+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Ответственность за незаконный экспорт из Российской Федерации

Новая редакция Ст. 189 УК РФ. Незаконные экспорт из Российской Федерации или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники

1. Незаконные экспорт из Российской Федерации или передача иностранной организации или ее представителю сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ для иностранной организации или ее представителя либо незаконное оказание услуг иностранной организации или ее представителю, которые заведомо для виновного могут быть использованы при создании вооружения и военной техники и в отношении которых установлен экспортный контроль (при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 226.1 и 275 настоящего Кодекса), —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные организованной группой либо в отношении сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, работ (услуг), которые заведомо для виновного могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки и в отношении которых установлен экспортный контроль, —

наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

Примечание. Утратило силу.

Комментарий к Статье 189 УК РФ

1. Внешнеторговая деятельность в Российской Федерации в настоящий момент осуществляется в соответствии с ФЗ от 08.12.2003 N 164-ФЗ Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». Экспортно-импортные операции, без которых внешнеторговая деятельность невозможна, предполагают наличие соответствующих средств контроля. Одним из таких средств является экспортный контроль.

3. Под специальным экспортным контролем следует понимать комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники.

3.1. Экспортный контроль в отношении вооружения и военной техники, а также информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (интеллектуальной собственности), являющихся продукцией военного назначения, осуществляется в соответствии с законодательством РФ в области военно-технического сотрудничества (см. ФЗ от 19.07.1998 N 114-ФЗ).

4. Общественная опасность преступления заключается в том, что оно затрагивает внешние и внутренние интересы РФ, посягая на основы обороноспособности государства, угрожая миру и безопасности людей, подрывая авторитет страны на международной арене.

5. Предмет преступного посягательства указан в диспозиции статьи — технологии, научно-техническая информация и услуги, сырье, материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средства его доставки, вооружение и военная техника, в отношении которых установлен специальный экспортный контроль.

6. Объективная сторона составов преступления состоит в незаконном экспорте или передаче лицом, наделенном правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность, иностранной организации или ее представителю перечисленных предметов преступления, в выполнении этим лицом работ для иностранной организации или ее представителя, а равно в незаконном оказании услуг иностранной организации или ее представителю, которые заведомо для указанного лица могли быть использованы при создании вооружения и военной техники (ч. 1) либо оружия массового поражения, средств его доставки (ч. 3) и в отношении которых установлен экспортный контроль. При этом совершенное деяние не должно отражать преступное поведение, предусмотренное ст. 188 или 275.

7. Под экспортом понимается вывоз товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, с таможенной территории РФ за границу без обязательства об обратном ввозе. Факт экспорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы РФ, предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности. К экспорту товаров приравниваются отдельные коммерческие операции без вывоза товаров с таможенной территории РФ за границу, в частности, при закупке иностранным лицом товара у российского лица и передаче его другому российскому лицу для переработки и последующего вывоза переработанного товара за границу.

8. Незаконный экспорт предполагает нарушение установленного федеральными законами и иными нормативными актами порядка экспортных операций.

9. Технология — это специальная информация, которая требуется для разработки, производства или применения соответствующего оборудования. Информация может принимать форму технических данных (светокопии, планы, диаграммы, модели, формулы, таблицы, технические проекты и спецификации, руководства пользователя и инструкции в рукописном виде или записанные на других носителях, таких, как диск, лента, ПЗУ) или технической помощи (инструктаж, приобретение навыков, обучение, производственные знания, консультационные услуги). Техническая помощь может включать передачу технических данных.

11. Оружие массового поражения — ядерное, химическое, биологическое и токсинное оружие.

12. Средства доставки — ракеты и беспилотные летательные аппараты, способные доставлять оружие массового поражения.

13. Вооружение и военная техника — комплексы различных видов оружия и средства обеспечения его боевого применения, в том числе средства доставки, системы наведения, пуска, управления, а также другие специальные технические средства, предназначенные для оснащения вооруженных сил, боеприпасы и их компоненты, запасные части, приборы и комплектующие изделия к приборам, учебное оружие (макеты, тренажеры и имитаторы различных видов вооружения и военной техники).

14. Составы преступления формальные. Преступление окончено (составами) в момент незаконного оказания работ (услуг), которые могут быть использованы при создании вооружения и военной техники, оружия массового поражения и средств его доставки, в момент незаконного вывоза технологий, научно-технической информации, сырья, материалов и оборудования с таможенной территории РФ за границу, а равно в момент незаконной их передачи иностранной организации или ее представителю.

15. В ч. 2 и 3 коммент. статьи предусмотрены соответственно квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки, в числе которых совершение данного преступления: а) группой лиц по предварительному сговору (ч. 2); б) организованной группой либо в отношении сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, работ (услуг), которые заведомо для лица, наделенного правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность, могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки и в отношении которых установлен экспортный контроль (ч. 3).

15.1. О группе лиц по предварительному сговору см. коммент. к ст. 35 (ч. 2).

15.2. Об организованной группе см. коммент. к ст. 35 (ч. 3).

16. Субъективная сторона составов преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Мотив и цель для квалификации значения не имеют.

17. Субъект преступного посягательства специальный — лицо, наделенное правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность. Подробнее см. примеч. к коммент. статье.

18. Деяния, описанные в ч. 1 и 2 коммент. статьи, относятся к категории преступлений средней тяжести, а отраженные в ч. 3 — к тяжким преступлениям.

Это интересно:  Сколько времени органы могут держать в СИЗО

Другой комментарий к Ст. 189 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Общественно опасное деяние может быть выражено одним из следующих действий: а) незаконный экспорт, т.е. вывоз за пределы России сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации без обязательства об обратном ввозе, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых установлен экспортный контроль; б) передача этих же предметов иностранной организации или ее представителю без их вывоза с территории России; в) выполнение для иностранной организации или ее представителя как в пределах России, так и за ее пределами работ, которые могут быть использованы при создании вооружения и военной техники и в отношении которых установлен экспортный контроль; г) оказание иностранной организации или ее представителю как в пределах России, так и за ее пределами услуг, которые могут быть использованы при создании вооружения и военной техники и в отношении которых установлен экспортный контроль.

Указом Президента РФ по представлению Правительства РФ устанавливаются: а) перечень товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, экспорт которых контролируется; б) порядок осуществления экспортного контроля; в) список государств, в которые разрешена передача продукции военного назначения.

2. Субъект преступления специальный — лицо, наделенное правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность (примечание к ст. 189 УК РФ).

3. Если предмет преступления содержит сведения, составляющие государственную тайну, и передан иностранному государству, иностранной организации или их представителям для проведения враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности России или если хотя и не является государственной тайной, но передан также для использования в ущерб внешней безопасности России, то ответственность наступает по ст. 275 УК РФ.

4. Незаконный экспорт технологий, научно-технической информации, составляющих государственную тайну, осуществляемый лицом, которому эти сведения были доверены или стали известны по службе (или работе), при отсутствии признаков государственной измены, квалифицируется по ст. 283 УК РФ.

5. При отграничении ст. 189 от ст. 226.1 УК РФ нужно обратить внимание на то, что: а) что контрабанда — это не только вывоз, но и незаконный ввоз; б) в предмет контрабанды, в отличие от преступления, предусмотренного ст. 189 УК, не входят научно-техническая информация, работы, услуги; в) в ст. 226.1 — субъект общий, в ст. 189 УК РФ — специальный; г) суть контрабанды заключается в незаконном перемещении товаров через таможенную границу, тогда как при незаконном экспорте товаров, перечисленных в ст. 189 УК, нарушаются специальные правила экспортного контроля, связанные с квотированием, лицензированием и т.д. Поэтому при контрабандном перемещении товаров, предусмотренных ст. 189 УК, и соответственно, при отсутствии лицензии на осуществление такой деятельности ответственность должна наступать только по ст. 188 УК РФ.

Незаконный экспорт технологий

Статьей 189 действующего УК РФ предусмотрена ответственность за незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, вооружения и военной техники и в отношении которых установлен специальный экспортный контроль.

Согласно охраняемому уголовным законом РФ, незаконный экспорт — экспорт, осуществляемый с нарушением законов и иных нормативных актов РФ. Незаконным будет, например, экспорт, осуществляемый с нарушением требований, содержащихся в Перечне отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий и научно-технической информации, которые могут быть применены при создании вооружения и военной техники, а также, в Положении о порядке контроля за экспортом из РФ такого рода сырья, материалов, оборудования, технологий и научно-технической информации.

Из их содержания усматривается, что законным экспортом признается разрешенный компетентными государственными органами вывоз товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, а также исключительных прав на них с таможенной территории РФ без обязательства их обратного ввоза на эту территорию.

Практически, экспорт товаров, технологий двойного назначения, включенных в соответствующие списки, осуществляется только по разовым лицензиям, выдаваемым уполномоченным государственным органом исполнительной власти РФ о возможности экспорта по каждой конкретной сделке со страной-импортером на поставку каждого предмета экспорта.

Причем, экспортируемые товары двойного назначения подлежат обязательному таможенному оформлению в установленном порядке.

Характерно, что в международных договорах, установивших порядок передачи в зарубежные страны товаров двойного назначения, предусмотрено письменное обязательство импортера о том, что предмет экспорта будет использоваться исключительно в мирных целях, не будет реэкспортироваться или передаваться в любых целях другому субъекту без письменного разрешения экспортера.

Кроме того, в указанных договорах предусматривается право проверки и контроля российской стороной использования предмета экспорта строго по прямому назначению и документального подтверждения выполнения этого условия.

Таким образом, законный экспорт товаров, технологий двойного назначения за рубеж заключается в предоставлении таможенным органам для контроля: во-первых, самих предметов экспорта двойного назначения; во-вторых, соответствующих документов, дающих право на вывоз этих предметов за границу, а именно: договора с иностранным партнером о поставке ему предметов двойного назначения для использования их в не военных целях, заключения уполномоченного государственного органа исполнительной власти о возможности такого вывоза оговоренных предметов экспорта, лицензии на их вывоз за рубеж конкретному иностранному партнеру.

Если экспортер представляет таможенным органам вышеуказанные документы, то они служат основанием беспрепятственного пропуска через таможенную границу за пределы РФ товаров, технологий, научно-технической информации, которые могут быть использования при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники .

Экспорт становится незаконным, когда он совершается в обход экспортного контроля, т.е. с нарушением вышеуказанных требований.

Свое конкретное выражение незаконный экспорт находит в предоставлении экспортером таможенным органам Российской Федерации соответствующих документов, полученных незаконным путем, дающим формальное право лицу, являющемуся субъектом ВЭД, на вывоз товаров двойного назначения в страну, не включенную в список государств, в которые разрешен экспорт такой продукции, либо ненадлежащему иностранному партнеру, либо товаров, не предусмотренных международным договором об их экспорте из Российской Федерации за рубеж и т.п.

Объектом преступления является установленный порядок осуществления ВЭД, включающий в себя государственную монополию на экспорт отдельных видов товаров и порядок перемещения их через таможенную границу России.

Предметом преступления являются технологии, научно-техническая информация и услуги, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, вооружения и военной техники.

Объективная сторона преступления заключается в незаконном экспорте, то есть, в совершении действий по вывозу в одно или несколько государств технологий, научно-технической информации и услуг вышеназванного характера с таможенной территории России за границу. Незаконными в соответствии с данной нормой признаются действия лица, совершенные с нарушением установленного специального экспортного контроля.

Следовательно, способы совершения преступления находятся в прямой зависимости как от характера предмета посягательства (его материального носителя), так и от особенностей нарушения специального экспортного контроля.

Преступление признается оконченным с момента фактического вывоза с нарушением специального экспортного контроля (включающего и таможенное оформление) хотя бы одного из названных предметов за пределы таможенной территории России, либо с момента предоставления услуги за пределами России.

Признаки возможности использования технологий, научно-технической информации и услуг при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники и наличия в отношении указанных технологий, научно-технической информации и услуг специального экспортного контроля являются взаимодополняющими, что означает — отсутствие одного из них — значит отсутствие состава рассматриваемого преступления в целом.

Состав преступления — формальный.

Субъектами незаконного экспорта признаются физические, вменяемые лица, достигшие 16-летнего возраста, независимо от гражданства. С учетом особенностей данного преступления ими могут быть должностные лица либо представители предприятий-изготовителей, экспортных организаций, уполномоченные на совершение таких операций. За оказание услуг такого характера, поскольку преступление совершается за пределами России, уголовной ответственности по статье 189 УК РФ подлежат только граждане РФ либо лица без гражданства, постоянно проживающие в России.

Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины. Лицо осознает, что незаконно, т.е. с нарушением специального экспортного контроля и установленного порядка таможенного оформления, вывозит с таможенной территории России за ее пределы технологии, научно-техническую информацию либо оказывает услуги зарубежным производителям; осознает, что они могут быть использованы при создании оружия массового поражения либо средств его доставки, либо вооружения и военной техники и желает совершить эти действия. Мотивы и цели на квалификацию преступления влияния не оказывают, но могут учитываться при назначении наказания.

Это интересно:  Преступления против общественной безопасности « Уголовный юрист

Незаконные экспорт из Российской Федерации или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно — технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ)

Объектом преступления выступают общественные отношения, регламентирующие порядок ведения внешнеэкономической деятельности в отношении материалов (сырья), технологий, научной или технической информации, а также выполнение работ (услуг), которые используются при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники.

Осуществление экспортного контроля необходимо для защиты интересов РФ и обеспечения выполнения международных договорах по нераспространению оружия, в том числе, оружия массового поражения.

Номенклатура, запрещенных к вывозу из РФ материалов, сырья, товарной продукции, контролируемая информация, затрагивающая вопросы создания вооружения (военной техники) или оружия массового поражения устанавливается указами Президента РФ.

Объективная сторона состава преступления выражается в совершении одного из альтернативных действий, предусмотренных ст. 189 УК РФ:

— незаконный экспорт из РФ контролируемых товаров и информации;

— незаконная передача из РФ контролируемых товаров и информации;

— незаконное выполнение работ или услуг, оказываемых иностранным организациям или их представителям.

Под иностранной организацией следует понимать любое юридическое лицо, созданное вне пределов РФ, а под ее представителем следует понимать руководителя, или иное лицо, способное совершать от имени этой организации любые действия.

Следует отметить, что действия лица, виновного в совершении данного преступления должны быть не любыми, а именно противоречащими законодательству РФ (незаконные).

Состав преступления формальный, деяние окончено с момента совершения одного из действий, определенных в диспозиции ст.

Субъективная сторона состава преступления характеризуется виной в виде прямого умысла, поскольку виновный осознает, что совершает незаконные действия по передаче иностранной организации (ее представителю) сырье, материалы, оборудование, технологии, научно — техническую информацию или производит незаконное выполнение работ (оказание услуг) и желает этого.

Субъект преступления специальный — лицо, которому предоставлено право осуществления внешнеэкономической деятельности. В соответствии с примечанием к данной статье этим лицом может быть руководитель организации, имеющей постоянное место нахождения на территории РФ и зарегистрированной в соответствии с российским законодательством, а также физическое лицо, которое имеет постоянное место жительства на территории РФ и зарегистрированное как индивидуальный предприниматель.

Квалифицирующий признак — совершение преступления в составе группы лиц по предварительному сговору указан в ч.2 ст.189 УК РФ.

Как особо квалифицирующий признак законодатель выделил совершение преступления в составе организованной группы или же в отношении сырья, материалов, оборудования, технологий, научно — технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники в случае, когда субъекту преступления заведомо известно об экспортном контроле со стороны государства над ними или они могут быть использованы для создания оружия массового поражения либо средств его доставки (ч.3 ст.189 УК РФ).

Состояние, динамика, причины и условия преступности, связанной с незаконным экспортом из Российской Федерации или передачей товаров и технологий двойного назначения

Рубрика: Государство и право

Статья просмотрена: 1045 раз

Библиографическое описание:

Незаконный экспорт из Российской Федерации или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения или военной техники относится, как уже было сказано, к так называемым таможенным преступлениям. Прежде чем определить детерминанты рассматриваемого преступления, следует определить место указанного преступления среди иных таможенных преступлений.

Как определяет В. А. Жбанков, таможенная преступность — это совокупность таможенных преступлений, связанных с нарушением порядка вывоза и ввоза, возврата на территорию России через таможенную границу товаров и ценностей [1, с. 671].

Преступность в сфере таможенных отношений, как одно из негативных явлений, обладает набором определенных характеристик, которые позволяют отграничить ее от смежных, однородных видов преступности. Одной из наиболее важных характеристик преступности является ее состояние. В криминологической науке состоянию преступности учеными уделяется пристальное внимание, так как эта обобщенная характеристика отражает основные количественные показатели, динамику, объем, территориальную распространенность.

Состояние преступности, как верно полагают видные российские криминологи А. И. Долгова, Ю. Ф. Кваша, A. C. Зайналобидов, А. П. Зрелов, — понятие, которое употребляется в узком и широком значениях: 1) в узком — как общая распространенность преступности. Причем одни авторы имеют в виду одновременно и уровень преступности (абсолютное число), и интенсивность преступности (коэффициенты, рассчитанные на определенную численность населения), другие — только абсолютное число зарегистрированных преступлений; 2) в широком значении это не совокупность характеристик преступности в статике, не в динамике [2, с.133]. Я. И. Глинский [3, с.46] состояние преступности понимает как обобщенную характеристику, включающую объем, уровень, структуру, динамику, латентность и причиненный ущерб.

Решить задачу уголовно-правовой борьбы с таможенными преступлениями можно путем неукоснительного соблюдения уголовного законодательства всеми субъектами таможенных отношений и устранения имеющихся пробелов в законотворчестве. В настоящее время уголовное, административное, таможенное и налоговое законодательство не унифицировано, а деятельность налоговых, таможенных и иных правоохранительных органов по применению санкций зачастую не согласуется, что в свою очередь вызывает трудности применения уголовно-правовых норм.

Состояние правонарушений и преступлений в таможенном деле в значительной степени обусловлено состоянием борьбы с этими правонарушениями и, прежде всего, с наиболее общественно-опасными из них — преступлениями. Эта борьба должна обеспечивать выполнение задач стоящих перед уголовным судопроизводством, а также вестись с неуклонным соблюдением прав лиц, привлекаемых к ответственности.

Следует отметить, что доля незаконного экспорта из Российской Федерации товаров и технологий двойного назначения незначительна, и составляет менее 0,3 % от общего количества таможенных преступлений.Согласно статистике УТРД ФТС России соотношение видов преступлений, по которым таможенными органами России были возбуждены уголовные дела в период с 2008 по 2012гг. выглядит следующим образом:

Виды преступлений, по которым таможенными органами Российской Федерации были возбуждены уголовные дела в период с 2008 г. по 2012 г.

Уголовная ответственность за таможенные преступления

Преступления в таможенной сфере часто называют таможенными преступлениями. В УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за пять видов преступлений: контрабанда (ст.188 УК РФ); незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения и военной техники (ст.189 УК РФ); невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран (ст.190 УК РФ); невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст.193 УК РФ); уклонение от уплаты таможенных платежей (ст.194 УК РФ).

1. Контрабанда (ст.188 УК РФ).Статья 188 УК РФ содержит признаки двух самостоятельных составов преступлений контрабанды, различающихся по предмету посягательства. Предметом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 188 УК РФ, являются товары и иные предметы, находящиеся в свободном гражданском обороте. Товары и предметы, не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности, могут свободно перемещаться через таможенную границу при соблюдении установленных правил в отношении количества и стоимости этих товаров, порядка их оформления и уплаты таможенных платежей в соответствии с нормами таможенного законодательства. Перемещение товаров и предметов для производственной или иной коммерческой деятельности регулируется ФЗ РФ «О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами».

Часть 2 ст. 188 УК РФ устанавливает ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу предметов, изъятых из гражданского оборота или имеющих ограниченный оборот, в отношении них установлены специальные правила перемещения через таможенную границу. Закон перечисляет такие предметы: наркотические средства, психотропные, сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, взрывчатые, радиоактивные вещества, радиационные источники, ядерные материалы, огнестрельное оружие, взрывные устройства, боеприпасы, оружие массового поражения, средства его доставки, иное вооружение, иная военная техника, материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также стратегически важные сырьевые товары или культурные ценности.

Это интересно:  Как изменится жизнь россиян с 1 сентября 2019 года?

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 188 УК РФ, характеризуется действиями, выражающимися в незаконном перемещении через таможенную границу товаров и предметов в крупном размере. Закон называет шесть способовнезаконного перемещения: а) помимо таможенного контроля; б) с сокрытием от таможенного контроля; в) с обманным использованием документов; г) с обманным использованием средств таможенной идентификации; д) сопряженного с недекларированием; е) сопряженного с недостоверным декларированием.

Закон определяет место совершения преступления — таможенная граница. Незаконное перемещение свидетельствует о том, что перемещение товаров совершается с нарушением порядка, установленного законом.

Обязательным признаком объективной стороны преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 188 УК РФ, является крупный размер. Крупным размером, в соответствии с примечанием к ст. 169 УК РФ, признается стоимость перемещаемых товаров или предметов, превышающая 250 тыс. руб. Незаконное перемещение товаров и предметов на меньшую сумму влечет административную ответственность (ст. ст. 16.1 и 16.2 КоАП РФ).

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Субъект преступления – лицо, достигшее возраста 16 лет.

Незаконное перемещение предметов, перечисленных в ч. 2 ст. 188 УК РФ, не только нарушает порядок внешнеэкономической деятельности и правила таможенного контроля, но может представлять угрозу для общественной или экономической безопасности. Поэтому перемещение через границу и малых их количеств образует признаки контрабанды.

Субъектом преступления могут быть, кроме частных лиц, должностные лица государственных органов и организаций, лица, осуществляющие управленческие функции в коммерческих организациях, а также индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на осуществление внешнеторговой деятельности.

Часть 3 ст. 188 УК РФ содержит два квалифицирующих обстоятельства: а) контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием служебного положения; б) контрабанда, совершенная с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль.

Часть 4 ст. 188 УК предусматривает ответственность за контрабанду, предусмотренную ч. ч. 1, 2 и 3 рассматриваемой статьи, если она совершена организованной группой.

2. Незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения и военной техники (ст.189 УК РФ).Опасность преступления, предусмотренного ст. 189 УК РФ, состоит в нарушении норм международного права о нераспространении оружия массового поражения, а также российского законодательства о военно-техническом сотрудничестве с иностранными государствами, включающего нормы о запрете, ограничении и порядке оформления указанных в законе предметов для вывоза за пределы страны. Эта деятельность основывается на приоритете интересов страны, государственной монополии, соблюдении международных договоров о нераспространении ядерного оружия, запрещении оружия массового поражения. Дополнительным объектом преступления могут быть мир и безопасность человечества, поэтому преступление отнесено уголовным законом к категории тяжких.

Объективная сторона преступления характеризуется действиями, выражающимися в незаконном экспорте предметов, в отношении которых установлен специальный экспортный контроль.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Мотивы и цели могут быть различными, но чаще всего корыстными. Субъект преступления – специальный: лица, наделенные правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность. Это руководители юридических лиц, осуществляющие внешнеторговую деятельность в области военно-технического сотрудничества. Часть 2 ст. 189 УК РФ предусматривает ответственность за совершение преступления группой лиц по предварительному сговору, понятие которой содержится в ч. 2 ст. 35 УК РФ. Часть 3 ст. 189 УК РФ включает два особо отягчающих обстоятельства: а) совершение преступления организованной группой и б) в отношении сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, работ (услуг), которые заведомо для виновного могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки. Экспорт перечисленных в ч. 3 ст. 189 УК предметов в нарушение установленных правил контроля представляет особую опасность, поскольку нарушает нормы международного права и создает угрозу миру и безопасности человечества.

3. Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ). Предметом преступления являются предметы художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран. В Российской Федерации ведется единый государственный реестр культурного наследия как единая информационная система, включающая банк данных. Каждому объекту присваивается номер, определяется категория, собственнику выдается паспорт конкретного объекта. Некоторые особо ценные объекты включаются в Список всемирного наследия, установленный в соответствии с Конвенцией об охране всемирного культурного и природного наследия Комитетом (ЮНЕСКО).

Объективная сторона преступления характеризуется бездействием — невозвращением в установленный срок указанных в законе предметов, вывоз которых запрещен.Обязательному возврату подлежат особо ценные объекты, внесенные в охранные списки и реестры, независимо от времени их создания, культурные ценности, постоянно хранящиеся в музеях, архивах, библиотеках, а также объекты, созданные более 100 лет назад. Временный вывоз осуществляется на основании свидетельства.

Состав по конструкции – формальный. Преступление признается оконченным по истечении срока, обязательного для возврата вывезенных ценностей, при наличии реальных условий для их возврата. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Субъектом преступления может быть любое частное лицо не моложе 16 лет или руководитель организации, ответственный за возвращение указанных ценностей.

4. Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ). Дополнительным непосредственным объектом преступления является установленный в РФ порядок обращения валютных ценностей. Предметом преступления являются средства в иностранной валюте. Объективная сторона преступления характеризуется бездействием – невозвращением из-за границы средств в иностранной валюте. Неперечисления в течение установленного срока части валюты из-за рубежа означает невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте. Обязательным признаком объективной стороны является крупный размер невозвращенной суммы. Таким размером признается сумма невозвращенных средств в иностранной валюте, превышающая 5 млн руб.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Субъект преступления специальный – руководитель организации. Им может быть должностное лицо или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или другой организации, которое уполномочено на подписание финансовых и банковских документов. При привлечении данных лиц к уголовной ответственности их деяния должны квалифицироваться по совокупности преступлений по ст. ст. 193 и 194 УК РФ – за неуплату налогов и сборов.

5. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 УК РФ). Общественная опасность преступления заключается в нарушении установленного порядка таможенного контроля при пересечении таможенной границы, а также в уклонении гражданином от выполнения конституционной обязанности платить налоги и различные сборы (ст. 57 Конституции РФ).

Предмет преступления – таможенные платежи. Объективная сторона преступления характеризуется бездействием – неуплатой таможенных платежей в крупном размере. Понятие крупного размера дано в примечании к ст. 194 УК РФ – сумма неуплаченных платежей превышает 500 тыс. руб. Неуплата таможенных платежей на меньшую сумму будет считаться административным правонарушением (ст. 16.22 КоАП РФ).

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Субъект преступления – вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет, обязанное уплатить таможенные платежи.

Часть 2 ст. 194 УК РФ содержит два квалифицирующих признака: а) деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 194 УК РФ, совершенное группой лиц по предварительному сговору; б) деяние, совершенное в особо крупном размере. Особо крупный размер – 1 млн 500 тыс. руб.

Статья написана по материалам сайтов: ukodeksrf.ru, vuzlit.ru, sci-book.com, moluch.ru, studopedia.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector