+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Контрабанда наркотиков: проблема квалификации, противодействие, особенности расследования

В ч. 3 и 4 ст. 188 УК предусмотрены основания, влекущие более строгую уголовную ответственность за совершение контрабанды. В ч. 3 ст. 188 УК РФ в числе квалифицирующих признаков контрабанды называются:

· Использование должностным лицом своего служебного положения;

· Применение насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль.

В Постановлении Пленума ВС РФ «О судебной практике по делам о контрабанде» от 27 мая 2008 г. № 6 сказано, что «субъектом контрабанды, совершенной с использованием своего служебного положения, являются должностные лица, осуществляющие контрольные функции на государственной границе, а также иные должностные лица, злоупотребляющие властью или служебным положением в целях незаконного перемещения товаров или иных ценностей» Российская газета, № 123, 07.06.2008.

Н. А. Лопашенко отмечает, что «понятие должностного лица дается в примечании к ст. 285 УК РФ. К таким лицам в основном относят должностных лиц таможенных органов, должностных лиц, освобожденных от определенных форм таможенного контроля. Последние устанавливаются исключительно ТК РФ. Таможенному досмотру не подлежит личный багаж Президента РФ и следующих вместе с ним членов его семьи. Освобождается от таможенного досмотра личный багаж депутатов Государственной Думы и Совета Федерации и членов Правительства РФ, если эти лица пересекают таможенную границу в связи с исполнением своих депутатских обязанностей» Лопашенко Н.А. Преступления в сфере экономической деятельности. — С. 218..

Следующим квалифицирующим признаком контрабанды является применение насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль. Специального определения лица, осуществляющего таможенный контроль, в законодательстве не содержится. Представляется, что в качестве такового может выступать должностное лицо таможенного органа РФ, в обязанности которого входит осуществление функций в соответствии с положениями ТК. Таможенный контроль также осуществляют пограничные войска, поэтому насилие в отношении этих лиц с целью осуществления контрабанды должно квалифицироваться по п. «в» ч. 3 ст. 188 УК. Потерпевшими могут признаваться специалисты и эксперты, которые согласно положениям ТК, привлекаются таможенными органами для оказания содействия при проведении таможенного контроля, при условии, что такие действия осуществлялись ими в процессе перемещения виновными товаров через таможенную границу Розумань И.В. Контрабанда. — С. 45..

Под насилием следует понимать нанесение побоев, совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, умышленное причинение легкого, средней тяжести и тяжкого вреда здоровью, а также убийство лица, осуществляющего таможенный контроль. Автор полагает, что насилие в этом случае может быть любое, то есть как с расстройством здоровья, так и без. В случае причинения тяжкого вреда здоровью и убийства лица, осуществляющего таможенный контроль, действия виновного должны квалифицироваться по п. «в» ч. 3 ст. 188 УК РФ и соответственно по п. «а» ст. 111 или ст. 317 УК РФ Рогатых Л.Ф. Контрабанда: проблемы уголовно-правовой характеристики. — С. 19..

Вторую группу более общественно опасных деяний — особо квалифицированный состав образуют деяния, предусмотренные в ч.1, 2 и 3 ст. 188 УК РФ, совершенные организованной группой. Этот признак не случайно влечет более сильное наказание: статистика показывает, что большинство преступлений по данной статье УК было совершено в составе организованной группы, которой в соответствии со ст. 35 УК РФ признается устойчивая группа лиц, заранее объединившаяся для совершения одного или нескольких преступлений См.: Комментарий к Уголовному кодексу РФ/ Отв. ред. В.И. Радченко. — С. 316.. То есть, применительно к контрабанде организованной группой признается устойчивая, состоящая из двух и более лиц, сплоченная группа, специально объединившаяся для неоднократного занятия контрабандой Моденов А.К. Контрабанда и иные экономические преступления в таможенной сфере. — С. 21..

Члены организованной группы контрабандистов выполняют различные функции (приобретают товар, предназначенный для незаконного вывоза, подделывают документы, непосредственно перемещают товар через границу и т.д.), но независимо от выполняемой роли они привлекаются к ответственности как исполнители преступления.

Лицо, создавшее организованную группу контрабандистов или руководившее ею, подлежит ответственности за все случаи контрабанды, совершенные организованной группой, если они охватывались его умыслом. Другие члены организованной группы отвечают лишь за те преступления, в подготовке или в совершении которых они участвовали Рогатых Л.Ф. Уголовно наказуемая контрабанда. — С. 110..

Характерным отличием современных контрабандных действий иногда является их совершение от имени юридического лица, участника ВЭД.

Как правило, совершению контрабанды наркотических средств предшествует тщательная подготовка. Приготовление к контрабанде наркотиков может заключаться в изучении системы пропуска товаров через таможенную границу, подыскании соучастников, приготовление к последующему незаконному сбыту наркотических средств либо предварительном совершении незаконного приобретения и хранения наркотиков в целях их последующего перемещения через таможенную границу Российской Федерации, подготовке мест сокрытия наркотических средств либо их маскировке. Подготовке транспортного средства либо оборудования в нем специального хранилища (тайника) Наркотики в России: Преступления и расследование. — С. 315..

Особая тщательность подготовки присуща контрабандистам наркотических средств и психотропных веществ, совершаемой организованными преступными группировками. Иногда для оказания содействия контрабандном перемещении наркотиков через таможенную границу преступники привлекают посторонних лиц, которых используют «в темную», осуществляя негласный контроль за их действиями Наркотики в России: преступления и расследование. — С. 316.

Контрабанда, как было отмечено ранее, относится к числу так называемых «таможенных преступлений» или преступлений в сфере ВЭД, поэтому отграничение следует проводить со следующими составами преступлений:

§ Ст. 189 «Незаконный экспорт и передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации. Незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники»;

§ Ст. 190 «Невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран»;

§ Ст. 194 «Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица» Розумань И.В. Контрабанда. — С. 53..

Определяющим критерием разграничения является предмет преступления. Предметом преступления согласно т. 188 УК РФ являются товары или иные предметы в крупном размере, а согласно ст. 194 УК РФ — платежи за провозимые товары в крупном размере и особо крупный размер.

Кроме этого, различие составов можно провести по объективной стороне. Если объективная сторона контрабанды может быть только в форме действия, то уклонение от уплаты таможенных платежей представляет собой, по мнению одних авторов Чучаев А.И., Иванова С.Ю. Таможенные преступления в новом УК РФ. — С. 46, не более чем юридическое бездействие, то есть неисполнение соответствующей обязанности, а по мнению других, может выражаться в заявлении в документах недостоверных сведений о стоимости товара, занижении их размера, что дает основание для освобождения от таможенных платежей и пр. Волженкин Б.В. Преступления в сфере экономической деятельности. — С. 427.

При контрабанде нарушаются правила перемещения товаров через таможенную границу РФ, и эти действия могут быть совершены только на таможенной границе, а при незаконном экспорте имеет место нарушение специальных правил. Поэтому если незаконный экспорт перечисленных в диспозиции статьи предметов осуществляется через таможенную границу с нарушением правил перемещения, перечисленных в диспозиции статьи о контрабанде, то имеет место совокупность вышеназванных преступлений. Однако, представляется, что при наличии нарушений правил экспорта перемещение через таможенную границу страны может совершаться с соблюдением правил перемещения. Тогда содеянное подлежит квалификации лишь по ст. 189 УК РФ Рогатых Л.Ф. Квалификация контрабанды. — С. 58-59..

Вопрос о разграничении с другими составами с незаконным оборотом наркотиков и психотропных веществ следует решать исходя из того, что совершение контрабанды возможно лишь на таможенной границе. Поэтому если имеет место незаконные действия в части оборота вышеперечисленных предметов, а также их перемещение через таможенную границу, то должна быть квалификация по совокупности — как контрабанда и по соответствующей статье УК РФ Сборник постановлений Пленумов ВС РФ по уголовным делам. — С. 267.. В п. 11 постановления Пленума ВС РФ от 27 мая 1998 г. «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами говорится: «Действия, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ, а также наркотикосодержащих растений или их частей, при незаконном перемещении этих средств, веществ и растений через таможенную границу РФ, подлежат дополнительной квалификации по ст. 188 УК РФ».

Заключение

Российская Федерация имеет столь протяженные границы и через них проходит настолько большой поток международного туризма и торговли, что весьма трудно проверить, не говоря уже о том, чтобы досмотреть, всех въезжающих и выезжающих лиц, все автомобили и суда.

В данной работе были рассмотрены понятие и особенности наркотических средств и психотропных веществ, раскрыты особенности уголовно-правовой характеристики контрабанды наркотических средств и психотропных веществ, особенности квалификации состава преступления контрабанды наркотических средств и психотропных веществ.

Проведя анализ всего исследуемого материала по данной теме, можно сделать некоторые выводы. Контрабанда наркотических средств — это уголовно-наказуемое, тяжкое преступление, причиняющее существенный ущерб ВЭД, а также общественной безопасности, нравственности населения, жизни и здоровью человека. Существует ряд проблем, связанных с квалификацией данного преступления. Зачастую контрабанда наркотиков образует совокупность с другими составами преступлений, например, незаконное хранение, сбыт, производство наркотических средств.

Таможенные органы в силу расположения на границах государств, являются естественным барьером для незаконного перемещения наркотиков. В этих условиях важно иметь хорошую профессиональную подготовку и надежные источники информации, с тем, чтобы повысить эффективность борьбы с наркобизнесом, в том числе и с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ.

Список используемой литературы и источников

1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ);

2. Таможенный кодекс Российской Таможенного Союза (в ред. Протокола от 16.04.2010, Договора от 10.10.2014, Протокола от 08.05.2015, с изм., внесенными Договором от 29.05.2014)

3. Уголовный кодекс Российской Федерации(в ред. Федеральных законов от 03.02.2015 № 7-ФЗ,от 08.03.2015 № 40-ФЗ, от 08.03.2015 № 45-ФЗ, от 30.03.2015 № 67-ФЗ,от 23.05.2015 № 129-ФЗ, от 08.06.2015 № 140-ФЗ, от 08.06.2015 № 153-ФЗ, от 29.06.2015 № 192-ФЗ, от 29.06.2015 № 193-ФЗ, от 29.06.2015 №194-ФЗ, от 13.07.2015 № 228-ФЗ, от 13.07.2015 № 265-ФЗ, от 13.07.2015 № 267-ФЗ, от 28.11.2015 № 346-ФЗ, от 30.12.2015 № 441-ФЗ, с изм., внесенными Постановлениями Конституционного Суда РФ от 27.05.2008 № 8-П, от 13.07.2010 № 15-П, от 10.10.2013 № 20-П, от 19.11.2013 № 24-П, от 17.06.2014 № 18-П, от 11.12.2014 № 32-П, от 16.07.2015 № 22-П)

4. ФЗ РФ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 № 116-ФЗ, от 10.01.2003 № 15-ФЗ, от 30.06.2003 № 86-ФЗ, от 01.12.2004 № 146-ФЗ, от 09.05.2005 № 45-ФЗ, от 16.10.2006 №160-ФЗ, от 25.10.2006 № 170-ФЗ, от 19.07.2007 № 134-ФЗ, от 24.07.2007 № 214-ФЗ, от 22.07.2008 №136-ФЗ, от 25.11.2008 № 220-ФЗ, от 25.12.2008 № 278-ФЗ, от 17.07.2009 № 151-ФЗ, от 18.07.2009 № 177-ФЗ, от 19.05.2010 № 87-ФЗ, от 27.07.2010 № 223-ФЗ, от 28.12.2010 № 404-ФЗ, от 28.12.2010 № 417-ФЗ, от 06.04.2011 № 66-ФЗ, от 14.06.2011 № 139-ФЗ, от 30.11.2011 № 341-ФЗ, от 03.12.2011 № 383-ФЗ, от 01.03.2012 № 18-ФЗ, от 30.12.2012 №305-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 23.07.2013 № 224-ФЗ, от 25.11.2013 № 313-ФЗ, от 31.12.2014 № 501-ФЗ, от 03.02.2015 № 7-ФЗ, от 13.07.2015 № 262-ФЗ, от 29.12.2015 № 408-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ);

Это интересно:  Лефортовская тюрьма (Лефортово): фото, адрес, официальный сайт и история

6. Единая конвенция о наркотических средствах от 30 марта 1961 г. (Ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР от 14 декабря 1964 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами.

7. Конвенция о психотропных веществах от 24 февраля 1971 г. (Ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР 26 декабря 1978 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами.

1. Андреева Л.А. Уголовно-правовое противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ. — СПб., 1998. — 44 с.

2. Богданов Д.И. Контрабанда: проблемы квалификации и правоприменения: Лекция. — М., 2004. — 32 с.

9. Качкина Г.П. Контрабанда как таможенное преступление. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. к.ю.н. — Владивосток, 2003. — 29 с.

10. Коземаслов Д.В. Контрабанда: уголовно-правовые аспекты. Автореф. дис. … к.ю.н. — Екатеринбург, 2002. — 23 с.

14. Моденов А.К. Контрабанда и иные экономические преступления в таможенной сфере. Уч. метод. Пособие. — СПб, 2001. — 68 с.

17. Рогатых Л.Ф. Контрабанда: проблемы уголовно-правовой характеристики. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. к.ю.н. — СПб., 1999. — 24 с.

19. Рогатых Л.Ф. Квалификация контрабанды. — СПб., 1999. — 64 с.

21. Розумань И.В. Контрабанда: учебное пособие. — Новосибирск, 2005. — 64 с.

23. Сергеева А.А. Контрабанда наркотических средств и психотропных веществ: криминологическая характеристика и предупреждение. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. к.ю.н. — Омск, 2006. — 22 с.

25. Сучков Ю.И. Таможенные преступления. Уч. пособие. — Калининград, 2000. — 82 с.

2. Григорьев С. Крутой маршрут двойного контейнера. // Российская газета. 1996. 8 мая.

4. Сучков Ю.И. Ответственность за контрабанду по Уголовному кодексу Российской Федерации 1996 г. // Юридическая практика: Информационный бюллетень Центра права Специального юридического факультета СПбГУ, 1996. — № 4 (7).

Особенности квалификации и предупреждения контрабанды наркотиков Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Шалагин А. Е.

В статье анализируются объективные и субъективные признаки преступления, предусмотренного ст. 229.1 УК РФ. Дается криминологическая характеристика личности преступника, совершающего контрабанду наркотиков. Выделяются причины и условия таких преступных деяний. Предложен комплекс мер, направленный на предупреждение и выявление контрабанды наркотических средств и психотропных веществ .

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Шалагин А.Е.,

Текст научной работы на тему «Особенности квалификации и предупреждения контрабанды наркотиков»

ОСОБЕННОСТИ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОНТРАБАНДЫ НАРКОТИКОВ

В статье анализируются объективные и субъективные признаки преступления, предусмотренного ст. 229.1 УК РФ. Дается криминологическая характеристика личности преступника, совершающего контрабанду наркотиков. Выделяются причины и условия таких преступных деяний. Предложен комплекс мер, направленный на предупреждение и выявление контрабанды наркотических средств и психотропных веществ.

Ключевые слова: наркомания, незаконный оборот наркотиков, наркобизнес, контрабанда, наркотическое средство, психотропное вещество, аналоги, прекурсоры.

Проблемы, связанные с незаконным оборотом наркотиков в России и в мире, приобретают все большую актуальность, выходят на передний рубеж обеспечения национальной безопасности. Распространение наркотических средств создает реальную угрозу здоровью населения, экономическому потенциалу страны, негативно влияет на демографическую ситуацию, способствуют снижению культурных и нравственных ценностей в обществе.

По данным мониторинга наркоситуации, в Российской Федерации сегодня регулярно или эпизодически потребляют наркотики до 8,5 млн человек (около 6% населения), а численность граждан, хотя бы раз в жизни пробовавших наркотики, составляет 18,5 млн человек (около 13%). Криминологический анализ позволяет сделать вывод, что в

стране за счет значительного числа наркозависимых (прежде всего молодежи) сформирован устойчивый спрос на наркотики, то есть, создан обширный рынок сбыта таких веществ с привлечением транснациональных и региональных преступных группировок. [2. С.6-9]

Наибольшая опасность незаконных поставок наркотиков на территорию Российской Федерации исходит от организованных преступных сообществ, обладающих значительным финансовым потенциалом, коррумпированными связями. Нередко средства, полученные в результате реализации наркотических средств, идут на финансирование терроризма, экстремизма и других видов преступной деятельности.

Слово «контрабанда» перешло в русский язык из итальянского (contra — против, bando — правительственный указ). Оно означает нарушение закона или государственного распоряжения. [3. С.338] Термин «контрабанда» применяется по отношению к незаконному провозу через границу государства товаров, предметов, веществ и т.д.

Таможенные ограничения в различных странах вводились по мере развития торговых отношений. Этот процесс происходил неодинаково и неравномерно, но везде он начинался с установления таможенных запретов, которые сопровождались развитием контрабанды.

Одной из новелл действующего Уголовного кодекса РФ является ст. 229.1, предусматривающая ответственность за контрабанду наркотических средств, психотропных веществ, наркотикосодержащих растений, инструментов и оборудования, используемых для получения наркотиков.

Кроме этого, в Особенной части УК РФ содержатся нормы, предусматривающие ответственность за:

— контрабанду наличных денежных средств и (или) денежных инструментов (ст. 200.1);

— контрабанду сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов, культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов (ст. 226.1).

Объектом данного преступления выступает здоровье населения, т.е. здоровье неперсонифицированного круга лиц, проживающих на определенной территории

Незаконное перемещение наркотиков через таможенную или Государственную границу РФ может осуществляться путем:

— незаконного ввоза или вывоза наркопредметов через границу России;

— недостоверного декларирования или недекларирования таких веществ;

— предоставления недостоверных сведений о перевозимой продукции (с обманным

(в районе, городе, стране), объединенных правилами труда и отдыха, а также условиями совместного общежития. [4. С.29] При незаконном перемещении наркопредметов через Таможенную границу либо Государственную границу Российской Федерации дополнительным объектом выступают общественные отношения, обеспечивающие порядок таможенной идентификации наркотиков, ввозимых на территорию России. Факультативным объектом преступления могут выступать общественные отношения, обеспечивающие неприкосновенность жизни и здоровья лиц, осуществляющих таможенный или пограничный контроль [5. С.61].

Предметом преступления являются наркотические средства, психотропные вещества, их прекурсоры или аналоги, наркотикосодержащие растения либо их отдельные части, инструменты или оборудование, находящееся под специальным контролем, используемое для изготовления наркотиков.

Количество зарегистрированных преступлений в России по ст. 229.1 УК РФ (за последние два года) и число лиц, привлеченных к ответственности по данной уголовно-правовой норме, отражено в таблице 1.

использованием документов или средств таможенной идентификации);

— сокрытия перевозимого товара или придания ему другого вида (используя тайники и различные способы, затрудняющие обнаружение наркотиков правоохранительными органами) и т.д.

Контрабандисты прибегают к разнообразным способам провоза наркотиков через границу. Так, в одном случае гражданин пытался провести в своем желудочно-кишечном тракте 150 наркотикосодержащих таблеток, упакованных в специальном контейнере, в другом гр. Германии снабдил свои шорты множеством потайных карманов,

Год Количество преступлений, зарегистрированных по ст. 229.1 УК РФ, в отчетный период Количество предварительно расследованных преступлений в отчетный период Выявлено лиц, совершивших преступления по ст. 229.1 УК РФ в отчетный период По наиболее тяжкому составу рассматриваемого преступления

в которых разместил 6,6 кг кокаина, в третьем преступники старались вывезти наркотики в «загипсованной» ноге — и таких примеров можно привести множество. Наркодилеры предпринимают попытки провоза наркотиков внутри самых разнообразных предметов (игрушек, посуды, продуктов питания и т.п.), в организме домашних животных. Они маскируют наркотические средства под товары народного потребления, оборудуют сумки и чемоданы тайниками и секретными отделениями [6. С.30-31].

Противоправные действия, предшествующие контрабанде наркотиков или их прекурсоров (по хранению, переработке, пересылке, сбыту) или последующие за ней, влекут дополнительную квалификацию по соответствующим нормам Особенной части Уголовного кодекса РФ (ст. 228, 228.1, 228.3, 228.4). [7. С.655]

Из анализа материалов судебной практики можно выделить случаи, когда контрабанда наркотиков признается малозначительной. Так, Президиум Московского городского суда, рассматривая уголовное дело № 44/у-33/11 в порядке надзорного производства установил, что 11 февраля 2010 г. в 10.05 ч. гражданка Б., прилетев самолетом из Дели в Москву, была задержана на таможенном посту, так как в ее рюкзаке находилось вещество темно-коричневого цвета, похожее на наркотик. Проведенной экспертизой было установлено, что данное вещество является наркотическим средством (гашиш), общей массой 0,06 гр. По этому факту было возбуждено уголовное дело, а виновная осуждена за контрабанду наркотиков. Вышестоящий суд первоначальные решения отменил, а уголовное дело прекратил в силу малозначительности. По мнению президиума Московского городского суда, действия гр. Б. не обладают признаками значительной опасности, а в материалах уголовного дела не имеется достаточных данных, указывающих на то, что действия гр. Б. причинили вред личности, обществу или государству. [8]

Субъективная сторона контрабанды наркотиков характеризуется виной в форме прямого умысла. Субъект преступления

— общий (вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста).

Квалифицирующие признаки контрабанды наркотиков предусмотрены ч. 2 ст. 229.1 УК РФ, а именно: а) группой лиц по предварительному сговору; б) должностным лицом с использованием своего служебного положения; в) в отношении наркотических средств, психотропных веществ либо их аналогов, наркотикосодержащих растений либо их частей, в значительном размере. По нашему мнению, данную часть следует дополнить таким квалифицирующим признаком, как совершение преступления с применением насилия, не опасного для жизни и здоровья, либо с угрозой применения такого насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль. Такое нововведение позволит более правильно квалифицировать действия виновных лиц и защитит сотрудников правоохранительных органов от преступного посягательства на их здоровье.

Особо квалифицирующие признаки предусмотрены частями 3 и 4 данной уголовно-правовой нормы и устанавливают ответственность за совершение контрабанды наркотиков в крупном размере, а также организованной группой, с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, совершение преступления в особо крупном размере. [9] Часть 3 ст. 229.1 УК РФ предлагается дополнить таким квалифицирующим признаком, как совершение преступления с целью последующего сбыта наркотиков. Такая мера, на наш взгляд, позволит более успешно бороться с организованным наркобизнесом и выявлять всю цепочку лиц, задействованных в незаконных операциях с наркотическими средствами и психотропными веществами. Так, гр. Н. за обещанное вознаграждение согласился переместить из Киргизии в Россию наркотическое средство героин в г. Бийск Алтайского края для последующей реализации. Средством перемещения была выбрана автомашина «Ауди-100». На станции технического обслуживания у автомашины был снят и распаян топливный бак, в который был помещен героин весом 11 кг 760 г. После чего гр-ну Н. была

Это интересно:  Ответственность за организацию и вовлечение в занятие проституцией

передана автомашина, а также телефон и адрес, по которым он должен был связаться в г. Бийске со сбытчиком наркотиков. При попытке передачи наркотиков все участники преступления были задержаны. [10]

По мнению практиков, название ст. 229.1 УК РФ перегружено терминами, что затрудняет его восприятие. Поэтому стоит согласиться с предложением А.Я. Кромовой и упростить название статьи (до контрабанды наркотиков), а весь перечень предметов преступления и так определен в диспозиции данной нормы. [11. С.69]

К причинам и условиям контрабанды наркотических средств (психотропных веществ) относятся:

1. Сверхдоходы и сверхприбыль, получаемые преступными группами (сообществами) в результате реализации наркотиков. По прибыльности такой бизнес сопоставим с незаконными операциями с нефтью, газом, лесом, драгоценными камнями и металлами, оружием.

2. Геополитические и географические детерминанты указывают на расположение России в центре Евразийского континента, что создает в сочетании с прозрачностью ее границ стимул к ввозу (провозу через ее территорию) наркотиков из государств ближнего (Киргизия, Таджикистан, Азербайджан) и дальнего зарубежья (Афганистан, Колумбия, Голландия, Китай, Индия и др.).

3. Несовершенство таможенного законодательства и его правоприменительных процедур также может выступать одним из факторов, обуславливающих контрабанду наркотических средств и психотропных веществ. Большое количество источников таможенного права, частое внесение изменений и дополнений в российское законодательство, недостаточная эффективность административных регламентов (процедуры принятия решений должностными лицами, наделенными полномочиями в сфере таможенного регулирования).

4. Встречаются случаи коррумпированности работников таможенных, пограничных и иных правоохранительных органов, материально заинтересованных в незаконном провозе предметов и веществ че-

рез границу Российской Федерации. Такие сотрудники могут способствовать созданию фиктивных таможенных терминалов, подделке таможенных документов, уничтожению вещественных доказательств, необоснованному прекращению административного или уголовного расследования.

5. Недостаточное взаимодействие российских таможенных (пограничных) органов с зарубежными правоохранительными структурами по проблеме профилактики контрабанды и иных правонарушений. Как правило, взаимодействие таких органов не носит системного характера и не основывается на взаимном интересе, несмотря на наличие достаточно развитой нормативно-правовой базы к такому сотрудничеству. [12. С.49-50]

Криминологический портрет личности преступника, совершающего незаконные действия по ввозу, вывозу, транзиту через территорию России наркотических средств (психотропных веществ), позволяет лучше ориентироваться в криминогенных факторах контрабанды, а также способствует разработке современной системы предупреждения и противодействия контрабанды наркотиков.

Преступления, предусмотренные ст. 229.1 УК РФ, совершаются не только гражданами Российской Федерации, но и иностранными гражданами и лицами без гражданства. Ряд этнических преступных группировок специализируется на незаконных поставках наркотических, психотропных, сильнодействующих веществ на территорию России. Каждое третье преступление, связанное с незаконными поставками наркотиков в Россию, совершается иностранцами.

Проведенными криминологическими исследованиями установлено, что среди лиц, задержанных за контрабанду наркотических средств и психотропных веществ, имели неполное среднее образование — 14,4%, среднее — 65,3%, среднее профессиональное — 9,9%, высшее образование 10,4%. Такие лица, как правило, имеют постоянное место жительства, при этом нигде не работают (69%), другие (31%) используют свою трудовую деятельность как средство незаконного обогащения при провозе наркотиков на территорию России (например, водители по найму, проводники железнодорожного транспорта и прочие).

Основная часть задержанных (74,3%) состояла в браке, холостые и не замужние составили (20,5%), разведенные (5,2%). Более половины задержанных за контрабанду наркотиков (64,7%) были судимы, 35,3% привлекались к уголовной ответственности впервые. [13. С.95-97]

К мерам предупреждения, выявления и пресечения преступлений, предусмотренных ст. 229.1 УК РФ, относятся:

— создание эффективной системы защиты территории Российской Федерации от незаконного ввоза наркотических, психотропных, сильнодействующих веществ из ближнего и дальнего зарубежья;

— совершенствование мер по эффективности пограничного контроля, повышение технической оснащенности таможенных и пограничных органов;

— ликвидация подпольных нарколабораторий (инфраструктуры незаконного производства, транспортировки, сбыта наркотиков) на территории России;

— выявление признаков и пресечение деятельности транснациональных преступных организаций, специализирующихся на незаконном обороте наркотиков;

— своевременное обнаружение и распознание новых видов психоактивных веществ (ПАВ), с последующим отнесением их к наркотическим или психотропным средствам;

— развитие и укрепление международного сотрудничества, проведение согласованных межгосударственных превентивных, следственных, оперативно-розыскных мероприятий, направленных на перекрытие каналов незаконной поставки наркотиков;

— реализация мер по повышению эффективности таможенного (пограничного) контроля, совершенствование форм межведомственного взаимодействия со стороны правоохранительных органов, задействованных в противодействии наркотизации российского населения (МВД, ФСБ, СК, ФСКН, ФТС, ФСИН и др.);

— проведение оперативно-розыскных мероприятий, направленных на выявление контрабанды наркотиков (например, контролируемая поставка), а также использование возможностей служебных собак для обнаружения наркотических средств и психотропных веществ.

1. Криминология: учебник / под ред. В.И. Авдийского. М.: Юрайт, 2014. 351 с.

2. Состояние преступности в сфере незаконного оборота наркотических средств в Российской Федерации. Региональные различия: монография / под ред. О.А. Евлановой. М.: Юрлитин-форм, 2013. 304 с.

3. Большой юридический словарь / под ред. А.Я. Сухарева. М., 2007. 858 с.

4. Шалагин А.Е. Преступления против здоровья населения: понятие, виды, общественная опасность // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2011. № 3. С. 28-33.

5. Кобзева Е.В. Преступления против здоровья населения и общественной нравственности: учебное пособие. М.: Юрлитинформ, 2014. 168 с.

6. Рогатых Л.Ф., Стрельченко Э.Г., Топоров С.Б. Борьба с контрабандой наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ: учебно-методическое пособие для оперативного состава и отделов дознания таможенных органов. СПб.: Специальная литература, 2003. 239 с.

7. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / под ред. В.Т. Томина, В.В.

Сверчкова. М.: Юрайт, 2013. 995 с.

9. О значительном, крупном и особо крупном размере контрабанды наркотиков см.: постановление Правительства РФ от 1 октября 2012 г. № 1002 «Об утверждении значительного, крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ, а также значительного, крупного и особо крупного размеров для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для целей ст. 228, 2281, 229, 2291 УК РФ (в ред. от 22 марта 2014 г.) // СЗ РФ. 2012. № 14. Ст. 5624; 2014. № 14. Ст. 1626.

10. Архив Третьяковского суда Алтайского края. Уголовное дело № 1-28/04.

11. Кромова А.Я. Контрабанда наркотиков (статья 2291 УК РФ): монография / под ред. С.М. Кочои. М.: Проспект, 2014. 136 с.

12. Цепелев В.Ф. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью. М.: Академия управления МВД России, 2001. 201 с.

13. Савчишкина О.Г. Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры: уголовно-правовое и криминологическое исследование: монография. Уфа: УЮИ МВД России, 2013. 124 с.

ИЗДАНИЯ КАЗАНСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ

На основе действующего российского законодательства, теории гражданского права и финансового права раскрываются правовое регулирование деятельности банковской системы РФ, государственная регистрация кредитных организаций и выдача лицензий на осуществление банковских операций, прекращение деятельности кредитной организации, органы управления банка и их функции, правовые основы безналичных расчетов, налично-денежного обращения и валютных отношений.

Основная цель книги — помочь студентам и курсантам систематизировать, конкретизировать и применять на практике полученные во время аудиторных занятий знания.

Пособие предназначено для преподавателей, аспирантов и курсантов, слушателей юридических факультетов высших учебных заведений.

Контрабанда наркотиков: актуальные проблемы квалификации

Рябчук В.Н., кандидат юридических наук, доцент.

Харатишвили А.Г., г. Санкт-Петербург.

В настоящее время при квалификации преступлений по ст. 188 УК России одной из актуальных проблем является определение момента окончания контрабанды при вывозе соответствующих предметов (в том числе наркотиков) с таможенной территории Российской Федерации, поскольку специалистами в области уголовного права предлагается два разных подхода к решению данного вопроса. В связи с этим работники правоохранительных органов вынуждены самостоятельно решать настоящую проблему, что при отсутствии единообразной судебной практики создает дополнительные сложности.

Так, Л.Ф. Рогатых, проведя анализ судебно-следственной практики, приводит два уголовных дела, которые были рассмотрены судом Московского района Санкт-Петербурга (при этом оба дела рассматривались одним судьей) :

См.: Рогатых Л.Ф. Уголовно наказуемая контрабанда: проблемы применения // Пять лет действия УК России. М., 2003. С. 370.

  1. Ш. в аэропорту Пулково-2″ при прохождении таможенного контроля предъявил таможенную декларацию, в которой указал о наличии у него 18000 долл. США. Однако в ходе досмотра у него было обнаружено еще 15000 долл. США, которые не были заявлены в таможенной декларации. Ш. признали виновным в совершении оконченного преступления — контрабанды.
  2. С. перед вылетом в г. Стамбул во въездной декларации дописал цифру и слово «9», намереваясь таким образом обосновать законность вывоза 991 долл. США. Однако дописка была выявлена при проведении таможенного контроля. С. судили за совершение покушения на контрабанду.

Можно привести аналогичные примеры:

К., вылетая в туристическую поездку в Объединенные Арабские Эмираты из аэропорта г. Минеральные Воды, не указал в таможенной декларации и не заявил при устном опросе сотруднику таможни о трех тысячах долларов США, которые были обнаружены у него при таможенном досмотре.

Суд расценил действия К. как контрабанду в крупном размере. Однако по не зависящим от него причинам он не смог довести свой преступный умысел до конца в связи с обнаружением предметов контрабанды при личном досмотре .

Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1996. N 2. С. 9.

Иную позицию занял Ленинский районный суд г. Новороссийска при квалификации аналогичных действий К., который при прохождении таможенного контроля в аэропорту г. Анапа не задекларировал и умышленно скрыл во внутреннем кармане куртки валюту в сумме 3450 долл. США. Однако валюта была у него обнаружена при прохождении таможенного контроля. В данном случае действия подсудимого квалифицированы как оконченное преступление .

Российская юстиция. 2002. N 3. С. 56.

Аналогичные примеры приведены В. Соболевым и С. Душкиным, которые подчеркивают, что органы предварительного следствия и суды по-разному толкуют понятие «перемещение через таможенную границу Российской Федерации» .

Соболев В., Душкин С. Контрабанда: вопросы квалификации, специальной конфискации и хранения предметов преступления // Законность. 1999. N 7. С. 33.

В соответствии со ст. 188 УК России контрабанда наркотиков — это их перемещение через таможенную границу Российской Федерации, если оно совершено помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряжено с недекларированием или недостоверным декларированием. Из этого определения видно, что диспозиция рассматриваемой статьи носит бланкетный характер. В связи с этим мы вынуждены обратиться к Таможенному кодексу Российской Федерации (ТК России) , в котором раскрываются такие понятия, как «перемещение через таможенную границу», «ввоз на таможенную территорию», «вывоз с таможенной территории» и др.

Собрание законодательства Российской Федерации 2003. N 22. Ст. 2066.

В п. 7 ч. 1 ст. 11 ТК России перемещение через таможенную границу товаров и (или) транспортных средств определяется как «совершение действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров и (или) транспортных средств любым способом».

Это интересно:  Врачебная ошибка: понятие, классификация, ответственность.

При этом под ввозом понимается фактическое пересечение товарами и (или) транспортными средствами таможенной границы и все последующие предусмотренные Таможенным кодексом действия с товарами и (или) транспортными средствами до их выпуска таможенными органами.

Под вывозом понимается подача таможенной декларации или вход (въезд) физического лица, выезжающего из Российской Федерации, в зону таможенного контроля, въезд автотранспортного средства в пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации в целях убытия его с таможенной территории Российской Федерации, сдача транспортным организациям товаров либо организациям почтовой связи международных почтовых отправлений для отправки за пределы таможенной территории Российской Федерации, действия лица, непосредственно направленные на фактическое пересечение таможенной границы товарами и (или) транспортными средствами вне установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации мест, а также все последующие предусмотренные ТК России действия с товарами и (или) транспортными средствами до фактического пересечения ими таможенной границы.

Как усматривается из таможенного законодательства, ввоз и вывоз — это комплекс взаимосвязанных действий, основанных на соблюдении действующего законодательства в сфере внешнеэкономической деятельности, которые при ввозе начинаются с фактического пересечения таможенной границы и заканчиваются выпуском товаров и (или) транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации, а при вывозе начинаются подачей таможенной декларации или заявлением о намерении вывезти товары и (или) транспортные средства и заканчиваются фактическим пересечением таможенной границы.

Из диспозиции ч. 2 ст. 188 УК России видно, что этот состав преступления относится к категории так называемых формальных, поскольку вредные последствия находятся за пределами объективной стороны данного преступления, и поэтому его окончание будет связано с началом проведения преступных действий, направленных на ввоз или вывоз наркотиков.

Таким образом, как следует из норм таможенного законодательства, оконченным преступление при ввозе наркотиков нужно считать после фактического пересечения таможенной границы Российской Федерации, а при вывозе наркотиков — после подачи таможенной декларации или совершении иных действий, непосредственно направленных на вывоз.

Однако с указанной точкой зрения согласны не все авторы. Так, например, Ю.И. Сучков пишет, что, «поскольку ст. 188 УК России указывает на перемещение через таможенную границу, то есть с одной стороны границы на другую сторону, пересечение грузом линии таможенной (государственной) границы является обязательным условием для признания контрабанды оконченным преступлением. Действия, совершенные до пересечения грузом линии таможенной границы, являются приготовлением либо покушением на контрабанду и перенесение момента окончания преступления на эти стадии лишает субъекта права на добровольный отказ от доведения преступления до конца. » . Л.Ф. Рогатых считает, что «до заполнения таможенной декларации, в момент ее заполнения могут совершаться действия, квалифицируемые как приготовление к незаконному перемещению; после подачи декларации и принятия ее таможенным органом, в процессе таможенного оформления, все действия, направленные на незаконное перемещение, до момента фактического пересечения таможенной границы, следует квалифицировать как покушение на контрабанду, а после фактического пересечения таможенной границы — как оконченный состав» . В.И. Михайлов и А.В. Федоров полагают, что определение Таможенным кодексом момента, с которого контрабанда считается оконченной, не влияет на квалификацию уголовно наказуемой контрабанды, и следует исходить только из содержания ст. 188 УК России, поэтому предъявление таможенной декларации при вывозе товаров за пределы таможенной территории России может являться лишь уголовно наказуемым покушением на контрабанду . Такого же мнения придерживаются в целом и другие авторы, например А.А. Дранников . Мы же считаем, что, если следовать рекомендациям этих авторов о квалификации контрабанды, при вывозе наркотиков с таможенной территории Российской Федерации оконченным анализируемое преступление будет только лишь тогда, когда наркотики с лицом, их перевозящим, окажутся за границей, поскольку в соответствии с ч. 5 ст. 2 ТК России таможенная граница совпадает с Государственной границей Российской Федерации, за исключением пределов территорий особых экономических зон и находящихся в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию. Тем самым, по мнению вышеназванных ученых, задержанному на территории Российской Федерации перевозчику наркотиков, когда осуществляется их вывоз, инкриминировать оконченное преступление не представляется возможным. Подобная трактовка норм уголовного закона, на наш взгляд, противоречит положениям таможенного законодательства и, как нам представляется, искажает позицию законодателя по данному вопросу, сформированную в ТК России.

Помимо этого, если признавать состав оконченной контрабанды только после фактического перемещения наркотиков через таможенную границу Российской Федерации, то состав преступления, на наш взгляд, может быть вообще не установлен, поскольку у нас не изъят, а следовательно, и не исследован непосредственно сам предмет преступления, т.е. наркотик, который уже оказался за границей. То же самое относится и к контрабанде оружия, культурных ценностей и т.д. (см. ч. 2 ст. 188 УК России), т.е. к тем предметам, которые в силу специфичности своих свойств еще необходимо признавать предметами контрабанды.

Наша позиция по данному вопросу солидаризируется с мнением тех ученых, которые считают, что состав оконченной контрабанды при вывозе наркотиков с таможенной территории Российской Федерации связан с подачей таможенной декларации или иным действием, непосредственно направленным на реализацию намерения вывезти предмет преступления .

Анализ правоприменительной практики показал, что дознаватели, следователи, судьи при квалификации вывоза наркотиков при контрабанде, в своем большинстве придерживаются позиции, высказанной авторами, однако разночтения все же встречаются. Так, например:

  1. 19 ноября 2003 г. гражданка С. следуя на автомашине по автодороге «Орел — Рига» при прохождении таможенного контроля в районе города Рудня скрыла в воротнике куртки 2 флакона с наркотическим средством — ацетилированным опием массой 8,06 грамма. 20 января 2004 г. С. была приговорена к 4 годам 6 мес. лишения свободы условно по ч. 2 ст. 188 и ч. 1 ст. 228 УК России .

Уголовное дело N 1-318/04. Архив Руднянского районного суда Смоленской области.

  1. Гражданка Финляндии Х. 8 ноября 2004 г. с целью выезда из Российской Федерации прибыла на таможенный пост, расположенный в г. Светогорск Выборгского района Ленинградской области, где ею была заполнена таможенная декларация по форме ТД-6, в которой в графе 3.3 она указала об отсутствии у нее при себе наркотических средств. Однако в дальнейшем, при проведении таможенного контроля, сотрудниками таможни была получена оперативная информация, что Х. скрывает при себе в прямой кишке наркотическое средство — героин. В ходе личного досмотра, который был проведен с участием врача-гинеколога, у Х. было обнаружено и изъято из прямой кишки наркотическое средство — героин, массой 4,82 грамма. Содеянное органами предварительного расследования было квалифицировано по ч. 3 ст. 30, ч. 2 ст. 188 и по ч. 1 ст. 30, п. «б» ч. 2 ст. 228.1 УК России .

Уголовное дело N 905003 за 2004 год. Архив СО УФСКН России по СПб и ЛО.

Из приведенного анализа видно, что отсутствие в нормах УК четких законодательных критериев, наличие бланкетных диспозиций, недостаточно устоявшаяся судебная практика делают во многих ситуациях актуальным доктринальное толкование, которое, в частности, по вопросу квалификации контрабанды, достаточно противоречиво. До сих пор этот вопрос остается до конца нерешенным ни в науке, ни в судебной и следственной практике. Полагаем, что назрела необходимость для принятия руководящего постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по данной проблеме.

При этом, на наш взгляд, необходимо обратить внимание еще на то обстоятельство, что в соответствии с ч. 3 ст. 66 УК России срок или размер наказания за покушение на преступление не может превышать трех четвертей максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части. Санкция ч. 2 ст. 188 УК России (а статистика показывает, что в более чем 80% преступлений о контрабанде наркотиков квалификация происходит именно по этой части ст. 188 УК России) предусматривает максимальное наказание в виде семи лет лишения свободы. То есть мы видим, что при покушении на это преступление верхний предел ответственности будет ограничен 7 x 3/4 = 5,25 года. Естественно, что в современных условиях наркоугрозы для нашей страны этот максимальный срок наказания не способен стать действенным барьером для контрабандистов. Анализ приговоров также показывает, что судьи очень редко по делам рассматриваемой категории назначают максимальный срок наказания.

Хотелось бы также остановиться еще на одной актуальной проблеме. Так, в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» под аналогами наркотических средств и психотропных веществ понимаются запрещенные для оборота в Российской Федерации вещества синтетического или естественного происхождения, не включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, химическая структура и свойства которых сходны с химической структурой и со свойствами наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие которых они воспроизводят.

Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 2. Ст. 219.

Как видно из диспозиции рассматриваемой нормы, аналоги наркотических средств и психотропных веществ не являются предметом преступления контрабанды наркотиков. В то же время диспозиции ст. ст. 228 и 228.1 УК России предусматривают уголовную ответственность за незаконные приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку (ст. 228 УК России), а также за незаконное производство, сбыт или пересылку (ст. 228.1 УК России) таких аналогов. В п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2006 г. N 14 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами» предлагается квалифицировать действия лиц, связанные с незаконным перемещением аналогов наркотических средств и психотропных веществ через таможенную границу Российской Федерации по ч. 2 ст. 188 УК России. Однако согласиться с такой позицией трудно. Аналоги наркотических средств и психотропных веществ, по нашему мнению, должны выступать в качестве самостоятельного предмета преступления, что обязательно должно быть указано в диспозиции ч. 2 ст. 188 УК России. Поэтому в данном случае мы присоединяемся к высказанному М.А. Любавиной мнению о необходимости «внести изменения в ч. 2 ст. 188 УК России, установив во второй части ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу Российской Федерации аналогов наркотических средств и аналогов психотропных веществ» .

Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2006. N 8.
Любавина М.А. Совершенствование уголовного законодательства о противодействии незаконному обороту наркотиков // Материалы всероссийской научно-практической конференции «Контроль за оборотом наркотиков и предупреждение преступности в России». В 5 частях. Ч. 1. СПб., 2005. С. 73.

Статья написана по материалам сайтов: mylektsii.ru, cyberleninka.ru, wiselawyer.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector