+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Ответственность за нарушение правил международных полётов

Несоблюдение указанных в разрешении маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты полета или иное нарушение правил международных полетов —

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо арестом на срок до шести месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к Ст. 271 УК РФ

1. Объектом преступления выступает безопасность международных полетов.

Международный полет воздушного судна — это полет в воздушном пространстве более чем одного государства.

Правила международных полетов — это правила пользования воздушным пространством государства. Они направлены на обеспечение безопасности движения воздушного транспорта. Однако в отличие от ст. 263, предусматривающей ответственность за нарушение внутренних правил безопасности движения воздушного транспорта, комментируемая статья охраняет безопасность международных полетов. Отступление от установленных в этой сфере требований влечет аварии и катастрофы, многочисленные жертвы.

Правила международных полетов установлены Законом о Государственной границе, ВК, Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 N 138 (в ред. от 19.07.2012) , рядом международно-правовых актов, например, разработанных Организацией международной гражданской авиации — ИКАО (часть 2 Конвенции о международной гражданской авиации от 7 декабря 1944 г. с изм. и доп.).
———————————
СЗ РФ. 2010. N 14. Ст. 1649; 2011. N 37. Ст. 5255; N 40. Ст. 5555; 2012. N 31. Ст. 4366.

Правила международных полетов в воздушном пространстве иностранного государства определяются национальным законодательством конкретной страны.

2. Вид воздушного транспортного средства (предмет преступления) значения не имеет, им может быть самолет, вертолет, дирижабль и др.

3. Объективная сторона заключается в нарушении правил международных полетов.

К нарушениям правил международных полетов относятся: полет с просроченным разрешением, несоблюдение коридоров пролета, посадка в аэропортах, не открытых для международных полетов, либо вылет из таких аэропортов, залет в запретные районы, отключение дальней связи, невключение опознавательных сигналов и др. При этом нарушение указанных правил должно создавать реальную угрозу безопасности международного воздушного движения. В противном случае деяние не может квалифицироваться по комментируемой статье, оно может рассматриваться, например, как дисциплинарное нарушение.

4. Не образует преступление вынужденное нарушение правил, например, вследствие потери ориентировки, технической неполадки, плохой видимости, действия различных помех, в связи с доставкой раненых и больных и т.п.

5. С субъективной стороны преступление может быть совершено как с умышленной, так и с неосторожной формой вины.

6. Субъектом преступления может быть любое вменяемое физическое лицо с 16-летнего возраста: гражданин России, иностранец либо лицо без гражданства. Как правило, это командиры кораблей, либо лица, осуществляющие непосредственное пилотирование, авиационные диспетчеры.

Нарушение правил международных полетов

Нарушение правил международных полетов (ст. 271 УК). Общественная опасность данного преступления заключается в том, что оно нарушает урегулированный нормами права режим воздушного пространства России, создает реальную угрозу неприкосновенности государственных границ РФ (основной объект). Факультативным объектом нарушения правил международных полетов может выступать безопасность движения воздушного транспорта.

Объективная сторона преступления характеризуется несоблюдением указанных в разрешении маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты полета или ином нарушении правил международных полетов.

Согласно Воздушному кодексу РФ 1997 г. международным признается полет воздушного судна в воздушном пространстве более чем одного государства.

Международные полеты в воздушном пространстве Российской Федерации выполняются в соответствии с ее законодательством, общепринятыми принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.

Правила международных полетов воздушных судов, аэронавигационная информация относительно международных воздушных трасс, международных аэропортов и открытых для международных полетов воздушных судов аэродромов, а также другая информация, необходимая для осуществления международных воздушных сообщений, публикуются в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации.

Гражданские воздушные суда России осуществляют международные полеты по разрешениям, выдаваемым в установленном порядке. Полеты иностранных воздушных судов в воздушном пространстве России допускаются на основании и в соответствии с условиями международных договоров, специальных разрешений на совершение разовых полетов. До начала выполнения такого полета эксплуатант должен сообщить специально уполномоченному органу в области гражданской авиации опознавательные знаки иностранного воздушного судна. Кроме того, он обязан представить сведения о страховании или об ином обеспечении ответственности за причинение вреда третьим лицам и воздушным судам.

Судовые документы, имеющиеся на борту гражданских воздушных судов иностранных государств, признаются действительными на территории Российской Федерации, если они соответствуют международным авиационным стандартам, признаваемым Россией.

Иностранные воздушные суда при производстве посадки на территории Российской Федерации могут быть подвергнуты осмотру с проверкой судовых документов. В случаях, если отсутствует установленная для международных полетов документация или имеются основания считать данное судно неисправным, специально уполномоченный орган в области гражданской авиации может приостановить его отправку.

На прибывающие в Российскую Федерацию, убывающие из России или следующие транзитом с посадкой на территории РФ воздушные суда, их экипажи и пассажиров, а также на имущество, багаж, грузы и почту, ввозимые в страну и вывозимые из нее, распространяется действие паспортных, таможенных и иных правил, установленных в соответствии с российским законодательством.

В целях обеспечения безопасности пассажиров и членов экипажа Воздушный кодекс РФ предусматривает проведение обязательного предполетного досмотра. При выполнении международных полетов воздушных судов он проводится после осуществления пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, иммиграционного, ветеринарного, фитосанитарного и иного контроля.

Международные полеты подразделяются на: а) регулярные, выполняемые по расписанию, и дополнительные к расписанию; б) специальные; в) чартерные (заказные); г) эпизодические (разовые).

В соответствии с принципом государственного суверенитета над воздушным пространством каждое государство вправе самостоятельно устанавливать правила полетов любых воздушных судов, находящихся в пределах его территории. Это общепринятая норма, подтвержденная международными соглашениями и закрепленная законами многих стран.

В то же время развитие гражданской авиации и увеличение интенсивности полетов привели к необходимости разработки и внедрения в практику единообразных норм, касающихся международных полетов. Такие правила были разработаны Организацией международной гражданской авиации (ИКАО) и представлены в виде международных стандартов (Приложение 2 к Чикагской конвенции 1944 г.). Россия обязана применять на своей территории приемлемые и соответствующие ее интересам международные стандарты.

Правовой режим воздушного пространства определяется в той или иной степени правовым режимом территории, над которой оно расположено. В отношении воздушного пространства над открытым морем, международными проливами, не перекрывающимися территориальными водами прибрежных государств, Антарктикой установлен международно-правовой режим. Следовательно, в этом случае государства не могут устанавливать либо применять свои правила полетов, а обязаны придерживаться норм, регулирующих порядок использования международного воздушного пространства.

Это интересно:  Разумный срок уголовного судопроизводства: ст 6-1 УПК РФ

Следует иметь в виду, что закон дает лишь примерный перечень наиболее типичных способов нарушения правил международных полетов. Для правильного решения вопроса о наличии в действиях нарушителя состава преступления, предусмотренного ст. 271 УК, необходимо обратиться к нормативным актам, устанавливающим эти правила.

При выполнении международных полетов экипаж воздушного судна России руководствуется:

а) в воздушном пространстве Российской Федерации — правилами, закрепленными в российском законодательстве, Основными правилами полетов и Наставлением по производству полетов в гражданской авиации (НПП ГА);

б) в воздушном пространстве иностранного государства: правилами, действующими в этом государстве, а также Основными правилами полетов и НПП ГА, если их положения не противоречат правилам, установленным в иностранном государстве; НОТАМ (извещение пилотам о состоянии аэродромов, радиотехнических средствах, системах посадки и т. д.) и циркулярами аэронавигационной информации, издаваемыми и рассылаемыми полномочными органами; соглашениями о воздушных сообщениях между Российской Федерацией и другими государствами.

Полеты иностранных воздушных судов в воздушном пространстве России осуществляются только по установленным международным трассам. Перечни таких трасс и аэропортов (аэродромов), а также данные, необходимые для их использования при выполнении полетов, публикуются в Сборнике аэронавигационной информации. Вылет российских и иностранных воздушных судов из Российской Федерации, а также их посадка после взлета в России производятся в аэропортах (на аэродромах), открытых для международных полетов.

Эшелонирование, т. е. вертикальное, продольное или боковое рассредоточение воздушных судов в воздушном пространстве на установленные интервалы, обеспечивающее безопасность воздушного движения, осуществляется в соответствии с правилами государства, над территорией которого проходит полет. При различиях в системах эшелонирования России и другого государства производится смена эшелонов до пересечения государственной границы с другим государством (границы, зоны управления воздушным движением над открытым морем).

Эти и другие правила имеют целью обеспечить безопасность воздушных сообщений и неприкосновенность государственных границ. Их нарушение при определенных условиях может образовать состав рассматриваемого преступления.

В тех случаях, когда несоблюдение правил эшелонирования, маршрута полета, мест посадки, высоты полета, воздушных ворот и других режимных правил, границ воздушного пространства было следствием стихийного бедствия, аварии воздушного судна или иных, не зависящих от пилота причин, исключается уголовная ответственность по ст. 271 УК.

Иное нарушение правил международных полетов может выражаться, например: в вылете из России или во влете в Россию с просроченным разрешением; не на том типе судна, которое предусмотрено разрешением; в сбрасывании на землю грузов и парашютистов; в принятии на территории России на борт пассажиров, багажа, груза и почты для перевозки на территорию иностранного государства, когда это не предусмотрено международным договором или специальным разрешением; в пролете государственной границы без радиосвязи и т. д. Несоблюдение же других правил, например о тарифах на международные перевозки пассажиров, правил продажи билетов, выдачи грузовых накладных и т. п., не подпадает под признаки рассматриваемого состава преступления. При определенных условиях они могут повлечь административную ответственность.

Преступление имеет формальный состав и считается оконченным с момента нарушения правил международных полетов.

Воздушное судно, пересекшее государственную границу России без соответствующего разрешения компетентных органов или совершившее иное нарушение правил перелета через государственную границу России и порядка использования ее воздушного пространства, признается судном-нарушителем и принуждается к посадке, если не подчиняется требованиям органов, контролирующих полеты. Судно-нарушитель, получившее распоряжение о посадке, должно произвести посадку в указанном ему месте. После посадки и выяснения причин нарушения разрешение на дальнейшее выполнение полета выдается в установленном порядке органом управления воздушным движением.

Субъектом преступления являются члены экипажа воздушного судна, ответственные за соблюдение правил международных полетов; как гражданин России, так и иностранный гражданин и лицо без гражданства. Если экипаж действует по принуждению, то его ответственность исключается.

Пассажиры, находящиеся на борту воздушного судна, нарушившего правила международных полетов, не могут нести ответственность за это преступление. При определенных условиях в их действиях в этом случае может быть состав преступления, предусмотренный ст. 322 УК.

Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины.

Нарушение правил международных полетов может быть сопряжено с совершением других преступлений: угоном воздушного судна (ст. 211 УК), контрабандой (ст. 188 УК) и т. п. В этом случае налицо совокупность преступлений.

Статья 306. Нарушение международных правил полетов

Ответственность за нарушение международных правил по­летов предусмотрена в ст. 306 УК РК. Нарушение международ­ных правил полетов определяется в законе как несоблюдение указанных в разрешении маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты полета.

Международным называется полет воздушного судна с пе­ресечением воздушной границы РК с другими государствами, регламентируемый: Законом РК «О государственной границе РК» от 13 января 1993 г.; Указом Президента РК, имеющим силу Закона, «Об использовании воздушного пространства и деятель­ности авиации Республики Казахстан» от 20 декабря 1995 г., Воздушным кодексом РК, Положением об использовании воз­душного пространства РК от 28 февраля 1997 г. Для установле­ния признаков настоящего преступления следует обратиться к вышеуказанным нормативным актам.

Воздушные суда пересекают государственную границу РК в специально выделенных воздушных коридорах перелета. Перелет государственной границы РК вне указанных коридоров до­пускается только по разрешению республиканских компетент­ных органов.

Статья 2 вышеназванного Указа Президента РК от 20 декаб­ря 1995 г. гласит, что Республике Казахстан принадлежит пол­ный и исключительный суверенитет над воздушным простран­ством, расположенным над сухопутной и водной территорией РК и ее территориальными водами. Воздушное пространство РК находится в государственной собственности и является ча­стью ее государственной территории.

Полеты воздушных судов независимо от их ведомственной принадлежности выполняются по специально установленным международным воздушным трассам и маршрутам на основа­нии и в соответствии со следующими условиями:

а) международного договора РК;

б) специального разрешения на выполнение разовых поле­тов, выдаваемых компетентными органами в установленном законодательном порядке. Кроме этого, воздушное судно долж­но быть зарегистрировано в государственном реестре гражданских воздушных судов 1 .

Объектомрассматриваемого преступления являются общест­венные отношения в сфере обеспечения безопасности полета.

Объективная сторонаданного преступления характеризует­ся действием, которое может проявиться в несоблюдении ука­занного в разрешении маршрута полета, мест посадки, заданной высоты, воздушных ворот и т.д. Под иными нарушениями международных правил полетов понимаются пересечение гра­ницы с просроченным разрешением, отключение дальней свя­зи и т.д.

Например, в 1987 г. немецкий пилот Матиас Руст на легко­моторном самолете совершил несанкционированный взлет в воздушное пространство СССР и долетев до Москвы, совер­шил посадку на Красную площадь.

Часть 1 ст. 306 УК РК по конструкции имеет формальный состав. Деяние считается оконченным с момента совершения самого действия, нарушающего соответствующие пункты пра­вил международных полетов.

Ответственность за нарушение правил международных по­летов исключается вследствие вынужденной посадки по техни­ческим причинам, необходимости оказания срочной медицин­ской помощи кому-то из пассажиров или членов экипажа, слож­ных метеорологических условий, а также стихийного бедствия. В таких случаях деяние рассматривается как обоснованный риск или крайняя необходимость.

Субъектомпреступления могут быть члены экипажа воздуш­ного судна, ответственные за соблюдение правил международ­ных полетов.

Субъективная сторонаанализируемого преступления харак­теризуется умышленной формой вины, в виде прямого или кос­венного умысла. Виновный сознает общественно опасный ха­рактер своих действий, предвидит наступление вредных послед­ствий, и желает их наступления (прямой умысел), либо не же­лает, но сознательно допускает наступление этих последствий, а равно относится к ним безразлично (косвенный умысел).

Это интересно:  Квалификация клеветы на работе с правовой точки зрения

Для привлечения лица к ответственности по ч. 2 ст. 306 УК РК требуется наступление общественно опасных последствий, в виде наступления смерти человека (потерпевшего) или иных тяжких последствий.

Под иными тяжкими последствиями, по смыслу ч. 2 ст. 306 УК РК, следует понимать причинение в результате соверше­ния указанных действий тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, гибель двух и более лиц либо повреж­дение или разрушение воздушного судна. [kgl]

[gl]Тема № 15 КОРРУПЦИОННЫЕ И ИНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ[:]

37.1.218.108 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Статья 271 УК РФ. Нарушение правил международных полетов

Несоблюдение указанных в разрешении маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты полета или иное нарушение правил международных полетов — наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо арестом на срок до шести месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к ст. 271 УК РФ

Комментарий под редакцией Есакова Г.А.

1. Предметом преступления являются любые пилотируемые воздушные суда (летательные аппараты) независимо от их вида или государственной принадлежности.

2. Объективная сторона преступления выражается в форме действия или бездействия. Международным признается полет воздушного судна в воздушном пространстве более чем одного государства (связанный с пересечением Государственной границы РФ). В статье дан не исчерпывающий перечень нарушений правил международных полетов. Нарушение указанных правил должно создавать реальную угрозу безопасности международного воздушного движения.

3. Преступление признается оконченным с момента нарушения указанных правил вне зависимости от наступления общественно опасных последствий.

4. Субъективная сторона преступления может характеризоваться как умыслом, так и неосторожностью.

5. Субъект специальный: лицо, достигшее 16-летнего возраста, отвечающее за соблюдение правил международных полетов (командир экипажа, иные лица, пилотирующие воздушные суда, авиационные диспетчеры и т.д.).

6. Вынужденное нарушение правил международных полетов (вследствие технических неисправностей, неблагоприятной метеообстановки и пр.) не образует состава преступления, предусмотренного ст. 271 УК.

Комментарий к статье 271 Уголовного кодекса РФ

Комментарий под редакцией Рарога А.И.

1. Анализируемое преступление посягает на безопасность движения воздушного транспорта при осуществлении международных полетов.

3. Объективная сторона настоящего преступления заключается в нарушении одного или нескольких правил международных полетов. Вылет из РФ и влет в РФ может осуществляться только на основании выдаваемых экипажу разрешений, в которых определяется маршрут движения, высота полета, коридор, места посадки, система опознания и т.п. Нарушение указанных правил должно создавать угрозу безопасности международного воздушного движения. В противном случае деяние не может квалифицироваться по ст. 271 УК, а в зависимости от обстоятельств дела оно может рассматриваться, например, как дисциплинарное нарушение. Не влечет уголовной ответственности вынужденное нарушение правил международных полетов.

4. Преступление считается оконченным с момента нарушения указанных правил.

5. Совершение комментируемого преступления возможно только с прямым умыслом.

6. Субъектом преступления может быть признано только лицо, ответственное за соблюдение правил международных полетов. В частности, это командиры кораблей, другие лица, осуществляющие пилотирование воздушного судна, члены экипажа, авиационные диспетчеры.

Комментарий к статье 271 УК РФ

Комментарий под редакцией А.В. Бриллиантова

Объект преступления — общественные отношения, регулирующие установленный порядок международных полетов. Их сущность заключается в обеспечении безопасности использования воздушного пространства, которая представляет собой комплексную характеристику установленного порядка использования воздушного пространства, определяющую его способность обеспечить выполнение всех видов деятельности по использованию воздушного пространства без угрозы жизни и здоровью людей, материального ущерба государству, гражданам и юридическим лицам.

В качестве предмета преступления выступают любые летательные аппараты (самолеты, вертолеты, беспилотные летательные аппараты и т.п.), совершающие международные полеты, т.е. пересекающие Государственную границу Российской Федерации и другого государства.

Нарушение правил при осуществлении международных полетов может послужить причиной серьезной авиакатастрофы, международного политического конфликта, в связи с чем представляет общественную опасность и признается уголовно наказуемым.

Объективная сторона преступления выражается в несоблюдении правил международных полетов и, в частности, в несоблюдении указанных в разрешении маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты полета или иных нарушениях правил международных полетов.

Диспозиция — бланкетная. Правила международных полетов устанавливаются законами, ведомственными нормативными актами и международными соглашениями.

В частности, порядок использования воздушного пространства Российской Федерации установлен Воздушным кодексом РФ, Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11 марта 2010 г. N 138.

В соответствии с указанными документами использование воздушного пространства воздушными судами иностранных государств вне маршрутов обслуживания воздушного движения, открытых для международных полетов, запрещается, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Установлено, что пересечение Государственной границы Российской Федерации воздушными судами при выполнении международных полетов осуществляется по воздушным коридорам пролета Государственной границы Российской Федерации.

Предусмотрен порядок, в соответствии с которым пересечение Государственной границы Российской Федерации воздушными судами при выполнении международных полетов вне воздушных коридоров, за исключением случаев, указанных в п. 96 Федеральных правил, допускается только по разрешению Правительства Российской Федерации. Установлены и иные правила осуществления международных полетов.

Состав преступления формальный. Деяние окончено с момента нарушения хотя бы одного из требований правил международных полетов независимо от наступления общественно опасных последствий.

Субъективная сторона характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

Субъект преступления специальный. Как правило, это лица, непосредственно осуществляющие управление летательным аппаратом в воздухе. Ими могут быть пилот или другой член экипажа независимо от его гражданства.

Вместе с тем следует обратить внимание на то, что Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации обязательны для руководства и исполнения всеми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и пользователями воздушного пространства и т.д. Поэтому не исключены случаи, когда рассматриваемое преступление может быть совершено и иным лицом, ответственным за соблюдение правил международных полетов (например, авиадиспетчером).

Видео о ст. 271 УК РФ

Уголовная ответственность за нарушение правил международных полетов по статье 271 УК РФ

Ст. 271 УК РФ содержит перечень наказаний, которые назначают за нарушения правил перелетов в воздушном пространстве РФ. Это правонарушение признается опасным, так как в результате него могут произойти крупные авиакатастрофы. Здесь мы разберем сам состав деяния, особенности его квалификации и меры пресечения, которые суд определяет за него.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Это интересно:  Ответственность за нарушение тайны переписки и телефонных переговоров

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта слева или звоните по телефону

Какое законодательство устанавливает правила международных полетов

Полеты в воздушном пространстве РФ выполняются с учетом действующих законодательных актов:

  • Воздушный кодекс РФ (это основной источник права, регулирующий отношения в области использования воздушного пространства РФ и деятельности в сфере авиации);
  • Закон о Гос. границе РФ (включает в себя правила ее содержания и пересечения гражданами и ТС);
  • Постановление Правительства РФ №138 от 11.03.2010 (устанавливает правила использования воздушного пространства РФ);
  • Сборники аэронавигационной информации РФ (содержат сведения постоянного или временного характера относительно аэродромов, воздушных трасс и т. д.);
  • международные договоры, заключенные РФ с другими странами (устанавливают порядок использования воздушного пространства на границах России с прочими государствами);
  • общепринятые нормы и принципы международного права в этой области (ИКАО и т. д.).

Все вышеуказанные нормативно-правовые акты имеют своей главной целью обеспечение безопасности прохождения воздушного пространства самолетами и прочими летательными аппаратами.

В отличие от норм, указанных в ст. 263 УК РФ, они отвечают именно за международные перелеты. При отступлении от них могут произойти крупные катастрофы, влекущие за собой большое количество жертв.

Внимание! Правила полетов в воздушных пространствах иностранных государств устанавливаются законодательствами этих стран.

Содержание статьи 271 УК РФ и комментариев к ней

Это небольшая статья, состоящая всего из одной части. В ней перечислены меры ответственности, к которым приговаривают преступников, совершивших следующие виды правонарушений:

  • использование иных маршрутов, не указанных в выданном разрешении;
  • прочие нарушения правил международных полетов (отклонение от установленного маршрута);
  • несоблюдение мест, где разрешено осуществлять посадку (например, самолет приземлился в аэродроме, где этого делать нельзя с учетом типа этого авиалайнера);
  • несоблюдение воздушных ворот (самолет перемещается по заданному воздушному коридору с нарушением параметров);
  • отклонение от высоты полета (самолет отклоняется от предписанных параметров);
  • отключение опознавательных знаков (так как может повлечь за собой путаницу и столкновение с прочими летательными объектами в небе);
  • влет самолета в запрещенные районы и т. д.

В статье приведен только примерный список возможных преступлений в этой области. По ней квалифицируются и такие, как влет в воздушное пространство в РФ с уже недействующим разрешением, полет на не соответствующем типе воздушного судна и пр.

Какие существуют нарушения – составы преступлений

Так как закон предоставляет лишь типичные правонарушения, совершаемые в подобной области, для более точной квалификации того или иного преступления рассматривается его состав. Его мы и разберем в этом разделе.

Предмет правонарушения – любые типы транспортных воздушных судов (сюда относятся и вертолеты, и самолеты, и дирижабли). Конкретный вид авиасредства не влияет на наличие состава правонарушения.

Объективная сторона преступления характеризуется тем, что нарушаются правила международных перелетов. Опасность для общества тут заключается в том, что вследствие этих нарушений могут возникнуть серьезные авиакатастрофы, уносящие жизни многих людей.

Объективная сторона преступления выражается как форме действия (при умышленном совершении пилотом или механиком действий, которые приводят к нарушению правил международных полетов), так и бездействия (когда лицо просто проигнорировало или не обратило должного внимания на отдельные нормы законодательства в области перелетов).

При квалификации преступлений в этой области сотрудники правоохранительных органов выясняют следующие вопросы:

  • какие правила международных перелетов действуют над определенной территорией;
  • в чем конкретно выразилось их нарушение;
  • было ли оно вынужденным (например, в случае поломки самолета пилот был вынужден посадить его в аэропорту, где посадка изначально не предполагалась).

Важно! Если было выяснено, что нарушение имело место в связи с техническими неполадками воздушного средства или плохих погодных условий, оно не будет образовывать состава преступления.

Субъективная сторона выражается в форме вины в виде прямого умысла. Это означает, что гражданин не только осознает, что он совершает противоправные действия, но и понимает, какие негативные последствия у них будут.

Допускается и неосторожность в виде преступной халатности или пренебрежения своими служебными обязанностями.

Состав преступления, предусмотренный по ст. 271 УК РФ, по конструкции формальный. Правонарушение считается оконченным в тот момент, когда нарушение уже допущено и не связано с наступлением материальных последствий.

Иногда нарушение правил международных перелетов происходит вместе с совершением прочих правонарушений: угоном самолета или контрабандой. Тогда преступление квалифицируется по совокупности с соответствующими статьями (ст. 211 или ст. 188 УК РФ).

Совокупность образуется и со следующими статьями:

  • ст. 205 УК РФ (совершение террористического акта);
  • ст. 206 этого же кодекса (содействие подобной деятельности);
  • ст. 263 (нарушение эксплуатации или движения ТС) и пр.

Поскольку состав нарушений правил международных полетов по законодательной конструкции формальный, сами преступления относятся к категории небольшой тяжести.

Объекты и субъекты преступлений

Объектом преступления, предусмотренного по ст. 271 УК РФ, выступает порядок выполнения полетов в воздушном пространстве более, чем одного государства, но местом совершения самого злодеяния остается территория РФ.

Субъекты злодеяния – члены экипажа воздушного судна (пилоты, механики, бортпроводники), которые отвечают за соблюдение правил международных полетов. Ими могут быть как граждане РФ, так и иностранцы или лица без гражданства.

Также это лица, уже достигшие 16 лет и без наличия каких-либо расстройств в психике.

К ним нельзя относить пассажиров, даже если они сами нарушают вышеуказанные правила. В отдельных случаях их действия квалифицируются по ст. 322 УК РФ (противоправное пересечение границы РФ).

Меры ответственности за нарушения

Суд избирает следующие виды наказаний:

  • штраф суммой до 200 000 руб. или з/п за полтора года;
  • арест на полгода с наложением запрета на занятие некоторых видов должностей или осуществление определенных видов деятельности на 3 года (последняя санкция признается необязательной и применяется по усмотрению судьи).

Наказание выбирается судом после рассмотрения всех обстоятельств происшествия и с учетом отягчающих и смягчающих факторов.

Заключение

Если члены экипажа воздушного судна нарушают правила международных перелетов, то их действия квалифицируются по ст. 271 УК РФ. Сюда не относятся случаи, когда они вынуждены это делать вследствие технических неполадок самолета или плохих метеоусловий. Наказаниями определяются штрафы, арест и запрет на занятие определенных должностей в области авиации. Конкретную меру ответственности избирает суд после рассмотрения дела в суде.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Статья написана по материалам сайтов: stykrf.ru, www.bibliotekar.ru, studopedia.ru, ukrf-stat.ru, prava.expert.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector