Прокурор в уголовном процессе: участие и полномочия в рассмотрении уголовных дел

Строительная компания Инроско» предлагает полный цикл работ

Прокурор в уголовном процессе

Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия (ч. 1 ст. 37 УПК РФ).

Пункт 31 ст. 5 УПК к прокурорам относит Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров, их заместителей и иных должностных лиц органов прокуратуры, участвующих в уголовном судопроизводстве и наделенных соответствующими полномочиями федеральным законом о прокуратуре. Следовательно, вопрос о том, какие должностные лица органов прокуратуры имеют полномочия прокурора должен рассматриваться не иначе как во взаимосвязи с положениями Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Ст. 54 указанного Федерального закона под прокурором понимает Генерального прокурора РФ, его советников, старших помощников, помощников и помощников по особым поручениям, заместителей Генерального прокурора РФ, их помощников по особым поручениям, заместителей, старших помощников и помощников Главного военного прокурора всех нижестоящих прокуроров и их заместителей, помощников прокуроров по особым поручениям, старших помощников и помощников прокуроров, старших прокуроров и прокуроров.

Несмотря на отнесение прокурора к числу участников на стороне обвинения, круг его полномочий не ограничивается собственно уголовным преследованием — в деятельности прокурора также находит свое выражение функция прокуратуры по надзору за законностью. Если уголовное преследование является одной из трех основных процессуальных функций, то прокурорский надзор есть проявление конституционно-правовой функции прокуратуры по надзору за соблюдением законов.

Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» в ч. 2 ст. 1 устанавливает, что одной из отраслей прокурорского надзора является надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Согласно ст. 29 названного Закона предметом данной отрасли надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Тем не менее, ни полномочий прокурора по осуществлению указанной отрасли надзора, ни форм прокурорского реагирования Федеральный закон не устанавливает, фактически отсылая в ст. 30 к положениям УПК: «Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами». Под «другими федеральными законами» в данном случае надлежит понимать Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» в части, регулирующей полномочия прокурора по надзору за соблюдением законов органами, такую деятельность осуществляющими. Таким образом, прокурор, надзирая за исполнением законов органами, ведущими предварительное расследование, осуществляет не что иное, как уголовно-процессуальную деятельность, урегулированную нормами УПК.

По нашему мнению, разделить деятельность прокурора на две самостоятельные функции — функцию уголовного преследования и функцию надзора за законностью — невозможно. Кроме того, право на осуществление надзора за органами предварительного расследования вытекает также из того, что прокурор в досудебном производстве является процессуальным руководителем органов дознания и предварительного следствия, поскольку именно он возглавляет деятельность по уголовному преследованию, на нем лежит ответственность за реализацию обвинения, а в дальнейшем — поддержание его перед судом. Письменные указания прокурора, данные им органу дознания, дознавателю, следователю, обязательны для исполнения.

Прокурор, будучи ответственным за обоснованность обвинения, заинтересован в соблюдении закона органами предварительного расследования, так как его нарушение может повлечь за собой признание собранных доказательств недопустимыми и не имеющими юридической силы, а в конечном счете — невозможность опровержения презумпции невиновности на основе сформированной по делу доказательственной базы. Следовательно, осуществление прокурором надзора за деятельностью органов предварительного расследования охватывается выполняемой им функцией уголовного преследования, осуществляется в ее рамках.

Здесь же следует отметить, что Концепция судебной реформы предполагала уже на первом этапе реформирования заменить прокурорский надзор за расследованием преступлений судебным контролем. Очевидно, что эффективное осуществление надзора или контроля га соблюдением закона, прав и свобод личности возможно лишь со стороны государственного органа, обладающего подлинной независимостью и не связанного с поднадзорными органами и должностными лицами единой по существу функцией.

Однако прокурорский надзор за расследованием преступлений по-прежнему является одним из направлений прокуратуры согласно Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации», сохранен он и в новом Уголовно-процессуальном кодексе. Тем не менее, действующий УПК, по сравнению с предшествующим правовым регулированием, существенно расширил границы судебного контроля на предварительном расследовании, определив в полном соответствии с положениями Конституции РФ исключительную прерогативу суда на принятие решений, связанных с ограничением конституционных прав и свобод граждан на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища и имущества, тайну переписки, телефонных и иных переговоров.

Прокурор действует на всех без исключения стадиях уголовного судопроизводства, однако характер его деятельности и объем полномочий в них различны. Так, в ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор имеет весьма обширные полномочия, которые носят властно-распорядительный характер, чем существенно отличаются от полномочий прокурора в судебных стадиях процесса. Закон наделяет прокурора государственно-властными полномочиями уже с момента получения сообщения о преступлении.

На этом этапе прокурор уполномочен проверять исполнение предписаний закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях.

На стадии предварительного расследования прокуроры имеют следующие полномочия:

  • выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам вываленных прокурором нарушений уголовного законодательства;
  • требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;
  • давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;
  • давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;
  • отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя в порядке, установленном УПК;
  • рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;
  • участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном ст. 125 УПК;
  • разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;
  • отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК;
  • изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;

передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами, установленными ст. 151 УПК, изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его следователю Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи;

  • утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;
  • утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт по уголовному делу;
  • возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для предоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков;
  • осуществлять иные полномочия, предоставленные прокурору УПК.
  • По мотивированному письменному запросу прокурора ему предоставляется возможность ознакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела.

    Прокурор, обязан следовать назначению уголовного судопроизводства и принципу охраны прав и свобод человека и гражданина. В этой связи он не только вправе, но и обязан отменять незаконные решения о привлечении лица в качестве обвиняемого, применении к нему мер пресечения, прекращать необоснованное уголовное преследование, принимать меры к обеспечению прав потерпевшего, гражданского истца и других физических и юридических лиц, участвующих в уголовном процессе. Прокурор уполномочен рассматривать и разрешать ходатайства и жалобы, что само по себе выступает важным процессуальным механизмом защиты и восстановления нарушенных прав участников уголовного процесса.

    В судебном производстве по уголовному делу формы участия прокурора разнообразны: участие в качестве государственного обвинителя в разбирательстве дела судом первой инстанции; обжалование приговоров, определений и постановлений судов, не вступивших, а также вступивших в законную силу, участие в рассмотрении уголовных дел в апелляционной, кассационной, надзорной инстанциях, а также при возобновлении производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств; участие в рассмотрении судом вопросов, связанных с исполнением приговоров.

    В судебном разбирательстве по уголовным делам функция уголовного преследования, выполняемая прокурором, проявляется в форме поддержания государственного обвинения перед судом. Прокурор участвует в судебном разбирательстве на основе принципов состязательности и равноправия сторон, но при этом не осуществляет прокурорского надзора за соблюдением закона судом, рассматривающим дело. Прокурор не пользуется в судебном разбирательстве какими-либо преимуществами по сравнению со стороной защиты, поскольку, как указано в ч. 4 ст. 15 УПК, «стороны равноправны перед судом».

    Усиление состязательных и диспозитивных начал в уголовном процессе, освобождение суда от обвинительных полномочий возлагают всю ответственность за доказывание обвинения на прокурора. В этой связи ч. 1 ст. 246 УПК устанавливает, что участие государственного обвинителя в судебном разбирательстве по делам публичного частно-публичного обвинения обязательно.

    Помимо этого участие прокуроров представляется необходимым в рассмотрении дел частного обвинения. Проведение судебного разбирательств по указанным категориям дел в отсутствие государственного обвинителя невозможно, поскольку в силу принципов состязательности и презумпции невиновности именно обвинитель обязан представить и убедительно обосновать перед судом выдвинутое подсудимому обвинение, опровергнуть все доводы стороны защиты путем активного участия в судебно-следственных действиях. Государственный обвинитель излагает предъявленное подсудимому обвинение, заявляет ходатайства, представляет доказательства и участвует в их исследовании, излагает суду свое мнение по существу обвинения, а также по другим вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства, высказывает суду предложения о применении уголовного закона и назначении подсудимому наказания.

    Это интересно:  Тюрьма "Матросская тишина": общая информация, фото, адрес, история

    Прокурор, являясь государственным обвинителем, действует в силу закона, подчиняясь публичному интересу защиты общества и личности от преступлений. Поддержание государственного обвинения есть по существу продолжение правозащитной функции прокуратуры, одна из форм ее реализации. Прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность. Поэтому прокурор должен поддерживать обвинение не во что бы то ни стало, а лишь в меру его доказанности, не упуская из виду и факты, говорящие в пользу подсудимого.

    В соответствии со ст. 17 УПК прокурор, как и другие профессиональные участники судопроизводства, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на совокупности имеющихся в деле доказательств, руководствуясь при этом законом и совестью. Как указано в ч. 7 ст. 246 УПК, если в ходе судебного разбирательства государственный обвинитель придет к убеждению, что представленные доказательства не подтверждают предъявленное подсудимому обвинение, то он отказывается от обвинения и излагает суду мотивы отказа».

    Велика роль прокурора и в контрольных стадиях уголовного процесса. Он может обжаловать приговор, определение или постановление суда по уголовному делу во второй и надзорной инстанциях. При принесении представления он действует как равноправная сторона в процессе. Поэтому к принесению прокурором представления закон применяет понятие «обжалование», а не «опротестование». При рассмотрении дела судом апелляционной, кассационной и надзорной инстанций прокурор поддерживает принесенное представление, высказывает свою позицию по поводу законности и обоснованности обжалованных судебных решений и обоснованности жалоб, принесенных другими участниками процесса.

    Прокурор принимает активное участие в такой форме пересмотра приговоров и иных судебных решений по уголовным делам, вступивших в законную силу, как возобновление производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств. Ему принадлежат весьма обширные дискреционные полномочия: принятие решения о возбуждении такого производства, проверка или расследование указанных обстоятельств, при наличии оснований для возобновления производства по делу — передача материалов в соответствующий суд, а при их отсутствии — прекращение возбужденного производства. Вопрос о возобновлении дела рассматривается в судебном заседании с участием прокурора.

    В стадии и исполнения приговора прокурор также имеет значительные полномочия:

    • принимает меры, направленные на своевременное обращение приговора к исполнению;
    • вносит на рассмотрение суда вопросы, возникшие в связи с исполнением приговора, и участвует в рассмотрении их судом.

    Прокурор в уголовном процессе: участие и полномочия в рассмотрении уголовных дел

    Прокурорский работник — федеральный государственный служащий, исполняющий обязанности по должности государственной службы с учетом требований Федерального закона.

    Правовое положение и условия службы прокурорских работников определяются:

      1. Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»;
      2. законодательством Российской Федерации о труде;
      3. законодательством Российской Федерации о государственной службе ( ФЗ от 27.05.2003 N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» и ФЗ от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» ).

    Прокурор — это прокурорский работник, который руководит системой органов и учреждений подчиненной ему прокуратуры, в т. ч. издает обязательные для исполнения всеми подчиненными ему работниками приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции.

    Таким образом, прокурор осуществялет руководство системой прокуратуры подчинённого ему уровня.

    Главным должностным лицом системы прокуратуры РФ Генеральный прокурор РФ , который, согласно ст. 17 ФЗ «О прокуратуре» руководит системой прокуратуры Российской Федерации. В круг его полномочий входит:

      • издание обязательных для исполнения всеми работниками органов и организаций прокуратуры приказов, указаний, распоряжений, положений и инструкций, регулирующих вопросы организации деятельности системы прокуратуры РФ и порядок реализации мер материального и социального обеспечения указанных работников;
      • в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда устанавливает штаты и структуру Генеральной прокуратуры РФ, определяет полномочия структурных подразделений, устанавливает штатную численность и структуру подчиненных органов и организаций прокуратуры;
      • назначает на должность и освобождает от должности ректоров (директоров), проректоров (заместителей директоров) научных и образовательных организаций системы прокуратуры РФ;
      • несет ответственность за выполнение задач, возложенных на органы прокуратуры Федеральным законом.

    Прокуроры субъектов РФ , приравненные к ним прокуроры:

      1. руководят деятельностью прокуратур городов и районов, иных приравненных к ним прокуратур;
      2. издают приказы, указания, распоряжения, обязательные для исполнения всеми подчиненными работниками;
      3. могут вносить изменения в штатные расписания своих аппаратов и подчиненных прокуратур в пределах численности и фонда оплаты труда, установленных Генеральным прокурором РФ (ст.18 ФЗ «О прокуратуре»).

    Прокуроры городов с районным делением руководят деятельностью районных и приравненных к ним прокуратур, вносят вышестоящим прокурорам предложения об изменении штатной численности своих аппаратов и подчиненных прокуратур, о кадровых изменениях (ст.19 ФЗ «О прокуратуре»).

    Полномочия прокурора в уголовном процессе

    Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной УПК РФ, осуществлять от имени государства

      1. уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а т акже
      2. надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия ( ст. 37 УПК РФ).

    Полномочия прокурора в ходе досудебного производства по уголовному делу :

      1. проверять исполнение требований закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, проверять законность и обоснованность решений органов следствия по уголовным делам;
      2. выносить мотивированное постановление о направлении материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;
      3. требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства , допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;
      4. давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий, а также согласие на возбуждение перед судом ходатайства о производстве процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения (например, меры пресечения);
      5. разрешать вопросы заключения досудебного соглашения о сотрудничестве, а также выносить представление об особом порядке проведения судебного заседания и вынесения судебного решения по уголовному делу в отношении обвиняемого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве;
      6. отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, органа дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя;
      7. рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;
      8. участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения;
      9. разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы; отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК РФ; утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;
      10. утверждать обвинительное заключение, обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу;
      11. возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления и устранения выявленных недостатков;
      12. осуществлять иные полномочия, предоставленные прокурору настоящим Кодексом.
    1. пpоверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;
    2. выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;
    3. требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства , допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;
    4. давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;
    5. давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;
    6. истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение в соответствии с настоящим Кодексом;
    7. рассматривать ходатайство о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве и постановление следователя о возбуждении перед прокурором ходатайства о заключении с подозреваемым или обвиняемым досудебного соглашения о сотрудничестве, выносить постановление об удовлетворении такого ходатайства либо об отказе в его удовлетворении, заключать досудебное соглашение о сотрудничестве, выносить постановление об изменении или о прекращении действия такого соглашения в порядке и по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, а также выносить представление об особом порядке проведения судебного заседания и вынесения судебного решения по уголовному делу в отношении обвиняемого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве;
    8. отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления органа дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя в порядке, установленном настоящим Кодексом;
    9. рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;
    10. участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном статьей 125 УПК РФ;
    11. при наличии оснований возбуждать перед судом ходатайство о продлении срока домашнего ареста или срока содержания под стражей по уголовному делу, направляемому в суд с обвинительным заключением или обвинительным актом;
    12. разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;
    13. отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований настоящего Кодекса;
    14. изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;
    15. передавать уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела или материалов проверки сообщения о преступлении в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами, установленными статьей 151 настоящего Кодекса, изымать любое уголовное дело или любые материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его (их) следователю Следственного комитета Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи;
    16. утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;
    17. утверждать обвинительное заключение, обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу;
    18. возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления и устранения выявленных недостатков;
    19. осуществлять иные полномочия, предоставленные прокурору настоящим Кодексом.
    Это интересно:  Наказуема ли дача взятки должностному лицу?

    Полномочия прокурора в ходе судебного производства по уголовному делу

    В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор:

      1. поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность;
      2. предъявляет гражданские иски в уголовном процессе от имени субъектов РФ, муниципальных образований, государственных и муниципальных унитарных предприятий ( ст. 44,ст. 246 УПК РФ) .

    Прокурор вправе в порядке и по основаниям, которые установлены УПК РФ, отказаться от осуществления уголовного преследования с обязательным указанием мотивов своего решения.

    Указанные полномочия прокурора осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами.

    Полномочия помощников прокурора

    Помощники прокурора осуществляют свою деятельность на основании Положений, утверждённых прокурором субъектов федерации, а также руководствуются Конституцией РФ, Федеральным законом «О прокуратуре», международными договорами и иными обязательствами Российской Федерации.

    Участие и полномочия прокурора в рассмотрении судами уголовных дел

    Судебное разбирательство включает ряд обязательных участников, среди которых особая роль возложена на прокурора. Это единственное должностное лицо, которое может участвовать в уголовном производстве от его начала и до вынесения приговора. Полномочия прокурора в уголовном процессе достаточно обширны, он может не только регулировать саму процедуру ведения дела, но и обязан реагировать на малейший факт нарушения законности в судебном заседании. В случае несогласия этой фигуры с вынесенными решениями, он вправе протестировать их в вышестоящем суде.

    Полномочия прокурора в уголовном процессе

    Прокурор, обязан в силу своих полномочий охранять права и свободы человека. Принимая во внимание важность этой должности и ее публичность, не все лица с юридическим образованием, могут быть приняты для выполнения функций гособвинителя.
    К этой должностной фигуре предоставляются жесткие требования:

    • кандидат на должность не может иметь иностранное гражданство;
    • не может быть призван на работу гособвинителя, человек, который ранее по решению суда был лишен права работать на государственных должностях;
    • лицо не должно иметь судимости;
    • человек должен быть полностью здоровым, дееспособным и не страдать болезнями, которые могут помешать выполнению важных эмоциональных и интеллектуальных задач;
    • кандидат не должен состоять в родстве с работником органа прокуратуры, если его дальнейшая служба будет связана с непосредственной подчиненностью одного из них другому.

    Прокурор должен служить только государству, законодательство запрещает работникам прокуратуры совмещать основную деятельность с другими оплачиваемыми профессиями и вести предпринимательскую деятельность.

    Полномочия прокурора в ходе досудебного производства по уголовному делу заключаются в осуществлении уголовного преследования подозреваемого от имени государства, а также в надзоре за процессуальной деятельностью органа следствия и дознания в ходе предварительного расследования. В связи с этим, государственный обвинитель вправе отменять незаконные решения о привлечении к ответственности субъекта в качестве обвиняемого и назначения ему мер пресечения. Он способен своим постановлением прекращать уголовное преследование, если оно не обоснованное, а также принимать меры по обеспечению прав потерпевшего и опротестовывать судебное решение до и после того, как оно вступило в силу.

    Участие прокурора в уголовном процессе очень важно, ведь это должностное лицо уже само по себе, является неким механизмом защиты, восстановления нарушенных прав граждан вне зависимости от того обвиняемый это или потерпевший.

    Прокуратура может рассматривать жалобы и ходатайства на стадии до судебного расследования, но компетенция органа не ограничивается уголовным производством. В судебном разбирательстве прокурор в уголовном процессе занимает сторону обвинения и обеспечивает ее законность и обоснованность. Полномочия прокурора в уголовном процессе регулирует статья 37 УПК РФ.

    Полномочия прокурора в ходе досудебного производства по уголовному делу

    Всем известно, что уголовная ответственность начинается с возбуждения уголовного производства, но кто возбуждает дело – следователь, дознаватель или прокурор, известно не многим. Чтобы разобраться во всем, необходимо изучить, какое участие прокурора в уголовном судопроизводстве, и какое полномочие эта фигура имеет на стадии досудебного расследование, ведь отличия имеются значительные. Полномочия прокурора в ходе судебного производства по уголовному делу включают такие пункты:

    • первым делом, хотелось бы ответить на вопрос, может ли прокуратура возбуждать уголовные дела – конечно может, это ее прямая обязанность, а не право. Она может выносить постановление о направлении материалов дела в следственный орган, выдвигать решение вопроса об уголовном преследовании и применении меры пресечения к конкретным субъектам преступления;
    • если орган следствия или дознания нарушает федеральное законодательство, прокурор вправе требовать устранения допущенных в ходе следствия ошибок и недоработок. Эта фигура, может в силу своих полномочий, давать дознавателю письменные указания о проведении конкретных действий и направлении расследования. Прокурор может либо утверждать обвинительные постановления или возвращать на доработку;
    • продолжая тему, может ли прокурор возбуждать уголовные дела, требуется отметить, что он же может их и закрывать, не доводя до разбирательства в суде. Он может также прекратить процесс расследования, отменить меру пресечения, заменить ее или вовсе переквалифицировать дело;
    • гособвинитель может отменять незаконные или необоснованные обвинительные постановления органа следствия, разрешать отводы и самоотводы, заявленные дознавателю и следователю, а также их самоотводы.

    Прокурор может по письменному заявлению на любом этапе уголовного производства изымать дело для ознакомления с его материалами. Своим письменным постановлением он может освободить каждого, кто находиться в местах лишения свободы без законных оснований или помещен в до судебное психиатрическое учреждение.

    Участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел продолжается, но его полномочия на этом этапе будут другими. Прокурор в уголовном судопроизводстве утрачивает свои властно – распорядительские полномочия по разрешению дела. После того, как судья принимает дело к рассмотрению, любые жалобы и ходатайства, уже будут рассматриваться судьей, а не прокурором.

    Полномочия прокурора в ходе судебного производства по уголовному делу

    Возбуждение уголовного дела прокурором или следователем, как уже выше упоминалось – начальный этап разбирательства. Суд – это конечная инстанция, именно тут вершиться правосудие на основании материалов дела, собранных следственным органом. Государственный обвинитель принимает участие в процессе на основании принципов состязательности и равноправия сторон.

    Важно отметить, что он в это время не осуществляет надзора за соблюдением законов, это делает судья. Кроме того, прокурор не пользуется какими-либо преимуществами по сравнению с остальными участниками судебного заседания. Согласно ч. 4 ст. 15 УПК, «все стороны имеют равные права перед судом».

    Если ведется публичное или частно – публичное судопроизводство, то присутствие прокурора на заседании обязательно. Судебный процесс частного характера присутствие этой фигуры не требует.

    Во время рассмотрения дела в суде, прокурор, как равноправная сторона, может представлять и исследовать улики, доказательства вины субъекта злодеяния. Также гособвинитель может высказывать свое мнение по поводу квалификации преступного деяния и давать юридическую оценку действиям подсудимого. Без государственного обвинителя невозможно выносить объективное и правомерное решение, ведь в силу презумпции невиновности, только прокурор имеет право представить и обосновать перед судом выдвинутое обвинение. Главная задача этой фигуры в суде – опровергнуть доводы стороны защиты и путем активного анализа материалов дела доказать, что именно конкретный субъект переступил закон, и должен быть наказан в соответствии с Уголовным Кодексом.

    Полномочия прокурора в уголовном судопроизводстве заключаются также в определении под судимости обвиняемого. Именно в обвинительном приговоре, который гособвинитель утверждает своей подписью на стадии досудебного разбирательства, он указывает, какое наказание должен понести виновный. Судья же не назначает наказание, он утверждает своим постановлением запрошенное прокурором наказание. Конечно, свое требование прокурор аргументирует соответствующими нормами Уголовного Кодекса и приделами допустимых санкций.

    Если в ходе судебного разбирательства, прокурор осознает, что представленных в обвинительном приговоре доказательств не достаточно для подтверждения вины подсудимого, то он, согласно ч. 7 ст. 246 УПК, может отказаться от обвинения, но обязан мотивировать свой отказ.

    После вынесения приговора судьей, полномочия прокуратуры не прекращаются. Прокурор может участвовать в апелляционном суде и кассационных заседаниях по уголовному производству. Он может в вышестоящих судах высказывать свое мнение по поводу законности обжалования решения суда нижестоящий инстанции, а также обоснованности пересматриваемого решения. Гособвинитель может открывать дела по вновь открывшимся обстоятельствам. На стадии исполнения приговора, прокуратура следит за своевременным выполнением решения суда, а также принимает меры, если постановление не выполняется.

    Полномочия помощников прокурора

    Каждый гособвинитель имеет помощников с обязательным юридическим образованием и четким знанием законов. Как правило, помощники делятся на отдельные группы и выполняют возложенные конкретные обязанности.
    Полномочия помощников заключаются:

    • в подготовке процессуальных актов и исковых заявлений в суд;
    • в подборе материалов и данных для исковых заявлений в соответствии с уставленными законами;
    • в осуществлении наблюдения за правильным исполнением законов судебными приставами;
    • в сборе и подготовке материалов для обращения прокурора в арбитражный суд;
    • в ведении наблюдения за делами, касающимися стягивания материального ущерба с граждан и юридических лиц, подготовке исков для возмещения материального ущерба;
    • в разработке запросов по делам, которые он ведет;
    • в оказании помощи гражданам, которые обращаются с жалобами, и решении вопросов о соблюдении их законных прав в социальной сфере.

    В компетенцию помощника прокурора входит контроль за законностью проверки качества продуктов питания, за работой санитарно – эпидемиологической станции и других государственных структур. Прямой обязанностью помощника есть проведение антикоррупционной экспертизы в делах.

    Выполнять те же действия, что и сам гособвинитель, помощник его не может. Исключением являются случаи отсутствия гособвинителя по уважительной причине. В подобных ситуациях, помощник вместо прокурора может выступать в суде, и принимать решения по поводу дела. Иногда, издав соответствующий служебный приказ, гособвинитель может переложить часть своих обязанностей на помощника, четко описав в приказе, что именно ему поручено делать. Важно отметить, что вся работа помощника должна проверятся самим прокурором. Именно гособвинитель, в первую очередь, несет ответственность за все действия своего подчиненного.

    Прокурор, его задачи и полномочия в уголовном процессе

    Прокурор — должностное лицо, осуществляющее в пределах своей компетенции надзор за законностью оперативно-розыскной деятельности, дознания, следствия и судебных решений, а также уголовное преследование на всех стадиях уголовного процесса: Генеральный Прокурор Республики Казахстан, Главный военный прокурор, прокуроры областей и приравненные к ним прокуроры, районные, городские прокуроры, военные прокуроры, транспортные прокуроры и приравненные к ним прокуроры, их заместители и помощники, прокуроры по отрасли надзора, старшие прокуроры и прокуроры управлений и отделов прокуратур. Прокурор, участвующий в рассмотрении уголовного дела судом, представляет интересы государства путем поддержания обвинения и является государственным обвинителем.

    Это интересно:  Ответственность за нарушение избирательных прав граждан: нюансы законодательства

    Прокурор вправе предъявить обвиняемому или лицу, которое несет имущественную ответственность за его действия, иск в защиту интересов:

    1) потерпевшего, не способного самостоятельно воспользоваться правом предъявлять и отстаивать иск в силу своего беспомощного состояния, зависимости от обвиняемого или по иным причинам;

    Полномочия прокурора при досудебном производстве и рассмотрении дела судом определяются соответственно статьями 190, 192 (частями шестой и седьмой), 197, 289, 317, 396 (частью третьей), 458, 460 Уголовно-процессуального Кодекса.

    При осуществлении своих процессуальных полномочий прокурор независим и подчиняется только закону.

    Генеральный Прокурор в пределах своей компетенции принимает нормативные правовые акты по вопросам применения норм Уголовно-процессуального Кодекса, обязательные для исполнения органами дознания и следствия.

    Нормативные правовые акты органов, осуществляющих дознание и следствие, принимаются в пределах их компетенции по согласованию с Генеральным прокурором.

    В п.1 ст.83: Прокуратура от имени государства осуществляет высший надзор (наблюдение, присмотр) за точным и единообразным применением (принцип законности) всего массива действующего права Республики,- провозглашает Конституция [1]. Уже из этого можно сделать вывод: в стране нет сфер жизнедеятельности, которые были бы вне прокурорского надзора.

    Традиционно наиболее тесно прокурорский надзор осуществляется за уголовным судопроизводством, где по-прежнему высок уровень нарушений прав и свобод человека и гражданина и нет оснований для послабления функций прокуратуры в этой области.

    На активную роль прокуроров в уголовном судопроизводстве, соблюдение правовых норм и основных прав человека при осуществлении контроля за расследованием преступлений, принятие уголовных дел к производству только при наличии достаточного количества доказательств (надежных, допустимых), осуществление уголовного преследования тщательно и справедливо в рамках имеющихся доказательств, акцентирует их внимание «Нормы профессиональной ответственности и Декларация основных прав и обязанностей прокуроров», утвержденные Международной ассоциацией прокуроров в г. Амстердаме 23 апреля 1999 года.

    Объем и конкретные полномочия прокурора за законностью дознания и следствия наряду с нормами УПК рассматривается в законе «О прокуратуре» (ст.ст. 37-38), а также в основном по данному вопросу приказе Генерального Прокурора от 27 августа 2008 года №47 «Об утверждении Инструкции об надзора за законностью следствия и дознания».

    В приказе Генерального Прокурора от 27 августа 2008 года №47 указано, что осуществление надзора за законностью следствия и дознания предполагает обеспечение законности процессуальных решений и действий должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование, на всех стадиях досудебного производства — с момента информирования органа о совершенном либо готовящемся преступлении до направления уголовного дела в суд. В целях эффективного осуществления надзора в органах уголовного преследования организуется дежурство сотрудников прокуратуры в «Кабинетах прокуроров», дислоцированных в органах уголовного преследования (п. 8 названного приказа). Кроме того, данным приказом подтверждена политика ведения по всем уголовным делам надзорных производств. В них в обязательном порядке содержатся копии процессуальных документов, направляемых органами следствия и дознания в соответствии с УПК в течение двадцати четырех часов с момента их вынесения прокурору, а также копии актов прокурорского надзора и решений, принимаемых в ходе надзора и т.д. Ответственность за полноту ведения надзорных производств несет прокурор, осуществляющий надзор за законностью расследования уголовного дела (п. 13 названного приказа). Для эффективного наблюдения на всех стадиях уголовного процесса по актуальным и особо значимым уголовным делам применяется сквозной метод надзора путем создания группы из оперативных сотрудников различных подразделений органов прокуратуры (п. 21 названного приказа) [5].

    В числе основных процессуальных форм участия прокурора в досудебных стадиях производства по делу: возбуждение, отказ в возбуждении, прекращение уголовных дел; личное производство следственных действий по любому уголовному делу, а также участие в процессуальных (следственных) действиях, осуществляемых следователем и дознавателем по уголовному делу; отмена незаконных постановлений следователей и дознавателей; санкционирование процессуальных решений следователя и дознавателя; дача письменных указаний следователям и дознавателям; продление сроков следствия и участие в процедурах продления сроков содержания под стражей; рассмотрение жалоб на действия и решения следователя и дознавателя; перераспределение уголовных дел между аппаратами расследования уголовных дел; направление поручений компетентным учреждениям иностранных государств об оказании правовой помощи и требований о выдаче лица для привлечения к уголовной ответственности; предание обвиняемого суду (ст.ст. 197, 523, 527, 529 УПК). Генеральный Прокурор в исключительных случаях, при установлении фактов неполноты и необъективности расследования, сложности и значимости дела, может образовать следственную группу из числа следователей нескольких органов, осущест-вляющих предварительное следствие, назначив при этом прокурора руководителем этой группы, оформив данное решение своим постановлением. Надзор за законностью следствия, осуществляемого такой следственной группой, его обеспечение возлагается на Генерального Прокурора (ч. 3 ст. 198 УПК). Исключительно Генеральным Прокурором может быть возбуждено уголовное дело в отношении судьи, совершившего преступление (ч. 1 ст. 498 УПК).

    Осуществляя надзор за оперативно-розыскной деятельностью, прокурор получает прекращенные и находящиеся в производстве дела оперативно-розыскной деятельности, материалы, документы и другие необходимые сведения о ходе оперативно-розыскной деятельности, кроме сведений о личности граждан, сотрудничающих или сотрудничавших на негласной основе с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность; проверяет законность проведения специальных оперативно-розыскных мероприятий; прекращает своим постановлением оперативно-розыскные мероприятия в случае выявления нарушений закона, прав личности; освобождает незаконно задержанных лиц; дает санкцию на проведение соответствующих оперативно-розыскных мероприятий и т.д. (ст. 35 закона «О прокуратуре», пп. 4, 7, 8 ст. 12 закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 15 сентября 1994 года). При осуществлении надзора за оперативно-розыскной деятельностью Генеральный Прокурор в пределах своей компетенции принимает нормативные правовые акты по вопросам применения норм законодательства Республики Казахстан об оперативно-розыскной деятельности, обязательные для исполнения органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. В целях выявления нарушений законности со стороны органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, прокурор вправе привлекать специалистов органов прокуратуры и иных специалистов с использованием специальных технических средств (ст. 25 закона «Об оперативно-розыскной деятельности»).

    Прокурор — активный участник уголовного процесса во всех судебных стадиях. Это разумно, так как он обладает квалифицированными юридическими знаниями и совместно со стороной защиты достигает правильного разрешения уголовного дела в интересах всех участников уголовно-процессуальной деятельности [6]. В этой связи, его участие при проведении предварительного слушания по делу обязательно (ч. 3 ст. 301 УПК). Участие прокурора в главном судебном разбирательстве в качестве государственного обвинителя (их может быть несколько) — обязательное общее условие этой стадии уголовного процесса (кроме дел частного обвинения, где прокурор не участвует) (ст. 317 УПК). Необходимо отметить, что закон не возлагает функцию поддержания государственного обвинения в суде на дознавателя, начальника органа дознания, следователя, начальника следственного отдела. Именно прокурор открывает судебное следствие путем изложения сущности предъявленного подсудимому обвинения (ч.1 ст. 345 УПК); он участник судебных прений (чч. 3, 4 ст. 364 УПК); вправе принимать участие и опротестовывать постановления судей по вопросам, связанным с исполнением приговора (чч. 8, 9 ст. 455, ст. 457 УПК); вправе приносить апелляционный и надзорные протесты (ч. 3 ст. 396, ч. 2 ст. 460 УПК); вправе возбудить производство по вновь открывшимся обстоятельствам (ст.ст. 474, 475 УПК) и т.д.

    Весьма актуальным является право прокурора на предъявление гражданского иска по уголовному делу по основаниям, предусмотренным в норме ч. 2 ст. 62 УПК. Такое свое право он может реализовать на протяжении всего предварительного расследования через следователя или дознавателя и до начала судебного следствия по уголовному делу с его участием в качестве государственного обвинителя (чч. 1, 7 ст. 163 УПК). О предъявлении гражданского иска прокурором уведомляются также лица, в интересах которых предъявлен иск. Прокурор, предъявивший гражданский иск в защиту интересов других лиц, признанию гражданским истцом не подлежит, поскольку его самостоятельное процессуальное положение определено нормой ч. 2 ст. 62 УПК. В этом случае истцом признается лицо, в интересах которого подан иск. В случае отказа прокурора от предъявленного им иска в интересах других лиц, лицо, которому преступлением или деянием невменяемого был причинен вред, вправе предъявить гражданский иск в порядке гражданского судопроизводства (пп. 5, 12 нормативного постановления Верховного Суда от 20 июня 20 июня 2005 года №1 «О рассмотрении гражданского иска в уголовном процессе»).

    К примеру, приказом Генерального Прокурора «Об утверждении Инструкции по ведению единого карточного учета заявлений и сообщений о преступлениях, уголовных дел, результатов их расследования и судебного рассмотрения» назначение учета определено в прозрачном статистическом наблюдении за досудебным производством по уголовному делу и обеспечении государственных органов, физических и юридических лиц объективными и достоверными данными о состоянии преступности, деятельности органов уголовного преследования, суда и органов, ведающих исполнением наказаний, посредством ведения единой унифицированной статистической системы (п. 2 названного приказа). Словом, речь идет о государственном учете состояния преступности и результатов борьбы с ней в масштабах страны. Трудно переоценить процессуальное значение данной Инструкции. Именно в ней содержится вся полезная информация о реальных объемах процессуальной деятельности органов уголовного преследования и судов страны для корректирования в сторону эффективности их практической деятельности в области борьбы с преступностью.

    Статья написана по материалам сайтов: isfic.info, jurkom74.ru, yurister.ru, studbooks.net.

    «

    Помогла статья? Оцените её
    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
    Загрузка...
    Добавить комментарий