+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Контрабанда наркотиков — ст 229-1 УК РФ, ответственность

Квалифицированными составами преступления, предусмотренного ст. 229.1 ч. 2 УК РФ являются:

– совершение деяния группой лиц по предварительному сговору;

– должностным лицом с использованием своего служебного положения (в данном случае речь идет о специальном субъекте, признаки которого определены в ст. 285 УК);

– в отношении наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, в значительном размере, который определяется Правительством РФ.

Два первых из них имеют то же содержание, что и в других составах преступлений, где они используются для дифференциации ответственности.

Часть 3 ст. 229.1 УК РФ предусматривает особо квалифицирующий признак – совершение данных действий в отношении наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, в крупном размере.

Часть 4 ст. 229.1 УК РФ предусматривает три особо квалифицирующих признака:

– совершение контрабанды организованной группой (см. комментарий к ч. 3 ст. 35 УК РФ);

– в отношении наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, в особо крупном размере;

– с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль.

Значительный размер (ч. 2, п. «в» ст. 229.1 УК РФ), крупный размер (ч. 3 ст. 229.1 УК РФ) и особо крупный размер (п. «б» ч. 4 ст. 229.1 УК РФ) указанных средств и веществ, растений или их частей, прекурсоров утверждается Правительством РФ.

Организованная группа (ч. 4, п. «а» ст. 229.1 УК РФ) понимается так же, как и в ст. 226.1 УК РФ, проанализированная в предыдущей глав дипломной работы.

Применение насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль (п. «в» ч. 4 ст. 229.1 УК РФ), охватывает побои и причинение любой тяжести вреда здоровью.

По сравнению с ранее действовавшей ст. 188 УК РФ, в ст. 229.1 УК РФ появились новые квалифицирующие признаки преступления, это: совершение незаконного перемещения группой лиц по предварительному сговору, в значительном, крупном и особо крупном размере.

Кроме того, если раньше ст. 188 УК РФ предусматривала такой квалифицирующий признак, как совершение контрабанды с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль, то ст. 229.1 УК РФ, помимо насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль, предусматривает в качестве квалифицирующего признака и насилие к лицу, осуществляющему пограничный контроль.

При этом, если за контрабанду, связанную с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль, по ст. 188 УК РФ предусматривалось наказание в виде лишения свободы на срок от пяти до десяти лет, то за контрабанду, совершенную с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, по ст. 229.1 УК РФ установлено наказание в виде лишения свободы от пятнадцати до двадцати лет.[59]

Если за контрабанду, совершенную организованной группой, ст. 188 УК РФ устанавливала наказание в виде лишения свободы на срок от семи до двенадцати лет, то ст. 229.1 УК РФ уже устанавливает наказание в виде лишения свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет.

Эти обстоятельства необходимо учитывать при решении вопросов об обратной силе закона и выборе статей для квалификации содеянного.

В 2011 г. многие уголовные дела были переквалифицированы на ст. 229.1 УК РФ, связано это с тем, что расследование этих дел ведется, а по некоторым уже даже завершено, и судами вынесены приговоры. Например, 18 сентября 2011 в аэропорту «Домодедово» после прибытия рейса № 645 сообщением «Худжад (Таджикистан) – Москва» при прохождении таможенного контроля по подозрению в перевозке наркотических средств был задержан гражданин Республики Таджикистан Зиёев М.А.[60]

В ГКБ №7 Москвы после проведения медицинских процедур и динамического наблюдения из его желудочно-кишечного тракта было извлечено 124 контейнера с героином, общей массой 728,26 грамма. Уголовное дело было возбуждено по статье 188 УК РФ «Контрабанда», а в дальнейшем, после принятия ФЗ № 420 после 8 декабря, переквалифицировано на ст. 229.1 УК РФ. 15 февраля 2012 года приговором Домодедовского городского суда Московской области Зиёев М.А. был признан виновным и приговорен к 11 годам лишения свободы с отбытием наказания в колонии строгого режима.

Ст. 229.1 УК РФ позволяет привлекать к ответственности лиц, совершивших контрабандное перемещение наркотических средств и психотропных через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС на любом участке этой границы, подтверждает и ратифицированный Российской Федерацией Договор об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и государств–членов Таможенного союза.

Сложности при решении вопроса о привлечении к уголовной ответственности за контрабанду могут возникнуть и в связи с тем, что в уголовных кодексах РФ, Республики Беларусь и Республики Казахстан по-разному сформулированы диспозиции статей, предусматривающих ответственность за контрабанду.[61]

Так, ст. 228 «Контрабанда» Уголовного кодекса Республики Беларусь в действующей на данный момент редакции устанавливает ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу Республики Беларусь (а не через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС) товаров и ценностей, запрещенных или ограниченных к перемещению.[62]

В Уголовном кодексе Республики Казахстан ответственность за контрабанду предусматривается двумя статьями – 209 «Экономическая контрабанда» и 250 «Контрабанда изъятых из обращения предметов или предметов, обращение которых ограничено». При этом ст. 250 предусматривает ответственность за незаконное перемещение «через таможенную границу Таможенного союза и (или) Государственную границу Республики Казахстан».

Учитывая, что Белоруссия, Казахстан и Россия имеют единое (общее) таможенное пространство и общую таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, представляется необходимым единообразно сформулировать понятие контрабанды в национальных уголовных кодексах этих трех государств.

Существенное влияние на тенденцию развития российского уголовного законодательства оказывают международные отношения. Именно международными договорами обусловлено появление новых уголовно-правовых форм борьбы с контрабандой в условиях ликвидации таможенного контроля на российско-белорусской и российско-казахстанской границах.

Одним из наиболее важных вопросов квалификации контрабанды по ст. 229.1 УК РФ является вопрос о моменте ее окончания.[63]

Момент окончания рассматриваемого посягательства, имеет свои особенности при осуществлении контрабанды.

Так, согласно ст. 229.1 УК РФ преступления следует считать оконченным с момента фактического перемещения указанных предметов линии таможенной границы любыми способами, перечисленных в п. 19, ч. 1 ст. 4 ТК ТС, с помощью которых достигается введение или выведение предметов преступления из-под таможенного контроля.

Поскольку данная норма указывает на перемещение через таможенную границу, то есть с одной стороны границы на другую сторону, пересечение груза линии таможенной (государственной) границы является обязательным условием для признания контрабанды оконченным преступлением. Действия, совершенные до пересечения предметов линии таможенной границы, являются приготовлением либо покушением на контрабанду и перенесение момента окончания преступления на эту стадию лишает субъекта права на добровольный отказ от доведения преступления до конца.

До заполнения таможенной декларации, или в момент ее заполнения могут совершаться действия, квалифицируемые как приготовление к незаконному перемещению, следовательно после подачи декларации и принятия ее таможенными органами в процессе таможенного оформления все действия, направленные на незаконное перемещение, до момента фактического пересечения таможенной границы, следует квалифицировать как покушение на контрабанду, а после фактического пересечения таможенной границы – как оконченный состав.[64]

Обобщая вышеизложенное, можно констатировать тот факт, что контрабанда при ввозе и вывозе наркотических средствах, психотропных веществ или иных предметов, указанных в ст. 229.1. УК РФ, является оконченным лишь тогда, когда данные предметы окажутся уже за пределами, указанных в диспозиции мест пересечения границы.

Поэтому, в связи с тем, что пределы таможенной территории согласно ТК ТС совпадают с таможенной границей таможенного союза, любое перемещение указанных предметов через обозначенные границы должно квалифицироваться как оконченное преступление.

Как известно, п. «б» ч. 2 ст. 229.1 УК РФ указывает на деяние, совершенное должностным лицом с использованием своего служебного положения, и следует согласиться с мнением тех авторов, которые предлагают перенести данный квалифицирующий признак из ч. 2 ст. 229.1 УК РФ в ч. 3 данной нормы ввиду повышенной общественной опасности контрабанды наркотических средств с участием этих лиц.

Достаточно спорным является позиция отдельных авторов, предлагающих дополнить особо квалифицирующий признак, указанный в п. «а» ч. 4 ст. 229.1 УК РФ «организованной группой», альтернативным признаком – «или в ее интересах», мотивируя это тем, что организаторы преступных групп часто прибегают к помощи работников таможни или пограничников. В таких случаях, по их мнению, эти лица относятся к должностным и могут нести ответственность по части 4 ст. 229.1 УК РФ. Думается, что введение в анализируемую часть рассматриваемой нормы такого признака позволит правоприменителю достаточно расширительно толковать понятие «интересы организованной группы».[65]

Как известно, в п. «в» ч. 4 ст. 229.1 УК РФ законодатель указывает на исключительный признак: «с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль». Заметим, что в юридической литературе встречается различные суждения относительно рассматриваемого признака.

Некоторые авторы считают, что насилие, предусмотренное в данной норме охватывает только такие действия, как: физическое сопротивление, нанесение ударов, причинение ссадин, синяков, при условии, что они не причиняют вреда, вызывающего кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности.

Если же потерпевшему причиняется легкий вред здоровью, то деяния требуется квалифицировать по совокупности посягательств – п. «в» ч. 4 ст. 229.1 и ст. 115 УК РФ. Поэтому, достаточно спорным является суждение тех авторов, которые под применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль, понимают любое физическое или психическое насилие независимо от того, повлекло оно причинение вреда здоровью потерпевшего или нет.

В свою очередь, следует согласиться с позицией О.Г. Степановой о целесообразности дополнения п. «в» ч. 4 ст. 229.1 УК РФ «с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль», таким альтернативным признаком как: «либо угрозой его применения», так как психологическое насилие является не менее действительным способом воздействия на потерпевшего и как показала практика применяется гораздо чаще, чем физическое насилие.[66]

Касаясь особенностей совершенствования предупреждения контрабанды наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, по мнению современных ученых-юристов, усиление взаимодействия российского государства и общества в сфере борьбы с данным социально негативным явлением требует реального создания таких механизмов как:

– проведения общественных экспертиз целевых антинаркотических программ и нормативно-правовых актов, затрагивающих вопросы противодействие незаконному обороту наркотических средств, в том числе, вопросы касающихся контрабандного перемещения предметов контрабанды, предусмотренных ст. 229.1 УК РФ;

– формирования правовой культуры гражданского общества и включение его ресурсов и институтов в социальное развитие регионов, особенно таких регионов, которые граничат с сопредельными государствами;

– изучения международной антинаркотической практики по борьбе с контрабандой наркотиков и возможностей ее применение в российском обществе;

– обучения специалистов и должностных лиц, профессионально занимающихся противодействием контрабанды наркотических средств и психотропных веществ (особенно работников таможенных органов) с целью повышения их квалификации, а также перспективной подготовки кадров по предотвращению незаконного оборота указанных веществ в обществе.[67]

Вывод по третьей главе дипломной работы.

Предметом преступления, предусмотренного ст. 229.1 УК РФ могут являться: наркотические средства, психотропные вещества, их прекурсоры или аналоги, растения, содержащие наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их части, содержащие наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструменты или оборудование, находящиеся под специальным контролем и используемые для изготовления наркотических средств или психотропных веществ.

Видовым объектом уголовно наказуемого деяния являются общественная безопасность и общественный порядок. Непосредственным объектом указанного деликта являются общественная безопасность, здоровье населения и общественная нравственность. В определенных случаях характерным является дополнительный объект – жизнь и здоровье человека.

Субъектом данного преступления может являться только физическое лицо, достигшее возраста 16 лет. Оно должно, как минимум, частично являться вменяемым в момент совершения преступления.

Субъективная сторона данного преступления может быть охарактеризована прямым умыслом.

Активизация действий государственных органов во всех уровнях, в сочетании с реальной поддержкой гражданского общества составляет то рациональное, содержательное начало, которое крайне необходимо для решения проблем не только контрабандного перемещения наркосодержащих веществ, но и проблем наркомании населения в российском обществе.

В зависимости от цели незаконного перемещения наркотиков через таможенную или государственную границу, фактически повышается или понижается общественная опасность деяния. Например, совершение рассматриваемого преступления без цели последующего сбыта, равно как и незаконное приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотиков без цели сбыта, преступление менее тяжкое, относительно контрабанды наркотиков совершенной с целью последующего сбыта.

Это интересно:  Срок давности по экономическим преступлениям в России

[1] УК РФ. Ст. 226.1.

[4] Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации : научно-практический (постатейный) / под ред. С.В. Дьякова, Н.Г. Кадникова. М. : Юриспруденция, 2013. С. 259.

[6] Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации : научно-практический (постатейный) / под ред. С.В. Дьякова, Н.Г. Кадникова. М. : Юриспруденция, 2013. С. 268.

[10] Бриллиантов, А.В. Комментарии к Уголовному кодексу РФ в 2 т. (постатейный). М. : Проспект, 2015. С. 411.

[11] ФЗ от 19.07.1998 № 114-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» // Российская газета. 1998. № 138. Ст. 1.

[12] Лебедев, В.М. Комментарий к Уголовному кодексу РФ (постатейный). М. : Юрайт, 2013. С. 302.

[13] ФЗ от 13.12.1996 № 150-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об оружии» // Российская газета. 1996. № 241. Ст. 1.

[16] ФЗ от 13.12.1996 № 150-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об оружии» // Российская газета. 1996. № 241. Ст. 1.

[21] Сухаренко, А.Н. Законодательное обеспечение борьбы с контрабандой стратегически важных товаров и ресурсов // Юридический мир. 2012. № 11. С. 10.

[22] Боровиков, В.Б. Указ. соч. С. 369.

[23] Уголовный Кодекс РФ. По состоянию на 15 октября 2014 года. С комментариями к последним изменениям. М. : Эксмо, 2014. С. 201.

[24] ТК ТС. Ст. 4, п. 1, подп. 19.

[25] Подройкина, И.А. Уголовное право. Особенная часть. Практикум. М. : Юрайт, 2015. С. 309.

[26] Подройкина, И.А. Указ. соч. С. 311.

[27] ТК ТС. Ст. 2, п. 1.

[29] Журавлев, М.П. Уголовное право России. Части общая и особенная. М. : Проспект, 2014. С. 459.

[30] Там же. С. 464.

[31] Грачева, Ю.В. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть. Практикум. М. : Проспект, 2014. С. 117.

[32] Там же. С. 119.

[33] Грачева, Ю.В. Указ. соч. С. 126.

[34] Сверчков, В.В. Уголовное право. Особенная часть. Краткий курс лекций. М. : Юрайт, 2014. С. 192.

[35] Там же. С. 194.

[36] Шошин, С.В. Указ. соч. С. 23.

[37] Новоселов, Г.П. Уголовное право. Особенная часть. М. : Юрайт, 2013. С. 456.

[38] Там же. С. 461.

[39] Грачева, Ю.В. Указ. соч. С. 207.

[40] Грачева, Ю.В. Указ. соч. С. 210.

[41] Там же. С. 214.

[42] Лебедев, В.М. Указ. соч. С. 419.

[43] Лебедев, В.М. Указ. соч. С. 423.

[44] УК РФ. Ст. 35, ч. 3.

[45] Комментарий к Уголовному Кодексу Российской Федерации / под ред. О.Е. Кутафина. М. : Проспект, 2015. С. 507.

[46] Кромова, А.Я. Контрабанда наркотиков. М. : Проспект, 2014. С. 12.

[47] Степанова, О.Г. Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры: уголовно-правовое и криминологическое исследование. Челябинск, 2012. С. 77.

[48] Мурашов, Н.Ф. Указ. соч. С. 22.

[50] ФЗ от 08.01.1998 № 3-ФЗ (ред. от 03.02.2015) «О наркотических средствах и психотропных веществах». Ст. 1.

[53] ФЗ от 08.01.1998 № 3-ФЗ (ред. от 03.02.2015) «О наркотических средствах и психотропных веществах». Ст. 1.

[54] Федоров, А.В. Определение аналогов наркотических средств и психотропных веществ для целей уголовного законодательства // Наркоконтроль. 2012. № 3. С. 15.

[55] Кромова, А.Я. Указ. соч. С. 127.

[56] Новоселов, Г.П. Указ. соч. С. 602.

[57] Там же. Ст. 604.

[58] Новоселов, Г.П. Указ. соч. Ст. 611.

[59] Гарбатович, Д.А.Эффективность уголовных наказаний в отношении наркопреступности // Наркоконтроль. 2013. № 4. С. 11.

[60] Там же. Ст. 12.

[61] Капинус, О.С. Указ. соч. С. 83.

[62] Там же. Ст. 84.

[63] Шошин, С.В. Указ. соч. С. 23.

[64] Федоров, А.В. Изменения в законодательстве об ответственности за контрабанду наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ // Наркоконтроль. 2012. № 1. С. 5.

[65] Капинус, О.С. Указ. соч. С. 84.

[66] Степанова, О.Г. Указ. соч. С. 18.

[67] Карпов, Я.С. Указ. соч. С. 27.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Контрабанда наркотиков — ст 229-1 УК РФ, ответственность

Институционализация понятия предмета преступного посягательства по ст. 229.1 УК РФ

Как указывалось нами выше, после последних изменений в уголовном законе, осталось три состава преступления предусматривающие ответственность за контрабанду: ст.ст. 200.1, 226.1, 229.1 УК РФ.

Определим понятия предметов преступления по ст. 229.1 УК РФ.

Наркотические средства, психотропные вещества, прекурсоры, инструменты и оборудование находящиеся под специальным контролем не определены в Уголовном кодексе Российской Федерации как таковые. Все понятия, связанные с родовым определением наркотические средства, психотропные вещества, прекурсоры, содержатся в Федеральном Законе «О наркотических средствах и психотропных веществах» № 3-ФЗ от 8 января 1998 года в статье 1 Основные понятия.

В данной статье дается понятийный аппарат, соответствующий терминологии международного права, что способствует единообразному толкованию основных терминов, используемых в сфере оборота наркотических средств психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности.

Под наркотическими средствами законодатель предписывает понимать вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 г. № 681. В данном Перечне содержатся 4 Списка. Они образованы в соответствии с Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года, Конвенцией о психотропных веществах от 21 февраля 1971 года, Конвенцией о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 20 декабря 1988 года и другими международными правовыми актами.

Согласно указанному Перечню наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в Списки 1 и 2 вошли около 200 различных наркотических средств. Ими являются вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения.

Наркотические средства можно разделить на три группы. Первая, наиболее распространенная, группа — это наркотические средства растительного происхождения, вторая группа — синтетические наркотики и, наконец, третья группа — полусинтетические наркотические средства. Следует отметить, что подобное деление довольно условно, так как многие наркотические средства растительного происхождения (например, морфин, кодеин, кокаин) можно получить химическим путем.

Наркотики растительного происхождения, в свою очередь, можно разделить на несколько групп:

— наркотические средства, получаемые из конопли (канабис);

— наркотические средства, получаемые из мака;

— псилоцибин и псилоцин.

Из конопли (канабис) получают три наркотических средства: марихуану, гашиш и гашишное масло.

Марихуана — приготовленная смесь высушенных или не высушенных верхушек с листьями и остатками стебля, цветами или плодами, любых сортов конопли (канабис), а также измельченные, просеянные верхушечные части конопли, без центрального стебля.

Гашиш — специально приготовленная смесь отделенной смолы, пыльцы растения конопли (каннабис) или смесь, приготовленная путем обработки (измельчения, прессования и т.д.) верхушек растения конопли с разными наполнителями, спрессованные в какую-либо форму, независимо от того, какая форма была придана смеси — брикеты, таблетки, пилюли, прессованные плитки, пасты и др.

Гашишное масло — наркотическое средство, получаемое из растения любых видов и сортов конопли путем извлечения (экстракции) различными растворителями или жирами (например, нагреванием с растительными маслами, кипячением с молоком); экстракты и настой канабиса. Может встречаться в виде раствора или вязкой массы от светло-зеленого до темно-коричневого цвета.

Из мака получают очень распространенные наркотические средства растительного происхождения. К ним относятся: маковая солома, опий, экстракт маковой соломы (экстракционный опий), омнопон, морфин, кодеин, тебаин. Морфин применяется в медицине в качестве обезболивающего средства, кодеин — для успокоения кашля, а в сочетании с другими анальгетиками — против головной боли. Тебаин — яд судорожного действия и напрямую в качестве наркотика не используется. Однако из тебаина легко получить другие наркотики — производные оксикодона.

Маковая солома — все части (как целые, так и измельченные, как высушенные, так и не высушенные, за исключением зрелых семян) любого сорта мака, собранного любым способом, содержащие наркотически активные алкалоиды группы опия (морфин, кодеин, тебаин).

Опий — свернувшийся сок опийного или масличного мака. Опий имеет вид вязкого, мазеобразного вещества твердых кусков, комков, брикетов коричневого цвета, свежий опий похож на пластилин и легко мнется, имеет характерный запах.

Экстракт маковой соломы (экстракционный опий) — средство, получаемое из маковой соломы любым способом, путем извлечения (экстракции) наркотически активных алкалоидов водой или органическими растворителями; может встречаться в виде жидкого, смолообразного или твердого состояния, цвет обычно от светло- до темно-коричневого.

Омнопон — это очищенный от балластных веществ опий. Содержит в своем составе морфин, кодеин и тебаин.

Морфин и кодеин получают экстракцией маковой соломы с последующей очисткой, либо из опия также его очисткой, однако эти наркотики можно получить и синтетическим путем.

Кокаин — содержится в листьях куста коки, родиной которого является Южная Америка. Обычно кокаин — это порошок белого цвета. Употребляют его, вдыхая носом. Одно из самых распространенных на земле наркотических средств. Кокаин обладает стимулирующим действием на организм и вызывает психическую зависимость.

Крэк — это кокаин-основание, приготовленное особым способом из кокаиновой пасты, он грязнее кокаина гидрохлорида и поэтому стоит дешевле. Представляет собой твердое вещество, ломающееся, с характерным звуком «крэк», от чего и произошло название этого наркотического средства.

Мескалин — основной алкалоид мексиканского кактуса Lophophora Williamsii. Обладает галлюциногенным действием. У нас встречается редко. Мескалин в виде основания — маслянистая жидкость, в виде соли — белый кристаллический порошок.

Псилоцибин и псилоцин — довольно распространенные на Западе наркотики, содержатся в грибах Psilocyba.

Полусинтетические наркотики — это героин и ацетилированный опий.

Героин (диацетилморфин) получают ацетилированием морфина. Для ацетилирования используют чаще всего уксусный ангидрид.

Ацетилированный опий также получают ацетилированием, но не морфина, а экстракционного опия или опия.

Синтетические наркотики — это наркотики, которые в природе не встречаются. Их получают химическим путем. Имеется большое количество этих наркотиков. К этим наркотическим средствам относятся, например, такие широко распространенные в России наркотические средства, как эфедрон, первитин, амфетамин, промедол, бупренорфин, фентанил, 3-метилфентанил, а также часто употребляемые на западе наркотики — фенциклидин, метадон, LSD, ДОМ, ДОБ, МДА, ТМА, ТММА.

Среди синтетических наркотиков в России наибольшее распространение получили эфедрон, первитин, дезоморфин и некоторые другие.

В Списки 1, 2 и 3 Перечня Правительство РФ внесло психотропные вещества синтетического или естественного происхождения, препаратов, природных материалов. Ими являются вещества, способные вызывать патологическое привыкание, оказывать стимулирующие или депрессивное воздействие на центральную нервную систему, вызывать галлюцинации или нарушения моторной функции мышления, поведения, восприятия действительности, менять настроение.

Психотропными и сильнодействующими веществами, обладающими успокаивающим (транквилизирующим) действием, являются бензодиазепины. Широко используются в качестве лекарственных средств. Обладают большей широтой терапевтического действия, чем барбитураты, создают меньшую опасность острого отравления. Имеют меньший риск развития лекарственной зависимости.

При производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ используются определенные вещества, которые определяются как прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ (далее — прекурсоры). В существующем Перечне помимо юридического признака дается качественный критерий таких веществ, как прекурсоры. Он заключается в частоте использования подобных веществ, что придает социальную значимость их применению. В международных документах прекурсоры присутствуют косвенно при определении понятия «изготовление». Это свидетельствует о том, что все процессы, при помощи которых могут быть получены наркотические средства, в том числе рафинирование, а также превращение наркотических средств в другие наркотические средства, требуют специальных материалов. Они поставлены под особый контроль в соответствии со Списком 4 Перечня, утвержденного Правительством.

Это интересно:  Уголовная ответственность за нарушение неприкосновенности жилища

Понятие «аналоги наркотических средств и психотропных веществ» для российского законодательства является довольно новым. В международных документах такого определения не существует. Аналогами наркотических средств и психотропных веществ являются вещества синтетического или естественного происхождения, запрещенные для оборота в РОССИИ, не включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в России. Химическая структура и свойства таких веществ сходны с химической структурой и со свойствами наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие которых они воспроизводят. Появление наркотиков-аналогов обусловлено желанием вывести продукт из-под правового контроля посредством изменения химического состава исходного препарата.

Отнесение вещества к числу аналогов возможно только на основе экспертного заключения. Для отнесения какого-либо объекта к одной из названных групп либо их аналогам экспертное заключение должно быть получено в соответствии с методиками Постоянного комитета по контролю наркотиков. Однако для определения многих веществ такие методики не разработаны. Специалистам окажет большую помощь разработка определенного перечня аналогов и наличие способов их идентификации, это в значительной мере облегчит практическую реализацию норм уголовного и административного законодательства. Вместе с тем не исключено то, что ряд аналогов со временем может быть включен в Перечень. Это поможет повысить контроль за наркотическими средствами и психотропными веществами.

Наркосодержащие растения (растения, содержащие наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры) — это растения, из которых могут быть получены наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры. Указанные растения включены в особый Перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2010 г. № 934.

Нормами п. 4 статьи 8 ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» закреплено положение, в соответствии с которым Правительство РФ устанавливает перечень инструментов, оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств, психотропных веществ (инструменты или оборудование), а также правила их разработки, производства, изготовления, хранения, перевозки, пересылки, отпуска, реализации, распределения, приобретения, использования, ввоза на территорию Российской Федерации, вывоза с территории Российской Федерации, уничтожения.

В целях реализации указанных норм Правительством РФ было принято Постановление от 22 марта 2001 г. № 221, утвердившее:

— Перечень инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств, психотропных веществ;

— Правила разработки, производства, изготовления, хранения, перевозки, пересылки, отпуска, реализации, распределения, приобретения, использования, ввоза в Российскую Федерацию, вывоза из Российской Федерации, уничтожения инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств, психотропных веществ.

На основе анализа исторического аспекта развития отечественного уголовного законодательства об ответственности за контрабанду наркотиков, возможно сделать вывод о том, что этот процесс целесообразно разбить на три этапа:

Первый этап сложился к моменту принятия УК РСФСР 1926 года и продолжался до принятия УК РСФСР 1960 года. На этом этапе уголовный закон о контрабанде располагался в разделе «Иные преступления против порядка управления» и не был акцентирован на активную борьбу с контрабандой наркотиков (ст. 83 УК РСФСР 1926 г.).

Второй этап существовал в период действия УК РСФСР 1960 г., где состав контрабанды наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов помещался в разделе: «Иные государственные преступления», и наказание по ч.2 ст. 78 УК определялось от 5 до 12 лет лишения свободы с конфискацией имущества. Этот этап продолжился и после принятия нового УК РФ 1996 года, лишь с определением данного состава в главе, содержащей составы преступлений, имеющих экономическую направленность (ч. 2 ст. 188 УК РФ). Здесь по-прежнему максимальное наказание за это преступление не превышало двенадцати лет.

Третиё этап можно датировать декабрем 2007 г., когда началось усиление уголовной ответственности за контрабанду наркотиков путем включения в число предметов этого преступления инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ. В мае 2010 г. в число предметов контрабанды внесены также растения либо их части, содержащие наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры. В декабре 2011 г. данное преступление определено в специальный состав (ст. 229.1 УК), предусматривающий значительное увеличение наказания.

Предметом преступления по ст. 229.1 УК РФ, являются: наркотические средства, психотропные вещества, их прекурсоры или аналоги, растения либо их части, содержащие наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, Конкретизированный (поименный) перечень этих предметов утвержден специальным постановлением Правительства и является исчерпывающим.

Контрабанда психотропных и наркотических веществ

Согласно неофициальной статистике, прибыльность контрабанды наркотических и психотропных веществ составляет 1000%, а в последние 5 лет на Россию стабильно приходится свыше 20% поставок опиума и героина. Получается, что в криминальной сфере перевозки наркотиков задействовано огромное количество людей. Для предотвращения их деятельности работают масштабные силовые структуры. Попробуем разобраться в основных понятиях контрабанды и мерах ответственности за такое преступление.

Понятие контрабанды

Под контрабандой понимается провозка через таможенную границу государства товаров и ценностей, которые скрываются от таможенной службы или декларируются заведомо неправильно — с некорректными документами или с недостоверным декларированием. В случае с наркотиками и психотропными веществами преступление считается совершившимся в том случае, если груз пересек границу. При этом его «локализация» значения не имеет — запрещенные вещества могут транспортироваться в багаже, самодельных тайниках или непосредственно внутри организма перевозчика.

Пересечение границы запрещенным грузом составляет формальную основу правонарушения, но для того чтобы признать человека виновным необходимо доказать наличие умысла. Т.е. понести уголовную ответственность за контрабанду наркотиков человек может только в том случае, если он был осведомлен о том, что конкретный груз запрещен в России, и перевозил его с прямым умыслом. Это и должна доказать сторона обвинения в процессе судебных разбирательств.

Список препаратов, свободный оборот которых запрещен

Состав преступления и меры ответственности за него изложены в статье 229.1УК РФ. Она распространяется на наркотические средства, психотропные вещества и прекурсоры, свободный оборот которых либо запрещен, либо находится под строгим государственным контролем. Их полный список представлен в Постановлении Правительства №681 . Этот перечень разделен на 4 части:

  • наркотики, психотропы и прекурсоры, которые не могут быть в свободном обороте — гашиш, героин, каннабис, кокаин, мескалин, МДМА, амфетамин, лизергиновая кислота, опий и др.;
  • наркотические и психотропные вещества, в отношении которых установлены меры контроля, соответствующие международным документам РФ и законам России — кодеин, кокаин, морфин, кетамин и др.;
  • психотропные вещества, оборот которых ограничен, но в отношении которых возможен исключение некоторых мер контроля — аминорекс, буторфанол, диазепам, тарен и др.;
  • прекурсоры, в отношении которых установлены особые и общие меры контроля — метилакрилат, диэтиловый эфир, серная, уксусная, соляная кислота и др.

Контрабанда наркотиков

Наркотические вещества имеют природное или синтетическое происхождение, оказывают специфическое воздействие на ЦНС — создают галлюцинации, угнетают, возбуждают стимулируют и др. Некоторые препараты этой группы используются в медицинских целях и могут выписываться больным по индивидуальным рецептам, поэтому их оборот допускается, но находится под строжайшим контролем. В отдельную подгруппу вынесены средства, производство, применение на людях и оборот которых полностью запрещены.

Контрабанда психотропных веществ

Психотропные вещества оказывают воздействие на нервную систему, меняя психическое состояние человека, в частности — через изменение обменных процессов. К этой категории относятся наркотики, меикаменты, например, нейротропные лекарства, используемые в психиатрии, а также «разрешенные» вещества — никотин, кофеин, алкоголь. Средства, которые относятся к статье о контрабанде наркотиков, также приведены в списке запрещенных Постановлением Правительства №681.

Прекурсоры и аналоги

Контрабандой считается перевозка не только непосредственно запрещенных препаратов, но также прекурсоров (вспомогательных веществ для производства наркотиков), аналогов и растений, из которых добывается препарат в чистом виде или его составляющие. В общем виде классификация наркотических средств и психотропных веществ, перевозка которых может быть поводом для обвинения по статье 229.1 УК РФ, выглядит следующим образом:

Контрабанда наркотиков: статья УК РФ, расследование, ответственность

Состав преступления и меры ответственности определяются статьей УК РФ 229.1. Злодеяние считается совершившимся, если товар пересек границу, тогда преступление автоматически становится формальным. Если преступные действия были остановлены до пересечения границы, злодеяние считается находящимся в стадии свершения. Ответственность за него будет другой по сравнению с совершившимся.

Способ перевозки значения не имеет, т.е. неважно, в чем перевозились наркотики — в каком-то предмете, в багаже, внутри других грузов либо организмов животных и людей. К ответственности за такое преступление привлекаются лица старше 16 лет. Примечательно, что привлечение к ответственности лиц, подозреваемых в контрабанде наркотиков, — крайне сложный и трудоемкий процесс. Так, в перевозке наркотиков и психотропных веществ могут участвовать иностранные граждане, дети, пожилые и тяжелобольные люди. Нередко следствию удается разоблачить только исполнителей начального звена, которые непосредственно везли груз, в то время как организаторы и посредники остаются неизвестными и безнаказанными. Именно поэтому расследование должны вести специалисты высокого класса, компетентные в разных областях права, в том числе и международного.

Расследовать дела, связанные с контрабандой наркотиков и психотропных веществ, имеют право сотрудники:

  • государственной структуры, впервые обнаружившие преступления и осуществляющие предварительные следствия мероприятия;
  • Федеральной службы безопасности;
  • Министерства внутренних дел;
  • учреждений, непосредственно контролирующих оборот наркотиков.

Службу, уполномоченную вести следствие, назначает прокуратура. К специфическим мероприятиям привлекаются квалифицированные эксперты.

Ответственность

Статьей УК РФ 229.1 для каждой степени тяжести злодеяния, размеров перевозимой партии, состава участников предусмотрена и их действий предусмотрена градация карательных мер и система дополнительных штрафов, минимально — до миллиона рублей, максимально — до зарплаты осужденного или иного его дохода в течение 5 лет (не более). Размеры партий дифференцируются в соответствии с Постановлением Правительства РФ №1002 от 1 октября 2012 года. Редакция от января 2017 года уже представлена в свободном доступе.

  • Незаконное перемещение наркотиков, психотропных средств, прекурсоров, растений, содержащих запрещенные препараты, инструментов для их производства — лишение свободы на 3-7 лет или ограничение свободы на до 1 года либо отсутствие подобного наказания.
  • Контрабанда, совершенная группой лиц или должностным лицом, использовавшим служебные полномочия, либо перевоза значительного объема запрещенного груза — лишение свободы на 5-10 лет или ограничение свободы на срок до 1,5 лет;
  • Контрабанда в крупном размере — лишение свободы на 10-20 лет или ограничение свободы на срок до 2 лет.
  • Контрабанда, совершенная группой лиц по предварительному сговору, крупного размера или с насильственными действиями в отношении лица, работающего на таможне или осуществляющего контроль, — лишение свободы на 15-20 лет, пожизненное заключение или ограничение свободы на срок до 2 лет.

Сложность с расследованием дел, связанных с контрабандой наркотиков, и наказанием виновных заключается в многообразии и постоянном совершенствовании способов проведения через границу запрещенных препаратов. Более того, жертвами контрабандистов нередко становятся невинные люди, которые по незнанию или стечению обстоятельств оказываются «перевозчиками». Именно поэтому следственные действия и дальнейшие разбирательства должны строиться на презумпции невиновности и максимально тщательном изучении обстоятельств дела.

Уголовная ответственность за контрабанду наркотиков (сравнительно-правовой анализ законодательства Российской Федерации и Кыргызской Республики)

Рубрика: 17. Уголовное право и процесс

Дата публикации: 29.09.2016

Статья просмотрена: 512 раз

Библиографическое описание:

В статье рассмотрены особенности регламентации уголовной ответственности за контрабанду наркотических средств и психотропных веществ в уголовном законодательстве Кыргызской Республики. Проведен сравнительно-правовой анализ подходов законодателей Российской Федерации и Кыргызской Республики к этой проблеме.

Ключевые слова: Таможенный союз, Кыргызская Республика, контрабанда, наркотические средства, психотропные вещества, дифференциации уголовной ответственности, квалифицированные составы, наказание

На территориях стран Республики Армении, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации, продолжается вестись интеграционная деятельность по формированию Евроазиатского экономического союза. В рамках этой деятельности каждая страна — член ТС (ЕАЭС), подписав Договор от 03.07.2010 г., взяла на себя обязательства защищать интересы не только своего государства, но и интересы иных стран — участниц ТС (ЕАЭС).

Для исполнения данных обязательств, в том числе должна быть проведена унификация уголовного законодательства стран — члена ТС (ЕАЭС) в области контрабанды наркотических средств и психотропных веществ.

В связи с чем приобретает актуальность проведения сравнительно-правового исследования действующего законодательства в области противодействия контрабанде наркотиков каждого члена ЕАЭС.

Это интересно:  НДС повысят до 20%: как это отразится на обычных людях?

Предметом настоящей статьи стало уголовное законодательство Российской Федерации и Кыргызской Республики, закрепляющее уголовную ответственность за контрабанду наркотиков.

В Уголовном кодексе Кыргызской Республики уголовная ответственность за контрабанду наркотиков предусмотрена в ст. 204. Контрабанда наркотиков по родовому признаку отнесена к преступлениям экономического характера (глава 22).

Регламентация уголовной ответственности за контрабанду наркотиков законодателем Киргизии была осуществлена в соответствии с Модельным Уголовным кодексом стран СНГ. Конструкция ст. 204 УК КР (частями 2, 3 и 4 которой предусматривается ответственность за контрабанду наркотических средств и психотропных веществ) аналогична ранее действовавшей ст. 188 Уголовного кодекса Российской Федерации 1996 г. Суть данного вида контрабанды заключается в перемещении через таможенную границу Таможенного союза наркотических средств и психотропных веществ, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу ТС, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженном с недекларированием или недостоверным декларированием.

Можно обратить внимание, что в Уголовном кодексе КР не предусмотрено уголовной ответственности за незаконное перемещение наркотических средств и психотропных веществ через государственную границу Киргизии с иными странами-участниками ТС (ЕАЭС).

В отличие от УК РК в Уголовном кодексе РФ контрабанда наркотиков в 2011 г. была отделена от экономической контрабанды в отдельный состав (ст.229.1 УК РФ) и перенесена из главы с экономическими преступлениями в главу 25 «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности». При этом в отличие от уголовного кодекса КР, в УК РФ преступное деяние, связанное с незаконным перемещением наркотических средств и психотропных веществ, было отделено от контрабанды сильнодействующих, ядовитых, отправляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ и др. Таким образом, российский законодатель достаточно точно определил родовой объект преступления, чем особенно подчеркнул значимость борьбы с данным видом преступления.

Что касается определения сути данного вида контрабанды по законодательству РФ, то фактически оно совпадает с подходом кыргызского законодателя, за исключением того факта, что в УК РФ также предусмотрена ответственность за незаконное перемещение наркотических средств и психотропных веществ через государственную границу России с иными странами-участниками ТС в рамках ЕАЭС.

Предметом данного вида преступления являются конкретно определенные психоактивные вещества.

В Кыргызской Республики перечни наркотиков определены постановлением Правительства КР от 09.11.2007 № 543 «О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах, подлежащих контролю в Кыргызской Республики». В Российской Федерации перечни наркотических средств и психотропных веществ, подлежащих контролю, утверждены постановлением Правительства РФ от 30.06.1998 № 681 в ред. от 09.04.2015).

Указанные перечни двух стран, так же как и перечни составляются на основании Списков Единой Конвенции о наркотических средствах 1961 года, Конвенции о психотропных веществах 1971 года и Конвенции о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года. Кроме того, при их составлении учитываются «Рекомендации по формированию единых по содержанию списков (перечней) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров», утвержденных постановлением Парламентской Ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности (ПА ОДКБ) от 17.05.2012 № 5–6.

Как уже указывалось выше, деяние, образующее объективную сторону состава контрабанды в УК КР, состоит в незаконном перемещении через таможенную границу Таможенного союза наркотических средств и психотропных веществ, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу ТС, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженном с недекларированием или недостоверным декларированием.

В УК РФ рассматриваемое деяние сформулировано, как незаконное перемещение через таможенную границу ТС в рамках ЕАЭС либо Государственную границу РФ с государствами — членами ТС в рамках ЕАЭС подконтрольных веществ.

Как можно обратить внимание, составы контрабанды в УК КР и в УК РФ являются формальными.

В рассматриваемых составах по разному определено место совершения преступления, если в УК РФ местом совершения контрабанды наркотиков признается весь периметр государства (таможенная граница ТС в рамках ЕАЭС и Государственная граница РФ с государствами — членами ТС в рамках ЕАЭС), то в УК КР местом совершения преступления считается лишь таможенная граница ТС.

На наш взгляд, подобный подход кыргызского законодателя к определению места совершения преступления фактически привел к декриминализации деяния, связанного с незаконным перемещением наркотиков на территорию или с территории Киргизии через государственную границу КР с остальными странами — участниками ТС.

Также обращает на себя внимание, что в УК РФ и УК КР по-разному сформулированы способы совершения контрабанды наркотических средств и психотропных веществ.

Статья 204 УК КР в своей диспозиции непосредственно содержит следующие способы совершения преступления:

1) помимо таможенного контроля;

2) с сокрытием от таможенного контроля;

3) с обманным использованием документов;

4) с обманным использованием средств таможенной идентификации;

5) с недекларированием подконтрольных товаров;

6) с недостоверным декларированием подконтрольных товаров.

В статье 229.1 УК РФ вместо описание конкретных способов совершения преступления указан один общий — «незаконное перемещение наркотиков».

Таким образом российский законодатель в части определения конкретных способов совершения контрабанды сделал отсылку к действующему ТК ТС, разъясняющему понятие «незаконное перемещение товаров через таможенную границу» (п. 19 ч.1 ст. 4 ТК ТС).

Пунктом 19 ч.1 ст. 4 ТК ТС установлены следующие способы совершения контрабанды наркотиков:

1) вне установленных мест работы таможенных органов;

2) в неустановленное время работы таможенных органов;

3) с сокрытием от таможенного контроля;

4) с недекларированием товаров;

5) с недостоверным декларированием товаров;

6) с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах;

7) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации.

Следует признать, что указанные способы совершения контрабанды наркотиков, по законодательству РФ и КР, фактически не имеют между собой отличий и отражают одни и те же способы совершения преступления.

Рассмотрим квалифицированные составы контрабанды наркотиков с точки зрения объективных признаков.

Законодатель Киргизии выделил всего один квалифицирующий состав контрабанды наркотиков с точки зрения особенностей объективной стороны преступления, а именно совершение контрабанды подконтрольных веществ с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль (п.2 ч.2 ст.204 УК КР). При этом указанная норма, в отличие от УК РФ, не распространяется на преступление, совершенное с применением насилия к лицу, осуществляющему пограничный контроль.

На наш взгляд это является существенным упущение, поскольку должностные лица пограничного контроля играют важную роль в деле по контролю за пересечением таможенную или государственной границ. В некоторых случаях только они способны бороться с контрабандой наркотиков (в частности вне мест таможенного контроля на Государственной границе).

Также обращает на себя внимание, отсутствие в ст. 204 УК КР, в отличие от ст.229.1 УК РФ, квалифицированных составов контрабанды наркотиков, предусматривающих повышенную уголовную ответственность для лиц, осуществляющих преступление, предметом которого являются психоактивные вещества в различных размерах.

Наличие градации ответственности в зависимости от размера предмета (значительный, крупных, особо крупный) имеет огромное значение, поскольку именно он показывает на сколько сильный вред здоровью населения страны способен причинить тот или иной вид наркотического средства или психотропного вещества, т. е. действительную степень опасности того или иного преступления.

Следует согласиться с А. Я. Кромовой [1, с. 80] в том, что привлечение мелких контрабандистов слабоактивных сильнодействующих веществ и крупных оптовых поставщиков наркотиков к одинаковой ответственности не учитывает основные цели и принципы уголовного законодательства и в свою очередь не приводит к повышению эффективности уголовно-правовых мер пресечения контрабанды подконтрольных средств и веществ.

Действующее законодательство РФ и РК предусматривает единый подход к определению субъекта контрабанды наркотиков.

Выделяют три обязательных признака, характеризующих лицо, подлежащее уголовной ответственности за совершение контрабанды наркотических средств, предусмотренной ст. 229.1 УК РФ или ст. 204 УК КР, т. е. субъекта данного преступления.

Первый заключается в том, что к уголовной ответственности привлекается только физическое лицо, т. е. человек (ст.17 УК КР и ст.19 УК РФ). Уголовной ответственности для юридических лиц в рассматриваемых уголовных законах не предусмотрено.

Следующим признаком субъекта является его физическая природа, что также определено в ст. 20 УК РФ и ст.18 УК КР. Субъектом преступления является физическое лицо, которое обладает установленным уголовным законом возрастом, а именно 16 лет. Однако не подлежит уголовной ответственности несовершеннолетний, который в силу такого отставания во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействий) либо руководить ими.

Третий признак — субъектом преступления является только вменяемое лицо.

УК Кыргызской Республики предусматривает следующие квалифицирующие составы контрабанды наркотиков с точки зрения особенностей субъекта преступления:

– контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием служебного положения (п. 1 ч. 3 ст. 204 УК КР);

– контрабанда, совершенная группой лиц (п. 3 ч. 3 ст. 204 УК КР);

– контрабанда, совершенная группой лиц по предварительному сговору (п. 4 ч. 3 ст. 204 УК КР).;

– контрабанда, совершенная организованной преступной группой (ч. 4 ст. 204 УК КР).

В УК РФ содержатся такие же квалифицирующие составы контрабанды наркотиков с точки зрения особенностей субъекта преступления, за исключением «контрабанды, совершенной группой лиц». На наш взгляд, отсутствие данного квалифицирующего состава не является недостатком современной конструкции ст. 229.1 УК РФ.

Надо понимать, что контрабанда наркотиков — это умышленное преступление, сложность совершения которого заключается в скрытном перемещении наркотиков через таможенную границу ТС или государственную границу стран — членов ЕАЭС. Совершение подобного деяния, без проведения каких-либо подготовительных мероприятий фактически невозможно, поскольку процессу перемещения психоактивный веществ, как минимум, предшествует этап их незаконного приобретения/производства/культивирования.

Поэтому, когда в совершении контрабанды участвуют двое и более лиц, непосредственному процессу перемещения подконтрольных веществ всегда предшествует заключение договоренностей и проведение предварительной подготовки.

Таким образом, следует сделать вывод, что сама суть контрабанды наркотиков не позволяет совершить контрабанду группой лиц без предварительного сговора, а потому квалифицированный состав контрабанды, предусмотренной п. 3 ч. 3 ст. 204 УК КР, должен быть нерабочим.

Статья 204 УК КР схожа с ранее действовавшей ст. 188 УК РФ в части установления санкций за контрабанду наркотиков. Уголовный кодекс КР предусматривает лишь один вид основного наказания за контрабанду наркотиков — лишение свободы, и один вид дополнительного наказания — конфискация. При этом максимальный срок лишения свободы, который может быть назначен осужденному за совершение контрабанду наркотиков, двенадцать лет.

Иным образом подошел российский законодатель к установлению санкций за совершение контрабанды наркотиков. Помимо того, что в ст. 229.1 УК РФ были предусмотрены такие дополнительные виды наказаний, как штраф и ограничение свободы, также указанная норма предусматривает более суровое наказание в виде лишения свободы за особо квалифицированный состав контрабанды (ч. 4 ст. 229.1 УК РФ) (на срок от 15 лет до пожизненного). Закрепления в российском уголовном законе подобного подхода к определению санкций за контрабанду наркотиков стал прямым следствием переоценки опасности данного вида преступлений.

По результата проведенного сравнительно-правового анализа можно сделать вывод, что уголовное законодательство РФ в части закрепления уголовной ответственности за контрабанду наркотиков находится на более высоком уровне, чем в Кыргызской Республике. В результате проведенных реформ российскому законодателю удалость отразить возросшую опасность наркоугрозы, наиболее полно дифференцировать уголовную ответственность в зависимости от тяжести совершенных деяний, а также оценить опасность данного деяния среди остальных наркопреступлений. В свою очередь уголовный кодекс РК продолжает находится на уровне 90-х годов XX века и не отражает существующего положения дел.

Выявленные различные подходы законодателей России и Киргизии к установлению уголовной ответственности за контрабанду наркотических средств и психотропных веществ, еще раз подчеркивают необходимость унификации законодательства стран-членов ЕАЭС.

  1. Контрабанданаркотиков (статья229′ УКРФ) [Текст]: монография / А. Я. Кромова; под ред. С. М. Кочои. Москва: Проспект, 2014. 136 с.

Статья написана по материалам сайтов: cyberpedia.su, studwood.ru, l-a-w.ru, moluch.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector