+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил

1. Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей, —

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до одного года.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, —

наказывается обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Содержание

Комментарий к Ст. 236 УК РФ

1. Общественная опасность данного преступления состоит в том, что игнорирование санитарных правил, норм и гигиенических нормативов приводит к распространению массовых заболеваний и отравлению людей.

Преступления, предусмотренные ч. 1 комментируемой статьи, относятся к категории преступлений небольшой тяжести; преступления, предусмотренные ч. 2, — к категории преступлений средней тяжести.

2. Объектом преступления, предусмотренного данной статьей, является здоровье населения.

3. Часть 1 комментируемой статьи предусматривает уголовную ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил.

4. Объективная сторона данного преступления состоит в действиях (бездействии), которыми нарушаются санитарно-эпидемиологические правила, в результате чего по неосторожности могут произойти массовые заболевания, отравления либо смерть людей.

Санитарно-эпидемиологические правила — нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий для его жизнедеятельности. Основным правовым актом по данному вопросу является Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии, а также Постановление Правительства РФ от 24.07.2000 N 554 (в ред. от 15.09.2005) , которым утверждено Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании.
———————————
СЗ РФ. 2000. N 31. Ст. 3295; N 39. Ст. 3953.

Нарушение санитарно-эпидемиологических правил может выражаться как в совершении активных действий (выпуск и реализация некачественных товаров, пищевых продуктов, представляющих опасность для человека; нарушение научно обоснованных физиологических норм при организации питания в общеобразовательных учреждениях; использование опасных способов захоронения отходов производства; превышение предельно допустимого уровня воздействия на человека шума, вибрации в период работы; спуск сточных вод на территории зоны санитарной охраны водопроводов хозяйственно-питьевого назначения; использование некачественной питьевой воды; проведение дезинфекции в учреждении в присутствии людей, не имеющих отношения к обработке; нарушение предельно допустимых концентраций химических веществ в водном объекте, используемом для спортивных мероприятий; использование при вакцинации медицинских иммунобиологических препаратов, не прошедших сертификацию и т.п.), так и в бездействии (неосуществление обезвреживания отходов потребления; необеспечение безопасных условий труда; непроведение ограничительных мероприятий на основании предписаний главных государственных санитарных врачей; уклонение от этих карантинных мероприятий, от изоляции и госпитализации инфекционных больных и т.п.).

Массовое заболевание — заболевание группы людей, сосредоточенных на определенной территории, требующее медицинского вмешательства. Заболевания могут быть бактериальными, вирусными, кишечными, воздушно-капельными и т.д. Заболевание следует считать массовым, если число заболевших превышает количество пациентов, которое по нормам или на практике может быть принято врачом в течение рабочего дня.

Массовое отравление — интоксикация организма у группы людей в результате воздействия токсичных веществ различного происхождения путем абсорбции через дыхательные пути, контактного попадания на кожу и слизистые, поглощения с пищей и водой, если число отравившихся превышает количество пациентов, которое по нормам или на практике может быть принято врачом в течение рабочего дня.

В каждом случае необходимо устанавливать причинно-следственную связь между нарушением санитарно-эпидемиологических правил и массовыми заболеваниями и отравлениями людей.

Если нарушение санитарных правил не находится в причинной связи с массовыми заболеванием или отравлением, а обусловило лишь причинение вреда здоровью отдельного человека или даже нескольких лиц, то виновный привлекается не по ст. 236, а по ст. 238 или по статьям гл. 26 УК.

5. Преступление с материальным составом считается оконченным с момента наступления последствий, указанных в диспозиции статьи (массовое заболевание или отравление людей).

Создание лишь угрозы возникновения таких последствий влечет не уголовную, а административную ответственность.

6. Субъективная сторона преступления — прямой умысел по отношению к деянию и неосторожность по отношению к последствиям. Лицо осознает, что нарушает правила, желает совершить эти действия, предвидит наступление общественно опасных последствий, но самонадеянно рассчитывает на их предотвращение, либо не предвидит, но должно было и могло предвидеть такие последствия.

7. Субъект преступления может быть как специальный, так и общий, достигший 16-летнего возраста. К субъектам относятся как сами заболевшие, явившиеся источником распространения инфекции, так и специальные лица при невыполнении требований, обусловленных спецификой должностной или профессиональной деятельности.

Специальным субъектом данного преступления могут быть как должностные лица, так и иные работники, ответственные за соблюдение соответствующих правил либо для которых эта обязанность соответствует характеру осуществляемой деятельности, компетенции, правового статуса (работники предприятий и учреждений питания, промышленного и сельскохозяйственного производства, санэпидемстанций, медицинских и иных учреждений и организаций).

Должностное лицо, допустившее нарушение указанных правил наряду с должностным преступлением, подлежит ответственности по совокупности преступлений, предусмотренных ст. ст. 236, 285, 286 УК.

Если нарушение санитарных правил не находится в причинной связи с массовыми заболеванием или отравлением, а обусловило лишь причинение вреда здоровью отдельного человека или даже нескольких лиц, то виновный привлекается не по комментируемой статье, а по ст. 238 или по статьям гл. 26 УК.

По одному и тому же делу могут быть одновременно привлечены к уголовной ответственности должностные и иные лица, чьи действия или бездействие по нарушению санитарно-эпидемиологических правил находятся в причинной связи с последствиями, перечисленными в диспозиции статьи.

Нарушение санитарно-эпидемиологических правил может наступить как при совершении активных действий (продажа некачественных товаров, использование некачественной питьевой воды и т.п.), так и при бездействии (уклонение от карантинных мероприятий, от изоляции и госпитализации инфекционных больных и т.д.).

8. Квалифицирующим признаком преступления (ч. 2 комментируемой статьи) является наступление смерти хотя бы одного человека вследствие нарушения санитарно-эпидемиологических правил.

Ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил

Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании», N 9, 2004

В соответствии со ст.11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее — Закон N 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Контроль и надзор в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, которая находится в ведении Минздрава России.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет, в частности, следующие полномочия:

  • осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства; контроль за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг;
  • организует деятельность системы государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации;
  • осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров.

Санитарные правила для организаций торговли

Указанный документ распространяется на строящиеся, реконструируемые и действующие организации торговли, рынки, базы, склады продовольственного сырья и пищевых продуктов независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (кроме холодильников и рынков, реализующих сельскохозяйственную продукцию непромышленного изготовления), а также индивидуальных предпринимателей.

Правилами определены санитарно-эпидемиологические требования к:

  • размещению организаций торговли. (В частности, установлено, что в помещениях, встроенных, встроенно-пристроенных к жилым зданиям и зданиям иного назначения, не допускается размещать специализированные рыбные и овощные магазины, а также магазины, площадью более 1000 кв. м; загрузку продуктов следует предусматривать с торцов жилых зданий, не имеющих окон, из подземных туннелей при наличии специальных загрузочных помещений);
  • водоснабжению и канализации. (Например, установлено, что все стационарные организации торговли должны быть оборудованы туалетами и раковинами для мытья рук персонала, а организации торговли, торговой площадью более 1000 кв. м, оборудуются туалетами для посетителей. Туалеты для персонала и посетителей должны быть раздельными.);
  • вентиляции, кондиционированию, отоплению, освещению помещений и условиям труда работающих;
  • планировке, размещению и устройству помещений организаций торговли;
  • оборудованию, инвентарю и посуде. (Установлено, что организации торговли должны быть оснащены торговым оборудованием, инвентарем, посудой, тарой, упаковочными материалами, изготовленными из материалов, разрешенных органами и учреждениями госсанэпидслужбы в установленном порядке.);
  • приему и хранению пищевых продуктов. (Определены требования к хранению различных видов продуктов, в частности, мыса, рыбы, хлеба, сыпучих продуктов. Установлено, что для организаций торговли, встроенных, встроенно-пристроенных в жилые здания и здания иного назначения, завоз продукции в ночное время (с 23.00 до 7.00 часов) не проводится.);
  • реализации пищевых продуктов. (В частности, установлено, что запрещается реализация продукции без наличия качественного удостоверения (для продукции российского производства), сопроводительных документов, подтверждающих их происхождение, качество и безопасность; с нарушением целостности упаковки и в загрязненной таре, без этикеток (или листов-вкладышей); при отсутствии необходимых условий для соблюдения температурных и влажностных условий хранения; загнивших, испорченных, с нарушением целостности кожуры овощей и фруктов; с истекшими сроками годности и т.д.);
  • содержанию помещений и оборудования.
Это интересно:  Борьба с бандитизмом в России. Что об этом говорится в УК РФ?

Кроме того, указанным документом установлены гигиенические требования к мелкорозничной сети, к транспортировке пищевых продуктов и др.

Санитарные правила для организаций общественного питания

Эти Правила распространяются на действующие, строящиеся и реконструируемые организации общественного питания, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению.

Правилами определены требования:

  • к размещению организаций общественного питания;
  • водоснабжению и канализации;
  • условиям работы в производственных помещениях;
  • устройству и содержанию помещений;
  • оборудованию, инвентарю, посуде и таре;
  • транспортировке, приему и хранению сырья, пищевых продуктов;
  • обработке сырья и производству продукции;
  • раздаче блюд и отпуску полуфабрикатов и кулинарных изделий.

Установлены санитарные требования к выработке кондитерских изделий с кремом, к производству мягкого мороженого, к личной гигиене персонала организации, требования к временным организациям общественного питания быстрого обслуживания.

Порядок осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора должностными лицами

В соответствии с п.1 ст.44 Закона N 52-ФЗ государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает в себя, в частности, контроль за выполнением санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний и постановлений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Права, обязанности и полномочия должностных лиц, осуществляющих госсанэпиднадзор, определены ст.ст.50, 51 и 52 Закона N 52-ФЗ.

Правила проведения мероприятий по контролю при осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора утверждены Приказом Минздрава России от 17 июля 2002 г. N 228 (далее — Правила).

В соответствии с п.6 Правил мероприятия по контролю осуществляются как в плановом, так и во внеплановом порядке, при этом продолжительность мероприятий по контролю не может превышать один месяц.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз со значительным объемом мероприятий по контролю, срок проведения мероприятий по контролю может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Требования к организации и проведению мероприятий по контролю установлены гл.II Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (далее — Закон N 134-ФЗ).

Пунктом 1 ст.7 Закона N 134-ФЗ установлено, что мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжения (приказа) органов государственного контроля (надзора). Распоряжение (приказ) либо его заверенная печатью копия предъявляется должностным лицом, осуществляющим мероприятие по контролю, руководителю или иному должностному лицу юридического лица либо индивидуальному предпринимателю одновременно со служебным удостоверением.

При этом установлено, что мероприятие по контролю может проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое указано в распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю.

В соответствии с п.4 ст.7 Закона N 134-ФЗ в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года.

В отношении субъекта малого предпринимательства плановое мероприятие по контролю может быть проведено не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации.

Внеплановой проверке, предметом которой является контроль исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, подлежит деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя при выявлении в результате планового мероприятия по контролю нарушений обязательных требований.

Кроме того, внеплановые мероприятия по контролю проводятся органами государственного контроля (надзора) также в случаях:

  • получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;
  • обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.

Следует иметь в виду, что согласно ст.8 Закона N 134-ФЗ при проведении мероприятий по контролю должностные лица органов государственного контроля (надзора) не вправе:

  • проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа государственного контроля (надзора), от имени которого действуют должностные лица;
  • осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей;
  • требовать представление документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;
  • требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами;
  • распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  • превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю.

По результатам мероприятия по контролю должностным лицом (лицами) органа государственного контроля (надзора), осуществляющим проверку, составляется акт установленной формы в двух экземплярах. Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю юридического лица или его заместителю и индивидуальному предпринимателю или их представителям под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле органа государственного контроля (надзора).

При выявлении в результате мероприятия по контролю административного правонарушения должностным лицом органа государственного контроля (надзора) составляется протокол в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, и даются предписания об устранении выявленных нарушений.

В соответствии с п.5 ст.9 Закона N 134-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели должны вести журнал учета мероприятий по контролю, в котором должностным лицом органа государственного контроля (надзора) производится запись о проведенном мероприятии по контролю, содержащая сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора), дате, времени проведения мероприятия по контролю, о правовых основаниях, целях, задачах и предмете мероприятия по контролю, о выявленных нарушениях, о составленных протоколах, об административных правонарушениях и о выданных предписаниях, а также указываются фамилия, имя, отчество, должность лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю, и его (их) подпись.

Журнал учета мероприятий по контролю должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица или индивидуального предпринимателя.

При отсутствии журнала учета мероприятий по контролю в акте, составляемом по результатам проведенного мероприятия по контролю, делается соответствующая запись.

На основании ст.10 Закона N 134-ФЗ при выявлении в результате проведения мероприятия по контролю нарушений юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований должностные лица органов государственного контроля (надзора) в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждением, предотвращением возможного причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу, а также меры по привлечению лиц, допустивших нарушения, к ответственности.

Ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических норм и правил

В соответствии со ст.55 Закона N 52-ФЗ за нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил установлена гл.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

В соответствии со ст.6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, согласно ст.6.6 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.

Уголовная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил установлена ст.236 УК РФ. Согласно указанной статье нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей, наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до трех лет (п.1). То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до двух лет, либо ограничением свободы на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок (п.2).

Это интересно:  Что такое карцер" в тюрьме и СИЗО в 2019 году? За что сажают?"

Бухгалтерский и налоговый учет штрафных санкций за нарушение санитарно-эпидемиологических правил

Административные штрафы за нарушение санитарно-эпидемиологических правил не являются налоговыми платежами, а потому, по нашему мнению, должны отражаться в бухгалтерском учете организаций следующим образом:

дебет счета 99 «Прибыли и убытки» кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» — на сумму начисленных штрафов;

дебет счета 76 кредит счета 51 «Расчетные счета» — на сумму перечисленных штрафов.

Для целей налогообложения прибыли административные штрафы за нарушение санитарно-эпидемиологических правил на учитываются: в соответствии с п.2 ст.270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде штрафов и других санкций, взимаемых государственными организациями, которым законодательством Российской Федерации предоставлено право наложения указанных санкций.

Ответственность за нарушение санитарно — эпидемиологических правил

М. Малеина, профессор МГЮА, доктор юридических наук.

Статья 236 УК РФ установила уголовную ответственность за нарушение санитарно — эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание, отравление людей или смерть человека.

Видовым объектом данного преступления является здоровье населения. Для оценки здоровья группы людей (населения) целесообразнее использовать термин «санитарно — эпидемиологическое благополучие населения». Его можно охарактеризовать как состояние здоровья группы людей и среды их обитания на определенной территории в конкретный период времени, при котором учитывается положительное и негативное воздействие факторов среды обитания на человека. Анализируемый состав является бланкетным, поскольку УК не дает определения преступления, а ограничивается ссылкой на нормы санитарного законодательства.

С объективной стороны преступление выражается в активных действиях и бездействии.

Активные действия могут состоять в выпуске пищевых продуктов, представляющих опасность для человека; нарушении научно обоснованных физиологических норм при организации питания в образовательных учреждениях; использовании опасных способов захоронения отходов производства; превышении предельно допустимого уровня воздействия на человека шума, вибрации в период работы; спуске сточных вод на территории зоны санитарной охраны водопроводов хозяйственно — питьевого назначения; проведении дезинфекции в учреждении в присутствии людей, не имеющих отношения к обработке; нарушении предельно допустимых концентраций химических веществ в водном объекте, используемом для занятия спортом; использовании при вакцинации медицинских иммунобиологических препаратов, не прошедших сертификацию, и проч.

Бездействие проявляется в неосуществлении обезвреживания отходов потребления, необеспечении безопасных условий труда, непроведении ограничительных мероприятий (карантина) на основании предписаний главных государственных санитарных врачей и пр.

Альтернативным является такой элемент состава преступления, как последствия — массовое заболевание или отравление. Ранее действовавшая ст. 222 УК РСФСР 1960 года юридически значимыми считала только эпидемические и другие заразные заболевания. Толкование ст. 236 УК РФ позволяет говорить о любых массовых заболеваниях или отравлениях.

Преступление признается оконченным, если нарушение санитарных правил повлекло массовое заболевание (эпидемию) или отравление. Поэтому создание лишь угрозы возникновения указанных последствий не влечет уголовную ответственность (в отличие от ст. 42 КоАП РСФСР, допускающей наступление административной ответственности за нарушения санитарно — гигиенических и санитарно — противоэпидемических правил и норм независимо от наступивших последствий).

Отмечу, «эпидемия» означает инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих, характеризующиеся тяжелым течением, высоким уровнем смертности и инвалидности, быстрым распространением среди населения. Эпидемия считается начавшейся, если количество заболевших на 100 тыс. человек превышает установленный эпидемический порог. Так, объявление эпидемии гриппа в Москве происходит, если на 100 тыс. населения заболевают 1317 человек (по нормам Всемирной организации здравоохранения эпидемия гриппа начинается с 400 случаев заболевания на 100 тыс. человек).

Понятие «массовое заболевание» нуждается в толковании для отграничения от таких последствий, как «причинение вреда здоровью двух или более лиц» (ст. 238 УК) или «иные тяжкие последствия» (ч. 2 ст. 219, ч. 2 ст. 220 УК и др.).

Массовым может быть любое заболевание (инфекционной и иной природы) большого количества людей, превышающего средний уровень заболеваемости в данном регионе, в аналогичный период времени. Очевидно, что показатели среднего уровня заболеваемости и соответственно массового заболевания в разное время года и в разных административно — территориальных образованиях не совпадают.

Причинная связь в данном составе существует, если массовое заболевание (отравление) вызвано факторами, возникшими в результате нарушения санитарно — эпидемиологических правил. Если нарушение санитарных правил вызвало причинение вреда здоровью отдельного человека или даже нескольких лиц, то ответственность может наступить по ст. 238 УК («Выпуск или продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности») или по статьям главы 26 УК («Экологические преступления»).

Субъектом преступления является физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. К их числу могут относиться как сами заболевшие, явившиеся источником распространения инфекции, так и специальные лица при невыполнении требований, обусловленных спецификой должностной или профессиональной деятельности.

Должностные лица за нарушение санитарных правил должны отвечать не только по ст. 236 УК, но и по ст. ст. 285, 286, 293 УК, а лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной негосударственной, немуниципальной организации (органе), — по ст. 201.

Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины по отношению к последствиям.

Часть 2 ст. 236 УК предусматривает один квалифицирующий признак, характеризующий последствия рассматриваемого преступления: наступление смерти хотя бы одного человека. При такой формулировке квалифицирующего признака для привлечения к уголовной ответственности не имеет значения, наступила ли смерть лишь одного человека или умерло несколько лиц.

Развитие медицины и появившиеся возможности снижения риска инвалидности и наступления смерти, лечения заболеваний, ранее считавшихся неизлечимыми, а также существование обычно ряда косвенных причин, способствующих возникновению и (или) распространению массового заболевания, обусловили снижение размера ответственности в действующем Уголовном кодексе за это деяние. Деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 236 УК, относится к категории преступлений небольшой тяжести, а нарушение санитарно — эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности смерть человека (ч. 2 ст. 236 УК), рассматривается как преступление средней тяжести.

Ответственность за нарушение законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей

Ответственность за нарушение санитарного законодательства

В соответствии со ст. 55, 57 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» за нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Дисциплинарная ответственность представляет собой последствие неисполнения или ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей работником, т.е. несоблюдения им трудовой дисциплины. К дисциплинарной ответственности за нарушение санитарного законодательства уполномочен привлекать работодатель. За нарушение санитарного законодательства работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора, увольнения.

Гражданско-правовая ответственность устанавливается за вред, причиненный личности, имуществу гражданина, а также имуществу юридического лица вследствие нарушения санитарного законодательства. Вред подлежит возмещению в полном объеме в соответствии с законодательством РФ.

Возмещение вреда здоровью граждан производится исходя из:
• затрат на лечение и восстановление здоровья граждан;
• расходов социального обеспечения и др.

Возможно возмещение и морального вреда. При определении размеров компенсации морального вреда учитывается степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства, а также степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Административная ответственность за нарушение санитарного законодательства установлена Кодексом об административных правовых нарушениях РФ.

В главе 6 КоАП РФ сформулировано несколько составов административных правонарушений. К ним относятся:
• нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий (ст. 6.3 КоАП РФ);
• нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта (ст. 6.4 КоАП РФ)
• нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению (ст. 6.5 КоАП РФ);
• нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения (ст. 6.6 КоАП РФ).

Административная ответственность за нарушение санитарного законодательства предусмотрена и в других статьях КоАП РФ (ст. 6.7, 7.2, 7.8, 8.2, 8.5, 8.6, 8.21, 8.31, 10.1, 10.8, 10.12, 10.14).

Административная ответственность за нарушение санитарного законодательства предусматривает вынесение предупреждения либо наложение административного штрафа в размере от 100 до 2000 рублей (для граждан), административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток или наложение штрафа в размере от 5000 до 100 тыс. рублей (для юридических лиц).

Уголовная ответственность за нарушение санитарного законодательства предусмотрена ст. 236 Уголовного кодекса РФ.

Так, за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей, применяется один из следующих видов наказаний:
• штраф в размере до 80 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 мес;
• лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет;
• обязательные работы на срок 180 ч;
• исправительные работы на срок до 1 года;
• ограничение свободы на срок до 3 лет.

То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается обязательными работами на срок от 180 до 240 ч, либо исправительными работами на срок от 6 мес до 2 лет, либо ограничением свободы на срок до 5 лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Это интересно:  Как можно доказать клевету? Образец заявления в полицию

Также уголовная ответственность за нарушение санитарного законодательства предусмотрена в следующих статьях Уголовного кодекса РФ:
• ст. 238 «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности» — в части сбыта товаров и продукции, выполнения работ или оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей;
• ст. 246 «Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ» — в части нарушения санитарных правил при производстве строительных и других работ;

• ст. 247 «Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов» — в части нарушения правил обращения с бактериологическими (биологическими) веществами, токсичными промышленными и другими отходами;
• ст. 248 «Нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами» — в части нарушения правил по безопасности работе микроорганизмами и т.д.;

• ст. 254 «Порча земли» — в части нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами и др.

За данные виды преступлений, в зависимости от состава и отягчающих обстоятельств, предусмотрены следующие виды уголовной ответственности:
• штраф в размере до 500 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет;
• лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет;
• ограничение свободы на срок до 3 лет;
• лишение свободы до 10 лет (возможно со штрафом или с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на соответствующий срок);
• обязательные работы на срок от 120 до 240 ч;
• исправительные работы на срок до 2 лет.

Ответственность за нарушение законодательства в сфере защиты прав потребителей

В соответствии со ст. 43 Закона РФ «О защите прав потребителей» за нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами РФ, продавец (исполнитель, изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность.

Общие положения о гражданско-правовой ответственности за нарушение прав потребителей установлены ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Так, продавец (изготовитель, исполнитель) за допущенное нарушение прав потребителя несет следующую ответственность:
• уплату неустойки (пени);
• возмещение убытков потребителя в полном объеме;
• исполнение обязательства перед потребителем, даже после возмещения ему всех убытков.

Также возможно возмещение морального вреда, причиненного вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) законодательства в сфере защиты прав потребителя.

Административная ответственность за нарушение прав потребителей установлена Кодексом об административных правонарушениях РФ.

В соответствии со ст. 14.7 КоАП РФ, обман потребителей [обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман] влечет наложение административного штрафа на граждан и на должностных лиц в размере от 1000 до 2000 рублен; на юридических лиц — от 10 до 20 тыс. рублей.

Административная ответственность за нарушение санитарного законодательства предусмотрена и в других статьях КоАП РФ (статьи 14.1, 14.2, 14.5-14.7, 14.15, 14.16, 19.5. 19.14).

Уголовная ответственность за нарушение законодательства в сфере защиты прав потребителей предусмотрена ст. 238 УК РФ.

Так, производство, хранение или перевозка в целях сбыта либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, а также неправомерные выдача или использование официального документа, удостоверяющего соответствие указанных товаров, работ или услуг требованиям безопасности, наказываются:
• штрафом в размере до 500 тыс. рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет;
• ограничением свободы на срок до 3 лет:
• лишением свободы на срок до 10 лет (со штрафом в размере до 500 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет либо без такового).

Также за нарушения законодательства в сфере защиты прав потребителей предусмотрена уголовная ответственность и в других статьях УК РФ (ст. 171.1; ч. 1 ст. 180).

Эффективность проведения комплекса мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, а также защита прав потребителей на потребительском рынке во многом зависят от тесного взаимодействия Роспотребнадзора с органами управления здравоохранением субъектов РФ. Это взаимодействие достигается путём разработки и реализации региональных комплексных программ по охране здоровья населения, межведомственных планов мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний, совместной подготовкой приказов и иных документов, обсуждения актуальных вопросов на совместных коллегиях, совещаниях, семинарах, конференциях и т.д.

Ответственность за нарушение санитарных норм и правил: административная или уголовная?

Выполнение санитарных норм и правил обеспечивает здоровье и экологическую безопасность населения.

Санитарные нормы и правила — это нормативные документы, содержащие требования к условиям жизнедеятельности человека, обеспечивающие защиту здоровья человека и окружающей среды. На предприятиях и организациях санитарные нормы регулируют следующие компоненты:

  • безопасность производства;
  • выброс во внешнюю среду вредных компонентов;
  • надлежащее качество питьевой воды;
  • требование к размещению и организации лечебных и образовательных учреждений;
  • качество окружающего воздуха;
  • безопасность пищевых продуктов.

Проводить проверку соблюдения санитарных правил и норм имеет право Роспотребнадзор, прокуратура или местные муниципальные органы. В случае обнаружения нарушений в данной области влечет наложение административной, а в крайнем случае уголовной ответственности.

Административная ответственность за нарушение санитарных норм

Данной теме посвящена 6 глава Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Если вы хотите узнать, как решить именно вашу проблему — обращайтесь через форму онлайн консультанта (все регионы) или звоните по телефонам.

Согласно статье 6.3 КоАП РФ за несоблюдение правовых норм в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения грозит:

  • наложение штрафа на граждан от ста до пятисот рублей;
  • на ответственных лиц — от 500 до 1000 рублей;
  • на индивидуальных предпринимателей — от 500 до 1000 рублей или административная остановка работы юридического лица до 90 дней;
  • на юридических лиц штраф — от 10 до 20 тысяч рублей или административная остановка работы юридического лица на 90 дней.

На основании статьи 6.4 Кодекса об административных правонарушениях за несоблюдение требований санитарно-эпидемиологического состояния зданий и сооружений, транспорта, жилых помещений грозит:

  • денежный штраф в отношении граждан в размере от 500 до 1000 рублей;
  • в отношении должностных лиц — в размере от 1 до 2 тысяч рублей;
  • на индивидуальных предпринимателей — от 1 до 2 тысяч рублей или административная остановка работы юридического лица на 90 дней;
  • на юридических лиц штраф от 10 до 20 тысяч рублей либо административная остановка работы юридического лица на 90 дней.

Статья 6.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ регулирует ответственность за нарушение санитарных норм в отношении качества воды и систем водоснабжения и в случает нарушений грозит:

  • наложением денежного штрафа для граждан в размере от 1 до 1,5 тысяч рублей;
  • на ответственных лиц — от двух до 3 тысяч рублей;
  • индивидуальных предпринимателей — от двух до трех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 20 до 30 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

На основании статьи 6.6 Кодекса об административных правонарушениях за нарушение санитарных правил при организации питания населения налагается:

  • административный штраф в отношении граждан в размере от 1 до 1,5 тысяч рублей;
  • в отношении должностных лиц — в размере от 5 до 10 тысяч рублей;
  • на индивидуальных предпринимателей — от 5 до 10 тысяч рублей или административная остановка работы юридического лица на 90 дней;
  • на юридических лиц — штраф от 30 до 50 тысяч рублей или административная остановка работы юридического лица на 90 дней.

Повторение подобного правонарушения грозит должностным лицам наложением штрафа от 10 до 15 тысяч рублей, юридическим лицам — от 100 до 150 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Уголовные меры наказания за нарушение санитарно-эпидемиологических правил и норм

В случае наступления негативных массовых последствий вследствие нарушения санитарных требований виновные лица привлекаются к уголовной ответственности.

На основании статьи 236 Уголовного кодекса РФ за несоблюдение САНПиНов, повлекшее массовую эпидемию или отравление среди населения по неосторожности, грозит виновному лицу наложением денежного штрафа в размере до 80 тысяч рублей либо взысканием дохода осужденного за период до 6 месяцев либо лишением права заниматься деятельностью определенного вида или занимать должности определенного уровня на срок до 3 лет, либо обязательными работами на срок до 360 часов, либо исправительными работами до 1 года, либо ограничением свободы на срок до 1 года.

Нарушение санитарных норм и правил грозит мерами административной и уголовной ответственности вплоть до лишения свободы, поэтому знание и соблюдение САНПиНов является не только гарантией отсутствия неприятных последствий, но и проявлением активной социальной позиции.

Статья написана по материалам сайтов: stykrf.ru, wiseeconomist.ru, wiselawyer.ru, medbe.ru, pravo.team.

»


Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector