+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Ответственность за применение запрещённых средств и методов ведения войны

Применение запрещенных средств и методов ведения войны (ст. 356 УК РФ). Использованное законодателем понятием война» не полностью охватывает круг случаев, когда совершенные деяния подпадают под действие ст. 356 УК РФ. Не случайно в тексте статьи применяется другое понятие, носящее более широкий характер: «вооруженный конфликт». По буквальному смыслу дополнений, внесенных в 1977 г. в пакет Женевских конвенций 1949 г., понятие запрещенных средств и методов ведения войны распространяется на любые вооруженные конфликты, связанные и не связанные с объявлением войны, в том числе на вооруженные конфликты внутригосударственного характера.

Непосредственный объект — общественные отношения, обеспечивающие минимизацию вреда, причиняемого военными действиями (человеческих потерь, имущественного ущерба, страданий людей, уничтожения историко-культурного потенциала и т.д.). В этих целях ст. 356 УК РФ дает в соответствии с международно-правовыми документами открытый перечень запрещенных средств и методов ведения военных действий.

Объективная сторона деяния, предусмотренного ч. 1 этой статьи, это — жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, их депортация, разграбление национального имущества на оккупированной территории, применение иных средств и методов, запрещенных международным договором России. Часть 2 предусматривает применение оружия массового поражения. Таким образом, рассматриваемая статья не содержит основного и квалифицированного составов, налицо два самостоятельных состава, относящихся к категории особо тяжких.

Запрет жестокого обращения с военнопленными требует конкретизации в части круга лиц, защищаемых этим запретом. Исходя из предшествующего опыта человечества, Женевская конвенция 1949 г. относит к числу военнопленных не только личный состав вооруженных сил, но и добровольцев (но не наемников), ополченцев, восставшее против захватчиков население, но при условии открытого ими ношения оружия и соблюдения законов и обычаев войны. На положении военнопленных должны считаться также экипажи торгового флота и гражданской авиации, захваченные неприятелем. Жестокое обращение — это причинение не вызываемых военной необходимостью физических или нравственных страданий, в том числе пытки, эксперименты на людях, избиение, бесчеловечные условия содержания, унижение чести и достоинства и т.д. Появившиеся в уголовно-правовой литературе утверждения, что отсутствие физического насилия не позволяет применять квалификацию деяний как жестокого обращения*(76), не соответствуют международно-правовым документам. Даже пытка возможна путем применения психического, а не физического воздействия.

Гражданское население, жестокое обращение с которым также составляет объективную сторону деяния, запрещенного ст. 356 УК РФ, — это любые лица, не участвующие в войне или ином вооруженном конфликте, независимо от того, являются ли они гражданами воюющей страны или других стран либо лицами без гражданства.

Запрещена под угрозой уголовной ответственности и депортация гражданского населения, т.е. его высылка с занятой территории, угон при отступлении и т.д. Но от депортации надо отличать: а) добровольную эвакуацию; б) действия воюющей стороны, направленные на предотвращение массовых потерь гражданского населения. Например, временное выселение из населенных пунктов, в которых предполагаются крупные боевые действия.

Один из вариантов объективной стороны рассматриваемого состава — разграбление национального имущества на оккупированной территории. Речь идет об организации воюющей стороной на занятой территории противника крупномасштабного изъятия и присвоения «по праву победителя» исторических и культурных ценностей, а равно материальной базы страны. Под этот запрет не подпадают действия, которые: а) предприняты с целью сохранить ценности от случайностей военных действий; б) предусмотрены мирным договором, например в связи с репарациями; в) предусмотрены после безоговорочной капитуляции стороны, развязавшей агрессивную войну решением высшего органа стран — победительниц на оккупированной территории (с последующим закреплением в мирном договоре). Разрешение, которое дает военное или гражданское руководство военнослужащим, на захват и вывоз определенного количества имущества, в том числе «бесхозного», либо организация такого захвата и вывоз (например, складирование имущества трофейными командами с последующей раздачей военнослужащим или транспортировкой в другую страну) являются формой разграбления имущества в смысле ст. 356 УК РФ.

Наконец, законодатель установил наказуемость и за иные нарушения законов и обычаев войны, но лишь для случаев, прямо предусмотренных международно-правовыми обязательствами России. Речь идет, например, о принудительном направлении военнопленных на предприятия, изготавливающие оружие, боеприпасы, иное военное имущество или на оборонные работы в прифронтовой полосе.

Субъективная сторона рассматриваемых деяний — прямой умысел на нарушение законов и обычаев войны или иного вооруженного конфликта. Мотив не имеет значения для квалификации, но важен для индивидуализации наказания (фанатизм, ложное понимание служебного долга, корысть, месть за погибших и т.д.).

Субъектами рассматриваемых деяний могут быть как лица, отдающие приказы о нарушении законов и обычаев войны*(77), так и лица, организующие их исполнение, а равно совершающие действия, предусмотренные ст. 356 УК РФ, по своей инициативе. Высказанное в литературе мнение, что речь идет только о высших политических и военных деятелях, не вытекает из смысла закона.

Часть 2 ст. 356 УК РФ предусматривает ответственность за применение оружия массового поражения, запрещенного международными договорами. Преступление является оконченным с момента запуска ракеты — носителя такого оружия, взлета воздушного судна с этим оружием, выпуска в сторону противника отравляющих или бактериологических веществ.

Наемничество (ст. 359 УК РФ). Наемничество относится к группе военных преступлений, так как речь идет о нарушении законов и обычаев войны (применение запрещенных средств и методов ее ведения). Даже в тех случаях, когда действия, составляющие объективную сторону наемничества, совершаются до начала боевых действий, они направлены на нарушение законов войны.

Непосредственным объектом наемничества являются отношения, обеспечивающие напряженность, нарушающие мир между государствами.

Согласно примечанию к ст. 359 УК РФ, воспроизводящему международно-правовое определение, наемником признается лицо:

а) не являющееся гражданином государства, ведущего боевые действия, или не проживающее на его территории, а также не направленное на эту территорию для выполнения официальных обязанностей;

б) реализующее цель получения материального вознаграждения за участие в боевых действиях. Статья 359, как и ст. 356 УК РФ карает за наемничество, обслуживающее не только войны (кстати, сам этот термин в статье не используется), но и любой вооруженный конфликт или военные действия как межгосударственного, так и внутригосударственного характера.

Объективная сторона деяний, предусмотренных ст. 359 УК РФ, устанавливает ответственность за вербовку, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно за его использование в боевых действиях. Наказуема вербовка, совершенная любым способом — от предложений и обещаний до принуждения. Финансирование или иное материальное обеспечение также наказуемо независимо от способов (предоставляется наемнику или его близким денежных или иных материальных средств). Участие в вооруженном конфликте или военных действиях предполагает как непосредственное участие в боевых операциях, так и их обслуживание, например, связью, транспортом и т.д.

Квалифицирующие обстоятельства деяния вербовщика, предусмотренные ч. 2 ст. 359 УК РФ: использование служебного положения или в отношении несовершеннолетнего. В последнем случае представляется, что действия вербовщика должны по совокупности квалифицироваться и по ст. 150 УК РФ. Наряду с ответственностью вербовщика предусматривается ответственность самого нанятого лица (наемника) за участие в вооруженном конфликте или военных действиях (ч. 3 ст. 359 УК РФ). Представляется, что это деяние окончено с момента включения наемника в состав вооруженных групп.

Субъективная сторона всех форм наемничества характеризуется прямым умыслом. Мотивация деяний, предусмотренных ст. 359 УК РФ, может быть самой разнообразной — от корысти до чувства патриотизма. Она влияет на индивидуализацию ответственности и наказание.

Субъект преступления общий — вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, действующее как по поручению другого лица, организации, государства, так и по собственной инициативе. Субъект преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 359 УК РФ, — специальный: лицо, завербованное в качестве наемника и включенное в вооруженное формирование.

Применение запрещенных средств и методов ведения войны (ст. 356 УК)

Непосредственным объектом этого преступления являются общественные отношения, обеспечивающие добросовестное выполнение международных обязательств в части использования средств и методов ведения военных действий и имеющие целью максимальную гуманизацию вооруженных конфликтов.

В названии ст. 356 УК используется термин «средства и методы ведения войны». Однако в настоящее время специалисты предпочитают ссылаться на нормы, применимые не к войне, а к вооруженным конфликтам, поскольку статус «войны» с 1945 г. в значительной мере утратил свою определенность, а в большинстве вооруженных конфликтов, даже имеющих явно выраженный международный характер, отсутствует признак формального объявления войны. Кроме того, согласно Дополнительному протоколу II 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г. запрещение средств и методов ведения войны распространяется и на вооруженные конфликты немеждународного характера.

Объективная сторона преступления, предусмотренного в ч. 1 ст. 356 УК, характеризуется совершением любого из перечисленных в законе действий: жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, депортация гражданского населения, разграбление национального имущества на оккупированной территории, применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации.

Основными международно-правовыми документами, определяющими правила обращения с военнопленными, гражданским населением, а также содержащими перечень запрещенных средств и методов ведения военных действий во время войны и вооруженных конфликтов, являются Женевские конвенции 1949 г. (об обращении с военнопленными; о защите гражданского населения во время войны; об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях; об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море).

В соответствии с международно-правовыми нормами под военнопленными понимаются следующие категории лиц, попавших во власть неприятельской стороны во время войны или вооруженного конфликта: личный состав вооруженных сил воюющей стороны, партизаны, личный состав ополчения и добровольческих отрядов, личный состав организованных движений сопротивления; некомбатанты (лица из состава вооруженных сил, не принимающие непосредственного участия в военных операциях, — врачи, юристы, священники, корреспонденты, различный обслуживающий персонал, члены экипажей торгового флота и гражданской авиации); стихийно восставшее население, если оно открыто носит оружие и соблюдает законы и обычаи ведения войны. К гражданскому населению относятся лица, не являющиеся участниками вооруженного конфликта (ни комбатантами, т.е. лицами, входящими в состав вооруженных сил конфликтующей стороны и принимающими непосредственное участие в боевых действиях, ни некомбатантами, т.е. лицами, входящими в состав вооруженных сил воюющей стороны и оказывающими ей помощь в достижении успехов в боевых действиях, но не принимающими личного участия в этих действиях).

Под жестоким обращением с военнопленными и гражданским населением понимаются: преднамеренное убийство, пытки или бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты, преднамеренное причинение тяжелых страданий или серьезного увечья, нанесение ущерба здоровью, принуждение военнопленного или гражданского лица к службе в вооруженных силах неприятельской стороны или лишение таких лиц права на беспристрастное и нормальное судопроизводство, взятие кого-либо из гражданских лиц в заложники и т.д.

Под депортацией гражданского населения, запрещенной Женевской конвенцией от 12 августа 1949 г. о защите гражданского населения, понимается насильственное перемещение всего или части гражданского населения в пределах оккупируемой территории или за ее пределы.

Разграблением национального имущества считаются действия по произвольному, осуществляемому в больших масштабах разрушению и присвоению имущества, не вызываемые военной необходимостью.

Наиболее опасной формой совершения рассматриваемого преступления является применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации.

Под средствами ведения военных действий следует понимать оружие и иную военную технику, применяемые вооруженными силами воюющих сторон для уничтожения живой силы и материальных средств противника, подавления его сил и способности к сопротивлению. Методы ведения военных действий — это порядок, способы и приемы использования средств ведения войны в указанных целях. Согласно Дополнительному протоколу I к Женевским конвенциям 1949 г. запрещенными являются: применение оружия, снарядов, веществ и методов ведения военных действий, способных причинить излишние повреждения или страдания, а также обширный, долговременный, серьезный ущерб природной среде. К запрещенным средствам ведения войны, согласно действующим международным правовым нормам, в том числе заключенной в 1981 г. Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, в частности, относятся: оружие «неизбирательного» действия, истребляющая сила которого такова, что она не может быть направлена лишь на заранее определенные военные цели; оружие, снаряды и вещества, способные причинить излишние повреждения, страдания или делающие неизбежной смерть людей, выведенных из строя, а также имеющие предательский, коварный характер (напалмовые, шариковые, кассетные, фосфорные бомбы, нейтронная бомба, любое оружие, основное действие которого заключается в нанесении повреждений осколками, не обнаруживаемыми в человеческом теле с помощью рентгеновских лучей; мины-ловушки и другие устройства смертоносного или разрушительного характера, используемые против гражданского населения или применяемые неизбирательно, и т.д.).

Это интересно:  Ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей

К запрещенным методам ведения военных действий относятся такие нападения «неизбирательного характера», последствия которых не могут быть ограничены поражением лишь военных объектов. Кроме того, согласно заключенной в 1977 г. Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду запрещенными являются такие методы военных действий, как «погодная война», «экологическая агрессия», а также иные методы, сопряженные с таким воздействием на экологические процессы, которые влекут широкие, долгосрочные или серьезные последствия (изменение динамики, состава и структуры Земли, включая ее биоту, литосферу, гидросферу, атмосферу и космическое пространство). В соответствии с Конвенцией о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия 1981 г. запрещенными методами ведения военных действий являются: совершение нападений с применением зажигательного оружия на гражданское население или на гражданские объекты, а также на те военные объекты, поражение которых в силу их расположения (в районе сосредоточения гражданского населения), применяемых средств доставки зажигательного оружия или других обстоятельств не позволяет ограничить зажигательное воздействие только на военный объект и избежать или свести к минимуму случайные жертвы среди гражданского населения и повреждение гражданских объектов, а также совершение таких нападений на леса и другие виды растительного покрова, кроме случаев, когда такие природные элементы являются военными объектами. Кроме того, в качестве запрещенных методов ведения войны рассматривается превращение необороняемых местностей и демилитаризованных зон в объект нападения, нападение на лиц, прекративших принимать участие в военных действиях, нападение на установки или сооружения, содержащие опасные силы, когда известно, что такое нападение явится причиной чрезмерных потерь жизней, ранений среди гражданских лиц или причинит ущерб гражданским объектам, и др.

К числу обязательных признаков объективной стороны преступления относится и особая обстановка применения запрещенных средств и методов ведения войны — обстановка вооруженного конфликта. Международному праву известны два вида таких конфликтов. Международный конфликт представляет собой вооруженное столкновение между государствами либо между национально-освободительным движением и метрополией, т.е. между восставшей (воюющей) стороной и войсками соответствующего государства. Вооруженный конфликт немеждународного характера — это столкновение антиправительственных организованных вооруженных отрядов с вооруженными силами правительства, происходящее на территории какого-либо государства.

Состав рассматриваемого преступления является формальным, поэтому оконченным оно признается с момента совершения любого из действий, описанных в диспозиции ч. 1 ст. 356 УК.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом: виновный осознает, что применяет в вооруженном конфликте запрещенные средства и методы ведения войны в форме жестокого обращения с военнопленными или гражданским населением, депортации гражданского населения и т.д., и желает совершить такие действия.

Субъектом преступления выступает лицо, входящее в состав участников вооруженного конфликта и достигшее возраста 16 лет.

Часть 2 ст. 356 УК предусматривает ответственность за применение одного из наиболее опасных средств войны — оружия массового поражения, запрещенного международным договором Российской Федерации. Предмет этого преступления аналогичен предмету преступления, предусмотренного ст. 355 УК. К оружию массового поражения, применение которого запрещено, относится биологическое, химическое и ядерное оружие. Пока еще не выработано универсальных норм, устанавливающих прямое запрещение так называемых новых видов оружия массового поражения (радиологического, инфразвукового, лучевого и т.д.). Однако применение и такого оружия при наличии прочих признаков рассматриваемого состава преступления следует квалифицировать по ч. 2 ст. 356 УК, если оружие применено по его прямому назначению, — для массового поражения, уничтожения живой цели или для разрушения материальных объектов.

Запрещенные средства и методы ведения войны или законы и обычаи войны? Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Князькина А.К.,

Текст научной работы на тему «Запрещенные средства и методы ведения войны или законы и обычаи войны?»

щего»1. Войны двадцатого столетия внесли свой вклад в определение на нравственном и правовом уровнях незаконной и справедливой войн. Германия и ее союзники как в Первой, так и во Второй мировых войнах быши признаны странами, развязавшими агрессивную войну. Народы, борющиеся с германскими войсками, вели законную войну. Означает ли вышеизложенное, что тот, кто начинает первым военные действия, всегда является агрессором? Если бы это было так, то, очевидно, что масса вопросов о понимании агрессии была бы снята. На самом деле, при определении агрессии и агрессора все значительно сложнее.

Нападение первым, несомненно, в большинстве случаев является свидетельством агрессии. Но для правильного понимания существа явления нужно учитывать множество других факторов. В числе них можно назвать, почему осуществлено нападение, когда оно состоялось, где имели место военные действия, каким образом они осуществлялись, были ли согласования между государствами о проведении атаки и т.д. Поэтому справедливую войну могут вести не только государства и народы, отражающие нападение оккупантов, но и страны и отряды, осуществляющие первыми боевые действия.

Остается надеяться, что государства смогут преодолеть разногласия в понимании агрессивной войны и принять конвенционное определение агрессии.

ЗАПРЕЩЕННЫЕ СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ВЕДЕНИЯ ВОЙНЫ ИЛИ ЗАКОНЫ И ОБЫЧАИ ВОЙНЫ?

Вопрос о справедливости войн, а также о допустимых правилах их ведения впервые быш поставлен в XVII в. голландским ученым Гуго Гроцием, полагавшим, что война будет носить справедливый характер лишь при соблюдении двух условий: «Необходимо, чтобы с обеих сторон война велась волею тех, кто в государстве облечен верховной властью, а затем — чтобы соблюдались известные обряды»2. В частности, к обрядам, то есть к правилам ведения войны, он относил: 1) гуманное отношение к гражданскому населению, в первую очередь к детям, женщинам и старикам, а также священнослужителям и приравненным к ним лицам (монахам, схимникам), учителям, научным работникам, земледельцам, торговцам; 2) запрет на лишение жизни пленных, их немилосердное наказание, обременение тяжелыми работами;

1 Гроций Гуго. Указ. работа. С. 186—188.

2 См.: Гроций Г. О праве войны и мира. М.: Ладомир, 1994. С. 123.

3) запрет на необоснованные разрушения; 4) запрет на уничтожение культурных ценностей и предметов, посвященных отправлению культа, и др.1.

В XIX в. к исследованию данной проблемы подключились и в России2. Позднее многие правила, разработанные учеными, были восприняты международными договорами, посвященными ведению военныгх действий, а их нарушение признано преступным. Статьей 356 УК РФ установлена ответственность за применение запрещенныгх средств и методов ведения войны.

Диспозиция данной нормы носит бланкетный характер, следовательно, для уяснения сущности уголовно-правового запрета необходимо обратиться к нормам международного права, в частности к различным международным договорам.

Некоторые вопросы, имеющие отношение к средствам и методам ведения войны, раскрываются в Римском статуте Международного уголовного суда3, Проекте Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества4, VIII Гаагской конвенции о постановке подводных, автоматически взрывающихся от соприкосновения мин5, XI Гаагской конвенций о некоторый ограничениях в пользовании правом захвата в морской войне6, Протоколе по взрывоопасным пережиткам войны к Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие (Протоколе V)7, Конвенции о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных наземных мин и их уничтожении (Оттавской конвенции)8.

1 См.: Гроций Г. О праве войны и мира. М.: Ладомир, 1994. С. 702—732.

2 См., например: Блунчли И. О значении и успехах новейшего международного права. Петербург: Изд-е Н.И. Ломанского, 1867. С. 52—54; Блунчли И. Современное международное право цивилизованнык государств, изложенное в виде кодекса. М., 1867. С. 42—42; Коркунов Н. Международное право. СПб., 1886. С. 240—244 и др.

3 Принят в г. Риме 17 июля 1998 г. дипломатической конференцией полномочных представителей под эгидой ООН по учреждению Международного уголовного суда. Статут был открыт для подписания до 31 декабря 2000 г. Статут вступил в силу 1 июля 2002 г. Россия подписала Статут на основании Распоряжения Президента РФ от 8 сентября 2000 г. № 394-рп, но не ратифицировала // Московский журнал международного права. 1999. № 4.

5 Заключена в г. Гааге 18 октября 1907 г. Конвенция вступила в силу 26 января 1910 г. Россия не участвует // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

6 Заключена в г. Гааге 18 октября 1907 г. Конвенция вступила в силу 26 января 1910 г. Россия не участвует // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

7 Подписан в г. Женеве 28 ноября 2003 г. Протокол вступил в силу 21 ноября 2006 г. Россия не участвует // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

8 Заключена в г. Осло 18 сентября 1997 г. Конвенция быта открыта для подписания в г. Оттаве 3—4 декабря 1997 г. и в центральных учреждениях ООН в г. Нью-Йорке — с 5 декабря 1997 г. Конвенция вступила в силу 1 марта 1999 г. Россия не участвует // Справочноправовая система «КонсультантПлюс».

Перечень международных договоров, ратифицированных Россией, см. в приложении к данной статье.

Таким образом, нормативный материал, регулирующий средства и методы ведения войны, весьма обширен и продолжает увеличиваться.

Война представляет собой вооруженную борьбу между государствами и народами1; военные действия между государствами, а также между государствами и национально-освободительными движениями, сопровождающиеся полным разрывом мирных отношений2.

Средства ведения войны — это оружие и другая военная техника, применяемая вооруженными силами воюющих для уничтожения живой силы и материальных средств противника, подавления живой силы и материальных средств противника, подавления его сил и способности к сопротивлению3. Под методами ведения войны понимается порядок и применяемые способы использования средств ведения войны в указанный целях4.

Необходимо обратиться еще к одной категории — законы и обычаи войны. С.В. Черниченко понимает под ними нормы международного права, регулирующие поведение воюющих и нейтральных государств и предусматривающие, в частности, определенные права и обязанности данных государств в отношении тех или иных категорий индивидов, а также их международно-правовую ответственность за нарушение этих норм5. Таким образом, понятие «законы и обычаи войны» — более широкое, чем «средства и методы ведения войны».

При анализе рассматриваемого вопроса многие авторы используют термин «военные преступления», вкладывая в него различный смысл. Так, Л. Оп-пенгейм понимал под ними такие враждебные или иные деяния лиц, входящих в состав вооруженных сил, и гражданских лиц, за совершение которыгх потерпевшее от них воюющее государство может подвергнуть виновных каре в случае их взятия в плен. Такие преступления составляют действия, противоречащие международному праву и вместе с тем нарушающие внутренние законы государства, подданным которого является преступник, а также преступные действия, противоречащие законам и обычаям войны, совершенные по приказу или от имени неприятельского государства6.

2 Юридический словарь // http://dic.academic.ru/dic.nsf/lower/13770

3 См.: Янаева МГ.Применение запрещенных средств и методов ведения войны: Дис. . канд. юрид. наук. М., 1997. С. 23.

5 См.: Черниченко С.В. Личность и международное право. М.: Международные отношения, 1974. С. 72.

6 См.: ОппенгеймЛ. Международное право. Т. 1. Полутом 2. Пер. с англ. А.А. Санталова и В.И. Шиганского / Под ред. члена-корр. АН СССР С.А. Голунского. М.: Изд-во иностранной литературы, 1950. С. 122.

Это интересно:  Деятельное раскаяние (ст. 75 УК РФ) в 2019 году: что такое, прекращение уголовного дела

И.М. Иванова предложила понимать под военными преступлениями преднамеренные, запланированные преступной практикой ведения войны, систематические санкционированные и направляемые государственным руководством массовые нарушения законов и обычаев войны и использование запрещенныгх преступных методов ведения войны, а не просто нарушение международный конвенций и соглашений1.

В.А. Василенко давал открыгтый перечень нарушений законов и обычаев войны, относя к ним, в частности, «убийства и истязания или увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной территории; убийства или истязания военнопленный и лиц, находящихся в море; убийства заложников; ограбление общественной или частной собственности, бессмысленное разрушение городов и деревень; разорение, неоправданное военной необходимостью, и др. преступления»2. Материальными нормами для определения военных преступлений, согласно его концепции, могут служить многочисленные международные соглашения, заключенные как до, так и после Второй мировой войны3.

М.Г. Янаева полагает, что военные преступления — это вид преступлений против мира и безопасности человечества, представляющий собой особо опасные для человеческой цивилизации и мирового сообщества деяния, нарушающие установленные международно-правовыми нормами порядок и правила ведения военный действий в ходе вооруженнык конфликтов4.

А.Г. Кибалыник считает, что военными является группа преступлений, посягающих на регламентированный договорными и обытны1ми нормами международного права порядок ведения военных действий в международных и внутригосударственныгх вооруженныгх конфликтах5. Такой же позиции придерживается Р.А. Адельханян6.

Наконец, И.И. Лукашук понимает под ними совершаемые систематически или в широких масштабах серьезные нарушения международного гуманитарного права, действующего в период вооруженных конфликтов7.

1 См.: Иванова И.М. Международная уголовная юстиция и преступления против человечества: Дис. . канд. юрид. наук. М., 1959. С. 213.

2 Василенко В.А. Ответственность государств за международные правонарушения. Киев: Издательское объединение «Вища школа», 1976. С. 190—191.

3 См.: Там же. С. 191.

4 См.: Янаева М.Г.Указ. работа. С. 56; Левандовская М.Г. Современное понятие военного преступления // Право: теория и практика. — 2005. — № 9. — С. 32.

5 См.: Кибальник А.Г. Введение в международное уголовное право. Ставрополь: Ставро-польсервисшкола, 2001. С. 161; Кибальник А.Г.Влияние международного уголовного права на Российское уголовное право: Дис. . докт. юрид. наук. М., 2003. С. 218.

6 См.: Адельханян Р.А. Преступность деяния по международному уголовному праву. М.: МЗ ПРЕСС, 2002. С. 27-28.

7 См.: Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. Изд. 3-е, перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2005. С. 432.

Представляется, что взаимосвязь категорий «средства и методы ведения войны», «законы и обычаи войны» и «военные преступления» можно представить следующим образом. Средства и методы ведения войны относятся непосредственно к ведению военных действий, законы и обычаи войны — более широкая категория, охватывающая не только собственно боевые действия, но и все, что остается за их рамками. Например, обращение с военнопленными — не средство и не метод ведения войны, но оно должно отвечать законам и обычаям ее ведения.

Раскрывая понятие «военные преступления» многие авторы используют именно категорию «законы и обычаи войны», указывая тем самым не только на неправомерность использования тех или иных методов, но и на иные нарушения международных обычаев и норм, не связанных с непосредственным ведением боевых действий.

Поэтому думается, что законодателю следовало бы использовать при конструировании состава преступления именно категорию «законы и обычаи ведения войны», или, как предлагает М.Г. Янаева, «нормы международного права о правилах и обычаях ведения военных действий в вооруженных конфликтах».

Кроме того, Женевские конвенции 1949 г. и Дополнительные протоколы к ним, а также Римский статут международного уголовного суда исходят из понятия «серьезные нарушения» Конвенций и протоколов, следовательно, конкретных актов, а не средств и методов ведения войны.

Международные договоры, регламентирующие законы и обычаи ведения войны:

1. Декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль1.

2. Конвенция для улучшения участи раненых и больных в действующих армиях2.

3. Декларация о запрещении метания снарядов и взрывчатых веществ с воздушных шаров3.

4. IV Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны4.

2 Заключена в г. Женеве 6 июля 1906 г. Конвенция вступила в силу 29 июля 1907 г. Россия подписала Конвенцию 6 июля 1906 г. Конвенция вступила в силу для России 29 июля 1907 г. // Собрание законов и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства СССР.

— Отдел второй. — 1926. — № 38. — Ст. 228.

3 Принята в г. Гааге 18 октября 1907 г. // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».

4 Заключена в г. Гааге 18 октября 1907 г. Конвенция вступила в силу 26 января 1910 г. СССР признал Конвенцию имеющей силу для СССР на основании Ноты МИД СССР от 7 марта 1955 г. // Действующее международное право. Т. 2. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 575—587.

5. V Гаагская конвенция о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны ‘.

6. IX Гаагская конвенция о бомбардировании морскими силами во время войны 2.

7. Правила ведения воздушной войны 3.

8. Протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобныгх газов и бактериологических средств, подписанный в Женеве 17 июня 1925 г.4.

9. Правила действия подводных лодок по отношению к торговым судам в военное время5.

10. Устав Международного военного трибунала для суда и наказания главных военныгх преступников европейских стран оси6.

11. Принципы международного права, признанные Уставом Нюрнбергского Трибунала и нашедшие выражение в решении этого Трибунала 7.

12. Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях (Женевская конвенция № 1)8.

13. Женевская конвенция об улучшении участи раненых, больных и

‘Заключена в г. Гааге 18 октября 1907 г. Конвенция вступила в силу 26 января 1910 г. СССР признал Конвенцию имеющей силу для СССР на основании Ноты МИД СССР от

7 марта 1955 г. // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

3 Приняты в г. Гааге в декабре 1922 г. — феврале 1923 г. Правила не были приняты в качестве обязательных для выполнения // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».

4 Протокол подписан в г. Женеве 17 июня 1925 г. СССР присоединился к Протоколу

2 декабря 1927 г., ратифицировал Постановлением Президиума Центрального Исполнительного Комитета СССР от 7 марта 1928 г. Протокол вступил в силу для СССР 5 апреля 1928 г. // Собрание законов и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства СССР.

— Отдел второй. — 1928. — № 35. — Ст. 145.

5 Правила приняты в г. Лондоне 6 ноября 1936 г. Декларация СССР препровождена Британскому Правительству 16 февраля 1937 г. Получение Декларации подтверждено Нотой статс-секретаря по иностранным делам 26 февраля 1937 г. Декларация вступила в силу для СССР 27 декабря 1936 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. IX. М., 1938. С. 497—498.

6 Принят в г. Лондоне 8 августа 1945 г. Устав вступил в силу 8 августа 1945 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XI. М., 1955. С. 165—172.

7 Приняты в 1950 г. на второй сессии Комиссии международного права ООН // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 2. М.: БЕК, 1996. С. 101—102.

8 Заключена в г. Женеве 12 августа 1949 г. Конвенция вступила в силу 21 октября 1950 г. СССР подписал Конвенцию 12 августа 1949 г., ратифицировал Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 апреля 1954 г. с оговоркой, сделанной при подписании. Конвенция вступила в силу для СССР 10 ноября 1954 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XVI. М., 1957. С. 71—100, 279.

лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море (Женевская конвенция № 2)1.

14. Женевская конвенция об обращении с военнопленными (Женевская конвенция № 3)2.

15. Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны (Женевская конвенция № 4)3.

16. Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв международных вооруженныгх конфликтов (Протокол I)4.

17. Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (Протокол II)5.

18. Конвенция о защите культурный ценностей в случае вооруженного конфликта 6.

19. Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие вместе с Протоколами «О необнаруживаемыгх осколках» (Протокол I), «О запрещении или ограничении применения зажигательного оружия» (Протокол III)7.

20. Протокол о запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек и других устройств с поправками, внесенными 3 мая 1996 г. (Протокол II с поправками, внесенными 3 мая 1996 г.), прилагаемый к Конвен-

1 Заключена в г. Женеве 12 августа 1949 г. Конвенция вступила в силу 21 октября 1950 г. СССР подписал Конвенцию 12 августа 1949 г., ратифицировал Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 апреля 1954 г. с оговоркой, сделанной при подписании. Конвенция вступила в силу для СССР 10 ноября 1954 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XVI. М., 1957. С. 101—124, 279.

2 Там же. С. 125—204, 279—280.

3 Там же. С. 204—278, 280.

4 Подписан в г. Женеве 8 июня 1977 г. Протокол вступил в силу 7 декабря 1978 г. СССР подписал Протокол 12 декабря 1977 г., ратифицировал Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 августа 1989 г. № 330^! с заявлением. Протокол вступил в силу для СССР 29 марта 1990 г. // Сборник международных договоров СССР. Вып. XLVI. М., 1993. С. 134—182.

5 Там же. С. 182—191.

6 Заключена в г. Гааге 14 мая 1954 г. Конвенция вступила в силу 7 августа 1956 г. СССР подписал Конвенцию и Протокол к ней 14 мая 1954 г., ратифицировал Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 декабря 1956 г. Конвенция вступила в силу для СССР

4 апреля 1957 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. — 1957. — № 3. — Ст. 54.

7 Заключена в г. Женеве 10 октября 1980 г. Конвенция вступила в силу 2 декабря 1983 г. СССР подписал Конвенцию 10 апреля 1981 г., ратифицировал Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июня 1982 г. № 7248-К. Конвенция вступила в силу для СССР 2 декабря 1983 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. — 1984. — № 3. — Ст. 50.

ции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие1.

21. Дополнительный протокол к Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие (Протокол IV об ослепляющем лазерном оружии)2.

22. Руководство Сан-Ремо по международному праву, применимому к вооруженным конфликтам на море 3.

23. Мапутская декларация 4.

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

Россия идет по пути гуманизации своей уголовной и уголовно-исполнительной политики, активно участвует в международном сотрудничестве по проблемам обеспечения прав и свобод человека и на этой основе формирует свое внутреннее законодательство. Важнейшим аспектом такого сотрудничества является предупреждение пыток и противодействие им. В этих целях ратифицируется целый ряд международных соглашений в сфере уголовной юстиции, касающихся проблем противодействия пыткам, имплементируются положения этих документов в российское право путем установления норм, запрещающих пытки и действия, равносильные пыткам.

Нашей страной ратифицирован целый ряд международно-правовых актов в целях борьбы против использования пыток и жестокого обращения с человеком 5.

1 Подписан в г. Женеве 3 мая 1996 г. Протокол вступил в силу 3 декабря 1998 г. Россия ратифицировала Протокол Федеральным законом от 7 декабря 2004 г. № 158-ФЗ. Протокол вступил в силу для России 2 сентября 2005 г. // СЗ РФ. — 2005. — № 44. — Ст. 4472.

Это интересно:  Ст 21 УК РФ: невменяемость

2 Подписан в г. Вене 13 октября 1995 г. Протокол вступил в силу 30 июля 1998 г. Россия подписала Протокол 13 октября 1995 г., ратифицировала Федеральным законом от 8 июля 1999 г. № 153-ФЗ. Протокол вступил в силу для России 9 марта 2000 г. // СЗ РФ. — 2005.

3 Принято в г. Сан-Ремо 12 июня 1994 г. // Справочно-правовая система «Консуль-тантПлюс».

4 Принята в г. Мапуту 7 мая 1999 г. // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».

5 См.: Московский журнал международного права. 1999. № 4.

Применение запрещенных средств и методов ведения войны.

Рассматриваемое преступление (ст. 356 УК РФ) грубо нару­шает регламентированный международным правом порядок ве­дения войны. Он-то и является непосредственным объектом анализируемого преступления. Поскольку применение запре­щенных средств и методов ведения войны неизбежно посягает и на безопасность военнопленных и гражданского населения во время ведения войны или военных конфликтов, указанные со­циальные ценности выступают в роли дополнительного объекта. Если же осуществляется разграбление национального имущест­ва на оккупированной территории, то в данном случае дополни­тельным объектом выступает национальное достояние покорен­ного народа.

При применении во время ведения войны или военного конфликта запрещенных средств и методов ставится под угрозу безопасность неопределенного круга лиц, независимо от их от­ношения к выполнению воинской повинности в период воен­ных действий. В связи с этим потерпевшими от этого преступ­ления могут быть как военнопленные, так и представители гра­жданского населения.

Военнопленными в международном праве признаются лица, принадлежащие к вооруженным силам воюющей стороны, оказавшиеся во власти противника. Ими могут быть прежде всего комбатанты (сражающиеся), т. е. лица, входящие в со­став вооруженных сил воюющей стороны; партизаны; участни­ки военных ополчений; отрядов добровольцев; участники орга­низованных движений сопротивления; население, стихийно взявшееся за оружие при приближении неприятеля, и участни­ки гражданских и национально-освободительных войн, если они имеют командира, открыто носят оружие и соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны. Военнопленными признаются и некомбатанты (несражающиеся), к числу кото­рых относятся военные журналисты, интендантский и прочий обслуживающий персонал, военно-юридический и медицин­ский персонал, рабочие команды и т. п., использующие имею­щееся у них оружие для самообороны и охраны вверенного им имущества, а также раненых, больных и т. д. Некомбатанты находятся под защитой законов и обычаев войны, если они имеют удостоверения, выданные соответствующими военными органами.

Гражданское население, о котором речь идет в ст. 356 УК РФ, — это мирные жители воюющей стороны, не принимав­шие участия в военных действиях и оказавшиеся во власти про­тивника на оккупированной им территории.

Предметом этого преступления, совершаемого на оккупиро­ванной территории, выступают национальное имущество, объ­екты гражданского назначения (дома, сооружения, дамбы, пло­тины, тепло- и электростанции и т. д.), движимое и недвижимое имущество, являющееся индивидуальной или коллективной собственностью и др.

Национальное имущество представляет собой совокупность материальных носителей духовных ценностей, составляющих содержание национального культурного достояния какого-либо народа. Международная конвенция о защите культурных цен­ностей 1954 г. в случае вооруженного конфликта к таковым от­носит: памятники архитектуры, искусства или истории, произ­ведения искусства, рукописи, научные коллекции книг и ар­хивных материалов, музеи, крупные библиотеки и т. д.

Объективная сторона анализируемого преступления характе­ризуется следующими действиями:

— жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением;

— депортация гражданского населения;

— разграбление национального имущества на оккупирован­ной территории;

— применение в вооруженном конфликте средств и мето­дов, запрещенных международным договором Российской Фе­дерации.

Жестокое обращение (способ совершения преступления) с военнопленными или гражданским населением выражается в совершении против указанных лиц действий, сопровождаю­щихся насилием или унижением их чести и достоинства.

Режим военного плена определяется Женевской конвенцией об обращении с военнопленными 1949 г. В соответствии с ней к военнопленным нельзя применять акты насилия, запугивания и оскорбления. Они имеют право на уважение к их личности и чести. Любые незаконные действия со стороны держащего в плену государства, приводящие к смерти военнопленного или представляющие опасность для его здоровья, расцениваются как серьезное деяние. Запрещается дискриминация военно­пленных по признаку расы, цвета кожи, религии, социального происхождения, политических убеждений, национальности. Эти положения относятся и к участникам вооруженных кон­фликтов немеждународного характера. К грубейшему нару­шению режима военного плена относится и содержание воен­нопленных во власти отдельных лиц или воинских частей, взявших их в плен, а не правительства неприятельского госу­дарства.

Согласно общепризнанному международному принципу гражданское население, не участвующее в войне, пользуется неприкосновенностью. Гражданские лица должны при всех обстоятельствах пользоваться гуманным обращением без ка­кой-либо дискриминации по причинам расы, цвета кожи, ре­лигии или веры, пола, происхождения или имущественного положения или любых других аналогичных критериев. В связи с этим в отношении гражданского населения оккупированной территории запрещаются: насилие над жизнью, здоровьем, физическим или психическим состоянием, в частности убий­ство; пытки всех видов; телесные наказания; увечья; надруга­тельства над человеческим достоинством, в частности унизи­тельное или оскорбительное обращение; принуждение к про­ституции или непристойное посягательство в любой его форме; взятие заложников; коллективные наказания; угрозы совершить указанные действия. В соответствии с международ­ным правом гражданские лица на оккупированных территори­ях при любых обстоятельствах имеют право на уважение к их личности, чести, семейным правам, религиозным убеждением и обрядам, привычкам и обычаям. Они должны охраняться от актов насилия или запугивания. Гражданское население, а также отдельные гражданские лица не должны являться объ­ектом нападений. Не допускаются также нападения неизбира­тельного характера, т. е. способные поразить как военные, так и гражданские объекты (гражданских лиц). Оккупирующее го­сударство не может принуждать покоренных гражданских лиц служить в его вооруженных или вспомогательных силах. Окку­панты могут направить гражданских лиц на принудительные работы, необходимые для нужд оккупационной армии либо связанные с обслуживанием, обеспечением населения занятой местности. Вместе с тем запрещается создание концентраци­онных лагерей для содержания гражданских лиц и введение там режима каторжного труда, где вынуждают их выполнять различные тяжелые работы под угрозой пыток, расстрелов и голодной смерти.

Депортация гражданского населения заключается в изгна­нии, насильственном вывозе оккупационными властями мир­ных жителей с занимаемой ими территории в другие районы, малопригодные для нормального человеческого проживания.

Оккупация территории (место совершения преступления) означает временный насильственный захват в ходе войны во­оруженными силами одного государства территории другого го­сударства и принятие на себя управления этими территориями без приобретения суверенных на них прав.

Под разграблением национального имущества понимается за­хват его любыми способами и обращение в свою собственность оккупирующей страной или собственность иных заинтересо­ванных сторон, сопровождающиеся вывозом этого имущества с оккупированной территории. Международная конвенция о за­щите культурных ценностей 1954 г. в случае вооруженного кон­фликта, в частности, предписывает воюющим сторонам воздер­живаться от какого-либо враждебного акта, направленного против культурных ценностей. Запрещаются любые акты ван­дализма в их отношении, реквизиция культурных ценностей, расположенных на территории другой страны.

К запрещенным международным договором России средст­вам ведения войны относятся такие, которые способны причи­нить излишние страдания человеку или характеризуются целе­направленным причинением обширного, долговременного и серьезного ущерба природной среде. В этой связи следует заме­тить, что совершенствование военного производства и опыт во­енных действий диктовал международной общественности со­вершенствовать правовой механизм защиты или ограничение применения в военных целях отдельных видов оружия. Важны­ми мерами в этом направлении можно назвать следующие: от­мена употребления взрывчатых и зажигательных пуль (1868 г.); запрещение снарядов, распространяющих удушающие или вре­доносные газы, а также легко разворачивающихся или сплю­щивающихся пуль (1899 г.); запрещение применения в войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериоло­гических средств (1925 г.).

Одним из общих начал международного права является не­допустимость применения оружия массового поражения. В на­стоящее время осуществлен правовой запрет бактериологиче­ского (биологического) оружия и токсинного оружия, что озна­чает и запрещение использования биологических агентов и токсинов в вооруженных конфликтах (1972 г.), и химического оружия (1993 г.). Относительно запрещения ядерного оружия пока конвенции не принято, однако имеется ряд резолюций и деклараций Генеральной Ассамблеи ООН, выражающих волю большинства государств о запрещении применения ядерного оружия как оружия массового поражения.

Применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором, действующим для России, влечет квалификацию по ч. 2 ст. 356 УК РФ. Согласно Международной конвенции 1981 г. (имеющей три дополнительных протокола) относительно отдельных видов «обычного» оружия, наносящих чрезмерные повреждения или имеющих неизбиратальный ха­рактер, запрещению или ограничению подверглись следующие его разновидности: любое оружие, основное действие которого заключается в нанесении повреждений осколками, которые не обнаруживаются в человеческом теле с помощью рентгеновских лучей (так называемые «необнаруживаемые осколки»); мины, не являющиеся дистанционно устанавливаемыми минами, ми­ны-ловушки и некоторые другие устройства; зажигатальное оружие, т. е. такое оружие или боеприпасы, которые в первую очередь предназначены для поджога объектов или причинения людям ожогов посредством действия пламени и тепла, возни­кающих в результате химической реакции вещества, доставлен­ного к цели. В связи с этим, например, запрещается подвергать гражданское население или гражданские объекты нападению с применением зажигательного оружия.

Запрещенными международным договором России методами ведения войны международное право признает разрушение гра­жданских объектов и объектов, необходимых для выживания гражданского населения, к которым в первую очередь относят­ся: незащищенные города, селения, жилища или строения, госпитали, больницы, средства транспорта, используемые гра­жданским населением, запасы продуктов питания, районы производства продуктов питания, источники воды и т. д. Осо­бо регулируется зашита «установок, и сооружений, содержа­щих опасные силы», к которым отнесены плотины, дамбы и атомные электростанции. Указанные объекты не должны под­вергаться нападению даже в тех случаях, когда они являются военными объектами, если такое нападение может вызвать вы­свобождение опасных сил и последующие тяжелые потери сре­ди гражданского населения. Дополнительный протокол I 1977 г. к Женевской конвенции о защите жертв войны 1949 г. запрещает отдавать воюющим приказ «не оставлять никого в живых, угрожая этим противнику, или вести военные действия на такой основе», запрещается незаконно использовать отли­чительную эмблему Красного креста, ООН, а также флаги, эмблемы, форменную одежду нейтральных стран или госу­дарств, не находящихся в конфликте. Согласно Конвенции о запрещении военного или любого враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г. запрещается применение в вооруженных конфликтах и использование лю­бых средств, способных вызвать землетрясения, цунами, нару­шение экологического баланса какого-либо района, изменения в элементах погоды, климата, в состоянии озонного слоя и ио­носферы.

Запрещение средств и методов ведения войны в равной сте­пени касается и международных вооруженных конфликтов, и вооруженных конфликтов внутри одного государства, т. е. внут­ренних вооруженных конфликтов.

Под вооруженным конфликтом следует понимать столкнове­ние между вооруженными силами различных конфликтующих между собой государств или административно-территориаль­ных образований одного государства, ограниченное локальной территорией военных действий («горячая точка») и относитель­но небольшой протяженностью во времени.

Преступление, предусмотренное ст. 356 УК РФ, признается оконченным с момента совершения любого из указанных в зако­не действий.

Субъективная сторона этого преступления характеризуется умышленной формой вины в виде прямого умысла, так как ви­новный сознает, что применяет запрещенные средства и мето­ды ведения войны, и, несмотря на это, желает совершать ука­занные в анализируемой статье действия.

Субъектом указанного преступления является вменяемое на момент совершения преступления лицо, достигшее к этому времени 16-летнего возраста. По законодательной логике, уго­ловной ответственности подлежат прежде всего лица, в чью компетенцию входит дача приказа или распоряжения на при­менение запрещенных средств и методов ведения войны. Одна­ко закон не исключает привлечения к уголовной ответственно­сти и иных лиц.

Статья написана по материалам сайтов: helpiks.org, studopedia.ru, cyberleninka.ru, textbook.news.

»


Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector