+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Неисполнение обязанностей налогового агента по ст. 199.1 УК РФ: ответственность, срок давности

1. Неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет, совершенное в крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, совершенное в особо крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечания. 1. Крупным размером в настоящей статье признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пяти миллионов рублей, при условии, что доля неисчисленных, неудержанных или неперечисленных налогов и (или) сборов превышает 25 процентов подлежащих исчислению, удержанию или перечислению сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая пятнадцать миллионов рублей, а особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятнадцати миллионов рублей, при условии, что доля неисчисленных, неудержанных или неперечисленных налогов и (или) сборов превышает 50 процентов подлежащих исчислению, удержанию или перечислению сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая сорок пять миллионов рублей.

2. Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, не исполнившими обязанности налогового агента, полностью перечислены в соответствующий бюджет суммы неисчисленных, неудержанных или неперечисленных налогов и (или) сборов и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 199.1 УК РФ

1. О понятии налогового агента см. ст. 24 НК РФ. Обязанности налогового агента могут быть возложены только на те организации и на тех физических лиц, которые являются источниками выплаты доходов, подлежащих обложению налогами (например, на добавленную стоимость (ст. 161 НК), на доходы физических лиц (ст. 226 НК), на прибыль (ст. 286 НК)).

2. Преступление, предусмотренное комментируемой статьей, является оконченным с момента неперечисления налоговым агентом в личных интересах в порядке и сроки, установленные налоговым законодательством (п. 3 ст. 24 НК), в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) сумм налогов и (или) сборов в крупном или особо крупном размере, которые он должен был исчислить и удержать у налогоплательщика.

3. При определении крупного (особо крупного) размера неисполнения налоговым агентом обязанностей, перечисленных в комментируемой статье, следует руководствоваться правилами, содержащимися в примеч. к ст. 199 УК, и исчислять его исходя из сумм тех налогов (сборов), которые подлежат перечислению в бюджет (внебюджетные фонды) самим налоговым агентом.

4. Субъективная сторона включает прямой умысел, а также мотив в виде личного интереса. Личный интерес как мотив преступления может выражаться в стремлении извлечь выгоду имущественного, а также неимущественного характера, обусловленную такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса и т.п.

5. Субъектом преступления может быть вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет, имеющее статус индивидуального предпринимателя, а также лицо, на которое в соответствии с его должностным или служебным положением возложена обязанность по исчислению, удержанию или перечислению налогов (руководитель или главный (старший) бухгалтер организации, иной сотрудник организации, специально уполномоченный на совершение таких действий, либо лицо, фактически выполняющее обязанности руководителя или главного (старшего) бухгалтера).

6. Если предусмотренные комментируемой статьей действия налогового агента совершены из корыстных побуждений и связаны с незаконным изъятием денежных средств и другого имущества в свою пользу или в пользу других лиц, содеянное следует при наличии к тому оснований дополнительно квалифицировать как хищение чужого имущества.

7. Об освобождении на основании п. 2 примеч. к ст. 199 УК от ответственности за преступление, предусмотренное комментируемой статьей, см. коммент. к ст. 199.

Статья 199.1. Неисполнение обязанностей налогового агента

1. Неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), совершенное в крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, совершенное в особо крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к статье 199.1 Уголовного Кодекса РФ

1. Объективная сторона состава преступления характеризуется бездействием, заключающимся в нарушении установленных законодательством о налогах и сборах, т.е. п. 1, пп. 1 п. 3 ст. 24 НК РФ, а также нормами части второй НК обязанностей налогового агента (понятие налогового агента дано в п. 1 ст. 24 НК) по исчислению, удержанию у налогоплательщика или перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Хотя комментируемая норма и предусматривает ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента относительно сборов, следует иметь в виду, что законодательством о налогах и сборах на налоговых агентов не возлагается обязанность по исчислению, удержанию или перечислению сборов (п. 1, пп. 3 п. 3 ст. 24 НК).

2. Обязательным признаком объективной стороны, относящимся к деянию, является крупный размер неуплаченных вследствие неисполнения обязанностей налогового агента налогов. Его размер и исчисление в целом аналогичны размеру и исчислению крупного размера в ч. 1 ст. 199 УК (примечание к ст. 199 УК). Сложение сумм налогов, подлежащих исчислению, удержанию или перечислению налоговым агентом, допускается как в отношении одного налогоплательщика, так и в отношении нескольких налогоплательщиков, при условии что неисполнение обязанностей налогового агента в отношении складываемых сумм налогов охватывалось единым умыслом. При отсутствии единого умысла содеянное может образовать состав преступления, только если размер налога, в отношении которого обязанности налогового агента не были исполнены, применительно к отдельно взятой сумме налога образует крупный размер.

Преступление к длящимся не относится. Срок давности для освобождения от уголовной ответственности (ст. 78 УК) за данное преступление исчисляется с момента неисполнения налоговым агентом обязанности по исчислению, удержанию или перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налога за соответствующий налогооблагаемый период в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, либо с момента последнего неисполнения такой обязанности при совершении продолжаемого преступления, охватываемого единым умыслом.

4. Субъективная сторона характеризуется только прямым умыслом. Обязательным признаком субъективной стороны является также мотив совершения преступления, в качестве которого выступают личные интересы виновного. Как правило, такие интересы имеют корыстную природу, хотя не исключаются и иные социально негативные в основе своей побуждения: карьеризм, протекционизм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, использование денежных средств в интересах своей предпринимательской деятельности и т.п.

Это интересно:  Ответственность за нарушение правил безопасности движения

Если действия налогового агента, нарушающие налоговое законодательство по исчислению, удержанию или перечислению налогов, совершены из корыстных побуждений и связаны с незаконным изъятием денежных средств и другого имущества в свою пользу или в пользу других лиц, содеянное следует квалифицировать по совокупности ст. 199.1 УК и соответствующей статьи УК, предусматривающей ответственность за хищение чужого имущества.

В том случае, когда лицо в личных интересах не исполняет обязанности налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению налогов и одновременно уклоняется от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица или организации в крупном (особо крупном) размере, содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ст. ст. 199.1, 198 или 199 УК.

5. Субъект преступления специальный: вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет и являющееся: 1) индивидуальным предпринимателем (п. 2 ст. 161, ст. 226 НК) или 2) руководителем организации — налогового агента, главным бухгалтером такой организации (бухгалтером при отсутствии в штате должности главного бухгалтера), лицом, фактически выполняющим обязанности руководителя или главного бухгалтера (бухгалтера) организации — налогового агента, иным служащим организации — налогового агента, специально уполномоченным органом управления такой организации на совершение соответствующих действий (п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 декабря 2006 г. N 64). Признаки последней разновидности субъекта состава преступления в целом совпадают с признаками субъекта состава преступления, предусмотренного ст. 199 УК.

Налогоплательщики, обязанность которых по исчислению, удержанию и перечислению налогов исполняется налоговым агентом, в случае неисполнения налоговым агентом данной обязанности не подлежат уголовной ответственности по ст. 198 УК или ст. 199 УК. Налогоплательщики, организовавшие совершение преступления, предусмотренного ст. 199.1 УК, или руководившие этим преступлением либо склонившие к его совершению, или содействовавшие совершению преступления советами, указаниями и т.п., несут ответственность в зависимости от содеянного как организаторы, подстрекатели или пособники по соответствующей части ст. 33 УК и соответствующей части ст. 199.1 УК.

6. В ч. 2 ст. 199.1 УК предусматривается квалифицированный состав преступления, характеризующийся особо крупным размером неуплаченных налогов. Его размер и исчисление аналогичны размеру и исчислению крупного размера в п. б» ч. 2 ст. 199 УК (примечание к ст. 199 УК).

7. На статью распространяется примечание 2 к ст. 199 УК об освобождении от уголовной ответственности за данное преступление в связи с деятельным раскаянием.

Статья 199.1 УК РФ. Неисполнение обязанностей налогового агента

1. Неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет, совершенное в крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, совершенное в особо крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечания. 1. Крупным размером в настоящей статье признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пяти миллионов рублей, при условии, что доля неисчисленных, неудержанных или неперечисленных налогов и (или) сборов превышает 25 процентов подлежащих исчислению, удержанию или перечислению сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая пятнадцать миллионов рублей, а особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятнадцати миллионов рублей, при условии, что доля неисчисленных, неудержанных или неперечисленных налогов и (или) сборов превышает 50 процентов подлежащих исчислению, удержанию или перечислению сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая сорок пять миллионов рублей.

2. Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, не исполнившими обязанности налогового агента, полностью перечислены в соответствующий бюджет суммы неисчисленных, неудержанных или неперечисленных налогов и (или) сборов и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Комментарии к ст. 199.1 УК РФ

1. Согласно ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются организации и физические лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации. «Такие обязанности, — подчеркнул Пленум Верховного Суда РФ, — могут быть возложены только на те организации и на тех физических лиц, которые являются источниками выплаты доходов, подлежащих обложению налогами (например, на добавленную стоимость (статья 161 НК РФ), на доходы физических лиц (статья 226 НК РФ), на прибыль (статья 286 НК РФ))» (п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 N 64).

Уголовным законом предусмотрена ответственность только физических лиц, исполняющих обязанности налоговых агентов.

2. Помимо обязанности правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщиком, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги, налоговые агенты выполняют ряд других обязанностей: в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика; вести учет по каждому налогоплательщику начисленных и выплаченных доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ налогов; представлять в налоговый орган документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов, и др. Однако уголовная ответственность установлена за неисполнение налоговым агентом лишь обязанности по правильному и своевременному исчислению, удержанию и перечислению налогов.

3. Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 199.1, состоит в совершении в крупном (особо крупном — ч. 2) размере хотя бы одного из указанных в законе деяний: 1) неисполнение обязанностей по исчислению налогов; 2) неисполнение обязанностей по удержанию налогов; 3) неисполнение обязанностей по перечислению налогов в бюджетную систему РФ. Естественно, что неисполнение обязанности по исчислению налогов или по удержанию налогов влечет за собой и неисполнение обязанности по перечислению налогов в бюджетную систему.

Преступление является оконченным с момента неперечисления налоговым агентом сумм налогов, которые он должен был исчислить и удержать у налогоплательщика, в бюджетную систему РФ (п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 N 64).

4. Крупный (особо крупный) размер деяния определяется теми же суммами и в том же порядке, что и крупный (особо крупный) размер уклонения от уплаты налогов и (или) сборов с организации (см. примечание к ст. 199 УК и коммент. к этой статье).

5. Преступление совершается с прямым умыслом, виновное лицо руководствуется личными интересами, которые могут иметь корыстный характер или быть связанными с побуждениями сугубо личного характера (например, родственные чувства). Пленум Верховного Суда РФ считает, что личный интерес как мотив рассматриваемого преступления может выражаться в стремлении извлечь выгоду имущественного характера, а также неимущественного характера, обусловленную такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса и т.п. (п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 N 64).

6. Субъектом преступления являются лица, исполняющие обязанности налоговых агентов по исчислению, удержанию или перечислению налогов в бюджетную систему РФ. Им могут быть индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты. Если налоговым агентом является организация, то обязанности налогового агента выполняют руководитель организации, главный (старший) бухгалтер, иные работники организации, специально уполномоченные на исчисление, удержание и перечисление налогов.

7. Неисполнение обязанностей налогового агента, совершенное за вознаграждение материального характера, квалифицируется по совокупности ст. ст. 199.1 и 290 либо ст. 204 УК.

8. Неисполнение обязанностей налогового агента и последовавшее противоправное безвозмездное изъятие и (или) обращение с корыстной целью денежных средств, подлежавших перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), охватывается ст. ст. 199.1 и 159 (ст. 160) УК.

9. Если лицо не исполняет обязанности налогового агента в личных интересах по исчислению, удержанию и перечислению налогов и одновременно уклоняется от уплаты налогов с физического лица или организации, содеянное при наличии к тому оснований надлежит квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ст. ст. 199.1, 198 и 199 УК (п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 N 64).

10. Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное ст. 199.1 УК, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с которой вменяется в вину, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом РФ (см. примечание к ст. 199 УК).

Это интересно:  Ст 106 УК РФ: убийство матерью новорожденного ребенка

Неисполнение обязанностей налогового агента (статья 199.1 УК РФ)

Скробов Б.В., консультант по налогам ЗАО «BKR-Интерком-Аудит».

Прежде чем начать разговор о преступлениях, содержащих признаки «неисполнения обязанностей налогового агента», сразу же оговоримся, что норма ст. 199.1 УК РФ подлежит применению в системном единстве с положениями налогового законодательства (в частности, ст. 24 НК РФ), определяющими как круг лиц, которые по роду своих обязанностей признаются налоговыми агентами, так и объем и характер обязанностей налоговых агентов, умышленное неисполнение которых влечет уголовную ответственность.

Установление же того, подпадают ли действия налогового агента (действия, связанные с использованием подлежащих перечислению в бюджет удержанных налогов в целях решения различных внутрихозяйственных вопросов или на личные нужды) под признаки преступления, предусмотренного ст. 199.1 УК РФ, относится к полномочиям органов предварительного расследования, прокурора и суда.

В процессе осуществления своей деятельности любой хозяйствующий субъект помимо обязанностей налогоплательщика, установленных законодательством о налогах и сборах, неизменно сталкивается с обязанностями налогового агента. Это связано с тем, что работники организации являются плательщиками НДФЛ (отношения по уплате данного налога регулируются положениями гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ). В частности, физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации обязаны уплатить государству соответствующую сумму налога (ст. 207 НК РФ). Но обязанность по исчислению и перечислению в соответствующий бюджет суммы НДФЛ за работников возложена на источник выплаты — на организацию (работодателя) при начислении зарплаты.

Осуществляя операции исчисления, удержания и уплаты суммы налога, хозяйствующий субъект (будь то организация с любой формой собственности или индивидуальный предприниматель) выступает в роли налогового агента.

Нужно отметить, что, несмотря на то что институт налоговых агентов известен давно, сам термин официально вошел в российское налоговое законодательство только со вступлением в силу части первой НК РФ (1998 г.).

Согласно налоговому законодательству налоговыми агентами признаются юридические лица (организации) и физические лица (граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей), на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджетную систему налогов. В связи с этим налоговые агенты являются полноправными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. При этом, выступая в роли представителя работников-налогоплательщиков, налоговый агент имеет те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено НК РФ (ст. 24 НК РФ). Определив, что налоговыми агентами могут быть организации и индивидуальные предприниматели, попытаемся хотя бы частично (руководствуясь лишь положениями ч. 2 НК РФ) конкретизировать этот перечень.

По налогу на добавленную стоимость (НДС) (гл. 21 НК РФ)

  1. К вопросу об особенностях регулирования определения налоговой базы по НДС в п. 1 и 2 ст. 161 НК РФ указывается, что при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками — иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется налоговыми агентами, которыми признаются организации и индивидуальные предприниматели, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у указанных иностранных лиц.

При этом налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они (налоговые агенты) обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные гл. 21 НК РФ.

  1. При предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база определяется налоговым агентом, каковым в данном случае признается арендатор указанного имущества (п. 3 ст. 161 НК РФ).
  2. При реализации на территории Российской Федерации конфискованного имущества, бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству, налоговая база определяется налоговыми агентами, каковыми признаются органы, организации или индивидуальные предприниматели, уполномоченные осуществлять реализацию указанного имущества.
  3. При реализации на территории Российской Федерации товаров иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров с указанными иностранными лицами (п. 5 ст. 161 НК РФ).
  4. В случае если в течение десяти лет с момента регистрации судна в Российском международном реестре судов оно исключено из указанного Реестра, кроме исключения вследствие признания судна погибшим, пропавшим без вести, конструктивно погибшим, утратившим качества судна в результате перестройки или любых других изменений, или если в течение 45 дней с момента перехода права собственности на судно от налогоплательщика к заказчику регистрация судна в Российском международном реестре судов не осуществлена, налоговая база определяется налоговым агентом, каковым признается лицо, в собственности которого находится судно на момент исключения его из Российского международного реестра судов, если судно исключено из указанного Реестра или если в течение 45 дней с момента перехода права собственности на судно от налогоплательщика к заказчику регистрация судна в Российском международном реестре судов не осуществлена, лицо, в собственности которого находится судно, по истечении 45 дней с момента такого перехода права собственности.

По налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) (гл. 23 НК РФ)

  1. Говоря об особенностях уплаты НДФЛ в отношении доходов от долевого участия в организации, п. 2 ст. 214 НК РФ в числе условий, которые необходимо при этом учитывать, указывает: «. если источником дохода налогоплательщика, полученного в виде дивидендов, является российская организация, то такая организация признается налоговым агентом».
  2. Статья 214.1 НК РФ, называя особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на доходы по операциям с ценными бумагами и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются ценные бумаги, в абз. 4 п. 8 ст. 214.1 НК РФ указывает:

«. налоговым агентом в отношении доходов по операциям с ценными бумагами и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, осуществляемым доверительным управляющим в пользу учредителя доверительного управления (выгодоприобретателя), признается доверительный управляющий, который определяет налоговую базу по указанным операциям с учетом положений настоящей статьи».

В абз. 8 п. 8 ст. 214.1 НК РФ под налоговым агентом (при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога источником выплаты дохода) подразумеваются: брокер, доверительный управляющий или иное лицо, совершающее операции по договору поручения, договору комиссии, иному договору в пользу налогоплательщика.

  1. Положение абз. 2 п. 1 ст. 226 НК РФ прямо указывает, что упоминаемые в гл. 23 НК РФ (НДФЛ) российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций, коллегии адвокатов, адвокатские бюро и юридические консультации в Российской Федерации именуются налоговыми агентами.

По налогу на прибыль организаций (гл. 25 НК РФ)

  1. Положение п. 2 ст. 275 «Особенности определения налоговой базы по доходам, полученным от долевого участия в других организациях» НК РФ признает налоговым агентом российские организации, если они являются источником дохода налогоплательщика.
  2. Российская организация признается налоговым агентом, если она выплачивает дивиденды иностранной организации и (или) физическому лицу, не являющемуся резидентом Российской Федерации (п. 3 ст. 275 НК РФ).
  3. Российские организации или иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, признаются налоговыми агентами (п. 4 ст. 286, п. 2 ст. 287 НК РФ).

Но вернемся к вопросу о преступлении. Так как основным квалифицирующим признаком состава преступления, предусмотренного ст. 199.1 УК РФ, является «неисполнение обязанностей», назовем эти обязанности (п. 3 ст. 24 НК РФ):

«3. Налоговые агенты обязаны:

  1. правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства;
  2. письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах;
  3. вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов, в том числе по каждому налогоплательщику;
  4. представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;
  5. в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов».

Анализ положений ст. 24 НК РФ и иных статей НК РФ, касающихся деятельности налоговых агентов, позволяет сделать следующие выводы.

  1. Перечисление в бюджет налогов производится налоговыми агентами не за счет собственных средств, а за счет средств, удерживаемых из сумм, причитающихся третьим лицам.
  2. Исчисление, удержание и перечисление налогов в бюджетную систему должно производиться в порядке и в сроки, предусмотренные НК РФ для уплаты соответствующих налогов.
  3. При невозможности удержать налог налоговый агент обязан письменно уведомить налоговый орган (по месту регистрационного учета налогового агента) в соответствии с предписаниями налогового законодательства.
  4. Налоговый агент обязан вести по правилам, установленным налоговым законодательством, персональный учет выплаченных каждому налогоплательщику доходов и удержанных и перечисленных в бюджетную систему налогов с этих доходов.
  5. Налоговый агент обязан представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления налогового контроля в соответствии с требованиями НК РФ.
  6. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей налоговый агент может нести ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (налоговую, административную или уголовную).
Это интересно:  Подписка о невыезде: что такое в 2019 году, срок действия, нарушение

Еще одним квалифицирующим признаком данного преступления является размер неперечисленных налогов, который определяется по ч. 1 ст. 199.1 УК РФ как крупный или по ч. 2 ст. 199.1 УК РФ как особо крупный.

Но следует отметить, что в данном случае уголовным законодательством (примечание к ст. 199 УК РФ):

Указание ч. 1 ст. 199.1 УК РФ на «неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента» (неисполнение хотя бы одной из обязанностей — по исчислению, удержанию или перечислению налога — уже является квалифицирующим признаком преступления), по сути, имеет тот же смысл, что и «уклонение от уплаты налогов», совершаемое с прямым умыслом, рассмотренное выше в комментариях к ст. 198 и 199 УК РФ. И в том и в другом случае от преступного посягательства страдают интересы государства. Обратите внимание, что общественная опасность (тяжесть) этих преступлений (ст. 199 и 199.1 УК РФ) оценивается УК РФ примерно одинаково.

Разница лишь в том, что при совершении деяния, предусмотренного ст. 198 или 199 УК РФ, денежные суммы (подлежащие уплате в бюджет в виде налогов) остаются в распоряжении налогоплательщика, а в другом случае (ст. 199.1 УК РФ), когда налоги исчислены и удержаны с налогоплательщика, но не перечислены в бюджет, денежные средства остаются у налогового агента, который имеет возможность распорядиться ими в личных интересах.

К уголовной ответственности по ст. 199.1 УК РФ могут быть привлечены:

  • должностные лица организации — налогового агента;
  • физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

Уголовная ответственность по ст. 199.1 УК РФ для должностного лица (а равно физического лица — предпринимателя) налогового агента наступает независимо от того, привлекается ли при этом организация (имеется в виду организация — налоговый агент, как участник налоговых отношений) к налоговой ответственности или нет.

То есть уголовное дело по ст. 199.1 УК РФ может быть возбуждено и без наличия претензий со стороны налоговых органов. Однако, как мы уже упоминали в настоящей книге, налоговые органы в любом случае будут уведомлены о факте возбуждения уголовного дела и получат от ОВД соответствующие материалы для осуществления налогового контроля.

Рассмотрев наиболее часто возникающие вопросы квалификации ст. 198, 199 и 199.1 УК РФ, попытаемся обобщить порядок определения, не поступившего в бюджет размера налога в результате уклонения или неисполнения обязанностей.

Доля неуплаченных налогов определяется в сумме тех налогов, по которым выявлено уклонение (неисполнение обязанностей), а не в сумме всех налогов, которые подлежат уплате.

Сумма подлежащих уплате налогов определяется из суммы уже уплаченных налогов и выявленных неуплаченных налогов.

Но размер налогов (пусть даже не уплаченных, но при отсутствии признаков уклонения) не должен учитываться в сумме налогов, подлежащих уплате при расчете доли уклонения. А исчисление доли налогов, по которым уклонение выявлено, в сумме налогов, подлежащих уплате, должно проводиться в рамках одного и того же налогового периода (периодов).

При выявлении уклонения от уплаты налогов по итогам нескольких налоговых периодов для исчисления размера уклонения или неисполнения обязанностей допускается (не противоречит закону) сложение сумм неуплаченных налогов за данные налоговые периоды, даже если доля уклонения (неисполнения обязанностей) не превышает пороговых значений — 10 и 20% соответственно (смотрите примечания к ст. 198 и 199 УК РФ) каждому из периодов. Причем налоговых периодов (в пределах «трех финансовых лет подряд»), в которых выявлено уклонение (или неисполнение обязанностей), может быть несколько, и не обязательно, чтобы они (налоговые периоды) следовали друг за другом без перерыва.

Более подробно с вопросами, касающимися статуса налогового агента, а также особенностей процедур исчисления, удержания и перечисления налогов налоговым агентом — организацией, вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Налоговые агенты по налогу на прибыль и НДС».

О правоприменительной практике (ст. 199.1 УК РФ)

Отсутствие в тексте ст. 199.1 УК РФ определений упоминаемых в ней понятий не допускает произвольного привлечения к уголовной ответственности за предусмотренное данной статьей УК РФ преступление и не нарушает права руководителя организации-налогоплательщика, поскольку ст. 199.1 УК РФ подлежит применению в системном единстве с положениями налогового законодательства (в частности, ст. 24 НК РФ), определяющими как круг лиц, которые по роду своих обязанностей признаются налоговыми агентами, так и объем и характер обязанностей налоговых агентов, умышленное неисполнение которых влечет уголовную ответственность.

Установление же того, подпадают ли действия руководителей (должностных лиц), связанные с использованием подлежащих перечислению в бюджет удержанных НДФЛ — работников возглавляемых ими организаций в целях решения различных внутрихозяйственных вопросов и на личные нужды, под признаки преступления, предусмотренного ст. 199.1 УК РФ, относится к полномочиям органов предварительного расследования, прокурора и суда (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 г. N 476-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Гафиятуллина Рината Руховича на нарушение его конституционных прав статьей 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации»).

Более подробно с вопросами, касающимися основных составов налоговых преступлений и предусмотренной законодательством Российской Федерации ответственности за их совершение, вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Налоговые преступления».

О СРОКАХ ДАВНОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАЛОГОВЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

До 2014 года следственные органы могли возбудить уголовное дело за налоговое преступление только по материалам проверки ФНС. Поскольку документы проверялись за последние 3 года, это фактически определяло срок исковой давности по таким делам. Изменения, внесенные в УПК РФ, увеличили его до 10 лет.

Тяжесть наказания за налоговое преступление закон прямо связывает с размером ущерба, нанесенного бюджету Российской Федерации — то есть с размером недоимки по налоговым платежам. Перечень налоговых преступлений определен в статьях 198 — 199.2 Уголовного кодекса.

Почему увеличился срок исковой давности

Раньше единственным инициатором уголовного дела выступала налоговая инспекция, которая по результатам проверки направляла материалы в следственные органы. К моменту их поступления срок давности по преступлениям небольшой тяжести, как правило, уже истекал.

Теперь поводом для уголовного преследования могут служить заявления, сообщения из любых источников, включая СМИ; постановление прокурора, явка с повинной. Вследствие нововведений для налоговых преступлений применяются общие сроки исковой давности, установленные ст. 78 УК. Не ограниченный материалами ФНС следователь может «копать» до 10-летнего периода.

Такое положение дел беспокоит предпринимательское сообщество, поскольку фактически решение о возбуждении дела может быть принято даже на основании данных оперативно-розыскных мероприятий.

— единственное независимое лицо, которое может оказать помощь при возникновении угрозы уголовного преследования.

Тяжесть преступления и срок давности

Сроки исковой давности по общим правилам зависят от тяжести преступления. В сфере налогового законодательства они определяются размером установленного наказания.

1. Небольшой тяжести — 2 года (ч. 1 ст. 198, ст. 199, ст. 199.1). Включают уклонение от обязанностей налогового агента, неуплату за 3 года подряд в крупном размере:

  • для физических лиц — 600 тыс. руб. при размере недоимки 10% и более, или при долге, превышающем 1 млн. 800 тыс. руб.;
  • для организаций — 2 млн. руб. при условии неуплаты 10% от требуемой суммы, или 10 млн. руб.

2. Средней тяжести — 6 лет (ч. 2 ст. 198, ст. 199.2). К ним относится:

  • задолженность физических лиц в особо крупном размере — 3 млн. руб. при 20% доле неуплаты от общей суммы, или свыше 9 млн. руб.;
  • сокрытие средств на счетах, а также имущества, на которые наложено взыскание.

3. Тяжких преступлений — 10 лет (ч. 2 199, ст. 199.1). Предусмотрена для организаций при неуплате налогов в особо крупном размере — сумма за 3 года больше 10 млн. руб., и долг превышает 20%, либо сумма больше 30 млн. руб.:

  • в случае нарушения обязанностей налогового агента
  • при наличии сговора группы лиц.

Для налоговых преступлений предусмотрены сроки лишения свободы от 2-х до 6-ти лет, которые могут быть заменены штрафом или принудительными работами с запретом заниматься определенными видами деятельности. При первом нарушении закона допускается полное освобождение от уголовной ответственности при условии уплаты в бюджет насчитанного долга и штрафных санкций.

Обращайтесь к нам!

Мы окажем Вам профессиональную юридическую помощь!

125009, г. Москва, ул. Воздвиженка, д. 4/7

142100, г. Подольск, улица Свердлова дом 30, корпус 1

142300, Московская область, г.Чехов, ул.Полиграфистов, д.1

Статья написана по материалам сайтов: stykrf.ru, www.gk-rf.ru, rulaws.ru, wiselawyer.ru, advokat-digin.ru.

»


Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector