+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Ответственность за финансирование экстремистской деятельности

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ
О противодействии экстремистской деятельности»

С изменениями и дополнениями от:

27 июля 2006 г., 10 мая, 24 июля 2007 г., 29 апреля 2008 г., 25 декабря 2012 г., 2 июля 2013 г., 28 июня, 21 июля, 31 декабря 2014 г., 8 марта, 23 ноября 2015 г.

Принят Государственной Думой 27 июня 2002 года

Одобрен Советом Федерации 10 июля 2002 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

См. Стратегию противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года (утв. Президентом России 28 ноября 2014 г. N Пр-2753)

О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности см. постановление Пленума Верховного суда РФ от 28 июня 2011 г. N 11

Настоящим Федеральным законом в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации определяются правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливается ответственность за ее осуществление.

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Федеральным законом определяются правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности и устанавливается ответственность за ее осуществление.

Под экстремистской деятельностью (экстремизмом) понимается деятельность общественных и религиозных объединений, иных организаций, средств массовой информации, физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя, подрыв безопасности Российской Федерации, захват или присвоение властных полномочий, создание незаконных вооруженных формирований, осуществление террористической деятельности, унижение национального достоинства; пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения; публичные призывы к осуществлению указанной деятельности или ее финансирование.

В Законе перечисляются основные принципы и направления противодействия экстремистской деятельности, подчеркивается значение профилактических мер. На органы прокуратуры возлагается обязанность объявлять предостережения и выносить предупреждения общественным, религиозным и иным организациям о недопустимости осуществления экстремистской деятельности. Превентивные меры предусмотрены и в отношении средств массовой информации. Законом установлен запрет на использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности.

В случае осуществления экстремизма общественным или религиозным объединением деятельность такого объединения может быть приостановлена и по решению суда запрещена, а само объединение — ликвидировано. Граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства за осуществление экстремистской деятельности несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 23 ноября 2015 г. N 314-ФЗ

Изменения вступают в силу с 24 ноября 2015 г.

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 сентября 2015 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 505-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 236-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 179-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 25 декабря 2012 г. N 255-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 апреля 2008 г. N 54-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 211-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 10 мая 2007 г. N 71-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 153-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 148-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Содержание

Уголовная ответственность за финансирование экстремистской деятельности (ст. 282.3 УК РФ) (Хлебушкин А.Г.)

Дата размещения статьи: 06.08.2016

В настоящее время, пожалуй, единственный возможный выход из обозначенной ситуации в рамках de lege lata — квалификация финансирования преступлений экстремистской направленности, за совершение которых установлено равное или более строгое, чем в ст. 282.3 УК РФ, наказание по совокупности преступлений: как финансирование экстремистской деятельности и как пособничество в совершении таких преступлений (в приведенном примере с убийством — по ч. 1 ст. 282.3, ч. 5 ст. 33 и п. «л» ч. 2 ст. 105 УК РФ).
Если же обратиться к вариантам de lege ferenda, то данная проблема может быть решена законодательным способом — путем дифференциации ответственности в зависимости от категории финансируемого преступления.

Пристатейный библиографический список

1. Агапов П.В. Ответственность за содействие террористической деятельности: уголовно-правовое регулирование и судебное толкование // Вестник Академии Генеральной прокуратуры РФ. 2012. N 4.
2. Агапов П.В., Михайлов К.В. Уголовная ответственность за содействие террористической деятельности: тенденции современной уголовной политики: Монография. Саратов: Саратовский юридический институт МВД России, 2007.
3. Меркурьев В.В., Агапов П.В. Вымогательство, сопряженное с финансированием терроризма: квалификация // Уголовный процесс. 2012. N 8.
4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., доп. М., 2003.
5. Рарог А.И. Законодательные атаки на устои уголовного права // Государство и право. 2013. N. 1.
6. Ульянова В.В. Противодействие финансированию терроризма: Дис. . канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2010.
7. Шуйский А.С. Противодействие террористическим актам посредством уголовно-правовых норм с двойной превенцией: Дис. . канд. юрид. наук. М., 2012.

Ответственность за финансирование экстремистской деятельности как новелла уголовного законодательства Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Борисов Сергей Викторович

Выделены и проанализированы актуальные проблемы уголовного права, связанные с дополнением Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации новой статьёй об ответственности за финансирование экстремистской деятельности, продемонстрировано влияние этих проблем на эффективность правоприменительной деятельности и предложены пути их устранения.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Борисов Сергей Викторович,

The responsibility for the financing of extremist activity as novella of criminal legislation

Highlighted and analyzed actual problems of criminal law, related to the addition of the Special part of the Criminal code of the Russian Federation with a new article about the responsibility for the financing of extremist activities, demonstrated the impact of these problems on the efficiency of law enforcement and the ways of their elimination.

Текст научной работы на тему «Ответственность за финансирование экстремистской деятельности как новелла уголовного законодательства»

ответственность за финансирование

как новелла уголовного законодательства

СЕРГЕЙ ВИКТОРОВИЧ БОРИСОВ,

доктор юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология;

уголовно-исполнительное право E-mail: svb397@yandex.ru

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Выделены и проанализированы актуальные проблемы уголовного права, связанные с дополнением Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации новой статьёй об ответственности за финансирование экстремистской деятельности, продемонстрировано влияние этих проблем на эффективность правоприменительной деятельности и предложены пути их устранения.

Ключевые слова: уголовная ответственность за финансирование экстремистской деятельности; социальная обусловленность уголовной ответственности за преступления экстремистской направленности; системность уголовного права; противодействие террористической деятельности; финансирование иных преступлений; расширение перечня действий, признаваемых пособничеством в совершении преступлений.

Annotation. Highlighted and analyzed actual problems of criminal law, related to the addition of the Special part of the Criminal code of the Russian Federation with a new article about the responsibility for the financing of extremist activities, demonstrated the impact of these problems on the efficiency of law enforcement and the ways of their elimination.

Keywords: criminal responsibility for the financing of extremist activities; social conditionality of criminal responsibility for crimes of an extremist orientation; consistency of criminal law; entering terrorism, financing of other crimes; the expansion of the list of actions, recognized complicity in committing crimes.

Федеральным законом от 28 июня 2014 г № 179-ФЗ1 Особенная часть Уголовного кодекса Российской Федерации2 была дополнена статьёй 2823 об ответственности за финансирование экстремистской деятельности. В пояснительной записке к соответствующему законопроекту данная новелла обоснована «отсутствием детальной регламентации в законодательстве вопросов, связанных с финансированием экстремисткой деятельности» и назревшей «объективной необходимостью»3. Полагаем, что такое обоснование нельзя признать достаточным, поскольку оно не базируется на всестороннем научном исследовании и не подкреплено результатами изучения эмпирической информации и данных социологических исследований, в том числе опросов практических работников правоохранительных органов. Как результат, уголовный закон дополнен новой статьёй, толкование и последующее применение которой изначально сопряжено с рядом проблем, на которых мы и остановимся в настоящей работе.

Во-первых, статья 2823 УК РФ имеет наименование «Финансирование экстремистской деятельности», тогда как

Это интересно:  Ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента

в диспозиции её части первой говорится о финансировании хотя бы одного из преступлений экстремистской направленности либо деятельности экстремистского сообщества или экстремистской организации, то есть о содействии только части экстремистских проявлений, но не всей экстремистской деятельности. При этом не учитывается, что в правоприменительной практике уголовно наказуемые деяния в виде организации экстремистского сообщества или деятельности экстремистской организации, а равно участия в них (ст. 2821 и 2822 УК РФ) рассматриваются в качестве видов преступлений экстремистской направленности, поэтому указание на данные преступные объединения в диспозиции ч. 1 ст. 2823 УК РФ является излишним. Кроме того, относительно преступлений, предусмотренным ст. 2821 и 2822 УК РФ, искусственно создано их частичное совпадение с финансированием экстремистской деятельности, поскольку деятельность организатора либо участника экстремистского сообщества или экстремистской организации может выражаться в организации материально-технического обеспечения или непосредственном финансировании таких

преступных объединений4. Представляется, что финансирование той или иной преступной деятельности, как правило, придаёт ей организованный характер, предполагающий осуществление таковой под эгидой функционирования того или иного преступного объединения (например, экстремистского сообщества или экстремистской организации), что полностью охватывается статьями Особенной части УК РФ об организации данных объединений или участии в них.

Во-вторых, в тексте диспозиции ч. 1 ст. 2823 УК РФ наблюдается отступление от принципа системности права в виде использования термина, не совпадающего с его смысловым аналогом, закреплённым в нормах Общей части УК РФ: вместо слова «приготовление» указывается слово «подготовка». Та же неточность присутствует и в других статьях Особенной части УК РФ (например, в ст. 2054 и ст. 2821 УК РФ), что говорит о недостаточном соблюдении принципов законодательной техники.

Терминологически не совсем точным выглядит и использование слова «средства» без его дополнения указанием на денежный (имущественный) характер. Можно, конечно, учесть, что такие средства предназначены для финансирования преступной деятельности, что подразумевает «спонсирование» таковой деньгами и (или) другим имуществом, но текст закона должен быть не почвой для предположений и умозаключений, а представлять собой чёткое руководство для его правильного и единообразного применения.

В-третьих, в диспозиции ч. 1 ст. 2823 УК РФ ничего не говорится о размере финансовой помощи экстремисткой деятельности: нет указания на его минимальную границу, отсутствует и дифференциация уголовной ответственности по данному признаку. Кроме того, отсутствует дифференциация уголовной ответственности и с учётом количества преступлений экстремистской направленности, которые финансировались виновным. Полагаем, что это не в полной мере соответствует принципу справедливости (ст. 6 УК РФ) и не способствует единообразному применению ст. 2823 УК РФ. Такая же ситуация наблюдается и в ч. 4 ст. 2051 УК РФ относительно регламентации ответственности за организацию финансирования терроризма.

В-четвёртых, в примечании к ст. 2823 УК РФ, содержащем специальные условия освобождения от уголовной ответственности, говорится о том, что такое освобождение производится, если виновное лицо своими действиями способствовало предотвращению либо пресечению преступления, которое оно финансировало, а равно способствовало пресечению деятельности экстремистского сообщества или экстремистской организации. Возникает вопрос, должно ли состояться предотвращение (пресечение) финансируемого преступления или же достаточно этому способствовать, в

том числе и без положительного результата? Этот же вопрос остался без ответа Пленума Верховного Суда Российской Федерации и применительно к ст. 205 УК РФ об ответственности за террористический акт5.

В-пятых, полагаем, что санкции частей 1 и 2 ст. 2823 УК РФ не соотнесены с санкциями других статей Особенной части УК РФ об ответственности за различные виды преступлений экстремистской направленности, что также может приводить к нарушению принципа справедливости. Например, лицо, финансировавшее совершение нескольких убийств на почве национальной ненависти может понести равную или даже менее строгую ответственность по сравнению с тем, кто финансировал нанесение побоев из тех же побуждений.

Как видим, приведённые замечания касаются не только недостатков законодательной техники, но и подчеркивают необходимость дополнительной проработки, как содержания диспозиции, так и санкций данной статьи УК. Отметим, что автор принимал участие в изучении и обобщении практики деятельности всех судов Российской Федерации при подготовке постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» в 2011 г и обзорной справки по таким делам в 2014 г и не обнаружил хотя бы один пример совершения действий, указанных в ст. 2823 УК РФ. Поэтому подтвердить пробельность законодательства в части противодействия финансированию экстремистской деятельности нам не удалось. Такой же результат был получен и при проведении объемных эмпирических исследований6.

Наряду с этим, следует отметить, что с позиций системности уголовного права финансирование того или иного уголовно наказуемого деяния может представлять собой один из видов соучастия в нём — пособничество, подлежащее квалификации по статье Особенной части УК РФ о соответствующем преступлении со ссылкой на ч. 5 ст. 33 этого УК, что позволяет тем самым учесть фактические характер и степень общественной опасности такого вида деятельности во взаимосвязи с конкретным преступлением. Полагаем, что о пособнических действиях речь идет и в деяниях, ответственность за которые предусмотрена ст. 2051, 2052, 2823 и 2911 УК РФ.

В связи с этим считаем целесообразным изложить ч. 5 ст. 33 УК РФ таким образом, чтобы перечень видов действий (бездействия), относящихся к пособничеству не являлся исчерпывающим, что возможно за счёт завершения законодательного определения данного вида соучастия в преступлении следующим словосочетанием:

Вестник Московского университета МВД России

«. а равно лицо, иным образом существенно содействовавшее совершению преступления». Полагаем, что предлагаемое дополнение позволит, во-первых, избавиться от избыточных специальных уголовно-правовых запретов, касающихся видов пособничества, формально не предусмотренных ч. 5 ст. 33 УК РФ, и, во-вторых, соотнести тяжесть ответственности за пособнические действия (бездействие) с санкцией статьи Особенной части УК РФ об ответственности за конкретное преступление, совершению которого содействовал виновный.

1 См.: Федеральный закон Российской Федерации от 28 июня 2014 г. № 179-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. 2014. 3 июля.

3 См.: Пояснительная записка Комитета Государственной

4 См.: пункты 15, 16, 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 г. № 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экс-тремистской направленности» // Российская газета. 2011. 4 июля.

5 См.: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2012 г. № 1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступле-ниях террористической направленности» // Российская газета. 2012. 17 февраля.

6 См.: Борисов С.В. Преступления экстремистской направленности: проблемы законода-тельства и правоприменения: Дис. . докт. юрид. наук. М., 2012. — 484с.

3 декабря 2014 года в 11:00 в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя совместно с Национальным центральным бюро Интерпола МВД России состоится научно-практическая конференция, посвященная столетию международного полицейского сотрудничества.

В конференции планируется участие начальника Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя генерал-майора полиции И.А. Калиниченко, начальника НЦБ Интерпола МВД России генерал-майора полиции А.В. Прокопчука, советника министра внутренних дел Российской Федерации генерал-майора в милиции в отставке В.С. Овчинского, председателя Ассоциации офицеров связи правоохранительных органов, аккредитованных при иностранных дипломатических миссиях в Российской Федерации Я. Явора, начальника Всероссийского института повышения квалификации МВД России генерал-лейтенанта полиции Ю.Н. Демидова, сотрудников НЦБ Интерпола МВД России, а также профессорско-преподавательского состава и адъюнктов Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

Научно-практическая конференция проводится в соответствии с Планом мероприятий, посвященных столетию проведения Первого международного конгресса криминальной полиции (1914 г, Монако), утвержденным Министром внутренних дел Российской Федерации генерал-полковником полиции В.А. Ко-локольцевым.

В ходе конференции предполагается обсудить следующие вопросы:

• исторические аспекты становления и развития международного полицейского сотрудничества;

• роль Интерпола в борьбе с транснациональной преступностью;

• деятельность МВД России в сфере международного полицейского сотрудничества.

Место проведения конференции:

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, ул. Академика Волгина, д. 12а, корпус 3, конференц-зал

Тексты (тезисы) выступлений направлять по адресу:

По результатам научно-представительского мероприятия планируется издание сборника выступлений.

Финансирование экстремистской деятельности (ст. 282.3 УК РФ).

В отличие от финансирования терроризма, включенного в УК РФ в качестве лишь одной из форм содействия террористической деятельности (ст. 205.1 УК РФ), финансирование экстремистской деятельности было сконструировано Федеральным законом от 28.06.2014 № 179-ФЗ в качестве отдельного, самостоятельного состава преступления.

Объект преступления. Очевидно, что он должен если не полностью, то во многом совпадать с объектами таких ранее рассмотренных преступлений, как публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280), организация экстремистского сообщества (ст. 282.1) и организация деятельности экстремистской организации (ст. 282.2). Поскольку, как указывалось, по поводу объекта этих преступлений в юридической литературе не сложилось единого мнения, то можно предположить, что и объект преступления при финансировании экстремистской деятельности авторами будет восприниматься неоднозначно, т.е., например, как политическая система Российской Федерации, внутренняя безопасность, нормальное функционирование конституционных органов власти и т.п.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 282.3 УК РФ, сконструирована по типу формального состава, в котором деяния, характеризуется как предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг, предназначенных для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений экстремистской направленности либо для обеспечения деятельности экстремистского сообщества или экстремистской организации. Представляется, что относительно понятия «предоставления или сбора средств» следует учитывать толкование, которое термину «средства» уже было дано в Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма (заключена в г. Нью-Йорке 9 декабря 1999 г.): это активы любого рода, осязаемые или неосязаемые, движимые или недвижимые, независимо от способа их приобретения, а также юридические документы или акты в любой форме, в том числе в электронной или цифровой, удостоверяющие право на такие активы или участие в них, включая банковские кредиты, дорожные чеки, банковские чеки, почтовые переводы, акции, ценные бумаги, облигации, векселя, аккредитивы, но не ограничиваясь ими. При уяснении содержанию другого понятия — «финансовые услуги» — необходимо исходить из ст. 4 Федерального закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»: финансовая услуга — сказано здесь — это «банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц».

Это интересно:  Что делать, если арендатор испортил арендуемое имущество?

Как следует из ст. 282.3 УК РФ, уголовно наказуемым в ней объявляется только такое предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг, которое предназначено для финансирования: а) организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений экстремистской направленности либо б) для обеспечения деятельности экстремистского сообщества или экстремистской организации. При решении вопроса об относимости деяния к преступлениям экстремистской направленности следует руководствоваться примечанием 2 к ст. 282.1 УК РФ, согласно которому под преступлениями экстремистской направленности в УК РФ понимаются преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, предусмотренные соответствующими статьями Особенной части УК РФ и п. «е» ч. 1 ст. 63 УК РФ. Понятие преступной организации сформулировано в ст. 1 Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»: это «общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности». Несколько иное имеется в виду под преступным сообществом: согласно п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 №11 под экстремистским сообществом следует понимать устойчивую группу лиц, заранее объединившихся для подготовки или совершения одного или нескольких преступлений экстремистской направленности, характеризующуюся наличием в ее составе организатора (руководителя), стабильностью состава, согласованностью действий ее участников в целях реализации общих преступных намерений. Для признания организованной группы экстремистским сообществом не требуется предварительного судебного решения о запрете либо ликвидации общественного или религиозного объединения либо иной организации в связи с осуществлением экстремистской деятельности.

Субъективная сторона преступления предполагает вину в форме прямого умысла, обязательным признаком которого является осознание того, что предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг, осуществляется для финансирования организации, подготовки и совершения преступления (преступлений) экстремистской направленности или (и) для обеспечения деятельности экстремистского сообщества или экстремистской организации.

Субъект преступления — любое физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Совершение рассматриваемого преступления должностным лицом с использованием своего служебного положения служит основанием для вменения ч. 2 ст. 282.3 УК РФ.

В соответствии с примечанием к ст. 282.3 УК РФ лицо подлежит освобождению от уголовной ответственности по данной статье в двух случаях: 1) если оно путем своевременного сообщения органам власти или иным образом способствовало предотвращению либо пресечению преступления, которое оно финансировало; 2) если лицо способствовало пресечению деятельности экстремистского сообщества или экстремистской организации, для обеспечения деятельности которых оно предоставляло или собирало средства либо оказывало финансовые услуги.

Ответственность за экстремистскую деятельность

В настоящее время противодействие экстремизму как идеологии нетерпимости, возбуждения ненависти либо вражды, унижения достоинства человека либо группы лиц по признакам расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе является важнейшим направлением обеспечения национальной безопасности.

Конституция РФ, устанавливая, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и признавая идеологическое многообразие в качестве одной из основ конституционного строя, гарантирует каждому свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные или иные убеждения и действовать в соответствии с ними; свободу мысли и слова; право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 2, ч. 1 ст. 13, ст. 28, ч. 1 и 4 ст. 29) наряду с иными правами и свободами, включая право на объединение и свободу деятельности общественных объединений (ч. 1 ст. 30).

Вместе с тем Конституция РФ исходит из того, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17). В России запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ч. 5 ст. 13). Запрещаются также любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ч. 2 ст. 19), пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (ч. 2 ст. 29).

Названные конституционные положения одновременно устанавливают, что всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, должно быть запрещено законом исключительно в целях обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

25.07.2002 г. в развитие конституционных положений принят Федеральный закон № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», которым установлены ограничения и запреты на действия, нарушающие права и свободы участников и иных лиц, а также регламентирован конкретный порядок действий, потенциально опасных нарушением прав граждан.

В частности ч.1 ст. 9 данного Закона указано на запрет создания и деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности, ч.1 ст. 11 указано на запрет распространения через средства массовой информации экстремистских материалов и осуществление ими экстремистской деятельности, ч.1 ст. 13 указано на запрет распространения экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения.

Сам термин «экстремизм» происходит от латинского слова extremus – «крайний», справочная литература трактует экстремизм как «приверженность к крайним взглядам и мерам». В наиболее общем виде экстремизм можно определить как идеологию и практику использования крайних (в основном противозаконных) мер для достижения поставленных целей, связанных с нарушением неотъемлемых конституционных прав граждан, интересов общества и государства.

Ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» раскрывает действия, входящие в категорию экстремистская деятельность (экстремизм): насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения; воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения; совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте «е» ч.1 ст. 63 «Обстоятельства, отягчающие наказание» — совершение преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы; пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций; публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения; публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением; организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению; финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.

Вместе с тем, Конституционный Суд РФ в Определении от 02.07.2013 г. № 1053-О, применяя положения Федерального закона от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», указал, что ограничение посредством антиэкстремистского законодательства свободы совести и вероисповедания, свободы слова и права на распространение информации не должно иметь места в отношении какой-либо деятельности или информации на том лишь основании, что они не укладываются в общепринятые представления, не согласуются с устоявшимися традиционными взглядами и мнениями, вступают в противоречие с морально-нравственными и (или) религиозными предпочтениями.

В соответствии с вышеуказанным Федеральным законом от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ:

— при наличии достаточных и предварительно подтвержденных сведений о готовящихся противоправных действиях, содержащих признаки экстремистской деятельности, и при отсутствии оснований для привлечения к уголовной ответственности прокуроры направляют руководителю общественного или религиозного объединения либо руководителю иной организации, а также другим соответствующим лицам предостережение в письменной форме о недопустимости такой деятельности (ст. 6);

— в случае выявления фактов, свидетельствующих о наличии в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, признаков экстремизма, прокурором либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций, общественных объединений и религиозных организаций, выносится предупреждение в письменной форме о недопустимости такой деятельности (ст. 7);

— в случае распространения через средство массовой информации экстремистских материалов либо выявления фактов, свидетельствующих о наличии в его деятельности признаков экстремизма, учредителю и (или) редакции (главному редактору) данного средства массовой информации уполномоченным государственным органом, осуществившим регистрацию данного средства массовой информации, либо федеральным органом исполнительной власти в сфере печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, либо прокурором выносится предупреждение в письменной форме о недопустимости таких действий либо такой деятельности (ст.8);

Это интересно:  Убийство совершённое при превышении допустимых пределов обороны: судебная практика

— в случае осуществления общественным или религиозным объединением, либо иной организацией экстремистской деятельности, повлекшей за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству или создающей реальную угрозу причинения такого вреда, соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация могут быть ликвидированы, а деятельность соответствующего общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом, может быть запрещена по решению суда. Перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности подлежит размещению в сети «Интернет» на сайтах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции в сфере регистрации общественных и религиозных объединений, иных организаций (ст.9);

— в случае осуществления средством массовой информации экстремистской деятельности, повлекшей за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству или создающей реальную угрозу причинения такого вреда, деятельность соответствующего средства массовой информации может быть прекращена по решению суда (ст.11);

— информационные материалы признаются экстремистскими (предназначенными для обнародования документы либо информаци, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы) федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании заявления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому, административному или уголовному делу. Федеральный орган государственной регистрации на основании решения суда о признании информационных материалов экстремистскими в течение тридцати дней вносит их в федеральный список экстремистских материалов, который подлежит размещению в сети «Интернет» на официальном сайте федерального органа государственной регистрации (ст.13);

— при проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования не допускается осуществление экстремистской деятельности. Участникам массовых акций запрещается иметь при себе оружие, а также предметы, специально изготовленные или приспособленные для причинения вреда здоровью граждан или материального ущерба физическим и юридическим лицам. При проведении массовых акций не допускаются привлечение для участия в них экстремистских организаций, использование их символики или атрибутики, а также распространение экстремистских материалов (ст.16);

— за осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в установленном законодательством РФ порядке (ст.15).

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 г. № 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» и исходя из примечания 2 к ст. 282.1 УК РФ, к числу преступлений экстремистской направленности относятся преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, предусмотренные соответствующими статьями Особенной части УК РФ, а также иные преступления, совершенные по указанным мотивам, которые в соответствии с пунктом «е» части 1 статьи 63 УК РФ признаются обстоятельством, отягчающим наказание.

Уголовный кодекс РФ в ст.ст. 205.2, 280, 280.1, 282, 282.1, 282.2 предусматривает уголовную ответственность соответственно за публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма, публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства, организацию экстремистского сообщества, организацию деятельности экстремистской организации. Ряд иных норм уголовного закона также определяют ответственность за совершение отдельных форм экстремистской деятельности, в частности за финансирование экстремистской деятельности (ст. 282.3 УК РФ).

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в гл. 5, 17, 19, ст. 13.15, 15.27, 15.27.1, 20.28, 20.29 также содержит множество норм, направленных на борьбу с отдельными проявлениями экстремистской деятельности.

24.07.2007 г. в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму Федеральным законом № 211-ФЗ в ряд законодательных актов РФ, в том числе УК РФ, КоАП РФ, внесены изменения, ужесточающие ответственность за экстремистские действия.

Так, КоАП РФ дополнен статьей 20.29 «Производство и распространение экстремистских материалов». В ч.1 ст. 63 УК РФ «Обстоятельства, отягчающие наказание» изложен в новой редакции пункт «е» — совершение преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.

Часть 2 ст. 105 (убийство), ч.2 ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью), ч.2 ст. 112 (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью), ч.2 ст. 115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью), ч.2 ст. 116 (побои), ч.2 ст. 117 (истязание), ч.2 ст. 119 (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью), ч.4 ст. 150 (вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления), ч.1 ст. 213 (хулиганство), ч.2 ст. 214 (вандализм), ч.2 ст. 244 (надругательство над телами умерших и местами их захоронения) УК РФ дополнены новыми пунктами (или их редакциями), предусматривающими ответственность за указанные преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.

В ст. 280 УК РФ (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности) под публичными призывами понимаются выраженные в любой форме (устной, письменной, с использованием технических средств, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая сеть Интернет) обращения к другим лицам с целью побудить их к осуществлению экстремистской деятельности.

К действиям, направленным на возбуждение ненависти либо вражды, относятся, в частности, высказывания, обосновывающие и (или) утверждающие необходимость геноцида, массовых репрессий, депортаций, совершения иных противоправных действий, в том числе применения насилия, в отношении представителей какой-либо нации, расы, приверженцев той или иной религии и других групп лиц. При этом, критика политических организаций, идеологических и религиозных объединений, политических, идеологических или религиозных убеждений, национальных или религиозных обычаев сама по себе не должна рассматриваться как действие, направленное на возбуждение ненависти или вражды.

Преступление считается оконченным с момента публичного провозглашения (распространения) хотя бы одного обращения независимо от того, удалось побудить других граждан к осуществлению экстремистской деятельности или нет.

Наказание за совершение данного преступления предусматривает лишение на срок до 5 лет.

Преступление, предусмотренное ст. 282 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства), совершается только с целью возбудить ненависть либо вражду, а также унизить достоинство человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе.

В отличие от предусмотренных главой 16 УК РФ насильственных преступлений против жизни и здоровья, совершаемых по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, насилие, применяемое при совершении преступления, предусмотренного ст.282 УК РФ, является не только выражением ненависти в отношении конкретного потерпевшего, но и направлено на достижение специальной цели — возбуждение ненависти или вражды в других людях (о чем, например, может свидетельствовать применение в общественных местах в присутствии посторонних лиц насилия в отношении потерпевшего по признаку принадлежности к определенной расе или национальности, сопровождаемое расистскими или националистическими высказываниями).

Наказание за совершение данного преступления предусматривает лишение на срок до 5 лет.

В ст. 282.1 УК РФ (организация экстремистского сообщества) под экстремистским сообществом понимается устойчивая группа лиц, заранее объединившихся для подготовки или совершения одного или нескольких преступлений экстремистской направленности, характеризующуюся наличием в ее составе организатора (руководителя), стабильностью состава, согласованностью действий ее участников в целях реализации общих преступных намерений.

Преступление в форме участия лица в экстремистском сообществе считается оконченным с момента начала подготовки к совершению преступления экстремистской направленности или совершения хотя бы одного из указанных преступлений или иных конкретных действий по обеспечению деятельности экстремистского сообщества.

Наказание за совершение данного преступления предусматривает лишение на срок до 10 лет.

В ст. 282.2 УК РФ (организация деятельности экстремистской организации) под организацией деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности, понимаются действия организационного характера, направленные на продолжение или возобновление противоправной деятельности запрещенной организации (например, созыв собраний, организация вербовки новых членов, шествий, использование банковских счетов, если это не связано с процедурой ликвидации).

Наказание за совершение данного преступления предусматривает лишение на срок до 8 лет.

В соответствии с примечанием к статье 282.2 УК РФ лицо, добровольно прекратившее участие в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.

СУ УМВД России по Оренбургской области

Статья написана по материалам сайтов: base.garant.ru, xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai, cyberleninka.ru, studme.org, 56.xn--b1aew.xn--p1ai.

»


Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector