+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Отвод следователя по уголовному делу — ст 67 УПК РФ, причины

Новая редакция Ст. 67 УПК РФ

1. Решение об отводе следователя принимает руководитель следственного органа, а решение об отводе начальника органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя принимает прокурор. Решение об отводе руководителя следственного органа принимает вышестоящий руководитель следственного органа.

2. Предыдущее участие руководителя следственного органа, следователя, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя в производстве предварительного расследования по данному уголовному делу не является основанием для его отвода.

Комментарий к Статье 67 УПК РФ

1. Решение об отводе — это закрепленное в процессуальном документе волевое веление об отстранении, в нашем случае должностного, лица, осуществляющего предварительную проверку сообщения о преступлении, предварительное (дополнительное) расследование, исполняющего поручение (указание) другого органа предварительного расследования.

2. Исходя из буквального толкования ч. 1 к.с. отвод следователя может быть разрешен руководителем следственного органа, а отвод дознавателя — прокурором, в каком бы качестве в уголовном процессе следователь или дознаватель не выступал. Руководитель следственного органа вправе принять решение об отводе следователя, а прокурор — дознавателя, в производстве которого находится уголовное дело, осуществляющего предварительную проверку сообщения о преступлении, а равно исполняющего поручение (указание) другого органа предварительного расследования.

3. В ч. 1 ст. 67 УПК РФ речь идет об отводе следователя или дознавателя». Однако правила к.с. распространимы и на других должностных лиц, осуществляющих уголовно-процессуальную деятельность на досудебных стадиях. Полный список таких должностных лиц следующий:

— начальник подразделения дознания;

— руководитель группы дознавателей;

— член группы дознавателей;

— представитель органа дознания, исполняющий поручение (указания) органа предварительного расследования, в производстве которого находится уголовное дело, в том числе привлеченное в порядке ч. 7 ст. 164 УПК РФ к участию в следственном действии должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность;

— руководитель следственной группы;

— член следственной группы;

— руководитель следственного органа;

4. При этом следует помнить и еще одно правило. Закон не предусмотрел института отвода для осуществляющих контроль над деятельностью следователей (дознавателей и др.) руководителя следственного органа, начальника подразделения дознания и начальника органа дознания. Если руководитель следственного органа, начальник подразделения дознания или же начальник органа дознания сам осуществляет предварительное расследование (предварительную проверку сообщения о преступлении и т.п.), он может быть отведен. Когда названные виды деятельности осуществляются иным должностным лицом, пусть и подчиненным руководителю следственного органа, начальнику подразделения дознания или же начальнику органа дознания, должностных лиц, осуществляющих процессуальный контроль над досудебным производством, отвести нельзя, даже если к тому есть предусмотренные ст. 61 УПК РФ фактические основания.

5. Видами предыдущего участия в производстве предварительного расследования, о которых идет речь в ч. 2 к.с., могут быть:

— предварительная проверка сообщения о преступлении или оказание помощи в этой проверке (получение объяснений, участие в осмотре места происшествия и т.п.);

— производство неотложных следственных действий или оказание помощи в производстве хотя бы одного из них;

— исполнение поручений (указаний) органа предварительного расследования, в том числе участие в следственных действиях, производимых другими следователями (дознавателями и др.);

— не являющееся выше названными видами деятельности предварительное расследование.

6. Специфика статуса руководителя следственного органа и руководителя следственной группы позволяет говорить о возможности их участия в предварительном расследовании и в других формах. Так, руководитель следственного органа вправе:

1) поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, а также изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю с обязательным указанием оснований такой передачи, создавать следственную группу, изменять ее состав либо принимать уголовное дело к своему производству;

2) проверять материалы проверки сообщения о преступлении или материалы уголовного дела, отменять незаконные или необоснованные постановления следователя;

3) давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения, лично рассматривать сообщения о преступлении, участвовать в проверке сообщения о преступлении;

4) давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения, лично допрашивать подозреваемого, обвиняемого без принятия уголовного дела к своему производству при рассмотрении вопроса о даче согласия следователю на возбуждение перед судом указанного ходатайства;

5) разрешать отводы, заявленные следователю, а также его самоотводы;

6) отстранять следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК РФ;

7) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего руководителя следственного органа в порядке, установленном УПК РФ;

8) продлевать срок предварительного расследования;

9) утверждать постановление следователя о прекращении производства по уголовному делу;

10) давать согласие следователю, производившему предварительное следствие по уголовному делу, на обжалование в порядке, установленном ч. 4 ст. 221 УПК РФ, решения прокурора, вынесенного в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 221 УПК РФ;

11) возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования; и др.

7. Руководитель следственной группы в свою очередь мог ранее:

— организовывать работу следственной группы;

— руководить действиями других следователей.

8. То обстоятельство, что руководитель следственного органа и (или) руководитель следственной группы прежде реализовывал одно либо несколько из указанных своих полномочий, не является фактическим основанием его отвода.

9. См. также комментарий к ст. ст. 37, 54, 61, 62, 64, 66, а также ко всем иным упомянутым здесь статьям УПК РФ.

Другой комментарий к Ст. 67 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации

1. Право заявить отвод указанным должностным лицам по мотиву их заинтересованности в деле является важной процессуальной гарантией законности расследования и всего уголовного судопроизводства.

2. Закон не определяет, в какой форме должен быть заявлен отвод. Поскольку это не оговорено в законе, следует считать, что он может быть заявлен в любой форме. Заявление об отводе обязательно должно найти отражение в материалах уголовного дела.

Устное заявление об отводе обязательно заносится в протокол и доводится до сведения прокурора, если отвод заявлен дознавателю, или руководителя следственного органа, если отвод заявлен следователю.

3. Заявление об отводе дознавателя или следователя может быть подано непосредственно должностному лицу, полномочному разрешить отвод. Прокурор или руководитель следственного органа до разрешения отвода может потребовать объяснений от лица, которому отвод заявлен. Если заявление об отводе подается дознавателю или следователю, его следует принять и передать прокурору или руководителю следственного органа с приложенными объяснениями по поводу обстоятельств, послуживших основанием для отвода.

4. Принятое по поводу заявления об отводе решение прокурора должно сообщаться участнику процесса, заявившему отвод.

5. Заявленный дознавателю или следователю отвод не приостанавливает производства процессуальных действий.

6. Если в деле имелись основания для отвода дознавателя или следователя, но указанные лица не были устранены от производства расследования, то собранные ими доказательства признаются недопустимыми.

Отвод следователя или дознавателя (ст. 67 УПК РФ)

В соответствии со ст. 21 УПК следователь и дознаватель, наряду с прокурором, от имени государства осуществляют уголовное преследование по уголовным делам публичного и частного публичного обвинения. В каждом случае обнаружения признаков преступления эти участники уголовного судопроизводства принимают предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления. Непременным условием принятия законных и обоснованных решений по уголовному делу на досудебном производстве являются объективность и беспристрастность следователя и дознавателя.

Это интересно:  Уголовная ответственность работодателя за невыплату заработной платы в 2019 году

Поэтому закон предусматривает устранение от участия в расследовании дела следователя и дознавателя при наличии оснований, указанных в ст. 61 УПК РФ.

Если начальник следственного отдела принял дело к своему производству и проводит предварительное следствие в полном объеме, обладая при этом полномочиями следователя (ч. 2 ст. 39 УПК РФ), он подлежит отводу, самоотводу и отстранению от участия в производстве по уголовному делу на тех же основаниях и в том же порядке, что и следователь.

В случае производства предварительного следствия следственной группой подозреваемому, обвиняемому объявляется состав следственной группы (ч. 2 ст. 163 УПК РФ), разъясняется право отвода следователей, входящих в эту группу.

Следователь или дознаватель подлежат отводу, если являются потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком или свидетелем по данному уголовному делу. Так, если следователь, расследовавший уголовное дело, в процессе судебного разбирательства допрошен в качестве свидетеля, то после возвращения уголовного дела для производства дополнительного расследования он не вправе производить предварительное следствие по тому же делу и подлежит отводу.

Следователь или дознаватель не могут участвовать в производстве по данному делу в качестве присяжного заседателя, эксперта, специалиста, переводчика, понятого, секретаря судебного заседания, защитника, законного представителя подозреваемого, обвиняемого, представителя потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика.

Не является основанием для отвода или отстранения прокурором следователя и дознавателя от дальнейшего ведения предварительного следствия или дознания то обстоятельство, что ранее они производили расследование по данному делу.

Из этого следует, что следователь и дознаватель, ранее осуществлявшие проверку заявления о преступлении, послужившего поводом для возбуждения уголовного дела, могут вести предварительное расследование по данному делу.

Реализация следователем и дознавателем единой функции уголовного преследования на досудебных стадиях уголовного судопроизводства допускает, что, если дознаватель, осуществлявший неотложные следственные действия, впоследствии будет назначен на должность следователя в установленном порядке, такое лицо правомочно производить предварительное следствие по делу и не подлежит отводу. Следователь, назначенный на должность прокурора, вправе выступать в качестве государственного обвинителя в суде по делу, которое он расследовал.

Сомнение в объективности следователя или дознавателя возникает в тех случаях, когда он является близким родственником или родственником любого из участников производства по уголовному делу. Так, следователь не может осуществлять предварительное следствие по делу, если дознание по этому делу производилось его родственником.

Следователь или дознаватель не вправе участвовать в расследовании уголовного дела, если он по своему служебному положению является начальником или подчиненным лица, в отношении которого возбуждено уголовное дело.

Заявленный следователю или дознавателю отвод сам по себе не устраняет их от предварительного расследования по делу и не приостанавливает производства следственных и иных процессуальных действий.

Для обеспечения полного и объективного расследования прокурор вправе изымать от органов дознания и передавать следователю любое дело, передавать уголовное дело от одного следователя прокуратуры другому; а также передавать дело от одного органа предварительного расследования другому, изымать любое уголовное дело органа предварительного расследования и передавать его следователю прокуратуры. Все указанные решения принимаются прокурором с обязательным указанием оснований такой передачи (п. 8, 9 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).

Если самоотвод или отвод следователю или дознавателю не был заявлен, но прокурору иным образом стали известны обстоятельства, исключающие возможность их участия в деле, он обязан в соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 37 УПК РФ отстранить их от дальнейшего производства расследования в связи с тем, что ими допущено нарушение требований закона при производстве предварительного расследования.

Решение прокурора по поводу заявленного отвода оформляется мотивированным постановлением, которое объявляется следователю либо дознавателю, а также лицу, заявившему отвод. Это постановление может быть ими обжаловано вышестоящему прокурору.

В соответствии с п. 7 ч. 3 ст. 38 УПК РФ следователь вправе не согласиться с решением прокурора о его отводе или отстранении от дальнейшего ведения следствия и представить уголовное дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. Подать жалобу на решение прокурора об отводе может и дознаватель, что не приостанавливает исполнения данного решения (ч. 4 ст. 41 УПК РФ).

Основания для отвода следователя по уголовному делу

Достаточно часто в ходе досудебного разбирательства или судебного заседания выявляются обстоятельства, которые потенциально способны повлиять на решения, принимаемые должностными лицами. При этом не имеет абсолютно никакого значения, как данные обстоятельства повлияют на мнение субъекта: отрицательно или положительно. Простыми словами, должностное лицо каким-либо образом заинтересовано в исходе дела и поэтому его решения нельзя назвать объективными. Для таких случаев в УПК РФ предусмотрена возможность замены любого должностного лица на любом этапе уголовного процесса. В частности, ст 67 УПК РФ указывает на то, что возможен отвод следователю по уголовному делу. Именно об этом действии и условиях его выполнения пойдет речь в статье.

Нормы действующего законодательства

Порядок отвода следователя детально разобран в ст. 67 УПК РФ. Кроме того, данный процесс регламентирован 61 и 62 статьями настоящего кодекса.
В ст. 67 УПК РФ сказано следующее:

  • следователь может быть отстранен от дела по приказу руководителя структурного подразделения;
  • во втором пункте 67 статьи также сказано, что прошлое участие в предварительном следствии по конкретному уголовному делу не может являться причиной для отстранения. Обязательным условием этого является неизменность процессуального статуса. Простыми словами, если следователь являлся участником дела в качестве иного субъекта, то он может быть отстранен от расследования дела.

Существует норма, согласно которой следователь может быть отстранен от расследования уголовного преступления. В то же время ее реализация на практики осуществляется не сильно часто. В первую очередь это обусловлено тем, что законодатель достаточно размыто описал суть данного процесса.

В УПК РФ, в частности 67 статье данного закона, перечислены основания для отвода следователя по уголовному делу.
Они таковы:

  • следователь имеет в деле статус иного субъекта, например, пострадавшего, заявителя или подозреваемого;
  • следователь состоит в родстве или крепких дружеских отношениях с пострадавшим, заявителем или ответчиком;
  • лицо приобретает иной процессуальный статус в следствии продолжительных разбирательств по делу;
  • следователь или близкие ему люди имеют личную заинтересованность в исходе уголовного дела.

Последний пункт дает возможность оперировать достаточно вольными трактовками для заявления оснований об отводе. Таким образом, перечень оснований отвода следователя по уголовному делу не является исчерпывающим.

Особенности отвода следователя

Для удовлетворения заявления об отводе следователя в него необходимо включить верные факты и достоверные сведения которые четко указывают на наличие у должностного лица интереса к исходу дела. Подача заявления без включения в него веских доводов ангажированности должностного лица не имеет практического смысла. Оно не будет рассмотрено как основание для отвода. Не в последнюю очередь это обусловлено тем, что обвиняемые лица достаточно часто стремятся подорвать доверие к представителям власти.

Неправомерным является отвод следователя по причине допущения им ошибки в ходе проведения расследования. Такие понятия как преднамеренные действия и следственная ошибка должны четко разграничиваться.

В работе следственных органов в достаточной мере распространена практика самоотводов следователей. Если должностное лицо понимает, что имеются основания для его отвода, то оно должно написать соответствующий рапорт на имя руководителя отдела с просьбой отстранить его от расследования дела.

Порядок отвода следователей

Порядок отвода должностного лица напрямую зависит от его процессуального статуса и этапа уголовного процесса. В частности, отстранение следователя в ходе предварительного следствия — это обязанность его непосредственного руководителя. При этом руководитель следственного органа должен быть максимально заинтересован в выполнении данного действия на начальном этапе следствия. Дело в том, что если выяснится заинтересованность следователя в ходе судебного заседания и он будет отстранен, то все собранные им доказательства утратят юридическую силу. По сути, дело придется расследовать повторно.

В судебном заседании ходатайство об отводе следователя может быть подано любым заинтересованным лицом. Чаще всего инициатором отстранения данного должностного лица выступает сторона защиты, но известны и обратные случаи.

Это интересно:  Ответственность за присвоение полномочий должностного лица

Как составить заявление

Ходатайство об отводе любого должностного лица, в том числе и следователя, составляется в свободной форме. Законодатель не предусмотрел единого шаблона для заявлений подобного вида. Тем не менее в документе в обязательном порядке должна содержаться следующая информация:

  • данные должностного лица на чье имя подается заявление, а именно, ФИО, должность и звание;
  • личные данные заявителя и его процессуальный статус;
  • реквизиты дела, находящегося в производстве должностного лица, которого заявитель желает отстранить;
  • основания для отвода, четко обоснованные и подкрепленные доказательствами;
  • подпись ходатайствующего лица и дата составления заявления.

Составленный документ прикрепляется к материалам дела. Ходатайство может иметь устную форму. В подобной ситуации оно протоколируется и также прикрепляется к материалам. В ходе судебного заседания ходатайства чаще всего оглашаются в устной форме и вносятся в протокол судебного слушания.

Возможные результаты подачи заявления

Если ходатайство было удовлетворено в ходе досудебного разбирательства, то начальник следственного отдела заменяет должностное лицо на другого сотрудника. Если подобный отвод был оформлен в ходе судебного разбирательства, то дело отправляется на доследование. Нужно сказать, что случаи отвода следователя в ходе судебного разбирательства крайне редки. В суде чаще всего оформляется отвод государственному обвинителю или судье.

Если следователь при наличии веских причин не оформляет самоотвод, а прочие участники процесса не ходатайствуют об этом, то начальник следственного отдела должен действовать на свое усмотрение. Он может отстранить должностное лицо от дела или оставить все как есть. Нужно понимать, что последний вариант сопряжен с определенными рисками, ведь молчание стороны защиты может являться грамотным тактическим ходом. Защита может подать ходатайство позже, например, во время суда, мотивировав изначальное молчание отсутствием веских обоснований для подачи соответствующего заявления. Простыми словами сторона защиты будет ссылаться на вновь открывшиеся обстоятельства.

Если ходатайствующая сторона указала в заявлении веские основания, позволяющие отстранить следователя, но руководитель органа отказал в его удовлетворении, то заявление следует подавать выше, по цепочке:

  • прокурору;
  • в областную прокуратуру;
  • заместителю прокурора субъекта федерации;
  • генеральному прокурору или его заместителям.

На практике отвод следователей чаще всего осуществляется по причине злоупотребления ими должностными полномочиями. Чаще всего происходит это по инициативе начальника следственного отдела. В то же время соответствующие ходатайства стороны защиты удовлетворяются крайне редко. В том числе это обусловлено тем, что руководители следствия тщательно выявляют возможную предвзятость своих подчиненных и их заинтересованность в исходе дела. Таким образом, отвод оформляется еще до момента обнаружения ангажированности должностного лица стороной защиты или иными участниками процесса.

Как по статье 67 УПК РФ дать отвод следователю по уголовному делу

Как и все участники уголовного процесса, следователь и дознаватель могут подлежать отводу в случаях, установленных ст. 61 УПК РФ. Эта процедура выполняется по определенным правилам, о которых нужно знать заранее, чтобы избежать возможных бюрократических проволочек. В данной статье мы рассмотрим все особенности отвода следователя по уголовному делу.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта слева или звоните по телефону

Краткое содержание статьи 67 УПК РФ с комментариями

Эта статья посвящена такой процедуре, как отвод следователя. Она разделена на 2 части, смысл которых заключается в следующем:

  • решение об отводе дознавателя или следователя принимается их руководством (то же самое относится и к начальнику следственного отдела или руководителю органа дознания);
  • если перечисленные должностные лица ранее участвовали в предварительном расследовании по делу, то это не считается основанием для их отвода.

Эти правила осуществления отвода применяются и при его использовании в отношении прочих должностных лиц, задействованных в расследовании.

Для дознавателей существует еще одно основание их отвода по ч. 2 ст. 41 УПК РФ: проведение по делу оперативно-розыскных действий.

Сама процедура представляет собой отстранение следователя от последующего производства расследования со стороны его руководства. Для этого нужно оформить ходатайство в письменной или устной форме.

Если на то есть законные основания, то следователь (дознаватель) должен подать заявление на самоотвод. Допустим, он этого не сделал. Тогда это может сделать любой из тех, кто участвует в процессе. Когда же и они никак не отреагировали, несмотря на наличие явных оснований отвода, то прокурор или начальник следственного отдела вправе сами решить этот вопрос.

По каким причинам допускается отвод

Основания для отвода следователя по уголовному делу представлены в ст. 61 УПК РФ. К ним относятся следующие:

  • следователь является пострадавшим или свидетелем, ответчиком или истцом по делу;
  • приходится родственником кому-либо из участников процесса;
  • имеет свою личную заинтересованность в деле (не имеет значения, в какой форме выражается интерес, косвенной или личной);
  • имеются иные обстоятельства, которые могут вызывать подозрение в объективности следователя.

Последний пункт часто используется на практике, так как позволяет приводить самые различные причины в качестве основания для отвода следователя по УПК РФ. Несмотря на некоторую его спорность, он просто необходим, ведь невозможно описать в законодательных актах все случаи из уголовной и судебной практики.

Очень часто подобными обстоятельствами признаются:

  • наличие конфликтных ситуаций до инициации уголовного дела между следователем и кем-то из участников процесса;
  • личная неприязнь этого должностного лица к свидетелям, сторонам дела и т.д.;
    они являются друзьями или знакомыми следователя.

Из всего сказанного можно заключить, что к таким факторам относят те, что позволяют в какой-либо мере начать сомневаться в справедливости и объективности выносимых сотрудником решений касательно дела.

Кто может отстранять от дела

Законом установлено, что при наличии оснований следователь (дознаватель) обязан самостоятельно подать заявление о том, что он добровольно отказывается от дела, с указанием причины решения. Если же этого не происходит, то стороны процесса или их официальные представители должны предоставить руководству следственного отдела ходатайство об отводе следователя.

На это имеют право и прокурор, и руководитель следственного отдела в случае, когда никто из названных лиц не подал подобного заявления. Обычно это происходит в случаях, когда следователь грубо нарушает законодательные нормы при расследовании преступления или просто ошибается при проведении следственных мероприятий.

Порядок отвода и особенности процесса

Отвод дознавателя по уголовному делу или следователя осуществляется исключительно в рамках действующего законодательства. Необходимо учитывать, что немотивированные или бездоказательные заявления просто не принимаются или сразу отклоняются.

Это означает, что у вас должны быть реальные доказательства того, что основание, на которое вы ссылаетесь в документе, действительно существует. Это нужно, чтобы убедиться в отсутствии у заявляющего гражданина своего интереса в деле.

В качестве доказательств могут быть представлены:

  • записи на диктофоне;
  • показания свидетелей;
  • фото- или видеоматериалы;
  • записи в протоколе и пр.

Они прикладываются к образцу ходатайства об отводе следователя.

Важно! Этот документ разрешено подавать в устной или письменной форме, но предпочтительнее второй вариант, так как тогда ваши слова не смогут переврать или как-то по-иному истолковать.

При устном заявлении отметка об этом ставится в протоколе, а письменный документ приобщается к материалам дела. То, как правильно его составить, рассмотрим в следующем разделе.

Структура ходатайства

Образец заявления об отводе следователя ничем не отличается от классического, принятого при составлении любого официального заявления.

В самом документе должны быть указаны следующие сведения:

  • данные о заявителе, деле и следователе, на которого и подается отвод по уголовному делу по образцу;
  • причина отвода, а также его доказательная база;
  • перечень прилагаемых документов;
  • дата составления и подпись гражданина.

В заявлении не допускаются помарки, ошибки любого рода. Они могут стать причиной того, что документ отправят обратно. Рекомендуется обратиться для его оформления к опытному юристу.

Сроки рассмотрения

В теории заявления об отводе следователя рассматриваются в течение суток, но на практике это может занять намного больше времени — до нескольких дней.

Это связано не только с бюрократическими проволочками, но и с тем, что начальник, которому подчиняется следователь или дознаватель, должен разобраться, насколько объективны причины для отстранения от дела.

Это интересно:  Ст 106 УК РФ: убийство матерью новорожденного ребенка

При положительном решении по отводу следователя по основаниям, установленным в УПК РФ, понадобится дополнительное время на то, чтобы дело было передано другому лицу. Это может занять еще около месяца, так как новый сотрудник обязан изучить все материалы дела и вникнуть в его нюансы.

Что делать в случае отказа

Допустим, ваше заявление было отклонено, что же делать дальше, если вы уверены в своей правоте? Обратитесь в прокуратуру или к заместителю генерального прокурора по федеральному округу.

Им следует отправить уже другое письмо, в котором еще раз четко и внятно разъяснить причины, толкнувшие вас на подачу заявления об отводе следователя. К нему нужно приложить все имеющиеся у вас доказательства.

Обычно просьбы по таким документам удовлетворяются, если имелись законные основания для отвода следователя или он грубо нарушал установленные законодательством РФ нормы при проведении следственных мероприятий. Напротив, постановления защитника об отводе следователя часто отклоняются, так как тут наблюдается возможность наличия интереса в этом действии.

Возможна ли повторная подача ходатайства

Подавать заявление на отвод следователя по УПК РФ не допускается со стороны тех же лиц, кто его оформлял, и по тем же самым основаниям, которые были указаны в ранее составленных ходатайствах.
Это означает, что прочие участники процесса вправе заявить об отводе этого должностного лица.

Заключение

Во время следствия и судопроизводства участники этих процессов обладают многочисленными правами. Одним из них является возможность отвода следователя (дознавателя) при наличии на то законных оснований или нарушений с его стороны законодательных норм. Данная процедура подразумевает подачу заявления на имя вышестоящего руководства этого сотрудника следственного отдела.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Статья 67 УПК РФ. Отвод следователя, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя

1. Решение об отводе следователя принимает руководитель следственного органа, а решение об отводе начальника органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя принимает прокурор. Решение об отводе руководителя следственного органа принимает вышестоящий руководитель следственного органа.

2. Предыдущее участие руководителя следственного органа, следователя, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя в производстве предварительного расследования по данному уголовному делу не является основанием для его отвода.

Комментарии к ст. 67 УПК РФ

1. Решение об отводе — это закрепленное в процессуальном документе волевое веление об отстранении, в нашем случае должностного лица, осуществляющего предварительную проверку сообщения о преступлении, предварительное (дополнительное) расследование, исполняющего поручение (указание) другого органа предварительного расследования.

2. Исходя из буквального толкования ч. 1 коммент. ст. отвод следователя может быть разрешен руководителем следственного органа, а отвод дознавателя — прокурором, в каком бы качестве в уголовном процессе следователь или дознаватель ни выступал. Руководитель следственного органа вправе принять решение об отводе следователя, а прокурор — дознавателя, в производстве которого находится уголовное дело, осуществляющего предварительную проверку сообщения о преступлении, а равно исполняющего поручение (указание) другого органа предварительного расследования.

3. В ч. 1 ст. 67 УПК речь идет об отводе следователя или дознавателя. Однако правила коммент. ст. распространимы и на других должностных лиц, осуществляющих уголовно-процессуальную деятельность на досудебных стадиях. Полный список таких должностных лиц следующий:

— начальник подразделения дознания;

— руководитель группы дознавателей;

— член группы дознавателей;

— представитель органа дознания, исполняющий поручение (указания) органа предварительного расследования, в производстве которого находится уголовное дело, в том числе привлеченное в порядке ч. 7 ст. 164 УПК к участию в следственном действии должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность;

— руководитель следственной группы;

— член следственной группы;

— руководитель следственного органа;

4. При этом следует помнить и еще одно правило. Закон не предусмотрел института отвода для осуществляющих контроль над деятельностью следователей (дознавателей и др.) руководителя следственного органа, начальника подразделения дознания и начальника органа дознания. Если руководитель следственного органа, начальник подразделения дознания или же начальник органа дознания сам осуществляет предварительное расследование (предварительную проверку сообщения о преступлении и т.п.), он может быть отведен. Когда названные виды деятельности осуществляются иным должностным лицом, пусть и подчиненным руководителю следственного органа, начальнику подразделения дознания или же начальнику органа дознания, должностных лиц, осуществляющих процессуальный контроль над досудебным производством, отвести нельзя, даже если к тому есть предусмотренные ст. 61 УПК фактические основания.

5. Видами предыдущего участия в производстве предварительного расследования, о которых идет речь в ч. 2 коммент. ст., могут быть:

— предварительная проверка сообщения о преступлении или оказание помощи в этой проверке (получение объяснений, участие в осмотре места происшествия и т.п.);

— производство неотложных следственных действий или оказание помощи в производстве хотя бы одного из них;

— исполнение поручений (указаний) органа предварительного расследования, в том числе участие в следственных действиях, производимых другими следователями (дознавателями и др.);

— не являющееся вышеназванными видами деятельности предварительное расследование.

6. Специфика статуса руководителя следственного органа и руководителя следственной группы позволяет говорить о возможности их участия в предварительном расследовании и в других формах. Так, руководитель следственного органа вправе:

1) поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, а также изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю с обязательным указанием оснований такой передачи, создавать следственную группу, изменять ее состав либо принимать уголовное дело к своему производству;

2) проверять материалы проверки сообщения о преступлении или материалы уголовного дела, отменять незаконные или необоснованные постановления следователя;

3) давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения, лично рассматривать сообщения о преступлении, участвовать в проверке сообщения о преступлении;

4) давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения, лично допрашивать подозреваемого, обвиняемого без принятия уголовного дела к своему производству при рассмотрении вопроса о даче согласия следователю на возбуждение перед судом указанного ходатайства;

5) разрешать отводы, заявленные следователю, а также его самоотводы;

6) отстранять следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК;

7) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего руководителя следственного органа в порядке, установленном УПК;

8) продлевать срок предварительного расследования;

9) утверждать постановление следователя о прекращении производства по уголовному делу;

10) давать согласие следователю, производившему предварительное следствие по уголовному делу, на обжалование в порядке, установленном ч. 4 ст. 221 УПК, решения прокурора, вынесенного в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 221 УПК;

11) возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования; и др.

7. Руководитель следственной группы, в свою очередь, мог ранее:

— организовывать работу следственной группы;

— руководить действиями других следователей.

8. То обстоятельство, что руководитель следственного органа и (или) руководитель следственной группы прежде реализовывали одно либо несколько из указанных своих полномочий, не является фактическим основанием их отвода.

9. См. также комментарий к ст. ст. 37, 54, 61, 62, 64, 66, а также ко всем иным упомянутым здесь статьям УПК.

Статья написана по материалам сайтов: upkodeksrf.ru, vuzlit.ru, yurister.ru, prava.expert, rulaws.ru.

»


Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector