Незаконная добыча песка — ответственность по УК РФ

Дата размещения статьи: 08.05.2015

Из сообщений средств массовой информации на протяжении ряда лет становится известно о многочисленных случаях незаконной хищнической добычи песка, торфа, угля, нефритового камня и т.д., во многих случаях сопряженных с нелегальными способами их реализации с последующей контрабандой за границы Российской Федерации.
Однако уголовно-правовому противодействию криминализации отраслей недропользования мешает целый ряд обстоятельств.
Так, анализ следственной и судебной практики выявляет неоднозначный подход правоприменителя при квалификации деяний, связанных с незаконной добычей полезных ископаемых, в том числе общераспространенных.

Перефразируя высказывание французского ученого, нельзя совершить хищение участка недр, например угольного разреза, но вполне реально похитить каменный уголь, который в нем содержится.
Часто в практике полезные ископаемые признаются предметом хищения лишь в том случае, если они находятся в пределах горного отвода, находящегося в распоряжении пользователя недр, которому такой отвод предоставлен уполномоченным государственным органом, то есть определенным образом обособлен.
Полагаем, что подобное понимание предмета хищения применительно к полезным ископаемым неоправданно сужает сферу применения статей Особенной части УК РФ, предусматривающих ответственность за преступления против собственности по высказанным выше соображениям. Вполне очевидно то обстоятельство, что разведанные в соответствии с определенными промышленными технологиями и учтенные государственными органами месторождения полезных ископаемых также обособлены от окружающей природной среды, так как труд людей — специалистов соответствующего профиля был направлен на такое обособление. Как правило, такого рода обособление содержащихся на участках недр полезных ископаемых происходит по причине того, что собственник в лице уполномоченных органов государственной власти и управления намерен в будущем отделить (добыть) предмет — полезные ископаемые от участков недр для их последующей реализации в качестве экспортного продукта либо для удовлетворения потребностей собственного населения.
Убеждены, что не существует каких-либо причин не рассматривать незаконную добычу полезных ископаемых на таких участках недр как хищение, однако при этом следует учитывать конкуренцию норм против собственности и норм об экологических преступлениях (например, ст. 255 УК РФ — нарушение правил охраны и использования недр), а в ряде случаев и конкуренцию административно-правовых норм (например, ч. 3 ст. 8.13 КоАП РФ — незаконная добыча песка, гравия, глины и иных общераспространенных полезных ископаемых, торфа, сапропеля и т.д.).
Учитывая необходимость защиты экономических интересов Российской Федерации, а также правоприменительную практику, согласно которой во многих случаях незаконной добычи полезных ископаемых виновные не несут никакой ответственности за содеянное либо в достаточно редких случаях привлекаются к уголовной ответственности по статьям УК РФ, не отражающим высокой общественной опасности указанного деяния, считаем сложившуюся ситуацию нетерпимой и требующей срочного вмешательства уголовно-правовыми средствами.
К таковым относим нижеследующие предложения, позволяющие изменить противоречащую Конституции РФ ситуацию, когда государственная собственность защищена в правовом отношении гораздо меньше любой другой.
На основании вышеизложенного представляется целесообразной выработка Верховным Судом РФ своей позиции по данной проблеме и дополнение текста Постановлений Пленумов от 27.12.2002 N 29 «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое» и от 18.11.2004 N 23 «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем» соответствующими разъяснениями, согласно которым незаконная добыча полезных ископаемых, в том числе общедоступных, должна рассматриваться судами как хищение вне зависимости от способа его совершения.
Адекватным реагированием со стороны законодателя на преступные посягательства, связанные с незаконной добычей полезных ископаемых, в том числе общедоступных, могло бы стать установление уголовной ответственности за незаконные разработку участков недр и добычу общераспространенных полезных ископаемых, в том числе общераспространенных, путем дополнения УК РФ специальной нормой, что подтвердит желание законодателя подчеркнуть особую значимость охраняемого объекта.
Так как данное деяние имеет повышенную общественную опасность и причиняет имущественный ущерб собственнику — государству, соответствующую статью (например, хищение (незаконная добыча) полезных ископаемых) следует поместить в главу 21 Особенной части УК РФ — преступления против собственности.
В заключение следует отметить, что квалификация действий лиц, совершивших незаконную добычу полезных ископаемых, относится к сложным проблемам и теории уголовного права, что нашло свое отражение в различной уголовно-правовой оценке подобных одно другому противоправных деяний.
Сложившаяся ситуация отсутствия единообразия в применении уголовного закона в столь важной сфере функционирования хозяйственного механизма государства, как разработка и добыча полезных ископаемых, в том числе общераспространенных, не способствует борьбе с криминальным проникновением преступного элемента в целые отрасли недропользования, отдельные из которых, как например, нефритовая отрасль, стали, по сути, полукриминальными.

Литература

1. Лопашенко Н.А. Посягательства на собственность: монография / Н.А. Лопашенко. М.: «Норма», «Инфра-М», 2012.
2. Клепицкий И.А. Недвижимость как предмет хищения и вымогательства / И.А. Клепицкий // Государство и право. 2000. N 12.
3. Уголовное право: Особенная часть: учебник для вузов / отв. ред. И.Я. Козаченко, З.А. Незнамова, Г.П. Новоселов. М., 2000.
4. Лопашенко Н.А. Ответственность за нарушение правил охраны и использования недр / Н.А. Лопашенко // Российская юстиция. 2002. N 4.
5. Rassat M. Les inftactionscontre les bienset les personnesdans le nouveau Code penal. Paris, 1995. P. 54.

Содержание

Добыча песка лицензия на собственном земельном участке

Когда для разработки недр необходимо предоставление земельного участка, получение лицензии и горного отвода осуществляется по решению компетентных государственных органов. Земельный участок в этом случае предоставляется в общем порядке, установленном статьями 28 — 29 ЗК РСФСР. Получение лицензии и горного отвода производится в соответствии со статьями 7, 11, 13 Закона «О недрах».- Когда пользование недрами осуществляется юридическими лицами и гражданами в границах уже имеющихся в их владении земельных участков. В этом случае, в отличие от первого, не требуется решения о предоставлении земельного участка, так как он уже имеется. Что касается получения лицензии и горного отвода, то они необходимы лишь тогда, когда добыча полезных ископаемых ведется свыше норм, установленных статьей 19 Закона «О недрах», а также в объемах свыше 50 тыс. куб. м в год.

Нужно ли частнику брать лицензию на добычу песка на своем участке?

При этом Закон устанавливает несколько ограничений:- добыча полезных ископаемых может производиться в границах своего земельного участка;- для добычи тех же полезных ископаемых за пределами своего участка требуется отвод места этих работ и получение разрешения компетентного государственного органа в соответствии с законодательством субъекта РФ;- добыча может производиться только без применения взрывных работ, т.е. подручными средствами и собственной техникой;- общераспространенные полезные ископаемые, которые имеются на земельном участке собственника и любого другого его владельца, не должны числиться на государственном балансе. Это означает, что владелец земли не вправе вести добычу без разрешения компетентного государственного органа даже в тех случаях, когда данный вид полезного ископаемого отнесен к категории общераспространенного.

Лицензия на добычу песка

Порядок получения лицензии на добычу песка в московской области

Министерством экологии иприродопользования (Субъект Федерации). Само правовыставляется на открытый аукцион. Победитель аукциона (не обязательнособственник или пользователь земельного участка, на котором расположенкарьер) получает лицензию: бланк государственного образца (срок действия 5лет, возможно продление, если организация будет выполнять все условия и ненарушать требования), а также приложение, где указан вид или видыдеятельности, которые выполняет организация.

Это интересно:  Преступления против личности УК РФ - Раздел VII

Как получить лицензию на добычу песка

Первый экземпляр вручается владельцу, второй остается на хранении в соответствующем земельном органе, третий направляется для регистрации и хранения в Республиканский геологический фонд, четвертый экземпляр направляется для регистрации и контроля в Якутский округ Госгортехнадзора РФ. Лицензия вступает в силу только после ее регистрации в Республиканском геологическом фонде.
Факт регистрации лицензии удостоверяется телеграфно; уведомление о регистрации направляется в адрес соответствующего земельного органа. Владелец лицензии может приступить к недропользованию только после оформления землеотводного акта в общем порядке, который установлен статьями 28 — 29 ЗК РСФСР.

Положение содержит Перечень общераспространенных полезных ископаемых, находящихся в ведении местных органов самоуправления Саха (Якутия). В их число входят:1.

Росприроднадзор

То есть, подрядные отношения в данном случае запрещаются. Если организация передаёт права в порядке цессии (например, переуступки долга и права заниматься деятельностью), то и разрешение подлежит переоформлению.

Возмещение вреда Законодательно предусмотрено, что несанкционированная добыча песка влечёт не только штрафные санкции в отношении нарушителей, но и накладывает бремя возмещения вреда. Вопрос о возмещении вреда решается в рамках судебного заседания, но возможен вариант и добровольного возмещения.

В 2013 году Правительство установило расчёт, по которому следует выводить сумму, возмещающую вред государству. Главный критерий, вносящий ясность в возможность взыскания вреда, – вина нарушителей.

Если в отношении лиц, самовольно добывающих песок, возбуждено административное производство (равно как и уголовное или гражданское), то вина автоматически признаётся.

Ответственность за незаконную добычу песка по ук рф

Единственное требование, которое выдвигается к соискателю лицензии – форма его регистрации. Получить документ может юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель.

Простым гражданам подобные бумаги не выдаются. Все остальные требования относятся к плану по разработке, и уже из него переносятся на саму компанию. Предприятие, собирающееся получить лицензию, должно:

  1. Подготовить участок к началу работ.
  2. Иметь возможность полностью организовать порядок этих работ (вплоть до возможности привлечения сторонних компаний).
  3. Обеспечить работников налаженной инфраструктурой.
  4. Иметь возможность перевозить добытый материал и хранить его.
  5. Правильно закрыть карьер и ликвидировать все последствия добычи после ее прекращения.

Компания должна иметь персонал, оборудование и финансовую возможность выполнить все эти действия.

Решения о предоставлении недр для разработки полезных ископаемых принимают органы, наделенные этим правом субъектами РФ. Если нарушаются правила предоставления и использования недр, то названные органы обязаны приостановить работы на основании статьи 5 пункт 4 Закона «О недрах».

Добыча песка лицензия на собственном земельном участке

  • телефон, факс, электронный адрес,
  • банковские реквизиты.

1.2. Копии учредительных и регистрационных документов

  • Устав,
  • учредительный договор,
  • свидетельство о государственной регистрации
  • документ, подтверждающий факт внесения записи о юридическом лице в ЕГРЮЛ.

1.3. Копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (с указанием ИНН и КПП) и органе статистики (с указанием и расшифровкой ОКВЭД).
1.4.

Целевое назначение использования недр: разработка грунта для строительства и ремонта автодорог, прокладка различного рода коммуникаций и сооружений. 1.5. Местонахождение и схема участка недр, предполагаемого к отработке.

1.6. Обоснованная потребность и планируемые годовые объемы добычи грунта на перспективу. 1.7.

Данные о заявителе, в том,числе: наименованиеи организационно-правовая форма заявителя, местоего нахождения, юридическийи почтовый адрес, Ф.И.О.руководителя, телефон,факс, электронный адрес, банковскиереквизиты. 1.2. Копии учредительных ирегистрационных документов: Устав, учредительныйдоговор, свидетельствоо государственной регистрации документ,подтверждающий факт внесения записи о юридическом лице в ЕГРЮЛ.

Копии свидетельства опостановке на учет в налоговом органе (с указанием ИНН и КПП) и органестатистики (с указанием и расшифровкой ОКВЭД). 1.4. Наименование полезногоископаемого, месторождения или отдельного участка месторождения, предполагаемогок отработке; 1.5.

Целевое назначениепользования недрами: разведка и добыча ОПИ, в том числе использование отходовгорнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств; 1.6.

Ответственность за незаконную добычу песка по УК РФ

Песок являет собой одно из полезных ископаемых, которые массово используют не только в строительстве, но и во множестве других сфер деятельности. В РФ существуют определенные требования к добыче песка. Законодатель определяет ряд субъектов, которые могут беспрепятственно использовать полезное ископаемое в своих целях. При этом выделяются и субъекты, которые за те же действия будут привлечены к ответственности и понесут наказание. Незаконная добыча песка не регулируется какой-то одной статьей, наказание виновный может понести как по Уголовному кодексу, так и по Административному.

Общие требования к добыче песка

Для того чтобы избежать ответственности за незаконную добычу и использование полезных ископаемых, необходимо знать утвержденные нормы и правила. Законодатель не запрещает использовать песок владельцам земельных участков, которые относят в категорию приусадебных, садовых или огородно-садоводческих территорий. Земли в границах частной собственности владелец может обрабатывать на свое усмотрение, он может даже самовольно добывать полезные ископаемые.

Не запрещает законодатель добывать песок на территориях геологического отвода земель, юридическим лицам. Важно только, чтобы деятельность юридического лица была занесена в ОКВЭД предприятия.

Если добыча песка приобретает коммерческие масштабы, то обязательно должны быть в штате специалисты по разработке песчаного карьера, соответствующая техника, которая предназначена именно для работы в карьере, а также квалифицированные работники в области проведения измерений на местности. Таких людей еще называют маркшейдерами.

Обязательным моментом является наличие права собственности на обрабатываемый участок или договор права использования его в коммерческих целях от владельца. Необходима лицензия на произведение подобных работ, а также наличие статуса ИП или юридического лица. Если садовник на своем участке начнет добывать песок и продавать, его действия будут расцениваться, как незаконная предпринимательская деятельность, хоть он и использует естественные ресурсы на своей территории.

В большинстве случаев к ответственности нарушителей правил добычи песка будут привлекать по Административному кодексу, а непосредственно по 3 части статьи 8.13 КоАП РФ. Эта законодательная норма содержит 8 диспозиций, в том числе и добычу песка.

Что нужно для получения права добывать песок

Если вы желаете на законных основаниях производить добычу полезного ископаемого, в первую очередь следует получить согласие местного органа управления земельными ресурсами на осуществление данного деяния. Если участок, где вы планируете добывать песок, находится в частной собственности, необходимо: или составить договор с владельцем на использование его земель, или же провести отчуждение земель из частной собственности под недропользование.

Далее требуется составить проект работ по недропользованию. Здесь не обойтись без помощи квалифицированных инженеров и технологов. Лицензию на добычу выдают по отдельности на каждое ископаемое, поэтому вам лучше составить проект исключительно на добычу песка.

Вместе с проектом, лицо желающие производить добычу ископаемого, должно предоставить перечень таких документов:

  • Заявку на получение лицензии. В ней обязательно указать статус ИП или юридического лица, цель производства, местоположение участка, а также предполагаемый размер добычи.
  • Должна быть копия права собственности на использование техники, необходимой для работы, а также штатное расписание работ и документы, свидетельствующие о квалификации персонала.
  • Бухгалтерский отчет и справку о финансовом состоянии.
  • Копия или оригинал свидетельства о праве собственности или возможности использовать земельный участок.

Получение лицензии на произведение подобных работ сопровождается необходимостью уплаты госпошлины, поэтому к заявлению следует приложить копию квитанции об уплате. Получение лицензии не может осуществляться третьими лицами, подрядные отношения в данной ситуации запрещаются законом.

Состав преступления

Способ привлечения к ответственности напрямую зависит от последствий и характера нарушения закона. Если добыча песка происходила в запрещенном месте, то объектом преступления выступает отношение в области защиты природы и зоны расположения природных ресурсов.

В зависимости от объемов изъятого сырья ответственность за незаконную добычу песка будет назначаться по статье 8.13 Административного кодекса или по 255 ст. УК РФ.

Объективная сторона преступного действия выражается в нарушении правил охраны и использования недр. Существуют четко утвержденные права и обязанности недропользователей, сроки и виды работ, места добычи и пользования ресурсов.

Это интересно:  Ответственность работодателя или организаций за невыплату заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат

Субъектом преступления может быть вменяемый 16-летний гражданин, который в ответе за организацию работ по добыче песка. Субъективная сторона − в прямом и косвенном умысле. Субъект преступления может понимать опасность своих действий и желать их наступления или же не до конца осознавать опасность добычи песка для природы и государства. Иногда субъект понимает тяжесть своих поступков и возможное наступление последствий, но относится к ним равнодушно.

При определении состава преступление не учитываются мотивы нарушения общепринятых правил, но их может принимать во внимание судья при вынесении приговора. Преступление считается оконченным в момент причинения ущерба естественной среде или государству в коммерческом плане.

Действия людей могут также квалифицироваться по статье 171 УК − незаконная предпринимательская деятельность. В данном случае, объектом нарушения выступают общественные отношения, которые складываются в процессе предпринимательской деятельности. Объективная сторона характеризуется активными действиями, направленными на систематическое получение дохода.

Субъект преступления может быть специальным, то есть человек со статусом ИП, осуществляющий продажу песка незаконно, или обычным − гражданин без статуса ИП, который осуществляет коммерческую деятельность без разрешения. Субъективная сторона заключается в прямом умысле и всегда сопровождается корыстным мотивом.

Наказание за злодеяние

Если к ответственности нарушитель привлекается за административное правонарушение, то, как правило, ему назначают штраф. Санкция будет отличаться по размеру для физических и юридических лиц:

  1. Физическое лицо, привлеченное к ответственности за незаконную добычу песка, заплатит штраф в размере 1500 рублей.
  2. Юридическое лицо вынужденно будет оплатить штраф, в размере 30 000 рублей.
  3. Если представитель какой-либо организации инициирует самовольную добычу песка, то он заплатит штраф в размере 5 тысяч рублей.

Если физическое или юридическое лицо продает песок без соответствующих лицензий и выплаты налогов, подразумевается уголовная ответственность. К уголовному наказанию будут привлечены также юридические лица, которые имеют лицензии на осуществления добычи песка, но получив большую прибыль от его реализации, не указали ее в отчетах.

Ответственность за нарушение ст. 171 УК РФ подразумевается в виде штрафа размером от 500 тыс. до 1 млн. рублей, принудительных работ до 3 лет, а также лишения свободы до 5 лет. Если имеет место квалифицирующий состав, то есть получение незаконной прибыли в крупном размере, то к лишению свободы в размере 5 лет добавляют еще и штраф 80 тыс. рублей.

Очень часто в процессе незаконной добычи песка юридические лица занимаются еще и подделкой документов, неоплатой налогов и финансовыми махинациями. В данном случае они будут привлечены к ответственности по совокупности нарушений. Наказание судья будет выбирать исходя из тяжести последствий и обстоятельств совершения злодеяния.

Если от несанкционированной деятельности карьера пострадали интересы простых граждан, то они имеют право подавать гражданский иск на возмещение ущерба. Размер компенсации будет зависеть от последствий проведения незаконной добычи песка, а также от обстоятельств совершения преступления и статуса виновного (юридическое или физическое лицо).

Чем чревата безлицензионная добыча полезных ископаемых?

Как известно, право на пользование недрами нужно заслужить – получить специальное разрешение (лицензию). А что будет, если добыча полезных ископаемых осуществляется в отсутствие нужной лицензии? Другими словами, выясним, какие меры ответственности могут быть применены к лицу, производящему безлицензионную добычу полезных ископаемых. Кроме того, определимся, являются ли такие ископаемые объектом обложения НДПИ.

Общие требования

  • иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами;
  • привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих данные разрешения (лицензии).

На основании ст. 11 поименованного закона предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия выступает в качестве документа, удостоверяющего право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах согласно указанной в ней цели (например, для добычи полезных ископаемых) в течение установленного срока при соблюдении заранее оговоренных условий. Права и обязанности пользователя недр возникают только с даты государственной регистрации лицензии. В свою очередь, одним из прав пользователя недр является использование предоставленного участка недр для любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии (ст. 22 Закона о недрах).

Таким образом, осуществление добычи полезных ископаемых в отсутствие соответствующей лицензии – это нарушение требований Закона о недрах. Статьей 49 названного закона предусмотрено: лица, виновные в нарушении законодательства РФ о недрах, несут административную и уголовную ответственность в установленном порядке. Привлечение к обозначенной ответственности не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный данными лицами вред.

Ключевой момент

Добыча полезных ископаемых при отсутствии документа, удостоверяющего право пользования участком недр (лицензии), является нарушением законодательства РФ о недрах, что влечет применение установленных мер ответственности.

Исключение из общего правила

  • добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубине до 5 м без применения взрывных работ;
  • устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения.

Например, в отношении таких земельных участков, находящихся на территории Московской области, соответствующий порядок утвержден Постановлением Правительства МО от 02.12.2009 №1061/51, Нижегородской области – Постановлением Правительства Нижегородской области от 05.02.2009 №39. Указанными документами предусмотрено, что для осуществления перечисленных действий получать лицензию на право пользования недрами не нужно.

Получается, что положения ст. 19 Закона о недрах допускают в определенных случаях возможность проведения работ по добыче общераспространенных полезных ископаемых без соответствующей лицензии. В связи с этим не нужна, допустим, лицензия на пользование недрами при осуществлении для своих нужд работ по добыче песка (если таковой включен в соответствующий перечень общераспространенных полезных ископаемых) на глубине до 5 м, но только при условии, что добычей занимается собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец или арендатор.

Ключевой момент

Действующим законодательством предусмотрено право собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков осуществлять добычу полезных ископаемых без получения лицензии при соблюдении определенных условий.

Привлечение к административной ответственности

Приведем примеры, когда компании были привлечены к ответственности за добычу полезных ископаемых без лицензии.

Не привлекут организацию к административной ответственности за добычу полезного ископаемого без лицензии и в том случае, если она входит в круг лиц, в отношении которых действует исключение из общего правила (при условии совершения соответствующих действий).

Ключевой момент

Пользование недрами без лицензии влечет наложение административного штрафа на должностных и юридических лиц, если не действует исключение из общего правила, когда для добычи полезных ископаемых лицензия не нужна. Штрафных санкций можно избежать, если пропущен срок давности привлечения к административной ответственности либо нарушен порядок привлечения к ней.

Возмещение вреда

  • вред, повлекший утрату запасов полезных ископаемых, вызванный в том числе их загрязнением, затоплением, обводнением, а также пожарами, самовольным пользованием недрами;
  • нарушение свойств участка недр, из-за которого невозможно строить и (или) эксплуатировать подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых;
  • вред, нанесенный особо охраняемым геологическим объектам, имеющим научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение.

Добыча полезных ископаемых при отсутствии лицензии – это и есть самовольное пользование недрами. Необходимо учитывать, что вред, причиненный государству, возмещается при наличии вины соответствующего лица. В свою очередь, вина может быть установлена в порядке административного, гражданского либо уголовного судопроизводства. Поэтому привлечение юридического лица к административной ответственности может послужить сигналом для взыскания с него в пользу государства вреда, нанесенного в результате безлицензионной добычи полезных ископаемых. Суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100% (п. 6 ст. 46 БК РФ). В связи с этим суммы нанесенного ущерба не могут быть взысканы, к примеру, в бюджет Республики Башкортостан (Апелляционное определение ВС Республики Башкортостан от 11.02.2014 по делу №33-2000/2014) или в пользу Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области (Апелляционное определение Тверского областного суда от 19.06.2014 по делу №33-2180).

Это интересно:  Ст 141 УПК РФ: заявление о преступлении

Расчет размера вреда производит Росприроднадзор или уполномоченный орган исполнительной власти субъектов РФ (в отношении участков недр местного значения). Размер вреда, повлекшего утрату запасов полезных ископаемых, вызванного самовольным пользованием недрами (D), рассчитывается по формуле:

D = Lз + Cл + Cо, где:

– стоимость запасов полезных ископаемых, утраченных в результате вреда;

Сл – фактические или предусмотренные техническими проектами расходы на ликвидацию последствий вреда;

Со – фактические расходы Росприроднадзора или органа исполнительной власти субъекта РФ на оценку размера вреда.

В случае наличия на участке недр нескольких видов полезных ископаемых расчетная величина размера вреда вычисляется по каждому виду полезного ископаемого, после чего полученные результаты суммируются.

Для определения стоимости запасов полезных ископаемых, утраченных в результате вреда, используется формула:

Lз = Nбз x Р, где:

Nбз – объем запасов полезного ископаемого, утраченных в результате вреда;

Р – стоимость единицы полезного ископаемого, определяемая по средней рыночной цене его реализации за шесть месяцев, предшествующих дате совершенного правонарушения. Информацию о данной стоимости представляет Росстат.

Ключевой момент

Добыча полезных ископаемых без специального разрешения (лицензии) является самовольным пользованием недрами, приводящим к причинению государству вреда, который подлежит возмещению нарушителем.

Уплата НДПИ

Вспомним: предоставление участка недр в пользование оформляется специальным разрешением – лицензией. Следовательно, при добыче полезных ископаемых на отдельном участке недр без наличия соответствующей лицензии обязанность по уплате НДПИ на названном участке недр отсутствует. Именно на таком подходе в свое время настаивала ФНС, добавляя: суммы, уплачиваемые в качестве возмещения ущерба государства от безлицензионного пользования недрами, не имеют статуса налога, поэтому налоговые органы не являются администраторами данных поступлений. Кроме того, налоговые органы не уполномочены принимать меры по предотвращению безлицензионного пользования недрами и по обеспечению поступления в бюджет сумм в возмещение вреда, причиненного государству (Письмо от 16.08.2006 № ММ-6-21/816@).

Однако потом появилось Распоряжение Правительства РФ от 22.08.1998 № 1214-р, которым дано поручение МПР и МНС с участием органов исполнительной власти субъектов РФ при выявлении юридических и физических лиц, осуществляющих пользование недрами без лицензии, применять с участием правоохранительных органов и судов предусмотренные законодательством РФ меры. К таким мерам относится в том числе обеспечение поступления в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты взносов в целях возмещения убытков, причиненных государству в результате самовольного пользования недрами. Здесь же уточнено, что при определении размеров таких убытков нужно исходить из ставки НДПИ (с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства РФ от 04.12.2001 № 845). На этом основании налоговики требовали в связи с самовольной добычей полезных ископаемых уплаты в бюджет НДПИ (Постановление ФАС ДВО от 29.06.2005 № Ф03-А51/05-2/1675 – решение вынесено в пользу налоговой инспекции).

Ключевой момент

При самовольном пользовании недрами, заключающемся в добыче полезных ископаемых в отсутствие соответствующей лицензии, исчислять и уплачивать в бюджет НДПИ не нужно.

Органы прокуратуры районов и городов Приморского края:

Природоохранная прокуратура разъясняет: ответственность за незаконную добычу общераспространенных полезных ископаемых

Самовольное пользование недрами на территории Приморского края в последнее время приобрело угрожающие масштабы.

В этой связи Приморская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет, что в силу статьи 1.2 Закона Российской Федерации «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.

Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

Статьей 11 Закона РФ «О недрах» установлено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

Таким образом, действующее законодательство в области недропользования однозначно предписывает, что использование недрами, в том числе добыча общераспространенных полезных ископаемых, в частности песчано-гравийных смесей, гранита, песчаника и прочего камня для памятников и строительства, осуществляется только при наличии у хозяйствующего субъекта соответствующей лицензии, полученной в установленном порядке.

Любое иное пользование участками недр влечет административную и даже уголовную ответственность.

Так, частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за пользование недрами без лицензии на пользование недрами. Совершение указанного правонарушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

Уголовная ответственность предусмотрена ст. 158 (за тайное хищение полезных ископаемых, являющихся государственной собственностью) и ст. 171 Уголовного кодекса РФ (за осуществление предпринимательской деятельности по добыче полезных ископаемых без лицензии, связанной с извлечением дохода).

Максимальное наказание, предусмотренное ст. 158 УК РФ, — лишение свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Статьёй 171 УК РФ также предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

Ситуация с самовольным пользованием участками недр местного значения, содержащими общераспространенные полезные ископаемые, находится на постоянном контроле Приморской межрайонной природоохранной прокуратуры.

По результатам произведенных совместно с сотрудниками департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края осмотров незаконных карьеров подсчитан размер причиненного Российской Федерации ущерба в результате производства добычных работ, который в общей сложности составил порядка 63 млн. рублей.

Материалы проверки направлены природоохранным прокурором в органы предварительного расследования для решения вопроса о возбуждении уголовных дел.

По итогам их рассмотрения по факту незаконного изъятия и обращения в чужую собственность полезных ископаемых, являющихся государственной собственностью, возбуждены уголовные дела по признакам преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 158 УК РФ (кража в особо крупном размере), а также ч. 2 ст. 171 УК РФ (осуществление предпринимательской деятельности по добыче общераспространенных полезных ископаемых без лицензии, связанной с извлечением дохода в особо крупном размере).

В настоящее время по уголовным делам производится предварительное расследование.

Приморская межрайонная природоохранная прокуратура

Статья написана по материалам сайтов: xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai, law-uradres.ru, yurister.ru, www.klerk.ru, prosecutor.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий