+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Ответственность за злоупотребление полномочиями

Содержание

Злоупотребление полномочиями. Ст. 201 УК РФ

  • Директор вашей компании умышленно совершил невыгодную сделку?
  • Вас обвиняют в том, что вы причинили ущерб родной фирме?
  • Руководитель компании переводит клиентов, сотрудников и финансовые потоки на свой бизнес?

Злоупотребление полномочиями. Кто виноват?

Уголовная ответственность за злоупотребление полномочиями может возникнуть только у лица, выполняющего управленческие функции в какой-либо организации, не являющейся госорганом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением.

К таким лицам могут относиться единоличный исполнительный орган (генеральный директор, директор, президент), член совета директоров, член правления или другого коллегиального исполнительного органа, а также гражданин, который выполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в таких организациях (директора подразделений, филиалов, коммерческий директор, технический директор, заместители директоров и т.п.).

что говорит закон о злоупотреблении полномочиями?

Использование лицом, указанным в предыдущем параграфе, своих полномочий вопреки интересам (обязательно законным интересам) этой организации в целях получения выгоды для себя и иных лиц или причинения вреда иным лицам, если эти действия или бездействия привили к причинению существенного вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства наказывается:

  • от штрафа до лишения свободы на максимальный срок до 4 лет;
  • если злоупотребление повлекло тяжкие последствия, то максимальный срок лишения свободы может составлять десять лет.

Основной объект этого преступления — нормальная деятельность коммерческих или иных организаций, и их законные интересы.

Дополнительным объектом преступления выступают права и законные интересы граждан, организаций, общества или государства.

Характерные примеры злоупотребления полномочиями.

1. Одним из характерных примеров злоупотребления полномочиями является ситуация, когда генеральный директор общества создаёт организацию (часто со схожим наименованием) со своим участием, на которую переводит часть или все заказы и клиентов с фирмы, в которой он являлся или продолжает оставаться генеральным директором. При этом недобросовестный генеральный директор зачастую на этом не останавливается: расторгаются договоры аренды офисов и торговых площадей и заключаются новые с подконтрольной ему организацией, сотрудники переводятся на работу в новую фирму. Старая организация фактически прекращает деятельность или в лучшем случае теряет часть бизнеса.

В данном случае потерпевшим может выступать как сама организация, ставшая объектом преступных действий, так и участники организации. При этом согласно сложившейся судебной практике заявителем по таким делам может выступать новый генеральный директор, член совета директоров или участник общества.

3. Третьим характерным примером злоупотребления полномочиями является ситуация, когда генеральный директор или руководитель подразделения подписывает от имени организации акт выполненных работ с контрагентом, тем самым принимая работы и создавая основание для получения контрагентом платежа. При этом преступник знает, что работы не выполнялись или выполнялись некачественно и приняты быть не должны. (См. Кассационное определение по делу №4994 Ростовского областного суда.)

Отграничение злоупотребления полномочиями от хищения.

Злоупотребление полномочиями (ст.201 УК РФ) следует отличать от хищения: Мошенничества (ст. 159 УК РФ), Мошенничества в сфере предпринимательской деятельности (ст. 159.4 УК РФ), Присвоения или растраты (ст.160 УК РФ).

Как при злоупотреблении полномочиями так и при хищении организация может лишиться принадлежащего ей имущества, в связи с чем на практике часто возникают проблемы квалификации и разграничения этих составов.

  • Основным признаком, отграничивающим злоупотребление полномочиями от различных видов хищения является умысел. В случае злоупотребления полномочиями умысел направлен на использование полномочий вопреки интересами организации для своей выгоды или выгоды других лиц. При хищении же умысел направлен на похищение имущества и получение его в свое распоряжение или передача его в распоряжение других лиц. Примером из судебной практики является Надзорное определение ВС РФ от 06.03.2002г. по делу № 5-Д01-365.
  • Другим признаком, отграничивающим злоупотребление полномочиями от хищения с использованием служебного положения является характер изъятия имущества: при злоупотреблении полномочии имущество либо не изымается, либо изымается, но временно и/или возмездно. (Постановление Пленума ВС РФ №19 от 16.10 2009).

Злоупотребление полномочиями. Что делать?

Защита Ваших прав и интересов зависит от Вашего уголовно-процессуального статуса: потерпевший или обвиняемый.

1. ЕСЛИ ВЫ ПОТЕРПЕВШИЙ.

  • смена генерального директора или временное отстранение от исполнения обязанностей других лиц, заподозренных в совершении преступления;
  • назначение служебного расследование и проведение ревизии;
  • сбор доказательств;
  • подготовка и подача заявления о возбуждении уголовного дела;
  • представление интересов потерпевшего в на стадии доследственной проверки, предварительного расследования и в суде;
  • подача гражданского иска в уголовном процессе.

2. ЕСЛИ ВЫ ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ/ОБВИНЯЕМЫЙ.

  • изучение материалов и доказательств;
  • сбор доказательств, адвокатский опрос свидетелей, направление адвокатских запросов;
  • отработка правовой позиции и линии защиты;
  • защита на на стадии доследственной проверки и предварительного расследования (подготовка к опросам и допросам и участие в опросах, допросах и иных следственных действиях, подача ходатайств и жалоб);
  • защита в суде.

Уголовная ответственность за злоупотребление должностными полномочиями

В соответствии со ст. 285 УК РФ применение должностным лицом своих служебных полномочий с корыстным мотивом или иной заинтересованностью, в результате которого произошло нарушение прав и интересов других людей и организаций, охраняемых государственных интересов, понимается как злоупотребление должностными полномочиями.

Субъектная и объектная сторона

Должностные полномочия представляют собой права и ответственность, которые присвоены гражданину по причине занимаемой им должности.

В роли субъекта выступает гражданин, занимающий определенную должность в учреждениях самоуправления, госорганах, муниципальных ведомствах, воинских подразделениях и вооруженных силах РФ. В некоторых ситуациях к госслужащим, не входящим в категорию должностных лиц, также применяются нормы ст. 285 УК РФ.

Объектом преступного деяния выступают:

  • государственные и местные органы власти;
  • муниципальные учреждения;
  • воинские подразделения.

Объектами не могут выступать товарищества, кооперативы, организации и фирмы, которые не относятся к федеральной и муниципальной форме собственности.

Состав преступления

В состав объективной стороны злоупотребления входят:

  • преступное деяние в форме применения должностных полномочий наперекор интересам службы;
  • социально опасные результаты в форме значительного несоблюдения прописанных в законодательных актам прав и интересов;
  • причинно-следственная связь между применением должностного статуса и повлеченными последствиями.

Состав преступления состоит в применении полномочий не по назначению, а значимым аргументом в привлечении человека к уголовной ответственности по ст. 285 УК РФ является корыстный мотив или желание достичь персональной выгоды. То есть гражданин на значимой должности, желая нелегально присвоить собственность, материальные ценности, финансы или иную материальную выгоду, а также получить повышенную должность, увеличить сферу влияния, и осознавая противоправность своих действий и нарушение закона, продолжает осуществлять незаконную деятельность.

Под применением человеком должностных полномочий понимается выполнение противоправных действий, нарушающих закон и интересы иных граждан, или же невыполнение действий, которые лицо должно было выполнить по причине своих должностных обязанностей.

В документе или заключении о вынесении обвинения должностному лицу должна быть указана ссылка на нормативные акты, на базе которых такому лицу присвоены определенные должностные права и обязательства, а также перечень обязанностей и прав, при злоупотреблении которыми наперекор служебным интересам он будет обвинен в соответствии с соответствующей статьей УК РФ.

Если принятые должностным лицом меры, которые повлекли несоблюдение своих служебных полномочий, были осуществлены для предотвращения более опасных последствий и более значительных, чем нанесенный ущерб по факту, если это недопустимо было осуществить иными способами, тогда такие действия не расцениваются как преступные и имеющие злой умысел.

Категории злоупотребления должностными полномочиями

Рассмотрим, в каких формах может проявляться злоупотребление служебным положением:

  • несоблюдение финансовой дисциплины;
  • применение целевых финансов не по указанному назначению;
  • обманные действия против контролирующих и ревизионных учреждений и ведомств;
  • реализация ценностей по ценам, значительно ниже, чем их реальная стоимость;
  • передача помещений, транспорта, техники в по арендному соглашению по заниженной стоимости;
  • оформление соглашений на заблаговременно известных невыгодных условиях;
  • укрытие похищений ценностей и недостач;
  • передача имущества в аренду гражданам и организациям без законных оснований;
  • получение выгоды без изъятия и приобретения в свою пользу чужой собственности;
  • эксплуатация транспорта, оборудования, помещений в персональных целях без внесения оплаты за пользование.

К категории злоупотребления служебным положением не относятся действия должностного лица, которые никоим образом не относятся к его должностным обязанностям и сфере влияния. Согласно трактовке ст. 285 УК РФ, влияние должностного лица своим авторитетом является незаконным или аморальным поведением, за которое не предусмотрена уголовная ответственность.

Преступный акт считается завершенным и состоявшимся, когда действия гражданина на занимаемой должности, выполненные наперекор служебным интересам, спровоцировали существенное нарушение законных интересов иных людей или организаций, или иных государственных и общественных интересов.

Ущерб от незаконных действий должностного лица может проявляться в ухудшении репутации соответствующего органа, нанесении материального или иного вреда. Под нанесенный вред также подпадает умышленное формирование сбоев и неполадок, которые препятствуют нормальному функционированию органа, укрытие совершенных преступлений, несоблюдение общественного порядка, к чему привели принятые меры должностным лицом.

Ответственность за злоупотребление полномочиями

  • арест длительностью до полугода;
  • штрафные санкции в сумме 100-200 минимальных оплат труда;
  • штраф в сумме заработка или иной прибыли осужденного гражданина за 1-2 месяца;
  • ограничение в праве занимать некоторые должности и заниматься конкретными видами деятельности – до 5 лет;
  • тюремный срок до 4 лет.

Лицо, работающее на государственной должности в РФ или субъекта РФ, или занимающее пост главы местного органа самоуправления, за злоупотребление своим должностным статусом может понести следующие виды наказания:

  • тюремный срок до 7 лет (вспомогательной ограничительной мерой может быть ограничение в праве пребывать на конкретной должности или выполнять определенные виды деятельности продолжительностью до 3 лет;
  • штрафные санкции в сумме 500-800 минимальных размеров заработка (иным наказанием на усмотрение суда может быть штраф в размере дохода или заработка осужденного гражданина за срок до 8 месяцев.
Это интересно:  Ответственность за выращивание, употребление и хранение «травки»

Злоупотребление служебным статусом, в результате которого возникли тяжкие последствия, наказывается тюремным сроком до 10 лет. В обязательном порядке с данным наказанием применяется такая мера, как недопущение к ведению определенного вида деятельности и занимать конкретные должностные посты на протяжении периода до 3 лет.

К категории тяжких последствий данного преступного акта причисляется материальный вред, исчисляемый в финансовом выражении и присутствующий в крупном объеме, а также иной вред, рассматриваемый судом как существенный.

Должностное лицо, которое допустило злостное несоблюдение своих служебных обязанностей, однако при этом действовало в целях выполнения принудительного распоряжения и обоснованного риска, не подлежит уголовной ответственности.

При отсутствии у должностного лица корыстного мотива или личной заинтересованности в выгоде данное преступление переквалифицируется в дисциплинарный проступок. Причем обязательным условием для этого становится незначительное несоблюдение интересов и прав людей и организаций, государственных интересов, которые охраняются по закону.

Отметим, что следует разграничивать понятия злоупотребления и превышения должностных полномочий. В первой ситуации человек на определенной должности наперекор служебным интересам эксплуатирует предоставленные ему права и полномочия. При второй ситуации он совершает поступки, которые явно выходят за границы его служебной сферы ответственности и полномочий. Поэтому необходимо четко разделять данные понятия, которые квалифицируются по статьям 285 и 286 УК РФ соответственно.

На видео об ответственности

Итак, мы разобрались, что собой представляет злоупотребление служебным статусом, каковы основания для предъявления обвинения, каковы объекты и субъекты преступления. Также теперь вы знаете, какая ответственность предусмотрена за такое преступное деяние.

Ответственность за злоупотребление должностными полномочиями

Злоупотребление должностными полномочиями — преступное деяние, ответственность за которое предусмотрена ст. 285 УК РФ. Частные случаи злоупотреблений регулируются положениями гл. 30 УК РФ, а также нормами о преступлениях в иных сферах (например, ст. 169, 170, 299). Кроме того, злоупотребление может играть роль квалифицирующего признака в некоторых составах преступлений (ч. 2 ст. 128, ч. 2 ст. 137 и т. д.).

Специфика субъекта злоупотребления должностными полномочиями

Как исполнитель по ст. 285 УК РФ может выступать лишь специальный субъект — должностное лицо. Этот субъект должен отвечать следующим критериям:

  1. Временной промежуток между осуществлением функций: временно, на постоянной основе, с особыми полномочиями.
  2. Характер действий: организационно-распорядительные, административно-хозяйственные либо действует как представитель власти.
  3. Деятельность реализуется в госорганах, органах местного самоуправления, учреждениях, госкорпорациях и иных нормативно закрепленных местах.

Содержание функций должностного лица детально раскрывается в постановлении пленума ВС РФ от 16.10.2009 № 19.

Представителем власти признается субъект, обладающий властными, распорядительными полномочиями в отношении тех, кто не находится в его служебном подчинении.

Административно-хозяйственная деятельность предполагает распоряжение имуществом и финансами организаций либо учреждений, осуществление контроля за их движением.

Функции организационно-распорядительного характера предполагают принятие субъектом юридически значимых решений, порождающих, изменяющих либо прекращающих правоотношения.

Если работник в силу своих профессиональных обязанностей должностным лицом не является, он, однако, может быть привлечен к ответственности за злоупотребление полномочиями, если наряду с основной деятельностью на него были возложены функции, раскрытые выше. Например, врач, злоупотребляющий полномочиями по выдаче листков нетрудоспособности, обладает организационно-распорядительными функциями, и его действия влекут за собой правовой результат.

Объективная сторона злоупотребления должностными полномочиями

Ст. 285 УК РФ раскрывает злоупотребление должностными полномочиями как использование их:

  • вопреки служебным интересам, то есть в отсутствие на то служебной необходимости, потребностей аппарата управления;
  • при наличии корыстного мотива (стремление к материальной выгоде) либо другого интереса личного характера (неимущественного, к примеру, карьерный рост, уход от ответственности).

ВАЖНО: при предъявлении обвинения требуется указать конкретный мотив.

В результате такого использования интересы, а также права граждан, организаций, государства или общества были нарушены, при этом нарушение существенное (оценочно, критериев установления закон не называет, суд решает вопрос по итогам рассмотрения обстоятельств).

Итак, злоупотребление должностными полномочиями всегда предполагает посягательство на 2 объекта:

  • надлежащее функционирование аппарата управления;
  • права и интересы перечисленных выше субъектов.

Соответственно, объективная сторона злоупотребления должностными полномочиями содержит 3 составляющих:

  1. Непосредственно ненадлежащее использование полномочий, что может иметь как форму действия, так и бездействия, когда должностное лицо умышленно не совершает действий, которые оно в силу занимаемого положения обязано производить;
  2. Последствия в виде существенно нарушенных прав и интересов перечисленных выше субъектов;
  3. Доказанная причинно-следственная связь между пунктами 1 и 2.

Особенности квалификации по ст. 285 УК РФ

Поскольку в ст. 285 УК РФ говорится именно о злоупотреблении субъектом полномочиями, а не положением в целом, как в иных нормах кодекса, для правильной квалификации следует первым делом точно определить компетенцию лица, которая может быть закреплена в уставах и нормативных актах.

Таким образом, о злоупотреблении должностными полномочиями можно говорить, лишь когда лицо использовало полномочия, которыми оно было наделено, в противоречие с интересами службы. Поэтому если субъект добивался указанных целей, например, путем использования служебных связей, своего профессионального авторитета, данного состава не будет.

На практике могут возникнуть сложности при попытке разграничения злоупотребления должностными полномочиями, если оно совершено из корыстных мотивов и повлекло ущерб именно материального характера, и мошенничества с использованием служебного положения, а также присвоения и растрат, осуществленных аналогичным образом.

В таком случае при наличии всех признаков хищения (прим. 1 к ст. 158) действия будут квалифицироваться по соответствующим частям ст. 159 и 160, без дополнительного вменения ст. 285. Имеет место злоупотребление должностными полномочиями, если изъятие или обращение имущества носило временный/возмездный характер, к примеру, незаконно было приобретено в кредит, либо если владельцу имущества не был причинен реальный ущерб, однако имела место упущенная выгода, например, в результате использования имущества не по назначению.

Квалифицированные виды злоупотребления должностными полномочиями

Ч. 2 ст. 285 содержит дополнительный признак — специфическую характеристику субъекта деяния. Наказание ужесточается, если злоупотребление должностными полномочиями было реализовано лицом, занимающим госдолжность РФ или субъекта РФ, а также главы органа на уровне местного самоуправления.

Подробно указанные понятия раскрыты в примечаниях 2, 3 к ст. 285. Соответствующие должности предусматриваются Конституцией, ФКЗ, ФЗ (на уровне РФ) и конституциями (уставами) субъектов с целью непосредственного функционирования госорганов. Перечень лиц, занимающих указанные должности, можно найти в Указе Президента от 11.01.1995 № 32, а субъекты самостоятельно принимают аналогичные нормативные акты. На местном уровне субъектом ответственности может стать только глава муниципального образования, на что указал Верховный суд в постановлении пленума от 16.10.2009 № 19.

Злоупотребление должностными полномочиями имеет другой квалификационный состав — правонарушение с наступлением тяжких последствий. Лицо может нести ответственность по данной норме, только если доказаны все иные признаки основного состава преступления в его действиях, включая существенное нарушение прав и интересов, мотивы совершения. Тяжкие последствия — также понятие оценочное. В п. 21 упомянутого постановления пленума в качестве примеров таковых приведены длительная остановка производственного процесса, крупная авария, причинение смерти по неосторожности и т. д.

Злоупотребление должностными полномочиями — состав, который может быть вменен лицу лишь при условии тщательного установления всех входящих в него элементов. Сложность его применения заключается в наличии оценочных категорий (существенность, тяжесть последствий), определение которых зависит от усмотрения судебного органа.

Ответственность за злоупотребление должностными полномочиями

Лица, наделенные органами государственной или муниципальной власти определенными должностными полномочиями, должны соблюдать установленный устав или регламент выполнения ими своих должностных обязанностей. При его нарушении речь идет о превышении или злоупотреблении должностных полномочий.

Злоупотребление должностными полномочиями: понятие

Для защиты интересов государственной службы, а также прав и законных интересов граждан в уголовное законодательство введена ответственность за злоупотребление должностными полномочиями.

Если вы хотите узнать, как решить именно вашу проблему — обращайтесь через форму онлайн консультанта (все регионы) или звоните по телефонам.

Под ним понимается использование лицом своих полномочий вопреки интересам службы, совершенное из корыстных или личных интересов и которое повлекло нарушение прав и интересов граждан или общества.

Субъектом данного правонарушения является должностное лицо из числа государственных и муниципальных служащих, сотрудники правоохранительных органов всех уровней (сотрудники полиции, Следственного комитета, прокуратуры и пр.). Также ответственность предусмотрена для лиц из числа руководителей коммерческой организации.

Злоупотребление имеет три отличительные черты:

  • лицо использует свои служебные полномочия вопреки интересам госслужбы и наносит вред структуре, в которой он служит;
  • результатом является серьезное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, общества и государства в целом;
  • между совершенным деянием и последствием имеется причинная связь.

Злоупотребление должностными полномочиями может проявляться в виде конкретных действий или бездействия. Например, сокрытие преступления, использование государственного имущества в личных целях, нарушение финансовой дисциплины и пр.

В ходе рассмотрения дела судья должен установить:

  • каким образом было нарушено конкретное право или интерес;
  • насколько существенным было это нарушение;
  • количество потерпевших;
  • размер имущественного, морального или фактического вреда;
  • привели ли действия должностного лица к перерыву или остановке работы учреждений;
  • были ли нарушены конституционные права.

Мотивировать совершение преступления могут корыстные мотивы лица (желание получить материальную выгоду или избежать расходов: например, переоформление в свою собственность служебной квартиры без должных оснований и пр.) или иная личная заинтересованность (например, месть, тщеславие, дружеские мотивы, зависть и пр.).

Отличие злоупотребления должностными полномочиями от превышения

Граждане, которые пострадали от работы должностных лиц, обычно не видят особой разницы между превышением и злоупотреблением полномочиями. Вместе с тем, эти два правонарушения отличаются друг от друга.

Приведем несколько примеров злоупотребления должностными полномочиями, которые позволят выявить их важные отличительные черты.

Пример №1. Начальник тюрьмы использовал труд заключенных для строительства собственного дома. Он по роду службы имел право организовывать работу заключенных, но не вправе делать это в личных корыстных целях (чтобы сэкономить на стоимости строительства).

Это интересно:  Судимость при приеме на работу: ограничения в 2019 году

Пример №2. Уполномоченный сотрудник ГИБДД выдал своему знакомому права за 15 тыс.р., хотя тот не сдал экзамен. Он злоупотребил своим полномочиями и действовал с материальными мотивами.

Разница между злоупотреблением и превышением должностными полномочиями состоит в следующем.

Злоупотребление должностными полномочиями и халатность

Злоупотребление следует отличать и от такого понятия, как халатность. Халатность – это недобросовестное или небрежное исполнение возложенных обязанностей. Т.е. если при злоупотреблении речь идет о полномочиях, то при халатности — об обязанностях.

Главная отличительная черта халатности в том, что это преступление совершается по неосторожности. Т.е. лицо, хотя и наносит вред другому гражданину или обществу, но делает это неосознанно и не имея на то личной заинтересованности. Тогда как при злоупотреблении должностным лицом всегда движет определенный личный мотив, т.е. преступление совершается умышленно.

Правовое регулирование

В качестве отягчающих факторов злоупотребления должностными полномочиями могут выступать:

  • совершение правонарушения лицом на государственной должности или главой местного самоуправления (ч. 2 ст. 285 УК);
  • совершение деяния, имеющего тяжкие последствия: например, крупные аварии, остановку транспорта, смерть, тяжкий вред здоровью и пр. (ч. 3 ст. 285 УК).

Ответственность за злоупотребление должностными полномочиями

Ответственность по ч.1 ст.285 УК РФ предполагает следующие меры наказания за превышение должностными полномочиями:

  • штраф в размере до 80 тыс.р. или в размере зарплаты или иного дохода за период до 6 мес.;
  • лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет;
  • принудительные работы на срок до 4 лет;
  • арест на срок 4-6 месяцев;
  • лишение свободы до 4 лет.

Если это деяние было совершено лицом, занимающим госдолжность или главой органа местного самоуправления, то ответственность наступает по 2 части соответствующей статьи, и она является более суровой:

  • штраф в размере 100-300 тыс.р. или в размере зарплаты или иного дохода за период до 1-2 лет;
  • принудительные работы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет или без него;
  • лишение свободы до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без него.

Деяния, имеющие тяжкие последствия, по части 3 ст.285 УК РФ могут грозить нарушителю лишением свободы на срок до 10 лет.

Заявление о злоупотреблении должностными полномочиями

В случае совершения должностным лицом преступления в виде злоупотребления должностными полномочиями (например, в виде домогательства) необходимо подать заявление на него в компетентные органы власти. Это может быть прокуратура, Следственный комитет, ФСБ и пр.

Заявление может быть подано лично, либо направлено по почте. В нем необходимо указать:

  • наименование инстанции, в которую оно подается с адресом и индексом;
  • должностное лицо, которому оно направляется;
  • ФИО заявителя;
  • адрес регистрации заявителя, его контактный телефон и электронная почта;
  • наименование документа «Заявление о преступлении»;
  • в тексте должна содержаться просьба о возбуждении уголовного дела по факту злоупотребления полномочиями со ссылкой на 285 ст.УК РФ;
  • обстоятельства преступления: в чем выразилось злоупотребление, какие права истца нарушены, дата совершения деяния, доказательства.

Завершать текст заявления должна фраза следующего содержания: «Об ответственности за заведомо ложный донос по ст.306 УК РФ мне известно», далее ставится дата и подпись.

Заявление должно быть рассмотрено в течение 10 дней, и по нему выносится решение о возбуждении уголовного дела или об отказе. Неправомерный отказ можно обжаловать.

Ответственность за злоупотребление должностными полномочиями

Такое преступление, как злоупотребление должностными полномочиями, является деянием, представляющим свою специфику и опасность для общественности. Лица, нарушающие свои должностные полномочия, своими действиями формируют у народа негативное впечатление об органах власти. В статье уголовного права 285-й указывается тип нарушения закона и меры ответственности, которые предусматриваются в качестве наказания для виновника. Изучение структуры статьи, её особенностей и комментариев в качестве дополнительной информации позволяет хорошо понимать тему в том или ином конкретном случае.

Что говорится в статье 285 Уголовного Кодекса РФ

В российском законодательстве злоупотребление должностными полномочиями – это действия должностного лица, осуществляемые в разном формате, за которые грозит административная и уголовная ответственность. При этом неважно, является ли материально ответственным сотрудник предприятия, учреждения, организации, или нет. Наказан будет любой подчиненный, чиновник, ослушавшийся закона. После обнаружения нарушений, ненадлежащих поступков такого человека, котирующихся по нормам уголовной ответственности, его осуждают по статье 285 УК РФ (Уголовного Кодекса Российской Федерации).

Всего могут применить меры наказаний, основываясь на следующих статьях УК России:

  • 201 – касается преступлений в сфере любых полномочий;
  • 285 – относительно должностных полномочий;
  • 286 – превышение должностных полномочий.

Из них интерес представляет статья 285 УК РФ, где говорится не о превышении должностных прав подчиненного, чиновника, служащего, а конкретно о злоупотреблении ими. Чтобы легче было понимать закон, важно сразу обратить внимание на его основные составляющие.

В структуру статьи входят следующие пункты содержания:

  1. Три пункта.
  2. По два абзаца в каждом из пунктов.
  3. Примечания – 5 частей.
  4. Корректирующие суть закона ссылки на правовые акты.

Ссылки на федеральные законы несут те или иные новшества в порядок определения меры ответственности. Они проставляются под каждым пунктом, который редактировался по последним датам. На официальных законодательных сайтах обычно их прописывают в круглых скобках. Их запись может выглядеть следующим образом: «в ред. Федерального закона №162-ФЗ от 08.12.2003г. (см. текст в предыдущей редакции)». Это обозначает, что изучающему всегда предоставляется возможность рассмотреть разницу между внесенными поправками и прежними нормативами закона.

В судебной или юридической практике пункты законов могут также именоваться частями. Поэтому можно встретить ссылки, прописывающиеся следующим образом: «ч.1 статья 285 УК РФ – злоупотребление должностными полномочиями» или «ч.2 ст.285 УК РФ – злоупотребление государственными полномочиями». Зачем это нужно знать? Важно понимать сокращения для более быстрого прочтения текста. Если, к примеру, жалобы на должностное лицо дошли до руководства организации, либо государственного учреждения в досудебном порядке, то в письменном ответе на поданную претензию, требование, будет легче разобраться в большом количестве ссылок-оснований, опираясь на которые производится осуждение нерадивого сотрудника.

Опишем кратко содержание статьи №285:

  1. Часть первая. Замечено противоречие поступка должностного лица с требованиями службы, её интересов. Наказание выбирается из 5-ти предложенных видов ответственности.
  2. Часть вторая. Преступность государственных служащих. Мера ответственности – 6 направлений с учетом различных комбинаций.
  3. Часть третья. Обвинения в преступлении, имеющем тяжкие последствия. Три вида наказания.
  4. Примечание 1. Поясняется, кого считать должностным лицом.
  5. Примечание 2. Указывается, кто относится к государственным служащим.
  6. Примечание 3. Указывается, кто имеет отношение к государственной службе на территории субъекта Российской Федерации.
  7. Примечание 4. Государственным и муниципальным служащим могут определяться наказания и из других статей УК РФ.
  8. Примечание 5. Пункт утратил правовую силу 4 мая 2011 г. (закон федерального значения №97-ФЗ).

Когда обвиняемому грозит уголовная ответственность за злоупотребление своими должностными полномочиями, то окончательный объем и тип наказания выбирается судьей. Выбор производится на основании степени виновности, наличия (либо отсутствия) смягчающих обстоятельств, специфики преступления, а также тех пределов мер, предложенных статьей Уголовного Кодекса.

Если изучать комментарий к статье № 285 УК РФ, то можно сразу обозначить объективную сторону преступности в сфере должностных злоупотреблений.

Одним словом, хорошо видно, что считать злоупотреблением в рамках выполнения обязанностей служащим. Это важно сделать для того, чтобы понимать, в каких пределах дозволенного обвиняемый действовал законно, а в каких пределах дозволенного законом – проявил нарушение закона, осуществлял свои функции служащего нелегально, либо с привлечением запрещенных средств, приемом, механизмов, или инструментария, проделывал действия, явно ущемляющие интересы государства, местной власти, общественности, граждан.

Выявляется уголовно-правовая характеристика злоупотребления должностными полномочиями в следующем виде:

  1. Поступок, совершенный в пределах должностных полномочий, во время несения службы, и вопреки интересам учреждения, в штате которого состоит преступник.
  2. Последствия всегда нарушают права граждан, властей, организаций, общественности, государства.
  3. Причина – всегда должна присутствовать между действиями ответчика и теми последствиями, к которым они неизбежно влекут.

Проявляться нарушения закона могут в форме следующих преступлений (представлено в качестве примеров):

  • сокрытие иного вида преступления (за это также грозит ответственность по УК РФ – злоупотребление полномочиями);
  • соучастие в преступном заговоре, деянии;
  • самоличное обхождение закона стороной в личных целях;
  • применение имущества, являющегося собственностью государства, не в его целевом назначении, какое ему присуще;
  • сокрытие истинных данных, факторов, сведений в налоговой отчетности;
  • способствование разладу в штатной дисциплине, либо финансовой области и прочее.

Следует отметить, что злоупотребление должностными полномочиями по ст. 285 УК РФ, не всегда регистрируется при наличии личных, корыстных мотивов. Есть случаи, когда человеком такое допускается из иных побуждений. Например, ему кто-то угрожал, либо принудил его. В этом случае такие обстоятельства будут учтены как смягчающие вину преступника.

К квалифицирующему составу преступности среди должностных лиц относят те случаи, когда виновниками являются лица, имеющие конкретную профессиональную подготовку для несения своей службы в государственном учреждении. При этом превышение должностных полномочий по ст. 285 УК РФ будет фиксироваться только в случае, если лицо несло государственную службу во время совершения преступления.

Сюда же относятся ситуации, когда виновником оказался глава структуры власти. Все толкования законов с комментариями ст. 285 УК РФ, указывают на то, таким лицам наказание ужесточается в разы, чем обыкновенным бухгалтерам или иным негосударственным чиновникам. Те же комментарии к статье № 285 УК РФ раскрывают суть воздействия наказания при нарушениях, повлекших за собой тяжкие последствия.

Тяжкими могут быть следующие последствия, когда допущено злоупотребление должностными полномочиями:

  • смерть потерпевшего;
  • финансовый крах потерпевшей стороны (в том числе и предприятия);
  • ущерб крупных размеров, причиненный местному бюджету (сюда же входит и обман налоговой инстанции);
  • лишение прав граждан, обществ, организаций и др.

Обусловленность злоупотребления полномочиями должна быть всегда замечена при наличии корыстных побуждений, вовлечением ожидания личных выгод и тому подобное. При этом необходимости совершать преступление не было. Она может возникать лишь в том случае, когда преступление допущено с целью нейтрализовать другое, более страшное правонарушение.

Это интересно:  Последствия утраты документов, составляющих государственную тайну

Подробности примечаний

Если наказание выбирается из пунктов статьи, то определение конкретных лиц, кто является кандидатом в ответчики – из примечаний. Например, судьи смотрят дело, сопоставляют степень виновности с уровнем наказания из ст. 285 ч. 1. Но подходит ли личность под определение фигуранта в преступности – определяется по одному из 4-х действующих пунктов примечания. Пятый пункт на сегодняшний день не функционирует, не раскрыт потому, что утратил силу.

Примечание раскрывают следующие понятия, которые легче представить по частям.

Первый пункт – должностными лицами, подходящими под определение для настоящей уголовной статьи, следует признавать:

  • представители власти;
  • сотрудник, который действует в организационно-распорядительных рамках;
  • подчиненный, осуществляющий административно-хозяйственный вид деятельности на базе госучреждения;
  • работники государственных, муниципальных, унитарных организаций, компаний, корпораций;
  • служащие в органах местного самоуправления;
  • кадровые лица, состоящие на службе в акционерных обществах, где больший контрольный пакет акций является собственностью РФ;
  • военнослужащие;
  • все вышеописанные кандидаты, выполняющие свои обязанности временно, постоянно, или по специальному поручению.

Для любого из случаев судебной практики крайне важно, чтобы состав преступления полностью соответствовал определениям в ст. 285 УК РФ, всех его пунктов.

Второй пункт – государственными должностными лицами являются те, которые устанавливаются:

  • Конституцией России;
  • законами конституционными на федеральном уровне;
  • федеральными правовыми актами.

Третий пункт – под субъектными госслужащими для России принято понимать в правовом поле те должности, которые определены:

  • конституционными нормативами;
  • уставами субъектов РФ.

Четвертый пункт – основной целью должностных лиц, в том числе и государственных служащих, является осуществление труда во благо компании, учреждения, либо страны. Если государственные интересы действиями полномочного лица будут ущемлены, то такое лицо будет отвечать по уголовной статье. В частности, за установление, определение наказания отвечает Уголовный Кодекс, статья 285. Но при надобности могут подключаться и другие статьи УК РФ. К примеру, 201 (по профильному преступлению, осуществленному при исполнении должностных обязанностей). Либо – 286, где речь ведется не о злоупотреблении, а превышении полномочий должностным лицом.

Разница между понятиями следующая:

  1. Злоупотребление – наблюдается фактор корыстной мотивации, где присутствует нарушение законодательства Российской Федерации, как незаконное обогащение (статья 285 УК РФ).
  2. Превышение – выходящие за рамки должностных инструкций действия служащего (статья 286 УК РФ).
  3. Использование служебного положения – действия, совершенные без необходимости или при отсутствии мотивов, планирования схемы аферы (статья 201 УК РФ).

Получается, что злоупотребление всегда будет нести характер финансового обогащения в личных целях, а не в целях общества, государства. А превышение полномочий не всегда может иметь материальную выгоду. Интересы могут быть здесь правового характера, социально-статусного и прочее.

Превышать полномочия или злоупотреблять их реализацией могут даже с применением насилия, угроз. Это отягощает степень вины в любом случае.

Специфика мер наказаний

С точки зрения позиции правовой российской сферы, 285 статья Уголовного Кодекса РФ предлагает не один вид наказания за нарушения законодательных требований должностными лицами. Характер преступлений может быть разным, величина вины – тоже. В каждом отдельном случае могут присутствовать, либо отсутствовать уважительные причины, мотив злостных намерений. Учитывая все это, судебным органом определяется, какое наказание следует подобрать для каждого отдельного случая.

Большая разница, например, причинен вред государству, учреждению, общественности, общественному имуществу, либо одной какой-то личности. Каковые были при этом обстоятельства, при которых совершалось преступление, не находился ли человек-виновник под психологическим давлением, угрозами и пр. То есть обращается внимание на степень виновности, состав преступления, существенный вред, который нанесло злоупотребление полномочиями в должности.

Виды мер ответственности по статье №285:

  • штраф;
  • денежное взыскание из заработной платы ответственного за проступок лица;
  • отстранение от должности;
  • принудительный труд;
  • арест;
  • лишение свободы в колонии, тюрьме.

Штраф назначается как одноразовая выплата преступником в местный бюджет, но не более той величины, что указана в частях закона. Взыскание из заработка (иного вида дохода) будет рассчитываться с учетом определенного периода времени его получения. Но, опять же, за диапазон времени не берется срок, увеличенный больше указанного в пунктах рассматриваемого закона.

Аналогично, лишать прав, занимать конкретную должность, могут лишь на период не дольше, указанного в правовом нормативе. Также и по срокам, назначаемым для ареста, лишения свободы или принудительного труда преступника. Когда установлен вид преступности, по халатности должностного лица, либо иное, уголовная ответственность за должностные преступления, устанавливается из рассматриваемой статьи Уголовного Кодекса.

Размеры наказаний, их пределы по срокам или денежным суммам взысканий, указанные в каждом из пунктов статьи 285 УК РФ, рассмотрим по частям.

Часть первая – наказание за преступление из корыстных побуждений, иное:

  • штраф – не более 80 000;
  • взыскание в размере дохода, заработка за время – не более полугода;
  • запрет на вступление в конкретную должность, занятие деятельностью определенного вида в течение 5 лет;
  • принудительные работы в течение времени – не дольше 4-х лет;
  • арест – от 4-х до 6 месяцев;
  • лишение свободы на период не дольше 4-х лет.

Часть вторая – наказание для госслужащих:

  • штраф – 100-300 тыс. руб.;
  • взыскание в виде заработка, дохода, поступающего на счет виновника за период 1-2 года;
  • принудительный труд – до 5 лет;
  • отстранение от должности – до 3 лет;
  • запрет на занятие конкретным видом деятельности – до 3-х лет;
  • лишение свободы – до 7 лет.

Часть третья – меры ответственности для случаев нарушения закона с тяжкими последствиями:

  • лишение свободы – до 10 лет;
  • запрет на вступление в конкретный вид должности или занятие определенным видом деятельности в течение срока – до 3 лет.

Величина наказаний в такой части, как примечание ст. 285 УК РФ, не указывается. Здесь лишь даются пояснения, кому вменяется тип или размер наказания, в каких случаях и по какому праву.

Некоторые другие комментарии

Для большей ясности можно привести также еще некоторые понятия, раскрывающие суть проблемы – использование служебного положения в личных целях или иной вид должностных злоупотреблений.

Раскрытие дополнительных понятий:

  1. Использование в корыстных целях своих должностных полномочий – явление, когда действия человека всегда вытекают из служебного долга, его осуществления. Это значит, что должностное преступление совершается в рабочее время, либо вне распорядка рабочего дня, но с применением полномочий, механизмов, инструментов, документов, печатей, личной подписи и прочего.
  2. Должность – неделимая кадровая единица, занимаемая одним физическим лицом, наделяемая конкретными полномочиями – правами осуществлять конкретные операции, действия, принимать решения и др. Для сравнения – простой работник не имеет никаких полномочий отдавать указы, распоряжаться чем-то, кем-то – он просто выполняет свой объем работы.

Необходимо отдельно сказать также и о бездействии обвиняемого. Считается преступление, совершенное лицом, занимающим государственную должность, либо негосударственную, но должностную, квалифицирующимся по уголовной статье даже тогда, когда бездействие привело к плачевным результатам и нарушению законов.

Случаи, когда бездействие считается преступлением:

  • игнорирование собственных полномочий – отказ совершать в их рамках действия;
  • обхождение обязанности совершать служебные действия;
  • уклонение от должностных действий вопреки интересам организации, в которой нарушитель трудится, имея конкретные полномочия.

Ситуация для примера, когда законом в целях защиты интересов общества или государства было пресечено преступление в форме бездействия:

  1. Сотрудник службы ГИБДД принял пакет документов на оформление водительских прав.
  2. В процессе изучения бумаг, было обнаружено, что медсправка содержит информацию о том, что у водителя плохое зрение, и он обязан носить очки.
  3. Автомобилист явился в офис ГИБДД без очков.
  4. Служащий ГАИ проигнорировал этот факт, не проверил, может быть, водитель был в контактных линзах, и выписал водительское удостоверение.
  5. Есть вероятность, что водитель с плохим зрением может часто попадать и провоцировать дорожные столкновения. Он представляет опасность общественности из-за халатности служащего Госавтоинспекции, выдавшего ему водительские права.

Подобных случаев, где в результате отсутствия заинтересованности в выгодах совершено преступление, и оно повлекло существенное нарушение в общественном порядке – много.

Преступления могут совершаться в любой сфере, бухгалтерской, кадровой, в регистрационных учреждениях специалистами и т.д.

Какие могут быть исключения

Уже упоминалось о том, когда наказание преступнику-служащему могло бы быть отменено, либо уменьшено. Конечно же, при получении выгоды, или иной личной заинтересованности в преступлении, что совершено и повлекло тяжкие последствия, никакое обстоятельство не сможет отменить назначение судом мер ответственности. Но при иных обстоятельствах, где нет корыстного личного мотива, вполне возможно послабление.

Случаями-исключениями могут быть ситуации, когда:

  1. Обнаруженное деяние не совершено из корыстной или иной мотивации.
  2. Совершенное преступление исключило возможность реализации другого нарушения закона.
  3. Виновник в должностном злоупотреблении предотвратил опасность для жизни, либо порчи государственного имущества.
  4. Угрозы для общества или государства не было, преступник не наказывается.
  5. Ответчик действовал по приказу вышестоящего лица, осуществляя при этом свои служебные обязанности, повлекшие преступление.
  6. Служащий действовал по незнанию.
  7. Первым признаком субъективной стороны было отсутствие превышений степени крайней необходимости.

Любому из этих или иных послаблений должны быть соответствующие подтверждения. Каждое обстоятельство в пользу обвиняемого, служащее как смягчающее его вину, принимается во внимание судебными органами и учитывается при определении меры наказания, либо отмены таковой. Общее правило для всех случаев должностных злоупотреблений – если есть корыстная заинтересованность, тогда наказание будет в любом случае назначено. При этом наказываться могут даже главные представители органов местного самоуправления (пп.2-3 статья 285 УК РФ). Для государственных служащих степени наказаний всегда назначаются выше, чем иным провинившимся перед законом должностным лицам.

Статья написана по материалам сайтов: prestuplenia.net, ru-act.com, rusjurist.ru, pravo.team, ugolovnoe-pravo.com.

»


Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector