+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Что грозит за отказ в предоставлении информации Федеральному собранию или счетной палате РФ?

1. Неправомерный отказ в предоставлении или уклонение от предоставления информации (документов, материалов), а также предоставление заведомо неполной либо ложной информации Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации, если эти деяния совершены должностным лицом, обязанным предоставлять такую информацию, —

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

2. Те же деяния, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они:

а) сопряжены с сокрытием правонарушений, совершенных должностными лицами органов государственной власти;

б) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

в) повлекли тяжкие последствия, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до восьми лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Комментарий к статье 287

Объектом преступления выступают отношения в сфере информационного обеспечения Федерального Собрания РФ и Счетной палаты РФ, выступающего условием их нормальной деятельности. Предметом преступления является информация в виде различных документов и материалов, которая либо запрашивается данными органами в связи с возникшей необходимостью, либо предоставляется им периодически в силу установленного законодательством порядка.

В соответствии со ст. ст. 94, 95 Конституции РФ Федеральное Собрание РФ является представительным и законодательным органом Российской Федерации и состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Кроме того, ст. ст. 102, 103 Конституции РФ к ведению Совета Федерации и Государственной Думы отнесен ряд иных важных вопросов. Согласно ст. 1 Федерального закона от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ О Счетной палате Российской Федерации» Счетная палата РФ является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему. Для эффективного выполнения возложенных на них функций Совет Федерации РФ, Государственная Дума РФ и Счетная палата РФ должны обладать всей необходимой для обеспечения своей деятельности информацией. Иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации и их должностные лица обязаны предоставлять такую информацию (в том числе по поступившему в их адрес запросу), если такая обязанность установлена соответствующим нормативным правовым актом .

СЗ РФ. 1995. N 3. Ст. 167.

См., напр.: ст. 13 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994. N 2. Ст. 74; ст. 13 Федерального закона от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».

В комментируемой статье не конкретизирован характер информации, отказ в предоставлении которой образует состав рассматриваемого преступления. Это означает, что требуемая информация может быть любого плана, относиться к любому вопросу, рассмотрение, решение которого находятся в компетенции запрашивающего органа.

Так, в соответствии со ст. 13 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» все органы государственной власти в Российской Федерации, органы местного самоуправления, Центральный банк Российской Федерации, предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности и их должностные лица обязаны предоставлять по запросам Счетной палаты информацию, необходимую для обеспечения ее деятельности.

При проведении ревизий и проверок Счетная палата получает от проверяемых предприятий, учреждений, организаций, банков и иных кредитно-финансовых учреждений всю необходимую документацию и информацию по вопросам, входящим в ее компетенцию.

По требованию Счетной палаты Центральный банк Российской Федерации, коммерческие банки и иные кредитно-финансовые учреждения обязаны представлять ей необходимые документальные подтверждения операций и состояния счетов проверяемых объектов. Остальные предприятия, учреждения и организации обязаны представлять по требованию Счетной палаты справки и копии документов по операциям и расчетам с ними.

Отказ или уклонение должностных лиц указанных органов, предприятий, учреждений и организаций от своевременного предоставления необходимой информации или документации по требованию Счетной палаты, а также предоставление ложной информации влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Нарушение указанных требований влечет для виновных должностных лиц уголовную ответственность по ст. 287 УК РФ. Аналогично решается вопрос об ответственности за незаконный отказ в предоставлении информации и Федеральному Собранию Российской Федерации.

Объективная сторона преступления может быть выражена в таких альтернативных деяниях, как: 1) неправомерный отказ в предоставлении информации Совету Федерации РФ, Государственной Думе РФ или Счетной палате РФ; 2) уклонение от предоставления информации; 3) предоставление заведомо неполной информации; 4) предоставление заведомо ложной информации.

Неправомерный отказ в предоставлении информации — это открытое заявление должностного лица о непредоставлении требуемой информации. Для признания отказа неправомерным необходимо установить, что: обязанность предоставления информации установлена законом или иным нормативным правовым актом и должностное лицо не имело законных оснований для отказа; отсутствуют уважительные причины такого отказа (например, фактическое отсутствие запрашиваемой информации); запрос на предоставление информации оформлен надлежащим образом и исходит от указанных в ст. 287 УК РФ органов. Последнее следует понимать таким образом, что запрос должен быть подписан не любым сотрудником Совета Федерации РФ, Государственной Думы РФ или Счетной палаты РФ, а лицом, обладающим таким правом.

К примеру, в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» член Совета Федерации, депутат Государственной Думы (инициатор запроса) вправе направить запрос Председателю Правительства Российской Федерации, членам Правительства Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации, Председателю Центрального банка Российской Федерации, Председателю Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, председателям других избирательных комиссий, председателям комиссий референдума, руководителям иных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов и должностных лиц.

Запрос члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы направляется ими самостоятельно и не требует оглашения на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации.

Должностное лицо, которому направлен запрос, должно дать ответ на него в письменной форме не позднее чем через тридцать дней со дня его получения или в иной согласованный с инициатором запроса срок .

СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3466.

При наличии приведенных выше условий в действиях лица, незаконно отказавшего в предоставлении информации, усматривается состав преступления, предусмотренного ст. 287 УК РФ.

Отказ в предоставлении информации в виде уклонения будет иметь место тогда, когда должностное лицо не заявляет прямо о своем отказе, а выдвигает несуществующие и надуманные причины невозможности предоставить необходимую информацию (например, отсутствие либо утрата документов, необходимость в их доработке и т.д.) либо затягивает предоставление информации, ничем не объясняя свое поведение.

При предоставлении заведомо неполной информации должностное лицо сообщает не все интересующие Совет Федерации, Государственную Думу или Счетную палату сведения, притом что такие сведения у него имеются, а также имеется возможность предоставить требуемую информацию в полном объеме.

При предоставлении заведомо ложной информации лицо сообщает адресату сведения, которые полностью либо в какой-то части не соответствуют действительности.

По конструкции объективной стороны состав преступления формальный. Преступление окончено с момента совершения любого из указанных в диспозиции ст. 287 УК РФ деяний независимо от того, повлекло ли это какие-то последствия.

Субъективная сторона выражена виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что неправомерно отказывает в предоставлении информации Совету Федерации, Государственной Думе или Счетной палате, уклоняется от ее предоставления либо предоставляет неполную или ложную информацию, и желает так поступить.

В случае если предоставление неполной или ложной информации вызвано невнимательностью должностного лица, просчетами и допущенными в работе ошибками, признак заведомой для лица неполноты или ложности информации отсутствует, поэтому содеянное не образует состава ст. 287 УК РФ. При наличии к тому оснований лицо может нести ответственность за халатность (ст. 293 УК РФ).

Субъект преступления специальный — должностное лицо, обязанное в соответствии с законом или иным нормативным правовым актом предоставлять информацию Совету Федерации РФ, Государственной Думе РФ или Счетной палате РФ по их запросу или по иному основанию.

Частью 2 ст. 287 УК РФ установлена ответственность за совершение деяния при квалифицирующих обстоятельствах. Квалифицированный состав преступления будет иметь место в том случае, если преступление совершено лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ.

Особо квалифицированный состав преступления (ч. 3 ст. 287 УК РФ) имеет место в случаях, когда:

— пункт «а»: деяния, предусмотренные ч. ч. 1 или 2 ст. 287 УК РФ, сопряжены с сокрытием правонарушений, совершенных должностными лицами органов государственной власти. Следует отметить, что к правонарушениям относятся не только преступления, но и правонарушения, ответственность за которые предусмотрена иными отраслями права (например, дисциплинарные, административные, налоговые и другие правонарушения). Данный квалифицирующий признак имеет место в случае сокрытия не правонарушений вообще, а совершенных именно должностными лицами, при этом должностными лицами только органов государственной власти. При этом скрываться может правонарушение, совершенное как самим должностным лицом, так и другими должностными лицами органов государственной власти;

— пункт «б»: указанные деяния совершены группой лиц по предварительному сговору (ч. 2 ст. 35 УК РФ) или организованной группой (ч. 3 ст. 35 УК РФ);

— пункт «в»: указанные деяния повлекли тяжкие последствия. Данный признак является оценочным и устанавливается с учетом конкретных обстоятельств дела. К числу тяжких можно отнести такие последствия, как: искажение данных федерального бюджета при его утверждении на очередной год, срыв работы над важным законопроектом, невозможность реализации федеральной программы, нарушение конституционных прав и свобод значительного числа граждан, принятие Советом Федерации, Государственной Думой, Счетной палатой и другими органами государственной власти ошибочных решений по вопросам внутренней и внешней политики и др.

Вина по отношению к данным последствиям может быть как умышленной, так и неосторожной. В последнем случае речь идет о преступлении, совершенном с двумя формами вины (ст. 27 УК РФ).

Статья 287. Отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации

1. Неправомерный отказ в предоставлении или уклонение от предоставления информации (документов, материалов), а также предоставление заведомо неполной либо ложной информации Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации, если эти деяния совершены должностным лицом, обязанным предоставлять такую информацию, —

Это интересно:  Ст 145 УПК РФ: результат рассмотрения сообщения о преступлении

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

2. Те же деяния, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они:

а) сопряжены с сокрытием правонарушений, совершенных должностными лицами органов государственной власти;

б) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

в) повлекли тяжкие последствия, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до восьми лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Комментарий к Ст. 287 УК РФ

В соответствии со ст. ст. 94, 95 Конституции Федеральное Собрание является представительным и законодательным органом РФ и состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Кроме того, ст. ст. 102, 103 Конституции к ведению Совета Федерации и Государственной Думы отнесен ряд иных важных вопросов. Согласно ст. 1 Федерального закона от 11.01.1995 N 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» Счетная палата РФ — это постоянно действующий орган государственного финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием РФ и подотчетный ему. Для эффективного выполнения возложенных на них функций Совет Федерации РФ, Государственная Дума РФ и Счетная палата РФ должны обладать всей необходимой для обеспечения своей деятельности информацией. Иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации и их должностные лица обязаны предоставлять такую информацию (в том числе по поступившему в их адрес запросу), если такая обязанность установлена соответствующим нормативным правовым актом .
———————————
СЗ РФ. 1995. N 3. Ст. 167.

См., например: Федеральный закон от 08.05.1994 N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (ст. 13) // СЗ РФ. 1994. N 2. Ст. 74.

В комментируемой статье не конкретизирован характер информации, отказ в предоставлении которой образует состав рассматриваемого преступления. Это означает, что требуемая информация может быть любого плана, относиться к любому вопросу, рассмотрение, решение которого находится в компетенции запрашивающего органа.

Так, в соответствии со ст. 13 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» все органы государственной власти в Российской Федерации, органы местного самоуправления, ЦБ РФ, предприятия, учреждения, организации, независимо от форм собственности, и их должностные лица обязаны предоставлять по запросам Счетной палаты информацию, необходимую для обеспечения ее деятельности.

При проведении ревизий и проверок Счетная палата получает от проверяемых предприятий, учреждений, организаций, банков и иных кредитно-финансовых учреждений всю необходимую документацию и информацию по вопросам, входящим в ее компетенцию.

По требованию Счетной палаты Центральный банк РФ, коммерческие банки и иные кредитно-финансовые учреждения обязаны предоставлять ей необходимые документальные подтверждения операций и состояния счетов проверяемых объектов. Остальные предприятия, учреждения и организации обязаны предоставлять по требованию Счетной палаты РФ справки и копии документов по операциям и расчетам с ними.

Отказ или уклонение должностных лиц указанных органов, предприятий, учреждений и организаций от своевременного предоставления необходимой информации или документации по требованию Счетной палаты РФ, а также предоставление ложной информации влечет за собой ответственность, установленную законодательством РФ.

Нарушение указанных требований влечет для виновных должностных лиц уголовную ответственность по комментируемой статье. Аналогично решается вопрос об ответственности за незаконный отказ в предоставлении информации и Федеральному Собранию РФ.

2. Объективная сторона преступления может быть выражена в таких альтернативных деяниях, как: 1) неправомерный отказ в предоставлении информации Совету Федерации РФ, Государственной Думе РФ или Счетной палате РФ; 2) уклонение от предоставления информации; 3) предоставление заведомо неполной информации; 4) предоставление заведомо ложной информации.

Неправомерный отказ в предоставлении информации — это открытое заявление должностного лица о непредоставлении требуемой информации. Для признания отказа неправомерным необходимо установить, что обязанность предоставления информации установлена законом или иным нормативным правовым актом и должностное лицо не имело законных оснований для отказа; отсутствуют уважительные причины такого отказа (например, фактическое отсутствие запрашиваемой информации); запрос на предоставление информации оформлен надлежащим образом и исходит от указанных в комментируемой статье органов. Последнее следует понимать таким образом, что запрос должен быть подписан не любым сотрудником Совета Федерации РФ, Государственной Думы РФ или Счетной палаты РФ, а лицом, обладающим таким правом.

При этом состав отказа в предоставлении информации будет иметь место не только в тех случаях, когда он осуществлен в отношении лиц, представляющих Совет Федерации РФ, Государственную Думу РФ или Счетную палату РФ как органы в целом, но и в случаях отказа в предоставлении информации комиссиям и комитетам Федерального Собрания, отдельным членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы, аудиторам Счетной палаты, поскольку они также являются представителями указанных органов и наделены правом получения соответствующей информации.

Должностное лицо, которому направлен запрос, должно дать ответ на него в письменной форме не позднее чем через 30 дней со дня его получения или в иной, согласованный с инициатором запроса срок .
———————————
СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3466.

При наличии приведенных выше условий в действиях лица, незаконно отказавшего в предоставлении информации, усматривается состав преступления, предусмотренного комментируемой статьей.

Отказ в предоставлении информации в виде уклонения будет иметь место тогда, когда должностное лицо не заявляет прямо о своем отказе, а выдвигает несуществующие и надуманные причины невозможности предоставить необходимую информацию (например, отсутствие либо утрата документов, необходимость в их доработке и т.д.) либо затягивает предоставление информации, ничем не объясняя свое поведение.

При предоставлении заведомо неполной информации должностное лицо сообщает не все интересующие Совет Федерации, Государственную Думу или Счетную палату сведения, притом что такие сведения у него имеются, а также имеется возможность предоставить требуемую информацию в полном объеме.

При предоставлении заведомо ложной информации лицо сообщает адресату сведения, которые полностью либо в какой-то части не соответствуют действительности.

3. По конструкции объективной стороны состав преступления формальный. Преступление окончено с момента совершения любого из указанных в диспозиции комментируемой статьи деяний, независимо от того, повлекло ли это какие-то последствия.

4. Субъективная сторона выражена виной в виде прямого умысла. В случае если предоставление неполной или ложной информации вызвано невнимательностью должностного лица, просчетами и допущенными в работе ошибками, признак заведомой для лица неполноты или ложности информации отсутствует, поэтому содеянное не образует состава комментируемой статьи. При наличии к тому оснований лицо может нести ответственность за халатность (ст. 293 УК).

5. Субъект преступления — специальный — должностное лицо, обязанное в соответствии с законом или иным нормативным правовым актом предоставлять информацию Совету Федерации РФ, Государственной Думе РФ или Счетной палате РФ по их запросу или по иному основанию.

6. Частью 2 комментируемой статьи установлена ответственность за совершение деяния при квалифицирующих обстоятельствах. Квалифицированный состав преступления будет иметь место в том случае, если преступление совершено лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ. Установление более строгой ответственности в этих случаях обусловлено возможностью посягательства на интересы широкого круга лиц, причинения существенного вреда.

7. Особо квалифицированный состав преступления (ч. 3 комментируемой статьи) имеет место в случаях, когда:

— деяния, предусмотренные ч. ч. 1 или 2 комментируемой статьи, сопряжены с сокрытием правонарушений, совершенных должностными лицами органов государственной власти (п. «а»). Следует отметить, что к правонарушениям относятся не только преступления, но и правонарушения, ответственность за которые предусмотрена иными отраслями права (например, дисциплинарные, административные, налоговые и др. правонарушения). Данный квалифицирующий признак имеет место в случае сокрытия не правонарушений вообще, а совершенных именно должностными лицами, при этом должностными лицами только органов государственной власти. Скрываться может правонарушение, совершенное как самим должностным лицом, так и другими должностными лицами органов государственной власти (п. «а» комментируемой статьи);

— указанные деяния совершены группой лиц по предварительному сговору (см. ч. 2 ст. 35 УК) или организованной группой (см. ч. 3 ст. 35 УК) (п. «б»);

— указанные деяния повлекли тяжкие последствия (п. «в»). Данный признак является оценочным и устанавливается с учетом конкретных обстоятельств дела. К числу тяжких можно отнести такие последствия, как искажение данных федерального бюджета при его утверждении на очередной год, срыв работы над важным законопроектом, невозможность реализации федеральной программы, нарушение конституционных прав и свобод значительного числа граждан, принятие Советом Федерации, Государственной Думой, Счетной палатой и другими органами государственной власти ошибочных решений по вопросам внутренней и внешней политики и др.

Вина по отношению к данным последствиям может быть как умышленной, так и неосторожной. В последнем случае речь идет о преступлении, совершенном с двумя формами вины (ст. 27 УК).

Уголовное право. Особенная часть (главы XI-XXI)

Отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной Палате РФ (ст. 287 УК РФ)

1. Неправомерный отказ в предоставлении или уклонение от предоставления информации (документов, материалов), а также предоставление заведомо неполной либо ложной информации Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации, если эти деяния совершены должностным лицом, обязанным предоставлять такую информацию, —

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

2. Те же деяния, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они:

а) сопряжены с сокрытием правонарушений, совершенных должностными лицами органов государственной власти;

Это интересно:  Террор со стороны бывшего работодателя « Уголовный юрист

б) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

в) повлекли тяжкие последствия, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до восьми лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

В 1997 г. было зарегистрировано 0, в 1998 г. — 2, в 1999 г. — 0, в 2000 г. -0, в 2001 г. — 0, в 2002 г. — 0, в 2003 г. — 0, в 2004 г. — 0, в 2005 г. — 0, в 2006 г. — 0, в 2007 г. — 0, в 2008 г. — 0 преступлений, предусмотренных ст. 287 УК РФ.

Часть 1 ст. 287 УК РФ предусматривает ответственность за неправомерный отказ в предоставлении или уклонении от предоставления информации (документов, материалов), а также предоставление заведомо неполной либо ложной информации Совету Федерации Федерального Собрания РФ, Государственной Думе Федерального Собрания РФ или Счетной палате РФ, если эти деяния совершены должностным лицом, обязанным предоставлять такую информацию.

Так же как и состав превышения должностных полномочий, состав отказа в предоставлении информации является специальным составом по отношению к составу злоупотребления служебными полномочиями и по своей сути представляет собой разновидность преступления, предусмотренного ст. 285 УК РФ.

Непосредственным объектом данного преступления является нормальная деятельность таких органов государственной власти, как Федеральное Собрание РФ или Счетная палата РФ.

Объективная сторона преступления характеризуется альтернативными деяниями: 1) неправомерный отказ в предоставлении информации (документов, материалов) или 2) уклонение от предоставления информации, либо 3) предоставление заведомо неполной либо ложной информации Совету Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания РФ или Счетной палате РФ.

В соответствии со ст. 94 и 95 Конституции РФ Совет Федерации и Государственная Дума являются палатами парламента — Федерального Собрания РФ — представительного и законодательного органа РФ.

Счетная палата РФ есть специальный орган, создаваемый в соответствии сост. 101 Конституции РФ для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета РФ. Счетная палата РФ образуется Советом Федерации и Государственной Думой Федерального Собрания РФ, а ее состав и порядок деятельности определяются федеральным законом. Так, например, в соответствии с Федеральным законом от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» все органы государственной власти в России, органы местного самоуправления, Центральный банк РФ, предприятия, учреждения, организации, независимо от форм собственности, и их должностные лица обязаны предоставлять по запросам Счетной палаты РФ информацию, необходимую для ее деятельности.

Отказом от предоставления информации является открытое заявление об этом соответствующего должностного лица. Уклонение от предоставления информации есть скрытая форма отказа, объясняемая надуманными причинами невозможности предоставления такой информации или трудностями ее предоставления (например, отсутствием требуемых данных). Неполная информация — это информация, содержащая не все интересующие Совет Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания РФ или Счетную палату РФ сведения. Ложная информация — информация, не соответствующая действительности и вводящая в заблуждение адресата получения такой информации.

Рассматриваемое преступление относится к преступлениям с так называемым формальным составом и является оконченным с момента отказа виновного в предоставлении информации или уклонения от ее предоставления, либо предоставления неполной или ложной информации.

Субъект преступления — должностное лицо, в служебные обязанности которого входит предоставление информации указанным в диспозиции ч. 1 ст. 287 УК РФ органам.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что отказывается предоставить требуемую указанным в законе органам информацию или предоставляет неполную или ложную информацию, и желает совершить такие действия.

Часть 2 ст. 287 УК РФ предусматривает повышенную ответственность за те же деяния, совершенные лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ.

Особо квалифицированный состав данного преступления сконструирован в ч. 3 ст. 287 УК РФ. Его образуют деяния, предусмотренные ч. 1 и 2 этой статьи УК РФ, если они: а) сопряжены с сокрытием правонарушений, совершенных должностными лицами органов государственной власти; б) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; в) повлекли тяжкие последствия.

Под скрываемыми правонарушениями понимаются не только преступления, нон иные правонарушения, предусмотренные другими отраслями права (например, административные правонарушения, экологические, налоговые и др.). В случае если при этом скрывается преступление, совершенное самим должностным лицом, содеянное квалифицируется не только по п. «а» ч. 3 ст. 287 УК РФ, но и по совокупности со статьей УК РФ, предусматривающей соответствующее преступление.

Понятие группы лиц по предварительному сговору или организованной группы понимается (как и в других случаях) в соответствии с ч. 2 и 3 ст. 35 УК РФ.

Тяжкие последствия в рамках данного состава понимаются так же, как и в ст. 285 УК РФ.

Отказ в предоставлении информации федеральному собранию РФ или счётной палате РФ

В ст.287 УК РФ ответственность за это преступление предусматривается впервые. Преступление образует неправомерный отказ в предоставлении или уклонение от предоставления информации, а также предоставление заведомо неполной либо ложной информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ, если эти деяния совершены должностным лицом, обязанным предоставлять такую информацию.

Обязательным признаком преступления является предмет — это информация в виде документации, материалов. В свою очередь, это могут быть самые разнообразные справки, отчеты, материалы финансовых проверок и т.п. Документы в отличие от материалов, должны иметь соответствующие реквизиты (дату, название учреждения, подпись лица, его выдавшего, и т.д.). Запрашиваемая информация должна относиться к сфере деятельности того органа государственной власти, местного самоуправления, предприятия и компетенции того должностного лица, куда обращается Федеральное Собрание или Счетная палата. Уголовная ответственность за отказ в предоставлении информации установлена, если за такой информацией обращается только Федеральное Собрание или Счетная палата. Депутаты Совета Федерации и Государственной Думы имеют право при обращении в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения, на предприятия, в учреждения, организации получать информацию по вопросам, связанным с их депутатской деятельностью. В свою очередь должностные лица обеспечивают депутата такой информацией безотлагательно независимо от степени секретности документов или материалов в соответствии с федеральным законодательством о государственной тайне. ст. 16 Федерального закона РФ «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Гос. Думы Федерального Собрания РФ» от 8. 05.1994 г. //СЗ РФ. 1994. № 2. Ст. 74.

Все органы государственной власти в РФ, органы местного самоуправления, Центральный банк РФ, предприятия, учреждения, организации, независимо от форм собственности, и их должностные лица обязаны предоставлять по запросам Счетной палаты информацию, необходимую для обеспечения е деятельности. Равно все органы государственной власти в РФ, органы местного самоуправления, Центральный банк РФ, коммерческие банки и иные кредитно-финансовые учреждения обязаны предоставлять Счетной палате по требованию необходимые документальные подтверждения, операции и состояния счетов проверяемых объектов. Остальные предприятия, учреждения, организации обязаны предоставлять по требованию Счетной палаты справки и копии документов по операциям и расчетам с ними. Характер запрашиваемой Счетной палатой информации обусловлен тем, что Счетная палата является постоянным действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ. ст. 1 и 13 Федерального закона РФ «О счетной палате РФ» от 11.01.1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 167.

Объективную сторону преступления составляют: а) неправомерный отказ в предоставлении информации (например, нежелание предоставить секретную информацию, несмотря на предусмотренность предоставления такой информации в Федеральном Законе от 08.05.1994г. б) уклонение от предоставления информации (не отказывая прямо, лицо под предлогом отсутствия в его распоряжении таких материалов, не поступления их с мест и т.п. не предоставляет необходимую информацию) либо в) предоставление заведомо неполной либо ложной информации (предоставляя требуемую информацию, лицо сознательно изменяет ее содержание путем предоставления не всех сведений, расчетов, материалов, либо вообще искажает информацию, делая ее не соответствующей действительности).

Преступление может быть совершено как путем действия, так и путем бездействия. Оно имеет формальный состав. Преступление считается оконченным с момента совершения соответствующего действия (бездействия).

С субъективной стороны — это умышленное преступление. Оно совершается с прямым умыслом. Лицо осознает, что неправомерно отказывает в предоставлении информации Федеральному Собранию или Счетной палате РФ, будучи обязанным сделать это, либо уклоняется от предоставления информации, либо предоставляет неполную или ложную информацию и желает этого. Уголовный кодекс РФ с постатейными материалами. М.: «СПАРК». 1998.

Субъектом преступления является должностное лицо, в чьи обязанности входит предоставление информации Федеральному Собранию или Счетной палате РФ. Таким образом, кроме обязательных признаков должностного лица, на субъекта должна быть возложена обязанность предоставлять такую информацию. Комментарий к Уголовному кодексу РФ. Изд. «Норма».М., 2001.

Квалифицированный вид преступления составляют деяния, предусмотренные в ч.2 ст.287 Ук РФ, совершенные лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ.

Особо квалифицированный вид данного преступления образуют деяния, предусмотренные в ч.1 или 2 ст.287 УК РФ, если оно: а) сопряжены с сокрытием правонарушений, совершенных должностными лицами органов государственной власти. Под сокрытием правонарушений понимается как сокрытие преступлений, так и иных правонарушений. Если сокрытие преступлений подпадает под признаки укрывательства или пособничества, содеянное квалифицируется по совокупности преступлений по ст.287 и 316 (или по соответствующей статье Особенной части УК со ссылкой на ч.5 ст.33 УК РФ). Под этот признак попадает сокрытие правонарушений совершенных должностными лицами только органов государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной). Сокрытие может быть совершено в отношении как нескольких правонарушений, нескольких должностных лиц, так и правонарушения одного должностного лица. Совершая это деяние, должностное лицо искажает фактическое состояние дел; б) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. Для квалификации по этому признаку необходимо, чтобы роль исполнителя выполняло должностное лицо, обязанное предоставлять информацию; в) повлекли тяжкие последствия. Это оценочный признак. В каждом конкретном случае он подлежит установлению, К тяжким последствиям можно отнести, например, искажение данных об экологической обстановке, состоянии здравоохранения, преступности, исполнения бюджета, принятия их на основе неадекватного нормативного акта, при условии, что это стало возможным в результате предоставления по запросам неполной либо ложной информации.

Статья 287. Отказ в предоставлении информации Федеральному собранию Российской Федерации или счетной палате Российской Федерации

1. Неправомерный отказ в предоставлении или уклонение от предоставления информации (документов, материалов), а также предоставление заведомо неполной либо ложной информации Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации, если эти деяния совершены должностным лицом, обязанным предоставлять такую информацию, —
наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

2. Те же деяния, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, —
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Это интересно:  Принудительные меры медицинского характера по УК РФ

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они:
а) сопряжены с сокрытием правонарушений, совершенных должностными лицами органов государственной власти;
б) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
в) повлекли тяжкие последствия, —
наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до восьми лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Комментарий к статье 287 Уголовного Кодекса РФ

Объектом преступления выступают отношения в сфере информационного обеспечения Федерального Собрания РФ и Счетной палаты РФ, выступающего условием их нормальной деятельности. Предметом преступления является информация в виде различных документов и материалов, которая либо запрашивается данными органами в связи с возникшей необходимостью, либо предоставляется им периодически в силу установленного законодательством порядка.

В соответствии со ст. ст. 94, 95 Конституции РФ Федеральное Собрание РФ является представительным и законодательным органом Российской Федерации и состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Кроме того, ст. ст. 102, 103 Конституции РФ к ведению Совета Федерации и Государственной Думы отнесен ряд иных важных вопросов. Согласно ст. 1 Федерального закона от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» Счетная палата РФ является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему. Для эффективного выполнения возложенных на них функций Совет Федерации РФ, Государственная Дума РФ и Счетная палата РФ должны обладать всей необходимой для обеспечения своей деятельности информацией. Иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации и их должностные лица обязаны предоставлять такую информацию (в том числе по поступившему в их адрес запросу), если такая обязанность установлена соответствующим нормативным правовым актом .

В комментируемой статье не конкретизирован характер информации, отказ в предоставлении которой образует состав рассматриваемого преступления. Это означает, что требуемая информация может быть любого плана, относиться к любому вопросу, рассмотрение, решение которого находятся в компетенции запрашивающего органа.

Так, в соответствии со ст. 13 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» все органы государственной власти в Российской Федерации, органы местного самоуправления, Центральный банк Российской Федерации, предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности и их должностные лица обязаны предоставлять по запросам Счетной палаты информацию, необходимую для обеспечения ее деятельности.

При проведении ревизий и проверок Счетная палата получает от проверяемых предприятий, учреждений, организаций, банков и иных кредитно-финансовых учреждений всю необходимую документацию и информацию по вопросам, входящим в ее компетенцию.

По требованию Счетной палаты Центральный банк Российской Федерации, коммерческие банки и иные кредитно-финансовые учреждения обязаны представлять ей необходимые документальные подтверждения операций и состояния счетов проверяемых объектов. Остальные предприятия, учреждения и организации обязаны представлять по требованию Счетной палаты справки и копии документов по операциям и расчетам с ними.

Отказ или уклонение должностных лиц указанных органов, предприятий, учреждений и организаций от своевременного предоставления необходимой информации или документации по требованию Счетной палаты, а также предоставление ложной информации влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Нарушение указанных требований влечет для виновных должностных лиц уголовную ответственность по ст. 287 УК РФ. Аналогично решается вопрос об ответственности за незаконный отказ в предоставлении информации и Федеральному Собранию Российской Федерации.

Объективная сторона преступления может быть выражена в таких альтернативных деяниях, как: 1) неправомерный отказ в предоставлении информации Совету Федерации РФ, Государственной Думе РФ или Счетной палате РФ; 2) уклонение от предоставления информации; 3) предоставление заведомо неполной информации; 4) предоставление заведомо ложной информации.

Неправомерный отказ в предоставлении информации — это открытое заявление должностного лица о непредоставлении требуемой информации. Для признания отказа неправомерным необходимо установить, что: обязанность предоставления информации установлена законом или иным нормативным правовым актом и должностное лицо не имело законных оснований для отказа; отсутствуют уважительные причины такого отказа (например, фактическое отсутствие запрашиваемой информации); запрос на предоставление информации оформлен надлежащим образом и исходит от указанных в ст. 287 УК РФ органов. Последнее следует понимать таким образом, что запрос должен быть подписан не любым сотрудником Совета Федерации РФ, Государственной Думы РФ или Счетной палаты РФ, а лицом, обладающим таким правом.

К примеру, в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» член Совета Федерации, депутат Государственной Думы (инициатор запроса) вправе направить запрос Председателю Правительства Российской Федерации, членам Правительства Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации, Председателю Центрального банка Российской Федерации, Председателю Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, председателям других избирательных комиссий, председателям комиссий референдума, руководителям иных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов и должностных лиц.

Запрос члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы направляется ими самостоятельно и не требует оглашения на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации.

Должностное лицо, которому направлен запрос, должно дать ответ на него в письменной форме не позднее чем через тридцать дней со дня его получения или в иной согласованный с инициатором запроса срок .

При наличии приведенных выше условий в действиях лица, незаконно отказавшего в предоставлении информации, усматривается состав преступления, предусмотренного ст. 287 УК РФ.

Отказ в предоставлении информации в виде уклонения будет иметь место тогда, когда должностное лицо не заявляет прямо о своем отказе, а выдвигает несуществующие и надуманные причины невозможности предоставить необходимую информацию (например, отсутствие либо утрата документов, необходимость в их доработке и т.д.) либо затягивает предоставление информации, ничем не объясняя свое поведение.

При предоставлении заведомо неполной информации должностное лицо сообщает не все интересующие Совет Федерации, Государственную Думу или Счетную палату сведения, притом что такие сведения у него имеются, а также имеется возможность предоставить требуемую информацию в полном объеме.

При предоставлении заведомо ложной информации лицо сообщает адресату сведения, которые полностью либо в какой-то части не соответствуют действительности.

По конструкции объективной стороны состав преступления формальный. Преступление окончено с момента совершения любого из указанных в диспозиции ст. 287 УК РФ деяний независимо от того, повлекло ли это какие-то последствия.

Субъективная сторона выражена виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что неправомерно отказывает в предоставлении информации Совету Федерации, Государственной Думе или Счетной палате, уклоняется от ее предоставления либо предоставляет неполную или ложную информацию, и желает так поступить.

В случае если предоставление неполной или ложной информации вызвано невнимательностью должностного лица, просчетами и допущенными в работе ошибками, признак заведомой для лица неполноты или ложности информации отсутствует, поэтому содеянное не образует состава ст. 287 УК РФ. При наличии к тому оснований лицо может нести ответственность за халатность (ст. 293 УК РФ).

Субъект преступления специальный — должностное лицо, обязанное в соответствии с законом или иным нормативным правовым актом предоставлять информацию Совету Федерации РФ, Государственной Думе РФ или Счетной палате РФ по их запросу или по иному основанию.

Частью 2 ст. 287 УК РФ установлена ответственность за совершение деяния при квалифицирующих обстоятельствах. Квалифицированный состав преступления будет иметь место в том случае, если преступление совершено лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ.

Особо квалифицированный состав преступления (ч. 3 ст. 287 УК РФ) имеет место в случаях, когда:

— пункт «а»: деяния, предусмотренные ч. ч. 1 или 2 ст. 287 УК РФ, сопряжены с сокрытием правонарушений, совершенных должностными лицами органов государственной власти. Следует отметить, что к правонарушениям относятся не только преступления, но и правонарушения, ответственность за которые предусмотрена иными отраслями права (например, дисциплинарные, административные, налоговые и другие правонарушения). Данный квалифицирующий признак имеет место в случае сокрытия не правонарушений вообще, а совершенных именно должностными лицами, при этом должностными лицами только органов государственной власти. При этом скрываться может правонарушение, совершенное как самим должностным лицом, так и другими должностными лицами органов государственной власти;

— пункт «б»: указанные деяния совершены группой лиц по предварительному сговору (ч. 2 ст. 35 УК РФ) или организованной группой (ч. 3 ст. 35 УК РФ);

— пункт «в»: указанные деяния повлекли тяжкие последствия. Данный признак является оценочным и устанавливается с учетом конкретных обстоятельств дела. К числу тяжких можно отнести такие последствия, как: искажение данных федерального бюджета при его утверждении на очередной год, срыв работы над важным законопроектом, невозможность реализации федеральной программы, нарушение конституционных прав и свобод значительного числа граждан, принятие Советом Федерации, Государственной Думой, Счетной палатой и другими органами государственной власти ошибочных решений по вопросам внутренней и внешней политики и др.

Вина по отношению к данным последствиям может быть как умышленной, так и неосторожной. В последнем случае речь идет о преступлении, совершенном с двумя формами вины (ст. 27 УК РФ).

Другой комментарий к статье 287 УК РФ

1. Объективная сторона преступления характеризуется:

1) неправомерным (т.е. не основанным на законе) отказом в предоставлении информации (документов, материалов) Совету Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания РФ или Счетной палате РФ;

2) уклонением от предоставления информации;

3) предоставлением заведомо неполной или заведомо ложной информации.

Отказ предоставить информацию — ясно выраженное в письменной или устной форме заявление должностного лица о том, что информация не будет предоставлена. Мотивы и причины непредоставления значения не имеют.

При уклонении от предоставления необходимой информации должностное лицо, не заявляя о нежелании ее предоставлять, затягивает ее предоставление чаще всего под надуманными предлогами.

Неполная информация не содержит всех необходимых сведений и данных, запрошенных Федеральным Собранием РФ или Счетной палатой РФ, или обязательных для периодического предоставления им в силу закона или иного нормативного акта. Ложной является информация, не соответствующая действительности или искажающая истинное положение дел.

2. Преступление считается оконченным с момента выраженного отказа в предоставлении информации, начала уклонения от ее предоставления либо сообщения (предоставления) ложной информации.

3. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Предоставление ложной или неполной информации по ошибке, невнимательности и другим причинам, исключающим умысел, при определенных условиях может квалифицироваться как халатность (ст. 293 УК).

4. Субъект преступления специальный — должностное лицо, обязанное предоставить информацию. Как правило, им является руководитель соответствующего органа.

5. В п. «а» ч. 3 комментируемой статьи говорится о сокрытии правонарушений должностными лицами органов государственной власти. При этом не имеет значения, скрывает ли оно собственное правонарушение или совершенное другим должностным лицом указанного органа.

6. О характеристике тяжкого последствия см. комментарий к ст. 285 УК. Вина в отношении этих последствий может быть как умышленной, так и неосторожной.

Статья написана по материалам сайтов: fkurf.ru, stykrf.ru, isfic.info, studwood.ru, ukrf24.ru.

»


Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector