+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Ответственность за нарушение избирательных прав граждан: нюансы законодательства

Статья 93. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан

1. Уголовную, административную либо иную ответственность в соответствии с федеральными законами несут лица:

а) препятствующие путем насилия, обмана, угроз, подлога или иным способом свободному осуществлению гражданином Российской Федерации права избирать и быть избранным,

б) использующие преимущества своего должностного или служебного положения в целях избрания,

в) принуждающие граждан или препятствующие им ставить подписи в поддержку кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, а также участвующие в подделке данных подписей,

г) осуществляющие подкуп избирателей, то есть деяние, запрещенное пунктом 2 статьи 60 настоящего Федерального закона,

д) своевременно не сформировавшие и не уточнившие сведения о зарегистрированных избирателях (списки избирателей),

е) распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах или совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов,

ж) нарушающие права членов избирательных комиссий, в том числе с правом совещательного голоса, наблюдателей, иностранных (международных) наблюдателей, доверенных лиц кандидатов, доверенных лиц и уполномоченных представителей избирательных объединений, избирательных блоков, представителей средств массовой информации, в том числе право на своевременное получение информации и копий избирательных документов, на заверение копий указанных документов,

з) нарушающие правила проведения предвыборной агитации, в том числе лица, проводящие агитацию в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования,

и) осуществляющие благотворительную деятельность, а также изготовляющие и распространяющие коммерческую и иную рекламу в нарушение настоящего Федерального закона,

к) не создающие условия для проведения массовых мероприятий в случае, если такая обязанность возложена на них законом,

л) нарушающие установленные настоящим Федеральным законом правила финансирования избирательной кампании,

м) скрывшие остатки избирательных бюллетеней или изготовившие дополнительные, не учтенные избирательной комиссией тиражи избирательных бюллетеней, открепительных удостоверений,

н) препятствующие или противозаконно вмешивающиеся в работу избирательных комиссий либо деятельность членов избирательных комиссий, связанную с исполнением ими своих обязанностей,

о) препятствующие голосованию на избирательных участках,

п) нарушающие тайну голосования,

р) принуждающие избирателей голосовать вопреки их собственному выбору,

с) осуществившие подлог избирательных документов, составившие и выдавшие заведомо ложные документы, осуществившие заведомо неправильный подсчет голосов или установление результатов выборов, не представившие или не опубликовавшие сведения об итогах голосования вопреки возложенным на них обязанностям,

т) нарушающие права граждан на ознакомление со списком избирателей,

у) выдающие гражданам избирательные бюллетени в целях предоставления им возможности проголосовать за других лиц или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования либо дающие (выдающие) гражданам заполненные избирательные бюллетени,

ф) не представляющие или не публикующие отчеты о расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, финансовые отчеты кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков,

х) работодатели, отказывающие в предоставлении предусмотренного настоящим Федеральным законом отпуска для участия в выборах либо в освобождении от работы для выполнения государственных обязанностей,

ц) должностные лица государственных органов, не осуществившие по представлению избирательных комиссий проверку информации о нарушениях настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и не принявшие мер по пресечению таких нарушений.

2. Участковая, территориальная, окружная избирательные комиссии, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе составить в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении, совершенном кандидатом, зарегистрированным кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока, а также иными лицами в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Ответственность за нарушение избирательных прав граждан

Административная ответственность за нарушение избирательных прав граждан

Административные правонарушения в этой сфере и ответственность за их совершение предусмотрены главой 5 (статьи 5.1 — 5.25) КоАП РФ.

Исходя из специфики и предметной характеристики отношений, являющихся объектом правонарушения, последние можно классифицировать по определенным группам:

— нарушения, связанные с осуществлением деятельности избирательных комиссий;

— нарушения индивидуальных прав субъектов избирательного права;

— нарушения установленных законом правил финансирования избирательной кампании и кампании референдума;

— нарушения установленных законом правил ведения предвыборной агитации и прав граждан на получение информации о выборах и референдуме;

К первой группе относятся следующие административные правонарушения:

— нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума, либо нерассмотрение в установленный законом срок заявления о неправильности в списке избирателей, участников референдума, либо отказ выдать гражданину письменный ответ о причине отклонения заявления о внесении исправления в список избирателей, участников референдума (статья 5.1 КоАП РФ);

— неисполнение решения избирательной комиссии (комиссии референдума), принятого в пределах ее компетенции, а равно непредставление государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, организациями независимо от формы собственности, в том числе организациями, осуществляющими теле- и (или) радиовещание, редакциями периодических печатных изданий, а также должностными лицами указанных органов и организаций в избирательную комиссию, комиссию референдума сведений и материалов, либо представление таких сведений и материалов с нарушением установленного законом срока, за исключением случаев, предусмотренных статьей 5.4 и частью 1 статьи 5.17 КоАП РФ (статья 5.3 КоАП РФ);

— нарушение установленного законом порядка представления сведений об избирателях, участниках референдума либо представление недостоверных сведений об избирателях, участниках референдума соответствующим избирательным комиссиям должностным лицом, на которое законом возложена эта обязанность (статья 5.4 КоАП РФ).

В группу нарушений индивидуальных прав субъектов избирательного права включаются:

К административным правонарушениям в сфере финансирования избирательных кампаний и референдума можно отнести:

— непредоставление кандидатом, лицом, являвшимся кандидатом, лицом, избранным депутатом или на иную выборную должность, либо избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума, кредитной организацией в установленный законом срок отчета, сведений об источниках и о размерах средств, перечисленных в избирательный фонд, фонд референдума, и обо всех произведенных затратах на проведение избирательной кампании, кампании референдума, неполное предоставление в соответствии с законом таких сведений либо предоставление недостоверных отчета, сведений (часть 1 статьи 5.17 КоАП РФ);

— непредоставление, не предусмотренное законом неполное предоставление либо несвоевременное предоставление председателем избирательной комиссии, комиссии референдума в средства массовой информации для опубликования сведений о поступлении и расходовании средств избирательных фондов, фондов референдума либо финансовых отчетов кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений (часть 2 статьи 5.17 КоАП РФ);

— использование кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума при финансировании своей избирательной кампании или кампании референдума денежных средств, не перечисленных в избирательный фонд, фонд референдума, или денежных средств, поступивших в избирательный фонд, фонд референдума с нарушением законодательства о выборах и референдумах, а равно расходование иными лицами в целях достижения определенного результата на выборах, референдуме денежных средств, не перечисленных в избирательный фонд, фонд референдума, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо превышение установленных законом предельных размеров расходования средств избирательного фонда, фонда референдума, либо расходование денежных средств избирательного фонда, фонда референдума на не предусмотренные законодательством о выборах и референдумах цели (статья 5.18 КоАП РФ);

Оказание финансовой поддержки избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума помимо их избирательных фондов, фондов референдума, либо бесплатные или по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам выполнение работ, оказание услуг, реализация товаров юридическими лицами, их филиалами, представительствами и иными подразделениями, связанных с проведением выборов, референдума и направленных на достижение определенного результата на выборах, на выдвижение инициативы проведения референдума, на достижение определенного результата на референдуме, либо выполнение оплачиваемых работ, реализация товаров, оказание платных услуг, направленных на достижение определенного результата на выборах, на выдвижение инициативы проведения референдума, на достижение определенного результата на референдуме без документально подтвержденного согласия кандидата или его уполномоченного представителя по финансовым вопросам, уполномоченного представителя по финансовым вопросам избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума и без оплаты из соответствующего избирательного фонда, фонда референдума, либо внесение пожертвований в избирательный фонд, фонд референдума через подставных лиц, либо оказание кандидату, инициативной группе по проведению референдума, иной группе участников референдума для проведения соответствующей избирательной кампании, кампании референдума материальной поддержки, направленной на достижение определенного результата на выборах, референдуме, без компенсации за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния (статья 5.20 КоАП РФ);

В сфере отношений, связанных с предвыборной агитацией и реализацией права граждан на информацию о выборах и референдуме, предусмотрена административная ответственность за следующие нарушения:

— нарушение главным редактором, редакцией средства массовой информации, организацией, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, либо иной организацией, осуществляющей выпуск или распространение средства массовой информации, порядка опубликования (обнародования) материалов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, в том числе агитационных материалов, а равно нарушение в период избирательной кампании, кампании референдума порядка опубликования (обнародования) указанных материалов в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, включая сеть Интернет (часть 1 статьи 5.5 КоАП РФ);

— непредоставление государственной или муниципальной организацией, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, редакцией государственного или муниципального периодического печатного издания избирательной комиссии, комиссии референдума на безвозмездной основе, а равно в установленный законом срок соответственно эфирного времени, печатной площади для информирования избирателей, участников референдума, ответов на вопросы граждан, обнародования решений и актов избирательной комиссии, комиссии референдума, а также для размещения иной информации, обнародование которой предусмотрено законодательством о выборах и референдумах (часть 2 статьи 5.5 КоАП РФ);

Это интересно:  Ответственность за умышленное причинение вреда здоровью средней тяжести

— нарушение кандидатом, избирательным объединением, членом или уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, иным лицом, уполномоченным выступать от имени кандидата, избирательного объединения или привлеченным указанными лицами к проведению предвыборной агитации, либо лицом, замещающим государственную должность или выборную муниципальную должность, предусмотренных законодательством о выборах и референдумах порядка и условий проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и в периодических печатных изданиях (статья 5.8 КоАП РФ);

— нарушение предусмотренных законодательством о выборах и референдумах условий рекламы предпринимательской и иной деятельности кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, иных лиц и организаций, на рекламирование предпринимательской и иной деятельности которых распространяются требования и ограничения, предусмотренные законодательством о выборах и референдумах (статья 5.9 КоАП РФ);

— проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах (статья 5.10 КоАП РФ);

— проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом, а равно привлечение к проведению предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лиц, которые не достигнут на день голосования возраста 18 лет, в формах и методами, которые запрещены федеральным законом (статья 5.11 КоАП РФ);

— изготовление или распространение в период подготовки и проведения выборов, референдума печатных или аудиовизуальных агитационных материалов, не содержащих установленной федеральным законом информации об их тираже, дате выпуска, об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума, о наименовании, юридическом адресе и об идентификационном номере налогоплательщика организации либо о фамилии, имени, отчестве, о месте жительства лица, изготовивших эти печатные или аудиовизуальные агитационные материалы, а также о наименовании организации либо о фамилии, об имени, отчестве лица, заказавших изготовление этих печатных или аудиовизуальных агитационных материалов, изготовление печатных или аудиовизуальных агитационных материалов, в которых перечисленные данные указаны неверно, изготовление или распространение печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов, содержащих коммерческую рекламу, либо без предварительной оплаты за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума, распространение печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов без предоставления их экземпляра (копии) либо фотографии в соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума вместе со сведениями о месте нахождения (об адресе места жительства) организации (лица), изготовившей и заказавшей (изготовившего и заказавшего) эти материалы, а равно распространение печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов с нарушением требований закона к использованию в них изображения физического лица, высказываний физического лица о кандидате, об избирательном объединении (часть 1 статьи 5.12 КоАП РФ);

— размещение печатных агитационных материалов в местах, где это запрещено федеральным законом, либо размещение этих материалов в помещениях, зданиях, на сооружениях и иных объектах без разрешения собственников или владельцев указанных объектов (часть 2 статьи 5.12 КоАП РФ);

— непредоставление до окончания срока предвыборной агитации возможности обнародовать (опубликовать) опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации зарегистрированного кандидата, деловой репутации избирательного объединения в случае обнародования (опубликования) в средствах массовой информации материалов, способных нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированного кандидата, деловой репутации избирательного объединения, если в соответствии с федеральным законом предоставление такой возможности является обязательным (статья 5.13 КоАП РФ);

— умышленное уничтожение или повреждение информационных либо агитационных печатных материалов, вывешенных в соответствии с законом на зданиях, сооружениях или иных объектах с согласия их собственника или владельца в ходе избирательной кампании, подготовки или проведения референдума, либо нанесение надписей или изображений на информационные либо агитационные печатные материалы (статья 5.14 КоАП РФ);

— выдача председателем, заместителем председателя, секретарем или иным членом избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса лицам, указанным выше, заверенной копии протокола избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов или референдума, содержащей данные, которые не соответствуют данным, содержащимся в первом экземпляре соответствующего протокола, либо заверение председателем, заместителем председателя, секретарем или иным членом избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса копии протокола с нарушением требований, предусмотренных законом (часть 2 статьи 5.6 КоАП РФ).

Нарушения избирательных прав в той или иной степени имеют цель повлиять на результаты голосования. В этой связи административное законодательство предусматривает ответственность за действия, направленные на оказание соответствующего противоправного влияния на избирателя и за нарушение установленного законом порядка голосования и установления его результатов. Таковыми, в частности, являются:

— подкуп избирателей, участников референдума, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо осуществление благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах (статья 5.16 КоАП РФ);

— незаконная выдача членом избирательной комиссии, комиссии гражданину избирательного бюллетеня в целях предоставления ему возможности проголосовать за других лиц или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования либо выдача гражданину заполненного избирательного бюллетеня (статья 5.22 КоАП РФ);

— сокрытие остатков тиражей избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме (статья 5.23 КоАП РФ);

— нарушение председателем или членом избирательной комиссии, комиссии референдума установленного законом порядка подсчета голосов либо установленного законом порядка обработки итогов голосования, определения результатов выборов, референдума (часть 1 статьи 5.24 КоАП РФ);

— непредоставление либо несвоевременное предоставление председателем участковой избирательной комиссии, комиссии референдума для ознакомления избирателям, участникам референдума, зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, наблюдателям, иностранным (международным) наблюдателям, представителям средств массовой информации сведений об итогах голосования (часть 1 статьи 5.25 КоАП РФ);

В качестве административного правонарушения может выступать только противоправное деяние — такое действие или бездействие, которое нарушает нормы действующего законодательства о выборах и соответствующие статьи КоАП и других федеральных законов.

Административная ответственность физических лиц может наступить только за виновное нарушение законодательства о выборах. Вина — это психическое отношение нарушителя к совершенному им правонарушению и его последствиям. Применительно к административным правонарушениям законодатель различает две формы вины — умысел и неосторожность.

Ответственность за нарушение избирательных прав граждан

Административная ответственность за нарушение избирательных прав граждан на участие в референдуме

За последние годы были приняты: федеральные законы Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 19 сентября 1997 г. (с изм. от 30 марта 1999 г.), «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 24 июня 1999 г., «О выборах Президента Российской Федерации» от 31 декабря 1999 г., «Об административной ответственности юридических лиц за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах» от 6 декабря 1999 г.

Обновление федерального законодательства о выборах и референдумах обусловливает и развитие норм об административной ответственности за нарушение требований и запретов, установленных названными нормативными правовыми актами.

Административная ответственность является одним из самых распространенных и часто применяемых видов юридической ответственности, а благодаря своим процедурным установлениям — формой немедленного или оперативного реагирования на неправомерные деяния, совершенные как физическими, так и юридическими лицами. В сфере избирательных отношений административная ответственность призвана воздействовать на различные правонарушения со стороны должностных лиц государственных органов, кандидатов, избирательных объединений, граждан и других лиц во время проведения избирательной кампании и, в конечном счете, снижать число правонарушений путем общей и частной превенции.

Распространенными нарушениями в данной сфере являются: злоупотребление государственными служащими и иными должностными лицами своим служебным положением для публичной поддержки кого-либо из кандидатов, а также отдельных избирательных объединений и блоков; нарушение правил предвыборной агитации, в том числе через средства массовой информации; подкуп избирателей путем вручения или обещания им денежных средств, подарков или иных материальных благ и т.д. К сожалению, практика применения административной ответственности не столь уж велика, как могла бы быть при реальной численности правонарушений в избирательной сфере. В качестве причины этого можно указывать и в целом на правовой нигилизм в обществе в различных его проявлениях, и на малую эффективность административных взысканий благодаря скромным размерам штрафов (особенно в сравнении с финансовыми возможностями и избирательными фондами участников избирательной кампании), и на отсутствие иных, более жестких альтернативных взысканий, и на попустительство со стороны лиц, обязанных реагировать на административные правонарушения, и на подчас некачественную работу наблюдателей, и на зачастую скрытый, неявный характер правонарушений. Однако нельзя сказать, что административное законодательство, действующее в этой области, является несовершенным, ибо с течением времени и вплоть до настоящего момента нормы об административной ответственности подвергались тщательной ревизии в соответствии с меняющимися политическими и правовыми условиями жизни общества.

Впервые административная ответственность за нарушение законодательства РФ о выборах и референдумах была установлена в 1990 г., когда в КоАП РСФСР было внесено пять составов административных проступков в этой сфере общественных отношений. Со временем (в 1995 г.) их количество было увеличено до тринадцати, а в 2000 г. коренному изменению подверглись и сами материальные нормы, закрепленные уже 24 статьями, и процессуальные правила их применения. Одновременно были устранены некоторые правовые коллизии, недостатки и пробелы в ранее действовавшем законодательстве об административной ответственности. В частности, четко разведены нормы административной и уголовной ответственности (ст.141, 142 УК РФ) и разграничены основания их применения.

В таком виде нормы об административной ответственности в сфере избирательных отношений просуществовали до 2001 г. и перекочевали почти в неизменном виде в новый Кодекс РФ об административных правонарушениях. Незначительность внесенных материально-правовых изменений говорит об адекватности данных норм реалиям сегодняшнего дня.

Существенным же, принципиальным новшеством в КоАП РФ по сравнению со старым Кодексом (и в целом, и в данном разделе) является то, что действие нового Кодекса будет распространяться не только на физических, но и на юридических лиц.

Это интересно:  Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта: общая характеристика, понятие и виды

Административная ответственность юридических лиц является относительно новым правовым институтом и актуальной проблемой в административно-правовой науке. В отличие от норм об административной ответственности граждан (в том числе должностных лиц), сведенных воедино в КоАП РСФСР, нормы административной ответственности юридических лиц были рассредоточены по различным законодательным актам прямого действия, устанавливающим такую ответственность в определенных областях и сферах общественных отношений (в строительстве, в области природопользования, использования атомной энергии, в избирательных отношениях и т.д.). Концепция нового Кодекса предусматривает, что все федеральные нормы об административной ответственности должны включаться в Кодекс, а это соответствует идее реальной кодификации законодательства об административных правонарушениях. Установление административной ответственности юридических лиц является одним из средств обеспечения исполнения возложенных на них обязательств. Меры административной ответственности должны применяться к юридическим лицам как субъектам административных правонарушений вне зависимости от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Цель кодификации была достигнута, в частности, путем объединения и переработки норм административной ответственности в сфере избирательных отношений физических лиц, установленных КоАП РСФСР, и норм Федерального закона от 6 декабря 1999 г. «Об административной ответственности юридических лиц за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах».

В новом КоАП РФ составы проступков, связанных с нарушением избирательного законодательства, фиксируют 25 статей. С них начинается Особенная часть Кодекса и первая из ее глав — глава 5 «Административные правонарушения, посягающие на права граждан». Это лишний раз говорит о значимости избирательных прав граждан и соответствующих общественных отношений, которым причиняется вред правонарушением. Расположение этих статей имеет достаточно упорядоченный характер — в соответствии с логической последовательностью стадий избирательного процесса: от составления списка избирателей до подсчета итогов голосования и опубликования итогов выборов в средствах массовой информации. Аналогичная последовательность свойственна и регламентации данных общественных отношений в законодательных актах РФ о выборах и референдумах.

Из 25 указанных статей в большинстве случаев субъект ответственности конкретизирован. Специальный субъект может быть назван как в санкции правовой нормы (что встречается чаще), так и в ее диспозиции или же вытекает из ее непосредственного содержания. Среди физических лиц — это должностные лица государственных и муниципальных органов, средств массовой информации, кредитных организаций, председатель или члены избирательной комиссии, кандидаты, зарегистрированные кандидаты, лица, являвшиеся кандидатами, доверенные лица и уполномоченные представители кандидатов, избирательных объединений и блоков и др. Таким образом, среди названных лиц могут быть лица, как непосредственно участвующие в избирательном процессе и заинтересованные в его исходе, так и имеющие косвенное, опосредованное отношение к нему.

Ответственность юридических лиц за нарушение избирательного законодательства наряду с ответственностью физических лиц установлена КоАП РФ в 13 случаях: за неисполнение решения избирательной комиссии; за нарушение установленного порядка опубликования документов, связанных с подготовкой и проведением выборов; за нарушение условий проведения предвыборной агитации через средства массовой информации; за нарушение в ходе избирательной кампании условий рекламы предпринимательской и иной деятельности; за проведение предвыборной агитации в период ее запрещения и в местах, где она запрещена законом; за проведение предвыборной агитации лицами, которым запрещено законом участие в ее проведении; за изготовление или распространение анонимных агитационных материалов; за непредоставление возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации зарегистрированного кандидата; за вручение избирателям денежных средств, подарков, бесплатное или льготное оказание услуг; за финансирование избирательной кампании помимо избирательных фондов и оказание иной запрещенной законом материальной поддержки; за изготовление неучтенных тиражей бюллетеней для голосования либо сокрытие остатков бюллетеней и др.

В некоторых случаях прямо установлено, что субъектом ответственности может быть само избирательное объединение или в равных долях избирательные объединения, входящие (входившие) в избирательный блок, -за незаконное использование им (ими) денежных средств; за принятие и использование незаконной материальной поддержки.

Основным видом административного взыскания для юридических лиц по-прежнему является штраф. КоАП РФ в рассматриваемых статьях устанавливает штрафы для юридических лиц в пределах от 100 до 500 минимальных размеров оплаты труда. В двух случаях наряду со штрафом применяется также конфискация непосредственного объекта административного правонарушения.

Таким образом, в настоящее время значительное внимание в законодательстве уделяется административной ответственности как простого гражданина, так и должностных лиц и юридических лиц.

Совершение тех или иных правонарушений в сфере избирательных отношений может повлечь за собой изменение или прекращение правоотношений. Так, например, нарушение правил выдвижения и регистрации кандидатов, нарушение условий проведения предвыборной агитации и финансирования избирательной кампании, вручение избирателям денежных средств и подарков (фактически их подкуп) и другие подобные действия могут повлечь за собой отмену (аннулирование) регистрации кандидатов. Если судом будет установлено, что данные нарушения избранных кандидатов имели место и не позволяют с достоверностью выявить истинное волеизъявление избирателей, он может отменить решение избирательной комиссии о результатах голосования, об итогах выборов. Отмена судом решения о результатах голосования и об итогах выборов может быть связана также и с другими нарушениями принципа законности, допущенными при составлении списков избирателей, проведении голосования, наблюдении за голосованием, подсчете голосов и т.д.

Несмотря на возможность привлечения виновных в совершении административных правонарушений к ответственности, граждане должны помнить, что свои нарушенные избирательные права они могут защитить сами, не дожидаясь применения мер административно-правового принуждения к нарушающим принцип законности лицам. В соответствии со ст.1 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» и ст.63 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие референдуме граждан Российской Федерации» решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд. В соответствии с альтернативным порядком обжалования, установленным действующим российским законодательством, решения и действия (бездействие) избирательных комиссий могут быть обжалованы как в суд, так и в вышестоящую избирательную комиссию, либо одновременно в обе эти инстанции. В последнем случае решение суда является приоритетным.

Ответственность за нарушение избирательных прав граждан

избирательный право юридический ответственность

Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах устанавливается федеральными законами.

Установление оснований и мер юридической ответственности относится к ведению Российской Федерации. Данные отношения могут регламентироваться нормативными правовыми актами только в форме федерального закона. За нарушение законодательства о выборах и референдумах, федеральными законами предусмотрено несколько видов юридической ответственности (см. таблицу).

Меры неблагоприятного воздействия, применяемые к лицам, нарушающим избирательные права граждан. Действующее избирательное законодательство за нарушение избирательных прав граждан предусматривает три вида юридической ответственности:

В некоторых случаях применяется и гражданско-правовая ответственность (для опровержения по суду распространяемых ложных сведений, унижающих честь и достоинство, — ст. 152 ГК).

Конституционно-правовая ответственность предусмотрена нормами конституционного (избирательного) права и применяется по отношению как к физическим, так и к юридическим лицам (коллективу людей, являющемуся субъектом права). К данному виду ответственности относятся: расформирование избирательных комиссий; отмена решения о регистрации кандидата (списка кандидатов); отстранение члена участковой избирательной комиссии от участия в ее работе за попытку воспрепятствовать работе этой комиссии, осуществлению избирательных прав граждан, за нарушение тайны голосования; удаление из помещения для голосования наблюдателя, иных лиц.

Административная ответственность за нарушения законодательства о выборах и референдумах предусмотрена Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ). В соответствии со статьей 5.1 КоАП РФ, нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума либо не рассмотрение в установленный законом срок заявления о неправильности в списке избирателей (участников референдума) либо отказ выдать гражданину письменный ответ о причине отклонения заявления о внесении исправления в список избирателей (участников референдума) — влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до пятнадцати МРОТ Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 января 2002г. №67-ФЗ (в последней ред. ФЗ 16.10.12 №67-ФЗ) //Собрание законодательства РФ. 2002. №24. Ст. 2253; 2012. №15. Ст. 1739.. В указанной норме сформулировано три состава административных правонарушений:

1) нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей (участников референдума);

2) не рассмотрение в установленный федеральным законом срок заявления о неправильности в списке избирателей (участников референдума);

3) отказ выдать гражданину письменный ответ с указанием причины отклонения заявления о внесении исправления в список избирателей (участников референдума).

С объективной стороны данные административные правонарушения могут быть совершены в различных формах. Например, нарушение срока представления для ознакомления списков избирателей; отказ гражданину в ознакомлении со списком избирателей; не рассмотрение в установленный законом срок заявления о неправильности в этом списке; отказ выдать гражданину ответ в письменной форме с изложением мотивов отклонения заявления о внесении исправления в список избирателей; выдача гражданину ответа в письменной форме без изложения мотивов отклонения заявления. Субъективная сторона административных правонарушений характеризуется тем, что они могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности. Субъектами рассматриваемых административных правонарушений являются члены участковой комиссии, которые обязаны рассматривать заявления граждан. Как правило, это — председатели, заместители председателей и секретари данных комиссий.

Административная ответственность за неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума, а также за непредставление сведений и материалов по запросу комиссии предусмотрена статьей 5.3 кодекса. Неисполнение решения комиссии либо непредставление сведений и материалов по ее запросу осуществляется, как правило, в форме бездействия. Субъектами этих правонарушений являются должностные лица и юридические лица, на которых возложено исполнение решения избирательной комиссии или представление сведений и материалов. С субъективной стороны правонарушения могут быть совершены должностными лицами как умышленно, так и по неосторожности.

Это интересно:  Уголовная ответственность за отказ от дачи показаний

В соответствии со статьей 5.4 КоАП РФ нарушение установленного законом порядка предоставления сведений об избирателях, участниках референдума либо представление недостоверных сведений об избирателях, участниках референдума соответствующим избирательным комиссиям должностным лицом, на которое законом возложена эта обязанность, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до пятидесяти МРОТ. Данные правонарушения имеют специальный субъект — уполномоченные должностные лица органов местного самоуправления (главы местных администраций, мэры районов и городов), командиры воинских частей. Субъективной стороной правонарушения характеризуется как умышленной, так и неосторожной формами вины.

Нарушение прав члена избирательной комиссии, комиссии референдума, наблюдателя, иностранного (международного) наблюдателя, доверенного лица или уполномоченного представителя кандидата, избирательного объединения, члена или уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума либо представителя средства массовой информации на осуществление наблюдения и на своевременное получение информации и копий документов влечет административную ответственность на основании части 1 статьи 5.6 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти МРОТ, а на должностных лиц в размере от десяти до двадцати МРОТ. Нарушение установленных законом наблюдательных и информационных прав отдельных участников избирательного и референдумного процесса может быть осуществлено как в форме противоправных действий (например, устный или письменный отказ наблюдателю в ознакомлении с протоколом участковой избирательной комиссии об итогах голосования), так и в форме противоправного бездействия (например, невыполнение без всяких объяснений требования представителя средства массовой информации по выдаче копии протокола об итогах голосования или о результатах выборов). Субъектами данного правонарушения могут быть как граждане, так и должностные лица. Правонарушение может быть совершено как с умышленной формой вины, так и по неосторожности.

Административная ответственность наступает и за выдачу председателем, заместителем председателя, секретарем или иным членом комиссии с правом решающего голоса наблюдателям и иным лицам заверенной копии протокола комиссии об итогах голосования, о результатах выборов или референдума, содержащей данные, которые не соответствуют данным, содержащимся в первом официальном экземпляре соответствующего протокола (часть 2 статьи 5.6 КоАП РФ). Совершение этого правонарушения влечет наложение на виновных лиц административного штрафа в размере от пятнадцати до двадцати МРОТ. В соответствии со статьей 5.13 КоАП РФ непредоставление возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации тоже расценивается законодателем как административное правонарушение и другие.

Установление административной ответственности за нарушения законодательства о выборах и референдумах относится к ведению федерального законодателя.

Дела об административных нарушениях избирательных прав граждан и права граждан на участие в референдуме рассматриваются судами.

Административная ответственность юридических лиц за совершение отдельных нарушений законодательства о выборах и референдумах предусмотрена Федеральным законом «Об административной ответственности юридических лиц за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах».

За нарушение законодательства о выборах и референдумах административную ответственность в качестве юридических лиц могут нести:

— организации, осуществляющие теле и (или) радиовещание;

— редакции периодических печатных изданий;

— кредитные организации (учреждения);

— полиграфические предприятия и др.

Как отмечалось, в Федеральном законе «Об административной ответственности юридических лиц за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах» составы административных правонарушений, субъектами которых являются юридические лица, сформулированы в статьях 2-11 этого закона. За аналогичные административные правонарушения в КоАП установлена и административная ответственность физических лиц.

Возникает закономерный вопрос: в каких случаях наряду с административной ответственностью физических лиц наступает административная ответственность юридических лиц? К сожалению, прямого ответа на этот вопрос действующее законодательство об административных правонарушениях не дает.

Как представляется, юридические лица, когда это прямо установлено законом, могут нести административную ответственность за деяния (действия, бездействие) физических лиц, когда эти деяния:

— совершены работниками юридического лица или уполномоченными им лицами с ведома администрации юридического лица или были ею санкционированы;

— совершены в пользу юридического лица (например, за совершение наказуемого действия денежные средства перечислены на счет юридического лица);

— совершены с использованием финансовых и иных материальных ресурсов юридического лица.

За административно-наказуемые нарушения законодательства о выборах и референдумах юридические лица подвергаются штрафу, налагаемому в судебном порядке. И только за отдельные нарушения (статьи 7 и 9 Федерального закона «Об административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах») наряду со штрафом применяется в качестве дополнительного взыскания конфискация, которая состоит в принудительном безвозмездном изъятии анонимных агитационных материалов и предметов незаконного пожертвования в собственность государства.

Уголовная ответственность, предусмотренная Уголовным кодексом РФ (УК РФ) за совершение преступлений, нарушающих избирательные права граждан и права граждан на участие в референдуме наступает за совершение общественно опасных нарушений законодательства о выборах и референдумах, причиняющих существенный вред охраняемым законом общественным отношениям в сфере реализации гражданами избирательных прав, организации и проведения выборов и референдумов.

Уголовная ответственность регламентируется УК РФ, который насчитывает четыре статьи, посвященных посягательствам на избирательные права граждан:

ст. 141.1. — Нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума;

ст. 142.1. — Фальсификация итогов голосования.

В соответствии с ч. 1 ст. 141 УК РФ уголовно-наказуемым является воспрепятствование осуществлению гражданином своих избирательных прав или права участвовать в референдуме, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий или комиссий по проведению референдума. Данное преступление наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

Совершение деяний, указанных в ч. 1 ст. 141 УК РФ, с дополнительными квалифицирующими обстоятельствами (соединенных с подкупом, обманом, применением насилия либо с угрозой его применения; совершенные лицом с использованием своего служебного положения; совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой) наказывается согласно ч. 2 ст. 141 УК РФ штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

В ч. 2 ст. 141 УК РФ под подкупом понимается предоставление или обещание предоставления имущественных выгод за отказ гражданина в реализации им его избирательных прав; под обманом — преднамеренное введение в заблуждение гражданина при сообщении ложных сведений, предоставлении подложных документов или в совершении других подобных действий; под насилием — причинение побоев, легкого и средней тяжести вреда здоровью, незаконное лишение свободы; под использованием служебного положения — воспрепятствование осуществлению избирательных прав с использование служебного положения в любой форме См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Особенная часть. М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1996. С. 88-89.

В соответствии со ст. 142 УК РФ фальсификация избирательных документов, документов референдума, заведомо неправильный подсчет голосов либо заведомо неправильное установление результатов выборов, референдума, нарушение тайны голосования, если эти деяния совершены членом избирательной комиссии, инициативной группы или комиссии по проведению референдума наказываются штрафом в размере от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет. Указанное преступление может быть совершено только с прямым умыслом Дмитриев Ю. А., Исраелян В. Б. Избирательное право и процесс в Российской Федерации. М., 2012;.

Под фальсификацией документов в данном составе преступления следует понимать действия по изменению содержания подлинного документа путем внесения в него заведомо ложных сведений, подделки, подчистки или пометки другим числом, а также в изготовлении другого документа с ложным содержанием (см. Комментарий к Уголовному кодексу РФ. Особенная часть. М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1996). При этом избирательными документами являются предусмотренные законодательством письменные документы, имеющие определенное юридическое значение в избирательном процессе (фиксируют юридические факты, предоставляют субъективные права и др.). Законодательство к числу избирательных документов относит, в частности: избирательные бюллетени; списки избирателей; списки участников референдума; удостоверение кандидата в депутаты; подписные листы для регистрации кандидатом; протоколы избирательных комиссий.

Уголовную ответственность за совершение преступления, предусмотренного ст. 142 УК РФ несут только специальные субъекты: члены избирательных комиссий, члены комиссий по проведению референдума и члены инициативных групп. Совершение деяний, указанных в данной статье УК РФ, другими лицами не влечет ответственность по этой статье.

Статья написана по материалам сайтов: base.garant.ru, studwood.ru, vuzlit.ru, studbooks.net.

»


Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector