+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Конфискация имущества в уголовном праве РФ на 2019 год: правовая природа, вопросы применения

Согласно ст. 104 УК конфискация имущества есть принудительное безвозмездное изъятие и обращение в собственность государства на основании обвинительного приговора суда следующего имущества:

°денег, ценностей и иного имущества, полученных в результате совершения преступлений, предусмотренных ч. 2-4 ст. 105 УК(убийство при квалифицирующих признаках), ч. 2 ст. 111 УК(причинение тяжкого вреда здоровью при квалифицирующих признаках), ч. 2 ст. 126 УК(похищение человека), ст. 1271 УК(торговля людьми), ст. 205 УК(терроризм), ст. 206 УК(захват заложника), ст. 209 УК(бандитизм), ст. 278 УК(насильственный захват власти) и другими статьями УК, или являющихся предметом незаконного перемещения через таможенную фаницу РФ, ответственность за которое установлена ст. 188 УК, и любых доходов от этого имущества, за исключением имущества и доходов от него, подлежащих возвращению законному владельцу;

°денег, ценностей и иного имущества, в которые имущество, полученное в результате совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных указанными в п. «а» статьями, и доходы от этого имущества были частично или полностью превращены или преобразованы;

°денег, ценностей и иного имущества, используемых или предназначенных для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества(преступной организации);

°орудий, оборудования или иных средств совершения преступления, принадлежащих обвиняемому(ч. 1 ст. 1041 УК).

Такая мера подлежит применению только в случаях совершения перечисленных видов преступлений и при условии доказанности связи соответствующих денег, ценностей и иного имущества с совершением преступления.

Если имущество, полученное в результате совершения преступления, и(или) доходы от этого имущества были приобщены к имуществу, приобретенному законным путем, конфискации подлежит та часть этого имущества, которая соответствует стоимости приобщенных имущества и доходов от него(ч. 2 ст. 1041 УК).

Имущество, указанное в ч. 1 и2 ст. 104 УК, переданное осужденным другому лицу(организации), также подлежит конфискации, если лицо, принявшее имущество, знало или должно было знать, что оно получено в результате преступных действий(ч. 3 ст. 104УК).

Если конфискация определенного предмета, входящего в имущество, указанное в ст. 104′ УК, на момент принятия судом решения о конфискации данного предмета невозможна вследствие его использования, продажи или по иной причине, суд выносит решение о конфискации денежной суммы, которая соответствует стоимости данного предмета(ст. 104 УК).

При решении вопроса о конфискации имущества в соответствии со ст. 1041 и1042 УК в первую очередь должен быть решен вопрос о возмещении вреда, причиненного законному владельцу(ч. 1 ст. 1043 УК).

При отсутствии у виновного иного имущества, на которое может быть обращено взыскание, кроме указанного в ч. 1 и2 ст. 1041 УК, из его стоимости возмещается вред, причиненный законному владельцу, а оставшаяся часть обращается в доход государства(ч. 2 ст. 1043 УК).

Положения ст. 104′ УК, касающиеся конфискации доходов от использования имущества, полученного в результате совершения преступления, применяются только к правоотношениям, возникшим после1 января2007 г. Это связано с правилами применения обратной силы уголовного закона(ст. 54 Конституции РФ, ст. 10 УК).

Содержание

Правовая природа конфискации имущества Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Бушуева С. А.

Ряд новых позиций законодателя требует определенной доработки, уточнения, согласования с другими положениями УК РФ, а отдельные из них и проверки практикой. В первую очередь, это относится к конфискации имущества, несколько изменившей правовую природу, правовой статус, трансформировавшейся из вида наказания в одну из иных мер уголовно-правового характера. Регламентация этого института в действующем уголовном законе явно требует совершенствования.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Бушуева С. А.,

Текст научной работы на тему «Правовая природа конфискации имущества»

ПРАВОВАЯ ПРИРОДА КОНФИСКАЦИИ ИМУЩЕСТВА

8.2. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА КОНФИСКАЦИИ ИМУЩЕСТВА

Бушуева С. А., соискатель

Краснодарский университет МВД России

Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Ряд новых позиций законодателя требует определенной доработки, уточнения, согласования с другими положениями УК РФ, а отдельные из них — и проверки практикой. В первую очередь, это относится к конфискации имущества, несколько изменившей правовую природу, правовой статус, трансформировавшейся из вида наказания в одну из иных мер уголовно-правового характера. Регламентация этого института в действующем уголовном законе явно требует совершенствования.

Необходимость определения любого правового института подразумевает определение его места в законе, определение его правовой регламентации и конечную цель использования в законодательстве.

Наше уголовное законодательство реализуется в форме уголовно-правовых мер, под которыми подразумеваются наказания и иные уголовно-правовые меры.

Наказание и иные меры уголовно-правового характера являются двумя основными формами реализации уголовной ответственности и это в литературе признается бесспорным фактом1. Поэтому одним из существенных признаков иных мер уголовно-правового воздействия является то, что они выступают одной из форм реализации уголовной ответственности. Конечно, перечень уголовно-правовых мер может меняться с изменением законодательства, однако, как показывает практика, такие изменения незначительны, а перечень наказаний — исчерпывающий.

Отсутствие четких законодательных критериев вызывает споры ученых о единообразном мнении: какие нормы и институты следует рассматривать в качестве иных мер уголовно-правового характера2. Исторический анализ применения конфискации имущества показывает, что, начиная с 1917 г. и до наших дней, эта мера применялась не только как уголовное наказание, но и как административное воздействие при соответствующих деликтах.

В качестве уголовного наказания конфискация имущества выступала и как основное, и как дополнительное наказание. Правда, как основной вид наказания она применялась достаточно короткий период времени. На протяжении последних сорока лет ей отводилось место в законе только в качестве дополнительного наказания.

1 См.: Уголовное право России. Общая часть. Под редакцией Ф. Р. Сундурова, С. 394; Дуюнов В. К. Уголовно-правовое воздействие. Теория и практика. М., 2003. С. 68.

2 См.: Звечаровский И. Меры уголовно-правового характера: понятие, системы, виды. / Законность, 1999, № 3. С. 36-39.

УК РФ внес ясность в вопрос о применении некоторых видов наказаний, которые рассматривались и как основные и как дополнительные. Статья 44 установила единую систему наказаний, а ст.45 четко разграничила наказания основные и наказания дополнительные.

По мнению А. Л. Цветинович назначение дополнительного наказания заключается в том, что оно «дополняет и подкрепляет отдельные стороны действия основного наказания, усиливая его качественно, воздействуя на сознание осужденного в соответствии с особенностями его личности», являясь «вспомогательным средством, облегчающим достижение двуединым нака-

занием его целей» . Он рассматривал основное и дополнительное наказания, назначенные в конкретном случае, как единое целое — единое совокупное наказание, состоящее из двух неотъемлемых частей5.

По состоянию на 1 января 1997 г. в УК РФ имелось 42 санкции, которыми предусматривалась конфискация имущества. 14 из них предусматривали обязательное дополнительное наказание и 28 санкций факультативные. Такая мера уголовно-правового характера как конфискация имущества была предусмотрена за совершение умышленных посягательств в сфере экономики, за корыстные преступлений в сфере общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения, за государственную измену и получение взятки при особо отягчающих обстоятельствах.

Применение конфискации имущества только за совершение тяжких или особо тяжких преступлений из корыстных побуждений значительно снизило пределы применения конфискации по сравнению с прежним уголовным законом. По мнению А. Степанищева, в результате декриминализации некоторых деяний, исключение конфискации из санкции ряда статей за некорыстные преступления, замена конфискации штрафом, привело к сокращению этой меры в уголовном законодательстве6.

При этом законодатель забыл упомянуть о том, как будет применяться конфискация имущества за корыстные преступления. Ведь многие составы корыстных преступлений являются квалифицирующим признаком

3 См.: Бриллиантов А. В. Проблемы совершенствования уголовного законодательства о конфискации имущества / Проблемы применения наказаний, не связанных с лишением свободы. М., 1988. С. 75.

4 См.: Цветинович Л. А. Дополнительные наказания: функции, системы, виды. Куйбышев, 1989. С. 4.

5 См.: Веселова В. Н. Конфискация в советском уголовном праве. Дис. . к.ю.н. М., 1990. С. 44.

6 Степанищев А. Конфискация имущества // Российская юстиция. 1998. № 6. С. 6.

БИЗНЕС В ЗАКОНЕ

(убийство, совершенное из корыстных побуждений, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью).

Изучая исторический путь уголовного законодательства, мы видим, что в УК РСФСР лестница наказаний строилась от строгого наказания к менее строгому и конфискации было отведено предпоследнее место -после общественного порицания. При этом вывод напрашивался сам собой — конфискация не есть самое тяжелое наказание, но ее карательный потенциал всегда был чувствительным.

Это интересно:  Особенности и нюансы незаконного усыновления (удочерения) в России

В различных научных публикациях неоднократно указывалось на несоответствие места, занимаемого конфискацией имущества7. Закон РФ от 27.07.2006 г. № 15Э-ФЗ включил конфискацию имущества в иные меры уголовно-правового характера, тем самым, по нашему мнению, формальное исключение конфискации из перечня видов наказаний.

В результате допущенных законодателем несоответствий конфискация имущества предстала как некий симбиоз ранее известного вида наказания с одноименным названием и уголовно-процессуальной меры (обычно именуемой «специальной» конфискацией)8. В отличие от принудительных мер медицинского характера в уголовном законе не регламентируются основания и порядок применения конфискации имущества. При этом на сегодняшний день остается открытым вопрос: право или обязанность суда назначить конфискацию имущества в случае совершения лицом преступлений, перечисленных в п. «а» ч. 1 ст. 104.1 УК?

Подводя итог рассмотрению проблемы правовой природы конфискации имущества, можно сформулировать следующие выводы.

1. Применение конфискации имущества в настоящее время является дополнительным наказанием, которое применяется или ее применение возможно при наличии прямого указания в санкции статьи УК РФ.

2. После своего возвращения в текст закона, конфискация имущества потеряла свой карательный потенциал и стала являться одной из мер уголовноправового характера.

3. В настоящее время конфискация имущества носит скорее факультативный характер, нежели обязательный. В результате чего правоприменитель ограничил ее применение при вынесении решения.

7 См.: Бриллиантов А. В. Проблемы совершенствования уголовного законодательства о конфискации имущества. С. 76.

8 См.: А. Коробеев, Ю. Кулешов. Будет ли востребована ст. 312 УК РФ после восстановления института конфискации имущества? // Уголовное право, 2007, № 2. С. 1.

Конфискация имущества в уголовном праве

Конфискация имущества – это принудительный сбор собственности виновного в выполнении преступного акта человека в качестве мероприятия уголовно-правового наказания. Конфискация в уголовном праве РФ в роли наказания была ликвидирована в 2003 году. Однако данное понятие все же осталось в уголовно-правовых нормативных актах и применяется в роли принудительной меры.

Имущество гражданина отчуждается ответственными органами в основном в пользу государства или пострадавшего. При этом отчуждаются предметы и вещи, приведенные в ст. 104.1 УК РФ за выполнение преступных деяний, прописанных в той же статье.

Деяния, за которые грозит конфискация имущества

Конфискация может использоваться только касательно закрытого списка преступных деяний, исчерпывающий список которых приведен в ст. 104.1 УК РФ:

  • причинение ущерба гражданину и его здоровью;
  • убийство;
  • похищение лица и удерживание его с целью достижения определенной выгоды;
  • за торговлю людьми, применение рабского труда;
  • ущемление и нарушение избирательных прав граждан, подделка избирательной документации;
  • отказ от выплаты заработной платы, стипендий, пенсионного обеспечения, однако необходимо наличие доказательств корыстных побуждений у преступника;
  • нарушение интеллектуальных, авторских прав, изобретательских и патентных;
  • преступные деяния против несовершеннолетних детей, подмена, нелегальное усыновление ребенка, разглашение конфиденциальной информации об усыновлении (необходимо доказать наличие корыстного мотива);
  • изготовление, хранение, транспортировка, реализация товара без маркировки и иной информации, предусмотренной законодательно;
  • нелегальная организация азартных игр;
  • получение финансов при помощи нелегальных схем;
  • нелегальный сбор и разглашение коммерческой, налоговой, банковской конфиденциальной информации;
  • преступления финансового характера, фальсификация денег или ценных бумаг;
  • нелегальный ввоз оружия массового поражения и военного оборудования;
  • коммерческий подкуп с определенным корыстным мотивом;
  • совершение террористических актов и содействие террористам в осуществлении преступной деятельности;
  • захват заложников, бандитизм и организация бандитских формирований;
  • нелегальное ношение и применение оружия;
  • торговля наркотическими веществами и их изготовление для дальнейшей реализации;
  • торговля порнографическими материалами, организация проституции.

В уголовном нормативном акте предусмотрено 74 пункта, за которые грозит принудительное отчуждение имущества виновного. Но для его применения в обязательном порядке нужно также выполнение хотя бы одного из таких требований:

  • имущество было присвоено безвозмездно в итоге совершения преступного деяния;
  • данное имущество выступало в качестве орудия или предмета для выполнения преступного акта;
  • данное имущество было куплено на финансы, полученные от ведения преступной деятельности.

Правовая природа отчуждения

Если не представляется возможным изъятие имущества, которым виновный завладел в итоге совершения преступного акта, тогда законом разрешается конфискация финансовой суммы.

Приговор о конфискации в качестве уголовно-правовой меры выносится судебным органом. В постановлении четко прописаны списком предметы и вещи, подлежащие конфискации. Орудия совершения преступного деяния ликвидируются или предоставляются в государственные органы на основании судебного решения. Вещи, присвоенные в результате содеянного преступления, возвращаются законному собственнику.

Какое имущество невозможно отчуждать

Уголовный кодекс не содержит перечня имущества, не подлежащего отчуждению, его можно найти в ст. 446 ГПК РФ. Список такого имущества:

  • единственная в собственности пригодная для жительства жилплощадь;
  • земельные наделы, на которых пребывает такое жилье;
  • предметы персонального пользования: одежда, обувь, при этом ювелирные украшения из ценных металлов конфисковать допускается;
  • предметы домашнего быта, бытовая техника;
  • вещи для профессиональной деятельности (к примеру, кисти, холсты художника);
  • домашние животные, используемые не для ведения коммерческой деятельности (сельскохозяйственный скот, куры и прочие);
  • пищевые продукты, предназначенные для питания обвиняемого и его членов семьи;
  • семена для посева культур;
  • имущество и средства передвижения, необходимые обвиняемому по причине инвалидности.

Если предмет, прописанный в перечне, был получен вследствие осуществления преступных деяний, такой предмет также подлежит конфискации. К примеру, если дом был приобретен за деньги от полученной взятки, его могут конфисковать.

Процедура конфискации судебными приставами

Рассмотрим алгоритм действий, как выполняется конфискация:

  • судебный орган выносит обвинительный приговор;
  • оформляется исполнительный лист и отправляется в службу судебных приставов;
  • на имущество налагается арест;
  • формируется акт приема и акт описи собственности, при этом должны присутствовать понятые, пристав и преступник;
  • акты отправляются должнику на протяжении 5 рабочих дней, ему дается время указать имущество, которое не подлежит конфискации;
  • собственность передается во владение госорганов.

На практике данная процедура затягивается на 2-5 недель.

На видео о правила конфискации

Итак, конфискация имущества в уголовном законодательстве с 2003 года рассматривается не как наказание, а как уголовно-правовое мероприятие. Мы перечислили преступления, за которые грозит конфискация имущества преступника, а также предметов, добытых в процессе осуществления преступных деяний. При этом имеет значение множество факторов и обстоятельств преступления. Окончательный приговор и распоряжение об отчуждении имущества выносится судом.

Проблемы применения законодательства о конфискации имущества в уголовном праве

Рубрика: Государство и право

Статья просмотрена: 1006 раз

Библиографическое описание:

В статье рассматриваются проблемы применения законодательства о конфискации имущества, анализируется практика применения конфискации имущества как иной меры уголовно — правого характера в Приморском крае. Кроме того, в статье рассматривается законодательное определение правовой природы данной меры. В статье обосновывается вывод о некарательном характере конфискации имущества как иной меры уголовно — правового характера, которая не направлена на ограничение прав и законных интересов граждан, что обусловлено характером имущества, в отношении которого данная мера применяется. Также приводятся отличия конфискации имущества как меры уголовно-правового характера от конфискации имущества как меры наказания.

Ключевые слова: уголовное право, конфискация имущества, конфискация имущества как иная мера уголовно-правового характера, проблемы применения конфискации имущества

Институт конфискации имущества относится к разряду таких правовых явлений, отношение к которым меняется в зависимости от социально-экономических условий государства. Эта мера — одна из самых спорных как в отечественном, так и в зарубежном законодательстве.

В течении длительного периода времени конфискация имущества в России была предусмотрена в Уголовном кодексе как вид дополнительного наказания. Возможности ее применения были довольно перспективны. В УК РСФСР 1960 г. она предусматривалась в 53 составах преступлений, что составляло 71 % от общего числа санкций, содержавших предписания о назначении дополнительных наказаний. В УК РФ 1996 г. сфера применения конфискации имущества в определенной степени уменьшилась. В момент принятия этого кодекса она была предусмотрена по 45 составам преступлений, что составляло уже 30 %.

Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 169-ФЗ конфискация имущества как вид наказания была исключена из УК РФ. Это уже не первое исключение данного вида наказания из уголовного законодательства. За все время своего существования конфискация трижды исключалась из уголовного законодательства и трижды восстанавливалась, что всегда вызывало неоднозначную реакцию и делило общество на два непримиримых лагеря — сторонников и противников отмены конфискации имущества. Авторы, выступавшие против исключения конфискации, всегда жестко критиковали законодателя [3].

Новая глава Уголовного кодекса Российской Федерации «Конфискация имущества» породила больше вопросов и проблем, чем ответов и изменения криминогенной обстановки, борьбе с коррупцией, организованной и экономической преступностью. Законодатель, придав новый «статус» институту конфискации имущества в виде иной меры уголовно-правового характера и отказавшись от использования в качестве дополнительного вида наказания, поставил перед правоохранительными и судебными органами весьма трудную задачу. С одной стороны, он предоставил юридическую возможность применить конфискацию вне рамок наказания, с другой — не учитывая в целом карательной, основанной на наказании, системе правосудия, предложил судам практически самостоятельно, без процессуальной поддержки, реализовать нормы главы 15.1 Уголовного кодекса РФ [2].

Это интересно:  Уголовная ответственность за незаконную вырубку леса

В уголовном праве России конфискация имущества определяется как принудительное безвозмездное изъятие или обращение в собственность государства на основании обвинительного приговора определенных видов имущества. Остановимся на ключевом моменте отнесения конфискации имущества в действующем уголовном законодательстве к иным мерам уголовно — правового характера, а именно на том, что конфискация имущества в действующем уголовном законодательстве не включена в систему наказаний. Следовательно, можно говорить о том, что конфискация имущества лишена карательного характера, она направлена на имущество, связанное с преступлением, а вовсе не на ограничение прав и свобод осужденного. Такое представление о правовой природе конфискации имущества, регламентированной в действующем уголовном законодательстве, является доминирующим в науке уголовного права России.

Основными отличиями конфискации имущества как меры уголовно-правового характера от конфискации имущества как меры наказания состоят в том, что:

– во-первых, конфискация исключена из перечня видов наказаний;

– во-вторых, конфискации подлежит не все имущество лица, признанного виновным в совершении преступления, а лишь деньги, ценности, иное имущество, полученные в результате совершения преступлений, любые доходы от этого имущества, в том числе;

а) используемые или предназначенные для финансирования терроризма, деятельности организованной преступной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации);

б) деньги, ценности и иное имущество, в которые имущество, полученное в результате совершения преступления, и доходы от этого имущества были частично или полностью превращены или преобразованы;

в) орудия, оборудование или иные средства совершения преступления, принадлежащие обвиняемому;

– в-третьих, конфискации подлежит и имущество других лиц, если они при принятии имущества знали или должны были знать, что оно получено в результате преступных действий;

– в-четвертых, если конфискация определенного предмета, входящего в имущество, указанное в ст. 104.1 УК РФ, на момент принятия судом решения о конфискации данного предмета невозможна вследствие его использования, продажи или по иной причине, суд выносит решение о конфискации денежной суммы, которая соответствует стоимости данного предмета;

– в-пятых, при решении вопроса о конфискации имущества в первую очередь должен быть решен вопрос о возмещении ущерба, причиненного законному владельцу. При отсутствии у виновного иного имущества, на которое может быть обращено взыскание, кроме указанного в частях первой и второй ст. 104.1 УК РФ, из его стоимости возмещается ущерб, причиненный законному владельцу, а оставшаяся часть обращается в доход государства [4].

Одной из главных характеристик применения любой из мер уголовно — правового характера является их практика применения. Таким образом, необходимо изучить и проанализировать практику применения судами применения конфискации имущества как иной меры уголовно-правового характера.

В ходе проведения анализа приговоров суда Приморского края, нами было изучено 101 приговор вынесенных судами Приморского края в период времени с 2010 по 2015 года включительно. Интересным представляется тот факт, что из огромного количества приговоров суда, в которых рассматривались вопросы о применении конфискации имущества как иной меры уголовно — правового характера в отношении подсудимого, количество приговоров, применяющих конфискацию имущества, составляет подавляющее меньшинство, а именно всего 2 аналогичных приговора.

Конфискация имущества — сильное средство в борьбе с преступностью, что доказывает как предшествующая отечественная практика, так и зарубежное законодательство. Однако выявленный факт анализа судебных решений, позволяет назвать применение таких мер уголовно — правового характера как конфискации имущества довольно редким явлением.

Причина неиспользования конфискации в практике борьбы с преступностью, прежде всего, лежит в неудовлетворительном законодательном регулировании этой меры. В ст. 104.1–104.3 УК РФ законодатель смешал три различных вида конфискации, не указал основания и цели ее применения, сформулировал не совсем удачный перечень так называемых конфискационных преступлений.

В ст. 104.1 УК РФ содержатся три самостоятельных вида конфискации, каждый из которых имеет свои особенности, основания и цели назначения. Конфискация может выступать мерой уголовно-правового характера (когда является наказанием); «иной мерой» уголовно-правового характера (когда изымается имущество, полученное в результате совершения преступления п. «а», «б» ч.1 ст. 104.1 УК РФ); специальной конфискацией или мерой безопасности (когда изымаются орудия, оборудование или иные средства совершения преступления, принадлежащие обвиняемому [8].

Кроме того, остаются неразрешенными вопросы назначения конфискации имущества при вердикте присяжных о снисхождении, при назначении наказания ниже низшего предела, при неоконченном преступлении, условном осуждении, отсрочке исполнения приговора и в некоторых других случаях. Остается законодательно неурегулированной проблема исполнения конфискации в случаях, когда у виновного имущество отсутствует [3].

Действующая конфискация имущества как иная мера уголовно-правового характера предполагает соединение ранее существовавшей конфискации имущества как вида дополнительного наказания (данная конфискация назначается принудительно и только судом, применяется к лицам, совершившим преступные деяния, по своей сущности связана с некоторыми правоограничениями) и новой конфискацией, как иной меры уголовно-правового характера, в наибольшей мере характерной для зарубежного уголовного законодательства (рассматриваемый вид конфискации не имеет карательной особенности).

Очевидной является проблема исполнения конфискации имущества. Если ранее порядок исполнения конфискации имущества был урегулирован ст. 62–67 Уголовно-исполнительного кодекса и приложением к нему, то в настоящее время отсутствует законодательный акт, регламентирующий исполнение конфискации имущества.

Действительно, в ч. 2 ст. 2 УИК РФ устанавливаются общие положения и принципы исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации [6]. Логически получается, что порядок исполнения должен быть урегулирован УИК РФ, однако фактически в нем не детализируется применение ни конфискации имущества, ни принудительных мер воспитательного воздействия, ни принудительных мер медицинского характера. В УИК РФ регламентируется порядок исполнения и отбывания наказаний, но не иных мер уголовно-правового характера. Некоторые ученые предлагают отнести исполнение конфискации имущества к исполнительному производству, но думается, что это неправильный подход [1].

Подводя итог, следует признать, что рассмотренный правовой институт в его нынешнем виде весьма далек от совершенства и требует дальнейшей разработки на теоретическом уровне и совершенствования на уровне законодательном. Только после устранения всех имеющихся противоречий и недостатков конфискация имущества сможет занять достойное место в системе мер уголовно-правового воздействия и выступать действительно эффективным средством борьбы с преступностью.

  1. Агильдин, В. В. Институт конфискации имущества как превентивная мера предупреждения преступности / В. В. Агильдин. // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2013. № 1. С.71–75.
  2. Малышев, А. Г. Проблем конфискации имущества в уголовном праве РФ / А. Г. Малышев. // Актуальные проблемы Российского права. 2009. № 1. С.339–341.
  3. Мартыненко, Э. В. Положения о конфискации имущества, содержащиеся в Уголовном кодексе РФ, нуждающиеся в совершенствовании / Э. В. Мартыненко. // Известия Тульского государственного университета. 2013 № 2–3. С.151–155.
  4. Тошнякова, О. В. Анализ конфискации имущества: история и современность / О. В. Тошнякова. // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2010. № 72. С.79–90.
  5. Уголовный кодекс Российской Федерации РФ от 24.05.1996 № 63-ФЗ (в ред. от 08.03.2015) [Электронный ресурс] Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»(далее УК РФ).
  6. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. 08.03.2015). [Электронный ресурс] Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  7. Приговор № 1–178/2014 1–178/2014Г от 21 июля 2014 г. [Электронный ресурс] Сайт октябрьского районного суда приморского края.

Конфискация имущества — что нужно знать?

Краткое содержание:

Что является конфискацией имущества?

Конфискация имущества (правовая природа, вопросы применения санкции) определяется нормами уголовного, административного и гражданского права. Единственным объединяющим признаком понятия конфискации во всех отраслях права является ее безвозмездность, то есть какая-либо денежная компенсация в этом случае для гражданина не предусматривается.

Конфискация имущества является одной из самых обсуждаемых санкций за правонарушения. Наиболее значительными последствиями этих обсуждений стало внесение поправок в Уголовный кодекс РФ в 2003 году, которые позволяют конфисковать только имущество, непосредственно связанное с правонарушением, а также введение антикоррупционных норм в 2013 году. Они нашли свое отражение в п. 8 ст. 235 ГК РФ.

Толчком для этого стал пример европейских стран, давно практикующих изъятие в доход государства так называемого «необъяснимого богатства» чиновников. Многие видят проблему в том, что эти нормы недостаточно широко применяются, однако судебная практика по изъятию имущества у государственных и муниципальных служащих имеется.

Конфискация имущества в уголовном праве

Конфискация имущества как мера уголовно-правового характера выражается в принудительном изъятии денег, ценностей и другого имущества, добытого преступным путем.

Основанием для этого является обвинительный приговор. В дальнейшем имущество становится госсобственностью. Список тяжких и особо тяжких преступлений, на которые человек пошел из корыстных побуждений и при совершении которых может применяться конфискация, приведен в п. «а» ст. 104.1 УК РФ.

Также подлежит конфискации имущество, предназначенное для финансирования террористов, экстремистов и преступных сообществ и имущество каким-либо образом полученное в результате совершения преступления (приобретенное или преобразованное). Если орудие (оборудование) совершения преступления не является изъятой из оборота вещью, оно также может быть предметом конфискации (см. п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 июня 2018 года № 17).

Это интересно:  Примирение с потерпевшим: заявление, последствия отказа, ходатайство

Конфискация имущества в гражданском праве

В соответствии с КоАП РФ могут быть конфискованы орудия совершения или предметы административного правонарушения (статья 3.7 Кодекса). Наиболее часто такая мера применяется при нарушении правил охоты или рыболовства.

Также нормами данной статьи устанавливается отличие конфискации от безвозмездного изъятия из незаконного владения правонарушителя орудия совершения или предмета административного правонарушения. Оно может осуществляться и несудебными органами (ч. 3 ст. 3.7 КоАП РФ). Такие предметы возвращаются их законному собственнику либо, если они изъяты из оборота, уничтожаются.

В Гражданском кодексе РФ помимо норм ст.ст. 235, 243 конфискация также предусмотрена нормами ст. 169 ГК РФ о сделках, противоречащих основам правопорядка и нравственности.

В данном случае есть особенности применения такой санкции, как конфискация имущества. Судебная практика говорит: поскольку существует уголовно-правовая норма о конфискации имущества, соответствующие положения ГК РФ не могут применяться в гражданском судопроизводстве самостоятельно, так как по сути совершение указанных сделок является преступлением.

Как происходит конфискация имущества?

Порядок конфискации имущества в доход государства устанавливается несколькими нормативно-правовыми актами. Однако независимо от того, на основании какого из них и каким органам предоставляется право назначения конфискации, она применяется только судом.

Согласно ч. 3 ст. 35 ч. 1 ст. 46 Конституции РФ органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, при наличии оснований для конфискации имущества могут произвести ее только по решению суда. Таких обеспечительных мер, как изъятие, арест и задержание имущества это не касается.

На незаконную конфискацию можно пожаловаться в суд. В случае удовлетворения требования собственника, помимо возврата имущества, могут быть возмещены причиненные конфискацией убытки, если они доказаны.

К нормативно-правовым актам, регулирующим порядок конфискации (изъятия) имущества, относятся:

  • Постановление Правительства РФ от 19 апреля 2002 года N 260 «О реализации арестованного имущества, реализации, переработке (утилизации), уничтожении конфискованного и иного имущества, обращенного в собственность государства»;
  • Постановление Правительства РФ от 29.05.2003 года № 311 «О порядке учета, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства»;
  • Постановление Правительства РФ от 20 декабря 2006 года № 782 «Вопросы организации реализации федерального имущества»;
  • Постановление Правительства РФ от 19.11.2003 года № 694 «Об утверждении Положения о сдаче для реализации или уничтожения изъятых вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, подвергающихся быстрой порче»;
  • иные акты (например, регулирующие конфискацию (изъятие) алкогольной продукции, оружия).

Когда могут изъять в доход государства имущество госслужащих?

Обращение имущества в доход РФ предусмотрено п. 8 ст. 235 ГК РФ как одно из оснований принудительного изъятия имущества. В отличие от конфискации оно имеет иную правовую природу.

В Постановлении Конституционного суда РФ от 29 ноября 2016 года № 26-П указано, что обращение в доход РФ имущества, в отношении которого государственным (муниципальным) служащим не представлены доказательства его приобретения на законные доходы, является, по существу, особой мерой государственного принуждения.

Такая мера применяется в случае нарушения антикоррупционного законодательства лицами, выполняющими публичные функции. Заключается она в безвозмездном изъятии такого имущества у собственника по решению в случае, если стоимость приобретенного в отчетном периоде госслужащим и членами его семьи имущества: недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций — превышает их общий доход за три предшествующих года, а служащий при этом не может доказать законность происхождения средств, достаточных для его приобретения.

Основания конфискации и изъятия различны.

Конфискация, предусмотренная УК РФ, возможна только в отношении имущества, которое связано с совершением преступления, и применяется только по приговору суда.

Автор публикации:

Народное информационное агентство новостей (НИАН) – зарегистрированное средство массовой информации, работающее на базе юридической социальной сети 9111.ru. На страницах НИАН каждый день публикуются новости, статьи, интервью, юридический юмор и другие полезные и интересные материалы. Всего опубликовано — более 9 тысяч материалов.

Толчком для этого стал пример европейских стран, давно практикующих изъятие в доход государства так называемого «необъяснимого богатства» чиновников. Многие видят проблему в том, что эти нормы недостаточно широко применяются, однако судебная практика по изъятию имущества у государственных и муниципальных служащих имеется. ‘По материалам юридической социальной сети www.9111.ru ©’

ЭТО ИСКЛЮЧЕНИЕ ЛИШЬ ПОДТВЕРЖДАЮЩЕЕ ПРАВИЛО.

«Конфискация» — самое страшное слово для чиновников , депутатов , олигархов и других крупных барыг , взяточников и воров .

Поэтому , все и записано на мам , пап , теть , дядь и т. д. и т. п. , вывезено и спрятано за границей .

Поэтому и «конфискуют» у нас всякий хлам у нищего , беЗзащитного населения .

КОНФИСКАЦИЯ В РОССИИ НЕ РАБОТАЕТ .

Конфискация домишки кума Тыквы в сказке Джанни Родари про веселого мальчика Чипполино.

Да в нашей стране происходит конфискация имущества и достаточно часто. Вот только не у проворовавшихся чиновников, а у нищих неплательщиков кредитов.

У нас приставы пришли описывать имущество владельца целой сети магазинов и «описали» только вазу , ценой в 3000 рублей , остальное все НЕ ЕГО !

Он и дальше продолжает «цвести и пахнуть» и поплевывает на законы , писанные только простого народа .

И вы все голосовали за олигарха Путина и его воровскую власть.

Чем больше сумма конфискации, то больше шансов, что тебя НЕ тронут! Где имущество Васильевой? Живущие над законом конфискации не пролежат!

Это мы им позволяем жить над законом и позволяем плевать на нас, потому что из раза в раз голосуем за одних и тех же воров и жуликов и не даём дорогу молодым.

чинушки как воровали , так и продолжают воровать , знают , что это не работает

Знают, что 9 сентября прибежит всё быдло и снова за них проголосует за 1 кг сахара, вручённый перед выборами всем пенсионерам.

Где конфискованные средства Хорошавина? Белых? Сердюковой? Улюкаева? Ткачёва?

Они у их женушек , пап , мам ,дядек и прочей родни .

Конфискация [b]не касается крупного ворья ![/b]

В России любой закон направлен на защиту интересов правящего класса, поэтому в стране нет сменяемости власти, как в развитых странах и лучшие друзья у нас турки,иракцы и т.п., как говорится, . скажи кто твой друг и я скажу кто ты.

Вы о какой конфискации, так у народа давно все конфисковали — природные ресурсы, избирательное право давно работает на олигархат.

РФ-не государство У нее нет ни территории, ни конституции, ни граждан Российская Федерация (РФ) — это не государство, так как не имеет всех признаков государственности, а виртуальный субъект «права», созданный международной ОПГ нелегально (противозаконно) и в результате военного переворота, но легитимированный с помощью средств массовой дезинформации — без границ, без территории и без граждан. У РФ нет своей территории, поскольку не существует границ. Границы закреплены за СССР Хельсинскими соглашениями о нерушимости границ послевоенного переустройства в мире. Таких соглашений о границах у РФ ни с кем нет, как и нет их у так называемых республик СНГ. РФ юридически не существует Нелегальная РФ была умышленно сконструирована и срежиссирована для лишения статуса граждан СССР, являвшихся собственниками имущества СССР. Как только их согнали клоунадой с этого статуса и поля законов и договоров, в том числе международных, и в том числе о неприкосновенности границ, так сразу возникла возможность забрать «НИЧЬЁ» имущество СССР, оставшееся бесхозным. Весь обман держится на сговоре с Англией и США и помалкивании фемиды ЕС, хотя Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун всё-таки не утерпел и сказал про то, что СССР числится до сих пор в ООН и границ между Украиной и РФ нет. был госпереврот в 91-93..далеевсе незаконно..нелегитимно..нет конституции..нет государтва. есть захват власти коммерческими орг-ми..для дербана ресурсов..фсб мвд суды фссп и тд — это все фирмы . огрн с 1 начинается. у государств.органов д.б. с 2 !! госслужащих нет есть ио госслужащих. вывод- создано виртуальное государство ОПС для грабежа и зачистки территории от коренных народов в первую очередь славян. пора бы проснутся.

Статья написана по материалам сайтов: studfiles.net, cyberleninka.ru, ru-act.com, moluch.ru, www.9111.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector