+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Государственная измена: основные формы и виды

Государственную тайну составляют сведения строго ограниченных областей жизни и деятельности государства (военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной, оперативно-разыскной); они содержатся в материальных объектах, в том числе в физических полях в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов; эти сведения подлежат засекречиванию и имеют три грифа: особой важности», «совершенно секретно», «секретно»; допуск к этим сведениям ограничен; за противоправное разглашение государственной тайны наступает уголовная ответственность.
6. Предметом шпионажа могут быть иные сведения, кроме государственной тайны, которые передаются или собираются по заданию иностранной разведки для использования их в ущерб внешней безопасности Российской Федерации.
И шпионаж, и выдача — конкретизация основной формы измены — оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям. Именно эта форма составляет содержание государственной измены. Как уже говорилось, возможны формы конкретизации измены в виде шпионажа, выдачи. Однако общим для них является адресат, который проводит враждебную деятельность, и присутствие гражданина Российской Федерации, который оказывает ему помощь во враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации. Это может быть вербовка гражданина России в качестве агента иностранного государства, иностранной организации или их представителей, инициативная передача сведений, не составляющих государственной тайны (различные изобретения, открытия, не имеющие грифа «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно»), но интересующих иностранные государства, иностранные организации или их представителей в указанных целях, и т.д.
7. Понятие враждебной деятельности включает любую деятельность, направленную в ущерб внешней безопасности Российской Федерации. В области внешнеполитической это может быть срыв мирных переговоров, разрыв дипломатических отношений; в области экономической — срыв выгодных деловых контактов, экономическая блокада; в области военной — поддержка незаконных формирований на территории России; в области разведки — расшифровка разведывательных операций, провал агентуры и т.п.
8. Государственная измена считается оконченной с момента совершения действий независимо от наступивших последствий. Так, шпионаж окончен с момента сбора сведений, составляющих государственную тайну; выдача государственной тайны окончена с момента фактической передачи сведений адресату; иное оказание помощи — с момента фактического оказания такой помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям.
9. Государственная измена совершается только с прямым умыслом, а собирание сведений, составляющих государственную тайну, должно преследовать цель передачи собранных сведений адресатам шпионажа. Виновный должен осознавать характер собираемых или выдаваемых сведений, характер адресата, которому они предназначены, и желать передать именно эти сведения именно этому адресату. При ином оказании помощи необходимо осознание, что помощь оказывается в осуществлении враждебной деятельности, проводимой иностранным государством, иностранной организацией или их представителями в ущерб внешней безопасности России.
10. Субъектом государственной измены является только гражданин Российской Федерации, достигший 16 лет. За шпионаж, совершенный иностранным гражданином или лицом без гражданства, ответственность наступает по ст. 276 УК.
11. Если за измену Родине по п. «а» ст. 64 УК РСФСР предусматривалась смертная казнь с обязательной конфискацией имущества, то в комментируемой статье — санкция от двенадцати до двадцати лет лишения свободы со штрафом в размере до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.
Согласно ч. 5 ст. 15 УК это преступление относится к особо тяжкому, поскольку за совершение его законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет.
12. В примеч. к комментируемой статье предусмотрено специальное основание освобождения от уголовной ответственности за государственную измену. Лицо, совершившее государственную измену, освобождается от уголовной ответственности при следующих условиях: если лицо способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится иного состава преступления.
Способствовать предотвращению дальнейшего ущерба лицо может добровольным и своевременным сообщением органам власти о совершенной измене либо иным образом. Закон не ограничивает способы предотвращения ущерба, а делает акцент на том, чтобы тот или иной способ способствовал предотвращению ущерба интересам Российской Федерации. Вопрос о том, способствовало ли лицо предотвращению дальнейшего ущерба или нет, решает суд.

Государственная измена. Состав преступления

Юридически государственная измена означает нарушение гражданином России конституционных и других законодательно установленных обязанностей, вытекающих из российского гражданства, и выражается в нарушении уголовно-правового запрета путем оказания помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ.

Объект преступления — внешняя безопасность, охватывающая своим содержанием суверенитет РФ, целостность и неприкосновенность ее территории, оборону страны и безопасность государства с точки зрения охраны от внешних угроз.

Объективная сторона преступления характеризуется альтернативностью действий и может быть выполнена в трех формах:

1) шпионаж; 2) выдача государственной тайны; 3) иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ.

Измена в форме шпионажа и в форме выдачи государственной тайны — это оказание информационной помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности.

Под иностранным государством понимается как государство в целом, так и в лице его органов, прежде всего, спецслужб.

Иностранная организация — государственная, межгосударственная или негосударственная организация, проводящая враждебную деятельность против России.

Измена в форме шпионажа отличается от самостоятельного преступления — шпионажа, по субъекту.

Шпионаж образуют действия по передаче сведений, составляющих государственную тайну или иных сведений для использования в ущерб внешней безопасности РФ перечисленным адресатам, а равно собирание, похищение или хранение их для передачи тем же адресатам.

Измена в форме выдачи государственной тайны заключается в сообщении или передаче соответствующих сведений (предметов( органу или представителю иностранного государства или иностранной организации, проводящей враждебную деятельность в отношении России. В отличие от шпионажа выдача предполагает представление сведений, к которым лицо имеет либо имело доступ по службе или работе при наличии допуска или в силу особого правового статуса (например, судья или адвокат), но не собирало их и не получило от другого лица для последующей передачи.

Проблемным является вопрос о квалификации сообщения или передаче указанным адресатам сведений, составляющих государственную тайну, их случайными обладателями. Случайные обладатели государственной тайны несут общеправовую обязанность соблюдать Конституцию и законы РФ в отличие от обязанности сохранять ее лицами, имеющими к ней допуск, поэтому вопрос о выдаче ими государственной тайны является спорным. Существует мнение, что в подобных случаях деяния следует оценивать как иное оказание помощи указанным в законе адресатам.

Государственная тайна — это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определен ст.5 раздела II Закона РФ «О государственной тайне» от 21 июля 1993 года. Сам же перечень утвержден Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 года N 1203. Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. N 870 утверждены Правила отнесения сведений, составляющих государственную тайну к различным степеням секретности: 1) сведения особой важности; 2) совершенно секретные; 3) секретные.

Выдача признается оконченным преступлением, когда сведения, составляющие государственную тайну, стали достоянием указанных адресатов.

Измена в форме иного оказания помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности совершается как на территории РФ, так и за ее пределами, но обязательно по взаимному согласию контактирующих лиц. При этом инициатива может исходить от любой из сторон.

Государственная измена в форме иного оказания помощи подразделяют на оказание информационной помощи и организационно-исполнительской. Фактически речь идет об интеллектуальном и физическом пособничестве. Иное оказание помощи может выражаться в следующем:

а) сообщение или передача представителям иностранного государства или иностранной организации, проводящих враждебную деятельность против России, сведений, сознательно предлагаемых для использования либо представляемых с осознанием возможности или неизбежности использования их в ущерб внешней безопасности РФ (при отсутствии признаков шпионажа и выдачи государственной тайны);

б) сотрудничество с иностранной спецслужбой либо иностранной организацией, проводящей враждебную деятельность против России;

в) участие в международно-противоправных актах вмешательства во внутренние или внешние дела РФ, подрывающие ее суверенитет: подстрекательство к подрывной, вооруженной или террористической деятельности политического характера, направленной на дестабилизацию обстановки, захват власти, насильственное изменение конституционного строя РФ, нарушение территориальной целостности государства; организация, содействие или финансирование такой деятельности либо поставка оружия или материальных средств для целей такой деятельности либо вербовка, засылка или использование в ней наемников;

г) участие в осуществлении диверсий по заданию представителей иностранного государства;

д) участие в подготовке и осуществлении акта агрессии против РФ;

е) другие действия по обеспечению и осуществлению разведывательно-подрывной деятельности иностранных спецслужб и организаций против РФ.

Это интересно:  Крупный или значительный материальный ущерб по УК РФ

Рассматриваемая форма государственной измены признается оконченным преступлением с началом оказания фактической помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности против РФ.

Субъективная сторона государственной измены характеризуется прямым умыслом, направленным на совместное с иностранными силами причинение ущерба безопасности РФ. Мотивы и цели государственной измены для квалификации не имеют значения, но могут быть учтены при назначении наказания.

Субъектом государственной измены может быть только гражданин РФ, вменяемый и достигший 16-летнего возраста. Соучастниками могут быть иностранные граждане и лица без гражданства (в роли подстрекателей, пособников или организаторов). Наличие двойного гражданства (одно из которых обязательно российское) не исключает ответственности по ст.275 УК.

Примечание к анализируемой статье — это специальное основание освобождения от уголовной ответственности лица, совершившего оконченное преступление, при наличии совокупности следующих условий:

1) способствование предотвращению дальнейшего ущерба интересам РФ;

а) сообщением органам власти; б) или иным образом (личные меры); 2) добровольность; 3) своевременность.

Государственная измена

Государственная измена. Статья 275 УК РФ определяет: «Государственная измена, то есть шпионаж, выдача государственной тайны либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, совершенная гражданином Российской Федерации, — наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с конфискацией имущества или без таковой«.

В примечании к ст. 275 говорится: «Лицо, совершившее преступления, предусмотренные настоящей статьей, а также статьями 276 и 278 настоящего Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится иного состава преступления«.

Высокая общественная опасность государственной измены заключается в том, что из владения государством уходят сведения, составляющие государственную тайну, которые, попадая в руки иностранных спецслужб и будучи использованными против интересов России, могут свести на нет многолетний труд больших коллективов по созданию оригинальных технологий, новых видов вооружений, разработке планов обороны страны в особый период и т. п. Действия изменника способны нанести колоссальный экономический ущерб государству, повлечь за собой срыв перспективных научных исследований, привести к замораживанию строительства особо важных объектов, вызвать осложнения в межгосударственных отношениях, вплоть до разрыва дипломатических отношений.

Суть государственной измены заключается в акте предательства, т. е. оказании гражданином России помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности против Российской Федерации. Закон предусматривает ответственность за специальные формы оказания помощи — шпионаж, выдачу государственной тайны либо иное оказание помощи, если они направлены на нанесение ущерба внешней безопасности.

Объектом преступления выступает внешняя безопасность, т. е. состояние защищенности государственного и общественного строя России от угроз извне. Действия виновного создают угрозу суверенитету, территориальной неприкосновенности, государственной безопасности и обороноспособности Российской Федерации.

Указанные сферы общественных отношений тесно связаны между собой, и вопрос о том, какому компоненту наносится наибольший вред, подлежит выяснению в каждом конкретном случае на основе имеющихся материалов.

Объективная сторона государственной измены выражается в трех формах:

1. Государственная измена в форме шпионажа означает передачу, а равно собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передачу или собирание по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, если они совершаются гражданином России. Если подобные действия совершаются иностранным гражданином либо лицом без гражданства, то они квалифицируются по ст. 276 УК (шпионаж). Поскольку объективные и субъективные признаки шпионажа в смысле ст. 275 и 276 УК одинаковы, они будут рассматриваться при характеристике состава преступления, предусмотренного ст. 276 УК.

2. Государственная измена в форме выдачи государственной тайны выражается в действиях, связанных с передачей иностранному государству, иностранной организации или их представителям указанных сведений лицом, которому они были доверены по службе или работе либо стали известны иным путем, за исключением их собирания либо похищения. В этом состоит отличие выдачи государственной тайны от шпионажа, при котором передаются либо хранятся с целью передачи сведения, которыми лицо не располагает по службе (работе). Например, Т., будучи ведущим инженером режимного НИИ, по своей инициативе установил преступную связь с иностранной спецслужбой и выдал известные ему по работе сведения, составляющие государственную тайну.

Предметом преступления выступает государственная тайна, т. е. защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации * .

* См. ст. 2 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. // Российская газета. 1993. 21 сент.

В ст. 5 Закона дается перечень сведений, которые могут быть отнесены к государственной тайне. Исчерпывающий открытый Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержден Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. № 1203 * .

* СЗ РФ. 1995. № 49. Ст. 4775.

Оконченным преступлением выдача признается с момента перехода сведений, составляющих государственную тайну, в адрес иностранного государства, иностранной организации либо их представителей. Представителями иностранного государства и иностранной организации являются их официальные лица (члены правительственных делегаций, сотрудники дипломатических представительств в России, сотрудники иностранных спецслужб, члены иностранных негосударственных организаций и др.), а также иные лица, выполняющие их поручения.

Могут иметь место стадии приготовления либо покушения на преступление (например, задержание виновного при попытке передать сведения указанным адресатам).

3. Иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности против России выражается в совершении различных деяний, направленных на оказание им содействия в проведении разведывательной и иной подрывной деятельности против основ конституционного строя и безопасности Российской Федерации, если они не охватываются другими формами государственной измены.

Объективная сторона преступления, т. е. оказание помощи, связана с установлением контакта (связи) гражданином России с представителями иностранного государства или иностранной негосударственной организации и совершением по их заданию:

а) других (кроме измены) преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства;

б) деяний, не образующих признаков указанных преступлений, но наносящих ущерб внешней безопасности России.

В первом случае действия виновного квалифицируются по совокупности преступлений: государственная измена и конкрет ное преступление данного вида (террористический акт, диверсия, вооруженный мятеж и т. д.).

Во втором случае круг деяний многообразен и не имеет исчерпывающего перечня. Объединяющим началом является их направленность против внешней безопасности России. Объективно характер действий при оказании помощи сходен с пособническими. Это могут быть: подыскание и вербовка агентуры для иностранной спецслужбы, подбор явочных и конспиративных квартир, оказание содействия иностранным эмиссарам и кадровым разведчикам в приобретении документов прикрытия, устройстве на работу, связанную с доступом к государственным секретам, и т. п. Оказание помощи может быть как в мирное, так и в военное время.

Преступление считается оконченным с момента фактического оказания помощи. Могут иметь место стадии совершения преступления. Приготовление образуют: разработка плана оказания помощи, создание условий для установления контакта с адресатами, приведение в систему, удобную для выдачи, тех сведений и возможностей, которыми располагает данное лицо, и т. д. Как покушение квалифицируются: неудавшаяся попытка установить контакт с представителями иностранного государства или иностранной организации, совершение действий, направленных на оказание помощи, которой иностранная разведка не могла воспользоваться, и т. п.

Субъектом государственной измены может быть только гражданин России, достигший 16 лет. Соучастниками же преступления (кроме исполнителя) могут быть иностранные граждане и лица без гражданства.

Субъективная сторона государственной измены характеризуется прямым умыслом, т. е. виновный сознает общественно опасный характер действий, указанных в диспозиции данной статьи, и желает их осуществить. Некоторые авторы высказывали мнение о возможности совершения измены и шпионажа с косвенным умыслом * , однако данная позиция не нашла отражения в практике и дальнейшего развития в теории.

* См. Курс советского уголовного права. Т. 4. М., 1970. С. 77, 87, 89.

Подлежит установлению направленность умысла — нанести ущерб внешней безопасности России. При этом мотивы и цели могут быть самыми разнообразными: корысть, месть, националистические побуждения и т. п. Мотивы, хотя и не указаны в данной норме, имеют большое значение в раскрытии механизма совершения преступления, определении степени вины и назначении наказания.

Примечание к ст. 275 УК предусматривает возможность освобождения от уголовной ответственности, если:

лицо добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации;

в его действиях не содержится иного состава преступления.

Это интересно:  Вооруженный мятеж в России: понятие и уголовные последствия

Данная поощрительная норма призвана показать человеку, уже совершившему преступление, путь к освобождению его от уголовной ответственности, если им выполнены указанные в законе условия.

На эффективность действия данной нормы значительное влияние оказало открытие в системе ФСБ «телефона доверия». Только за месяц с момента установки телефона поступило 558 звонков, из которых 80 признаны «очень серьезными» * .

* См: Имтервью и выступления директора ФСБ России Н. Д. Ковалева. М.: ЦОС ФСБ. 1997. С. 35

Государственная измена (ст. 275 УК). Состав и виды данного преступления

1. Статья 275. Государственная измена

Государственная измена, то есть шпионаж, выдача государственной тайны либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, совершенная гражданином Российской Федерации, –

наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с конфискацией имущества или без таковой.

Примечание. Лицо, совершившее преступления, предусмотренные настоящей статьей, а также статьями 276 и 278 настоящего Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

2. Состав государственной измены. Непосредственным объектом государственной измены выступает внешняя безопасность, под которой понимается состояние защищённости суверенитета, территориальной целостности и обороноспособности от внешнего воздействия.

Объективная сторона государственной измены характеризуется совершением любого из следующих действий:

— шпионаж (отличает от шпионажа, предусмотренного ст. 276 УК, по субъекту преступления: там только иностранный гражданин или лицо без гражданства);

— выдача государственной тайны;

— иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ.

Состав является формальным.

Субъективная сторона государственной измены характеризуется только прямым умыслом.

Субъект преступления специальный – гражданин РФ, достигший возраста 16 лет.

Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК). Состав и виды данного преступления. Понятие должностного лица, государственного служащего, лица занимающего государственную должность (примечание к ст. 285 УК).

1. Статья 285. Злоупотребление должностными полномочиями

1. Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, –

наказывается штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, –

наказывается штрафом в размере от пятисот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, –

наказываются лишением свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Примечания. 1. Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

2. Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

3. Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

4. Государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям настоящей главы в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями.

2. Состав злоупотребления должностными полномочиями. Объектом данного преступления являются интересы государственной службы в органах местного самоуправления, общественные отношения в сфере функционирования органов государственной власти всех её ветвей, органов местного самоуправления, органов и учреждений в Вооружённых Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Объективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется злоупотреблением служебными полномочиями, т.е. использованием должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы. Обязательным признаком объективной стороны данного преступления являются общественно опасные последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства.

Субъективная сторона данного преступления предполагает прямой умысел, в отношении последствий возможен косвенный умысел. Обязательным признаком субъективной стороны является указанный в законе мотив злоупотребления должностными полномочиями – корыстная или иная личная заинтересованность.

Субъект данного преступления – специальный – должностное лицо.

Государственная измена;

Закон относит к государственной измене шпионаж, выдачу государственной тайны либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации. Эти способы и представляют собой объективную сторону государственной измены.

Первым видом государственной измены является шпионаж. Его объективные признаки совпадают с описанными в диспозиции состава шпионажа как самостоятельного преступления (ст. 276) и заключаются в передаче, а равно собирании, похищении или хранении в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передаче или собирании по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб внешней безопасности РФ.

Следовательно, речь идет о двух разновидностях шпионажа, которые различаются главным образом по предмету (государственная тайна или иные сведения).

Первая разновидность шпионажа. Предметом первой разновидности являются сведения, составляющие государственную тайну. Основные положения, касающиеся государственной тайны, содержатся в Законе РФ от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне». В соответствии со ст. 2 закона государственная тайна определяется как защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ. Перечень сведений, которые могут быть отнесены к государственной тайне, дается в ст. 5 закона. Это сведения: 1) в военной области; 2) в области экономики, науки и техники; 3) в области внешней политики и экономики; 4) в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности. В ст. 7 закона, кроме того, указываются сведения, которые не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию.

В соответствии со ст. 2 закона носителями сведений, составляющих государственную тайну, являются материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов. Право относить конкретные сведения к государственной тайне предоставляется руководителям органов государственной власти, указанным в специальном перечне должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, утверждаемой Президентом РФ. Признаками, на основании которых сведения относятся к государственной тайне, являются, во-первых, их важность, значимость для обеспечения безопасности государства; во-вторых, включение их в специальный перечень (засекречивание) на основе предусмотренной законом процедуры.

Объективная сторона первой разновидности шпионажа, касающейся государственной тайны, состоит в совершении какого-либо из следующих действий: передача, собирание, похищение, хранение сведений.

Передача – это сообщение сведений любым способом (устно, письменно, по радио и т.д.). Данный вид шпионажа окончен в момент получения сведений теми, кому они предназначались.

Собирание – наиболее распространенный способ шпионажа. Конкретные методы собирания многообразны: личное наблюдение, копирование документов, подслушивание, покупка, расспросы и др.

Похищение является разновидностью собирания, изъятие осуществляется действиями, типичными для какой-либо формы хищения (тайно, открыто, с применением насилия, путем обмана), причем владение может быть как постоянным, так и временным.

Хранение – это обладание предметом, который находится в помещении или на территории, принадлежащей определенному лицу. При этом не имеет значения, был ли предмет размещен в данном месте самим хранителем или же с его согласия другим лицом.

Собирание, похищение, хранение признаются шпионажем, если они совершались в целях передачи. В этом смысле их можно рассматривать как приготовление к передаче, но конструкция состава такова, что одни только перечисленные действия, независимо от передачи, представляют собой оконченное деяние.

Это интересно:  Основная информация о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности

Обязательным признаком состава является определенный получатель сведений – иностранное государство, иностранная организация или их представители, причем имеются в виду любые зарубежные организации (государственные, общественные, частные). Передача или собирание сведений для российских организаций или граждан без цели дальнейшей передачи их в другие страны (например, для использования в производственной деятельности и т.д.) не являются шпионажем, ибо при этом не создается угроза внешней безопасности. Такие действия могут квалифицироваться как разглашение государственной тайны (ст. 283), похищение документов (ст. 325) и т.п.

Вторая разновидность шпионажа. Ее предметом являются иные сведения, т.е. не составляющие государственную тайну, но предназначенные для использования в ущерб внешней безопасности России. Это могут быть любые, в том числе вообще несекретные, сведения, которые необходимы иностранному агенту для пребывания на территории России, для вербовки российского гражданина, обладающего государственной тайной и т.д.

Отличие данной разновидности шпионажа от первой заключается еще и в том, что способами действий являются только передача или собирание сведений, а также в том, что указанные действия совершаются по заданию иностранной разведки. Собирание иных сведений по собственной инициативе с дальнейшей передачей их иностранному государству не содержит признаков шпионажа, но при определенных условиях может рассматриваться как другой вид государственной измены – оказание иностранному государству помощи в проведении враждебной деятельности.

Выдача государственной тайны – это второй вид государственной измены. Она очень близка к шпионажу, особенно в форме передачи сведений. Отличие же состоит в том, что выдачу осуществляет лицо, располагающее сведениями, а при шпионаже сведения передаются иными лицами, которые, как правило, предварительно их собирают или похищают. Выдача считается оконченной, когда сведения получены теми, кому они предназначались.

Последний вид государственной измены – иное оказание помощи иностранному государству или иностранной организации в проведении враждебной деятельности. Термин «иное» означает любое оказание помощи, кроме отдельно указанных шпионажа и выдачи государственной тайны, которые также представляют собой оказание помощи, но сформулированы в качестве самостоятельных видов. В то же время этот термин без раскрытия конкретных способов страдает неопределенностью, что создает возможность расширительного толкования. Решающими критериями должны быть связь с враждебной деятельностью иностранного государства (организации) и причинение либо возможность причинения ущерба внешней безопасности РФ.

Осуществляющими враждебную деятельность, бесспорно, следует признать государства, с которыми Россия находится в состоянии войны или вооруженного конфликта. Способом иного оказания помощи может быть переход на сторону врага, связанный с нахождением на территории, занятой противником, и совершением различных действий в его пользу, включая службу во вражеской армии, участие в карательных операциях и т.д. Переход может быть осуществлен и без пребывания на занятой врагом территории, когда помощь ему оказывается путем совершения диверсионных актов, призывов не подчиняться властям, сдаваться в плен, дезертировать из армии и т.п.

Сложнее определить способы иного оказания помощи в мирное время, когда другие государства не являются исконными противниками России. Однако понятие враждебной деятельности, хотя этимологически и связано словом «враг», все же значительно шире и должно трактоваться как недружественное, противоречащее интересам России поведение другого государства, о чем свидетельствует наличие крупных разногласий или конфликтов по важным политическим вопросам, планирование или подготовка войны, приостановление или разрыв дипломатических отношений и т.д. Перечисленные и другие подобные обстоятельства свидетельствуют о враждебной деятельности в смысле ст. 275, только тогда, когда они причиняют (или могут причинить) вред внешней безопасности России. Иное оказание помощи может выражаться в различных способах содействия иностранному разведчику, вооруженным группам либо сепаратистским движениям, действующим в интересах иностранных государств или организаций, т.е. в конечном счете, иностранным государствам в их враждебной деятельности против России. При отсутствии связи с зарубежными странами государственной измены нет, и ответственность может наступать за другие преступления.

Анализируемый вид измены признается оконченным с момента оказания фактической помощи.

Субъектом государственной измены может быть только гражданин РФ. Иностранцы и лица без гражданства не подлежат ответственности по этой статье, так как они не могут совершить измену государству, гражданами которого не являются. В соответствии с ч. 2 ст. 62 Конституции РФ наличие гражданства другого государства не освобождает гражданина РФ от его обязанностей, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором. Поэтому шпионаж, совершенный лицом, являющимся одновременно гражданином России и другого государства (бипатридом), влечет ответственность за государственную измену (ст. 275).

С субъективной стороны данное преступление совершается только с прямым умыслом (хотя в литературе есть мнение, на наш взгляд, необоснованное, что оно может совершаться и с косвенным). Мотивы и цель значения для не имеют. Ими могут быть стремление причинить вред государству, выехать для жительства за границу, получить материальную выгоду и т.д.

В примечании к ст. 275 предусмотрены условия освобождения лица от уголовной ответственности за совершение данного преступления (а также преступлений, предусмотренных ст.ст. 276 и 278), в связи с деятельным раскаянием. Для уяснения условий применения данного примечания необходимо учитывать момент окончания каждого из видов преступлений. Решающими критериями являются либо фактическое отсутствие вреда объектам, либо, если какой-то вред наступил, совершение действий, способствовавших предотвращению дальнейшего возможного вреда, которые могут осуществляться одним из двух способов: посредством сообщения органам власти или иным образом.

Как указывалось выше, шпионаж окончен либо в момент передачи, либо при собирании, похищении или хранении сведений, составляющих государственную тайну; выдача окончена в момент получения сведений адресатом; иное оказание помощи при фактическом ее оказании. Если виновный только собрал, похитил или хранил сведения, но не передал их, то для освобождения от ответственности достаточно ликвидировать условия, при которых сведения могут стать достоянием иностранного государства. Такое поведение подходит для применения понятия иного способствования предотвращению дальнейшего ущерба, т.е. сообщения органам власти о совершенных действиях в этом случае не нужно.

При передаче или выдаче сведений способствование предотвращению ущерба может заключаться в их изъятии до того, как получатели сумели ими воспользоваться. Однако такая возможность возникает крайне редко, поэтому для освобождения от ответственности необходимо сообщение органам власти.

При ином оказании помощи в проведении враждебной деятельности возможны различные действия по предотвращению дальнейшего ущерба, их характер зависит от того, каким образом была оказана помощь.

Сообщение органам власти должно быть добровольным и своевременным. Добровольным оно считается, когда было сделано без принуждения и до того, как факт был обнаружен органами власти, о чем стало известно виновному. Мотивы могут быть любыми. Социальный смысл анализируемой нормы не в прощении раскаявшегося преступника, а в том, чтобы стимулировать определенное поведение и поощрить за помощь в предотвращении дальнейшего ущерба.

Своевременность означает, что сообщение делается тогда, когда получившие его органы имеют объективную возможность предотвратить ущерб. Если виновный, например, выдал иностранному государству российского разведчика и того арестовали, то предотвратить наступивший ущерб уже невозможно. Несвоевременное сообщение не освобождает от ответственности и может учитываться только в качестве смягчающего обстоятельства (п. «к» ст. 61). В то же время в примечании к ст. 275 говорится о способствовании предотвращению ущерба, а не о фактическом его предотвращении. Следовательно, если была объективная возможность воспрепятствовать причинению ущерба, но органы власти, получившие сообщение, ею не воспользовались, виновный подлежит освобождению от ответственности.

Следующее условие освобождения от ответственности – в действиях виновного не содержится иного состава преступления. Им может быть любое деяние (например, виновный завладел сведениями путем разбойного нападения). В подобных случаях ответственность наступает только за иное преступление, но исключается по ст. 275 (разумеется, при наличии всех других необходимых условий).

Необходимо разграничивать государственную измену с разглашением государственной тайны (ст. 283 УК). Главное различие в том, кому сообщаются сведения: при измене они передаются представителям иностранного государства или их агентам, при разглашении – иным лицам (знакомым, родственникам и т.д.). Кроме того, у этих составов разные субъекты (при измене – общий, при разглашении – специальный).

Статья написана по материалам сайтов: mylektsii.ru, studopedia.ru, www.bibliotekar.ru, lektsii.org, studopedia.su.

»


Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector