Понятие амнистии в уголовном праве

Амнистия: понятие и юридическая природа

а) осужденных, в отношении которых принято соответствующее постановление начальника исправительного учреждения;

б) осужденных, содержавшихся в колониях — поселениях и направленных в исправительные колонии других видов, если после вынесения постановления судьи о направлении указанных осужденных в исправительные учреждения они находились под стражей менее одного года на день принятия решения о применении акта об амнистии. Срок наказания исчисляется со дня заключения осужденного под стражу;

в) осужденных к исправительным работам, которым за злостное уклонение от отбывания наказания не отбытый срок исправительных работ был заменен судом наказанием в виде лишения свободы, если они находились под стражей менее шести месяцев на день принятия решения о применении акта об амнистии; осужденных к исправительным работам без лишения свободы и исправительным работам, совершивших новое преступление до постановки на учет в уголовно — исполнительных инспекциях;

г) осужденных, совершивших умышленные преступления до вступления приговора в законную силу, а также совершивших умышленные преступления во время отбывания наказания, в течение установленного судом испытательного срока или в период отсрочки отбывания наказания либо исполнения приговора;

д) осужденных, которым судом отменены условное осуждение или отсрочка отбывания наказания, если после вынесения постановления судьи о направлении указанных осужденных в исправительные учреждения они находились под стражей менее одного года на день вступления в силу Постановления об амнистии;

е) осужденных, не уплативших без уважительных причин штраф в установленные законом или судом сроки.

Осуществление происходит вне зависимости от волеизъявления лица, совершившего преступление.

В соответствии с п. «е» ч. 1 ст. 103 Конституция РФ относит объявление амнистии к ведению Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Часть 1 ст. 84 УК лишь дублирует конституционное положение, закрепляя, что амнистия объявляется Государственной Думой. Таким образом, амнистия — это государственно-правовой, а не уголовно-правовой акт. Несмотря на то, что статья об амнистии включена в УК РФ, нет ни одного предписания Общей части УК РФ, которое было бы обязательно для акта амнистии. Следовательно, включение статьи об амнистии или же не включение ее в УК РФ не оказывает какого-либо влияния на характер и содержание актов амнистии, на реализацию и применение такого акта. Поэтому содержание ст. 84 УК является кратким, обобщенным содержанием общих положений, встречающихся в актах амнистии. Конкретнее содержание амнистии определяется в самом акте об амнистии.

Таким образом, амнистия, как государственно-правовой акт имеет следующие признаки.

· она при всех обстоятельствах носит нормативный характер, т.е. распространяется на индивидуально не определённый круг лиц, на неопределённое количество уголовных дел, независимо от того, на какой процессуальной стадии они находятся. Прохоров Л.А., Прохорова М.Л. Уголовное право: учебник. — М., 2003. — С. 121.

· инициатива их издания всегда исходит от государственного органа.

· акты амнистии имеют общеобязательный характер, как для правоохранительных органов, которые призваны применять акты амнистии, так и для тех лиц, которые попадают под амнистию. Единственное исключение — лица, признающие себя невиновными в совершении инкриминируемого преступления и настаивающие на судебном разбирательстве.

· акт амнистии лишь создаёт нормативное основание для освобождения лица, определяет категории лиц, которые подпадают под амнистию, порядок и условия её применения.

Акт амнистии — это специфический правовой документ. Его особенности связаны с порядком действия акта во времени. Действие акта амнистии распространяется на деяния, совершенные до его издания. Действие акта амнистии ограничено небольшими временными границами. Это «разовый» акт. Акт амнистии не указывает перечень конкретных лиц, а распространяется на всех, попадающих под амнистию (участники войны, инвалиды, несовершеннолетние и т.д.)

— на стадии возбуждения уголовного дела — постановлением об отказе в его возбуждении;

— на стадии расследования, либо в отношении дел, по которым закончено расследование, но не вынесен приговор, — постановлением о прекращении уголовного дела;

— на стадии судебного разбирательства — определением суда о прекращении уголовного дела.

Большинство актов амнистии касается тех категорий осуждённых, которые заслуживают некоторого снисхождения: несовершеннолетних, женщин, имеющих детей, участников войны и военных действий, инвалидов, лиц преклонного возраста.

Юридическим же основанием освобождения от уголовной ответственности (наказания) служит индивидуально определённый акт применения норм права: постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, определение суда о прекращении уголовного дела; обвинительный приговор суда с освобождением от наказания; постановление начальника исправительно-трудового учреждения, санкционированное прокурором, либо постановление специальной комиссии по освобождению из мест лишения свободы и т.д. Акт амнистии влечет за собой определенные уголовно-правовые последствия, устанавливаемые в УК РФ:

а) освобождение от уголовной ответственности лиц, подпадающих под амнистию, по характеру совершенного преступления и личностной характеристике. В отношении этих лиц уголовные дела не подлежат возбуждению, а возбужденные подлежат прекращению;

б) освобождение от наказания или его отбывания лиц, подпадающих под амнистию. В данном случае обвинительный приговор не приводится в исполнение;

в) сокращение назначенного наказания или замена его более мягким;

г) освобождение осужденных, подпадающих под амнистию, от дополнительного вида наказания;

д) снятие судимости. Это решение принимается к уже отбывшим наказание лицам, подпадающим под действие акта об амнистии.

Издание актов амнистии является проявлением принципа гуманизма российского права. Актами амнистии уголовный закон не отменяется и не изменяется. Они призваны облегчить участь лиц, совершивших преступления, и осужденных. При этом характер и обстоятельства совершенных преступлений, как правило, свидетельствуют о небольшой степени общественной опасности деяния и виновного. В акте амнистии указываются ограничения в применении амнистии к определенным категориям лиц. Порядок применения амнистии определяется в отдельном постановлении. В результате амнистии лица, совершившие преступления, могут быть освобождены от уголовного наказания, т.е. от вынесения обвинительного приговора, соединенного с назначением виновному конкретного наказания. Таким образом, амнистия, в отличие от помилования, может иметь более широкое содержание.

Уголовно-правовое понятие амнистии

В УК РФ 1996г. впервые включена отдельная статья, посвященная порядку объявления и правовым последствиям акта амнистии (ст. 84 УК РФ). Правом издания такого акта согласно ст. 103 Конституции РФ 1993г. обладает нижняя палата российского парламента — Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 84 УК амнистия объявляется в отношении индивидуально не определенного круга лиц. Это значит, что в постановлении об амнистии не дается указания о ее применении к каким-либо конкретным физическим лицам. Акт амнистии рассчитан на применение к целым категориям лиц, совершивших преступления, например, к женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, к мужчинам старше 60 лет, к инвалидам I или II группы и т.д. При этом лица, к которым амнистия будет применена, заранее индивидуально не определены. Эта особенность позволяет, в частности, отграничить амнистию от помилования, которое адресуется конкретному осужденному.

Итак, объявление амнистий отнесено к ведению Государственной Думы ФС РФ и осуществляется путем принятия постановлений об объявлении амнистии и порядке ее исполнения.

Рассмотрим основные особенности амнистии как правового явления. Будучи актом высшего органа государственной власти, амнистии имеют нормативный характер. Их предписания обязательны для всех органов и должностных лиц, имеющих отношение к реализации уголовной ответственности. Эти предписания распространяются на индивидуально не определенный круг лиц. Вместе с тем вопрос о правовой природе актов амнистии является дискуссионным. Так, И.Марогулова считает, что «правовая природа актов амнистии отличается от правовой природы нормативных актов», поскольку первые не отменяют и не изменяют норм права и даже их не корректируют, правила действия уголовного закона во времени не касаются амнистии и такие акты не включаются в Свод законов СССР, в который входят только нормативные акты. По ее мнению, амнистия выступает в виде «государственного мероприятия, направленного на претворение в жизнь уголовной политики страны». Все это привело автора к выводу о ненормативном характере актов амнистии.

В.Л. Кулаков, рассматривал признаки нормативно-правовых актов, обоснованно отмечает, что к их числу относятся, наличие общеобязательных правил поведения (норм), строго определенной процессуальной формы, неперсонифицированность нормативно-правового акта, длительность действия.

Указанные признаки присущи амнистии, в силу чего имеют место все основания для признания ее нормативным актом. Этот правовой спор был разрешен постановлением Конституционного суда от 05.07.2001 года № 11-П, который аргументировано, определил, что «постановление Государственной Думы, которым объявляется амнистия, является уникальным нормативно-правовым актом в сравнении с постановлениями Государственной Думы по другим вопросам, принимаемым в форме постановлений. Принятие Государственной Думой постановлений об амнистии предусмотрено самой Конституцией РФ, что отличает эти постановления от других нормативных актов…». В российской юридической литературе нет единодушия и по вопросу о том, к какой отрасли права следует относить институт амнистии. Ряд авторов относят его к сфере государственного права (Дурманов, Келина), другие считают его относящимся к области уголовного права (Тищенко, Зельдова), третьи полагают, что не следует относить амнистию к какой-то одной отрасли права, поскольку она носит комплексный характер (Марогулова). В связи с этим хотелось бы высказать ряд замечаний. Конституция РФ, относя объявление амнистии к ведению Государственной Думы, не дает каких-либо указаний о характере и содержании акта амнистии. Решение этих вопросов находится в исключительной компетенции Государственной Думы РФ. Следовательно, амнистия является скорее государственно-правовым, а не уголовно-правовым актом. Несмотря на то, что статья об амнистии включена в УК РФ, нет ни одного предписания Общей части УК РФ, которое было бы обязательно для акта амнистии. В частности, предписания последнего не зависят от соответствующих норм Общей части УК, устанавливающих различные виды освобождения от уголовной ответственности и наказания, снятия судимости и т.д. Акт амнистии может содержать и другие предписания, не относящиеся к УК. Следовательно, включение статьи об амнистии или же невключение ее в УК РФ не оказывает какого-либо влияния на характер и содержание актов амнистии, на реализацию и применение такого акта. Поэтому содержание ст. 84 УК является кратким, обобщенным содержанием общих положений, встречающихся в актах амнистии.

Это интересно:  Ответственность за утрату военного имущества

Вместе с тем можно выделить и специфические цели актов амнистии. Чаще всего в акте амнистии декларируется гуманная цель облегчения участи лиц, совершивших относительно нетяжкие преступления, несовершеннолетних, женщин, больных и т.п. Так, акт амнистии от 24.12.1997 г. начинается словами: «Руководствуясь принципом гуманизма…».

Акт амнистии имеет нормативный характер, поэтому в отношении лиц, подпадающих под его действие, выносятся: постановление о прекращении уголовного дела, обвинительный приговор с освобождением виновного от наказания, определение суда второй инстанции о прекращении уголовного дела, постановление органа, ведающего отбыванием наказания, санкционированное прокурором, об освобождении от дальнейшего отбывания наказания. Указанные документы являются юридическим основанием для исполнения акта амнистии в отношении конкретных лиц.

Завершая рассмотрение поставленного вопроса, отметим, что, безусловно, акт амнистии — специфический правовой документ. Его особенности, в первую очередь, связаны с порядком действия такого акта во времени. Действие акта амнистии распространяется на деяния, совершенные до его издания. Такой принцип действия, в общем-то, не свойствен уголовным законам. Более того, действие акта амнистии ограничено небольшими временными границами. Это, скорее, «разовый» акт. Вместе с тем такие черты акта амнистии непосредственно связаны с характером и целями самой амнистии, в основе которой лежит идея «прощения» уже совершенных преступлений.

Акт амнистии определяет критерии ее применения, которые в основном не учитывают поведение осужденного в процессе исполнения наказания. Поэтому под амнистию подпадают нередко и лица, не вставшие на путь исправления. Такой обезличенный порядок применения амнистии является ее недостатком. Таким образом, суть амнистии заключается в освобождении от уголовной ответственности и наказания, которые регулируются уголовным, уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным правом. Следовательно, амнистия не входит в какую-либо одну отрасль права.

Исходя из вышеизложенного, понятие «амнистия» можно рассматривать в двух различных смысловых значениях: как правовой институт и как правовой акт. Таким образом, амнистия — это нормативный правовой акт, который принимается Государственной Думой Федерального Собрания РФ в отношении индивидуально не определенного круга лиц, отвечающих указанным в самом акте признакам, имеющий обратную силу действия, в соответствии с которым лица, совершившие преступления, могут быть освобождены от уголовной ответственности, лица, осужденные за совершение преступлений, могут быть освобождены от как основного, так и дополнительного наказания полностью или частично, либо назначенное наказание заменено более мягким видом. С лиц, отбывающих наказание, актом об амнистии может быть снята судимость.

Правовое понятие акта об амнистии

Правильное определение юридической природы амнистии имеет важное теоретическое и практическое значение, поскольку оно помогает раскрыть сущность этого института и точнее выявить основания и условия его применения.

Насколько эффективны акты амнистии, каковы последствия их применения? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо выяснить, в чем заключается эффективность амнистии, определить ее критерии. Так, эффективность в юридической литературе трактуют как: правильность, обоснованность правовых норм; полное достижение цели и т.д. Собственно, под эффективностью наказания нередко понимают успешность достижения его целей. Следовательно, эффективность норм актов об амнистии — это отношение между фактическим результатом, наступившим после амнистирования, и той социальной целью, для достижения которой был принят акт об амнистии. Критерий эффективности — это качественное состояние, характеризующее достижение результата (цели).

При принятии акта об амнистии, конечно же, возникают проблемы социальной обоснованности и законодательного прогнозирования на стадии правотворчества, где законодатель должен подвергнуть анализу, по возможности, все социальные явление, могущее оказать влияние на эффективность амнистии. Следовательно, критериев (признаком) эффективности амнистирования является исправление, а также общая и частная превенция, и социальная адаптация. В последнее время, — пишет И.Л. Марогузова, — отдельные акты по амнистии носят откровенно «разгрузочный» характер и преследуют одну — единственную цель — ввиду чрезмерной переполненности исправительных учреждений освободить из них как можно большее количество осужденных…».

Правовое понятие акта об амнистии

могут быть различными:

1) освобождение от уголовной ответственности;

2) освобождение от наказания;

3) сокращение назначенного наказания;

4) замена назначенного наказания более мягким видом;

5) освобождение от дополнительного вида наказания;

6) снятие судимости (ч. 2 ст. 84 УК).

И так мы подошли к вопросам о целесообразности, актуальности и неоднозначности института амнистии. Одна из целей объявления амнистии — в профилактике преступности и исправлении лиц, совершивших преступление, путём неприменения к ним репрессии, но предоставлении им прощения и шанса сойти с пути преступления. П.И. Люблинский, исследуя амнистию, писал: «…Преступность, коренясь в тайниках общественной жизни, требует для своего искоренения более глубокой и приспособленной социальной реакции, нежели та, которую может доставить репрессия, понимаемая в смысле применения к виновному мер, специально предназначенных причинять ему страдания или ущерб. …На смену страха привлекаются иные мотивы человеческой психики, с помощью которых желательное для общества поведение достигается с большею легкостью. Даже в области исполнения наказания с большим успехом начинает применяться воздействие на моральное сознание виновных с целью привлечь к возрождению их внутренние силы самого преступника, явившееся на смену подавляющего действия возмездия». Данный подход представляет собой сочетание проявления гуманности и целесообразной уголовной политики. Но не всегда амнистии объявляются из столь благородных и сообразных побуждений. Малоприглядным поводом является принятие амнистии из целей «разгрузки» мест лишения свободы. В данном случае должны более деликатно работать законодатель и суды, но решение данного вопроса изданием акта об амнистии является абсолютно не корректным. Говоря об отрицательной стороне амнистии, нельзя не привести точку зрения С.Н. Собакина. Он предлагает отказаться от амнистии. Свой вывод автор основывает на фактах нарушения принципа справедливости при издании актов об амнистии, которые заключаются в невозможности амнистирования осужденных, совершивших преступления сопоставимой тяжести или менее тяжкие, по сравнению с лицами, на которых распространяется действие амнистий. По его мнению, единственным основанием для применения досрочного освобождения любого вида должна быть степень исправления осужденного или снижение его общественной опасности. Амнистии не позволяют тщательно изучать личность каждого лица, поскольку распространяются на целые категории осуждённых. К тому же освобождение лица от уголовной ответственности по амнистии не даёт никаких гарантий, что лицо исправится и не совершит преступление вновь. Акт амнистии — акт доверия.

На протяжении многих лет к амнистии прощению» как правовому явлению было самое неоднозначное отношение. Так, Ч.Беккариа относился к нему отрицательно, полагая, что «по мере смягчения наказаний милосердие и прощение становятся менее необходимыми». Прощение, по его мнению, не должно иметь места «в совершенном законодательстве, где наказания умеренны, а суд праведен и скор. Эта истина, — как полагал Ч.Беккариа, — покажется суровой тому, кто живет в стране с неупорядоченной системой уголовного законодательства. А потому в этой стране потребность в прощении и милосердии прямо зависит от нелепости законов и суровости приговоров». Ч.Беккариа выступал против закрепления института «прощения» в УК, поскольку считал, что «показывать людям, что преступления могут прощаться и что наказание — необязательное их следствие, значит порождать в них иллюзию безнаказанности и заставлять их верить, что если можно добиться прощения, то приведение в исполнение приговора непрощенному скорее акт насилия власти, чем результат правосудия»

Но всё же, несмотря на всю угловатость амнистии, её парадоксальность, этот институт является уже с закреплением его в Конституции РФ неотъемлемой частью законодательства нашего государства, своеобразным символом гуманизма нашего общества, в котором личности предоставляются все шансы на благополучную жизнь и развитие и предпринимаются все меры для нерепрессивного регулирования общественных отношений во благо для каждого в отдельности и всего общества в целом.

В общем в российской юридической литературе амнистия рассматривается как гуманная, необходимая мера. Среди положительных черт амнистии называется то, что она отвечает целям экономии уголовной репрессии, способствует корректировке наказания в сторону его смягчения и т.п. Авторы считают необходимым для ликвидации негативных последствий амнистии перед ее применением тщательно продумывать программу ресоциализации амнистируемых. Определенный шаг в этом направлении был сделан постановлением Государственной Думы РФ от 24 декабря 1997 г. о порядке применения акта амнистии, которое в п. 16 предлагает Правительству РФ осуществить совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ систему мер, обеспечивающих трудовое и бытовое устройство лиц, освобожденных из мест лишения свободы, а также их медицинское обслуживание.

Это интересно:  Основные проблемы применения смертной казни: правовые и этичные

Завершая исследование данного вопроса, необходимо сделать некоторые выводы:

1) Амнистия — это нормативный правовой акт, который принимается ГД ФС РФ в отношении индивидуально не определенного круга лиц;

2) под эффективностью актов об амнистии понимается отношение между фактическим результатом, наступившим после амнистирования, и социальной целью, для достижения которой был принят акт об амнистии;

3) критериями эффективности актов об амнистии являются исправление осужденных, общая и частная превенция; социальная адаптация осужденных.

Амнистия в уголовном праве – основные понятия, правовой регламент

Прилежное поведение в пенитенциарном учреждении, положительная характеристика и отсутствие проблем с законом – все это может привести к тому, что осужденный покинет место своего заключения раньше, чем это установлено судебным приговором, то есть выйдет по амнистии.

Тем не менее, понятие амнистии распространяется не только на уголовное право. Так, такой же термин применяется и в других сферах правовых отношений – налоговое, административное право и т.д. Но, далее подробно поговорим именно о том, что такое амнистия по уголовным делам, а также, кто может рассчитывать на такое помилование со стороны государства.

Определение

Что такое амнистия? В законодательстве под данным понятием подразумевается полное или частичное освобождение от назначенного судом наказания на основании принятого государственного акта.

Как правило, амнистия приурочивается к какому-либо важному государственному событию, но законодательно это не ограничено.

Законодательная база

Амнистия в РФ регламентируется статьей 84 УК РФ. После того, как соответствующий акт будет принят, может происходить следующее:

  • Судимость будет снята.
  • Наказание будет заменено на более мягкое или же срок уменьшен.
  • Преступник будет освобожден от уголовного наказания и выпущен из пенитенциарного учреждения.

Важно помнить следующее – действие такого государственного постановления может распространяться только на тех, кто совершил проступок до того, как акт был принят и приобрел юридическую силу.

Кто может рассчитывать?

Прежде всего, следует отметить, что даже если лицо попадает в категорию возможно амнистированных, нет совершенно никакой гарантии того, что данный акт все же будет иметь к нему отношение.

Так, согласно действующим нормативно-правовым актам, уголовная амнистия может распространяться на следующие категории лиц:

  • Имеют личные заслуги перед Родиной.
  • Имеют тяжелое заболевание, которое требует лечения в профильном медицинском учреждении.
  • Достигли пенсионного возраста.
  • Осужденные женского пола.
  • Стали инвалидами.
  • Не достигли совершеннолетия.
  • Были осуждены впервые, а правонарушение не является тяжким.
  • Имеют иждивенцев, являются единственным кормильцем в семье.

В то же время, следует понимать, что амнистия – это не снятие судимости, а просто акт помилования. То есть, преступник все же остается таковым, если обратное не будет доказано в судебном порядке.

Какие статьи подпадают по амнистирование?

Действие данного акта не может распространяться на тех, кто осужден за тяжкие преступления – убийства, насилие, распространение наркотиков, преступления государственного характера сюда не входят.

В целом, предварительно невозможно узнать, какие именно статьи будут включены в акт об помиловании на следующий раз. Это можно будет узнать только после того, как документ будет подписан.

Порядок проведения амнистии

Издание акта дает возможность осуществить следующие действия:

  • Вынесения решения об освобождении – издается постановление под конкретного осужденного. Документ, а также все к нему предлагающееся направляется в пенитенциарное учреждение, где отбывает наказание лицо.
  • Утверждение приказа об освобождении – данный документ обязательно должен быть подписан начальником пенитенциарного учреждения и утверждается прокурором.

Как правило, все необходимые документы для освобождения преступника, подготавливаются ответственным за это государственным учреждением.

Подведем итоги

Амнистия является актом помилования преступника, что подразумевает отмену наказания, или замену его на более мягкое. Полный перечень лиц, которые могут рассчитывать на такое «поощрение» или те, кто не имеет на него права, определяется Постановлением об амнистии.

Глава 13 УК включает только три статьи, регулирующие вопросы применения амнистии и помилования как своеобразных оснований освобождения от уголовной ответственности и от уголовного наказания, а также специфический уголовно-правовой институт судимости, впрямую не связанный с первыми двумя институтами, но помешенный в данную главу по соображениям юридической техники.

Амнистия (ст. 84 УК) — это акт законодательного органа власти страны в отношении индивидуально не определенного круга лиц, совершивших преступление, в соответствии с которым указанные в нем лица освобождаются от уголовной ответственности или от наказания, назначенное им наказание смягчается или заменяется более мягким, а с лиц, отбывших наказание, досрочно снимается судимость.

Под амнистией (в переводе с греч. — забвение) принято понимать прощение, даруемое верховной властью целым группам преступников.

Амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания РФ в отношении индивидуально не определенного круга лиц (п. «о» ст. 71, п. «е» ч. 1 ст. 103 Конституции РФ, ч. 1 ст. 84 УК). По своей правовой природе амнистия представляет собой комплексный правовой институт: это и конституционно-правовой акт (постановление Государственной Думы), и важное мероприятие уголовно- правового (а также в определенной мере уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного) характера.

В соответствии с ч. 2 ст. 84 УК акт об амнистии может содержать следующие решения (одновременно все — в отношении разных категорий лиц, либо только некоторые из них).

1. Лица, совершившие преступления, могут быть освобождены от уголовной ответственности. Как и во всех иных случаях освобождения от уголовной ответственности, такое решение не следует рассматривать как «акт прощения» лица, совершившего преступление, со стороны высших органов государственной власти. Акт амнистии не может отменить тот факт, что лицо совершило преступление, и не реабилитирует его, поэтому для освобождения и по данному основанию требуется согласие лица на освобождение. Такое освобождение влечет прекращение уголовного дела на стадии предварительного расследования или в суде, но до вынесения судом обвинительного приговора.

2. Лица, осужденные за совершение преступления, могут быть освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо они могут быть освобождены от дополнительного вида наказания (ч. 2 ст. 84 УК). Закон не предусмотрел достаточно надежных критериев избрания того или иного из предлагаемых решений, что обусловливает значительный элемент случайности при выборе решения.

Назначенное осужденному наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания в соответствии с перечнем, установленным ст. 44 УК. Логично предположить, что в данном случае законодатель имеет в виду только меру основного наказания. Судьба дополнительного наказания, назначенного осужденному, в таких случаях как бы «зависает», остается неопределенной. Законодатель указывает в рассматриваемой уголовно-правовой норме, что осужденный может быть освобожден от дополнительного вида наказания, но лишь в качестве альтернативы сокращению либо замене основного наказания.

3. С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть досрочно снята судимость. Принятие того или иного решения в каждом конкретном случае основывается на совокупности юридического (издание акта амнистии) и ряда фактических (объективных и субъективных) условий, которые законом не установлены, но прямо или косвенно определяются в акте амнистии. Это такие обстоятельства, на основании которых законодатель приходит к выводу об отсутствии необходимости привлекать определенные категории лиц к уголовной ответственности, полностью или частично исполнять назначенное им наказание и т.п.

Изданием акта амнистии могут преследоваться разные цели, которые обычно декларируются в самих актах и определяют их содержание, виды и характер принимаемых решений. Среди таких целей: облегчение участи лиц, совершивших относительно нетяжкие преступления, несовершеннолетних, женщин, больных и т.п.; идеологические (социально-политические) цели; цели национального примирения, достижения гражданского мира и согласия; социально- экономические цели; решение проблемы перенаселения мест лишения свободы и др. В качестве поводов для амнистии чаще всего выступает какое-либо значительное либо торжественное событие в жизни страны. При этом во всех случаях важно соблюдать меру: амнистия должна оставаться исключительным событием в уголовной политике и практике государства, она не должна превращаться в дежурное мероприятие к очередной юбилейной дате или использоваться в качестве инструмента политической борьбы. Для применения амнистии должны быть веские основания, она не должна применяться «механически», «огульно», акты амнистии не должны подменять декриминализацию или использоваться не в соответствии с целями уголовно-правового воздействия. Отрицательно следует оценить использование амнистии как средства для разгрузки мест лишения свободы.

Важным условием правильного применения амнистии является сопровождение ее тщательно продуманной программой ресоциализации амнистируемых, включающей комплекс мер по трудовому и бытовому обустройству лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, их медицинскому обслуживанию, контролю за их поведением и т.п.

В конкретном акте об амнистии специально указываются категории лиц, на которые амнистия не распространяется (лица, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления, ранее судимые за такие преступления, злостно нарушавшие установленный порядок отбывания наказания и т.п.).

Это интересно:  Ст. 309 УК РФ: оказание давления на свидетеля

Уголовно-правовое значение амнистии

Согласно Конституции РФ объявление амнистии относится к компетенции Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (п. «е» ч. 1 ст. 103).

Вопрос о юридической природе амнистии спорен в теории уголовного права. Слово «амнистия» в переводе с греческого означает прошение, забвение. Одни ученые, определяя отраслевую принадлежность амнистии, не считают ее институтом уголовного права и рассматривают ее в рамках конституционного права. Другие полагают, что ее следует рассматривать в рамках многоотраслевого института. Третьи приходят к выводу, что амнистия — своеобразная государственная мера, направленная на реализацию уголовной ответственности. Большинство же считают се институтом уголовного права.

Уголовно-правовая регламентация института амнистии дается в ст. 84 УК. Акт об амнистии не изменяет и не отменяет закона, устанавливающего уголовную ответственность за те или иные общественно опасные деяния, признаваемые преступлениями, и не ставит под сомнение законность и обоснованность приговора суда, назначившего наказание (если он состоялся на момент провозглашения амнистии). Амнистия лишь смягчает положение лиц, совершивших преступления. Как акт милости и гуманизма она прежде всего распространяется на несовершеннолетних, женщин, лиц, совершивших нетяжкие преступления, лиц, имеющих заслуги перед Родиной либо преклонный возраст, и объявляется в отношении персонально не определенного круга лиц.

Акт об амнистии влечет определенные уголовно-правовые последствия, предусмотренные в уголовном законе. Такие акты могут содержать следующие предписания, перечисленные в ч. 2 ст. 84 УК:

  • об освобождении от уголовной ответственности лиц, совершивших преступления;
  • об освобождении от наказания или от его отбывания лиц, осужденных за преступления;
  • о замене назначенного наказания другим более мягким видом наказания;
  • о сокращении срока назначенного наказания;
  • об освобождении от дополнительного вида наказания; о снятии судимости.

Конкретное содержание амнистии определяется в самих актах об амнистии. Обычно они имеют комплексный характер и содержат предписания нескольких видов из числа предусмотренных ч. 2 ст. 84 УК и в отношении нескольких категорий лиц.

Как правило, акты об амнистии приурочиваются к знаменательным событиям в стране, праздничным датам. Например, Государственной Думой были приняты постановления от 20 апреля 2005 г. № 1761-IV ГД «Об объявлении амнистии в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов», от 19 апреля 2006 г. N° 3043-IV ГД «Об объявлении амнистии в связи со 100-летием учреждения Государственной Думы в России».

Поскольку применение акта об амнистии соответствующими государственными органами представляет определенную сложность, помимо самого акта об амнистии Государственная Дума обычно принимает дополнительное постановление, в котором она определяет органы, на которые возлагается применение акта об амнистии, раскрывает содержание терминов, используемых в акте об амнистии, разъясняет различные вопросы, связанные с применением этого акта.

В актах об амнистии почти всегда содержится специальная оговорка о неприменении его к отдельным категориям лиц (совершившим тяжкие и особо тяжкие преступления, неоднократно судимым, к которым ранее применялись акты амнистии или помилования, и др.) либо оговариваются специальные условия применения к лицам определенных категорий данного акта. Так, в постановлении от 24 декабря 1997 г. № 2038-II ГД «Об объявлении амнистии» указывалось, что к лицам, больным венерическими заболеваниями, либо к лицам, которым назначены принудительные меры медицинского характера в виде лечения от алкоголизма или наркомании, акт об амнистии применяется только после завершения полного курса лечения.

Амнистия не означает реабилитации лица, совершившего преступление. Напомним, что это лишь акт прощения, милосердия. Поэтому освобождение конкретного лица по амнистии возможно только при отсутствии с его стороны возражений против этого. При наличии таких возражений (возможно, лицо надеется, что при рассмотрении дела в суде будет установлена его невиновность) производство по делу продолжается в обычном порядке, доводится до судебного разбирательства и суд постановляет либо оправдательный, либо обвинительный приговор, но с применением предписаний, указанных в акте об амнистии.

Глава XVII. Амнистия. Помилование. Судимость

Ключевые вопросы: понятие амнистии; уголовно-правовые последствия акта амнистии; понятие помилования; понятие судимос­ти; погашение или снятие судимости.

1. Понятие амнистии следует рассматривать в нескольких аспектах (значениях). Прежде всего, это акт, который прини­мает Государственная Дума (п. «е» ч. 1 ст. 103 Конституции РФ).

Амнистия — это конкретное направление уголовной полити­ки государства. В соответствии со сложившимися социально-эко­номическими, политическими условиями, руководствуясь при этом принципом гуманизма, государство амнистирует лиц, к кото­рым нецелесообразно применять меры принуждения или продол­жать их применять.

И наконец, амнистия — это акт уголовно-правового характера, который влечет определенные уголовно-правовые последствия. Поэтому УК России содержит уголовно-правовое определение акта амнистии. Часть 1 ст. 84 УК гласит: «Амнистия объявляется Госу­дарственной Думой Федерального Собрания Российской Федера­ции в отношении индивидуально не определенного круга лиц». Следовательно, в акте не содержится перечня конкретных лиц, а определяются только категории, подпадающие под амнистию (участники войны, инвалиды, женщины, несовершеннолетние и т.д.).

2. Часть 2 ст. 84 УК определяет возможные уголовно-правовые последствия принятия акта амнистии:

а) освобождение от уголовной ответственности лиц, подпадаю­щих под амнистию, по характеру совершенного преступления и личностной характеристике. В отношении этих лиц уголовные дела не подлежат возбуждению, а возбужденные подлежат прекра­щению;

б) освобождение от наказания или его отбывания лиц, подпада­ющих под амнистию. В данном случае обвинительный приговор не приводится в исполнение;

в) сокращение назначенного наказания или замена его более мягким;

г) освобождение осужденных, подпадающих под амнистию, от дополнительного вида наказания;

д) снятие судимости. Это решение принимается к уже отбыв­шим наказание лицам, подпадающим под действие акта об амнис­тии.

3. Помилование — это акт, принимаемый главой государст­ва — Президентом Российской Федерации в соответствии с п. «в» ст. 89 Конституции РФ. Он принимается в отношении конкретного лица, осужденного за совершение преступления. В отличие от акта амнистии помилование принимается по ходатайству самих осуж­денных, их близких родственников, администрации исправитель­ного учреждения. Причем это ходатайство предварительно рас­сматривает Комиссия по вопросам помилования при Президенте РФ. Закон не устанавливает зависимость применения акта о поми­ловании от тяжести совершенного преступления. Наоборот, чаще всего ходатайства о помиловании подаются в случае осуждения к смертной казни, пожизненному лишению свободы. Акт о помило­вании не связывают и с отбытием определенного срока наказания.

Часть 2 ст. 85 УК определяет возможные последствия принятия акта о помиловании:

а) освобождение от дальнейшего отбывания наказания;

б) сокращение наказания или замена его более мягким;

в) снятие судимости с лица, отбывшего наказание.

4. Вынесение обвинительного приговора в отношении лица с применением наказания влечет особое уголовно-правовое послед­ствие — судимость (ст. 86 УК РФ). Судимость порождает опреде­ленные правоограничения, возникающие со дня вступления обви­нительного приговора в законную силу и существующие до момен­та погашения или снятия судимости. Для лица, имеющего суди­мость, наступают последствия как общеправового, так и уголовно-правового характера. Первый вид последствий связан с определен­ными ограничениями в выборе места жительства, рода професси­ональной деятельности и др. Уголовно-правовые последствия оп­ределены ч. 1 ст. 86 УК и заключаются в том, что судимость учи­тывается при рецидиве преступлений и назначении наказания.

5. Состояние судимости длится в течение всего срока основного и дополнительного наказания, а также определенного времени после освобождения от наказания. Прекращение судимости закон связывает с фактом ее снятия или погашения.

Судимость снимается до истечения срока ее погашения:

а) по специальному решению суда;

б) по акту амнистии;

в) по акту помилования.

Судимость погашается в соответствии с ч. 3 ст. 86 УК с учетом характера совершенного преступления и сроков, истекших после отбытия наказания:

а) в отношении лиц, условно осужденных, — по истечении ис­пытательного срока;

б) в отношении лиц, осужденных к более мягким видам наказа­ний, чем лишение свободы, — по истечении одного года после от­бытия наказания;

в) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за пре­ступления небольшой или средней тяжести, — по истечении трех лет после отбытия наказания;

г) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, — по истечении шести лет после отбытия наказа­ния;

д) в отношении лиц, осужденных за особо тяжкие преступле­ния, — по истечении восьми лет после отбытия наказания.

Часть 4 ст. 86 УК определяет специальные правила исчисления сроков погашения судимости при применении досрочного осво­бождения от наказания — он исчисляется, исходя из фактически отбытого срока наказания с момента освобождения от отбытия ос­новного и дополнительного вида наказания.

Снятие или погашение судимости аннулирует все правовые пос­ледствия, связанные с судимостью.

Статья написана по материалам сайтов: vuzlit.ru, studbooks.net, ruadvocate.ru, www.grandars.ru, www.bibliotekar.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий