+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Ответственность за нарушение правил безопасности движения

Основным объектом преступления является безопасность движения и эксплуатации транспортных средств, дополнительным – жизнь, здоровье человека, имущественные интересы граждан, а также юридических лиц.

Под транспортными средствамипонимаются все виды автомобилей, трактора и иные самоходные машины, трамваи и троллейбусы, а также мотоциклы и иные механические транспортные средства. Под городским электротранспортом следует понимать трамваи и троллейбусы.

К другим механическим транспортным средствамследует отнести любые дорожные, строительные и другие специальные машины: экскаватор, грейдер, автокран, скрепер, автопогрузчик и т.п.

Объективная сторона преступления характеризуется тремя признаками: 1) нарушением правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств; 2) причинением потерпевшему тяжкого вреда здоровью либо причинением смерти; 3) наличием причинной связи между фактом нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств и наступившим вредом здоровью или имущественным интересам граждан или юридических лиц. По конструкции рассматриваемый состав преступления является материальным.

Деяние выражается в нарушении правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств. Нарушение правил дорожного движения является, например, превышение скорости, выезд на встречную полосу, неподчинение сигналам светофора. К нарушениям правил эксплуатации транспортных средств относится перевозка пассажиров на необорудованным для этого грузовом транспорте, отсутствие ремней безопасности. Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств может быть совершено путем действия или бездействия.

Диспозиция ст. 264 УК является бланкетной. Для определения, имеется ли в действиях лица состав данного преступления, необходимо обратиться к соответствующим нормативным актам, регулирующим безопасность движения или эксплуатации транспорта. Такими нормативными актами, в частности, являются Правила дорожного движения.

Для правильной квалификации и рассмотрения уголовного дела по данной категории необходимо назначение автотехнической экспертизы. Ее результаты помогают решить один из наиболее трудных вопросов в характеристике объективной стороны преступления – установление причинной связи между нарушением правил дорожного движения и наступившими последствиями.

Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной виной. Однако виновное лицо может нарушить правила безопасности дорожного движения как умышленно, так и по неосторожности. Что касается психического отношения лица к наступившим последствиям, то преступление может быть совершено только по неосторожности в виде легкомыслия или небрежности, о чем прямо сказано в ст. 264 УК.

Субъект – лицо, достигшее 16 лет и управляющее транспортным средством. Управляющим транспортным средством признается лицо, находящееся за рулем во время движения этого средства, в том числе при буксировке другим транспортным средством. На квалификацию преступления не влияет наличие или отсутствие у такого лица водительских прав и навыков вождения.

96.Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства: понятие этого преступления и его виды.

Основной объект преступления – общественные отношения в сфере обеспечения конституционных основ гарантированности национальных, расовых и религиозных интересов. Дополнительный объект – честь и достоинство граждан.

Объективная сторона состава преступления характеризуется следующими видами деяний:

– действиями, направленными на возбуждение ненависти, вражды;

– действиями, направленными на унижение достоинства человека;

– пропагандой исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности.

Действия, направленные на возбуждение ненависти или вражды, характеризуются публичным распространением различных антигуманных идей, взглядов, мнений, которые провоцируют состояние неприязни, разжигают чувство ненависти между значительными группами лиц. Указанные действия должны носить общий характер и распространяться на значительное число лиц (например, призывы к депортации, расправе или причинению насилия, воспрепятствование проведению национальных и религиозных обрядов, применение дискриминационных мер).

Действия, направленные на унижение достоинства человека, – дискредитация, негативное отношение дискриминационного характера к определенной нации, выраженное в неприличной, унизительной форме. Подобные действия могут выражаться в унижении, оскорблении, показе неполноценности, непригодности, ограниченности, ущербности отдельного гражданина.

Общим для них и обязательным признаком является совершение действий публично или с использованием средств массовой информации. Публичность означает, что взгляды, идеи, возбуждающие национальную, расовую, религиозную ненависть, вражду, распространяются открыто, в присутствии публики, т. е. широкого круга лиц (например, на митинге, собрании). Использование средств массовой информации предполагает распространение указанных взглядов, идей с помощью радио, телевидения, газет, журналов и т. д.

Преступление считается оконченным в момент совершения указанных действий независимо от наступления последствий (формальный состав).

Субъектом преступления могут быть лица, достигшие возраста 16 лет.

Субъективная сторона состава преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Мотивы и цели могут быть самыми различными и на квалификацию не влияют. Мотив преступления чаще всего носит националистическую, расовую или религиозную окраску.

Часть 2 ст. 282 УК РФ предусматривает в качестве квалифицирующих признаков те же деяния, совершенные:

– с применением насилия или угрозой его применения;

– лицом с использованием своего служебного положения;

Под применением насилия понимаются любые насильственные действия, за исключением случаев умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, которые квалифицируются по совокупности.

Угроза имеет квалифицирующее значение, если есть основания опасаться реализации этой угрозы.

Использование лицом своего служебного положения предполагает наличие у него не только полномочий, но и служебного положения, которые предоставлены ему по роду службы или работы или в связи с занимаемой должностью.

Статья 31. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения

Глава VI. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Статья 31. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения

Комментарий к статье 31 ФЗ О безопасности дорожного движения

Комментируемой статьей предусмотрено, что нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения влечет за собой в установленном порядке следующие виды ответственности:

1. Дисциплинарная ответственность

В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель имеет право привлекать работников к дисциплинарной ответственности в порядке, установленном данным Кодексом, а также иными федеральными законами.

Статьей 192 ТК РФ установлено, что работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.

Трудовым кодексом предусмотрены следующие виды дисциплинарных взысканий:

– увольнение по соответствующим основаниям.

Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания. Статьей 189 ТК РФ предусмотрено, что для отдельных категорий работников действуют уставы и положения о дисциплине, устанавливаемые федеральными законами.

Так, ст. 4 Федерального закона от 8 марта 2011 г. N 35-ФЗ “Устав о дисциплине работников организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты в области использования атомной энергии” предусмотрено, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником эксплуатирующей организации по его вине возложенных на него трудовых (должностных) обязанностей, работодатель наряду с дисциплинарными взысканиями, предусмотренными ТК РФ, имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

– предупреждение о неполном соответствии занимаемой должности или выполняемой работе;

– расторжение трудового договора за однократное совершение одного из нарушений, предусмотренных ст. 61 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ “Об использовании атомной энергии”, в случае если последствия такого нарушения создают угрозу для безопасной работы эксплуатирующей организации и представляют опасность для жизни и здоровья граждан и окружающей среды.

Общий порядок применения дисциплинарных взысканий закреплен в ст. 193 ТК РФ, согласно которой до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт.

2. Административная ответственность.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Статьей 1.1 КоАП РФ предусмотрено, что законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно ст. 1.7 КоАП РФ, посвященной вопросам действия законодательства об административных правонарушениях во времени, лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

При этом закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Напротив, закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Статья 2.3 КоАП РФ определяет возраст, по достижении которого наступает административная ответственность. По общему правилу административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет, однако комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав предоставлено право освободить от административной ответственности лицо, совершившее административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет. Однако в этом случае к указанному лицу должны быть применены меры воздействия, предусмотренные федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Это интересно:  Угон самолета, судна или ж/д транспорта: все тонкости преступления

В настоящее время ст. 18 Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 г. “Об утверждении Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних” предусматривает, что районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних могут применять к несовершеннолетним следующие меры воздействия:

– обязать принести публичное или в иной форме извинение потерпевшему;

– объявить выговор или строгий выговор;

– возложить на несовершеннолетнего, достигшего 15-летнего возраста, обязанность возместить причиненный материальный ущерб, если несовершеннолетний имеет самостоятельный заработок и сумма ущерба не превышает 1/2 МРОТ, или возложить обязанность своим трудом устранить причиненный материальный ущерб, не превышающий 1/2 МРОТ и др.

Статьей 2.4 КоАП РФ установлены особенности административной ответственности должностных лиц, согласно которой административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Статьей 2.5 КоАП РФ установлены особенности административной ответственности военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания.

Данные лица за совершение административных правонарушений могут нести либо дисциплинарную ответственность (общее правило), либо административную ответственность на общих основаниях (специальное исключение).

Так, п. 54 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ, утв. Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. N 1495, определяет, что дисциплинарное взыскание является установленной государством мерой ответственности за дисциплинарный проступок, совершенный военнослужащим, и применяется в целях предупреждения совершения дисциплинарных проступков. Так, к военнослужащему могут применяться такие виды дисциплинарных взысканий, как выговор, строгий выговор, лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег, лишение нагрудного знака отличника и др.

Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями Особенной части Кодекса или законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

По общему правилу нормы об административной ответственности касаются как физического, так и юридического лица. Исключения могут быть прямо установлены в статьях разделов I, III, IV, V КоАП, а также следовать из смысла статей Особенной части КоАП РФ.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При этом назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Виды административных наказаний закреплены в ст. 3.2 КоАП РФ, которой установлено, что за совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

– конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

– лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

– административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

– административное приостановление деятельности;

Глава 12 КоАП РФ посвящена административным правонарушениям в области дорожного движения. В настоящее время в данной главе содержится 34 действующие статьи, закрепляющие конкретные составы административных правонарушений, например:

– ст. 12.5 “Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена”;

– ст. 12.21 “Нарушение правил перевозки грузов, правил буксировки”;

– ст. 12.21.1 “Нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов”;

– ст. 12.21.2 “Нарушение правил перевозки опасных грузов”;

– ст. 12.24 “Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего”;

– ст. 12.33 “Повреждение дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений”;

– ст. 12.34 “Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений”;

– ст. 12.37 “Несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” и др.

3. Уголовная ответственность

Согласно ст. 1 УК РФ уголовное законодательство Российской Федерации состоит из данного Кодекса. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в УК РФ.

Преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния.

Уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, согласно ст. 10 УК РФ имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Согласно ст. 14 УК РФ преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания. При этом не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного УК РФ, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.

Уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного УК РФ.

В соответствии со ст. 20 УК РФ уголовной ответственности по общему правилу подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста. Однако за отдельные преступления, перечисленные в ч. 2 указанной статьи, подлежат уголовной ответственности лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста.

Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта сосредоточены в главе 27 УК РФ. Например, соответствующие составы предусматривают:

– ст. 263.1 “Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах”;

– ст. 264 “Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств”;

– ст. 266 “Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями”;

– ст. 267 “Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения”;

– ст. 268 “Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта”.

  1. К “иной ответственности”, упоминаемой комментируемой статьей, относится гражданско-правовая ответственность.

Нормы об основаниях и механизме наступления такой ответственности закреплены в ГК РФ, в первую очередь в главе 59, посвященной обязательствам вследствие причинения вреда.

Согласно ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Однако законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Так, согласно ст. 1068 ГК РФ юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей. При этом работниками признаются:

– граждане, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта),

– граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, –

если при этом они действовали или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина и под его контролем за безопасным ведением работ.

Хозяйственные товарищества и производственные кооперативы возмещают вред, причиненный их участниками (членами) при осуществлении последними предпринимательской, производственной или иной деятельности товарищества или кооператива.

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. В то же время законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

Так, ст. 1079 ГК РФ предусмотрено, что юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (в том числе сюда относится использование транспортных средств, механизмов), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).

Владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред, причиненный этим источником, если докажет, что источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц. Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности, в таких случаях несут лица, противоправно завладевшие источником. При наличии вины владельца источника повышенной опасности в противоправном изъятии этого источника из его обладания ответственность может быть возложена как на владельца, так и на лицо, противоправно завладевшее источником повышенной опасности.

Статья 1082 ГК РФ предусматривает следующие способы возмещения вреда:

– возмещение вреда в натуре, то есть предоставление вещи того же рода и качества, исправление поврежденной вещи;

Это интересно:  Чем чреват угон автомобиля (неправомерное завладение) или иным транспортным средством?

– возмещение причиненных убытков.

Согласно ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются:

реальный ущерб, то есть расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества;

упущенная выгода, то есть неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.

Вопрос 97. Ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуата­ции железнодорожного, воздушного или водного транспорта (ст.263 ук).

Объект преступления – общественные отношения в сфере обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и речного транспорта. Дополнительным объектом являются жизнь и здоровье человека, отношения собственности.

Безопасность движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и речного транспорта заключается в возможности его безаварийного осуществления.

Предметом преступления является:

железнодорожный транспорт – рельсовый подвижной состав, находящийся в ведении Министерства путей сообщения (электровозы, локомотивы, вагоны, электропоезда);

воздушный транспорт – летательные аппараты гражданской авиации (самолеты, вертолеты, планеры и пр.);

морской транспорт – самоходные плавсредства, предназначенные для морской эксплуатации (грузовые, пассажирские, нефтеналивные, буксирные и др.);

речной транспорт – самоходные суда, предназначенные для внутреннего плавания (в том числе прогулочные или спортивные).

Объективная сторона преступления состоит в одном из двух деяний:

нарушение правил безопасности движения железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта;

нарушение правил эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта.

Правила безопасности движения железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта установлены различными нормативными актами.

Правила безопасности движения железнодорожного транспорта регулируются нормами Федерального закона от 10 января 2003 г. № 17‑ФЗ «О железнодорожном транспорте РФ», Федерального закона от 10 января 2003 г. № 18‑ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».

Нарушение безопасности движения железнодорожного транспорта может выражаться в превышении установленной скорости движения, самовольном занятии перегона, проезде на запрещающий сигнал семафора и пр.

Правила безопасности движения воздушного транспорта установлены Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 10‑ФЗ «О государственном регулировании развития авиации», Воздушным кодексом РФ 1997 г.

Нарушение правил безопасности движения воздушного транспорта может состоять в нарушении метеоминимумов, невыполнении схемы полетов, несоблюдении техники пилотирования и пр.

Правила безопасности движения морского и речного транспорта установлены Кодексом торгового мореплавания РФ, Кодексом внутреннего водного транспорта РФ, Правилами плавания по внутренним водным путям РФ и др.

Нарушение правил безопасности движения морского или речного транспорта может состоять в превышении скорости движения, нарушении правил встречного разъезда, швартования и др.

Нарушение правил эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта подразумевает использование технически неисправных объектов транспорта, нарушение правил перевозки грузов и пассажиров, допуск к управлению лиц, не имеющих такого права, и др.

Правила эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта устанавливаются в различных ведомственных, не публикуемых официально документах. Общие правила установлены в законе «О железнодорожном транспорте РФ», Воздушном кодексе и Кодексе торгового мореплавания.

Состав преступления материальный, поскольку наступление уголовной ответственности диспозиция ч. 1 ст. 263 связывает с причинением тяжкого вреда здоровью человека. Преступление считается оконченным с момента наступления этих последствий.

Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожным отношением к последствиям: преступным легкомыслием или преступной небрежностью. Ссылка на неосторожную вину специально включена в диспозицию ч. 1 ст. 263.

Умышленное нарушение правил безопасности движения либо эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта в зависимости от обстоятельств дела может быть элементом состава преступлений, предусмотренных ст. 167, 205 или 281.

Субъект преступления специальный: лицо, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанное соблюдать эти правила. Это могут быть лица, осуществляющие движение или эксплуатацию транспорта (машинист, пилот, механик и пр.), а также лица, организующие движение или эксплуатацию (диспетчеры, лоцманы и др.).

Квалифицированный вид преступления (ч. 2 ст. 263) предполагает наступление последствия в виде причинения смерти человеку, а особо квалифицированный (ч. 3 ст. 263) – последствий в виде причинения смерти двум и более лицам. Причинение смерти двум и более лицам, как правило, происходит при аварии или авиакатастрофе, крушении, связанном со столкновением судов, сходе с рельсов подвижного состава железнодорожного транспорта, падении воздушного судна и т. д.

Ответственность военнослужащих за нарушение правил дорожного движения

ПЛАН

проведения военно-технического информирования с военнослужащими

ТЕМА: «Ответственность военнослужащих за нарушение правил дорожного движения, порядка эксплуатации техники и вооружения»

Дата проведения: _____

Место проведения: комната досуга

Анализ происшествий с автомобильной техникой показывает, что основными причинами аварийных ситуаций является: недисциплинированность водителей, невыполнение ими требований ПДД, неопытность и недостаточная подготовка водителей, техническая неисправность и нарушения правил использования машин, сон водителей за рулем.

Больше половины происшествий с автомобильной техникой совершается в результате низкого уровня дисциплины некоторых водителей машин, причем, как правило, эти происшествий происходят с тяжкими последствиями.

Дисциплинированность – это важное морально-боевое качество воина-водителя, сложная черта его характера, комплекс морально-политических, волевых, познавательных и других качеств человека.

Наиболее серьезные нарушения дисциплины связаны с употреблением спиртных напитков. Управление автомобилем в нетрезвом состоянии приводит к наиболее тяжелым последствиям.

Водителей, допустивших употребление спиртных напитков, необходимо отстранять от вождения машин. Если же они во время управления автомобилем находились в состоянии опьянения, то немедленно отстраняются от управления автомобилем и направляются на медицинское освидетельствование, а затем документы об освидетельствовании и протокол о нарушении, составляемый должностным лицом ВАИ, направляются в Госавтоинспекцию для лишения водительских прав.

Большинство аварий и катастроф происходит в результате нарушения ПДД (превышение допустимой скорости движения, нарушение правил перевозки л/с и др.).

Изучение происшествий по этим причинам показывает, что большинство водителей, создавших аварийные ситуации, — это молодые водители со стажем работы до 2 лет, не имеющие достаточного опыта вождения машин, нарушения ПДД из-за переоценки своих возможностей, незнания ПДД или личной неспособности и недисциплинированности.

Из-за превышения скорости движения совершается более четверти всех авто происшествий. Самонадеянность, незнание собственных сил и возможностей, отсутствие достаточных навыков в выполнении приемов управления машиной и необходимой реакцией на изменение дорожной остановки приводит к тому, что на повышенных скоростях водители не справляются с управлением машины, в результате чего происходит столкновение и опрокидывание, наезды на пешеходов и на различные препятствия.

Большинство аварий создается при обгоне и маневрировании, проезде перекрестков и ж/д переездов. Причиной этих ситуаций являются нарушения ПДД. Все эти нарушения связаны с недисциплинированностью отдельных водителей, неумелым выбором места и времени выполнения маневра, отсутствие у водителей необходимых навыков управления автомобилем в условиях возрастающей интенсивности движения средств и в других условиях дорожного движения.

Происшествия с машинами могут возникать из-за различных неисправностей. Технические неисправности машин имеют место там, где недостаточно четко организовано 10 машин, а контрольные осмотры техники в подразделениях и на КТП проводят недостаточно.

До 30% аварийных ситуаций возникает в темное время суток с тяжелыми последствиями. Одной из опасных причин является ослепление светофора встречного автомобиля, так как многие водители не снижают скорость движения при ослеплении светом фар встречного автомобиля, не останавливают машину, что становится причиной столкновений, наездов, опрокидывания с тяжелыми последствиями. Поэтому при обучении водителей необходимо уделять внимание практической отработке приемов вождения машин ночью, в том числе действий водителя при ослеплении светом фар встречного автомобиля.

Неумение управлять автомобилем в темное время суток является весьма распространенным недостатком начинающих водителей. Из-за темноты сокращается обзорность местности дороги, недостаточно просматриваются изъяны, плохо видны неосвещенные предметы на обочинах, значительно уменьшается видимость дороги на поворотах – все эти причины приводят к необходимости резко тормозить или круто изменить направление движения для объезда препятствий, что рождает происшествия.

С т а т ь я 350. Нарушение правил вождения или эксплуатации машин

  1. Нарушение привил вождения или эксплуатации боевой, специальной или транспортной машины, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, – наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
  1. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, – наказывается лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
  1. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, – наказывается лишением свободы на срок от четырех до десяти лет.
  1. УК 1996 г. ввел более дифференцированную уголовную ответственность за нарушение правил вождения и эксплуатации машин.
  1. Правила вождения или эксплуатации боевой, специальной или транспортной машины определены Правилами дорожного движения, Наставлением по автомобильной службе, руководствами или инструкциями по эксплуатации различных видов боевых и специальных машин.
  1. К боевым машинам относятся танки, бронетранспортеры, самоходные артиллерийские и ракетные установки, машины с передвижными командными пунктами и др.
Это интересно:  Ст 144 УПК РФ: срок возбуждения уголовного дела после подачи заявления

Специальные машины представляют собой самоходные технические средства, предназначенные для выполнения специальных функций: строительных, пожарных, медицинских, ремонтных и т.п.

Транспортные машины (легковые и грузовые) предназначены для перевозки личного состава, вооружения, боеприпасов, имущества и других грузов.

Одним из признаков, отличающих квалификацию деяния по данной статье от квалификации по ст. 2б4 общеуголовное деяние (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств), является принадлежность машины воинским частям и учреждениям Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований.

  1. 0 понятии нарушения правил вождения и эксплуатации машин см. комментарий к ст. 2б4.
  1. Уголовно наказуемыми нарушениями правил вождения и эксплуатации являются только такие, которые повлекли причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека (ч. 1), смерть человека (ч. 2), смерть двух или более лиц (ч. 3).

Уничтожение или повреждение машин в число преступных последствий не входит.

  1. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной виной в виде легкомыслия или небрежности.
  1. По устоявшейся судебной практике субъектом нарушения правил вождения может быть любой военнослужащий, управляющий военной машиной (см. постановление Пленума Верховного Совета СССР № 7 от 30 марта 1973 г. «0 квалификации нарушения и вождения или эксплуатации машин военнослужащими и иными лицами, несущими уголовную ответственность по Закону об уголовной ответственности за воинские преступления”. – Сб. – Пленума Верх. Суда СССР. 1924 – 1986. М., 1987, с. 763).

Субъектом нарушения правил эксплуатации машин может – военнослужащий, на которого возложена обязанность по эксплуатации боевых, специальных и транспортных машин. Это может быть водитель, закрепленный за автомашиной, начальник контрольно-технического пункта, военнослужащие, на которых возложены обязанности ремонта и технического обслуживания машин.

Уголовная ответственность за нарушения ПДД

Законом установлено несколько видов ответственности за игнорирование Правил дорожного движения, среди которых дисциплинарная, уголовная, административная и гражданская. Дисциплинарная ответственность наступает для профессиональных водителей и включает замечание, выговор и увольнение.

Гражданская ответственность связана с возмещением ущерба лицам, которым был нанесен урон здоровью или имуществу (в том числе моральный вред). Административная и уголовная ответственность регулируются соответствующими законами – Кодексом об административных правонарушениях (КоАП РФ) и Уголовным кодексом (УК РФ).

Цель сегодняшней статьи – рассмотреть, в каких случаях за нарушение Правил дорожного движения положена ответственность в рамках УК РФ и какие виды наказаний она включает.

Виды уголовной ответственности

В Уголовном кодексе есть несколько статей, которые посвящены вопросам наказания за правонарушения с участием транспортных средств. К основным из них относятся статьи 264, 264.1, 268 и 350, в которых рассматриваются нарушения Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также правил, обеспечивающих безопасность транспорта.

Основные виды наказаний за нарушения ПДД, которые относятся к сфере уголовного судопроизводства, следующие:

Ограничение свободы – включает запрет покидать место проживания в указанное время, посещать определенные места на территории субъекта РФ или муниципального образования, а также запрет выезда за пределы области (края, автономного округа и пр.);

Содержание в дисциплинарной воинской части (для военнослужащих, проходящих службу по призыву или контракту);

Арест на срок от 1 до 6 месяцев – заключение под стражу в условиях строгой изоляции от общества;

Лишение свободы на длительный срок, в течение которых гражданин отбывает наказание в колонии-поселении, исправительной колонии или тюрьме;

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Запрет касается государственной и муниципальной службы, а также любой другой профессиональной деятельности. Наказание используется в качестве дополнительной меры;

Лишение водительских прав или иного специального права (дополнительная мера наказания, которая широко применяется при правонарушениях, описанных в ст. 264 УК РФ).

Нормы Уголовного кодекса в области нарушений ПДД

К ответственности на основании УК РФ привлекаются только те водители, чьи нарушения ПДД и правил эксплуатации транспортных средств привели к смерти людей или причинению тяжкого вреда их здоровью.

Ответственность за такие деяния прописана в ст. 264 и 264.1 УК РФ, она касается всех сухопутных механических транспортных средств (за исключением железнодорожного транспорта), включая любые самоходные машины, трактора, дорожно-уборочные и прочие агрегаты, для управления которыми требуется специальное право.

Уголовная ответственность наступает только по приговору суда, после рассмотрения всех материалов дела. Разберем каждое из нарушений и использующиеся наказания, описанные в Уголовном кодексе РФ в ст. 264 и 264.1.

Статья 264 часть 1

Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортных средств, в результате которых был нанесен тяжкий вред здоровью, наказывается:

— Ограничением свободы до 3 лет;

— Принудительными работами до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 3 лет (или без такового);

— Арестом до 6 месяцев;

— Лишением свободы до 2 лет с лишением права занимать определенные должности до 3 лет (или без этого).

Тяжким считается вред, который был опасен для жизни или привел к нарушениям в работе органов слуха, зрения, речи или иных органов, к прерыванию беременности или психическому расстройству, к сильному обезображиванию лица или потере трудоспособности не менее чем на одну треть (или к полной потере профессиональной трудоспособности).

Статья 264 часть 2

Причинение тяжкого вреда здоровью человека в результате нарушения ПДД в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, наказывается:

— Принудительными работами до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 3 лет;

— Лишением свободы до 4 лет с лишением права занимать определенные должности до 3 лет.

Статья 264 часть 3

Нарушение Правил, повлекшее смерть человека, наказывается:

— Принудительными работами до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 3 лет;

— Лишением свободы до 5 лет с лишением права занимать определенные должности до 3 лет.

Статья 264 часть 4

Нарушение ПДД или правил эксплуатации транспорта, повлекшее смерть человека, в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, наказывается лишением свободы на срок от 2 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности до 3 лет.

Статья 264 часть 5

Нарушение Правил, повлекшее смерть двух и более лиц, наказывается:

— Принудительными работами до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 3 лет;

— Лишением свободы до 7 лет с лишением права занимать определенные должности до 3 лет.

Статья 264 часть 6

Нарушения Правил дорожного движения, которые привели к смерти двух и более лиц, в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, наказываются лишением свободы на срок от 4 до 9 лет с лишением права занимать определенные должности до 3 лет.

Статья 264.1

Если водитель был пойман за нарушение Правил дорожного движения в состоянии опьянения, и в прошлом к нему уже было применено соответствующее административное наказание за это же деяние, то его ожидают следующие меры наказания:

— Штраф от 200 тысяч до 300 тысяч рублей или в размере зарплаты осужденного от 1 года до 2 лет;

— Обязательные работы до 480 часов;

— Принудительные работы на срок до 2 лет;

— Лишение свободы на срок до 2 лет.

Ко всем указанным наказаниям в качестве дополнительной меры ответственности добавляется лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет. Статья 264.1 распространяется и на случаи, когда водителю уже назначалось уголовное наказание по части 2, 4 и 6 статьи 264.

Уголовная ответственность по прочим статьям

В статье 268 УК РФ рассматривается наказание за нарушение пешеходом, пассажиром или другим участником дорожного движения (за исключением водителей) ПДД, которое повлекло причинение тяжкого вреда здоровью, а также смерть одного и более лиц.

Ответственность за это самая разнообразная, от ограничения свободы на срок до 3 лет и принудительных работ до 2 лет до лишения свободы до 7 лет, в зависимости от тяжести преступления.

Нарушение правил вождения и эксплуатации транспортных средств военнослужащими отнесено к зоне действия статьи 350 УК РФ. Наказание за это нарушение – от ареста на срок от 4 до 6 месяцев и содержания в дисциплинарной воинской части на срок до 2 лет до лишения свободы на срок до 7 лет.

Юридическая помощь бесплатно онлайн на нашем сайте поможет Вам разобраться в тонкостях правонарушений и наказаний, а также подскажет верные пути решений из сложных ситуаций.

Статья написана по материалам сайтов: sdamzavas.net, zakoniros.ru, studfiles.net, shtab.su, adlawyer.ru.

»


Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector