Получение взятки: состав и виды данного преступления

Новый УК определяет это преступление как получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия или бездействие в пользу взяткодателя, если они входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно покровительство или попустительство по службе.

Взятка — любая незаконная выгода имущественного характера. Безвозмездность получения взятки может быть полной или частичной.

Новые виды взяток: приобретение или аренда помещений или квартир, дачных участков, перевод денежных средств с банковских счетов в наличные, приватизация предприятий, торговых организаций. За совершение должностными лицами действий им открываются счета в зарубежных банках, приобретают на их имя или их близких недвижимость как в России, так и за ее пределами, организуются выезды за рубеж с выдачей валюты под видом специалистов».

Новый УК законодательно уточнил понятие взятки, определив ее как деньги, ценные бумаги, иные имущественные выгоды. Такими выгодами могут быть предоставление санаторных или туристических путевок, проездных билетов, производство ремонтных, реставрационных, строительных и иных работ (см. п. 4 постановления Пленума Верховного Суда от 30 марта 1990 г.).

Взятка получается должностным лицом за совершение или несовершение каких-либо действий в пользу взяткодателя либо другого лица, которое представляет взяткодатель, в том числе членов его семьи. Действия, совершаемые за взятку, могут быть четырех видов: а) эти действия могут входить в обычные служебные полномочия должностного лица; б) эти действия могут не входить в непосредственные полномочия этого должностного лица, но в силу своего авторитета, влияния лицо, получившее взятку, может способствовать совершению действий или их несовершению в пользу взяткодателя или представляемого им лица; в) должностное лицо за взятку может оказывать общее покровительство, например необоснованно, без каких-либо заслуг продвигать взяткодателя по службе, представлять его к премиям, наградам и т. п.; г) за взятку должностное лицо может оказывать попустительство, т. е. скрывать допущенные взяткодателем ошибки и упущения по службе.

Объективная сторона характеризуется:

— действия, входящие в круг полномочий;

— способствование таким действиям с использованием служебного положения;

— общее покровительство или попустительство по службе.

Преступление налицо и тогда, когда за взятку удовлетворяются интересы как самого взяткодателя, так и тех, кого он представляет.

Если за взятку должностное лицо совершает действие (бездействие), содержащее состав какого-либо преступления, то его действия подлежат квалификации по ч. 2 рассматриваемой статьи. Термин «незаконные», употребленный законодателем, следует трактовать как «преступные». Таким образом, УК 1996 г. по сути дела возродил деление взяточничества на мздоимство и лихоимство, известное дореволюционному русскому уголовному законодательству. Однако выделение этого признака в качестве квалифицирующего обстоятельства не исключает необходимости в соответствующих случаях квалифицировать действия виновного должностного лица по совокупности со ст.ст. 285, 286 или другой статьей УК, предусматривающей ответственность за эти преступления. К такому выводу приводит сопоставление санкций, предусмотренных в ч. 2 комментируемой статьи, с мерами наказания, установленными законом за злоупотребление служебным положением и превышение служебных полномочий.

Под неоднократностью понимается получение взятки не менее двух раз или одновременное получение взятки от двух лиц, если в интересах каждого из них совершается отдельное действие. Не образует неоднократности получение взятки в несколько приемов за выполнение одного действия. Не будет неоднократности и при получении взятки от нескольких лиц за выполнение одного действия.

Вымогательство состоит в требовании должностного лица дать взятку под угрозой ущемить правоохраняемые интересы взяткодателя либо в поставлении последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку для предотвращения или прекращения нарушения его законных интересов.

Отсутствует вымогательство взятки в ситуации, когда виновный требует взятку, угрожая совершить законные действия в отношении взяткодателя. Нет вымогательства и в случаях, когда должностное лицо требует взятку, не подкрепляя ее угрозой нарушить законные интересы взяткодателя.

Получение взятки. Состав преступления и сроки наказания

Удручает статистика исследований в области взяточничества на просторах российского государства – более 300 млрд. в год – и это сумма совсем не в государственной валюте. Основываясь на раскрытых делах о взяточничестве можно сделать вывод, что суммы взяток в стране колоссальны. Масштабы преступления растут, а количество взяток, которое осталось за пределами видимости для правоохранительных органов вообще неизвестно.

Наибольшее распространение взяточничество получило в 90-е годы, когда разгул преступности был на высоте, а власть еще не достаточно крепка для решения такой глобальной проблемы. Взятки брали все – врачи, учителя, должностные лица государственных учреждений, государственные служащие. Тогда это явление можно было оправдать тотальной невыплатой заработных плат и обнищанием нации. На сегодняшний день взятка хоть и не вымирающее явление, но все же встречающееся несколько реже в связи с ужесточением наказания, за дачу, получение и посредничество при даче взятки.

Так как получение взятки является уголовно наказуемым деянием регулирование данного преступления возложено на Уголовный кодекс РФ, а именно на ст. 290.

Простой обыватель связывает понятие получение взятки лишь с денежными купюрами, что в корне не верно. К взятке относятся любые материальные ценности, в том числе деньги, ценные бумаги, имущественные ценности и другие возможные блага. Выгода имущественного характера при получении взятки может выражаться:

  • в занижении стоимости передаваемого имущества и предоставляемых услуг;
  • в предоставлении услуг оказываемых безвозмездно, но подлежащих оплате (туристические путевки, производство строительных и ремонтных работ и т.д.);
  • в уменьшении арендных платежей и т.д.

Отблагодарить или просто одарить должностное лицо можно, не превышая предела допустимого максимума определяемого, как подарок, и не подпадающего под действие статей о получении и даче взятки.

Признаки и состав преступления

Получение взятки считается одним из самых опасных видов должностных преступлений, так как дезорганизует деятельность органов управления, посягая при этом на нормальное функционирование управленческого аппарата государства, а так же плохо влияет на отношение граждан к государству.

Субъект преступления получения взятки — лицо, которое временно, постоянно или по специальному полномочию выполняет административно-хозяйственные или организационные функции в гос.органах, муниципальных и государственных учреждениях, органах местного самоуправления или осуществляет функции представителя власти. Так же действие статьи 290 УК РФ распространяется на лиц, выполняющих вышеперечисленные функции в воинских формированиях РФ и Вооруженных силах РФ. Помимо этого в данной статье указаны и другие лица, караемые за получение взятки – это иностранные должностные лица и должностные лица, исполняющие обязанности в публичных международных организациях.

В соответствии с действующим законодательством к должностным лицам не относятся поверенные, которые представляют по договору интересы государства в органах управления АО (акционерное общество) ХТ (хозяйственное товарищество), доля или часть акций которых находится в собственности государства.

Объективная сторона получения взятки выражена:

  • в действиях или бездействии должностного лица, приносящих пользу взяткодателю, и напрямую связанных с его должностными полномочиями;
  • в действиях или бездействии должностного лица, которые связаны с занимаемой им должностью в силу чего существует возможность повлиять на действия других должностных лиц;
  • в общем попустительстве и покровительстве на службе;
  • в противоправных действиях или бездействии в пользу взяткодателя.

При этом использование должностным лицом своих дружеских и личных связей, если они не связаны с его должностью не могут квалифицироваться по ст. 290 УК РФ.

Квалификация такого преступления, как получение взятки, не зависит от времени, когда взятка была передана до или после совершения должностным лицом действий или бездействия для взяткодателя.

Имущественная выгода в качестве взятки должна быть определена в денежном эквиваленте и указана в приговоре суда.

Наказание за получение взятки

За получение взятки должностным лицом, п. 1 ст. 290 УК РФ предусмотрено наказание в виде:

  • штрафа, размер которого соответствует 25 – 50 –ти кратной сумме взятки (помимо этого предусмотрено лишение права заниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности);
  • лишения свободы на срок до 3 лет с назначением штрафа в 25-ти кратном размере от суммы взятки).

Должностное лицо, получившее взятку, в значительном размере согласно п. 2 ст. 290 УК РФ наказывается:

  • штрафом в 30-60-ти кратном размере от суммы взятки (данный вид наказания сопровождается запретом на занятие определенной деятельностью и занимание определенных должностей);
  • лишением свободы на срок до 6 лет (штраф – 30-ти кратный размер от суммы взятки).

Увеличение наказания и размера штрафов за получение взятки за незаконные действия или бездействие обусловлено значительной тяжестью преступления, усугубленного неправомерностью предпринимаемых действий.

Так, согласно п. 3 ст. 290 УК РФ за получение взятки за незаконное бездействие или действия должностного лица предусмотрено наказание в виде:

  • штрафа в 40-70-ти кратном размере от суммы взятки с лишением права занимать должности определенного ранга и заниматься определенной деятельностью;
  • лишения свободы на срок от 3 до 7 лет (+ штраф в 40-ка кратном размере от сумы взятки).

Срок лишения права на занимание должности определенного ранга и занятие деятельностью определенного направления, осужденного по пунктам 1,2,3 ст. 290 УК РФ – до 3 лет.

Получение взятки лицом, занимающим гос. должность РФ или гос. должность субъекта РФ или главой органа местного самоуправления наказывается:

  • штрафом в размере от 60-ти кратной до 80-ти кратной суммы взятки (+ лишение права заниматься определенной деятельностью и занимать определенные должности);
  • лишением свободы на срок от 5 до 10 лет (+ штраф в 50-ти кратном размере от суммы взятки).

Совершение преступления, квалифицируемого по пунктам 1,3,4 ст. 290 УК РФ сопряженном с вымогательством взятки, получением ее организованной группой (группой лиц по предварительному сговору), и в крупном размере карается (п. 5 ст. 290 УК РФ):

  • штрафом 70-90-то кратном размере от суммы взятки;
  • лишением свободы на срок от 7 до 12 лет (+ лишение права занимать должности определенного ранга и заниматься определенной деятельностью + штраф – 60-ти кратная сумма от взятки).

Получение взятки в особо крупном размере сопряженное с получением ее группой лиц, которые действовали по предварительному сговору (организованной группой) и с вымогательством карается:

  • штрафом от 80-ти до 100 кратной суммы взятки (+ лишение права занимать должности определенного ранга и заниматься определенной деятельностью, срок ограничения – до 3 лет);
  • лишением свободы на срок от 8 до 15 лет (+штраф в размере 70-ти кратной суммы взятки).

Возбуждение уголовного дела по факту получения взятки требует участия адвоката по уголовным делам, помощь которого может существенно повлиять на исход следствия. От квалификации преступления, правильного сбора доказательной базы зависит правомерность вынесение приговора. Помощь адвоката по уголовным делам – это защита клиента и отстаивание его интересов вне зависимости от обстоятельств дела.

Это интересно:  Плагиат - что это такое и как с ним бороться?

Советуем прочесть также:

Адвокат по уголовным делам Виктория Державина

Уголовно-правовая характеристика взяточничества

Юридический анализ состава получения взятки (ст. 290 УК РФ)

Объективные и субъективные признаки состава получения взятки

В статье 290 УК РФ получение взятки определяется как получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействия) входят в круг служебных полномочий должностного лица, либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Данное преступление находится в главе 30 УК РФ — преступления против государственной власти, интересов государственной службы и органов местного самоуправления.

Родовой объект состава преступления получение взятки можно определить как совокупность общественных отношений, обеспечивающих нормальную и законную деятельность органов власти. Предусмотренные статьей 290 УК РФ преступления посягают на функционирование и престиж органов государственной службы, на интересы государственной службы и на деятельность (интересы службы) органов местного самоуправления, что составляет видовой объект этого вида посягательств. При этом под органами власти следует понимать все установленные законом властные структуры — от Государственной Думы и Совета Федерации Российской Федерации до местных законодательных органов (думы, законодательные собрания или иные властные органы). Под интересами государственной службы имеется в виду деятельность управленческих систем, ведомств, органов, в которых осуществляется государственная служба в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В управленческие или исполнительные системы следует включать структуры любого уровня и ведомственной подчиненности — от Правительства РФ и субъектов РФ, министерств, ведомств, комитетов, управлений до администрации государственных организаций, учреждений, и предприятий. Под службой в системе органов местного самоуправления понимается выполнение соответствующих должностных или служебных функций — в качестве главы муниципального образования или местной администрации, их заместителей, руководителей отделов, секторов, инспекторского состава и т.д.

Непосредственным объектом данного преступления, исходя из того, что в заголовок главы вынесены составные части (компоненты) видового объекта, логично считать нормальную деятельность органов государственной власти, государственной службы и органов местного самоуправления.

Необходимым признаком данного преступления является его предмет. Предметом взятки являются материальные ценности (деньги, ценные бумаги, имущество и др.), а также выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (производство строительных, ремонтных и иных работ, оплата расходов и развлечений, предоставление санаторных и курортных путевок, билетов на поезд, самолет, концерт и т.п.) и имущественные права. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) (под ред. д-ра юрид. наук, проф. А.И. Чучаева). — «КОНТРАКТ», 2012 г.

Под услугами имущественного характера следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 N 6.

Имущественные права — это юридические и фактические возможности по владению, пользованию и распоряжению имуществом, а также материальные требования по поводу его распределения и обмена, например: собственность или право пользования на имущество, дом, земельный участок, автомобиль, в том числе аренда помещений и др.; право на вознаграждение за изготовление или создание вещи или произведения; право на социальное обеспечение (пенсию, пособие) Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) (под ред. д-ра юрид. наук, проф. А.И. Чучаева). — «КОНТРАКТ», 2012 г..

Под деньгами закон понимает как российские, так и иностранные денежные знаки, имеющие хождение, т.е. находящиеся в финансовом обороте, на момент совершения преступления. Старинные российские и иностранные монеты, не имеющие хождения в качестве средства платежа, но обладающие той или иной нумизматической ценностью, деньгами в смысле статьи 290 УК РФ не являются и должны рассматриваться как «иное имущество», разумеется при условии, что их среднерыночная стоимость не может быть расценена как ничтожная, что в силу малозначительности исключает общественную опасность содеянного и на основании части 2 статьи 14 УК РФ исключает уголовную ответственность.

В соответствии со статьей 142 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ) (далее ГК РФ) ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. Гражданский кодекс РФ к ценным бумагам относит: государственные облигации, облигации, векселя, чеки, депозитные и сберегательные сертификаты, банковские сберегательные книжки на предъявителя, коносаменты, акции, приватизационные ценные бумаги и другие документы законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу таковых Ст. 143 ГК РФ.

Услуги нематериального характера не могут быть предметом взятки.

Объективная сторона получения взятки заключается в получении должностным лицом незаконного имущественного вознаграждения (взятки) лично или через посредника за совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействии), которые: входят в служебные полномочия взяткополучателя; могут способствовать таким действиям (бездействию) лица в силу должностного положения; заключаются в общем покровительстве или попустительстве по службе; имеют незаконный характер.

Под действиями (бездействием), входящими в служебные полномочия лица, за которые принимается взятка, обычно понимают такие акты поведения, которые взяткополучатель правомочен или обязан был выполнить в соответствии с возложенными на него функциями, а под незаконными действиями (бездействием) — неправомерные акты поведения, которые не следовали из служебных полномочий (компетенции) лица или совершались вопреки интересам службы, а также действия (бездействие), содержащие в себе признаки преступления либо иного правонарушения (например, незаконное освобождение от уголовной ответственности, фальсификация доказательств, злоупотребление должностными полномочиями).

В случае совершения взяткополучателем соответствующих оговоренных действий, которые сами по себе имеют уголовно наказуемый характер, ответственность наступает по совокупности преступлений.

Под должностным положением, способствующим совершению определенных действий (бездействия) в пользу взяткодателя со стороны иных должностных лиц, следует, в частности, понимать значимость и авторитет занимаемой им должности, наличие подчиненных. Использование личных отношений, если они не связаны с занимаемой взяточником должностью, не может рассматриваться как использование должностного положения.

К общему покровительству по службе относятся, например, действия, связанные с незаслуженными (необоснованными) поощрением, внеочередным повышением в должности, совершением других актов поведения, объективно не вызываемых необходимостью Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации для работников прокуратуры (постатейный) / (отв. ред. канд. юрид. наук В.В. Малиновский; науч. ред. проф. А.И. Чучаев). — «КОНТРАКТ», 2012 г..

К попустительству по службе относятся непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, нереагирование на его неправомерные действия п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 N 6.

Преступление считается оконченным с момента принятия взятокополучателем хотя бы части передаваемых ценностей (предоставляемых услуг). Если оговоренная передача ценностей (услуг) не состоялась по не зависящим от воли должностного лица обстоятельствам, содеянное следует квалифицировать как покушение на получение взятки.

Если имущественные выгоды в виде денег, иных ценностей, оказания материальных услуг предоставлены родным и близким должностного лица с его согласия либо если он не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя, действия должностного лица также следует квалифицировать как получение взятки.

Получение взятки может осуществляться и в завуалированной форме, например: под видом погашения долга, купли-продажи ценных вещей по заниженным ценам или, наоборот, путем покупки-продажи вещи по завышенной цене, под видом проигрыша в карты, путем заключения фиктивных соглашений о выполнении работ и выплат за них.

Высказывание лишь намерения получить ценности и услуги без попытки реализации намерения с помощью конкретных действий (бездействия) не может влечь уголовной ответственности.

Время передачи предмета взятки — до или после совершения действия (бездействия) в интересах дающего (взятка-подкуп, взятка-благодарность) — на квалификацию не влияет. Не имеет также значения, были ли дача и получение взятки заранее обусловлены (оговорены). Тем не менее, необходимо признать, что в последнем случае она выступает прямым стимулом для совершения должностным лицом последующих актов поведения, что не может не сказываться на уровне общественной опасности содеянного.

Федеральным законом от 25.12.2008 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» внесен ряд изменений в ст. 575 ГК РФ, влияющих на пределы уголовно-правового преследования коррупции, в т.ч. взяточничества.

Так, дарение должностным лицам и иным служащим не допускается, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает 3000 руб. Запрет не распространяется на случаи дарения в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями Ст.575 ГК РФ.

Подарки, полученные должностными лицами и иными служащими, стоимость которых превышает указанную сумму, имеют особый режим: они признаются собственностью соответственно федеральной, субъекта Федерации или муниципальной и передаются получившим их служащим по акту в орган, в котором указанное лицо замещает определенную должность Ст.575 ГК РФ.

В связи с новой редакцией статьи 575 ГК РФ в уголовном праве возникает ряд вопросов, в частности может ли влечь уголовную ответственность факт получения дорогих подарков должностным лицом. Уголовный закон не содержит на этот счет каких-либо указаний, не определил своей позиции и Пленум Верховного Суда РФ.

Уголовный закон признает преподношения и их принятие должностным лицом преступным независимо от того, было ли дарение предварительно согласовано и какова стоимость преподносимых предметов, хотя эти моменты и важны в плане возможности признания деяния малозначительным. Независимо от наличия договоренности и размера подношения налицо взятка (подкуп), если:

— этому предшествовало вымогательство вознаграждения;

— подношение было заранее оговорено, обусловлено, имело характер подкупа;

— дарение имущества осуществлено за незаконные действия (бездействие).

И лишь в случае, когда вознаграждение без предварительной договоренности было передано (получено) за правомерное деяние по службе, решающим для разграничения подарка и взятки (подкупа) становится размер этого вознаграждения.

Это интересно:  Арест имущества приставами-исполнителями: сроки, порядок процедуры.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом и корыстной целью.

Умысел взяткополучателя должен включать в себя осознание того, что предмет взятки передается за выполнение или невыполнение им в интересах дающего определенных действий, связанных с использованием своих служебных полномочий. Поэтому получение должностным лицом материальных ценностей якобы за совершение действия (бездействия), которое он не может осуществить из-за отсутствия служебных полномочий или невозможности использовать свое служебное положение, следует квалифицировать при наличии умысла на приобретение указанных ценностей как мошенничество по статье 159 УК РФ. Владелец ценностей в таких случаях несет ответственность за покушение на дачу взятки, если передача ценностей преследовала цель совершения желаемого для него действия (бездействия) должностным лицом.

Мотивом получения взятки является корысть. Поэтому если должностное лицо принимает незаконное вознаграждение с целью обратить его в пользу государственного (муниципального) органа или учреждения, в котором он работает, потратить на какие-либо общественные или государственные нужды, состав данного преступления отсутствует.

Субъект преступления — должностное лицо, иностранное должностное лицо и должностное лицо публичной международной организации

Должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям настоящей главы в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями.

Под иностранным должностным лицом понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия; под должностным лицом публичной международной организации понимается международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени.

Не могут нести ответственность по 290 статье УК РФ работники государственных органов и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, исполняющие в них профессиональные и технические обязанности, не относящиеся к организационно-распорядительным или административно-хозяйственным функциям п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 N 6.

Взятка считается полученной по предварительному сговору группой лиц, если в совершении преступления участвовали два и более должностных лиц заранее, т.е. до начала преступления, договорившихся об этом. Преступление должно признаваться оконченным с момента принятия взятки хотя бы одним из должностных лиц.

2. Получение взятки. Дача взятки. Отграничение от коммерческого подкупа. (Статьи 290 — 291).

Получение взятки (статья 290).

Предметом взятки могут быть любые материальные ценности (деньги, в том числе иностранная валюта, иные валютные ценности, ценные бумаги, продовольственные и промышленные товары, недвижимое имущество и др.), а также различного рода услуги (выгоды), оказываемые взяткополучателю безвозмездно, хотя в принципе они подлежат оплате, или явно по заниженной стоимости. Это может быть предоставление санаторных или туристических путевок, проездных билетов, оплата расходов и развлечений должностного лица, производство ремонтных, строительных, реставрационных и других работ, путем якобы получения денег в долг, под видом погашения несуществующего долга лица, передавшего ценности, посредством продажи-покупки ценных вещей за бесценок и т.д. Получение должностным лицом различного рода услуг нематериального характера, не влекущих получение материальной выгоды, взяточничеством не признается.

Объективная сторона получения взятки состоит в получении должностным лицом лично или через посредника предмета взятки за один из следующих вариантов служебного поведения:

— за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, входящих в служебные полномочия должностного лица (часть 1);

— за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, которые не входят в служебные полномочия должностного лица, но последний в силу своего должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию) (часть 1);

— за общее покровительство или попустительство по службе должностным лицом взяткодателю или представляемым им лицам (часть 1);

— за незаконные действия (бездействие) должностного лица в пользу взяткодателя или представляемых им лиц (часть 2).

В первом случае имеются в виду законные правомерные действия (бездействие) должностного лица, не нарушающие его служебных обязанностей, не выходящие за рамки его должностной компетенции, т.е., иначе говоря, действия, совершить (не совершать) которые в данном случае он имел право или, более того, был обязан.

Пленум Верховного Суда указал, что субъектом получения взятки следует признавать и тех должностных лиц, которые хотя и не обладали полномочиями для выполнения в интересах взяткодателя соответствующих действий (бездействия), но в силу своего должностного положения могли за взятку способствовать совершению этих действий другими должностными лицами. Использование субъектом в данном случае дружественных или родственных отношений для достижения результата, желательного для лица, передавшего ему вознаграждение, не рассматривается как использование должностного положения, что исключает состав получения взятки.

Согласно трактовке Пленума Верховного Суда РФ, „к общему покровительству по службе могут быть отнесены, в частности, действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности, совершением других действий, не вызываемых необходимостью. К попустительству по службе следует относить, например, непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, нереагирование на его неправомерные действия“.

Подобного рода взяточничество характерно при получении систематических вознаграждений от подчиненных или подконтрольных должностному лицу работников, поскольку должностное лицо постоянно решает вопросы, затрагивающие их интересы, и последние заинтересованы в благоприятном к ним отношении взяткополучателя, а также для коррумпированного аппарата государственных и муниципальных органов, когда представители организованной преступности как бы берут на содержание должностных лиц, обоснованно рассчитывая, что те в необходимых случаях будут действовать в интересах взяткодателей.

Действие (бездействие), совершенное должностным лицом, получившим за это вознаграждение, находится за пределами состава получения взятки и поэтому нуждается в самостоятельной правовой оценке.

При совершении должностным лицом деяния за полученную взятку, предусмотренного как самостоятельное преступление, его действия подлежат квалификации по совокупности.

Время передачи предмета взятки, т.е. до или после совершения действия (бездействия) в интересах дающего, как отметил в названном Постановлении Пленум Верховного Суда РФ, на квалификацию содеянного не влияет.

Вместе с тем ГК разрешает дарение, в том числе государственным служащим и служащим органов муниципальных образований в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей, „обычных подарков, стоимость которых не превышает пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда“. Независимо от размера незаконное вознаграждение должностного лица за выполнение им действия (бездействия) с использованием служебного положения должно расцениваться как взятка в следующих случаях:

— если имело место вымогательство этого вознаграждения;

— если вознаграждение (или соглашение о нем) имело характер подкупа, обусловливало соответствующее, в том числе и правомерное, служебное поведение должностного лица;

— если вознаграждение передавалось должностному лицу за незаконные действия (бездействие).

И только в том случае, когда имущественное вознаграждение без какой-либо предварительной договоренности об этом было передано должностному лицу за его правомерное действие (бездействие) по службе, решающим для разграничения подарка и взятки будет размер этого вознаграждения.

Субъектом получения взятки может быть только должностное лицо. Все иные лица, участвующие вместе с ним в совершении этого преступления, в том числе и выдававшие себя за должностных, могут отвечать только за соучастие в получении взятки как организаторы, подстрекатели или пособники.

Взятка может быть получена должностным лицом лично или через посредника.

С субъективной стороны получение взятки — это умышленное преступление, совершенное из корыстных побуждений.

Если должностное лицо, получая материальные ценности, вводит в заблуждение тех, кто их передает, создает видимость правомерности их получения, утверждая, например, что ценности получаются в качестве оплаты за оказанную учреждением услугу, выполненную работу, в виде штрафа и т.п., содеянное не может рассматриваться как получение взятки, а как мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения.

Получение взятки считается оконченным преступлением с момента принятия должностным лицом хотя бы части взятки, если она передавалась по частям, независимо от того, выполнило ли оно обусловленное действие или нет, собиралось оно выполнять это действие или нет, т.е. формальный состав.

Ответственность повышается (часть 2 статьи 290) при получении должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие).

Незаконные действия (бездействие) должностного лица, о которых говорится в части 2 статьи 290, — это поведение, выходящее за рамки служебных полномочий субъекта, либо действия (бездействие), входящие в его полномочия, но при данных обстоятельствах оснований для их совершения не имелось. Иначе говоря, незаконное действие (бездействие) должностного лица — это поведение, связанное с нарушением обязанностей по службе.

Квалифицированным видом признается получение взятки лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления (часть 3 статьи 290).

Особо квалифицированными видами получения взятки (часть 4 статьи 290) закон считает совершение этого деяния:

— группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

— с вымогательством взятки;

— в крупном размере.

Взятку надлежит считать полученной по предварительному сговору группой лиц, если в совершении преступления участвовало два и более должностных лица, заранее, т.е. до начала преступления договорившихся об этом. В сговор преступников входит то, что они будут получать незаконное вознаграждение (выгоды) за те или иные действия (бездействие) в интересах взяткодателя или представляемых им юридических или физических лиц с использованием служебного положения либо за общее покровительство или попустительство по службе. Преступление признается оконченным с момента принятия взятки хотя бы одним из этих лиц. При этом не имеет значения, сознавал ли взяткодатель, что в получении взятки участвует несколько должностных лиц. При получении взятки по предварительному сговору группой лиц ее размер определяется общей стоимостью полученных ценностей и услуг.

В число членов организованной группы лиц, объединившихся для получения взятки, наряду с должностными могут входить и иные лица, выполняющие отведенную им роль по обеспечению совершения данного преступления.

Единым продолжаемым преступлением следует считать также систематическое получение материальных ценностей или выгод от одних и тех же взяткодателей за общее покровительство или попустительство им по службе.

Пленум Верховного Суда РФ истолковал вымогательство взятки как требование должностным лицом взятки под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам взяткодателя либо поставить последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов. Такого понимания вымогательства взятки судебная практика придерживается в течение многих лет.

Это интересно:  Ответственность за посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля

В обеих ситуациях, которые рассматриваются как получение взятки, сопряженное с ее вымогательством, взяткодатель вынужден дать взятку с тем, чтобы защитить или обеспечить реализацию своих законных, правоохраняемых интересов, которые ставятся под угрозу вымогателем. Поэтому, если взяткодатель заинтересован в неправомерном поведении должностного лица, стремится обойти закон, установленный порядок, добиться удовлетворения своих незаконных интересов, получить незаконные льготы, уйти от заслуженной ответственности и т.п., вымогательство как квалифицирующий признак получения взятки и как обстоятельство, влекущее освобождение взяткодателя от уголовной ответственности, отсутствует.

Крупный размер получения взятки исчисляется в денежном выражении. Согласно примечанию к статье 290 крупным размером взятки признается сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие 150 тысяч рублей.

Дача взятки (статья 291).

Объект — общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование государственной власти, государственной службы, службы в органах МСУ.

Предмет преступления – деньги, ценные бумаги, иное имущество или выгоды имущественного характера.

Объективная сторона характеризуется передачей должностному лицу лично или через посредника взятии.

Дача взятки неразрывно связана с ее получением. Получение взятки не может состояться, если не было дачи взятки. Соответственно не может состояться оконченного преступления дачи взятки, если материальные ценности или выгоды имущественного характера, являвшиеся предметом взятки, не были приняты должностным лицом.

Субъектом может быть лица, достигшее возраста 16 лет.

Субъективная сторона. Дача взятки совершается с прямым умыслом. Если субъект добросовестно заблуждается относительно оснований передачи, полагая, что это не вознаграждение, или не осознавая его неправомерности, состав дачи взятки отсутствует.

Мотивы дачи взятки и цели, которых добивается взяткодатель с помощью взятки, могут быть различны. Взятка дается за служебные действия (бездействие) должностного лица в интересах самого взяткодателя или представляемых им физических или юридических лиц.

Квалифицированным видом преступления (часть 2 статьи 291) является дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействия). Для вменения взяткодателю данного квалифицирующего признака необходимо доказать знание им того, что взятка дается именно за совершение должностным лицом незаконных действий (бездействия). В этих случаях он должен нести ответственность не только за дачу взятки, но и за соучастие (подстрекательство) в преступлении должностного лица. Если взяткодатель ошибочно полагал, что действия (бездействие) должностного лица, за которые дается взятка, являются законными, входят в служебные полномочия взяткополучателя, в связи с допущенной фактической ошибкой он несет ответственность по части 1 статьи 291.

Необходимо разграничивать взяткодателя и посредника во взяточничестве, через которого может осуществляться передача и получение взятки.

Посредник — это лицо, которое, действуя по поручению взяткодателя или взяткополучателя, непосредственно передает предмет взятки. Действия посредника со стороны взяткодателя квалифицируются как соучастие в даче взятки, если, конечно, он осознавал, что передаваемые им ценности или предоставляемые услуги являются взяткой.

В практике следственных и судебных органов нередко встречаются случаи так называемого мнимого посредничества. Если лицо получает от взяткодателя деньги или иные ценности для передачи должностному лицу и, не намереваясь этого делать, присваивает их, содеянное следует квалифицировать как хищение чужого имущества путем мошенничества (статья 159) или присвоения (статья 160) в зависимости от обстоятельств дела. Когда же в целях завладения имуществом взяткодатель склоняется им к даче взятки, действия мнимого посредника помимо мошенничества должны дополнительно квалифицироваться как подстрекательство к даче взятки. Действия взяткодателя в обоих случаях квалифицируются как покушение на дачу взятки.

В примечании к статье 291 предусмотрены два самостоятельных основания освобождения взяткодателя от уголовной ответственности:

— если в отношении него со стороны должностного лица имело место вымогательство взятки;

— если он после дачи взятки добровольно сообщил о случившемся органу, имеющему право возбуждать уголовное дело.

Вымогательство взятки как основание, влекущее освобождение взяткодателя от уголовной ответственности, понимается точно так же, как и вымогательство, являющееся квалифицирующим признаком получения взятки.

Норма об освобождении взяткодателей от уголовной ответственности в случае их добровольного сообщения о преступлении по своей направленности является стимулирующей, побуждая виновного к деятельному раскаянию, к заглаживанию вреда, к разоблачению взяткополучателя.

Освобождение взяткодателей от уголовной ответственности по мотивам вымогательства взятки или добровольного сообщения о даче взятки не означает отсутствия в действиях этих лиц состава преступления. Поэтому они не могут признаваться потерпевшими и не вправе претендовать на возвращение им ценностей, переданных в виде взятки, которые подлежат обращению в доход государства.

Совсем иная ситуация имеется в случаях, когда должностное лицо, покушаясь на получение взятки, требует передачи ему материальных ценностей у гражданина, а последний сообщает об этом в соответствующие органы, а затем с их ведома и под их контролем для уличения и задержания с поличным преступника, пытавшегося получить взятку, передает ему деньги или иные ценности. Подобные действия нельзя рассматривать как провокацию получения взятки, поскольку должностное лицо по своей инициативе требовало взятку, т.е. уже совершило уголовно наказуемое деяние — приготовление или покушение на получение взятки, за что и должно нести ответственность. В действиях гражданина в таких случаях нет состава преступления, так как он не давал должностному лицу взятку, а лишь имитировал ее. Поэтому, материальные ценности должны быть возвращены гражданину или иному субъекту по принадлежности.

Отграничение от коммерческого подкупа.

Коммерческий подкуп имеет много общих признаков объективной стороны со взяточничеством. Но при взяточничестве незаконное вознаграждение имущественного характера принимается должностным лицом органов государственной власти, местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждений, Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований РФ в связи со служебной деятельностью этого лица, что и определяет принципиально другой объект преступления.

Билет 14. Нарушение неприкосновенности частной жизни. Нарушение неприкосновенности жилища.

Непосредственный объект нарушения неприкосновенности частной жизни (ст. 137 УК РФ) – право человека на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

Предметом преступления являются сведения о частной жизни лица, составляющие его личную или семейную тайну. Носители таких сведений могут различаться: документы, вещи, информация на магнитных носителях, а также сам человек.

Личная и семейная тайна появляется у человека с рождения, именно с этого момента она охраняется уголовным законом. После смерти человека такая уголовно-правовая охрана прекращается, хотя в определенных ситуациях защита частной жизни лица может иметь место и после его смерти в гражданско-правовом порядке (ст. 150,152 ГК РФ).

Объективная сторона состава преступления характеризуется альтернативно предусмотренными действиями, а именно:

Собирание указанных сведений без согласия лица;

Распространением указанных сведений без согласия лица;

Распространение указанных сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующем произведении или СМИ.

Под собиранием следует понимать целенаправленное отыскание сведений о частной жизни лица независимо от способа отыскания (например, путем наблюдения, подслушивания, запросов, похищения документов).

Под распространением следует понимать доведение сведений о частной жизни человека до третьего лица любым способом (устно, письменно либо с использованием информационных технологий). При распространении лицо, о котором сообщаются те или иные сведения, должны быть индивидуально конкретизировано до степени его узнаваемости третьим лицам.

Собирание и распространение сведение о частной жизни лица должно быть незаконным, то есть совершаться в нарушение установленного законодательством порядка собирания и раскрытия на публике указанных сведений. Согласия лица на собирание и распространение сведений исключает признак.

Распространение сведений о частной жизни лица в публичном выступлении, публично демонстрирующем произведении или СМИ предполагает доведение указанных сведений для неограниченного числа лиц.

Субъект преступления — вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет.

В. Ч. 2 ст. 137 УК РФ предусмотрен один квалифицирующий признак – совершение деяния лицом с использованием своего служебного положения, следовательно специальный субъект.

Состав преступления формальный и преступление признается оконченным с момента совершения действий по собиранию или распространению сведений независимо от того, получило ли лицо искомую информацию или дошло ли оно до третьего лица.

Нарушение неприкосновенности жилища (ст. 139 УК).

Конституция РФ провозглашает принцип неприкосновенности жилища (ст. 25 Кон. РФ). Никому не дано право проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. Одной из гарантий исполнения названных установлений является введение в уголовный закон нормы, предусматривающей ответственность за нарушение неприкосновенности жилища.

Объективная сторона – незаконное проникновение в жилище. Под жилищем понимается индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилой фонд и пригодное для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящее в жилой фонд, но предназначенное для временного проживания. Исходя из функционального назначения, жилищем можно считать частный жом (дачу), отдельную квартиру или комнату в ней, комнату в общежитии, гостинице и т.д.

Незаконное проникновение в жилище означает вторжение любым способом (с преодолением препятствий или без него), без согласия или против воли, проживающего там лица, при отсутствии оснований для законного вхождения. Законные основания излагаются в УПК.

Суды обязаны во всех случаях проверять материалы, подтверждающие необходимость срочного, безотлагательного проникновения в жилище.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Мотивы совершения преступления разнообразны – от хулиганских, до превышения властных полномочий со стороны оперативных работников правоохранительных органов.

Субъект общий, по части 3 ст.139 УК РФ, специальный. Это лицо, которое для незаконного проникновения в жилище использует свое служебное положение. В тех случаях, когда государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом, присваивает себе полномочия такого лица и на этом основании проникает в жилище – то по совокупности ст.288 и 139.

Ч.2 ст.139 устанавливает наказание за незаконное проникновение в жилище, совершённое применением насилия или с угрозой его применения (в виде побоев или причинения легкого вреда здоровью потерпевшего). Причинение более тяжкого вреда требует дополнительной квалификации по ст.111, 112 или 119 УК РФ.

Состав преступления формальный. Преступление считается оконченным с момента незаконного проникновения в жилище.

Статья написана по материалам сайтов: studopedia.ru, www.legalneed.ru, studbooks.net, studfiles.net.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий