Ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента

Разъясняет исполняющий обязанности начальника управления по надзору за процессуальной деятельностью органов Следственного комитета Российской Федерации Сергей Александрович Ильин.

В соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации в некоторых случаях вместо налогоплательщика рассчитать налог и перечислить его в бюджет должен налоговый агент. Как правило, агент уплачивает налог не из собственных средств, а удерживает его из сумм, выплачиваемых налогоплательщику.

Так, налоговые агенты обязаны исчислить и удержать: НДС и налог на прибыль при оплате работ и услуг, выполненных на территории Российской Федерации иностранными организациями; налог на прибыль при выплате дивидендов акционерам; налог на доходы физических лиц в случае получения налогоплательщиком доходов, источником которых является налоговый агент.

Налоговыми агентами налогоплательщиков могут выступать российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы.

Удержанный налог агент перечисляет в бюджет в том же порядке, что и налогоплательщик.

Уголовная ответственность наступает в случае неисчисления и неперечисления налоговым агентом налогов в крупном или особо крупном размере. Крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов более 2 млн. рублей и при условии, что данная сумма превышает 10 % от суммы налогов и сборов, подлежащих уплате за три финансовых года, либо превышающая 6 млн. рублей. Особо крупным размером признается сумма неуплаченных налогов и (или) сборов более 10 млн. рублей и при условии, что данная сумма превышает 20 % от суммы налогов и сборов, подлежащих уплате за три финансовых года, либо превышающая 30 млн. рублей.

Кроме того, для возникновения оснований привлечения налогового агента к уголовной ответственности необходимо наличие личного интереса. Личный интерес как мотив преступления может выражаться в стремлении извлечь выгоду имущественного характера, а также неимущественного характера, обусловленную побуждениями карьеризма, протекционизма, семейственности, желанием приукрасить действительное положение, получением взаимной услуги, поддержкой в каком — либо вопросе. Неисполнение обязанностей налогового агента в личных интересах как необходимый признак оконченного состава преступления должно быть подтверждено конкретными доказательствами прямого умысла и личной заинтересованности.

Личным интересом во взаимосвязи с неисполнением обязанностей налогового агента выступают следующие действия: создание комфортных условий жизни для себя, заключающихся в оплате предприятием расходов на проживание в гостиницах, домах отдыха, транспортных расходов; создание привлекательного имиджа успешного руководителя, повышение своего престижа в глазах акционеров, повышение авторитета среди работников предприятия путем увеличения заработной платы и выплаты премии; сокрытие истинного положения дел на предприятии, которое сложилось в силу некомпетентного руководства, для сохранения за собой занимаемого служебного положения.

Неисполнение налоговым агентом обязанностей по правильному и своевременному исчислению, удержанию или перечислению в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующих налогов, не связанное с личным интересом, состава преступления, предусмотренного ст. 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации не образует.

Необходимо отграничивать личные интересы при неисполнении обязанностей налоговым агентом от публичных или общественных интересов. Так например, действия налогового агента, обусловленные необходимостью исполнения обязательств перед работниками организации или контрагентами на основании заключенных с ними договоров, обеспечения «нормальной» работы предприятия, не могут характеризоваться в качестве его личного интереса и, таким образом, не образуют состава преступления.

Для лиц, впервые совершивших данное преступление, предусмотрено освобождение от уголовной ответственности в случае полной уплаты сумм недоимки, пеней и штрафов в размерах, определяемых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. В случае уплаты указанных сумм уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное уголовное дело подлежит прекращению.

Статья 199.1. Неисполнение обязанностей налогового агента

Отметим, что уголовная ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента была введена в декабре 2003 года.Прежде чем перейти непосредственно к анализу норм уголовногозакона, остановимся на кратком анализе места и роли налоговых агентов в налоговых правоотношениях.

3.1. Механизм уплаты налогов и сборов включает в себя множество стадий и затрагивает не только налогоплательщиков, но и других субъектов. Привлечение к уплате налогов помимо налогоплательщиков иных лиц вызвано стремлением государства упростить данный процесс, снизить издержки налогового контроля и количество налоговых правонарушений. Эти причины побуждают законодателя включать в состав субъектов налоговых правоотношений лиц, содействующих уплате налогов и сборов.

Ведущие ученые в области налогового права к лицам, содействующим уплате налогов относят: кредитные организации, налоговых агентов, сборщиков налогов, арбитражные суды, частных нотариусов и др. [1]

Объединяющим признаком лиц, содействующим уплате налогов, является достижение единой цели — исполнение налоговой обязанности и поступление в полном объеме сумм налогов в бюджет. [2] [3]

Одну из основных категорий лиц, содействующих уплате налогов, образуют налоговые агенты. Известно, что наиболее ранней исторической формой использования налоговых агентов в механизме налогообложения является круговая порука. В России широкое распространение получил институт круговой поруки, когда обязанность по уплате налогов возлагалась на сельские общины, а ответственность за взимание податей — на сельских старост, которые не входили в систему должностных лиц, а выбирались общиной [4] .

Кроме того, в начале XX века широкое распространение получило обложение налогами доходов у источника выплаты. В СССР данный способ уплаты налогов был наиболее распространенным.

Действующее российское законодательство определяет налоговых агентов через их функции. В соответствии со ст. 24 НК России налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с налоговым законодательством возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

С точки зрения многих ученых, для признания организации или физического лица налоговым агентом недостаточно указать на то, что они исчисляют, удерживают и перечисляют суммы налогов. Помимо данных функций, в определении налоговых агентов должно содержаться указание на экономические и хозяйственные связи между этими лицами и налогоплательщиками, наличие которых и позволяет привлекать их к уплате налогов.

Если говорить о большинстве иностранных государств, то там налоговые агенты достаточно часто называются удерживающими агентами или источниками доходов.

Надо полагать, что на эту связь достаточно четко указывает использовавшийся в российском налоговом законодательстве до принятия НК РФ термин «источник выплаты дохода». Им обозначались те юридические и физические лица, от которых получал доход налогоплательщик. Именно участие в создании объекта налогообложения позволяет включать налоговых агентов в отношения по уплате налогов и сборов [5] .

В целом, можно говорить о том, что налоговые агенты выступают в налоговых правоотношениях в двух категориях одновременно: как лица, представляющие интересы государства, то есть содействующие налоговым органам в сборе налогов и как представители непосредственно налогоплательщика.

В целом налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, однако, круг обязанностей у них несколько иной, так как фактически они призваны содействовать уплате налогов и сборов. В частности они обязаны:

• правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;

• сообщать письменно в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика в течение 1 месяца;

• вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;

• представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

По общему правилу согласно ст. 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Однако в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена и на налогового агента.

Согласно ст. 58 НК РФ подлежащая уплате сумма налога после удержания налоговым агентом перечисляется через банк в установленные сроки в соответствующий бюджет или государственный внебюджетный фонд. При отсутствии банка налоговые агенты, являющиеся физическими лицами, могут перечислять налоги через кассу сельского или поселкового органа местного самоуправления либо через организацию связи. Конкретный же порядок перечисления налога устанавливается применительно к каждому налогу.

В данном случае необходимо учитывать, что применение лицами, являющимися субъектами малого предпринимательства общего режима налогообложения или упрощенной системы налогообложения, а также переход на уплату единого налога на вмененный доход не освобождает их от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

Отметим, что в зависимости от вида налога состав налоговых агентов может различаться, а их обязанности могут иметь свои особенности.

3.2. Возвращаясь непосредственно к нормам статьи 199.1 УК РФ отметим, что она предусматривает ответственность за неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), совершенное в крупном размере.

Крупный размер в данном случае идентичен с указанным в примечании к статье 199 УК РФ и представляет собой сумму налогов и (или) сборов, составляющую за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая шесть миллионов рублей.

Налоговыми агентами Пленум признает лиц, на которых в соответствии с налоговым законодательством возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов, при этом отмечая, что такие обязанности могут быть возложены только на те организации и на тех физических лиц, которые являются источниками выплаты доходов, подлежащих обложению налогами (например, на добавленную стоимость (статья 161 НК РФ), на доходы физических лиц (статья 226 НК РФ), на прибыль (статья 286 НК РФ).

Следует отметить, что взимание других налогов, а также сборов в настоящее время осуществляется без использования налоговых агентов в механизме налогообложения.

По нашему мнению, уголовная ответственность предусмотрена лишь за неисполнение обязанностей по правильному и своевременному исчислению, удержанию из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислению в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующих налогов (сборов). Следует учитывать, что уголовно наказуемо неисполнение любой из этих трех обязанностей налогового агента, приведенных в диспозиции комментируемой статьи.

Объект преступления составляют общественные отношения, возникающие в связи с неисполнением налоговыми агентами своих обязанностей. Необходимость распространения уголовного закона на эти отношения обусловлена тем, что в свою очередь это в определенных случаях препятствует исполнению налогоплательщиками конституционной обязанности по уплате законно установленных налогов. Ведь согласно ст. 45 НК РФ в случае если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена в соответствии с законодательством на налогового агента, то обязанность налогоплательщика по уплате налога считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом. Подобные действия посягают на установленный порядок налогообложения и причиняют существенный вред системе налогового администрирования.

Объективная сторона данного преступления выражается в неисполнении обязанностей по исчислению, удержанию или перечислению налогов в соответствующий бюджет или государственный внебюджетный фонд, которые предусмотрены законодательством о налогах и сборах. Главная особенность этих обязанностей заключается в том, что налоговые агенты перечисляют налоги не за счет собственного имущества, а за счет средств, удерживаемых из сумм, причитающихся другим лицам, являющимся по этим налогам плательщиками.

Субъектом преступления, предусмотренного статьей 199.1 УК РФ, Пленум определяет физическое лицо, имеющее статус индивидуального предпринимателя, а также лицо, на которое в соответствии с его должностным или служебным положением возложена обязанность по исчислению, удержанию или перечислению налогов (руководитель или главный (старший) бухгалтер организации, иной сотрудник организации, специально уполномоченный на совершение таких действий, либо лицо, фактически выполняющее обязанности руководителя или главного (старшего) бухгалтера).

Субъективная сторона данного преступления характеризуется прямым умыслом. Целью подобных действий является уклонение от выполнения обязанностей налогового агента, и удержание подлежащих перечислению в бюджет денежных средств.

Преступление, предусмотренное статьей 199.1 УК РФ, является оконченным с момента неперечисления налоговым агентом в личных интересах в порядке и сроки, установленные налоговым законодательством (пункт 3 статьи 24 НК РФ), в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) сумм налогов и (или) сборов в крупном или особо крупном размере, которые он должен был исчислить и удержать у налогоплательщика.

Это интересно:  Ст 295 УК РФ: посягательство на жизнь осуществляющего правосудие

Весьма важным является, впервые применительно к налоговому преступлению, раскрытый Пленумом мотив совершения данного преступления — личный интерес, который может выражаться в стремлении извлечь выгоду имущественного, а также неимущественного характера, обусловленную такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса и т.п. В силу этого неисполнение налоговым агентом обязанностей по правильному и своевременному исчислению, удержанию и перечислению в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующих налогов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не связанное с личными интересами, состава преступления, предусмотренного статьей 199.1 УК РФ, не образует и в тех случаях, когда такие действия были совершены им в крупном или особо крупном размере.

Если действия налогового агента, нарушающие налоговое законодательство по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), совершены из корыстных побуждений и связаны с незаконным изъятием денежных средств и другого имущества в свою пользу или в пользу других лиц, содеянное следует при наличии к тому оснований дополнительно квалифицировать как хищение чужого имущества.

Наказывается данное преступление штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Квалифицирующим признаком рассматриваемого преступления является его совершение в особо крупном размере, которым признается сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более десяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая тридцать миллионов рублей. Указанное деяние обладает большей общественной опасностью поэтому наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Обращает на себя внимание то, что законодатель предусмотрел в качестве признака данного преступления наряду с традиционным размером налога также долю неуплаты, исчисляемую исходя из общего объема налогов, в отношении которых у налогоплательщика имеется соответствующая обязанность. Доля неуплаты не учитывается лишь в случае соответствия размера неуплаченного, в данном случае не перечисленного налога, крайнему суммовому критерию.

Исчисление общей суммы, не перечисленных налогов, для целей квалификации возможно на основе сложения соответствующих их сумм в пределах трех финансовых лет подряд, но с учетом соответствующего срока давности. Финансовый год в данном случае по смыслу ст. 12 БК РФ соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

В том случае, когда лицо в личных интересах не исполняет обязанности налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и одновременно уклоняется от уплаты налогов с физического лица или организации в крупном или особо крупном размере, содеянное им при наличии к тому оснований надлежит квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных статьей 199.1 УК РФ и соответственно статьей 198 УК РФ или статьей 199 УК РФ.

3.3. Статистические данные по выявлению преступлений, предусмотренных ст. 199.1 УК России (неисполнение обязанностей налогового агента).

С момента введения уголовной ответственности за неисполнение обязанности налогового агента статистика свидетельствует о постепенном распространении рассматриваемых преступлений и росте их количества на первоначальном этапе с достижением пика в 2009 году (более 2 тысяч) и с резким снижением в течение последующих лет.

При этом необходимо учитывать, что на первые три года правоприменения отсутствовало разъяснение Пленумом Верховного Суда о том, что такое «личный интерес» — в 2004 году выявлено 318 преступлений, в 2005 — 672, 2006 — 1129.

Однако следует признать, что статистика 2007 и 2008 годов не свидетельствует о том, что Постановление Пленума сняло все имеющиеся вопросы.

Так, если в 2006 году рост количества уголовных дел, направленных в суд по сравнению с 2005 годом составил 70,1 %, то в 2007 году он составил 8,8 %, а в 2008 и вовсе снизился на 3,4 %. Не «блещут» ростом и показатели возмещения ущерба, причиненного неисполнением обязанностей налогового агента: при резком росте в 2006 году — до 3,6 млрд рублей — спад до 3,1 в 2007 году и некоторый подъем в 2008 году.

В результате проведенной декриминализации налоговых преступлений показатели по ст. 199.1 в 2012 году оказались ниже показателей первого года применения статьи — 283 зарегистрированных преступления против 318 в 2004.

3.4. Обобщенные результаты анализа судебной практики.

Складывающаяся ситуация свидетельствует, что одним из самых

безопасных и привлекательных способов пополнения оборотных средств предприятия является неперечисление налоговым агентом в бюджетную систему Российской Федерации соответствующих налогов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, поскольку такие действия, не связанные с личными интересами, состава преступления, предусмотренного статьей 199′ Уголовного кодекса Российской Федерации, в настоящее время не образуют, что подтверждено и рассмотренным нами выше Постановлением Пленума.

Как показывает анализ состоявшихся судебных приговоров по ст. 199.1 УК РФ, основными причинами неисполнения обязанности налогового агента привлекаемые к уголовной ответственности руководители называют факторы экономического характера: нехватка оборотных средств, задолженность по кредитам, изношенность оборудования, необходимость своевременной выплаты зарплаты коллективу, хронические неплатежи со стороны контрагентов и т.д. Но что интересно. Как только сотрудники органов внутренних дел возбуждают дело о неперечислении НДФЛ, все указанные причины куда-то исчезают, сразу находятся денежные средства, и задолженность погашается. В 99% случаев к моменту рассмотрения уголовного дела в суде все суммы НДФЛ в бюджет уже уплачены.

Еще одна причина — спасение градообразующего предприятия, для чего понадобилось пополнить оборотные средства, закупить новое оборудование, выплатить заработную плату коллективу одного из крупнейших налогоплательщиков города, района, области, края, республики и т.д. Но при этом забывается, что НДФЛ перечисляется не только в бюджет субъекта Федерации, но и в местный. Получается, что одна рука не ведает, что творит другая: «оздоровление» предприятия, имеющего важное значение для города (поселка), сопровождается лишением того же самого города (поселка) налоговых поступлений, на основе которых решаются важные социальные вопросы (выплата пособий и пенсий, содержание детских домов и домов престарелых).

В качестве оправдания своих деяний многие обвиняемые по ст. 199.1 УК РФ в суде называли «благородную» цель — не допустить задержку выплаты заработной платы многочисленному трудовому коллективу. На деле же они создавали своего рода пирамиду: непе- речисленные суммы НДФЛ направлялись на выплату заработной платы, с нее опять удерживался налог, который в свою очередь в бюджет не перечислялся, а вновь направлялся на погашение задолженности работникам и т.д.

К сожалению, суды обычно не придают значения вышеназванным, мягко говоря, нестыковкам, хотя в некоторых случаях принципиальная оценка этим действиям дается. Так, оценивая действия одного из руководителей, суд сделал следующий вывод: «. обвиняемый, преследуя интерес возглавляемого им предприятия за счет интересов государства по получению и распределению налогов, решал материальные проблемы юридического лица за счет денежных средств, сохраненных от неперечисления НДФЛ».

Таким образом, неэффективные руководители, латающие бюджет своего предприятия за счет сумм удержанного, но не перечисленного в бюджет налога, избегают ответственности за свое разгильдяйство, неумение правильно наладить работу и использовать возможности кредитования и иные финансовые инструменты в целях оздоровления предприятия, прикрываясь аргументами о тяжелом финансовом положении, градообразующем статусе, крайней необходимости и т.д. Уже само по себе вызывает недоумение, что суды ставят эти сомнительные аргументы выше фактов нарушения конституционной обязанности платить налоги.

Следует признать, что попытка Верховного Суда Российской Федерации в своем Постановлении от 28.12.2006 года № 64 раскрыть понятие «личный интерес» не привела к установлению единообразной следственной, а главное судебной практики по данному вопросу (о чем, кстати, свидетельствуют и приведенные выше статистические данные).

По-прежнему судами неоднозначно толкуется это понятие, что приводит к вынесению оправдательных приговоров при наличии реальной и непогашенной неуплаты сумм неперечисленного НДФЛ. На деле судами признается доказанным факт неисполнения обязанности налогового агента (наличие сумм неперечисленного налога), однако в силу наличия обязательного признака состава преступления — его совершения в личных интересах, который как показала практика доказать весьма и весьма сложно, виновные в умышленном неперечислении уже удержанных у работников сумм налога, избегают ответственности.

Это дает четкий сигнал другим нерадивым руководителям: делай как я, и за это тебе ничего не будет. Просто скажешь, что личного интереса у тебя не было, а было тяжелое финансовое положение предприятия, достанешь справку, что заработную плату получал как все, а от владельцев или акционеров о том, что вознаграждений не получал, заручись письмом аудиторской фирмы о том, что у предприятия отсутствовала реальная возможность своевременно перечислять НДФЛ, попроще оденься на суд и оправдательный приговор у тебя в кармане.

К тому же, как показывает анализ приговоров, вынесенных судами по ст. 199.1 УК России, даже если гражданин и будет признан виновным, ему в большинстве случаев грозит штраф в сумме около 100 тыс. рублей, а в крайнем случае — условное лишение свободы.

  • [1] Налоги и налоговое право. Учебное пособие/под ред. А.В. Брызгалина. — М.,Аналитика-Пресс, 1998. С.397-406, Кучеров И.И. Налоговое право России: курслекций. — М., ЮрИнфоР, 2001, С.88
  • [2] Евтушенко В.Ф. Налоговые агенты как субъекты налоговых правоотношений. —М., Юриспруденция. 2006, С. 42.
  • [3] См. там же, С. 45
  • [4] 5 Налоги с населения: учебник/под ред. В.А. Тура. — М., Финансы и статистика,1986. С. 20-31.
  • [5] Евтушенко В.Ф. Указ, соч., С. 47

Какая ответственность предусмотрена за неисполнение обязанностей налогового агента?

Налоговые агенты начисляют и взимают с налогоплательщиков суммы налогов, после чего перечисляют средства государству Российской Федерации. Но неисполнение обязанностей налогового агента как умышленное, так и по незнанию — не редкость.

О причинах и последствиях таких нарушений мы расскажем в данной статье.

Налоговые агенты: их права и обязанности

Прямая обязанность каждого налогоплательщика — платить налоги. Но в ряде ситуаций между ним и государством существует посредник — налоговый агент. Это может быть как физлицо (если это ИП, у которого есть работники в подчинении), так и предприятия. Так, руководители предприятий обязаны начислять и взимать суммы НДФЛ со своих подчиненных с последующей их уплатой в бюджет.

Соответственно, в роли налоговых агентов по НДФЛ здесь выступают именно руководители. Зачастую налоговыми агентами по НДС и налогу на прибыль являются различные учреждения.

Вспомним, что должны делать налоговые агенты:

  • Правильно и в установленный срок начислять и взимать средства с налогоплательщика, после чего перечислять их в бюджет.
  • Если взыскать налог с налогоплательщика не удается, агент должен уведомить об этом ИФНС в письменном виде. На это отводится один месяц с момента, когда агент узнал о невыполнимости взыскания налога.
  • Учитывать начисленные и выплаченные каждому налогоплательщику денежные средства, а также начисленные, взысканные и перечисленные в пользу государства налоги.
  • Подавать в отделение налоговой по месту учета документы, позволяющие отслеживать, вовремя и правильно ли начисляются, взимаются и уплачиваются налоги.
  • На протяжении 4 лет хранить бумаги, необходимые для начисления, взыскания и уплаты налогов в бюджет.

Что касается прав налоговых агентов, они аналогичны правам налогоплательщиков. Полная информация на этот счет приведена в п. 2 ст. 24 НК РФ.

Уголовная ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента

Неисполнение обязанностей налогового агента преследуется уголовным законодательством. По ст. 199.1 УК РФ, если агент в личных интересах не исчисляет, не удерживает, не перечисляет суммы налогов в крупном и особо крупном размере, то отвечает по закону.

Крупными и особо крупными признают суммы свыше 2 миллионов и свыше 10 миллионов соответственно.

Что очень важно, действовать налоговый агент должен в личных интересах — лишь в этом случае его можно привлечь к ответственности по УК РФ. Соответственно, в суде должны доказать, что налоговый агент руководствовался именно личными мотивами.
Что такое личные мотивы? Под личным интересом понимают:

  • Корыстные цели, стремление к получению финансовой выгоды.
  • Личные побуждения (например, родственные).
  • Желание продвинуться по карьерной лестнице за счет своих действий.
Это интересно:  Нарушение неприкосновенности частной жизни: состав и виды этого преступления

То есть, нарушение обязательств налоговым агентом с объективной стороны — сам факт неуплаты налога в бюджет. Субъективная сторона — это сознательное, умышленное действие налогового агента.

Неисполнение обязанностей налогового агента.

Только если налоговый агент нарушает обязанности, связанные с исчислением, взысканием и уплатой налогов, его могут привлечь к ответственности по УК РФ. За иные нарушения применяются другие меры наказания. Например, если агент не предоставляет в отведенное время в ФНС документацию или информацию, обязательную для предъявления по НК РФ, ему выписывают штраф:

  • За непредставление справки 2-НДФЛ на сотрудника, получившего от него прибыль — 200 руб.
  • За непредставление отчетности по 6-НДФЛ — 1 тыс. руб. за каждый просроченный месяц.
  • Если в документации, которую предоставляет агент, отражена неверная информация — 500 руб. за каждую бумагу с некорректными данными.

В некоторых случаях с агентов взимают не только штрафы, но и недоимки и пени. Приведем пример: ООО взыскало с сотрудников подоходный налог, однако в установленное время не уплатило его государству. За это законодатель наложит на ООО штраф и обяжет заплатить недоимку и пени, по ст. 108 НК Российской Федерации.

Последствия неисполнения обязанностей налогового агента.

ИФНС вправе наложить санкции на агента в виде штрафа, пени и недоимок в течение 3 лет. По окончании этого срока предъявить требования невозможно.

Какая на сегодняшний день существует судебная практика по неисполнению обязанностей налоговыми агентами? Практически никогда суд не лишает нарушителя свободы, то есть, не сажает его за решетку. Завершаются такие дела, как правило, штрафом, реже — условным лишением свободы.

Ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента

Финансовая газета», 2008, N 30

Согласно п. 5 ст. 24 НК РФ за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 123 НК РФ предусматривает, что неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% суммы, подлежащей перечислению.

Если налоговый агент не удержал сумму налога из дохода налогоплательщика, то налоговый орган не вправе взыскать этот налог за счет средств налогового агента, поскольку иное будет являться мерой ответственности (санкцией).

Ответственность за неправомерное неперечисление сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, предусмотрена ст. 123 НК РФ. Однако указанной статьей предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 20% суммы неудержанного налога. Взыскание всей суммы неудержанного налога означает применение штрафа в размере 100%, что не предусмотрено нормами НК РФ. К тому же взыскание с налогового агента суммы неудержанного налога является повторным привлечением к ответственности за одно правонарушение, что в соответствии с п. 2 ст. 108 НК РФ недопустимо.

Судебная практика приходит к аналогичным выводам. При этом суды указывают, что обязанность по уплате налога, не удержанного налоговым агентом, лежит на налогоплательщике — иностранной организации, а взыскание его с налогового агента приведет к двойному налогообложению выплаченного дохода, что является недопустимым.

Налоговый орган провел проверку налогового агента, по результатам которой было принято решение о доначислении налога на прибыль организаций и привлечении налогового агента к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ. Основанием принятому решению послужило неисполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению налога с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации.

Налоговый агент заключил с иностранной организацией контракты на оказание услуг по технической поддержке лицензионного программного обеспечения и связанных с этим услуг по обучению.

В п. 1 ст. 45 НК РФ установлено, что налогоплательщик должен самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена на налогового агента, то обязанность налогоплательщика по уплате налога считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом (пп. 5 п. 3 ст. 45 НК РФ).

В п. 44 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при рассмотрении споров о применении к налоговому агенту ответственности, установленной в ст. 123 НК РФ, судам необходимо учитывать, что указанное правонарушение может быть вменено налоговому агенту только в том случае, когда он имел возможность удержать соответствующую сумму у налогоплательщика, имея в виду, что удержание осуществляется из выплачиваемых налогоплательщику денежных средств.

В силу п. 1 ст. 310 НК РФ налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией, выплачивающей доход иностранной организации, при каждой выплате указанных в п. 1 ст. 309 НК РФ доходов. Сумма налога, удержанного с доходов иностранных организаций в соответствии с настоящим пунктом, перечисляется налоговым агентом в федеральный бюджет одновременно с выплатой дохода.

В силу п. 1 ст. 312 НК РФ при применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства.

Между Российской Федерацией и Королевством Швеция заключена Конвенция об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы от 15 июня 1993 г., в соответствии со ст. 3 которой компетентным органом, подтверждающим постоянное местонахождение иностранной организации применительно к Швеции, считаются министр финансов, его уполномоченный представитель или орган, назначенный в качестве компетентного представителя для целей настоящей Конвенции.

При представлении иностранной организацией, имеющей право на получение дохода, подтверждения, указанного в п. 1 ст. 312 НК РФ, налоговому агенту, выплачивающему доход, до даты выплаты дохода, в отношении которого международным договором Российской Федерации предусмотрен льготный режим налогообложения в Российской Федерации, в отношении такого дохода производится освобождение от удержания налога у источника выплаты или удержание налога у источника выплаты по пониженным ставкам.

Несоблюдение условий, предусмотренных п. 1 ст. 312 НК РФ, обязывало налогового агента произвести удержание из дохода, выплачиваемого иностранному юридическому лицу, налога и его перечисление в бюджет.

Из указанных норм следует, что налог на доходы иностранных организаций, не имеющих постоянного представительства на территории Российской Федерации, получаемый от источников в Российской Федерации, подлежит перечислению в бюджет за счет средств (дохода), подлежащих выплате иностранной организации, а не самого налогового агента. При этом до момента удержания этих средств обязанность по уплате названного налога лежит на иностранной организации. В случае удержания суммы налога налоговым агентом обязанным лицом по перечислению (уплате) в бюджет этой суммы становится налоговый агент.

Суд установил, что налогоплательщик на момент выплаты дохода не имел подтверждения, указанного в п. 1 ст. 312 НК РФ. Свидетельство о регистрации и регистрационное свидетельство, выданные регистрационным органом Швеции, налогоплательщик представил только в судебное заседание.

Следовательно, на момент выплаты дохода у налогового агента имелась обязанность удержать налог с дохода, выплаченного иностранной организации.

Однако при указанных обстоятельствах налог на доходы, полученные иностранной организацией от источника в Российской Федерации, подлежит уплате на территории Королевства Швеция, а не в Российской Федерации.

В данном случае налоговый агент должен был удержать налог на доходы, полученные иностранной организацией от источников в Российской Федерации. После этого иностранная организация имела право обратиться в налоговый орган по месту постановки на учет налогового агента за возвратом удержанного налога (п. 2 ст. 312 НК РФ). Поскольку в рассматриваемых обстоятельствах налог не был удержан, оснований для его возврата не возникло. Следовательно, налог должен быть уплачен на территории Швеции, а взыскание его с налогового агента приведет к двойному налогообложению суммы дохода как в Российской Федерации, так и в Швеции, что является недопустимым в силу Конвенции, заключенной между Российской Федерацией и Королевством Швеция.

Следовательно, требование налогового органа о взыскании с налогового агента суммы налога, не перечисленной в бюджет в связи с ее неудержанием с налогоплательщика, не основано на нормах НК РФ. Взыскание с налогового агента суммы неудержанного налога является, по сути, дополнительным видом ответственности, не предусмотренным НК РФ, поскольку в таком случае налоговый агент помимо взыскания штрафа подвергается денежному взысканию и лишается собственного имущества — денежных средств.

Следовательно, налоговый орган неправомерно доначислил налоговому агенту налог на доходы, полученные иностранной организацией от источников в Российской Федерации, и соответствующие ему пени.

Налоговый агент не исполнил обязанность по удержанию и перечислению налога, поэтому он правомерно привлечен к налоговой ответственности в соответствии со ст. 123 НК РФ.

Таким образом, суд сделал вывод о незаконности доначисления налоговому агенту не удержанного им налога на доходы, полученные иностранной организацией от источников в Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная ст. 75 НК РФ денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пунктом 3 ст. 75 НК РФ определено, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции налогоплательщика в банке или наложен арест на имущество налогоплательщика. В этом случае пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств. Подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисления пеней на сумму налога, подлежащую уплате.

На основании п. 7 ст. 75 НК РФ указанные правила распространяются также на плательщиков сборов и налоговых агентов.

В арбитражной практике существуют споры по вопросу правомерности начисления пеней налоговому агенту, не удержавшему налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации.

Налоговым органом была проведена выездная налоговая проверка, по результатам которой было принято решение о начислении налоговому агенту пеней на сумму налога, не удержанного с доходов, выплаченных иностранной организации из источников в Российской Федерации. Основанием для принятия оспариваемого решения послужил вывод налогового органа о том, что налоговый агент обязан удержать налог с доходов иностранной организации, поскольку представленные им в налоговый орган документы не отвечают установленным требованиям.

Согласно ст. 75 НК РФ пенями признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

В силу гл. 11 НК РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

Поскольку ст. 310 НК РФ обязанность по удержанию и перечислению в бюджет налога с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, возложена на налоговых агентов, пени служат способом обеспечения исполнения обязанностей по уплате данного налога именно налоговым агентом.

Пени — правовосстановительная мера государственного принуждения, носящая компенсационный характер за несвоевременную уплату налога в бюджет, и должна применяться к тому субъекту налоговых правоотношений, на которого возложена такая обязанность.

Согласно ст. 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя — на счетах в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, — инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя.

Это интересно:  Ввоз контрафактной продукции — что грозит?

Следовательно, пени за несвоевременную уплату не удержанного с налогоплательщика налога могут быть взысканы с налогового агента за счет его денежных средств и иного имущества.

Учитывая изложенное, суд признал решение налогового органа о доначислении налоговому агенту пеней по налогу с доходов иностранной организации правомерным.

Таким образом, в приведенном Постановлении суд установил, что налоговый агент был обязан произвести удержание и перечисление в бюджет налога с доходов, выплаченных иностранным юридическим лицом, так как документы, представленные им в качестве доказательств, подтверждающих местонахождение иностранного юридического лица, не отвечают требованиям, предъявляемым к официальным документам. Учитывая неисполнение налоговым агентом обязанности, предусмотренной п. 1 ст. 310 НК РФ, суд пришел к выводу, что пени — как правовосстановительная мера государственного принуждения за несвоевременную уплату не удержанного с налогоплательщика налога — могут быть взысканы с налогового агента за счет его денежных средств и иного имущества.

Данные выводы суда пересекаются с позицией, высказанной Президиумом ВАС РФ в Постановлениях от 16.05.2006 N 16058/05 и от 26.09.2006 N 4047/06 в отношении исполнения обязанности налогового агента по удержанию и перечислению налога на доходы физических лиц.

С учетом данных Постановлений можно сделать следующие выводы.

Пунктом 2 ст. 287 НК РФ установлена обязанность налогового агента перечислить соответствующую сумму налога в течение трех дней после дня выплаты (перечисления) денежных средств иностранной организации или иного получения доходов иностранной организацией.

Из указанной обязанности следует, что у налогового агента данная обязанность возникает ранее, чем аналогичная обязанность у налогоплательщика — резидента Российской Федерации, а в случае с иностранной организацией, не имеющей постоянного представительства в Российской Федерации, данная обязанность для бюджета Российской Федерации не наступает вообще, следовательно, взыскание пеней не с налогового агента, а с налогоплательщика (в случае неудержания с него налога налоговым агентом и в случае, если такое удержание возможно) не обеспечивает в полной мере возмещения ущерба государству от несвоевременной и неполной уплаты налога. Таким образом, пени за несвоевременную уплату не удержанного с налогоплательщика налога могут быть взысканы с налогового агента за счет его денежных средств и иного имущества и тем самым компенсировать несвоевременную уплату налога в бюджет.

В то же время из данной ситуации вытекает вопрос применения п. 5 ст. 75 НК РФ, в соответствии с которым пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Однако в комментируемом Постановлении суд указал следующее: из положений НК РФ следует, что на налогового агента не может быть возложена обязанность по уплате налога за счет собственных средств в случае его неудержания с доходов, выплаченных налогоплательщику. Таким образом, возникает ситуация, в которой налоговому агенту, не удержавшему налог с доходов, выплаченных иностранным организациям, в силу п. 3 ст. 75 НК РФ пени будут начисляться за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, т.е. до момента, когда налоговый агент сможет удержать сумму налога с доходов иностранной организацией, если такая возможность ему предоставится. В то же время выходом в данной ситуации для налогового агента может стать уплата налога за счет собственных средств, что в свою очередь, как указал суд в представленном ранее Постановлении, противоречит нормам НК РФ.

Последствия неисполнения обязанностей налогового агента

Налоговые агенты должны перечислять в госбюджет удержанные с доходов налогоплательщиков налоги в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом. Какое наказание «грозит» этим посредникам между налогоплательщиками и государством за неисполнение возложенных на них законом обязанностей? Допустима ли уплата налога за счет средств налоговых агентов?

За что агент в ответе

Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с налоговым законодательством возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов (п. 1 ст. 24 НК).

Основная обязанность налогового агента состоит в правильном и своевременном исчислении, удержании из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислении в бюджеты налогов (подп. 1 п. 3 ст. 24 НК). Чтобы исполнить эту обязанность, налоговый агент должен иметь возможность удержать налог. А для этого ему необходимо иметь в своем распоряжении денежные средства налогоплательщика.

К другим обязанностям налогового агента относятся, в частности, письменное сообщение в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика, ведение учета начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему налогов (п. 3 ст. 24 НК).

Такие обязанности могут быть возложены только на те организации, которые являются источниками выплаты доходов, подлежащих обложению налогами (например, НДС (ст. 161 НК), НДФЛ (ст. 226 НК), налогом на прибыль (ст. 286 НК)).

Обязанности по налогу на прибыль

В качестве примера рассмотрим некоторые обязанности налогового агента, являющегося источником выплаты доходов, подлежащих обложению налогом на прибыль.

В соответствии с пунктом 4 статьи 286 Налогового кодекса, если налогоплательщиком является иностранная организация, которая получает доходы от источников в нашей стране (не связанные с постоянным представительством в России), обязанность налоговых агентов возлагается на выплачивающую указанный доход налогоплательщику российскую организацию (или иностранную организацию, осуществляющую деятельность в России только через постоянное представительство). При этом налоговый агент определяет сумму налога по каждой выплате (перечислению) денежных средств или иному получению дохода, виды которого представлены в пункте 1 статьи 309 Кодекса (за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 310 НК), в валюте выплаты дохода (п. 4 ст. 286, п. 1 ст. 310 НК).

Пунктом 1 статьи 309 Кодекса установлен перечень доходов, полученных иностранной организацией, которые не связаны с ее предпринимательской деятельностью в России наряду с тем, что относятся к доходам иностранной организации от источников в нашей стране и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.

Не будем перечислять все 10 подпунктов указанного перечня доходов, а остановимся лишь на следующих из них.

Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 309 Налогового кодекса, обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов, подлежат и «иные аналогичные доходы». Какие доходы можно отнести к этой «категории»?

Не удержал — тоже штраф?

За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством (п. 5 ст. 24 НК). Так, если налоговый агент неправомерно не перечислит (или перечислит не полностью) суммы налога, которые нужно удержать у налогоплательщика, то с него могут взыскать штраф в размере 20 процентов от неперечисленной суммы (ст. 123 НК).

Меры привлечения. Далее.

Кроме того, непредставление налоговым агентом инспекции ФНС в установленный срок документов и иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ (ст. 126 НК).

Для налогового агента по НДС такими документами и сведениями являются налоговая декларация (налоговые агенты обязаны заполнить и представить в налоговую инспекцию титульный лист и разд. 2 декларации (п. 5 ст. 174 НК, п. 3 Порядка заполнения налоговой декларации по НДС, утв. приказом Минфина от 7 ноября 2006 г. № 136н)), письменное сообщение в налоговый орган (в произвольной форме) о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика (подп. 2 п. 3 ст. 24 НК). Для налогового агента по налогу на прибыль таким документом, например, является налоговый расчет (информация) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов (утв. приказом МНС от 19 декабря 2003 г. № БГ-3-23/701@).

Следует помнить, что в случае неуплаты или неполной уплаты налоговым агентом налога в установленный срок на его денежные средства (на банковских счетах) может быть обращено взыскание (п. 1 ст. 46, п. 2 ст. 76 НК). А при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогового агента или при отсутствии информации о счетах налогового агента налоговый орган вправе взыскать налог за счет его иного имущества в соответствии со статьей 47 Налогового кодекса (п. 7 ст. 76 НК).

За неисполнение налоговым агентом обязанностей по исчислению, удержанию или перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов и сборов, совершенное в крупном размере и особо крупном размере (см. прим. к ст. 199 УК), предусмотрена уголовная ответственность (ст. 199.1 УК). Как пояснил Верховный Суд (п. 17 постановления Пленума ВС от 28 декабря 2006 г. № 64), преступление, предусмотренное статьей 199.1 Уголовного кодекса, является оконченным с момента неперечисления налоговым агентом в личных интересах в порядке и сроки, установленные налоговым законодательством (п. 3 ст. 24 НК), в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) сумм налогов и (или) сборов, которые он должен был исчислить и удержать у налогоплательщика. Также Верховный Суд отметил, что неисполнение налоговым агентом своих обязанностей, не связанное с личными интересами, не образует состава преступления по статье 199.1 Уголовного кодекса. При этом судьи пояснили, что личный интерес как мотив преступления может выражаться, например, в стремлении извлечь выгоду, обусловленную карьеризмом, протекционизмом, семейственностью, желанием приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса и т. п.

Пени вдобавок

Правила об уплате пеней налогоплательщиками, предусмотренные статьей 75 Налогового кодекса, распространяются и на налоговых агентов (п. 7 ст. 75 НК). В соответствии со статьей 75 Кодекса к налоговому агенту может быть применена мера обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора в виде начисления пеней в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (см. письмо УМНС от 9 марта 2004 г. № 26-08/15125). Пени должны уплачиваться одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 5 ст. 75 НК).

Конституционный Суд, ссылаясь на пункт 5 статьи 108 Налогового кодекса, также ранее отмечал, что привлечение налогового агента к ответственности не освобождает его от обязанности перечислить сумму налога и пени (определение КС от 2 октября 2003 г. № 384-О).

Данные выводы судов пресекаются с позицией, высказанной Президиумом ВАС в постановлении от 26 сентября 2006 г. № 4047/06 в отношении исполнения обязанности налогового агента по удержанию и перечислению налога на доходы физических лиц, (см. также постановление Президиума ВАС от 16 мая 2006 г. № 16058/05). Судьями было указано, что в соответствии с пунктом 2 статьи 231 Налогового кодекса суммы налога, не удержанные (удержанные не полностью) налоговыми агентами с физических лиц, взыскиваются до полного погашения этими лицами задолженности по налогу (в порядке ст. 45 НК). В то же время работники, с выплаченных доходов которых общество не удержало налог, на момент рассмотрения дела были уволены. А значит, организация лишена была возможности удержать с них налог. Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 228 Кодекса, обязанность по исчислению и уплате налога в случае, если он не был удержан налоговым агентом, возлагается на самих налогоплательщиков — физических лиц. Поэтому инспекция не имела права возлагать на налогового агента обязанность уплатить за счет своих средств налог (подлежащий удержанию с лиц, уже не состоящих с ним в трудовых отношениях) и пени.

комментарий

Старший юрист управляющей компании «Независимые директора» Игорь Богомолов:

— Хотелось бы обратить внимание на несколько ключевых моментов. Так, привлечение налогового агента к ответственности по статье 123 Налогового кодекса наступает за невыполнение обязанности по перечислению налогов. При этом неисполнение данной обязанности следует отличать от ее несвоевременного исполнения, то есть исполнения с нарушением установленного срока. А поскольку нормы законодательства о налогах и сборах не подлежат расширительному толкованию, то привлечение к ответственности за невыполнение обязанности налогового агента по перечислению налогов в случае, когда обязанность была исполнена с нарушением срока, невозможно (см., например, определение ВАС от 28 февраля 2008 г. № 2309/08, постановление ФАС Московского округа от 15 февраля 2006 г. № КА-А40/402-06). Нарушение установленных сроков влечет применение меры обеспечения в виде пени, а не применение санкций.

Статья написана по материалам сайтов: www.mosproc.ru, studref.com, nalog-blog.ru, wiseeconomist.ru, www.klerk.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий