Ответственность за незаконную медицинскую деятельность

1. Осуществление медицинской деятельности или фармацевтической деятельности лицом, не имеющим лицензии на данный вид деятельности, при условии, что такая лицензия обязательна, если это повлекло по неосторожности причинение вреда здоровью человека, —

наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, —

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.

Комментарий к Ст. 235 УК РФ

1. Общественная опасность преступления заключается в том, что незаконное врачевание и фармацевтика влекут некачественное оказание медицинской помощи, а в конечном счете — причинение вреда здоровью граждан или их смерть.

Преступления, предусмотренные ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи, относятся к категории преступлений средней тяжести.

2. Непосредственный объект преступления — общественные отношения, обеспечивающие здоровье населения. В качестве дополнительного объекта выступают отношения, обеспечивающие законный порядок осуществления предпринимательской деятельности. Факультативный объект — жизнь человека.

3. Объективная сторона преступления характеризуется: 1) незаконным занятием частной медицинской практикой; 2) незаконным занятием частной фармацевтической деятельностью.

Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что лица, незаконно занимающиеся медицинской деятельностью и фармацевтической деятельностью, несут уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ (ч. 7 ст. 69).
———————————
СЗ РФ. 2011. N 48. Ст. 6724. Статья 69 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», кроме ч. 5, вступает в силу с 1 января 2016 г. (п. 6 ст. 101 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ).

Согласно этому Закону право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста (ч. 1 ст. 69).

Право на осуществление фармацевтической деятельности в Российской Федерации имеют:

1) лица, получившие фармацевтическое образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, утверждаемыми в порядке, установленном законодательством РФ, и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста;

2) лица, обладающие правом на осуществление медицинской деятельности и получившие дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами, при условии их работы в обособленных подразделениях (амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной (семейной) практики) медицинских организаций, имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности и расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации (ч. 2 ст. 69).

Аккредитация специалиста — процедура определения соответствия готовности лица, получившего высшее или среднее медицинское или фармацевтическое образование, к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности в соответствии с установленными порядками оказания медицинской помощи и со стандартами медицинской помощи либо фармацевтической деятельности. Аккредитация специалиста осуществляется по окончании им освоения основных образовательных программ среднего, высшего и послевузовского медицинского и фармацевтического образования, а также дополнительных профессиональных образовательных программ не реже одного раза в пять лет в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 3 ст. 69).

Частную систему здравоохранения составляют создаваемые юридическими и физическими лицами медицинские организации, фармацевтические организации и иные организации, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья (ч. 5 ст. 29).

Частная медицинская практика — это оказание медицинских услуг медицинскими работниками вне учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения.

Не признается частной медицинской практикой оказание разовых медицинских услуг, в том числе платных (например, введение лекарственной инъекции, изготовление компресса, установка «банок» по просьбе соседа, родственника, не пожелавших обращаться в медицинское учреждение).

Частная фармацевтическая деятельность — деятельность, осуществляемая организациями оптовой торговли и аптечными учреждениями в сфере обращения лекарственных средств, включающая оптовую и розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление лекарственных средств (ст. 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ «О лекарственных средствах» (в ред. от 25.12.2012) ).
———————————
СЗ РФ. 2010. N 16. Ст. 1815; N 31. Ст. 4161; N 42. Ст. 5293; N 49. Ст. 6409; 2011. N 50. Ст. 7351; 2012. N 26. Ст. 3446; РГ. 2012. N 301.

Незаконными эти виды деятельности признаются, если осуществляются лицами, не имеющими лицензии на указанный вид деятельности.

Лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности предусмотрено п. п. 46 и 47 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» .
———————————
СЗ РФ. 2011. N 19. Ст. 2716.

Лицензия — специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

Лицом, не имеющим лицензии, признается тот, кто не получил соответствующую лицензию (по любым причинам), либо занимался деятельностью после окончания срока действия лицензии, либо получена лицензия на другое лицо и т.п.

4. Обязательный признак указанного преступления — наступление последствий в виде причинения по неосторожности вреда здоровью хотя бы одного человека или наступления смерти человека. Поэтому во всех случаях следует устанавливать причинно-следственную связь между деянием и наступившими последствиями.

5. Состав преступления материальный. Оно признается оконченным с момента причинения вреда здоровью человека любой степени тяжести хотя бы одному человеку. Требуется установить причинную связь между незаконным видом деятельности и наступившими последствиями.

6. Субъективная сторона преступления — умысел по отношению к действиям и неосторожность к последствиям. При умысле лицо осознает, что занимается частной медицинской практикой или фармацевтической деятельностью, не имея лицензии на занятие такой деятельностью, желает ею заниматься или сознательно допускает незаконность своей деятельности. При неосторожности лицо предвидит возможность причинения вреда здоровью человека, но рассчитывает на его предотвращение или же не предвидит такой возможности, но должно было и могло предвидеть.

7. Субъект преступления — вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, не имеющее соответствующей лицензии на занятие медицинской или фармацевтической деятельностью. Им может быть лицо, как имеющее медицинское образование, так и не имеющее такого образования.

8. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает в качестве квалифицирующего признака преступления деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека. При этом дополнительной квалификации действий виновного по ч. 1 ст. 109 или ст. 118 УК не требуется, поскольку они соотносятся как общая и специальная нормы. При наступлении в результате незаконного занятия частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью смерти по неосторожности двух и более лиц действия виновного подлежат дополнительной квалификации наряду с ч. 2 комментируемой статьи еще и по ч. 3 ст. 109 УК.

Ответственность за осуществление медицинской деятельности без лицензии

В действующем законодательстве прописано право всех граждан на оказание квалифицированной медицинской помощи. Это касается не только бесплатных услуг в поликлиниках, но также частных клиник, фармацевтов и народных целителей. Проведение любой деятельности должно быть разрешено документально.

В противном случае возможно наложение административного или уголовного наказания, по причине причинения вреда здоровью человека или летального исхода. Незаконное осуществление медицинской деятельности квалифицируется по ст. 235 ч.1 Уголовного кодекса РФ.

Понятие частной медицинской деятельности

К сожалению, но отечественная медицина с каждым годом все больше начинает специализироваться на предоставлении платных услуг. Это делает медучреждение неким подобием предприятия, целью которого является получение сверхприбыли. В такой ситуации основной задачей правительства является строгое регулирование частной деятельности, во избежании снижения качества предоставляемых услуг.

Владельцы частных клиник должны понимать всю ответственность своей работы. Граждане приходят к ним в надежде получить квалифицированную помощь, но не всегда обращают внимание на наличие лицензии.

К частной медицинской деятельности, требующей получения лицензии, относятся:

  • Фармацевтика – изготовление лекарственных препаратов для индивидуального использования.
  • Стоматология – кабинеты, предоставляющие платные услуги по лечению и протезированию зубов.
  • Гинекология – индивидуальное ведение беременности, осмотры и назначение лечения.
  • Народная медицина – целители, знахари, практикующие лечение травами.
  • Отделения скорой помощи – также бывают частными, оказывают более быструю и квалифицированную помощь, сравнительно с бесплатной.
  • Прочие клиники, предоставляющие услуги на платной основе.

Получение лицензии может потребоваться руководству и бесплатных городских поликлиник. К примеру, при осуществлении платного медосмотра граждан, дополнительных услуг.

Таким образом, получение лицензии необходимо для любого занятия медицинской деятельностью, требующей оплаты.

Порядок получения лицензии на медицинскую и фармацевтическую деятельность

В Федеральном законе «О лицензировании отдельных видов деятельности» четко прописана необходимость получения лицензии частными медицинскими учреждениями и фармацевтическими компаниями. Без данного документа, осуществление деятельности будет незаконным. В ряде случаев это может негативно отразится на здоровье пациентов частной клиники.

Для получения лицензии гражданин должен иметь:

  • среднее или высшее медицинское (фармацевтическое) образование;
  • сертификат специалиста.
Это интересно:  Заявление участковому о выселении незаконно проживающих граждан УК РФ

Лицензия выдается на осуществление определенной медицинской или фармацевтической деятельности. При необходимости расширения спектра платных услуг, учреждению придется получить новый документ.

Срок лицензии составляет пять лет с момента получения. Документ выдается на условиях:

  • наличия отдельного здания, предназначенного для оказания медицинских услуг;
  • прохождения профессиональной подготовки;
  • наличия специализированного медицинского оборудования;
  • соблюдения санитарных правил, нормативных документов, правил предоставления медпомощи;
  • возможности проведения самоконтроля за качеством выполнения услуг.

Получение лицензии требует проведения регистрации юридического лица, постановки на налоговый учет и оплаты государственной пошлины.

Что подразумевается под незаконным занятием медицинской деятельности?

В случае причинения ущерба здоровью пациента или наступлению летального исхода, дело будет рассмотрено более строго. Здесь вероятно не только лишение права на деятельность и наложения штрафа, но также лишение свободы.

Занятие частной фармацевтической или медицинской деятельностью без лицензии, ставшее причиной причинения пациенту вреда средней или тяжелой формы может быть наказано:

  • ограничением свободы на срок до трех лет (условное наказание);
  • наложением штрафа в виде трехмесячного дохода виновного лица или трехсот минимальных заработных плат;
  • лишением свободы на срок до трех лет.

Частная медицинская практика, повлекшая за собой смерть пациента наказывается:

  • лишением свободны на срок до пяти лет;
  • лишением права на занятие медицинской практики на срок до пяти лет.

Вынесение решения о назначении той или иной меры наказания осуществляется в судебном порядке. В процессе дела рассматривается масштаб нанесенного вреда государству, вследствие неуплаты налогов в казну, тяжесть причиненного ущерба здоровью пациента.

Их деятельность основывается на осуществлении фитотерапии, различных народных методов исцеления. Как правило, сами по себе они не могут принести вред здоровью человека. Однако, если он все же был зафиксирован, действия целителя будут квалифицированы как преступление против жизни и здоровья человека.

Судебная практика по ст. 235 ч. 1 УК РФ

Незаконное осуществление медицинской деятельности процветает в нашей стране. Многие практикующие врачи оказывают услуги в частном порядке, при этом лишь часть из них были привлечены к ответственности.

На сегодняшний день существует большое количество примеров наказаний за проведение незаконной деятельности. Предлагаем рассмотреть наиболее интересные из них:

  1. Гражданин М. – стоматолог с 10-летним стажем работы в городской стоматологической клинике. В свободное время предоставлял частные стоматологические услуги на дому, подлежащие обязательному лицензированию. К гражданину М. обратилась гражданка Н. с жалобами на зубную боль. После осмотра, гражданин М. решил удалить пациентке зуб. Проведение операции было совершено без предварительного снимка, вследствие чего часть зуба не была удалена из десны. В итоге произошел отек мягких тканей, появилась сильная зубная боль. По решению суда, гражданина М. оштрафовали на 40 тыс. рублей.
  2. Гражданка С. предоставляла частные медицинские услуги на дому, без лицензии. Вследствие постановки неправильного диагноза гражданину С. и назначения неверного лечения, пациент скончался. Вина гражданки С. была полностью доказана. Судья вынес вердикт в виде лишения свободы на срок два года с пребыванием в колонии-поселении.
  3. Гражданин В. осуществлял незаконное занятие фармацевтической деятельностью. Урон здоровью пациентов причинен не был. Однако, гражданин не выплачивал налоги в казну и работал без лицензии. Принятая мера наказания – штраф 20 тыс. рублей.

Таким образом, любое занятие медицинской или фармацевтической деятельностью, без лицензии, приводит к наложению административных или уголовных мер наказания. В учет берется тяжесть нанесения вреда здоровью человека, невыплата причитающихся государству налогов.

Бесплатный вопрос юристу

Информация на сайте предоставлена для ознакомления. Каждая ситуация уникальна и требует личной консультации с опытным юристом. В этой форме вы можете задать вопрос нашим юристам по медицине.

Последствия осуществления медицинской деятельности без лицензии: наказания не избежать!

Контролирующими органами, осуществляющими присмотр за работой организаций здравоохранения, соответствию их действий с полученной лицензией, являются Федеральная служба по надзору, а также уполномоченные органы субъектов Российской Федерации.

Нормативно-правовая база

Ревизионные органы регулярно проводят запланированные и внеплановые походы по медицинским учреждениям либо к лицам, работающим в частном порядке. Их деятельность основывается на таких законодательных актах:

Информация! За несоответствие при работе требованиям полученной лицензии или ее отсутствием как таковой, имеются административная ответственность и уголовная.

Административная ответственность и штрафы за оказания услуг при отсутствии разрешения

Частные лица, включая компании коммерческого и некоммерческого типа, работающие в медицинской сфере, при отсутствии лицензирования будут подвергаться привлечению к ответственности посредством административных взысканий, регламентированных статьями Кодекса об АП РФ № 14.1, 6.2, 19.20.

Часть вторая ст. 14.1 Кодекса об АП РФ гласит, что нелицензированное предпринимательство наказывается штрафными санкциями:

  • от двух до двух с половиной тыс. руб. для физических лиц, включая конфискацию рабочего инструмента, продукции и имеющегося сырья;
  • от четырех до пяти тыс. руб. в отношении должностных лиц, включая конфискацию рабочего инструмента, продукции и сырья;
  • для юридических лиц порядка 40 – 50 тысяч рублей с конфискацией рабочего инструмента, продукции и сырья.

Справка! При наложении штрафа изъятие имущества по обязательному принципу не производится, а осуществляется по усмотрению уполномоченных органов.

Ведение деятельности при отсутствии соответствующей лицензии Росздравнадзора, позволяющей ее осуществлять, влечет за собой применение следующих штрафных санкций:

  • административное взыскание на сумму между тридцатью и пятьюдесятью тысячами российских рублей в отношении должностных лиц или введение ограничения на право работать сроком на 1-3 года;
  • для обычных граждан – 500 – 1 000 руб.;
  • для лиц, ведущих деятельность предпринимателя без официальной регистрации статуса юридического лица, санкции составляют 30 – 40 тыс. рублей или осуществляется остановка их работы на 90 дней;
  • 170 000 – 250 000 рублей или запрет на трудовую деятельность до девяноста дней.

Негрубые нарушения

Ч. 2 ст. 19.20 и ч. 3 ст. 14.1 из Кодекса об АП определяют ответственность за неправомерную медицинскую практику, заключающуюся в наложении штрафных санкций:

  • для граждан они равны 1,5 – 2 тысячам рублей;
  • для должностных лиц предполагаются в сумме 3 000 – 4 000 руб.;
  • по отношению к юридическим лицам штраф будет равняться 30 000 – 40 000 руб.

Помимо незначительных нарушений лицензионной деятельности имеются и «грубые», заключающиеся в неисполнении лицензиатом условий, утвержденных пунктами 4 и 5 Постановления № 291 и совершении действий, несущих определенные последствия, указанные в части 11 статьи 19 законопроекта «О лицензировании».

Грубые нарушения

Согласно ч. 4 ст. 14.1, ч. 3 ст. 19.20 Кодекса об АП, грубые нарушения наказуемы штрафными взысканиями:

  • от четырех тысяч рублей до восьми или остановкой деятельности на 90 дней для лиц, занимающихся предпринимательством без официальной регистрации;
  • 5 000 – 10 000 руб. для должностных лиц;
  • 100 000 – 200 000 руб. либо приостановкой работы на 90 дней для юридических лиц.

Внимание! Наказание в некоторых случаях не ограничивается штрафными санкциями.

Уголовная ответственность

Согласно статье 171 и статье 235 Уголовного Кодекса РФ, если нелицензированная работа медика или организации привела к крупному ущербу гражданину либо была направлена на получение масштабного дохода, размеры которого утверждены статьей 169 УК РФ, последует наказание в виде:

  • принудительных работ сроком от 180 до 240 часов;
  • ареста на период от четырех месяцев до полугода;
  • тюремного срока, равного пяти годам.

Уголовное наказание несут в основном руководители организаций. Иногда оно может дополняться административными штрафами, если так сочтут нужным компетентные органы.

Во избежания проблем с законом, рекомендуем Вам получить необходимые для работы медицинские лицензии:

Нарушая требования лицензионного соглашения либо работая и вовсе без него, работодатель рискует расплатиться за это большим штрафом либо лишением свободы на некоторый срок.

Незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью

Кононенко Олег Валерьевич,
Старший партнер Московского адвокатского бюро «Мельников, Кононенко и партнеры», адвокат

Введение. В настоящее время государство при­дает огромное значение охране здоровья населения страны, что выражается в создании и реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» и обеспечении гарантий защиты конституционного права граждан на охрану здоровья.

Медицинская деятельность, как один из основ­ных инструментов реализации права граждан на охрану здоровья, должна быть наиболее урегули­рована со стороны государства в части недопуще­ния появления на рынке медицинских и фармацев­тических услуг неквалифицированных работников, не имеющих специальных познаний для оказания медицинской помощи населению.

В связи с тем, что некоторые участники рынка медицинских услуг ставят в основу своей деятель­ности получение максимальной прибыли, то это в первую очередь сказывается на качестве предоста­вляемых услуг, следовательно наибольшее количе­ство злоупотреблений в сфере здравоохранения происходит вне системы государственной или му­ниципальной систем здравоохранения, а именно в системе частной медицинской практики и частной фармацевтической деятельности.

Давайте разберемся, как действующее законода­тельство трактует понятие частной медицинской практики и частной фармацевтической деятель­ности.

Медицинская деятельность предусматривает вы­полнение работ (услуг) по оказанию

е) санаторно-курортной медицинской помощи.

В соответствии с законодательством об охране здоровья (ч. 4 ст. 57 Основ), разновидностью част­ной медицинской практики является народная ме­дицина, то есть деятельность народных целителей, применяющих методы оздоровления, профилак­тики, диагностики и лечения, основанных на утвер­дившихся народных традициях, но не зарегистри­рованных в установленном порядке органами здра­воохранения.

Частная фармацевтическая деятельность — дея­тельность по изготовлению, хранению, отпуску ле­карственных средств, осуществляемая вне фарма­цевтических учреждений государственной и муни­ципальной систем здравоохранения.

В связи с тем, что данная сфера деятельности не­посредственно затрагивает здоровье населения в целом и конкретного человека в частности, она должна подвергаться наибольшему, особому кон­тролю со стороны государства.

Порядок лицензирования частной медицинской практики и фармацевтической деятельности. Для реализации особого контроля над соблюдением прав граждан на охрану здоровья в области осу­ществления медицинской и фармацевтической дея­тельности используется установленный законода­тельством разрешительный порядок — лицензиро­вание, предполагающее, прежде всего, предвари­тельный контроль над лицами, желающими быть допущенными на рынок медицинских (фармацев­тических) услуг. Поэтому основным условием за­конности занятия частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью явля­ется получение соответствующей лицензии, по­скольку данные виды деятельности отнесены зако­ном к числу лицензируемых (п.п. 96 и 47 ст. 17 Фе­дерального закона от 08.08.2001г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Это интересно:  Невменяемость в уголовном праве: понятие, критерии, значение

Частная медицинская практика и частная фарма­цевтическая деятельность строится в строгом соответствии с действующим законодательством об ох­ране здоровья граждан, в связи с чем правом на за­нятие частной медицинской деятельностью обла­дают исключительно медицинские работники, ко­торые должны иметь: а) высшее или среднее ме­дицинское и фармацевтическое образование, а так­же специальное звание; б) сертификат специали­ста; в) лицензию на избранный вид деятельности, входящий в перечень, установленный Минздравом РФ (установлен Положением о лицензировании ме­дицинской деятельности, утвержденным Поста­новлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 г. №30).

Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельно­сти» (далее Закон) дано достаточно широкое опре­деление понятия лицензирования: «Лицензирова­ние — мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтвер­ждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за на­рушение лицензионных требований и условий, во­зобновлением или прекращением действия лицен­зий, аннулированием лицензий, контролем лицен­зирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятель­ности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заин­тересованным лицам сведений из реестров лицен­зий и иной информации о лицензировании» (ст. 2 За­кона).

Как видно, понятие «лицензирование» включает в себя не только непосредственные действия по предоставлению лицензий и иных сопутствующих действий, но и действия по контролю лицензирую­щих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельно­сти соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также дей­ствия, связанные с предоставлением в установлен­ном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензи­ровании.

Лицензия — специальное разрешение на осу­ществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требова­ний и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или частному предпринима­телю (ст. 2 Закона).

Лицензирование предполагает осуществление го­сударством контрольной функции в отношении видов деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, закон­ным интересам, здоровью граждан, обороне и бе­зопасности государства, культурному наследию на­родов Российской Федерации, регулирование кото­рых не может осуществляться иными методами.

Безусловно, частная медицинская практика и фармацевтическая деятельность попадают под дан­ное понятие критериев определения лицензируе­мых видов деятельности, поэтому подлежат ли­цензированию.

Таким образом, посредством лицензирования, строгого соблюдения лицензионных требований и условий, то есть установленных требований, вы­полнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении конкретного вида деятельности, го­сударство повышает гарантии граждан, то есть не­посредственных потребителей медицинских услуг на охрану здоровья и повышает требования к тем, кто желает заняться частной медицинской практи­кой и частной фармацевтической деятельностью.

Порядок лицензирования частной медицинской практики и частной фармацевтической деятель­ности урегулирован Основами, Федеральным за­коном от 08.08.2001 года № 128-ФЗ «О лицензи­ровании отдельных видов деятельности», а также Положением о лицензировании медицинской дея­тельности, утвержденным Постановлением Пра­вительства РФ от 22.01.2007 года №30, Положе­нием о лицензировании фармацевтической дея­тельности, утвержденным Постановлением Пра­вительства РФ от 06.07.2006 года № 416 и неко­торыми нормативными правовыми актами Мин­здрава РФ.

Лицензирование частной медицинской и фарма­цевтической деятельности предоставляется на 5 лет и осуществляется по общему правилу органами исполнительной власти субъектов РФ.

1) высокотехнологичная медицинская помощь, осуществляемая организациями частной системы
здравоохранения;

2) фармацевтическая деятельность, осуществляе­мая организациями оптовой торговли лекарствен­ными средствами, лицензирование которых прово­дится Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития;

3) фармацевтическая деятельность, осуществляе­мая организациями в сфере обращения лекарст­венных средств, предназначенных для животных, лицензирование которой проводится Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному контролю.

Для получения лицензии на осуществление част­ной медицинской практики лица, обратившиеся за ее получением, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 января 2007 года № 30 «Об утверждении положения о лицензировании меди­цинской деятельности» должны отвечать опреде­ленным требованиям, а именно:

1) иметь принадлежащие на правах собственно­сти или на ином законном основании здания, по­мещения, необходимые для выполнения работ (услуг), соответствующих установленным к ним требованиям;

2) иметь принадлежащие на правах собственности или на ином законном основании оборудование
и медицинскую технику, необходимые для выпол­нения работ (услуг), соответствующих установленным к ним требованиям;

3) иметь соответствующую профессиональную подготовку (образование, стаж работы по специальности, повышение квалификации специалистов) или иметь в штате работников, обладающих такой подготовкой (если речь идет о юридических лицах);

4) соблюдать установленные нормативными документами медицинские технологии, санитарные
правила, правила предоставления платных медицинских услуг;

5) контролировать соответствие качества выполняемых медицинских работ (услуг) установленным требованиям;

6)обладать необходимым нормативно-методическим обеспечением, организационно-техническими возможностями и материально-техническим оснащением для выполнения соответствующих видов медицинской деятельности.

Получение лицензии на осуществление фарма­цевтической деятельности, в соответствии с По­становлением Правительства РФ от 06 июля 2006 года №416 «Об утверждении положения о лицен­зировании фармацевтической деятельности», свя­зано с необходимостью соответствия следующим требованиям:

1) наличие принадлежащих на правах собственности или на ином законном основании помещений и оборудования, необходимых для выполнения работ (услуг), соответствующих установленным к ним требованиям;

2) наличие соответствующей профессиональной подготовки (образование, стаж работы по специальности, повышение квалификации специалистов) или иметь в штате работников, обладающих такой подготовкой (если речь идет о юридических лицах);

3) соблюдение установленных нормативными до­кументами правил изготовления лекарственных средств, правил продажи лекарственных средств (оптовой или розничной), требований о запреще­нии продажи негодных лекарственных средств, ме­дицинских технологий, санитарных правил, правил предоставления платных медицинских услуг.

Профессиональная подготовка лиц, занимаю­щихся частной медицинской практикой и фарма­цевтической деятельностью, должна подтверж­даться дипломом о высшем или среднем медицин­ском, фармацевтическом или ветеринарном (для ле­карственных средств, предназначенных для живот­ных) образовании, а также сертификатом специа­листа.

В соответствии со ст. 54 Основ как для частной медицинской практики, так и для фармацевтиче­ской деятельности, установлены общие требования в отношении сертификата специалиста. Сертифи­кат специалиста выдается на основании:

а) послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура),

б) дополнительного образования (повышение квалификации, специализация),

в) проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций, по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан.

В случаях, связанных с прерыванием медицин­ским работником стажа по медицинской или фар­мацевтической специальности, то есть не рабо­тающие по специальности более 5 лет, или полу­чением медицинской и фармацевтической подго­товки в иностранных государствах, для получения сертификата специалиста требуется также доку­мент, подтверждающий прохождение проверочного испытания, проводимого комиссиями профессио­нальных медицинских и фармацевтических ассо­циаций (для врачей и провизоров) или прохожде­ние переподготовки в соответствующих учебных заведениях, либо подтверждения своей квалифика­ции в соответствующем учреждении государствен­ной или муниципальной системы здравоохранения (для работников со средним медицинским или фар­мацевтическим образованием), либо сдачу экза­мена в соответствующих учебных заведениях Рос­сийской Федерации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации (для лиц, получивших ме­дицинскую и фармацевтическую подготовку в ино­странных государствах).

Кроме того, для осуществления как частной ме­дицинской практики, так и фармацевтической дея­тельности, как, собственно, для всех лицензируе­мых видов деятельности, в соответствии со ст. 9 За­кона, требуется также:

1) регистрация в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;

2) постановка на налоговый учет;

3)внесение государственной пошлины за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии.

Более того, одним из обязательных требований для частной медицинской практики и фармацевти­ческой деятельности является необходимость по­лучения санитарно-эпидемиологического заключе­ния о соответствии санитарным правилам осу­ществляемой деятельности.

Действующим законодательством предусмотрен лицензионный контроль в целях проверки полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем ли­цензии заявлении и документах, возможности вы­полнения ими лицензионных требований и усло­вий, а также проверки сведений о лицензиате и со­блюдение им лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятель­ности.

Контроль осуществляет исполнительный орган субъекта Российской Федерации в области здраво­охранения.

Порядок получения разрешения на занятие народной медициной (целительством). Народная медицина (целительство), как разновидность ме­дицинской деятельности (ст. 57 Основ), предпола­гает проведение методов оздоровления, профилак­тики, диагностики и лечения; лечение при помощи таких методов, которые основаны на опыте многих поколений людей, утвердились в народных тра­дициях и не зарегистрированы в порядке, уста­новленном законодательством РФ в области здра­воохранения. И хотя народная медицина является разновидностью медицинской деятельности (част­ной медицинской практики), она подчиняется иным правилам.

Так, занятие народной медициной не охватыва­ется приведенными выше нормативно-правовыми актами, регулирующими получение лицензий на занятие частной медицинской практикой, а именно Федеральным законом от 08 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также Положением о лицензиро­вании медицинской деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22 января 2007 года №30, то есть на данный вид деятельно­сти не нужно получение лицензии.

Каким же образом тогда происходит государст­венное регулирование занятия народной медици­ной, тем более, что она является разновидностью медицинской деятельности?

В соответствии со ст. 57 Основ:

1) правом на занятие народной медициной обладают граждане РФ;

2) для осуществления данного вида деятельности необходимо получить диплом целителя в органе исполнительной власти субъектов РФ в области здравоохранения;

3) заниматься народной медициной можно только на территории, подведомственной органу исполнительной власти субъекта РФ в области здравоохранения, выдавшему диплом;

4) законодательное запрещение сеансов массового целительства;

5) гражданин, получивший диплом целителя, имеет право осуществлять те виды целительской деятельности, которые указаны в дипломе.

Это интересно:  Клевета в СМИ и в Интернете: новые реалии технологического века

Для получения диплома народного целителя не­обходимо:

а) заявление гражданина в орган исполнительной власти субъектов РФ в области здравоохранения;

б) представление профессиональной медицинской ассоциации или совместное представление профессиональной медицинской ассоциации и учреждения, имеющего лицензию на медицинскую деятельность.

По общему правилу, диплом целителя выдается на 3 года.

Исполнительный орган субъекта РФ в области здравоохранения издает приказ об осуществлении деятельности народных целителей на территории субъекта РФ и утверждает порядок осуществления деятельности народных целителей на территории субъекта, инструкцию о порядке оформления, вы­дачи и продления диплома целителя, форму дип­лома целителя.

В процессе лицензирования частной медицин­ской практики и фармацевтической деятельности или выдачи разрешения на занятие народной ме­дициной (целительством) определяются условия, соблюдение которых является обязательным при занятии данным видом деятельности.

Нарушение данных условий влечет применение мер ответственности со стороны государства.

Административная ответственность за неза­конное занятие частной медицинской практи­кой и фармацевтической деятельностью. Одним из наиболее действенных способов защиты населения от недобросовестных участников рынка ме­дицинских услуг является административная и уго­ловная ответственность за незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фар­мацевтической деятельностью, народной медици­ной (целительством), то есть за действия без соот­ветствующего разрешения (лицензии).

Административная ответственность за незакон­ное занятие частной медицинской практикой или фармацевтической деятельностью, а также народ­ной медициной (целительством) предусмотрена ст. 6.2 Кодекса РФ об административных правонару­шениях.

4.1 статьи 6.2 КоАП РФ предусматривает адми­нистративную ответственность за занятие частной медицинской практикой или частной фармацевти­ческой деятельностью лицом, не имеющим лицен­зию на данный вид деятельности.

Законное право на занятие данными видами дея­тельности, как уже отмечалось выше, принадлежит лицам, получившим диплом о высшем или среднем медицинском (фармацевтическом) образовании, сертификат специалиста и лицензию на избранный вид деятельности.

Медицинской практикой, согласно законодатель­ству о здравоохранении, имеют право заниматься как отдельные физические лица, так и лечебно-профилактические учреждения различных форм собственности. Но административная ответствен­ность по данной статье предусмотрена только в си­стеме частного здравоохранения. При этом необ­ходимо знать, что состав административного пра­вонарушения должен содержать следующие эле­менты, а именно:

а) объект противоправного посягательства;

б) субъект административного правонарушения;

в) объективную сторону;

г) субъективную сторону.

Отсутствие какого-либо из этих элементов ис­ключает как наличие состава административного правонарушения в целом, так и применение мер го­сударственного принуждения.

Применительно к составу административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.2 КоАП РФ, объектом данного правонарушения является здоровье населения.

Субъектами данного правонарушения являются лица, занимающиеся частной медицинской или фармацевтической практикой, руководители част­ных медицинских и фармацевтических организа­ций, в обязанности которых входит получение ли­цензии, а также юридические лица, осуществляю­щие свою деятельность без лицензии.

Объективная сторона правонарушения выража­ется в осуществлении юридическим лицом или ин­дивидуальным предпринимателем частной меди­цинской практики или частной фармацевтической деятельности без соответствующего разрешения (лицензии).

Субъективная сторона характеризуется умыш­ленной виной, то есть лицо, совершившее админи­стративное правонарушение, сознавало противо­правный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало на­ступления таких последствий, или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично.

Деятельность юридических лиц и индивидуаль­ных предпринимателей, осуществляющих дея­тельность в области частной медицинской прак­тики и частной фармацевтической деятельности, будет охватываться составом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.2 КоАП РФ в случаях осуществления:

1) деятельности без лицензии;

2) деятельности на основании приостановленной или аннулированной лицензии;

3) деятельности на основании лицензии с истекшим сроком;

4) деятельности на основании лицензии, выданной на другой территории;

5) видов деятельности не предусмотренных лицензией.

Протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.2 КоАП РФ, составляют должностные лица органов, уполномоченных в об­ласти здравоохранения, а дела об административ­ных правонарушениях, в соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ, рассматривают судьи (мировые судьи).

Данное административное правонарушение от­носится к категории длящихся, поэтому срок при­влечения к административной ответственности на­чинает исчисляться со дня обнаружения уполно­моченными органами административного право­нарушения.

Административная ответственность за неза­конное занятие народной медициной (целитель­ством). 4.2 статьи 6.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за занятие на­родной медициной (целительством) с нарушением установленного законом порядка.

В соответствии со ст. 57 Основ, лица, получившие диплом целителя, занимаются народной медици­ной в порядке, устанавливаемом органами испол­нительной власти субъектов РФ в области здраво­охранения в соответствии с требованиями, предъя­вляемыми к частной медицинской практике.

Существует несколько отличий привлечения к ад­министративной ответственности лиц, занимаю­щихся народной медициной, по сравнению с ли­цами, занимающимися частной медицинской прак­тикой и фармацевтической деятельностью:

1) занятие народной медициной (целительством) не предусматривает получение лицензий, а данный вид деятельности, о чем говорилось выше, имеет иной порядок получения разрешения;

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕЗАКОННУЮ МЕДИЦИНСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИЛИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Законодательство большинства зарубежных стран имеет свои характерные черты, обладает определенной стабильностью, и на протяжении долгих лег сохраняет в себе лучшие правовые традиции, в таких реалиях при изучении отдельных норм уголовного права РФ становится необходимым анализ зарубежного законодательства других государств.

Уголовный Кодекс Украины в сг. 138 регламентирует ответственность за занятие лечебной деятельностью без специального разрешения, осуществляемой лицом, не имеющим надлежащего медицинского образования, если это повлекло тяжкие последствия для больного. Отдельно в ст. 140 данного кодекса предусмотрена ответственность для фармацевтических работников, если они подобное деяние совершили с использованием своих служебных обязанностей. Данные статьи находятся в разделе II УК «Преступления против жизни и здоровья личности» [1] .

Уголовный кодекс Азербайджана в разделе VIII «Преступления против личности» в главе 18 «Преступления против жизни и здоровья» предусматривает ответственность за незаконное проведение биомедицинских исследований или применение запрещенных способов диагностики и лечения, а также лекарственных средств. Законодатель Азербайджана более конкретизировано подошел к определению незаконной медицинской деятельности. Так, в ч.2 ст.138 УК Азербайджана предусмотрена ответственность за применение запрещенных способов диагностики и лечения, а также лекарственных средств, если эго деяние повлекло но неосторожности смерть лица, либо наступление тяжкого или менее тяжкого вреда его здоровья. Часть третья данной статьи устанавливает ответственность за проведение биомедицинских экспериментов над лицами, которые признаны недееспособными, либо над лицами, к которым должны быть принудительно применены меры медицинского характера, или к которым независимо от их воли оказывается психиатрическая помощь. Часть четвертая ст.138 УК Азербайджана санкционирует использование при лечении психического нарушения хирургических методов, приводящих к неотвратимым последствиям [2] .

Не менее интересен и Уголовный кодекс Казахстана, в сг.322 установлена ответственность за занятие медицинской или фармацевтической деятельностью лицом, не имеющим сертификата и (или) лицензии на данный вид деятельности, если это повлекло но неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью человека. Если же подобные действия привели к причинению тяжкого вреда здоровью, то лицо наказывается, либо лишением свободы, либо шраничением свободы на зри года. Наказание существенно увеличивается за наступление последствий в виде причинения по неосторожности смерти одному (ч.З ст.322 УК) или двум и более лицам (ч.4 ст.322 УК) [3] . Необходимо отметить, что такой квалифицирующий признак, как причинение по неосторожности смерти двум и более лицам отсутствует в ст.235 УК РФ. Однако, зачастую, незаконная медицинская деятельность или фармацевтическая деятельность может оказаться опасной для большого количества людей, в связи с чем, логично подобный признак закрепить и в ст.235 УК РФ.

Уголовный кодекс Китайской народной республики относит восемь составов преступлений к числу преступлений против общественного здравоохранения, в которые входит состав, посвященный незаконной медицинской деятельности. Незаконное занятие медициной деятельностью лицом, не получившим статуса профессионального врача, при наличии отягчающих обстоятельствах, наказывается лишением свободы на срок до 3 лег, арестом или надзором, а также одновременно или в качестве самостоятельного наказания — штрафом. Следует также заметить, что отдельное внимание в данной статье посвящено проведению операций по восстановлению способности к деторождению, по лишению способности к деторождению, по прерыванию беременное™ или операции но извлечению средства, предназначенного для ограничения рождаемости. Законодатель КНР в качестве квалифицированных признаков выделяет причинение серьезного вреда здоровья человека, смерть пациента.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что не во всех странах существует ответственность за незаконную медицинскую или фармацевтическую деятельность (Корея, Польша, Испания, Германия, Австралия и другие). В тех же зарубежных странах, в которых ответственность за данное деяние регламентирована, можно выделить ряд позитивных моментов, которые могли быть использованы нашим законодателем с целью гармонизации признаков статьи 235 УК РФ. Так, безусловно, позитивным моментом является установление повышенной уголовной ответственности за незаконное осуществление медицинской или фармацевтической деятельности повлекшая причинение но неосторожности смерть двум или более лицам, как уже было указанно выше, подобную ответственность необходимо предусмотреть и в ст.235 УК РФ. Кроме того, во многих зарубежных странах законодатель конкретизировал вид вреда, причиненный незаконной медицинской деятельностью или фармацевтической деятельностью. Подобная конкретизация необходима и для ст.235 УК РФ.

ФГБОУ ВО «СГУ им. Н.Г. Чернышевского» Научный руководитель: к.ю.н., профессор Ф.А. Вестов

Статья написана по материалам сайтов: stykrf.ru, gormons.ru, znaipravo.com, www.privatmed.ru, bstudy.net.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий