления по подследственности (п. 2 ч. 2 ст. 38, ч. 1 ст. 146);

3) отказывать в возбуждении уголовного дела (ч. 1 ст. 148);

4) принимать уголовное дело к своему производству (п. 2 ч. 2 ком. статьи). В ст. 149 УПК, где речь идет о направлении уголовного дела после его возбуждения, не говорится о вынесении следователем специального решения о принятии дела к своему производству, однако, по смыслу ч. 1 ст. 156, в постановлении о возбуждении дела следователь, дознаватель указывает о принятии им уголовного дела к своему производству;

5) заявлять самоотвод при наличии обстоятельств, исключающих его участие в производстве по делу (ст. 62);

Это интересно:  Статья 300 УК РФ: незаконное освобождение от уголовной ответственности

6) самостоятельно направлять ход расследования. Закон не дает прямого ответа на вопрос, что понимать под направлением хода расследования или направлением расследования. Смотрите об этом ком. к ст. 39;

7) принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с законом требуется получение судебного решения или согласия руководителя СО (п. 3 ч. 2 ст. 38);

8) возбуждать перед судом с согласия руководителя СО ходатайство об избрании меры пресечения или о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения (ч. 1 ст. 165);

9) задерживать лицо по подозрению в совершении преступления (ст. 91);

10) в пределах своих полномочий избирать обвиняемому или подозреваемому меру пресечения (ст. 97);

11) принимать меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества, меры к неразглашению данных предварительного расследования (ст. ст. 160, 161);

12) составлять протокол о неисполнении участниками производства по делу своих процессуальных обязанностей и направлять его в суд для наложения на нарушителя денежного взыскания (ст. 118).

13) давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении (п. 4 ч. 2 ст. 38, ч. 7 ст. 164, ст. 210).

Полномочия следователя в отношении поручений органу дознания являются более широкими, чем аналогичные полномочия прокурора. Так, согласно п. 4 ч. 2 ст. 37 прокурор вправе давать дознавателю (но не органу дознания в целом) письменные указания лишь о направлении расследования и производстве процессуальных действий. В то же время следователь может поручать органу дознания производство не только процессуальных действий, но и оперативно-розыскных мероприятий;

14) самостоятельно принимать решения о выделении из уголовного дела в отдельное производство другого уголовного дела (ст. 154), а также материалов, содержащих сведения о новом преступлении, не связанном с расследуемым (ст. 155);

15) рассматривать ходатайства участников предварительного следствия с вынесением постановления в случае отказа (ст. 159);

16) привлекать лицо в качестве обвиняемого и предъявлять ему обвинение в порядке, предусмотренном главой 23 УПК;

17) приостанавливать и возобновлять предварительное следствие (глава 28);

19) представить свои письменные возражения руководителю СО при несогласии с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия (ч. 3 ст. 38);

20) обжаловать с согласия руководителя СО в порядке, установленном ч. 4 ст. 221 настоящего Кодекса, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков;

21) обжаловать указания руководителя СО, за исключением предусмотренных ч. 4 ст. 39, руководителю вышестоящего СО. При этом следователь вправе до принятия решения руководителем вышестоящего СО приостанавливать исполнение указаний, если они касаются изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, а также направления дела в суд или его прекращения (ч. 3 ст. 39). Смотрите ком. к ст. 39;

22) оканчивать предварительное следствие и направлять уголовное дело с обвинительным заключением прокурору в порядке, предусмотренном главой 30 УПК;

23) вносить запрос о производстве компетентным органом или должностным лицом иностранного государства процессуальных действий на территории иностранного государства в соответствии с международным договором РФ, международным соглашением или на основе принципа взаимности (ч. 1 ст. 453).

3. В отношении следователя применяется особый порядок возбуждения уголовного дела или привлечения в качестве обвиняемого (ст. 448).

Статья 38 УПК РФ: полномочия следователя в уголовном процессе

(в ред. Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.

2. Следователь уполномочен:

1) возбуждать уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом;

2) принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности;

3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;

4) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;

5) обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном частью четвертой статьи 221 настоящего Кодекса, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков;

(пп. 5 в ред. Федерального закона от 02.12.2008 N 226-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.

3. В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора.

Комментарий к статье 38

1. Следователь — это должностное лицо органа предварительного следствия, правомочное рассматривать сообщения о преступлениях, принимать с согласия прокурора решение о возбуждении уголовного дела и проводить по нему предварительное расследование в форме предварительного следствия (ПС).

Следователи правомочны также производить предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам, по которым ПС не обязательно. Таким образом, в отличие от дознавателей они уполномочены осуществлять досудебное производство в любой форме.

2. Основная форма, в которой следователи проводят предварительное расследование, — это ПС. Кроме следователей, ПС по уголовному делу может проводить прокурор или начальник следственного отдела.

Предварительное следствие производится следователями органов внутренних дел, прокуратуры, федеральной службы безопасности и ФСКН России. О правилах подследственности уголовных дел следователям различных ведомств разъясняется в ч. ч. 2, 4 — 6 ст. 151 УПК.

2.1. В указанных ведомствах имеются должности следователей, старших следователей, следователей по особо важным делам и старших следователей по особо важным делам. Должностное положение следователя и его принадлежность к тому или иному ведомству не влияют на круг его процессуальных полномочий.

3. Предварительное следствие является формой предварительного расследования. Производство ПС обязательно по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 150 УПК. Предварительное расследование в форме ПС производится и в тех случаях, когда согласно ст. 223 УПК производство дознания невозможно, т.е. когда дело не может быть возбуждено в отношении конкретного лица, поскольку оно неизвестно.

3.1. Предварительное расследование в форме дознания следователи проводят в случаях, указанных в п. 7 ч. 3 ст. 151 УПК, а также в других случаях согласно указанию прокурора (см. коммент. к ст. 37).

4. Из принципиальных положений, заложенных в гл. 1, 2 УПК, вытекает, что следователь — это государственный орган уголовного преследования. Следователь относится к участникам уголовного судопроизводства, входящим в сторону обвинения. Он выполняет процессуальную функцию обвинения (см. п. п. 45, 47, 55 ст. 5 УПК) и входит в состав «обвинительной власти».

Таким образом, можно сделать вывод, что, в какой бы форме следователь не проводил предварительное расследование, основной его функцией является уголовное преследование. Однако сказать, что законодателем разрешен обвинительный уклон в деятельности следователя, нельзя.

Относя органы предварительного расследования к числу органов уголовного преследования, законодатель хотел разрешить давнюю проблему психологически фальшивого положения следователя, дознавателя и других должностных лиц органов предварительного расследования, когда на них по закону была возложена функция предварительного расследования, т.е. всестороннее, полное, объективное исследование обстоятельств дела, выявления как уличающих, так и оправдывающих обвиняемого обстоятельств. На практике же органы предварительного расследования прежде всего действуют с целью раскрытия преступления и изобличения лиц, их совершивших.

В свете принципа состязательности (ст. 15 УПК) досудебное производство по уголовному делу предстает не как односторонняя деятельность органов предварительного расследования, но распадается на деятельность состязающихся сторон. В условиях состязательного процесса сторона защиты осуществляет функцию защиты от обвинения, а сторона обвинения — функцию уголовного преследования (обвинения). Однако в условиях сохранения в прежнем виде процессуальной формы досудебного производства по уголовному делу — предварительного расследования, а также так называемого доказательственного права (гл. 10, 11) — не может быть реально обеспечено равенство сторон по доказыванию. Несмотря на существенное расширение прав защитника и обвиняемого, сторона защиты ограничена в полномочиях по собиранию доказательств, поскольку не вправе производить следственных действий.

В рамках предварительного расследования доказывание по существу осталось односторонней деятельностью органов предварительного расследования и прокурора. По этой причине следователь не вправе ограничиться собиранием одних только обвинительных доказательств. Он является субъектом доказывания, для которого доказывание всех обстоятельств дела, входящих в предмет доказывания (ст. 73 УПК), является обязанностью. Он не может быть односторонним и тем более пристрастным (что не возбраняется защитнику).

Таким образом, в плане доказывания следователь стал органом уголовного преследования лишь номинально. Следователь, помимо несения общего бремени доказывания вины подозреваемого, обвиняемого, обязан установить и обстоятельства, указанные в п. п. 6, 7 ст. 73 УПК, и все прочие обстоятельства. Следователь обязан собирать доказательства обвинения. По ходатайствам стороны обвинения он обязан совершать следственные действия и для получения оправдательных доказательств. Но даже и при отсутствии таковых ходатайств, следователь обязан собирать доказательства, оправдывающие обвиняемого или смягчающие его вину. На следователе лежит бремя опровержения утверждений стороны защиты о существовании обстоятельств, исключающих ответственность, оправдывающих обвиняемого или смягчающих его вину.

Закон формально не возлагает на следователя обязанность по всестороннему, полному и объективному расследованию. Однако из этого не вытекает, что следователь вправе игнорировать, скрывать обстоятельства, свидетельствующие в пользу обвиняемого, подозреваемого. Обязанность следователя состоит в обоснованном и законном привлечении к уголовной ответственности лица, действительно виновного в совершении преступления. Приоритетом в деятельности следователя, как и любого органа государства, является защита прав и свобод человека и гражданина. Следователь обязан прекратить уголовное преследование подозреваемого, обвиняемого при обнаружении обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 24, ч. 1 ст. 27 УПК.

5. В обязанности следователя входит принятие мер процессуального принуждения к участникам процесса, чьи действия создали или могут создать препятствия для нормального производства по делу.

6. Следователь должен принять меры по возмещению вреда, причиненного преступлением, в случае предъявления гражданского иска. Установление же характера и размера вреда, причиненного преступлением, является его постоянной обязанностью (п. 4 ч. 1 ст. 73 УПК).

7. Основания и порядок отвода следователя регламентированы ст. ст. 61, 67 УПК.

8. Полномочия следователя позволяют ему самостоятельно проводить предварительное расследование, независимо от других органов, организаций и лиц, но под надзором прокурора и под руководством нач. следственного отдела.

9. Прокурор вправе возбудить уголовное дело и поручить его расследование следователю любого органа предварительного расследования или поручить ему производство дознания по данному уголовному делу (см. об этом коммент. к ст. ст. 37, 151).

10. Следователь не вправе вернуть уголовное дело, возбужденное прокурором и направленное ему для производства ПС (или дознания), обратно прокурору ввиду нарушения правил о подследственности, потому что прокурор имеет исключительные полномочия по определению как формы предварительного расследования, так и органа, которому он может поручить производство расследования.

11. Следователь уполномочен возбуждать уголовное дело с согласия прокурора. При этом следователь может поставить вопрос о направлении этого дела по подследственности. Прокурор одновременно с дачей согласия на возбуждение уголовного дела принимает решение о направлении его по подследственности.

О порядке возбуждения уголовного дела следователем см. коммент. к ст. 146.

11.1. Признаки подследственности и правила о подследственности уголовных дел следователям различных ведомств, а также дознавателям органов дознания приведены в ч. ч. 2 — 6 ст. 151 УПК.

12. Деятельность следователя по расследованию уголовного дела поднадзорна прокурору. Более того, прокурор вправе осуществлять процессуальное руководство органом предварительного следствия, как и другими государственными органами уголовного преследования (см. об этом коммент. к ст. 37).

13. Следователь самостоятелен в принятии решений и при совершении процессуальных действий, осуществляемых в пределах компетенции, предоставленной ему законом. Он несет личную ответственность за своевременность, законность и обоснованность совершаемых процессуальных действий и принимаемых решений.

Это интересно:  Статья 1 УК РФ: уголовное законодательство Российской Федерации

14. Процессуальные действия и решения следователя, требующие разрешения суда, указаны в ст. ст. 29, 165 УПК.

О характере правоотношений между прокурором и следователем при возбуждении ходатайства перед судом о получении разрешения на применение мер процессуального принуждения или проведение следственных действий, затрагивающих конституционные права и свободы человека и гражданина, см. коммент. к ст. 37 УПК.

15. Прокурор не санкционирует действий или решений следователя. Такая форма реализаций полномочий прокурорского надзора УПК не предусмотрена. Прокурор дает согласие на производство ряда процессуальных действий и принятие решений, а также утверждает ряд решений следователя (см. об этом коммент. к ст. 37).

16. Начальник следственного отдела вправе давать следователю указания, обязательные для исполнения последним (ч. 4 ст. 39 УПК). Возможность обжалования следователем любых указаний начальника следственного отдела предусмотрена в законе.

О характере правоотношений следователя и начальника следственного отдела см. коммент. к ст. 39.

17. По уголовному делу, находящемуся в производстве у следователя, орган дознания вправе проводить следственные действия только по письменному поручению следователя.

18. Поручения следователя являются обязательными для органа дознания и подлежат выполнению в срок, указанный в поручении. Обычно такой срок должен составлять 10 суток. Поручение дается следователем только в письменном виде на имя начальника органа дознания. Следователь вправе давать органу дознания поручение о проведении конкретных оперативно-розыскных мероприятий. Поручения следователей по уголовным делам, находящимся в их производстве, являются основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий (ч. 3 ст. 7 Закона об ОРД).

Надзор за выполнением органом дознания поручения следователя осуществляет прокурор. Начальник органа дознания несет личную ответственность за своевременное, качественное и полное выполнение поручения следователя.

18.1. Следователь не вправе поручать органу дознания производство процессуальных действий, которые согласно закону должен проводить сам (привлечение в качестве обвиняемого, его допрос, назначение экспертизы, ознакомление обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела и пр.).

Следователь обязан лично проводить все следственные действия, о производстве которых он с согласия прокурора ходатайствовал перед судом и получил на их производство разрешение суда, а не поручать их производство органу дознания.

18.2. Вынеся постановление о производстве принудительного привода, следователь направляет поручение по исполнению этого постановления с приложением копии постановления для исполнения начальнику органа дознания. В соответствии с ч. 7 ст. 113 УПК привод производится органами дознания по поручению следователя.

18.3. В соответствии и на основаниях, приведенных в ст. 210 УПК, следователь выносит постановление о розыске обвиняемого. Он поручает его розыск органам дознания, что указывает в постановлении о приостановлении предварительного следствия и в постановлении о розыске.

18.4. Возможность избрания меры пресечения в виде заключения под стражу заочно по общему правилу законом запрещена. Исключение составляет случай объявления обвиняемого в международный розыск (см. коммент. к ч. ч. 5, 6 ст. 108). Поэтому если прокурором, а также следователем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу, то следователем выносится постановление о задержании лица, скрывшегося от органов предварительного расследования, по основанию, предусмотренному в ч. 2 ст. 91 УПК.

При принятии решения об объявлении в розыск это постановление направляется органу дознания для исполнения. В розыскном деле на такое лицо должно иметься вынесенное следователем постановление о задержании подозреваемого (обвиняемого). После фактического задержания разыскиваемого все необходимые документы (факсом, фельдъегерской связью или иным способом) на подозреваемого (обвиняемого) должны быть направлены в суд по месту задержания в сроки, указанные в ст. 92, ч. 3 ст. 108 УПК.

18.5. При проведении расследования следователь вправе в любой момент обратиться за содействием к органу дознания для проведения оперативно-розыскных мероприятий, принятия мер по защите свидетелей и иных участников процесса в порядке, указанном в ч. 3 ст. 11 УПК.

19. Под иными полномочиями следователя, которые подразумевает п. 5 ч. 2 коммент. статьи, следует понимать в первую очередь полномочия по собиранию доказательств способами, предусмотренными уголовно-процессуальным законом, а именно: получение предметов и документов от граждан и организаций; истребование справок, характеристик, иных документов из организаций, органов государственной власти и местного самоуправления, которые обязаны предоставлять запрашиваемые документы или их копии бесплатно. Все требования, поручения и запросы следователя, предъявленные в пределах его полномочий, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями независимо от форм собственности, должностными лицами и гражданами (ч. 4 ст. 21).

20. Следователь вправе поддерживать государственное обвинение по уголовному делу, по которым предварительное расследование проводилось в форме дознания (п. 6 ст. 5, ч. 4 ст. 37 УПК).

Обвинительные полномочия следователя в суде аналогичны полномочиям дознавателя, которого прокурор уполномочил поддерживать гос. обвинение (см. коммент. к ст. ст. 41, 320, 321).

21. Письменные указания прокурора следователю, данные в порядке, установленном УПК, являются обязательными. Они могут быть обжалованы вышестоящему прокурору. Однако обжалование следователем полученных указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения. Исключение составляют случаи, предусмотренные ч. 3 ст. 38 УПК. Применительно к ним законодатель предусмотрел возможность проявиться т.н. процессуальной самостоятельности следователя.

22. Гарантиями процессуальной самостоятельности следователя являются его полномочия, закрепленные в п. п. 1 — 8 ч. 3 коммент. статьи. Следователь вправе представить уголовное дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений в случае несогласия с действиями (бездействием) и решениями прокурора, перечисленными в указанной норме. Их обжалование прокурору не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев несогласия со следующими решениями или указаниями прокурора.

Жалобы следователя на действия (бездействие), в том числе письменные указания, рассматриваются вышестоящим прокурором в порядке, установленном ст. 124 УПК. Кроме того, следует руководствоваться ст. 10 Законе о прокуратуре, регламентирующей порядок рассмотрения и разрешения в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений.

По отношению к прокурорскому надзору процессуальная самостоятельность следователя (впрочем, как и других государственных органов уголовного преследования) выглядит как будто излишней. Скорее, здесь можно говорить об особой форме проявления контроля вышестоящих прокуроров за законностью и обоснованностью решений нижестоящих прокуроров, что полностью сообразуется с принципами единства и централизации прокуратуры. Инициатива следователя с обжалованием указания или решения прокурора может служить поводом для реализации такого рода контроля и объективно способствовать укреплению законности.

Что касается самого следователя, поставившего под сомнение законосообразность указания или решения надзирающего прокурора перед руководством последнего, то для него практическая ценность указанного предприятия в высшей степени сомнительна. Любой исход рассмотрения вышестоящим прокурором жалобы следователя на действия прокурора порождает для должностного лица органа ПС невыгодные последствия. В случае если вышестоящий прокурор отменит указание или решение надзирающего прокурора и признает правоту следователя, то этому следователю придется проводить дальнейшее расследование под надзором прокурора, чью компетенцию, профессионализм и объективность он поставил под сомнение. У прокурора достаточно полномочий, чтобы настоять на своем мнении и провести свою линию в следствии по этому делу, например путем реализации полномочий, предоставленных ему в п. п. 8, 9, 15 ч. 2 ст. 37 УПК. Эти решения прокурора уже не подлежат обжалованию вышестоящему прокурору в рассматриваемом порядке и должны следователем исполняться.

Если же вышестоящий прокурор примет решение не в пользу следователя, то это даст законный повод надзирающему прокурору принять меры прокурорского реагирования на нарушения законов со стороны следователя.

22.1. Необходимо исходить из того положения, что следователь — это «процессуальный слуга» прокурора. Как и прочие органы уголовного преследования, следователи являются орудием, посредством которого прокурор реализует данные ему государством обвинительные полномочия по досудебной подготовке оснований уголовного иска — требования к суду государственного обвинения о привлечении к уголовной ответственности обвиняемого (обвинительное заключение, обвинительный акт).

В случаях возникновения между следователем и надзирающим прокурором принципиальных разногласий относительно судьбы уголовного дела вышестоящий прокурор должен взять производство под свой личный надзор и обеспечить объективное и законное расследование.

22.2. Следует различать обжалование следователем письменных указаний прокурора на проведение тех или иных процессуальных действий, а именно тех, что приведены в п. п. 1 — 4 ч. 3 коммент. статьи, от обжалования следователем решений прокурора по делу (о них см. п. п. 4 — 7 ч. 3 коммент. статьи), в частности об отмене прокурором меры пресечения, избранной следователем.

22.3. Надо выделять случаи обжалования следователем решений прокурора, связанных с дачей согласия следователю на проведение тех или иных процессуальных действий (п. 5 ч. 3 коммент. статьи), и случаи, когда речь идет о решениях прокурора, затрагивающих участие следователя в производстве по данному уголовному делу (п. п. 7, 8 ч. 3 коммент. статьи), а также решениях прокурора, определяющих судьбу дела (п. 6 ч. 3 коммент. статьи).

Только прокурор вправе давать согласие на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнем аресте. Исключительно прокурору принадлежат полномочия давать согласие на возбуждение перед судом ходатайств о проведении следственных и иных процессуальных действий, для производства которых необходимо судебное решение (см. коммент. к ст. 37).

Если прокурор отказывает в даче такого рода согласия, это означает, что он не убежден в правильности, необходимости их применения (производства) и не может ходатайствовать перед судом о даче разрешения на их производство. Участие данного прокурора в судебном заседании по разрешению такого ходатайства вряд ли в дальнейшем будет возможно. Отмена вышестоящим прокурором отказа прокурора дать согласие на возбуждение ходатайства перед судьей о применении мер пресечения или проведении иного процессуального действия вызывает вопрос: кто может дать такое согласие. Это может сделать сам вышестоящий прокурор и потом поддержать свое ходатайство в суде или поручить его поддержание следователю. Возможен и иной вариант, когда вышестоящий прокурор передаст дело для производства в другой орган следствия и даст указание нижестоящему прокурору о возбуждении соответствующего ходатайства перед судом.

22.4. Если прокурор и следователь придерживаются противоположных мнений относительно судебной перспективы дела, т.е. о направлении уголовного дела в суд или его прекращении, то это делает невозможным эффективное уголовном преследование. Ибо в суде обвинительная деятельность прокурора является продолжением досудебного уголовного преследования, осуществленного следователем.

Если прокурор направил дело в суд, значит, следователь представил ему уголовное дело с обвинительным заключением (обвинительным актом), поэтому нет смысла в обжаловании следователем такого решения прокурора. Возможно решение прокурора о прекращении дела, по которому следователь вел следствие. Если прокурор принял решение о прекращении уголовного преследования, это свидетельствует об отсутствии у него внутреннего убеждения о необходимости привлечения к уголовной ответственности подозреваемого, обвиняемого. В таком случае возложение на него обязанности государственного обвинителя видится нежелательным.

22.5. Отмена вышестоящим прокурором решения надзирающего прокурора об отводе следователя или отстранении его от дальнейшего ведения следствия не могут способствовать взаимодействию следователя и этого прокурора, что может негативно сказаться на результатах расследования и обвинения.

Вследствие этого вышестоящему прокурору, принимающему решение по жалобе следователя в порядке, предусмотренном ч. 3 коммент. статьи, в некоторых случаях следует решить вопрос о передаче уголовного дела для расследования в другую прокуратуру или оставить его в производстве следственной части вышестоящей прокуратуры. В общем, сделать так, чтобы расследование дела осуществлял другой следователь и надзор за исполнением законов следователем осуществлял другой прокурор.

Полномочия следователя в уголовном процессе по статье 38 УПК РФ: понятие, функции и классификация

При ведении уголовного дела следователь играет одну из важнейших ролей. От его работы зависит своевременность привлечения виновного лица к уголовной ответственности и полноценность доказательной базы в судебном процессе. Понятие «Полномочия следователя в уголовном процессе» прямо не закреплено в Кодексе, но подразумевается, исходя из содержания статьи.

Полномочия следователя по УПК РФ

В полном объеме уголовно-процессуальное законодательство раскрывает полномочия следователя в уголовном процессе в статье 38. Согласно статье, следователь относится к категории должностных лиц, которые осуществляют процесс проведения следствия на предварительном этапе по делам уголовного характера в рамках установленных законом полномочий.

В рамках предоставленных ему полномочий следователь вправе осуществлять следующие действия:

  1. Принимать решение о возбуждении уголовных дел в определенном законом порядке.
  2. Принимать уголовные дела к производству или передавать дела руководителю отдела следствия для передачи по подследственности.
  3. Осуществлять самостоятельное руководство направлением хода расследования, принятием решений об осуществлении действий следственного и процессуального характера, исключая случаи, когда на осуществление этих действий требуется санкция суда или согласие руководителя органа следствия.
  4. Письменно поручать сотрудникам органов дознания проводить мероприятия оперативно-розыскного характера, производить отдельные действия следственного характера, исполнять постановления о приводе, задержании, аресте, осуществлении других действий процессуального характера или совместном выполнении этих действий.
  5. Подавать согласованную с руководителем органа следствия жалобу на решение представителя прокуратуры об аннулировании постановления, позволяющего осуществить возбуждение уголовного дела, о проведении доследования путем возвращения дела следователю, об изменении категорий или классификаций предъявленных обвинений, о составлении нового заключения обвинительного характера или устранении недостатков в уже составленных документах.
Это интересно:  Незаконное удержание чужого имущества статья УК РФ

Если следователь не согласен с решением прокурора, он вправе подать жалобу через своего непосредственного начальника – руководителя органа следствия, который доносит тезис жалобы до прокурора.

Определение полномочий

Статьей 38 УПК РФ полномочия следователя в уголовном процессе не ограничиваются. В разной степени они отображаются в других статьях.

В начале Кодекса (пункт 41 статьи 5) указано, что следователь проводит все этапы предварительного следствия по делу, а также осуществляет другие полномочия, которые предусмотрены законодательством уголовно-процессуальной сферы.

Все полномочия представляют систему процессуальных обязанностей и прав следователя, которые необходимы и достаточны для осуществления процессуальных действий:

  • принятия правильного решения по сообщениям о преступлении;
  • установления отсутствия или наличия обстоятельств, которые подлежат доказыванию по делу уголовного характера;
  • обеспечения соответствующих условий для законного рассмотрения и судебного разрешения дела по существу;
  • освобождения от несения уголовной ответственности человека, который совершил нетяжкое преступление или преступление средней степени тяжести;
  • реабилитации лица, признанного невиновным.

Некоторые понятия полномочий следователя в уголовном процессе процессуального характера определены другими законодательными актами, в том числе федеральными законами. Организационные полномочия отображены в нормативных документах Генеральной прокуратуры, МВД и ФСБ РФ, которые раскрывают особенности процесса организации этапа предварительного следствия. Некоторые моменты раскрываются в актах этих ведомств совместно с руководителями прочих комитетов, служб и министерств.

Классификация полномочий

Анализ положений статей, отображающих содержание уголовно-процессуальных норм, позволяет провести классификацию полномочий следователя в уголовном процессе. Все полномочия делятся на следующие виды:

  • рассмотрение и разрешение сообщений о совершенных, совершаемых или планируемых преступлениях;
  • установление обстоятельств, которые входят в предмет процесса доказывания по уголовным делам;
  • осуществление преследования уголовного характера в отношении подозреваемых или обвиняемых в совершении уголовных правонарушений;
  • охрана в рамках закона прав, свобод и интересов лиц, которые привлекаются к участию в уголовном производстве;
  • дача поручений органам дознания.

Также можно провести классификацию полномочий следователя в уголовном процессе, разделив их на два вида:

  1. Защитные.
  2. Властные.

Рассмотрение и разрешение сообщений следователями

Особенности полномочий следователя в уголовном процессе закреплены статьями 148, 38, 146 и 147 УПК РФ. Они реализуются в рамках подследственности в уголовных делах, согласно статье 151 УПК РФ.

В период выяснения субъекта, которому надлежит передать дело по подследственности, заинтересованные лица могут уничтожить следы преступления, фальсифицировать доказательства или совершить другие действия, направляющие следствие по ложному следу.

Чтобы исключить такую возможность, следователь, принявший сообщение, обязан его рассмотреть, возбудить дело и провести первоочередные следственные мероприятия по выяснению обстоятельств дела, а потом передать дело по подследственности, на основании части 5 статьи 152.

Рассмотрение и разрешение сообщений специальными органами

В уголовном процессе полномочия следователей каждой специализированной прокуратуры по возбуждению дел об уголовных правонарушениях реализуются на основе Приказа прокуратуры на федеральном уровне № 54 от 9 сентября 2002 года, разграничивающего компетенцию территориальных, военных и прочих специализированных прокуратур.

К ведению следователей, относящихся к военным прокуратурам, относится возбуждение уголовных дел о преступлениях, которые совершили следующие категории людей:

  1. Военнослужащие.
  2. Лица, которые проходят военные сборы.
  3. Гражданский персонал, относящийся к Вооруженным Силам Российской Федерации.
  4. Люди, относящиеся к прочим войскам или формированиям воинского типа и органам, которые созданы в соответствии с законами федерального уровня.
  5. Лица, деятельность которых связана с работой на территории воинских частей, соединений или учреждений.

Полномочия в уголовном процессе следователей, прикрепленных к закрытым территориальным образованиям г. Межгорье и комплексу «Байконур», распространяются на все преступления, которые совершены в пределах этих территориальных образований, исключая преступления военнослужащих и других лиц, относящихся к ведению военных следователей.

Функции и полномочия в уголовном процессе следователей территориальных и транспортных органов, занимающихся внутренними делами, определены Указанием совместно Генеральной Прокуратуры, Министерства путей сообщения и Министерства внутренних дел, регулирующим порядок реагирования на обнаруженные признаки уголовных правонарушений и порядок рассмотрения сообщений и заявлений, касающихся хищения грузов.

Установление обстоятельств предмета доказывания

Полномочия следователя в уголовном процессе по УПК РФ определяются статьей 85. Они включают в себя сбор, проверку и оценку имеющихся доказательств. Согласно ч. 1 ст. 86 кодекса, следователь собирает доказательства в процессе производства процессуальных и следственных действий. В большинстве случаев реализуется только сбор доказательств, так как уголовно-процессуальным кодексом реализация других действий процессуального характера, с помощью которых можно получить сведения, которые отвечают требованиям законодательства (ч. 1 ст. 74 УПК РФ), за исключением направления запроса об оказании помощи правового характера зарубежным отделам правоохранительных органов (ст. 453 УПК РФ).

Один из способов — сбор доказательств. Это получение документов, составленных в письменной форме, и предметов, которые представляются в качестве материала приобщения к делу как доказательств обвиняемым, подозреваемым, гражданскими истцами, потерпевшим, гражданскими ответчиками и представителями сторон (ст. 86, ч. 2). Но законодательством не определен порядок получения этих предметов и документов.

Полномочия следователя в уголовном процессе, по статье 38 УПК РФ, включают также возможность давать поручения на выполнение следственных действий. Если полученные в результате этого данные и сведения будут соответствовать параметрам достоверности, допустимости и относимости, они будут приняты в качестве доказательств.

Осуществление уголовного преследования

Функции и полномочия следователя в уголовном процессе в отношении преследования уголовного характера закреплены статьей 21 УПК РФ. Согласно законодательным нормам, обязанность следователя заключается в осуществлении уголовного преследования в делах частно-публичного и частного обвинений от государственного имени.

Процессуальные полномочия следователя в уголовном процессе при осуществлении уголовного преследования заключаются в следующем:

  1. Возбуждение дела об уголовном правонарушении по отношению к конкретному лицу.
  2. Задержание конкретного лица, признанного подозреваемым.
  3. Привлечение человека в качестве обвиняемого.
  4. Розыск скрывающихся подозреваемых или обвиняемых.
  5. Применение в отношении обвиняемого пресекательной меры.
  6. Составление заключения обвинительного характера и направление дела к прокурору для дальнейшей передачи, согласно подсудности.

Охрана прав, свобод и законных интересов сторон

Согласно выведенной из уголовно-процессуального законодательства классификации, функции и полномочия следователя в уголовном процессе, которые относятся к охране интересов всех участвующих в уголовном процессе лиц, сводятся к тому, чтобы все привлеченные к уголовному процессу лица были максимально защищены и свободны в роли участника процесса.

Правозащитные полномочия следователя заключаются в следующем:

  1. Разъяснение подозреваемым, обвиняемым, потерпевшим, гражданским истцам, гражданским ответчикам и другим участникам судопроизводства по уголовному делу их прав, обязанностей и ответственности.
  2. Обеспечение возможности реализации сторонами своих прав, обязанностей и ответственности.
  3. Принятие мер по защите в отношении всех участников уголовного дела, включая потерпевшего, свидетелей и других лиц, а также к их близким и родственникам, если существует угроза их безопасности. Она может выражаться в угрозе убийства, применения насилия, уничтожения или повреждения имущества и др.

Обеспечение подозреваемым и обвиняемым права на защиту

Понятие и полномочия следователя в уголовном процессе в сфере защиты обвиняемой стороны отражены в пункте 4 части 2 статьи 38 УПК РФ. На основании процессуального законодательства следователь может давать сотрудникам органа дознания поручения о проведении действий оперативно-розыскного характера и других следственных мероприятий, включая исполнение постановлений о приводе, аресте или задержании и другие действия процессуального характера. Кроме того, следователь вправе при самостоятельном осуществлении указанных полномочий получать от дознания содействие в осуществлении всех мероприятий.

Поручение как полномочие следователя в уголовном процессе по УПК — это письменная просьба следователя к отделу дознания о выполнении некоторых процессуального типа действий или мероприятий оперативно-розыскного характера. Поручение включает данные о поручителе, адресате, содержание сути дела, нормативную базу и конкретные необходимые действия. Поручение может включать разъяснения процесса его выполнения.

Для дачи поручения дознанию должны быть соблюдены определенные требования, в частности:

  1. Давать поручения можно только в том случае, если есть объективные причины невозможности осуществления необходимых следственных действий самим следователем.
  2. Нельзя поручать дознанию принятие самостоятельных решений, требующих оценки всей совокупности доказательств, которые имеются в деле, и выполнения необходимых действий. К таким действиям относится предъявление обвинений, допрос, избрание пресекательной меры, признание человека потерпевшим лицом или другим участником уголовного процесса, назначение экспертизы и т. д.
  3. Нельзя поручать дознанию осуществление самых важных для уголовного дела действий и действий, требующих особых навыков и квалификации (например, осматривать место происшествия, предъявлять лицо для опознания, проводить следственные эксперименты).

Составленное поручение направляется руководителю отдела дознания, который назначает необходимого сотрудника для его исполнения. Согласно процессуальным статьям, полномочия следователя в уголовном процессе позволяют ему направлять поручение конкретному сотруднику отдела дознания, если он является частью следственно-оперативной группы. Копию поручения, вместе с протоколами произведенных действий, приобщают к делу. Если это процессуальное действие не произведено, результаты проведенных следственных мероприятий могут признать незаконными.

Согласно части 7 статьи 164 УПК, полномочия следователя в уголовном процессе включают возможность вовлечения в участие в действиях следственного характера должностного лица органа, который осуществляет проведение мероприятий оперативно-розыскного характера, что отражается в протоколе.

Предел осуществления полномочий у следователя достаточно широк. Он вправе самостоятельно задавать направление ходу расследования, решать вопрос о производстве каких-либо действий процессуального или следственного характера. Исключения составляют только случаи, когда выполнение определенных действий требует судебной или прокурорской санкции.

Перечень ограничений в осуществлении полномочий следователя в уголовном процессе является исчерпывающим. В процессуальном плане следователь независим в отношении принятия решений о перенаправлении дела, при определении тактики проведения действий следственного характера и последовательности их проведения.

В целом процессуальная самостоятельность и независимость ведущего дело следователя состоит в том, что, кроме прокурора и начальника органа следствия, никто не вправе требовать материалы, относящиеся к уголовному делу, по которым вынесено постановление об отказе завести дело об уголовном правонарушении, сами материалы дела для осуществления проверки хода расследования. Кроме того, сторонние лица не вправе изучать ведущиеся уголовное дела и давать по ним указания, определять квалификацию преступлений или другими способами осуществлять вмешательство в процессуальные действия следователя.

Полномочия следователя в уголовном процессе, по статьям 38 и 39 кодекса, обеспечиваются с помощью законодательного ограничения прокурорских полномочий и полномочий начальника отдела следствия, касающихся осуществления процессуального руководства процессом следствия на предварительном этапе.

Властный характер полномочий

Властная составляющая полномочий следователя в уголовном процессе заключается в следующем:

  1. Следователь имеет право требовать от каждого гражданина, от всех частных или государственных организаций, предприятий или учреждений, их руководителей и прочих лиц невыполнения либо выполнения определенных следователем правомерных и законных действий (предоставлять затребованные документы или предметы, не менять без разрешения ведущего следователя место постоянного или временного жительства, участвовать в осуществлении следственных мероприятий или действий как понятые, переводчики, специалисты или др.).
  2. При установлении в досудебном порядке обстоятельств, которые способствовали совершению уголовного правонарушения, следователь может внести соответствующему должностному лицу или организации представление о немедленном устранении таких обстоятельств или других нарушений законодательства.

В течение двух недель, по заявлению реабилитированного, следователь обязан направить сообщения в письменной форме о реабилитации человека на место его работы, учебы или других значимых мест.

Если подробности задержания, заключения под стражу, временного отстранения от должности, применения принудительных медицинских мер или осуждения реабилитированного лица попали в печать, на радио и телевидение или иным образом были переданы средствам массовой информации, то реабилитированный вправе требовать публичного сообщения о реабилитации в течение месяца.

Если к моменту реабилитации гражданин умер, все указанные действия должны быть осуществлены по отношению к его родственникам.

Следователь, осуществляющий уголовное расследование, обладает большим объемом полномочий, в том числе и некоторых, независимых от руководства и вышестоящих органов. Осуществление этих полномочий строго регламентировано нормативными актами Российской Федерации, в том числе уголовным.

Статья написана по материалам сайтов: stupkrf.ru, www.zakonrf.info, ugolovno-processualniy-kodeks-rf.com, fb.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий