Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта: общая характеристика, понятие и виды

Под транспортом (от лат. transportare — перевозить, перемещать) понимается отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов.

Различают наземный, воздушный и водный транспорт. К наземным видам транспорта относится железнодорожный, автомобильный и трубопроводный транспорт. К водному относят морской и речной виды транспорта, а к воздушному — авиационный.

В зависимости от назначения различают транспорт общего и необщего пользования. Транспорт общего пользования обслуживает процесс производственного обращения и население. К транспорту необщего пользования относят транспорт, предназначенный для внутризаводского перемещения сырья, полуфабрикатов, готовых изделий и т. п., а также транспорт личного пользования.

В зависимости от характера выполняемой работы транспорт подразделяют на пассажирский и грузовой.

Видовым объектом транспортных преступлений является состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз в целом. Видовым объектом транспортных преступлений является состояние защищенности личности, общества и государства от угроз в связи с эксплуатацией транспортных средств.

Непосредственным объектом рассматриваемых преступлений является защищенность личности, общества и государства от угроз в связи с эксплуатацией и пользованием отдельными видами транспорта.

Предметом транспортных преступлений является подвижной состав железнодорожного транспорта (локомотивы, электровозы, вагоны, дрезины и др.), средства воздушного, морского, речного, автомобильного (механического) транспорта и электротранспорта, средства сигнализации или связи, а равно иное транспортное оборудование, пути сообщения, транспортные коммуникации и магистральные трубопроводы.

С объективной стороны транспортные преступления выражаются в совершении виновными определенных действий (деятельности) либо в бездействии, которые проявляются в нарушении каких-либо установленных федеральными законами или иными нормативными правовыми актами либо техническими нормативами или условиями правил, направленных на обеспечение безопасного функционирования железнодорожного, воздушного, морского, речного транспорта, автотранспорта и городского электротранспорта, а равно магистральных трубопроводов.

Большинство составов транспортных преступлений сформулировано по типу материальных, когда в диспозициях соответствующих статей (или частей статей) УК указывается на наступление определенных преступных последствий в результате нарушения тех или иных правил безопасности движения и эксплуатации транспортного средства либо иной правонарушающей деятельности. Лицо несет уголовную ответственность за транспортное преступление лишь при условии, если наступившее преступное последствие находится в причинной связи с нарушением тех или иных правил безопасности движения или эксплуатации соответствующего транспортного средства, с разрушением или повреждением путей сообщения, средств сигнализации или связи, других предметов транспортного оборудования и т. п.

Субъектами одних транспортных преступлений могут быть только работники транспортных организаций и объединений (специальные субъекты), прошедшие специальную профессиональную подготовку, получившие сертификат или иной допуск к работе на том или ином транспортном средстве или в сфере транспортного обслуживания безопасного функционирования соответствующего вида транспорта (составы преступлений, предусмотренных ст. 263, 266, 269 и 270 УК РФ). Субъектами ряда других транспортных преступлений могут быть как лица, имеющие специальную профессиональную подготовку и являющиеся работниками транспортных организаций, так и лица, не являющиеся работниками транспортных организаций (например, преступлений, предусмотренных ст. 264, 267 и 268 УК РФ).

Уголовная ответственность за транспортные преступления по общему правилу наступает с 16 лет. Однако за приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК РФ) ответственность наступает с 14 лет. Во всех случаях должно быть установлено, что лицо, совершившее транспортное преступление, является вменяемым.

С субъективной стороны большинство транспортных преступлений совершаются по неосторожности — при наличии либо легкомыслия, либо небрежности. Однако некоторые транспортные преступления с субъективной стороны характеризуются умышленной виной (приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения — ст. 267 УК РФ, неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие — ст. 270 УК РФ).

Для удобства изучения транспортных преступлений в учебной литературе их условно объединяют (классифицируют) по тому или иному основанию (критерию).

С учетом особенностей объективной стороны составов транспортных преступлений мы выделим:

1) преступления, связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 263—264, 271 УК РФ);

2) преступления, связанные с обеспечением безопасных условий функционирования транспорта (ст. 266—268, 270 УК РФ);

3) иные транспортные преступления (ст. 269 УК РФ).

Понятие, виды и общая характеристика преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта

В действующем уголовном законодательстве преступлениям против безопасности движения и эксплуатации транспорта посвящена гл. 27 УК РФ.

Видовым объектом данной категории преступлений являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность функционирования различных видов транспорта.

Основным непосредственным объектом преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта признаются общественные отношения, обеспечивающие безопасность функционирования конкретного вида транспорта.

Дополнительным объектом в большинстве преступлений являются здоровье и жизнь человека.

Для правильной квалификации указанных деяний зачастую важен предмет преступления, а именно – различные виды транспортных средств, пути сообщения, средства сигнализации, транспортное оборудование и т.п.

Объективную сторону этих преступлений в большинстве случаев составляют различного рода нарушения установленных подзаконными актами правил безопасности движения и эксплуатации транспорта.

Большинство преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта имеют материальный состав и признаются оконченными с момента наступления последствий, указанных в конкретных уголовно-правовых нормах.

Субъективная сторона рассматриваемых преступлений, за исключением преступлений, предусмотренных ст. 270 и ст. 271 УК РФ, характеризуется неосторожной формой вины, как правило, в виде легкомыслия.

Субъект преступлений в одних составах преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта общий, а в других – специальный, наделенный определенными признаками, связанными с выполняемой им работой.

В теории уголовного права рассматриваемые преступления подразделяются на две группы:

1) преступления, посягающие на безопасность движения и эксплуатации транспорта;

2) иные преступления в сфере функционирования транспорта.

Систему преступлений, посягающих на безопасность движения и эксплуатации транспорта, составляют следующие преступные деяния:

1) нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта и метрополитена (ст. 263 УК РФ);

2) неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах (ст. 2631 УК РФ);

3) нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ);

4) недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями (ст. 266 УК РФ);

5) приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК РФ);

6) нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268 УК РФ);

7) нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов (ст. 269 УК РФ).

Систему иных преступлений в сфере функционирования транспорта составляют:

1) неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270 УК РФ);

Это интересно:  179 УК РФ: принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения

2) нарушение правил международных полетов (ст. 271 УК РФ);

3) нарушение правил использования воздушного пространства РФ (ст. 2711 УК РФ).

Понятие и общая характеристика преступлений и сфере компьютерной информации

Уголовно-правовые нормы о преступлениях в сфере компьютерной информации содержатся в гл. 28 УК РФ.

Систему преступлений данной категории составляют следующие преступные деяния:

1) неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272 УК РФ);

2) создание, использование и распространение вредоносных программ (ст. 273 УК РФ);

3) нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации и информационно-телекоммуникационных сетей (ст. 274 УК РФ).

Видовым объектом данных преступлений являются общественные отношения, обеспечивающие безопасное использование компьютерных систем и сетей.

ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТА

Понятие, общая характеристика и виды преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта

Транспорт является неотъемлемой частью общественной жизни. Согласно толковому словарю современного украинского языка, транспорт — это отрасль, обслуживающая различные виды и участки перевозок и имеющая в распоряжении все виды перевозочных засобів757. Но в уголовно-правовом смысле транспорт — это не только перевозки кого или чего, но и транспортировки нефти и газа посредством трубопроводов. Поэтому раздел XI Особенной части УК предусматривает защиту безопасного перемещения на железнодорожном, водном, воздушном, автомобильном, городском электрическом транспорте и магистральном трубопроводном транспорте. Категория безопасности выступает как условие для нормальной реализации предоставленных Конституцией Украины и гарантированных государством прав, свобод и обязанностей, возникающих в механизме общественных отношений в сфере движения и эксплуатации транспорта. Нарушение прав, свобод и обязанностей в этой сфере может привести к гибели людей, повреждения или уничтожения транспорта и других общественно опасных последствий.

Как отмечает О. И. Коробєєв, исходным моментом в определении понятия транспортных преступлений должна служить мысль о том, что они посягают на общественные отношения в сфере безопасного функционирования (движения и эксплуатации) транспортных средств. Безопасность функционирования транспорта охватывает достаточно широкий круг общественных отношений, связанных не только с осуществлением безаварийной работы транспортных средств, но и с охраной жизни и здоровья людей, ценного имущества, окружающей природной среды.

. А. Мысливый определяет преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта как предусмотренные уголовным законом Украины умышленные и неосторожные общественно опасные деяния, посягающие на безопасность движения, эксплуатацию или нормальную работу железнодорожного, воздушного, водного, магистрального трубопроводного, автомобильного и городского электрического транспорта путем причинения или угрозы причинения вреда здоровью, жизни или собственности. С этим определением следует согласиться и добавить, что с совершением этих видов преступлений вред может быть причинен еще и окружающей среде.

Родовым объектом этих преступлений является безопасность движения и эксплуатации транспорта. Но, по мнению отдельных авторов, это касается не всех составов преступлений, входящих в раздел XI Особенной части УК, в частности, тех, например, которые предусмотрены в статьях 278, 289, 290 УК.

Как справедливо замечает А. И. Коробєєв, выделения транспортных преступлений в самостоятельный раздел гораздо точнее отражает особенности родового объекта анализируемых преступлений, способствует уяснению их специфики и степени общественной опасности, правильной квалификации, большей индивидуализации наказания и дифференциации ответственности внутри данной группы преступлений, позволяет более целенаправленно устанавливать причины и условия, вызывающие их совершение.

С объективной стороны преступления, предусмотренные главой XI Особенной части УК, бывают как с материальными так и с формальными составами. Деяние в этих преступлениях выражается в действии или бездействии лица. Некоторые преступления могут быть совершены только путем общественно опасного действия (например, незаконное завладение транспортным средством) или бездействия (например, неоказание помощи судну и лицам, терпящим бедствие со стороны капитана судна).

Как в УК РФ, так и в УК Украины, диспозиции всех статей бланкетные. Поэтому следует согласиться с А. В. Наумовым, по мнению которого, чтобы определить, были нарушены соответствующие правила, нужно обращаться к законов и других нормативных актов о безопасности движения и эксплуатацию транспорта.

Интересная диссертационная работа по исследованию бланкетных диспозиций в статьях Особенной части уголовного кодекса Украины подготовлен Г.С.Яремко, в которой она справедливо отмечает, что бланкетная диспозиция статьи уголовного закона имеет самостоятельное значение: только она (вместе с нормативными положениями Общей части) определяет все элементы и обязательные признаки состава преступления (даже если и в абстрактной форме); только на ее основании устанавливаются пределы уголовно-правовой нормы, признаки конкретного преступного деяния; только она определяет пределы, в которых нормативные предписания других отраслей могут использоваться для конкретизации такого состава преступления (уровень бланкетності). Іншогалузевий нормативное предписание, к которому отсылает диспозиция статьи уголовного закона, не имеет самостоятельного уголовно-правового значения, его действие обеспечивается лишь единством с уголовно-правовой нормой.

Если это формальный состав преступления, то достаточно установить совершение общественно опасного деяния, и преступление является оконченным с момента его совершения (например, несообщение капитаном названия своего судна при столкновении судов). Но для этого состава преступления обязательным признаком объективной стороны будет еще и место столкновения судов на морских путях.

Что касается преступлений с материальным составом, то обязательными признаками помимо общественно опасного деяния, является еще и общественно опасные последствия и установление причинной связи между деянием лица и последствиями, которые наступили. Так, например, для наступления ответственности по ч. 1 ст. 286 УК нужно не только установить нарушение правил безопасности дорожного движения или эксплуатации транспорта лицами, которые управляют транспортными средствами, но и определить это причинило пострадавшему телесное повреждение средней тяжести. То есть обязательно надо установить причинную связь между соответствующим нарушением правил безопасности дорожного движения или эксплуатации транспорта лицом, которое управляет транспортным средством, и причинением потерпевшему телесного повреждения средней тяжести. К общественно опасных последствий также следует отнести и возможность их наступления (например, повреждение путей сообщения и транспортных средств, если это могло повлечь аварию поезда, судна).

По этому поводу справедливое мнение имеет И. М. Тяжкова, которая отмечает, что вопрос о причинной связи должен обсуждаться только после установления факта нарушения соответствующих правил, обеспечивающих безопасное функционирование (движение и эксплуатацию) транспорта, и выяснения объема и характера вредных последствий, наступивших, которые зачастую являются результатом сложного взаимодействия целого ряда причин и условий. Такими причинами и условиями могут быть неправомерные действия (бездействие) водителей других транспортных средств, неосторожное поведение иных участников движения, особенности дороги и погоды техническое состояние транспортных средств, средств сигнализации и др.764. Поэтому А. А. Музыка и С. Г. Багиров указывают, что оценка роли и значения какого-либо нарушения правил безопасности — это и есть главная задача исследователя причинности в уголовном праве. Решение проблемы причинности в уголовном праве как раз и заключался в правильной оценке роли определенных сил в механизме причинения общественно опасных последствий.

В некоторых преступлениях необходимым условием является установление способа совершения общественно опасного деяния (например, блокирование транспортных коммуникаций путем устройства препятствий, отключения энергоснабжения или иным способом).

Субъектом транспортных преступлений является физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. А за повреждение путей сообщения и транспортных средств (ст. 277 УК) и некоторых других, указанных в ч. 2 ст. 22 УК, ответственность наступает с 14-вещь-ного возраста. Некоторые преступления может совершать только специальный субъект, например, лицо, которое управляет транспортным средством (ст. 286 УК).

Это интересно:  Как доказать клевету в суде без свидетелей

Субъективная сторона транспортных преступлений с формальным составом характеризуется прямым умыслом (например, угон или захват железнодорожного подвижного состава, воздушного, морского или речного судна — ч. 1 ст. 278 УК). Для преступлений с материальными составами характерным является их совершение по неосторожности. Если же установлен умысел к наступлению общественно опасных последствий, то уголовно-правовая квалификация возможна по другим статьям УК, которые предусмотрены в соответствующих разделах УК.

Есть разные подходы к распределению преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта за соответствующими группами. По нашему мнению, преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта можно систематизировать таким образом:

2) преступления, посягающие на безопасность движения или эксплуатации транспортных средств (нарушение правил безопасности дорожного движения или эксплуатации транспорта лицами, которые управляют транспортными средствами,- ст. 286 УК; выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств или другое нарушение их эксплуатации — ст. 287 УК; нарушение правил, норм и стандартов, касающихся обеспечения безопасности дорожного движения,- ст. 288 УК; незаконное завладение транспортным средством — ст. 289 УК; уничтожение, подделка или замена номеров узлов и агрегатов транспортного средства — ст. 290 УК);

3) иные преступления, посягающие на безопасную работу транспорта (нарушение действующих на транспорте правил — ст. 291 УК; повреждение объектов магистральных или промышленных нефте-, газо-, конденсатопроводом и нефтепродуктопроводов — ст. 292 УК).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТА

Понятие и виды преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта

В теории уголовного права преступления, посягающие на безопасность движения и эксплуатацию транспорта, получили наименование транспортные». Однако разработчики Уголовного кодекса 1996 г. пришли к выводу, что такое название главы как бы презюмирует наличие некого преступного компонента, присущего транспорту в процессе его функционирования. К тому же, как полагали некоторые ученые, название главы «Транспортные преступления» не отражает в полной мере специфики этих преступлений и дает основания относить к данной группе преступлений любые деяния, так или иначе связанные с транспортными средствами, например, угон транспортного средства, использование служебной автомашины в личных, корыстных целях.

Заголовок гл. 27 «Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств» УК 1996 г. представляется более удачным, так как раскрывает содержание видового объекта, который определяет место группы преступлений в системе Особенной части Кодекса, а также показывает их специфику и ограничивает круг статей этой главы только такими, которые предусматривают ответственность именно за посягательства на безопасность функционирования транспорта[ Волгин В.В. Дорожно-транспортные происшествия. От причин до расплаты. — М., 1999. С. 11.].

Преступления, относящиеся к числу транспортных, характеризуются определенными общими объективными и субъективными признаками.

С объективной стороны преступления, посягающие на безопасность движения и эксплуатации транспорта, заключаются в нарушении установленных правил и требований, обеспечивающих безопасное функционирование транспорта. Поэтому диспозиции статей, содержащих ответственность за рассматриваемые преступления, являются бланкетными, т.е. отсылающими к другим законам или иным нормативным актам другой отрасли права. Так, бланкетная диспозиция ст. 264 УК отсылает к Правилам дорожного движения. Сами эти Правила в уголовном законе не расшифровываются. Их нарушение при отсутствии предусмотренных в ст. 264 УК последствий является административным правонарушением.

Подавляющее большинство транспортных преступлений может быть совершено путем как действия, так и бездействия. Исключения составляют приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК), что может быть совершено лишь путем действия, и неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270 УК), осуществляемое путем бездействия.

Составы большинства преступлений, посягающих на безопасность движения и эксплуатации транспорта, сконструированы законодателем как материальные составы (исключение составляют ст. 270 и 271), что предполагает наличие общественно опасных последствий. Во всех этих преступлениях такими последствиями является причинение смерти, тяжкого или средней тяжести вреда здоровью личности или, в некоторых случаях, крупного материального ущерба. Нарушения правил, повлекшие легкий вред здоровью или незначительный материальный ущерб, рассматриваются в административном, дисциплинарном или гражданско-правовом порядке.

Ответственность за транспортное преступление возможна при условии, что наступившие последствия находятся в причинной связи с нарушением конкретного правила, обеспечивающего безопасное функционирование транспорта. Поэтому вопрос о причинной связи должен обсуждаться после установления факта нарушения соответствующих правил, обеспечивающих безопасное движение и эксплуатацию транспорта, и выяснения объема и характера вредных последствий, которые зачастую являются результатом сложного взаимодействия ряда причин и условий. Таковыми могут быть неправомерные действия (бездействие) водителей других транспортных средств; неосторожное поведение иных участников движения, особенности дороги и погоды; техническое состояние транспортных средств, средств сигнализации и т.д.[ Жулев В.Н. Транспортные преступления. — М., 2001. С. 59.]

Если вредные последствия являются результатом совместных действий нескольких лиц, то и эти лица могут привлекаться к ответственности по различным статьям Уголовного кодекса при наличии в их действиях (бездействии) признаков конкретного состава преступления.

Можно выделить несколько этапов развития причинной связи при совершении рассматриваемых преступлений:

1) вследствие нарушения правил, обеспечивающих безопасность функционирования транспорта, появляется абстрактная возможность наступления вредных последствий;

2) создается аварийная ситуация, однако субъект, приняв меры предосторожности, еще может предотвратить эти последствия;

3) техника полностью выходит из-под контроля субъекта и зависит лишь от ситуации;

4) причинение вреда становится неизбежным.

При бездействии причинная связь в транспортных преступлениях характеризуется некоторыми особенностями:

а) на субъекта возложена обязанность выполнения определенных правил;

б) субъект имел возможность выполнить эти правила;

в) выполнение правил предотвратило бы наступление вредных последствий;

г) субъект не выполняет правил предосторожности[ Нерсесян В. Особенности установления причинной связи в составах преступлений, совершенных по неосторожности//Уголовное право. 2000. № 3. С. 31-34.].

С субъективной стороны все преступления, посягающие на безопасность движения и эксплуатации транспорта (за исключением преступлений, предусмотренных ст. 265, 267, 270 и 271 УК), являются неосторожными, что специально подчеркнуто законодателем указанием на неосторожное причинение последствий, перечисленных в диспозиции соответствующих статей. Неосторожная вина при этом может быть в виде как легкомыслия, так и небрежности (ст. 25, 26 УК).

Субъектом преступлений может быть физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Исключение составляет ст. 267 УК. Однако в большинстве статей законодатель предусматривает некоторые специальные признаки, что дает основание говорить о специальном субъекте ряда составов транспортных преступлений (например, ст. 263, 264, 266 УК и др.).

Итак, преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта (транспортные преступления) — это предусмотренные Уголовным кодексом общественно опасные деяния (действия или бездействие), посягающие на безопасное функционирование транспорта, в результате чего наступают указанные в законе последствия.

Посягательства на безопасное функционирование транспорта при отсутствии указанных в уголовном законе последствий могут влечь за собой административную, дисциплинарную или материальную ответственность.

Это интересно:  Возражения на апелляционное представление прокурора в УПК РФ

Как уже отмечалось, гл. 27 УК содержит 9 статей. Преступления, ответственность за которые предусмотрена в этих статьях, в учебной литературе принято подразделять на две группы: преступления, непосредственно связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, что предполагает непосредственно их вождение и эксплуатацию; и иные преступления в сфере функционирования транспорта Уголовное право. Особенная часть. Учебник. / Ответственный редактор Козаченко И.Д. М., 2003. С. 533..

К преступлениям первой группы относятся: 1) нарушения правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного и водного транспорта (ст. 263 УК); 2) нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК); 3) оставление места дорожно-транспортного происшествия (ст. 265 УК); 4) нарушение правил международных полетов (ст. 271 УК).

Преступления второй группы составляют: 1) недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями (ст. 266 УК); 2) приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК); 3) нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268 УК) 4) нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов (ст. 269 УК); неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270 УК).

Выделение норм о транспортных преступлениях в самостоятельную главу, уточнение объективных признаков этих норм и определенная их унификация являются несомненным достоинством Уголовного кодекса 1996 г.

Однако в отношении системы норм об ответственности за преступления, посягающие на безопасность движения и эксплуатации транспорта, в доктрине уголовного права делались некоторые замечания.

Так, отмечалось, что оставление места дорожно-транспортного происшествия (ст. 265 УК), а также неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270 УК) не посягают на безопасность движения и эксплуатации транспорта, следовательно, посягают на другой объект, а именно — личность. Нарушение правил международных полетов также не посягает на безопасность движения и эксплуатации воздушного транспорта, так как такие посягательства предусмотрены специальной нормой — ст. 263 УК. Наконец, включение в рассматриваемую главу ст. 269 УК (нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации и ремонте магистральных трубопроводов носит в некотором роде условный характер[ Шайбозян Л.Г. Уголовная ответственность за угон транспортного средства. — Ташкент, 1997. С. 54.].

Понятие, общая характеристика и виды преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта;

В УК преступления против безопасности движения и эксплуатации объединены в отдельную главу. Специфика рассматриваемых преступлений заключается в том, что они совершаются при непосредственном использовании или соприкосновении с источниками повышенной опасности, при обращении с которыми требуется точное и неуклонное соблюдение всех правил, обеспечивающих безопасность их функционирования.

Под преступлениями против безопасности движения и эксплуатации транспорта традиционно понимаются общественно опасные и виновные деяния, посягающие на безопасность транспорта, причинившие предусмотренные уголовным законом общественно опасные последствия. С. В. Проценко, указывая на унификацию юридического термина «транспортные преступления», приводит следующее их определение: «Транспортные преступления – это виновно совершенные общественно опасные деяния (действия или бездействие), посягающее на общественные отношения в сфере безопасного функционирования (движения и (или) эксплуатации) транспорта, запрещенные Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания»[330].

Преступления, относящиеся к числу транспортных, характеризуются определенными общими объективными и субъективными признаками.

Родовой объект транспортных преступлений – общественная безопасность и общественный порядок.

Видовым объектом рассматриваемой группы преступлений являются безопасность движения и эксплуатации железнодорожного, водного, воздушного и автомобильного транспорта. Под безопасностью транспорта понимается такое его функционирование, которое обеспечивает состояние защищенности жизни и здоровья людей, сохранность материальных ценностей, окружающей среды, объектов транспортных коммуникаций и самого транспорта.

Непосредственным объектом преступлений, входящих в главу 27 УК, следует признать безопасность функционирования конкретного вида транспорта.

Дополнительным объектом большинства транспортных преступлений являются жизнь и здоровье людей, для некоторых составов преступлений — отношения собственности.

Предмет анализируемых преступлений разнообразен, но в обобщенном виде им являются транспорт и транспортные коммуникации.

С объективной стороны преступления, посягающие на безопасность движения и эксплуатации транспорта, заключаются в нарушении установленных правил и требований, обеспечивающих безопасное функционирование транспорта. Поэтому диспозиции статей, содержащих ответственность за рассматриваемые преступления, являются бланкетными, т.е. отсылающими к законам или иным нормативным актам другой отрасли права. Для того, чтобы вменить в вину нарушение конкретных правил, необходимо установить, какие именно правила безопасности движения или эксплуатации транспорта были нарушены, для чего следует обратиться к нормативному акту другой отрасли права, предусматривающему эти правила.

Большинство рассматриваемых преступлений может быть совершено путем как действия, так и бездействия. Некоторые из них предусматривают лишь одну форму деяния. Например, приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК) может быть совершено лишь путем действия, а неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270 УК) осуществляется путем бездействия.

Составы преступлений, посягающих на безопасность движения и эксплуатации транспорта, в абсолютном большинстве (исключение составляют ст. 270 и 271 УК), сконструированы законодателем по типу материальных, что предполагает наличие общественно опасных последствий. Такими последствиями являются причинение смерти, тяжкого вреда здоровью личности или крупного ущерба. Посягательства на безопасное функционирование транспорта при отсутствии указанных в уголовном законе последствий могут влечь за собой административную, дисциплинарную или гражданско-правовую ответственность.

Ответственность за транспортное преступление возможна при условии, что наступившие последствия находятся в причинной связи с нарушением конкретного правила, обеспечивающего безопасное функционирование транспорта.

С субъективной стороны транспортные преступления с материальным составом характеризуются виной в форме неосторожности, а с формальным — в форме умысла.

Субъектом преступлений может быть физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Исключение составляет преступление, указанное в ст. 267 УК, субъектом которого признается 14-летний. Однако в большинстве статей законодатель предусматривает ответственность специального субъекта (например, в ст. 263, 264, 266, 270 УК).

Глава 27 УК содержит 9 статей. Преступления, предусмотренные этой главой, принято подразделять на две группы: 1) преступления, непосредственно связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, что предполагает непосредственно их вождение и эксплуатацию; 2) иные преступления в сфере функционирования транспорта.

К преступлениям первой группы относятся: нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного и водного транспорта (ст. 263 УК); нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК); нарушение правил международных полетов (ст. 271 УК).

Статья написана по материалам сайтов: studopedia.ru, studme.org, studbooks.net, vuzlit.ru, studopedia.su.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий