+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Ответственность за неправомерное использование инсайдерской информации

Содержание

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Середа А. В.

В статье рассматривается структура нормы, вводящей уголовную ответственность за не правомерное использование инсайдерской информации . Автор анализирует подход законодателя к определе нию субъекта данного преступления и формы вины, служащей основанием для разграничения преступления от административного правонарушения. В работе отмечены определенные пробелы правового регулирования в данной сфере и предложены способы их устранения.The article deals with the structure of a legal norm which criminalizes illegitimate using of insider information. Author analyzes legislator’s approach to the definition of a subject of a concerned crime and a form of guilty, which is used as a legal ground for differentiation between a crime and an administrative infraction. Also, in the proposed article several legal gaps are noted and some resolution methods are suggested

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Середа А.В.,

Текст научной работы на тему «Ответственность за использование инсайдерской информации»

Ответственность за использование инсайдерской информации

Аннотация. В статье рассматривается структура нормы, вводящей уголовную ответственность за неправомерное использование инсайдерской информации. Автор анализирует подход законодателя к определению субъекта данного преступления и формы вины, служащей основанием для разграничения преступления от административного правонарушения. В работе отмечены определенные пробелы правового регулирования в данной сфере и предложены способы их устранения.

Ключевые слова: инсайдер; инсайдерская информация; финансовые рынки; антиинсайдерское законодательство.

Abstract.The article deals with the structure of a legal norm which criminalizes illegitimate using of insider information. Author analyzes legislator’s approach to the definition of a subject of a concerned crime and a form of guilty, which is used as a legal ground for differentiation between a crime and an administrative infraction. Also, in the proposed article several legal gaps are noted and some resolution methods are suggested.

Keywords: insider; insider information; financial markets; stop-insider trading legislation.

студент юридического факультета Финансового университета Н hdh2011@yandex.ru

Существование и функционирование основанных на честном и справедливом взаимодействии финансовых рынков являются необходимым условием развития рыночной экономики. Незаконное получение прибыли путем раскрытия третьим лицам внутренней, инсайдерской информации влечет за собой подрыв основных механизмов ценообразования на финансовых рынках и неправомерное ограничение конкуренции в той или иной сфере.

Однако развитие правового регулирования использования инсайдерской информации в России существенно отстает от фактических общественных отношений в данной сфере. Наглядным примером данного утверждения может являться тот факт, что единственным последствием неправомерных действий компании «Ричброкерсервис», получившей в 2009 г. значительный доход на рынке ценных бумаг путем ценовых манипуляций ее сотрудников, стало всего лишь исключение акций данной компании из обращения бирж «РТС» и «Санкт-Петербург».

Российская Федерация стала только 94-й страной, приступившей к формированию антиинсайдерского

законодательства [1]. Принятие в 2010 г. Федерального закона № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» позволило не только закрепить на правовом уровне понятия «инсайдер» и «инсайдерская информация», но и установить ответственность за неправомерное раскрытие данной информации. После принятия данного закона Уголовный кодекс РФ был дополнен ст. 185.6, вводящей новый, ранее не известный российскому законодательству состав преступления — неправомерное использование инсайдерской информации.

Для анализа положений данной статьи необходимо обратиться к тексту Федерального закона № 224-ФЗ («Закон об инсайде»). Так, п.1 ст. 2 данного закона позволяет определить инсайдерскую информацию как достоверные сведения конфиденциального характера, распространение или предоставление которых может оказать существенное влияние на цены одного или нескольких финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров [2]. Исчерпывающий перечень инсайдерской информации установлен Приказом ФСФР России от 12.05.2011 № 11-18/пз-н «Об утверждении Перечня информации, относящейся к инсайдерской информации. », при этом инсайдерам необходимо самостоятельно утвердить собственные перечни такой информации. В то же время органам и организациям, осуществляющим публичные функции, и Банку

Научный руководитель: Батюкова В.Е., кандидат юридических наук, доцент.

России закон позволяет самостоятельно определять, какая информация является инсайдерской, при условии, что перечни такой информации будут опубликованы в сети Интернет.

Объектом преступления, предусмотренного ст. 185.6 УК РФ, можно считать общественные отношения, обеспечивающие функционирование свободных механизмов ценообразования и конкуренции, а также добросовестное поведение участников рыночных отношений. Предметом данного преступления выступает непосредственно инсайдерская информация.

Проблема определения субъекта данного преступления вызывает определенные дискуссии в научной литературе. В соответствии с положениями ст. 185.6 УК РФ и ст. 3 «Закона об инсайде» субъект преступления является специальным: им выступают инсайдеры, закрытый список которых дан в ст. 4 упомянутого закона [3]. На основании данного списка инсайдеров можно классифицировать, разделив на три группы [4]:

I. «Первичные» инсайдеры (лица, непосредственно получающие инсайдерскую информацию).

II. «Вторичные» инсайдеры (лица, получающие информацию от «первичных» инсайдеров).

III. Инсайдеры — физические лица.

Каждая из данных групп должна раскрывать список лиц, входящих в ее состав. При этом «Закон об инсайде» не включает в список инсайдеров рядовых работников организаций, в том числе граждан, разгласивших информацию после увольнения из компании, что также следует относить к неправомерному использованию инсайдерской информации. Таким образом, в настоящий момент российское законодательство никак не защищает компании от подобного вида инсайдерской торговли, в чем видится один из его пробелов.

Отсутствие правоприменительной практики создает в научной литературе почву для дискуссий и о форме вины, с которой может совершаться данное преступление. Большинство ученых склоняются к признанию данного преступления умышленным. При этом одни настаивают, что данное противоправное деяния совершается исключительно с прямым умыслом, а другие допускают и умысел косвенный. Наиболее предпочтительной при этом выглядит позиция А.И. Рарога, настаивающего на том, что «неправомерное использование инсайдерской информации может быть признано преступлением только тогда, когда лицо осознает общественную опасность своих действий, предвидит реальную возможность и неизбежность получения дохода или избежания убытков и желает извлечь доходы (избежать убытков) в крупном размере» [5]. Иными словами, преступным данное деяние становится именно при наличии прямого умысла в действиях виновного лица.

Необходимо отметить и некоторую особенность квалификации неправомерного использования инсайдерской информации как преступления или как административного правонарушения. В соответствии со ст. 15.21 КоАП РФ административным правонарушением будут считаться действия по неправомерному использованию инсайдерской информации, если они не содержат в себе признаков уголовно-наказуемого деяния, т.е. единственным критерием разграничения данных составов будет являться размер причиненного ущерба, который для квалификации деяния как преступления должен превышать 2,5 млн руб. При квалификации необходимо сделать определенное указание и на форму вины, с которой будет совершаться противоправное деяние. Неопределенность в данном вопросе на практике может стать причиной возникновения ряда коллизионных ситуаций. В качестве ярчайшего примера подобного случая в зарубежной научной литературе приводится привлечение к уголовной ответственности таксиста, случайно узнавшего о заключении сделки [6].

Объективная сторона состава преступления, предусмотренного ст. 185.6 УК РФ, заключается в выполнении виновным лицом одного из двух действий: «умышленного использования инсайдерской информации для осуществления операций с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, к которым относится такая информация, за свой счет или за счет третьего лица» либо «умышленного использования инсайдерской информации путем дачи рекомендаций третьим лицам, обязывания или побуждения их иным образом к приобретению или продаже финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров».

Анализ приведенной характеристики объективной стороны рассматриваемого преступления дает основания сделать вывод о наличии определенных пробелов в антиинсайдерском законодательстве. Так, «Закон об инсайде» не рассматривает в качестве противоправных такие действия, как, например, «продажа баз данных конкурентам, разглашение сведений о финансовом состоянии и финансовой стабильности компании», что неоправданно сужает возможность привлечения к ответственности лиц, разглашающих инсайдерскую информацию [1].

Рассмотрев конструкцию ст. 185.6 УК РФ, можно также сделать вывод о том, что состав данного преступления является материальным и требует для признания преступления оконченным наступления общественно опасных последствий в виде причинения ущерба в крупном размере либо извлечения дохода или избежания убытков в крупном размере. Однако существует прямо противоположное мнение. Так, О.Г Карпович настаивает на признании данного состава формально-материальным, поскольку в качестве общественно

опасного последствия, по ее мнению, следует признавать только ущерб в особо крупном размере [7].

Основной причиной фактического отсутствия судебной практики рассмотрения дел по данному преступлению является то, что ст. 185.6 УК РФ была введена в действие лишь в июле 2013 г. В то же время неудачные попытки ФСФР России самостоятельно выявлять факты неправомерного использования инсайдерской информации (в частности, рассмотрение знаменитой «арктической» сделки «Роснефти» и ExxonMobil) дают некоторым исследователям основания полагать, что и трехгодичный срок оказался недостаточным для формирования единого подхода к регулированию общественных отношений, связанных с понятием «инсайдерской информации». В качестве альтернативных причин выделяются также неэффективная работа ФСФР России и несовершенство «Закона об инсайде», наделившего Федеральную службу по финансовым рынкам лишь правом запрашивать информацию и документы у участников рынка и бирж. Однако ликвидация указанной федеральной службы и передача ее полномочий другим органам вряд ли сможет стать залогом успешного расследования дел по фактам неправомерного использования инсайдерской информации.

Возможно, следует воспользоваться относительно успешным опытом борьбы с подобными экономическими преступлениями в США и Великобритании. Так, в раскрытии преступлений предлагается выделять три этапа [8].

I. Выявление путем мониторинга подозрительных сделок, к которым следует относить операции с ценными бумагами, валютой или иными активами, отвечающие следующим критериям:

• сделки совершены незадолго (в пределах 3-5 дней) до раскрытия значимой информации, влияющей на уровень рыночных цен;

• доход, полученный участниками сделки, превышает средний уровень;

• направленность операции не соответствует общей тенденции рынка;

• сделки совершены участниками торгов, в отношении которых имеются подозрения об использовании инсайдерской информации (в частности, на основании результатов работы по итогам периода);

Это интересно:  Кто такой вор в законе" в 2019 году? Как ими становятся?"

• существенно увеличился объем сделок по сравнению с обычным объемом, существовавшим в практике конкретного участника.

II. Выявление с помощью системы биржевых торгов лиц, причастных к данным сделкам: участников рынка ценных бумаг, а также лиц, от имени и по поручению которых эти участники действуют (брокеров и дилеров соответственно).

III. Установление связи между участниками подозрительных сделок и лицами, располагающими инсайдерской информацией, путем отслеживания телефонных звонков, электронной почты и т.п. мероприятий. Особой эффективностью обладает отслеживание денежных переводов по банковскому счету, поскольку участники, не имеющие самостоятельного доступа к инсайдерской информации, могут таким образом осуществлять оплату инсайдеру за оказанные «услуги».

Таким образом, можно сделать вывод о необходимости дополнения и разъяснения норм, содержащихся в ст. 185.6 УК РФ. Кроме того, в связи с отсутствием правоприменительной практики по данному вопросу стоит обратить пристальное внимание на законодательство и судебную практику иностранных государств, в частности Великобритании и США. Очевидно, что подробное изучение их опыта будет способствовать эффективному правовому регулированию использования инсайдерской информации и эффективной защите финансового рынка от недобросовестных участников.

3. Ст. 3-4 Федеральный закон от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст. 3-4.

5. Рарог А.И. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный). 7-е изд., перераб. и доп.- М.: Проспект, 2011.-С. 489.

6. Carlton W.D., Fischel D.R. The regulation of insider trading // An Economic analyses of the law: selected readings/ Ed. by D.A. Wittman.-Oxford: Blackwell Publishing, 2003.

7. Карпович О.Г. Борьба с распространением инсайдерской информации на фондовом рынке в России // Юридический мир.- 2011.-№ 4.- С. 17-20.

8. Сотов А.И. Расследование преступлений, связанных с использованием инсайдерской информации при совершении операций на рынке ценных бумаг // Эксперт-криминалист.- 2013.- № 3.

Комментарий к закону О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком»

Закон об инсайдерской информации устанавливает:

— определение понятия инсайдерской информации;

— круг инсайдеров — лиц, располагающих такой информацией;

— запреты на использование данной информации при совершении сделок, в том числе через третьих лиц, путем рекомендаций на ее основе;

— требования к ее раскрытию;

— требования по ведению списков инсайдеров и предоставлению сведений о совершенных ими сделках, которые являются необходимыми для предотвращения и выявления соответствующих правонарушений в данной сфере;

— полномочия ФСФР по выявлению и предотвращению правонарушений, связанных с использованием такой информации.

Кроме того, в Законе об инсайдерской информации определены признаки и критерии действий, признаваемых манипулированием рынком; установлен запрет на манипулирование рынком, не ограниченный конкретным перечнем субъектов; предусмотрены полномочия ФСФР, которые распространяются также и на выявление фактов манипулирования рынком.

Закон об инсайдерской информации обязывает эмитентов, управляющие компании, организаторов торгов и других лиц принять правила доступа к инсайдерской информации в целях охраны ее конфиденциальности, а также назначить должностное лицо, отвечающее за осуществление такой охраны.

Помимо этого рассматриваемый Закон устанавливает уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность за нарушение его требований, в том числе вводя новые составы в Уголовный кодекс РФ (далее — УК РФ) и Кодекс об административных правонарушениях РФ (далее — КоАП РФ).

Понятие инсайдерской информации

Законом об инсайдерской информации дано легальное определение инсайдерской информации, согласно которому она должна отвечать определенным признакам. Так, в силу ст. 2 указанного Закона инсайдерская информация должна:

— быть точной, конкретной, нераспространенной;

— быть способной существенно влиять на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров;

— входить в перечень инсайдерской информации, утверждаемый ФСФР России нормативно-правовым актом (п. 1 ст. 3 Закона об инсайдерской информации).

Кроме того, данная информация может составлять коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну связи и иную охраняемую законом тайну (этот признак носит факультативный характер).

Перечень инсайдерской информации в настоящее время не утвержден, в связи с чем можно предположить, что до его принятия любая информация, отвечающая первым двум признакам, может быть квалифицирована как инсайдерская.

Пункт 5 ст. 3 Закона об инсайдерской информации определяет сведения, которые к инсайдерской информации не относятся. Таковыми являются сведения, ставшие доступными неограниченному кругу лиц, в том числе в результате их распространения; исследования, прогнозы и оценки в отношении финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров; рекомендации и (или) предложения об осуществлении операций с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, осуществленные на основе общедоступной информации.

Перечень инсайдеров, то есть лиц, владеющих инсайдерской информацией, установлен ст. 4 Закона об инсайдерской информации. Несмотря на то, что он сформулирован как исчерпывающий, в действительности круг инсайдеров крайне широк. Инсайдерами могут быть физические и юридические лица, а также органы государственной власти и местного самоуправления.

Содержание ст. 4 Закона об инсайдерской информации позволяет разделить инсайдеров на три группы: «первичные» инсайдеры, «вторичные» инсайдеры и инсайдеры — физические лица.

К первым относятся:

— эмитенты эмиссионных ценных бумаг и управляющие компании;

— хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на рынке определенного товара в географических границах РФ;

— организаторы торгов, клиринговые организации, а также депозитарии и кредитные организации, осуществляющие расчеты по результатам сделок, совершенных через организаторов торгов;

— профессиональные участники рынка ценных бумаг и иные лица, осуществляющие в интересах клиентов операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, получившие инсайдерскую информацию от клиентов;

— федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, органы управления государственных внебюджетных фондов, имеющих в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ право размещать временно свободные средства в финансовые инструменты, Банк России.

Отдельную группу представляют собой физические лица, имеющие доступ к инсайдерской информации «первичных» и «вторичных» инсайдеров (кроме органов публичной власти) на основании трудовых и (или) гражданско-правовых договоров.

Закон об инсайдерской информации не уточняет, необходимо ли, чтобы должностные или договорные обязанности таких физических лиц относились к деятельности финансового рынка. Из этого можно сделать вывод, что инсайдером является любое физическое лицо, заключившее трудовой и (или) гражданско-правовой договор. Таким образом, для того, чтобы квалифицировать физическое лицо как инсайдера, нужно установить юридическую связь (наличие трудового и (или) гражданско-правового договора) между ним и «первичным» или «вторичным» инсайдером.

В связи с этим возникает несколько вопросов. В частности, является ли инсайдером физическое лицо, имеющее доступ к инсайдерской информации указанных «первичных» и «вторичных» инсайдеров, но не заключившее с ними договор, поскольку, например, осуществляет свою деятельность в порядке «аутсорсинга»? Договорные отношения в таком случае могут иметь место между «первичным» или «вторичным» инсайдером и «аутсорсингодателем».

Применительно к гражданско-правовому договору может возникнуть вопрос, является ли физическое лицо инсайдером, если договор, на основании которого он получил доступ к информации, признан незаключенным. Этот вопрос может возникнуть и в отношении некоторых «вторичных» инсайдеров: например, является ли аудиторская организация инсайдером, если договор об оказании аудиторских услуг между ней и «первичным» инсайдером признан незаключенным, то есть юридически отсутствующим?

«Первичные» и «вторичные» инсайдеры обязаны вести список инсайдеров (см. ст. ст. 9, 10 Закона об инсайдерской информации).

Кроме того, они обязаны:

1) разработать и утвердить порядок доступа к инсайдерской информации, правила охраны ее конфиденциальности и контроля за соблюдением требований Закона об инсайдерской информации и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

2) создать (определить, назначить) структурное подразделение (должностное лицо), в обязанности которого входит осуществление контроля за соблюдением требований данного Закона и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов и которое подотчетно совету директоров (наблюдательному совету), а в случае его отсутствиявысшему органу управления юридического лица;

3) обеспечить условия для беспрепятственного и эффективного осуществления таким структурным подразделением (должностным лицом) своих функций (ст. 11 Закона об инсайдерской информации).

Статья 5 Закона об инсайдерской информации определяет манипулирование рынком путем перечисления действий, признаваемых таким манипулированием. Совершение данных действий запрещено п. 2 ст. 6 указанного Закона.

Нарушение указанного запрета может повлечь наступление уголовной и административной ответственности.

Полномочия ФСФР в сфере использования инсайдерской информации и манипулирования рынком

Закон об инсайдерской информации наделяет ФСФР широким кругом полномочий в сфере использования инсайдерской информации и манипулирования рынком (ст. 14 Закона).

Среди полномочий ФСФР представляется целесообразным выделить следующие.

1. Право издавать нормативные правовые акты (п. 4 ст. 13 и пп. 12 п. 1 ст. 13 Закона).

Следует отметить, что Закон об инсайдерской информации содержит семь отсылок на нормативные правовые акты, которые должна принять ФСФР и которые должны развивать нормы рассматриваемого Закона (п. 1 ст. 3, п. 4 ст. 5, п. 1 ст. 8, пп. 2 п. 1 ст. 9, пп. 3 п. 1 ст. 9, п. 6 ст. 10, п. 7 ст. 14).

2. Право проводить проверки соблюдения требований рассматриваемого Закона и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов на основании жалоб (заявлений, обращений), сведений, содержащихся в средствах массовой информации, информации, предоставляемой в соответствии с Законом об инсайдерской информации и иными федеральными законами, а также в случаях обнаружения ФСФР признаков нарушения требований указанного Закона.

Проверка проводится на основании решения руководителя ФСФР.

3. Право требовать при осуществлении проверки представления необходимой информации от любого лица, которое может ей располагать, а также вызывать такое лицо для представления информации и объяснений в письменной и (или) устной форме.

4. Право требовать при осуществлении проверки от юридических и физических лиц представления осуществляемых в соответствии с внутренними документами соответствующей организации записей обмена данными, необходимыми для предотвращения, выявления и пресечения нарушений требований Закона об инсайдерской информации и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.

5. Право выдавать юридическим и физическим лицам предписания об устранении допущенных ими нарушений требований Закона об инсайдерской информации и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, а также предписания об устранении последствий таких нарушений и (или) о недопущении аналогичных нарушений в дальнейшем,а также о приостановлении торговли финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами.

6. Право принимать решения о приостановлении действия или об аннулировании лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг или лицензий на осуществление иного лицензируемого федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков вида деятельности в случае нарушения требований рассматриваемого Закона и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.

7. Право участвовать в рассмотрении арбитражным судом дел, связанных с применением норм и (или) нарушением требований Закона об инсайдерской информации и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.

Это интересно:  Лечебно-исправительное учреждение и арестный дом в РФ: где находятся, их виды

8. Право давать разъяснения по вопросам практики применения законодательства РФ о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.

9. Право обобщать и анализировать практику применения Закона, разрабатывать методические рекомендации по его применению, в том числе по расчету размера дохода или суммы убытков, которых лицо избежало в результате неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком, а также размера возмещенияубытков, причиненных в результате неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком.

Следует отметить, что ст. 15 Закона об инсайдерской информации обязывает ФСФР раскрывать информацию о наложенных административных взысканиях, о направлении предписания об устранении нарушений требований данного Закона и иных нормативных правовых актов, принятых в соответствии с ним.

Ответственность за неправомерное использованиеинсайдерской информации и манипулированием рынком

Закон об инсайдерской информации ввел в УК РФ новые составы уголовных преступлений: манипулирование рынком и неправомерное использование инсайдерской информации (ст. ст. 185.3, 185.6 УК РФ соответственно). Для их применения необходимо установить причинение крупного ущерба гражданам, организациям или государству (последние два субъекта важны применительно к ст. 185.3 УК РФ), извлечение виновным лицом излишнего дохода или избежания им убытков в крупном размере.

Закон об инсайдерской информации ввел в КоАП РФ новые составы административных правонарушений: неправомерное использование инсайдерской информации, манипулирование рынком, нарушение требований законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком (ст. ст. 15.21, 15.30, 15.35 КоАП РФ соответственно). Данные составы применяются, если действия виновного лица не содержат уголовно наказуемого деяния.

Статья 7 Закона об инсайдерской информации предусматривает следующие гражданско-правовые последствия неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком:

— лица, которые в результате неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком понесли убытки, вправе требовать возмещения от лиц, в результате действий которых такие убытки были причинены (п. 7 ст. 7).

Следует отметить, что при применении данной нормы, а также ст. ст. 15.21, 15.30 КоАП РФ могут возникнуть сложности доказывания размера данных убытков, по меньшей мере, до момента утверждения ФСФР методических рекомендаций по их расчету;

— совершение операций, сопровождающихся использованием инсайдерской информации и (или) являющихся манипулированием рынком, не является основанием для признания их недействительными (п. 8 ст. 7).

Исходя из последней нормы, можно сделать вывод, что к сделкам, совершенным с использованием инсайдерской информации и (или) являющимся манипулированием рынком, ст. 168 ГК РФ не применяется.

Закон об инсайдерской информации был опубликован в «Российской газете» 30.07.2010 и вступит в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки (см. подробнее ст. 27 рассматриваемого Закона).

Статья 185.6 УК РФ. Неправомерное использование инсайдерской информации

1. Умышленное использование инсайдерской информации для осуществления операций с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, к которым относится такая информация, за свой счет или за счет третьего лица, а равно умышленное использование инсайдерской информации путем дачи рекомендаций третьим лицам, обязывания или побуждения их иным образом к приобретению или продаже финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров, если такое использование причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода или избежанием убытков в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок от двух до четырех лет со штрафом в размере до пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев либо без такового с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. Умышленное использование инсайдерской информации путем ее неправомерной передачи другому лицу, если такое деяние повлекло возникновение последствий, предусмотренных частью первой настоящей статьи, —

наказывается штрафом в размере от пятисот тысяч рублей до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до четырех лет или без такового, либо лишением свободы на срок от двух до шести лет со штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо без такового с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до четырех лет или без такового.

Примечание. Крупным ущербом, доходом, убытками в крупном размере в настоящей статье признаются ущерб, доход, убытки в сумме, превышающей три миллиона семьсот пятьдесят тысяч рублей.

Комментарии к ст. 185.6 УК РФ

1. Предмет преступления — инсайдерская информация, т.е. точная и конкретная информация, которая не была распространена или предоставлена (в том числе сведения, составляющие коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств) и иную охраняемую законом тайну), распространение или предоставление которой может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров (в том числе сведения, касающиеся одного или нескольких эмитентов эмиссионных ценных бумаг, одной или нескольких управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, одного или нескольких хозяйствующих субъектов, либо одного или нескольких финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров) и которая относится к информации, включенной в соответствующий перечень инсайдерской информации (ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

2. Объективная сторона характеризуется использованием инсайдерской информации для:

а) осуществления операций с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, к которым относится такая информация, за свой счет или за счет третьего лица. Под указанными операциями понимается совершение сделок и иных действий, направленных на приобретение, отчуждение, иное изменение прав на финансовые инструменты, иностранную валюту и (или) товары, а также действия, связанные с принятием обязательств совершить указанные действия, в том числе выставление заявок (дача поручений);

б) дачи рекомендаций третьим лицам, обязывания или побуждения их иным образом к приобретению или продаже финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров.

Преступление имеет материальный состав, считается оконченным с момента наступления последствий в виде крупного ущерба гражданам, организациям или государству либо в виде дохода или избежания убытков в крупном размере.

Крупным ущербом, доходом и убытками в крупном размере признаются ущерб, доход, убытки в сумме, превышающей 2,5 млн. руб.

3. Субъективная сторона в силу прямого указания закона характеризуется прямым умыслом.

4. Субъект преступления — лицо, неправомерно использующее имеющуюся у него на законных основаниях инсайдерскую информацию (инсайдер). К инсайдерам относятся:

1) эмитенты и управляющие компании;

2) хозяйствующие субъекты, включенные в предусмотренный ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» реестр и занимающие доминирующее положение на рынке определенного товара в географических границах РФ;

3) организаторы торговли, клиринговые организации, а также депозитарии и кредитные организации, осуществляющие расчеты по результатам сделок, совершенных через организаторов торговли;

4) профессиональные участники рынка ценных бумаг и иные лица, осуществляющие в интересах клиентов операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, получившие инсайдерскую информацию от клиентов;

5) лица, имеющие доступ к инсайдерской информации указанных выше лиц на основании договоров, заключенных с соответствующими лицами, в том числе аудиторы (аудиторские организации), оценщики (юридические лица, с которыми оценщики заключили трудовые договоры), профессиональные участники рынка ценных бумаг, кредитные организации, страховые организации;

6) лица, которые владеют не менее чем 25% голосов в высшем органе управления лиц, а также лица, которые в силу владения акциями (долями) в уставном капитале указанных лиц имеют доступ к инсайдерской информации на основании федеральных законов или учредительных документов;

7) члены совета директоров (наблюдательного совета), члены коллегиального исполнительного органа, лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа (в том числе управляющая организация, управляющий либо временный единоличный исполнительный орган), члены ревизионной комиссии юридических лиц, управляющих организаций;

8) лица, имеющие доступ к информации о направлении добровольного, обязательного или конкурирующего предложения о приобретении акций в соответствии с законодательством РФ об акционерных обществах, в том числе лица, направившие в акционерное общество добровольные или конкурирующие предложения, кредитная организация, предоставившая банковскую гарантию, оценщик (юридические лица, с которыми оценщики заключили трудовые договоры);

9) федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, органы управления государственных внебюджетных фондов, имеющих в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ право размещать временно свободные средства в финансовые инструменты, Банк России;

10) имеющие доступ к инсайдерской информации руководители федеральных органов исполнительной власти и руководители исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, выборные должностные лица местного самоуправления, государственные служащие и муниципальные служащие указанных выше органов, работники органов и организаций, осуществляющих функции органов, работники органов управления государственных внебюджетных фондов, служащие (работники) Банка России, члены Национального банковского совета;

11) информационные агентства, осуществляющие раскрытие или предоставление информации лиц, органов и организаций, Банка России;

12) лица, осуществляющие присвоение рейтингов лицам, а также ценным бумагам;

13) физические лица, имеющие доступ к инсайдерской информации на основании трудовых и (или) гражданско-правовых договоров, заключенных с соответствующими лицами.

Частью 2 комментируемой статьи предусмотрена ответственность за неправомерную передачу инсайдерской информации другому лицу, повлекшую последствия в виде крупного ущерба гражданам, организациям или государству, либо сопряженную с извлечением дохода или избежанием убытков в крупном размере.

Неправомерное использование инсайдерской информации

(введена Федеральным законом от27.07.2010 N° 224-ФЗ]

1. Умышленное использование инсайдерской информации для осуществления операций с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, к которым относится такая информация, за свой счет или за счет третьего лица, а равно умышленное использование инсайдерской информации путем дачи рекомендаций третьим лицам, обязывания или побуждения их иным образом к приобретению или продаже финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров, если такое использование причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода или избежанием убытков в крупном размере, —

Это интересно:  Ст 37 УПК РФ: полномочия прокурора

наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок от двух до четырех лет со штрафом в размере до пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев либо без такового с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. Умышленное использование инсайдерской информации путем ее неправомерной передачи другому лицу, если такое деяние повлекло возникновение последствий, предусмотренных частью первой настоящей статьи, —

наказывается штрафом в размере от пятисот тысяч рублей до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет либо лишением свободы на срок от двух до шести лет со штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо без такового с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до четырех лет или без такового.

Примечание. Крупным ущербом, доходом, убытками в крупном размере в настоящей статье признаются ущерб, доход, убытки в сумме, превышающей три миллиона семьсот пятьдесят тысяч рублей.

(примечание в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 325-ФЗ)

1. Российское законодательство понимает инсайдерскую информацию формально и необычно. Согласно ст. 2 ФЗ от 27 июля 2010 г. № 244-ФЗ «инсайдерская информация — точная и конкретная информация, которая не была распространена или предоставлена. распространение или предоставление которой может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров. и которая относится к информации, включенной в соответствующий перечень инсайдерской информации. » Статья 3 упомянутого закона предусматривает формальные перечни инсайдерской информации. При таких обстоятельствах за рамками понятия инсайдерской информации оказывается почти вся информация, которая реально влияет на курс ценных бумаг (например, информация о текущей хозяйственной деятельности, крупных убытках, авариях, готовящихся слияниях и иных крупных сделках, претензиях налоговых органов и т.п.), что исключает возможность эффективного применения закона.

2. Инсайдер в ст. 4 этого закона также понимается формально, предусмотрен перечень инсайдеров.

3. Уголовная ответственность предусмотрена за:

а) использование инсайдерской информации при совершении сделок (причем не только на фондовом рынке, но и сделок с товарами);

б) использование такой информации для дачи рекомендаций другим лицам в части совершения ими таких сделок;

Поскольку «передача» информации рассматривается в качестве более опасного преступления, можно предположить, что при «даче рекомендаций» инсайдер формально определенную инсайдерскую информацию не предоставляет, просто советует покупать или продавать тот или иной актив.

4. Уголовная ответственность наступает в случае наступления последствий в виде извлечения дохода, избежания убытков или причинения ущерба в крупном размере (более 3 млн 750 тыс. руб.). Нужно учитывать, что точный размер убытков определить проблематично с учетом того обстоятельства, что курс ценных бумаг меняется постоянно и практически нельзя установить меру, в какой та или иная информация повлияла на курс ценных бумаг (т.е. причинную связь между деянием и последствиями). Более того, инсайдер может ошибиться и понести убыток, переоценив влияние информации на динамику курсов, а его жертва может получить прибыль.

5. Данная норма скорее имитирует защиту законных интересов инвесторов, чем реально их защищает. В развитых правопо- рядках в качестве инсайдерской понимается любая не доступная публике информация, которая может повлиять на цену ценной бумаги. Ответственность предусмотрена за ее использование при совершении сделок с ценными бумагами и при даче рекомендации совершить такую сделку. К примеру, информация о гибели талантливого инженера не может не повлиять на курс акций принадлежащей ему инженерной компании. Если его супруга, племянник, сосед, врач, гробовщик или гражданин, переехавший его на автомобиле, продадут акции этой компании до того, как информация о его смерти станет доступна покупателям, — содеянное считается преступлением.

Фондовая рынок — питательная основа экономики, он позволяет мобилизовать инвестиции для развития (прямые или портфельные — деньги есть деньги). Важно сделать этот рынок привлекательным и доступным простым людям, уменьшая риски и пресекая злоупотребления. Инвестиции в ценные бумаги должны стать выгоднее банковских депозитов, менее рискованных. Утрата доверия к российским бумагам, их рынку, к банкам, игнорирование интересов акционеров не дают экономике восстановиться. Пока бумаги «недооценены», банки ненадежны, депозиты невыгодны, лишенная инвестиций и кредитов страна пребывает в депрессии и при этом застраивается мертвыми «сберегательными» поселками. Цены на недвижимость, в том числе на жилье, взвинчены и недоступны, что является основным фактором вымирания нашего народа. Для экономики полезно, чтобы деньги хранились не в ненужных метрах, а в банках и ценных бумагах. Пресечение инсайдерских злоупотреблений, манипулирования рынком и злоупотреблений менеджеров корпораций, игнорирующих интересы акционеров — необходимые условия экономического развития.

Инсайдерская информация — что это и чем грозит неправомерное использование инсайдерской информации?

Дружеские связи и профессиональная выгода искушают людей, провоцируя их на выдачу конфиденциальных данных, с которыми им приходится сталкиваться. Такие сведения подпадают под понятие «инсайдерская информация» и могут стать причиной увольнения с работы или даже уголовной ответственности.

Инсайдерская информация — что это?

Инсайдерами называют людей, владеющих существенными для кого-либо знаниями по долгу службы или благодаря знакомству с деловыми и публичными людьми. Информация, которой они обладают, может быть раскрыть в нескольких аспектах:

  1. Сведения о личной жизни звезд. Это популярный способ заработка среди журналистов и друзей знаменитостей любой страны. «Желтые» издания охотно покупают сплетни о супружеских изменах, новых партнерах и семейных скандалах актеров, певцов и светских львиц.
  2. Финансовые отчеты и прогнозы бирж валюты и ценных бумаг, а также крупных банков. Акционеры, служащие и аудиторы считают, что инсайдерская информация – это прогнозы об укреплении курса доллара или евро, перспектив развития и слияния компании, годовые отчеты и планы высшего руководства. Игроки Форекс иногда создают группы в социальных сетях, в которых за деньги делятся материалами о быстром обогащении.
  3. Данные о спортивных тотализаторах. В футболе, баскетболе, хоккее распространена практика договорных матчей, на которых могут заработать все посвященные в соглашение команд о выигравшей стороне.

В каком виде запрещается использование инсайдерской информации?

К такому типу сведений легко можно отнести любые беседы, электронную переписку, доклады и отчеты, содержащие секретные данные, способные обогатить того, кто ими делится. Неправомерное использование инсайдерской информации подразумевает сообщение третьим лицам:

  • материалы об участниках торгов и итогах тендеров;
  • сведения, полученные в ходе аудиторской проверки и изучения ее результатов;
  • указы об отзыве лицензий, аннулировании разрешений на любой вид деятельности;
  • решения об административной ответственности;
  • подробности рабочих и семейных отношений публичных людей;
  • раскрытие нюансов торговых операций на валютных рынках.

Эффективные методы борьбы с инсайдерской информацией

Оперативная защита инсайдерской информации выгодна прежде всего самим звездам, корпорациям и биржевым игрокам, поэтому они готовы платить немалые деньги надежным службам безопасности, персональным ассистентам за хранение секретов и пресекание чужих попыток по их распространению. Продажа инсайдерской информации не состоится, если были использованы такие инструменты по ее предотвращению, как:

  • разработка и утверждение порядка доступа к материалам;
  • постоянное обновление правил защиты ее конфиденциальности;
  • создание должностного подразделения с компетентным служащим во главе, основной обязанностью которого будет осуществление контроля;
  • обеспечение законных условий для полноценной работы службы безопасности;
  • контакт со схожими организациями на предмет составления «черного списка» распространителей.

Инсайдерская информация — пример

Самым крупным и известным случаем утечки бизнес-данных стало дело компании TGS, давшее повод для принятия закона, раскрывающего, что значит инсайдерская информация. Предприятие занималось добычей полезных ископаемых разных видов: однажды одно из его подразделений обнаружило новые залежи, но руководству сообщать не поспешило. Об открытии знал вице-президент корпорации – и он купил TGS у его владельца. Сразу после сделки он осветил событие в СМИ и смог продать фирму в 5 раз дороже. Инвестиционный рынок серьезно пострадал и был вынужден принять меры.

Инсайдерская информация на спорт

В ставках засекреченные данные принимают вид особой категории инвестиций, появляющейся редко по причине того, что не каждый осведомленный человек решится в открытую распространять то, что входит в понятие «инсайдерская информация о договорных матчах». Люди, увлекающиеся ставками на спорт знают, где искать данные, способные принести заработок:

  • на специализированных сайтах, владельцы которых держат свою личность в тайне;
  • среди опытных болельщиков, тесно общающихся с игроками и владельцами клуба;
  • в группах по инсайду закрытого типа в соцсетях;
  • на встречах синдиката профессионалов в ставках на спорт.

Инсайдерская информация на Форекс

Трейдинг вошел в моду несколько лет назад как способ дополнительного или основного заработка. Использование инсайдерской информации в этой отрасли процветает без оглядки на запреты и строгое законодательство. Существует алгоритм успешной торговли на рынках Форекс, основанный на незаконном получении сведений:

  • накопление капитала;
  • поиск человека, знающего, что такое инсайдерская информация;
  • установка платформы Форекс;
  • выбор надежного брокера;
  • старт торговли.

Ответственность за использование инсайдерской информации

Наказание не назначается за обсуждение и распространение данных, которые и так находятся в свободном доступе в прессе и интернете. Под эту же категорию подпадают общественные исследования, социологические опросы и материалы, взятые из официальных интервью. Все остальное и есть незаконное использование инсайдерской информации, карающееся одним из видов ответственности:

  1. Уголовная – крупный денежный штраф, конфискация имущества, лишение должности без права занимать ее на определенный срок, тюремное заключение.
  2. Административная – штраф, возмещение убытков, выговор, ограничение свободы.
  3. Арбитраж – инсайдерская информация и коммерческая тайна могут быть защищены судебной коллегией.

Статья написана по материалам сайтов: cyberleninka.ru, www.audit-it.ru, rulaws.ru, studref.com, womanadvice.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector