+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Лишение права занимать определенные должности или заниматься деятельностью: УК РФ, штраф

1. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.

2. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания. В случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок до двадцати лет в качестве дополнительного вида наказания.

3. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может назначаться в качестве дополнительного вида наказания и в случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса в качестве наказания за соответствующее преступление, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

4. В случае назначения этого вида наказания в качестве дополнительного к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы, а также при условном осуждении его срок исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу. В случае назначения лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, принудительным работам, лишению свободы оно распространяется на все время отбывания указанных основных видов наказаний, но при этом его срок исчисляется с момента их отбытия.

Комментарий к Ст. 47 УК РФ

1. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью назначается как в качестве основного наказания, так и дополнительного. При этом осужденному как за одно преступление, так и по совокупности преступлений или по совокупности приговоров указанное наказание не может быть назначено одновременно в качестве основного и дополнительного наказания. Следует обратить внимание также на то, что исходя из положений ст. ст. 45 и 47 УК за совершение одного и того же преступления осужденному не могут быть назначены одновременно наказания в виде лишения права занимать определенные должности и в виде лишения заниматься определенной деятельностью. Однако в судебной практике встречаются подобные ошибки.

Например, Поздняков был признан виновным и осужден за совершение преступления, предусмотренного п. «а» ч. 5 ст. 290 УК, наряду с основным наказанием ему было назначено дополнительное наказание в виде лишения права занимать должности, связанные с осуществлением функций представителя власти на государственной службе и в органах местного самоуправления, а также заниматься частной охранной деятельностью сроком на три года.

Кассационная инстанция оставила приговор без изменения.

Между тем суд, назначая Позднякову наряду с основным дополнительное наказание в виде лишения права занимать должности, связанные с осуществлением функций представителя власти на государственной службе и в органах местного самоуправления, а также заниматься частной охранной деятельностью, не учел, что по смыслу уголовного закона (ст. 47 УК) за одно и то же преступление осужденному не может быть назначено одновременно лишение права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью. Учитывая вышеизложенное, Президиум ВС РФ исключил назначенное Позднякову дополнительное наказание в виде лишения права заниматься частной охранной деятельностью .
———————————
См.: Постановление Президиума ВС РФ от 01.07.2009 N 54 П09 // Архив ВС РФ за 2009 г.

Данные виды наказаний могут быть назначены и тем лицам, которые выполняли соответствующие должностные обязанности временно, по приказу или распоряжению вышестоящего уполномоченного лица либо к моменту постановления приговора уже не занимали должности и не занимались деятельностью, с которыми были связаны совершенные преступления. Содержание данных видов наказаний состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. Значимость данного вида наказания заключается в том, что по приговору суда исключается доступ осужденного к той должности или деятельности, которые были использованы им при совершении преступления. К государственной службе относится служба в федеральных органах государственной власти и в органах власти субъектов РФ. Перечень государственных должностей определен в Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденном Указом Президента РФ от 31.12.2005 N 1574 (в ред. от 01.12.2012) . Профессиональная деятельность граждан в органах местного самоуправления, не входящих в систему государственной власти, называется муниципальной службой, которая регулируется Федеральным законом от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (в ред. от 03.12.2012) . При назначении наказания в виде лишения права занимать определенные должности в качестве основного или дополнительного вида наказания суду следует исходить из того, что данное наказание не предполагает запрет занимать какую-либо конкретную должность (например, главы органа местного самоуправления, начальника штаба воинской части). Поэтому в приговоре должен быть указан не перечень, а определенная конкретными признаками категория должностей, на которую распространяется запрет (например, должности, связанные с осуществлением функций представителя власти либо организационно-распорядительных или административно-хозяйственных полномочий). В то же время судам следует иметь в виду, что запрет не распространяется на занятие должностей в общественных и коммерческих организациях. Лишение права заниматься определенной деятельностью заключается в запрете на занятие профессиональной деятельностью или иной деятельностью лицом, совершившим преступление, характер которого связан с этой деятельностью. Под профессиональной деятельностью следует понимать врачебную, педагогическую, торговую, фармацевтическую и другие виды профессиональной деятельности. К иной деятельности следует отнести, например, занятие охотой, рыболовством, управление транспортным средством и т.д. При назначении наказания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью в приговоре следует конкретизировать вид такой деятельности, например, заниматься врачебной деятельностью, педагогической деятельностью. Если при назначении в качестве дополнительного вида наказания лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью судом первой или апелляционной инстанции неточно указаны должности или виды деятельности, то суд вышестоящей инстанции вправе внести в приговор соответствующие уточнения, если это не ухудшает положения осужденного.
———————————
СЗ РФ. 2006. N 1. Ст. 118; N 10. Ст. 1091; N 13. Ст. 1360; N 38. Ст. 3975; N 43. Ст. 4480; 2007. N 13. Ст. 1530; N 14. Ст. 1664; N 20. Ст. 2390; N 23. Ст. 2752; N 32. Ст. 4124; N 40. Ст. 4712; N 50. Ст. 6255; N 52. Ст. 6424; 2008. N 9. Ст. 825; N 17. Ст. 1818; N 21. Ст. 2430; N 25. Ст. 2961; N 31. Ст. 3701; N 49. Ст. 5763; N 52 (ч. 1). Ст. 6363; 2009. N 16. Ст. 1901; N 20. Ст. 2445; N 34. Ст. 4171; N 36. Ст. 4312; N 52 (ч. 1). Ст. 6534; 2010. N 3. Ст. 276; N 4. Ст. 371; N 12. Ст. 1314; N 15. Ст. 1777; N 16. Ст. 1874; 2011. N 5. Ст. 711; N 48. Ст. 6878; 2012. N 4. Ст. 471; N 8. Ст. 992; N 15. Ст. 1731; N 22. Ст. 2754; N 27. Ст. 3681; N 29. Ст. 4071; N 35. Ст. 4783, 4787; N 44. Ст. 5995; N 47. Ст. 6460; N 50 (ч. 4). Ст. 6954.

СЗ РФ. 2007. N 10. Ст. 1152; 2008. N 30 (ч. 2). Ст. 3616; N 44. Ст. 4987, 4988; N 48. Ст. 5514; N 52 (ч. 1). Ст. 6222, 6235; 2009. N 29. Ст. 3597; 2011. N 19. Ст. 2709; N 43. Ст. 5976; N 48. Ст. 6730.

2. Продолжительность срока назначения данного вида наказания зависит от того, в качестве основного или дополнительного наказания оно назначено. В качестве основного вида наказания лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти лет, а в качестве дополнительного вида наказания — на срок от шести месяцев до трех лет. Федеральным законом от 27.07.2009 N 215-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» ч. 2 комментируемой статьи, предусматривающая данный вид наказания, дополнена тем, что в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок до 20 лет в качестве дополнительного вида наказания. Так, например, ч. ч. 3 и 4 ст. 131 и ч. ч. 3 и 4 ст. 132 УК предусматривают дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 20 лет.
———————————
СЗ РФ. 2009. N 31. Ст. 3921.

3. Как правило, указанный вид наказания применяется в качестве основного либо дополнительного вида наказания, когда это прямо указано в санкции статьи Особенной части УК. В то же время лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может быть назначено на основании ч. 3 комментируемой статьи в качестве дополнительного вида наказания и в тех случаях, когда оно не предусмотрено санкцией соответствующих статей Особенной части УК либо указано в санкциях в качестве одного из основных видов наказаний (например, наряду с лишением свободы в ч. 1 ст. 286 УК). Такое решение судом может быть принято, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности виновного будет признано невозможным сохранение за осужденным права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Например, за нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового (ч. 1 ст. 269 УК). Вместе с тем дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в случае, если это деяние повлекло по неосторожности смерть человека, в ч. 2 ст. 269 УК не предусматривается. Более того, в ч. 3 этой же статьи, в случае, если это деяние повлекло по неосторожности смерть двух или более лиц, дополнительное наказание также не предусмотрено. При указанных выше обстоятельствах (характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность виновного и т.п.) суд может признать невозможным сохранение за осужденным, например, права занимать должности в строительной, эксплуатационной или ремонтной индустрии магистральных трубопроводов и принять решение о лишении его права заниматься такой деятельностью на срок до трех лет.

Это интересно:  Ст. 228.1 ч. 1 УК РФ: сбыт наркосодержащих веществ

4. В ч. 4 комментируемой статьи указаны сроки исчисления данного вида наказания, когда оно назначается в качестве дополнительного наказания. Момент начала исчисления срока наказания зависит от того, связано ли наказание осужденного с изоляцией его от общества или нет. Так, если дополнительное наказание назначается к основному наказанию, отбываемому реально, таким как арест, принудительные работы, лишение свободы, содержание в дисциплинарной воинской части, то срок его исчисления начинается с момента окончания реально отбытого наказания. Если же дополнительное наказание назначается к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы, а также при условном осуждении лица, то его срок исчисляется с момента вступления приговора в законную силу. Например, при назначении наказания по ч. 1 ст. 290 УК (получение взятки) в виде пяти лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности в правоохранительных органах в течение трех лет, течение срока исполнения дополнительного наказания начнется после отбытия пяти лет лишения свободы или после решения вопроса об условно-досрочном освобождении лица от основного наказания, если при этом не был решен вопрос о полном его освобождении от отбывания дополнительного наказания. В том случае, если лишение свободы лицу назначено условно, то исчисление срока дополнительного наказания определяется с момента вступления приговора в законную силу.

5. Согласно ст. 33 УИК порядок исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, назначенного в качестве как основного, так и дополнительного видов наказаний к штрафу, обязательным работам или исправительным работам, а также при условном осуждении исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства (работы) осужденных, если же указанное наказание назначено в качестве дополнительного вида наказания к ограничению свободы, аресту, принудительным работам, содержанию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы, то его исполняют учреждения и органы, исполняющие основные виды наказаний, а после отбытия основного вида наказания — уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства (работы) осужденных. При этом администрация учреждения, в котором отбывает основной вид наказания лицо, осужденное также к дополнительному наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, не может привлекать осужденного к работам, выполнение которых ему запрещено.

52. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и его уголовно-правовая характеристика

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может назначаться в качестве основного или дополнительного наказания.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может назначаться в качестве дополнительного вида наказания и в случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК РФ в качестве наказания за соответствующее преступление, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Срок лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью:

– в случаях, когда оно является основным видом наказания, назначается на срок от одного года до пяти лет;

– в случаях, когда оно является дополнительным, – на срок от шести месяцев до трех лет.

Сроки лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исчисляются в месяцах и годах.

Срок лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исчисляется с момента:

– вступления приговора суда в законную силу, если оно назначается в качестве дополнительного к обязательным работам, исправительным работам, а также при условном осуждении. В срок указанного наказания не засчитывается время, в течение которого осужденный занимал запрещенные для него должности либо занимался запрещенной для него деятельностью;

– отбытия таких основных видов наказания, как ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы. При этом лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью распространяется на все время отбывания названных основных видов наказаний.

Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, назначенное в качестве как основного, так и дополнительного видов наказаний к штрафу, обязательным работам или исправительным работам, а также при условном осуждении исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных.

Указанное наказание, назначенное в качестве дополнительного вида наказания к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы, исполняют учреждения и органы, исполняющие основные виды наказаний, а после отбытия основного вида наказания уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных (ст. 33 УИК рФ). Администрация учреждения, где отбывает основной вид наказания лицо, не может привлекать осужденного к работам, выполнение которых ему запрещено.

53. Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград и его уголовно-правовая характеристика

При осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом личности виновного суд может лишить его специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

Специальными признаются звания, которые присваиваются работникам, проходящим службу в определенных «специальных» – правоохранительных и иных государственных органах, осуществляющих, как правило, властные функции: в органах внутренних дел, дипломатической, налоговой, таможенной службах, в органах железнодорожного, морского, водного и воздушного транспорта и др.

Воинские звания – это звания, установленные в Вооруженных Силах РФ, других войсках (например, пограничных, внутренних войсках, железнодорожных), воинских формированиях и органах: солдаты и матросы, сержанты и старшины, прапорщики и мичманы; младшие, старшие и высшие офицеры. На практике речь идет о лишении офицерских званий, причем более высокого уровня, которые являются престижными и обеспеченными существенными льготами и преимуществами.

Классные чины – это классификационные разряды, присваиваемые государственным служащим в некоторых государственных органах, в соответствии с которыми определяются должностное положение и место в служебной иерархии работников этих органов, определенные права и обязанности этих лиц.

Государственные награды РФ являются высшей формой поощрения за выдающиеся достижения в раз личных сферах общественной жизни – в экономике, науке, искусстве, защите Отечества и др. Государственными наградами РФ являются:

– звание Героя Российской Федерации;

– знаки отличия Российской Федерации. Почетные звания Российской Федерации – особые звания, присваиваемые за выдающиеся заслуги в области науки, искусства, образования, производственной и иной общественно полезной деятельности (заслуженный врач, заслуженный строитель, заслуженный работник сельского хозяйства, заслуженный юрист, народный артист, народный художник и др.).

В качестве меры наказания может быть применено только лишение воинского или специального звания, но не снижение в звании.

Суд не вправе лишать осужденного ученых степеней (кандидат наук, доктор наук) и ученых званий (доцент, старший научный сотрудник, профессор), иных квалификационных характеристик (разрядов, классов и т. п.), а также спортивных званий и наград.

Суд, вынесший приговор о лишении осужденного специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, после вступления его в законную силу направляет копию приговора должностному лицу, присвоившему осужденному звание, классный чин или наградившему его государственной наградой. Должностное лицо, в свою очередь, вносит в соответствующие документы запись о лишении осужденного специального, воинского или почетного звания, классного чина или государственных наград, а также принимает меры по лишению его прав и льгот, предусмотренных для лиц, имеющих соответствующие звание, чин или награды.

§ 4. Исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

Данное наказание может быть назначено в качестве основного (когда оно указано в санкции статьи Особенной части УК или при применении ст. 64 УК) и в качестве дополнительного вида наказания. При этом закон специально оговаривает (ч. 3 ст. 47 УК), что это наказание может назначаться в качестве дополнительного вида и в случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК в качестве наказания за соответствующее преступление, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Уголовно-исполнительный кодекс РФ подробно регламентирует порядок исполнения этого вида наказания (гл. 6, ст. 33 — 38). Закон четко определяет круг субъектов, участвующих в исполнении данного вида наказания, а также их права и обязанности. К числу субъектов, участвующих в исполнении наказания, закон относит суд, уголовно-исполнительные инспекции, администрацию организаций, в которых работают осужденные; органы, правомочные аннулировать разрешение на занятие определенной деятельностью, а также учреждения и органы, исполняющие ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной части, лишение свободы, когда рассматриваемое наказание назначено в качестве дополнительного к этим видам наказания. Суд как правоохранительный орган особого рода по закону наделен не только правом определить вид и размер наказания, но и обязан обратить приговор к исполнению, т. е. направить копию приговора, вступившего в законную силу, администрации государственной службы или местного самоуправления по месту работы осужденного, а также уголовно-исполнительной инспекции по месту жительства осужденного. Однако суд поступает таким образом лишь в случаях, если лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью применяется в качестве основного наказания либо в качестве дополнительного наказания к штрафу, обязательным работам, исправительным работам, а также при условном осуждении. Если же рассматриваемое наказание назначено в качестве дополнительного к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы, то по отбытии этих видов наказания, а также в случае условно-досрочного освобождения осужденного либо замены наказания более мягким (ст. 79, 80 УК) копию приговора уголовно-исполни- тельной инспекций по месту жительства осужденного направляют учреждения и органы, исполняющие эти виды наказания, т.е. исправительные центры, арестные дома, дисциплинарные воинские части, исправительные учреждения.

Важная роль в исполнении данного вида наказания принадлежит уголовно-исполнительным инспекциям по месту жительства осужденного. Закон (ч. 3 ст. 33 УИК) возлагает на них обязанность вести учет осужденных к этому виду наказания. Получив копию судебного приговора, уголовно-исполнительная инспекция вызывает осужденного для постановки на учет и разъясняет ему условия отбывания наказания, его права и обязанности, а также правовые последствия неисполнения приговора суда; о постановке на учет этих осужденных немедленно извещает суд, постановивший приговор. Уголовно-исполнительные инспекции контролируют соблюдение осужденными предусмотренного приговором суда запрета занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; проверяют исполнение требований приговора администрацией организаций, в которых работают осужденные, а также органами, правомочными аннулировать разрешение на занятие определенной деятельностью, запрещенной осужденным. Соответствующие должностные лица уголовно- исполнительной инспекции периодически проверяют, где и в качестве кого трудятся осужденные (т. е. как они трудоустроены). Контроль может осуществляться в форме ознакомления с необходимыми документами, истребования копий (выписок) из приказов администрации, характеристик на осужденных и иных документов, посещения осужденных по месту их работы и беседы с ними и др.

Это интересно:  Уголовная ответственность за дачу взятки

Кроме того, паспортные аппараты органов внутренних дел контролируют регистрацию таких лиц по месту жительства и при убытии осужденного в другой населенный пункт направляют сообщение об этом в горрайорган внутренних дел по его новому месту жительства.

Если в процессе контроля уголовно-исполнительная инспекция обнаружит какие-либо нарушения, то она принимает меры к их устранению; в необходимых случаях оформляет материал для привлечения лиц, виновных в неисполнении приговора суда, к ответственности.

На уголовно-исполнительные инспекции законом возлагается обязанность организовать проведение с осужденными воспитательной работы.

В случаях призыва или поступления осужденных на военную службу или их поступления на альтернативную гражданскую службу уголовно- исполнительные инспекции направляют в военный комиссариат или по месту службы осужденных копию приговора суда для исполнения данного наказания при прохождении службы (ч. 5 ст. 33 УИК).

Основным субъектом исполнения рассматриваемого наказания является администрация организаций, в которых работают осужденные. В законе специально оговорено, что требование приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью обязательны для администрации организации, в которой работает осужденный (ч. 1 ст. 34 УИК). Это требование закона распространяется на организации любой организационно-правовой формы независимо от того, является ли эта организация основным местом работы осужденного или в ней осужденный занят по совместительству. Согласно ч. 2 ст. 34 УИК администрация организации, в которой работает осужденный, обязана не позднее трех дней после получения копии приговора суда и извещения уголовно-исполнительной инспекции освободить осужденного от должности, которую он лишен права занимать, или запретить заниматься определенной деятельностью и направить в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства осужденного сообщение об исполнении требований приговора. Администрация в этом случае прекращает трудовой договор с осужденным путем издания приказа со ссылкой на п. 7 ст. 29 КЗоТ РСФСР без выплаты выходного пособия, извещения свободы занятости. Не требуется и согласия профсоюзного комитета. Закон обязывает администрацию предъявлять по требованию уголовно-исполнительной инспекции документы, связанные с исполнением наказания. В случае изменения или прекращения трудового договора с осужденным администрация обязана в трехдневный срок сообщить об этом в уголовно-исполнительную ннспек- цию. При увольнении из организации осужденного, не отбывшего наказание, администрация обязана внести в его трудовую книжку запись о том, на каком основании, на какой срок и какую должность он лишен права занимать или какой деятельностью лишен права заниматься.

В случае назначения рассматриваемого вида наказания в качестве дополнительного вида наказания к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы его исполнение возлагается на учреждения и органы, исполняющие основные виды наказания (исправительные центры, арестные дома, дисциплинарные воинские части, исправительные учреждения — ч.

Одним из субъектов, участвующих в исполнении рассматриваемого вида наказания, являются органы, правомочные аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью и наделенные правом выдавать такие разрешения (например, службы Госавтоинспекции, органы, осуществляющие лицензирование определенных видов деятельности). Согласно ч. 1 ст. 35 УИК требования приговора суда о лишении права заниматься определенной деятельностью обязательны для этих органов. Указанные органы не позднее трех дней после получения копии приговора суда и извещения уголовно-исполнительной инспекции обязаны аннулировать разрешение на занятие той деятельностью, которая запрещена осужденному, например, охота, детективная или охранная деятельность, управление транспортным средством. Они обязаны также изъять соответствующий документ, представляющий данному лицу право заниматься указанной деятельностью (например, охотничий билет, права на управление транспортным средством, лицензию на право заниматься детективной и охранной деятельностью) и направить сообщение об этом в уголовно-исполнительную инспекцию.

Закон очерчивает и круг обязанностей лиц, осужденных к данному виду наказания (ст. 37 УИК). Основная их обязанность исполнять требования приговора, т. е. не занимать указанные в приговоре суда должности и не заниматься запрещенной им деятельностью. Закон обязывает их представлять по требованию уголовно-исполнительной инспекции документы, связанные с отбыванием уголовного наказания (копии приказов, характеристики, объяснения и др,). В их обязанности входит также сообщать в уголовно-исполнительную инспекцию р месте работы, его изменении или об увольнении с работы.

Важным элементом порядка и условий исполнения рассматриваемого вида наказания является исчисление сроков его исполнения. Согласно ч. 2 ст. 47 УК РФ лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания.

Если рассматриваемое наказание назначено в качестве основного, то его срок начинает исчисляться с момента вступления приговора суда в законную силу. Таков же порядок исчисления срока лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, назначенного в качестве дополнительного наказания к штрафу, обязательным работам или исправительным работам, а также при условном осуждении, если при этом исполнение дополнительного вида наказания не отсрочено (ч. 1 ст. 36 УИК).

При назначении лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы срок этого дополнительного наказания исчисляется соответственно со дня освобождения осужденного из исправительного центра, из-под ареста, из дисциплинарной воинской части или из исправительного учреждения (ч. 2 ст. 36 УИК). Требование приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью распространяется также на все время отбывания осужденным указанных видов наказания. Исчисление срока исполнения рассматриваемого наказания ведут уголовно-исполнительные инспекции. В соответствующих документах отражаются как начало, так и окончание срока исполнения данного вида наказания. При этом на основании закона (ч. 1 ст. 36 УИК) в срок указанного наказания не засчитывается время, в течение которого осужденный фактически занимал запрещенные для него должности или занимался запрещенной для него деятельностью. Решение о незачете определенного времени в срок исчисления наказания принимается начальником уголовно-исполнительной инспекции на основании имеющихся в его распоряжении документов (копии приказов, справки, объяснения осужденного и др.). Решение о незачете определенного времени в срок исполнения наказания может быть обжаловано осужденным в суд.

За неисполнение приказа суда о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью несут ответственность как осужденные к этому виду наказания, так и должностные лица и служащие организаций, в которых осужденные работают. В соответствии со ст. 38 УИК представители власти, государственные служащие, служащие органов местного самоуправления, служащие государственных или муниципальных учреждений, коммерческих или иных организаций, злостно не исполняющие вступившие в законную силу приговор суда, решение суда или иной судебный акт о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Неисполнение приговора суда со стороны указанных в законе должностных лиц и служащих организаций, где работают осужденные, может выражаться: в неувольнении осужденного с должности, занимать которую ему запрещено; в фактическом возложении на осужденного обязанностей по запрещенной должности; в отказе выполнения требования приговора об аннулировании разрешения на занятие запрещенным осужденному видам деятельности. Однако правовая ответственность этих лиц наступает только в случаях злостного неисполнения ими вступившего в законную силу приговора, решения суда или иного судебного акта. Под злостным понимается продолжение неисполнения приговора или иного судебного акта после письменного представления уголовно- исполнительной инспекции. В таком случае может наступить ответственность указанных лиц по ст. 315 УК РФ.

В отношении самих осужденных, нарушающих требования приговора, возможны следующие правовые последствия: 1)

расторжение трудового договора администрацией предприятия, учреждения или организации с лицом, лишенным права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, в порядке, предусмотренном законодательством о труде (п. 7 ст. 29 КЗоТ РСФСР); 2)

невключение времени занятия запрещенной должности и запрещенной деятельностью в срок наказания; 3)

административная ответственность (например, за управление транспортным средством после лишения лица права управления по ст. 119 КоАП РСФСР).

Лишение права занимать определенные должности

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 47 УК) состоит в запрещении осужденному к данной мере наказания занимать в течение определенного приговором суда срока должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. Речь идет о лишении осужденного правомочий, обусловленных его должностным положением, профессиональной или иной деятельностью, используя которые это лицо совершило преступление либо которые оно могло бы использовать в дальнейшем для совершения преступлений. Дан- нос наказание распространяется только на должности государственных служащих и служащих органов местного самоуправления и не распространяется на занятие должностей в негосударственных организациях и учреждениях.

Понятие государственной службы и государственных служащих определяется в Федеральном законе от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Виды должностей в органах местного самоуправления, замещение которых может быть запрещено приговором суда на основании ст. 47 УК, определяются в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также соответствующими нормативными актами субъектов РФ. Это могут быть должности главы соответствующего муниципального образования, а также иные должности в органах местного самоуправления.

Лишение права заниматься определенной деятельностью предполагает запрет заниматься как работой по той или иной профессии — педагога, врача, профессионального водителя и т.п., так и иными видами деятельности, не связанными с определенной профессией — индивидуальной трудовой деятельностью, управлением личным транспортом, занятием охотой, рыбной ловлей и т.п.

Два вида запрета, которые может применять суд, взаимосвязаны между собою, поскольку запрещение заниматься определенной деятельностью предполагает в ряде случаев и лишение осужденного права занимать связанные с такого рода деятельностью должности. Следует признать спорным разъяснение ПВС РФ в п. 4 постановления от 11 января 2007 г. № 2 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания», согласно которому «за одно и то же преступление осужденному не может быть назначено одновременно лишение права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью». Представляется возможным и одновременное применение обоих видов ограничений — в тех случаях, когда по характеру совершенных виновным преступлений и с учетом личности виновного суд сочтет невозможным сохранение за ним и права занимать те или иные должности, и права заниматься определенной деятельностью.

Это интересно:  Уголовная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств

Суд, учитывая характер и степень общественной опасности совершенного преступления и личность виновного, может признать невозможным сохранение за последним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и в тех случаях, когда совершенное преступление напрямую не связано с занимаемой должностью или занятием определенной деятельностью, но у суда с учетом всех обстоятельств дела возникли серьезные опасения относительно возможности использования этим лицом своей должности или деятельности для совершения преступления впредь.

Лишение права занимать определенные должности состоит в запрещении занимать должности только на государственной службе или в органах местного самоуправления. Конкретный вид таких должностей должен быть указан в приговоре. При назначении наказания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью в приговоре следует конкретизировать вид такой деятельности. Во всяком случае в приговоре должен быть указан срок запрета занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Суд вправе применить к виновному рассматриваемое наказание и в том случае, когда лицо, совершившее преступление, не занимало соответствующую должность или не занималось определенной деятельностью постоянно, а выполняло соответствующие обязанности временно, по приказу или распоряжению, а также когда к моменту постановления приговора осужденный уже не занимал должности на государственной службе и не занимался деятельностью, с которыми было связано совершенное преступление.

Содержание данного вида наказания заключается в целом ряде лишений и ограничений. Сам по себе факт осуждения виновного, отрицательная морально-психологическая оценка его поведения в приговоре от имени государства, ограничение, порой на продолжительный срок, его трудовой правоспособности, возможности свободного выбора должности, профессиональной деятельности или рода занятий, влекущие иногда необходимость переучиваться, утрату квалификации, определенные материальные потери, ограничение ряда льгот и преимуществ, наконец, состояние судимости — все эти карательные элементы «лишения права» делают его весомым в карательном и воспитательном отношениях и определяют его ярко выраженную предупредительную направленность.

Как основное наказание лишение права может быть назначено на срок от одного года до пяти лет в случаях, когда оно предусмотрено в этом качестве в санкции статьи Особенной части УК, а также в порядке замены наказания (например, ст. 64, 80, ч. 3 ст. 82 УК).

В качестве дополнительного рассматриваемое наказание может быть применено на срок от шести месяцев до трех лет в случаях, когда оно указано в соответствующей санкции как основное наказание, но не избрано судом в этом качестве; в случаях, когда это наказание содержится в санкции в качестве дополнительного; в тех случаях, когда указания об этом наказании в санкции отсутствуют вовсе, но суд, учитывая характер и степень общественной опасности совершенного преступления и личность виновного, признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ч. 3 ст. 47 УК).

В случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания устанавливается на срок до 20 лет (ч. 2 ст. 47 УК).

В уголовном законе предусмотрены два способа исполнения (исчисления сроков) лишения права в качестве дополнительного наказания: «параллельный» — одновременно с основным и «последовательный» — после отбытия основного наказания (ч. 4 ст. 47 УК). В первом случае при назначении этого вида наказания в качестве дополнительного к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы, а также при условном осуждении его срок исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу. Во втором случае, если лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью назначено в качестве дополнительного вида наказания к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, оно распространяется на все время отбывания указанных основных видов наказаний, но при этом срок его исчисляется с момента их отбытия, т.е. со дня освобождения осужденного из-под ареста, из дисциплинарной воинской части или исправительного учреждения.

Неправильно отказываться от назначения лишения права по мотивам отсутствия необходимости в этом наказании вследствие увольнения осужденного к моменту вынесения приговора с прежнего места работы или вследствие лишения его права на управление транспортными средствами в административном порядке.

При назначении рассматриваемого вида наказания суд должен учитывать социальные аспекты его применения: социальную ценность той профессии или специальности, заниматься которыми суд намерен запретить виновному (социальные затраты на подготовку специалиста данного профиля, нуждаемость общества в таких специалистах, социальные последствия исключения этого лица на какое-то время из их числа); индивидуальные и общественные затраты (времени, усилий, материальных средств) на приобретение осужденным другой специальности.

Статья 47 УК РФ. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

1. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.

2. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания. В случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок до двадцати лет в качестве дополнительного вида наказания.

3. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может назначаться в качестве дополнительного вида наказания и в случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса в качестве наказания за соответствующее преступление, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

4. В случае назначения этого вида наказания в качестве дополнительного к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы, а также при условном осуждении его срок исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу. В случае назначения лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, принудительным работам, лишению свободы оно распространяется на все время отбывания указанных основных видов наказаний, но при этом его срок исчисляется с момента их отбытия.

Комментарии к ст. 47 УК РФ

1. В комментируемой норме регламентируется применение, по существу, двух самостоятельных видов наказания: лишения права занимать определенные должности (к несовершеннолетним оно не применяется) и лишение права заниматься определенной деятельностью.

Первый состоит в запрещении занимать указанные в приговоре суда должности на государственной или муниципальной службе. В приговоре требуется указать не перечень конкретных должностей, а их характер: должности, связанные с осуществлением функций представителей власти или с выполнением организационно-распорядительных либо административно-хозяйственных полномочий. Не следует определять круг запрещенных должностей путем указания на характер осуществляемой по должности деятельности (например, деятельностью по воспитанию детей, медицинской), поскольку это, во-первых, означало бы смешение запрета занимать должности с запретом заниматься деятельностью, и во-вторых, неосновательно расширяло бы очерченную законом сферу применения запрета занимать определенные должности.

Второй вид означает запрещение на установленный судом срок заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. Такой запрет может касаться служебной деятельности осужденного (фармацевтической, педагогической, управления общественным транспортом), неслужебной профессиональной деятельности (например, охотничьего промысла, оказания юридических услуг и т.д.), а также любой иной непрофессиональной деятельности (например, управления личными транспортными средствами).

2. Карательная сущность рассматриваемых видов наказания заключается в ущемлении права на свободный выбор рода занятий или должности в соответствии с профессиональными возможностями и квалификацией осужденного, а также в лишении или ограничении предусмотренных законом льгот и преимуществ, вытекающих из занимаемой ранее должности или рода занятий.

3. Наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью обладают двойственной юридической природой: они могут назначаться и в качестве основных, и в качестве дополнительных.

В качестве основного наказания они могут быть назначены на срок от одного года до пяти лет, во-первых, в случаях, когда такое наказание предусмотрено санкцией применяемой нормы Особенной части УК, и во-вторых, при назначении более мягкого наказания, чем предусмотрено законом, на основании ст. 64 УК.

Как дополнительное наказание — на срок от шести месяцев до трех лет в случаях, когда такое наказание предусмотрено санкцией соответствующей статьи Особенной части УК, а также в случаях, когда оно санкцией не предусмотрено, но суд с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного сочтет невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. В качестве дополнительного наказания в указанных законом случаях данный вид наказания устанавливается на срок до 20 лет.

4. Одна из целей рассматриваемых видов наказаний — предупредить совершение новых преступлений с использованием занимаемой должности или рода занятий. Поэтому назначение этих наказаний влечет обязательное расторжение трудового договора с осужденным и последующее запрещение на установленный судом срок занимать указанные должности. Однако отстранение виновного от этой должности еще до вынесения приговора не является препятствием для назначения такого наказания.

5. Порядок исчисления срока отбывания этих видов наказания, назначенных в качестве дополнительных, зависит от вида основного наказания, которому подвергается осужденный. Если указанное наказание присоединяется к обязательным работам, исправительным работам или ограничению свободы либо назначается при условном осуждении (независимо от вида основного наказания), то его срок исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу, т.е. дополнительное наказание отбывается параллельно с основным. А если рассматриваемое наказание присоединяется к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы, то вынесенный судом запрет распространяется на все время отбывания основного наказания и, сверх того, на установленный срок дополнительного наказания.

Статья написана по материалам сайтов: stykrf.ru, studfiles.net, lawbook.online, www.grandars.ru, rulaws.ru.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector