Регистрация незаконных сделок с землей и недвижимым имуществом

Регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170 УК РФ)

Регистрация заведомо незаконных сделок с недвижимым имуществом, умышленное искажение сведений государственного кадастра недвижимости и (или) Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а равно занижение кадастровой стоимости объектов недвижимости, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности должностным лицом с использованием своего служебного положения, —

наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Статья 170 УК РФ предусматривает ответственность за регистрацию заведомо незаконных сделок с землей, искажение сведений государственного кадастра недвижимости, а равно умышленное занижение размеров платежей за землю, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности должностным лицом с использованием своего служебного положения.

Официальная статистика регистрирует единичные случаи совершения таких преступлений. В 1997 г. было зарегистрировано 10, в 1998 г. — 21, в 1999 г. — 7, в 2000 г. — 13, в 2001 г. — 36, в 2002 г. — 9, в 2003 г. — 2, в 2004 г. — 7, в 2005 г. — 1, в 2006 г. — 4, в 2007 г. — 6, в 2008 г. — 2 случая регистрации незаконных сделок с землей (что вряд ли соответствует действительности).

Непосредственный объект данного преступления — отношения, связанные с государственной регистрацией сделок с землей.

Объективная сторона характеризуется совершением следующих действий: а) регистрация незаконных сделок с землей; б) искажение сведений государственного кадастра недвижимости; в) занижение размеров платежей за землю.

В соответствии со ст. 131 и 551 ГК РФ сделки с землей, как и любые сделки с недвижимостью, в результате которых происходит переход права собственности на недвижимость или изменение других вещных прав на недвижимость, подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан по ходатайству правообладателя удостоверить производственную регистрацию путем выдачи документа о зарегистрированном праве или сделке либо совершения подписи на документе, представленном для регистрации. Порядок регистрации сделок, связанных с возникновением права собственности на землю, права землевладения, землепользования (в том числе и временно), и договоров на аренду земельных участков регулируется Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». При осуществлении государственной регистрации работники учреждений юстиции обязаны проверить законность регистрируемой сделки с землей.

Сделки с землей являются разновидностью гражданско-правовых сделок, каковыми в соответствии со ст. 153 ГК РФ признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Незаконной сделка с землей является тогда, когда она совершена в нарушение общих положений гражданского законодательства либо специальных норм земельного законодательства (ст. 170 УК РФ). В соответствии с нормами гражданского законодательства незаконными являются ничтожные и оспоримые сделки. Ничтожными признаются сделки, не соответствующие требованиям закона или иных правовых актов (ст. 168 ГК РФ); совершенные с целью, противной основам правопорядка и нравственности (ст. 169 ГК РФ); мнимые, т.е. сделки, совершенные лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, и притворные, совершенные с целью прикрыть другую сделку (ст. 170 ГК РФ); совершенные гражданином, признанным недееспособным (ст. 171 ГК РФ); совершенные несовершеннолетним, не достигшим 14 лет (ст. 172 ГК РФ); сделки юридического лица, выходящие за пределы его правоспособности (ст. 173 ГК РФ); совершенные гражданином, ограниченным судом в дееспособности (ст. 176 ГК РФ); совершенные гражданином, не способным понимать значение своих действий или руководить ими (ст. 177 ГК РФ); совершенные под влиянием заблуждения (ст. 178 ГК РФ). Ничтожные сделки являются недействительными независимо от признания их таковыми судом. В отличие от них оспоримые сделки являются недействительными в силу признания их таковыми судом (ст. 166 ГК РФ). Оспоримой является сделка, совершенная под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой стороной или стечения тяжелых обстоятельств. По иску потерпевшего она может быть признана судом недействительной (ст. 179 ГК РФ).

Как уже отмечалось, незаконными также являются сделки с землей, нарушающие нормативные акты земельного права и Земельный кодекс РФ.

Государственный кадастр недвижимости представляет собой систематизированный свод сведений об ученном недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы РФ, о границах между субъектами РФ, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов и иных предусмотренных законом сведений. Под искажением сведений государственного кадастра недвижимости следует понимать включение в него ложных (указанных выше) сведений либо внесение в него исправлений, не отвечающих действительности.

Занижение размеров платежей за землю представляет собой уменьшение платежей за землю, их несоответствие ставкам, утвержденным законодательством или иными нормативными актами (в первую очередь это ежегодный земельный налог, взимаемый с собственников земли, землевладельцев и землепользователей, а также нормативная цена земли, установленная для покупки и для получения банковского кредита под залог земельного участка).

С объективной стороны состав рассматриваемого преступления является формальным и преступление считается оконченным с момента совершения любого из трех указанных в диспозиции ст. 170 УК РФ деяний.

Субъект преступления — должностное лицо.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Лицо сознает заведомую незаконность регистрируемых сделок с землей и желает совершения таких действий. Обязательным признаком субъективной стороны данного преступления является корыстная или иная личная заинтересованность должностного лица.

1. Представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, или в организацию, осуществляющую учет прав на ценные бумаги, документов, содержащих заведомо ложные данные, в целях внесения в единый государственный реестр юридических лиц, в реестр владельцев ценных бумаг или в систему депозитарного учета недостоверных сведений об учредителях (участниках) юридического лица, о размерах и номинальной стоимости долей их участия в уставном капитале хозяйственного общества, о зарегистрированных владельцах именных ценных бумаг, о количестве, номинальной стоимости и категории именных ценных бумаг, об обременении ценной бумаги или доли, о лице, осуществляющем управление ценной бумагой или долей, переходящих в порядке наследования, о руководителе постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или об ином лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо в иных целях, направленных на приобретение права на чужое имущество, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

2. Внесение в реестр владельцев ценных бумаг, в систему депозитарного учета заведомо недостоверных сведений путем неправомерного доступа к реестру владельцев ценных бумаг, к системе депозитарного учета —

наказывается ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок со штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет или без такового.

3. Деяние, предусмотренное частью второй настоящей статьи, если оно было сопряжено с насилием или с угрозой его применения, —

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового.

Непосредственным объектом является порядок ведения единого государственного реестра юридических лиц, реестра владельцев ценных бумаг, или системы депозитарного учета, а также права владельцев соответствующих ценных бумаг.

Предмет преступления — единый государственный реестр юридических лиц, реестр владельцев ценных бумаг или система депозитарного учета.

Объективная сторон характеризуется действиями: представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, или в организацию, осуществляющую учет прав на ценные бумаги, документов, содержащих заведомо ложные данные, в целях внесения в единый государственный реестр юридических лиц, в реестр владельцев ценных бумаг или в систему депозитарного учета недостоверных сведений об учредителях (участниках) юридического лица, о размерах и номинальной стоимости долей их участия в уставном капитале хозяйственного общества, о зарегистрированных владельцах именных ценных бумаг, о количестве, номинальной стоимости и категории именных ценных бумаг, об обременении ценной бумаги или доли, о лице, осуществляющем управление ценной бумагой или долей, переходящих в порядке наследования, о руководителе постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или об ином лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо в иных целях, направленных на приобретение права на чужое имущество.

Субъект преступления — лицо, осуществляющее указанные действия.

Субъективная сторона — прямой умысел. Лицо сознает, что совершает указанные действия (фальсификацию) и желает этого.

Часть 2 предусматривает ответственность за внесение в реестр владельцев ценных бумаг, в систему депозитарного учета заведомо недостоверных сведений путем неправомерного доступа к реестру владельцев ценных бумаг, к системе депозитарного учета.

Часть 3 данной статьи предусматривает еще большее наказание за деяние, предусмотренное частью второй настоящей статьи, если оно было сопряжено с насилием или с угрозой его применения.

Уголовно-правовая характеристика состава регистрации незаконных сделок с недвижимым имуществом в свете изменений законодательства Российской Федерации

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы уголовно-правовой характеристики состава регистрации незаконных сделок с недвижимым имуществом.

Ключевые слова: регистрация незаконных сделок, недвижимое имущество, должностное лицо, Единый государственный реестр недвижимости, кадастровая оценка.

Актуальность такого процесса, как регистрация недвижимого имущества и сделок с ним, порождает само общество. Общество развивается, и на смену национализации и тотальной государственной собственности на недвижимое имущество пришла частная собственность и как следствие, множество преступлений, связанных с недвижимым имуществом. Объекты недвижимого имущества обладают многими свойствами, важными для человека, однако главная и наиболее привлекательная характеристика недвижимости – это высокая цена за ее реализацию, которая порождает особую активность мошенников. И в этом свете в высшей степени остро встает проблема обеспечения законности оборота недвижимости, а также исключения должностных преступлений, совершенных сотрудниками, работающими в сфере, связанной с недвижимым имуществом.

Для соблюдения законодательных требований в вопросах регистрации прав на недвижимое имущество в Уголовном кодексе РФ была установлена статья «Регистрация незаконных сделок с недвижимым имуществом» (ст. 170 УК РФ).

Это интересно:  Ст 205 УК РФ: ответственность за акт терроризма

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 228-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены существенные изменения в предмет преступления, предусмотренного ст. 170 УК РФ «Регистрация незаконных сделок с землей», а именно был скорректирован состав данного преступления. На данный момент в предмет рассматриваемого преступления включены все виды недвижимого имущества, и в соответствии с этим было также изменено наименование статьи. Теперь ст. 170 УК РФ называется: «Регистрация незаконных сделок с недвижимым имуществом». Причиной внесения изменений в уголовно-правовые нормы послужило реформирование регистрационного законодательства.

На данный момент в Российской Федерации действует несколько законов, регулирующих отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество, а также с осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности. Основной из них предусматривает создание Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) и единой учетно-регистрационной системы. Это Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», основные положения которого вступили в силу 01.01.2017 (далее – Закон о регистрации № 218-ФЗ).

Вышеназванный закон пришел на смену двум другим, действовавшим ранее: Федеральному закону от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре) и Федеральному закону от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации № 122-ФЗ).
Таким образом, в свете изменения законодательства РФ в гражданском, земельном, налоговом праве, а также в связи со вступившим в силу 01.01.2017 Законом о регистрации № 218-ФЗ требует корректировки и ст. 170 УК РФ.

Для того чтобы понять каких именно корректировок требует ст. 170 УК РФ, необходимо проанализировать состав преступления, предусмотренного ст. 170 УК РФ, выяснить особенности объективных и субъективных признаков данного состава преступления.

Расположение ст. 170 в гл. 22 «Преступления в сфере экономической деятельности» УК РФ свидетельствует о том, что родовым объектом рассматриваемых преступлений являются общественные отношения в сфере экономики, а видовым – общественные отношения в сфере экономической деятельности. Но по всем признакам преступления, предусмотренные ст. 170 УК РФ, являются должностными преступлениями, так как совершаются должностными лицами с использованием своего служебного положения. Таким образом, на лицо явное противоречие, в связи с тем, что при полном анализе родового и видового объектов регистрации незаконных сделок с недвижимым имуществом возникает вопрос о соответствии данного противоправного посягательства, предусмотренного ст. 170 УК РФ, тому месту, которое занимает данная статья в системе норм УК РФ.

Также хочется отметить, что состав преступления, предусмотренного ст. 170 УК РФ, относится к сложным составам преступления, т.е. двухобъектным. К сожалению, часто на практике двухобъектность преступления не принимается в расчет, тем самым выводы об объекте рассматриваемого преступления становятся неполными.

Характеристика непосредственного объекта преступлений, помимо двухобъектности, осложняется еще и особенностью диспозиции ст. 170 УК РФ, ведь в ней перечисляются несколько различных деяний, которые образуют самостоятельные составы преступлений, а именно: регистрация заведомо незаконных сделок с недвижимым имуществом; умышленное искажение сведений ЕГРН; занижение кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Достаточно распространена точка зрения, согласно которой выделяются три альтернативных объекта, которые соответствуют трем альтернативным деяниям, запрещенным ст. 170 УК РФ. То есть выделяется самостоятельный объект для каждого из этих деяний, запрещенных нормой, которым является общественное благо, страдающее в случае совершения одного из трех запрещенных деяний. Так, А.Т. Бу- лавинцев пишет: «Сложный характер объективной стороны указанного в ст. 170 УК РФ преступления, объединяющей признаки трех самостоятельных преступных деяний, предполагает наличие как минимум трех социальных ценностей» .

Таким образом, вышеуказанная позиция, где каждое из предусмотренных в ст. 170 УК РФ деяний посягает на отдельный объект, можно охарактеризовать как теорию альтернативных объектов, так как ее сторонники считают, что объектом преступления, предусмотренного ст. 170 УК РФ, будет выступать альтернативно одно из трех социальных благ в зависимости от того, какое конкретно деяние из запрещенных в данной норме будет совершено. Исходя из данного подхода, рассматриваемое преступление имеет три непосредственных объекта и при этом ни один из них не является основным.

В отношении объективной стороны преступления, предусмотренного ст. 170 УК РФ, также ведутся жаркие споры.

Диспозиция ст. 170 УК РФ «Регистрация незаконных сделок с недвижимым имуществом» характеризуется тем, что устанавливает уголовную ответственность за три альтернативных деяния. Все три вида деяний могут совершаться только путем действия, то есть для совершения любого из предусмотренных в ст. 170 УК РФ деяний субъект должен активно воздействовать на предмет преступления.

Рассмотрим признаки каждого из запрещенных ст. 170 УК РФ деяний в отдельности.

Начнем с такого деяния, как регистрация незаконных сделок с недвижимым имуществом. Согласно гражданскому законодательству, сделки с недвижимым имуществом, в результате которых происходит переход права собственности на недвижимость или изменение других вещных прав на недвижимость, подлежат государственной регистрации в ЕГРН. Отношения, связанные с государственной регистрацией прав, регулируются Законом о регистрации № 218-ФЗ.

В соответствии с пп. 3, 5 ст. 1 Закона о регистрации № 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество – юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества, а также государственная регистрация права в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Зарегистрированное в ЕГРН право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Таким образом с государственной регистрацией соответствующих сделок связано наступление важных правовых последствий – момент возникновения и прекращения права собственности.

Важную роль для квалификации деяния по ст. 170 УК РФ играет установление факта регистрации заведомо незаконной сделки.

По гражданскому законодательству, незаконной сделкой с недвижимым имуществом будет являться такая сделка, которая может быть признана ничтожной или оспоримой. Ничтожные сделки недействительны в силу закона, а оспоримые – признаются недействительными по решению суда. С точки зрения земельного законодательства, это сделка с земельными участками, которые полностью изъяты или ограничены в обороте .

В диспозиции ст. 170 УК РФ указано, что зарегистрирована должна быть сделка «заведомо» незаконная. А в связи с тем, что оспоримую сделку признать «заведомо» незаконной невозможно, так как это еще не установлено судом, то и привлечь к ответственности за регистрацию данной сделки не представляется возможным. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что в качестве незаконных сделок по смыслу ст. 170 УК РФ не могут признаваться оспоримые сделки.

По нашему мнению, ответственность должна наступать не за регистрацию оспоримой сделки, а за регистрацию оспариваемой сделки. И только в том случае, если решением суда будет установлено, что сделка была незаконной, а также будут доказательства того, что должностное лицо заведомо знало об этом, тогда квалифицировать действия должностных лиц можно будет по ст. 170 УК РФ, а также привлечь должностное лицо за халатность или злоупотребление своими должностными полномочиями.

Состав ст. 170 УК РФ «Регистрация незаконных сделок с недвижимым имуществом» является формальным.

В соответствии с Законом о регистрации № 218-ФЗ государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН . Таким образом, моментом совершения преступления, предусмотренного ст. 170 УК РФ, будет признаваться момент внесения записи о незаконной сделке должностным лицом (государственным регистратором) в ЕГРН.

Второй признак объективной стороны заключается в искажении данных ЕГРН.

Любые действия, связанные с постановкой на учет, снятием с учета, внесением изменений уникальных характеристик, учет адреса правообладателя и другие действия, а также внесение ложной информации, новых записей, удаление части информации путем изменения реквизитов правообладателя или изменение его личных данных, фамилии, имени или отчества, являются искажением сведений ЕГРН. Данное преступление может быть также совершено путем необоснованного внесения различных исправлений в ЕГРН.

Последний признак объективной стороны ст. 170 УК РФ – это занижение кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Итак, согласно налоговому законодательству, налогом облагается земля, которая состоит в земельном фонде государства. Помимо налога есть еще две формы взимания платы за землю – это арендная плата и нормативная цена земли.

Подобные налоговые обложения затронули не только землю, но и другие объекты недвижимого имущества. В Налоговый кодекс РФ (далее – НК РФ) 01.01.2015 введена новая гл. 32 «Налог на имущество физических лиц» Федеральным законом от 4.10.2014 № 284-ФЗ, которая устанавливает налог на имущество физических лиц. Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества .

В связи с вышеизложенным умышленное занижение размеров платежей за недвижимое имущество может производиться как путем занижения непосредственно налога на имущество, так и путем занижения налоговой базы (кадастровой стоимости объекта недвижимости), а также необоснованного применения налоговых льгот.

Фактически данные действия производятся путем внесения в документы, на основании которых производится исчисление налога, заведомо ложных сведений.

Как мы уже выяснили ранее, предусмотренное ст. 170 УК РФ «Регистрация незаконных сделок с недвижимым имуществом» преступление относится к категории должностных преступлений. Соответственно, субъект данного преступления специальный – должностное лицо.

Безусловно, субъект данного преступления будет обладать такими признаками, как вменяемость и достижение субъектом преступления возраста уголовной ответственности. В зависимости от того, какое деяние будет совершено из предусмотренных ст. 170 УК РФ, будут добавляться специфические признаки, так как субъектом преступления будет являться должностное лицо, которое наделено полномочиями по совершению определенных действий.

Интересующие нас полномочия возложены Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии», на федеральный орган исполнительной власти – Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) .

Таким образом, при совершении одного из деяний, предусмотренного ст. 170 УК РФ, субъектом будет являться сотрудник федерального органа исполнительной власти Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии, на которого возложены полномочия по осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав , то есть государственный регистратор.

В соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, то есть оценщики1.

Субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 170 УК РФ, выражается в форме прямого умысла. Лицо в полной мере заведомо осознает незаконность своих действий, желает их совершения и наступления общественно опасных последствий.

Интеллектуальный момент умысла при совершении данного деяния заключается в том, что субъект в полной мере осознает, что регистрируемая им сделка является незаконной. Факт незаконности самой сделки должен быть заранее известен государственному регистратору, иначе квалифицировать деяние по данной статье мы не сможем. Не подлежит уголовной ответственности по ст. 170 УК РФ должностное лицо, осуществившее регистрацию оспоримой сделки, которая на момент регистрации не оспаривалась в суде, и ранее по данной сделке суд не принимал решения о ее недействительности.

Волевой умысел заключается в том, что субъект данного преступления желает наступления общественно опасных последствий. Негативные последствия являются промежуточной целью преступления, основной же целью совершения преступления является корыстная или иная личная выгода.

Это интересно:  Судебный штраф в уголовном процессе: сроки и порядок взыскания в 2018 году

Статистически установлено, что чаще всего данные деяния совершаются из корыстной или иной личной заинтересованности. Корыстный мотив заключается в получении должностным лицом взятки за совершение действий, предусмотренных ст. 170 УК РФ. В таком случае, мы понимаем, что здесь будет совокупность преступлений, потому что должностное лицо, с использованием своего служебного положения, совершает действия, предусмотренные ст. 170 УК РФ, в целях получения взятки. Данное лицо будет подлежать ответственности по совокупности преступлений по ст. 170 и 290 УК РФ.

Мотивом совершения преступления, предусмотренного ст. 170 УК РФ, может выступать и иная личная заинтересованность лица. Например: родственные отношения, желание получения выгоды неимущественного характера, получение взаимной услуги и другие мотивы.

1 Пункт 1 ст. 4 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЭ.

Отметим, что такой мотив, как ложно понятые интересы государственной службы или службы в органах местного самоуправления, не является корыстным мотивом или мотивом иной личной заинтересованности, а значит, действия, совершенные по данным мотивам, не образуют состав преступления, предусмотренного ст. 170 УК РФ.

Также следует отметить, что в некоторых случаях действия по регистрации незаконных сделок с недвижимым имуществом могут совершаться должностными лицами, добросовестно заблуждающимися по поводу законного характера сделки. В данном случае ответственности должностные лица за регистрацию незаконных сделок не подлежат в связи с отсутствием какой-либо вины, а налицо будет мошенничество со стороны лиц, заключающих сделку. Примером такого мошенничества может послужить регистрация незаконных сделок по фиктивным доверенностям, предоставленным виновными.

Рассмотрев в данной статье объективные и субъективные признаки преступления, предусмотренного ст. 170 УК РФ, мы заметили некоторые недостатки конструкции диспозиции данной статьи. Поэтому для устранения данных недостатков есть необходимость усовершенствования данной уголовно-правовой нормы, путем внесения в нее изменений, так как данная норма не обеспечивает в полной мере уголовно- правовую защиту отношений, связанных с недвижимым имуществом, с точки зрения ее применения на практике.

Источник: Научно-информационный журнал “Вестник Международного юридического института” № 2 (61) 2017

10 Регистрация незаконных сделок с землей

Регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170 УК). Закон предусматривает уголовную ответственность за регистрацию заведомо незаконных сделок с землей, искажение учетных данных государственного земельного кадастра, а равно умышленное занижение размеров платежей за землю, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности должностным лицом с использованием своего служебного положения.

Данная статья является новой. Она предусматривает три самостоятельных состава преступления, имеющих общие признаки, но различающихся по объективной стороне. Общими признаками составов преступлений по данной статье являются: их совершение должностным лицом, т. е, наличие специального субъекта; прямой умысел, корыстная или иная личная заинтересованность; использование своего служебного положения. Преступления, предусмотренные данными составами, не требуют наступления последствий и являются оконченными при совершении действий.Квалифицирующие признаки отсутствуют.

В статье устанавливается ответственность за совершение специального должностного преступления и расширяются возможности уголовно-правовой охраны отношений по законному рациональному использованию и обороту земли (земельных участков), которая осуществлялась на основе некоторых статей УК РСФСР, обеспечения законности деятельности государственного аппарата в сфере оборота земли как объекта собственности и одновременно ценнейшего национального достояния.

Возможна конкуренция между ст. 170 и ст. 285, 286, а также — в более редких случаях — и иными статьями УК РФ.

Социально-поведенчески преступление состоит в служебных действиях должностных лиц, обычно на исполнительском уровне контролирующих сделки с землей, которые совершаются с использованием служебного положения и направлены на получение различных выгод как самим должностным лицом, так и участниками сделок. Для этого должностное лицо, регистрирующее незаконные сделки, искажает важнейшие учетные данные о земле, занижает плату за нее.

Общественная опасность преступления при этом состоит в возможном нарушении социальных и экономических интересов государства, усилении коррумпированности госаппарата, нарушении равенства граждан как участников правового оборота земельных участков. Кроме того, незаконные сделки с землей могут привести к возможному выведению земли из сельскохозяйственного оборота, незаконной концентрации земли в одних руках, превращению ее в объект неправомерной спекуляции в экономическом смысле этого понятия, а также к возможному нарушению законных прав и интересов собственников и иных владельцев земельных участков.

Правовые основания совершения сделок с землей определяются Конституцией РФ и ГК РФ, положения которого о праве собственности на землю и другие вещные права не введены в действие до принятия Земельного кодекса РФ, но который содержит предписания о совершении сделок, урегулированных Земельным кодексом, а также указами Президента РФ. Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество, включая земельные участки, и сделок с ним регламентируется Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ * , который вступил в действие через шесть месяцев после его опубликования.

* СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3594.

Объективная сторона преступления. Регистрация заведомо незаконных сделок с землей выражается в совершении на основе служебного положения действий, предусмотренных правовыми актами, для придания сделке с землей должного юридического значения без надлежащих к этому оснований.

Гражданский кодекс РФ предусматривает возможность совершения различных сделок с землей. Физическое или юридическое лицо может приобрести право собственности на землю, а также вещные права: право пожизненного наследуемого владения земельным участком (ст. 265), право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (ст. 268), сервитуты (ст. 274 и 277).

Специальные предписания о сделках с землей содержатся в Указе Президента РФ от 26 ноября 1997 г. «О продаже гражданам и юридическим лицам предназначенных под застройку земельных участков, расположенных на территориях городских и сельских поселений, или права их аренды», а также в постановлении Правительства РФ от 5 января 1998 г., которым утвержден Порядок организации проведения торгов (аукционов, конкурсов) по продаже гражданам и юридическим лицам земельных участков, расположенных на территориях городских и сельских поселений, или права их аренды * .

* СЗ РФ: 1997. № 48. Ст: 5546; 1998. № 2. Ст. 263.

В соответствии со ст. 551 ГК государственной .регистрации подлежит переход права собственности на недвижимость. В соответствии с упомянутым Федеральным законом и ст. 131 ГК «право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции».

На орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, возлагается обязанность удостоверить произведенную регистрацию по ходатайству правообладателя. Согласно п. 6 ст. 131 ГК порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются в соответствии с Гражданским кодексом и Федеральным законом «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». До вступления его в силу в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 26 января 1996 г. «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» сохраняли силу правила об обязательном нотариальном удостоверении договоров продажи недвижимости, продажи предприятия, договоров дарения. В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» с учетом порядка ее проведения регламентируется гл. 3 данного Закона.

Во исполнение этого Закона постановлением Правительства РФ № 288 от 6 марта 1998 г. утверждено Примерное положение об учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним * . Задачами учреждения юстиции являются государственная регистрация прав собственников недвижимого имущества и обладателей иных подлежащих государственной регистрации прав на него, в том числе граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, российских и иностранных юридических лиц, международных организаций, иностранных государств, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; создание и ведение Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также организация его бессрочного хранения.

* СЗ РФ. 1998. № 11. Ст. 1291.

Для реализации этих задач учреждение юстиции осуществляет:

прием документов, необходимых для государственной регистрации прав;

проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти;

проверку наличия ранее зарегистрированных и заявленных прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

правовую экспертизу документов, представленных на государственную регистрацию прав, в целях выявления их соответствия законодательству РФ, а также проверку законности сделки;

выявление оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации прав;

направление юридическим лицам, гражданам, государственным органам и организациям запросов с целью получения сведений и документов, необходимых для государственной регистрации прав;

внесение записей в Единый государственный реестр прав; выдачу свидетельства о государственной регистрации прав; совершение специальной регистрационной надписи на документах, выражающих содержание сделки; выдачу информации о зарегистрированных правах; принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 225 ГК РФ; ведение делопроизводства и обеспечение бессрочного хранения Единого государственного реестра прав, дел правоустанавливающих документов на недвижимое имущество и книг учета документов.

Регистрация незаконных сделок с недвижимым имуществом и землей по УК РФ

Согласно существующему законодательству, все сделки с землей подлежат четкой регистрации в строго определенном порядке. Данная обязанность возлагается на работников ФСГ, которые должны вносить сведения в Единый реестр, и осуществлять проверку легальности всех операций с недвижимостью, их соответствие правовым положениям. Регистрация незаконных сделок с землей или внесение заведомо ложных сведений в межевой план является уголовно наказуемым преступлением, регулирует наказание за него ст. 170 УК РФ.

Суть нарушения

Регистрация незаконных сделок с недвижимым имуществом относится к преступлениям со специальным составом, то есть осуществлять этот тип правонарушений может только госслужащий, имеющий доступ к Госреестру. Он может искажать сведения о межевании, игнорировать и умалчивать важную информацию, касающуюся земли или вносить ложные данные. Должностное лицо, имея личную заинтересованность, может также намерено уменьшать кадастровую цену участка или нарушить процедуру сделки другими способами.

Суть преступления закрепляется в ст. 170, в которой объединяются три альтернативных злодеяния, имеющие общие признаки. Общими признаками составов преступлений по статье 170 являются: их совершение должностным лицом, прямой умысел, корыстная или иная заинтересованность, а также использование служебного положения.

Общим также является объект преступления, которым выступают земельные правоотношения, они могут касаться вопросов:

  • целесообразного оборота и использования земельных наделов;
  • тщательного выполнения норм и правил порядка регулирования пользования землей.

Общим признаком определяют также предмет преступления, им может выступать официальная документация, к примеру, ЕГРП, налоговые платежи на землю или кадастр недвижимого имущества.

Общественная опасность данного правонарушения заключается в нарушении социальных и экономических интересов государства, равенства граждан, как участников оборота земельных участков, а также в усилении коррумпированности госаппарата, отвечающего за распределение недвижимого имущества. Кроме того, сделки с землей незаконного характера могут привести к выведению земли из сельскохозяйственного оборота и концентрации имущества в «одних руках». Государственное имущество может стать объектом неправомерной экономической спекуляции и права простых граждан − владельцев наделов, будут нарушены.

Нормативные положения

Статья 170 УК РФ является относительно новой нормой закона, которая была принята в 2015 году. Согласно ее содержанию, неправильное оформление документации при внесении в реестр нового земельного участка, а также указание в официальных бумагах сведений, несоответствующих реальности, влечет за собой уголовную ответственность.

Недостоверная информация может быть внесена в такие документы:

  • технический план;
  • документацию по геодезическому определению границ;
  • акты обследования;
  • проектную документацию участка;
  • карту-план территории.
Это интересно:  Источники уголовно-процессуального права: понятие и виды

Важно отметить, что преступление считается оконченным только, когда специальный субъект закончит незаконную регистрацию земли или недвижимого имущества. Преступление, предусмотренное статьей 170 УК, не требует наступления последствий.

Статья УК регламентирует санкцию за совершение специального должностного нарушения закона, эта норма позволяет расширить уголовно-правовую охрану отношений по рациональному обороту государственной земли.

Нормативно-правовая характеристика

Согласно ст. 170 УК РФ, состав преступления характеризуется скрытостью, поэтому получить всю криминалистическую «картину» злодеяния, достаточно сложно. Главной причиной подобной ситуации является скрупулезная подготовка госслужащих к осуществлению преступления. Данные злодеяния совершаются людьми, имеющими специальные познания и навыки в области госрегистрации недвижимости, они также наделены определенными полномочиями.

На ранних этапах расследования правоохранительным органам даже трудно определить потерпевшую сторону от злодеяния. Раскрываемость подобных дел затрудняется наличием большого количества дополнительных законодательных актов, которые регулируют деятельность по госрегистрации.

В связи с трудностями расследования дел, связанных с внесением заведомо ложных сведений в межевой план, с каждым годом количество незаконных сделок увеличивается, а на текущий год отмечается более 100 уголовных дел по оговариваемой статье.

Привлечь к ответственности должностных лиц можно только при наличии состава преступления. Объектом злодеяния выступают общественные отношения, возникающие в процессе осуществления процедуры госрегистрации недвижимого имущества, а также проведении разных операций с ним. Объектом преступления можно также назвать права собственности на определенную недвижимость.

Субъектом злодеяния является совершеннолетний человек, имеющий определенную должность в Федеральной службе госрегистрации. Субъективная сторона, как правило, заключается в прямом умысле, должностным лицом руководят личная заинтересованность и корыстный мотив.

Объективная сторона может заключаться в трех разных составах преступления:

  • госрегистрация заведомо запрещенных операций − совершение действий, противоречащих легальным положениям, описанным в правовых актах;
  • подделка учетных данных ЕГРП;
  • занижение суммы платежей по сделкам с недвижимостью.

Даже при определении состава преступления расследование может затянуться, ведь на незаконную сделку тоже имеется документация, которую следует тщательно проверить. Состав преступления чаще всего определяют в приобретении прав на землю, в процедурах наследование и бессрочного владение земельным участком, а также при получении прав на участок (аренда или купля-продажа).

Чтобы раскрыть преступление и наказать виновных правоохранительным органам зачастую приходится обращаться к квалифицированным юристам, специализирующимся на сделках с недвижимостью. Только нотариусы могут определить наличие несоответствия в оформленных сделках и указать на это представителям закона.

Ответственность за злодеяние

При вынесении приговора по незаконным сделкам с земельными участками судьи руководствуются не только положением статьи 170, но и положениями о злоупотреблении полномочиями, мошенничестве, а также коррупции и подделке документов. Преступник может отвечать по составу преступлений и понести наказание в виде большего штрафа и даже лишения свободы, если его действия повлекли за собой особо крупный ущерб отдельным гражданам и государству.

На сегодняшний день насчитывается огромное количество схем и способов осуществить незаконные сделки с землей. Злоумышленники умудряются оформлять на себя земли, снятые с государственного учета, продавать земельные наделы без права собственности на них и даже передавать арендованный участок в субаренду без уведомления собственника.

Правильное ведение Государственного реестра позволяет законодателю четко регулировать оборот недвижимости и определять нарушения в этой сфере на ранних этапах. В желании обогатиться и завладеть замелей нечистые на руку должностные лица и нотариусы готовы идти на преступление, даже не задумываясь, что своими поступками подрывают и без того нестабильное экономическое благосостояние страны.

Статья 170. Регистрация незаконных сделок с недвижимым имуществом

Регистрация заведомо незаконных сделок с недвижимым имуществом, умышленное искажение сведений государственного кадастра недвижимости и (или) Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а равно занижение кадастровой стоимости объектов недвижимости, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности должностным лицом с использованием своего служебного положения, —

наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Комментарий к Ст. 170 УК РФ

1. Понятие сделки дано в ст. 153 ГК (см. коммент. к ст. 174).

2. Согласно ст. 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Отношения, возникающие при реализации прав собственности на землю, регулируются гл. 17 ГК. Как указывается в п. 2 ст. 3 ЗК РФ, имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

3. Определять незаконность сделки с землей необходимо путем анализа гражданского и земельного законодательства. Так, в ст. 37 ЗК установлено, что недействительными являются, в частности, такие условия договора купли-продажи земельного участка, которые устанавливают право продавца выкупить земельный участок обратно по собственному желанию. Следовательно, заключение договора купли-продажи земельного участка под таким условием незаконно, а подобная сделка не подлежит регистрации.

4. Согласно ст. ст. 130, 131 ГК земельные участки — недвижимые вещи, а право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. В тех же нормах указано, какие права подлежат регистрации.

Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах (п. 2 ст. 25 ЗК РФ). Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним установлен Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в ред. от 30.12.2012) . В ст. 9 этого Закона определено, каким органом проводится регистрация. Им является Росреестр, действующий на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457 (в ред. от 13.12.2012) .
———————————
СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3594; 2001. N 11. Ст. 997; N 16. Ст. 1533; 2003. N 24. Ст. 2244; N 30. Ст. 3081; 2004. N 27. Ст. 2711; N 35. Ст. 3607; N 45. Ст. 4377; 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 15, 22, 40, 43; N 50. Ст. 5244; 2006. N 1. Ст. 17; N 17 (ч. 1). Ст. 1782; N 23. Ст. 2380; N 27. Ст. 2881; N 30. Ст. 3287; N 50. Ст. 5279; N 52 (ч. 1). Ст. 5498; 2007. N 31. Ст. 4011; N 41. Ст. 4845; N 43. Ст. 5084; N 46. Ст. 5553; N 48 (ч. 2). Ст. 5812; 2008. N 20. Ст. 2251; N 27; 2009. N 29. Ст. 3611; N 52 (ч. 1). Ст. 6410; N 52 (ч. 1). Ст. 6419; 2010. N 15. Ст. 1756; N 25. Ст. 3070; N 49. Ст. 6424; 2011. N 1. Ст. 47; N 13. Ст. 1688; N 23. Ст. 3269; N 27. Ст. 3880; РГ. 2011. N 159; СЗ РФ. 2011. N 30 (ч. 1). Ст. 4594; N 48. Ст. 6730; N 49 (ч. 5). Ст. 7056, 7061; N 50. Ст. 7347, 7359, 7365; N 51. Ст. 7448; 2012. N 24. Ст. 3078; N 27. Ст. 3587; N 29. Ст. 3998; N 31. Ст. 4322.

СЗ РФ. 2009. N 25. Ст. 3052; 2010. N 26. Ст. 3350; N 45. Ст. 5860; 2011. N 6. Ст. 888; N 14. Ст. 1935; N 15. Ст. 2125; N 23. Ст. 3320; N 46. Ст. 6527; 2012. N 39. Ст. 5266; N 42. Ст. 5715; N 51. Ст. 7236.

В Федеральном законе «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» определяется порядок проведения государственной регистрации прав, удостоверения государственной регистрации прав, дается понятие государственного регистратора. Кроме того, устанавливается, что права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав. Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним определяются Правительством РФ (ст. ст. 12 — 14 и др. данного Закона). О порядке проведения регистрационных действий, основаниях государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним см. ст. ст. 16, 17 и др. указанного Закона.

5. Регистрация заведомо незаконных сделок с землей окончена, когда должностное лицо — государственный регистратор — внесло запись о незаконной сделке в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Понятие государственного регистратора раскрыто в ст. 15 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

6. Согласно ст. 70 ЗК государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в ред. от 28.07.2012) . В данном Законе определяются понятие государственного кадастра недвижимости, объекты, порядок, основания, место учета, состав сведений и т.д.
———————————
СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 4017; 2008. N 30 (ч. 1). Ст. 3597; N 30 (ч. 2). Ст. 3616; 2009. N 1. Ст. 19; N 19. Ст. 2283; N 29. Ст. 3582; N 52 (ч. 1). Ст. 6410; N 52 (ч. 1). Ст. 6419; 2011. N 1. Ст. 47; N 23. Ст. 3269; N 27. Ст. 3880; РГ. 2011. N 159, 160; СЗ РФ. 2011. N 49 (ч. 1). Ст. 7024; N 49 (ч. 5) Ст. 7061; N 50. Ст. 7365; 2012. N 31. Ст. 4322.

7. Искажение состоит во внесении не соответствующих действительности записей, подделки записей различными способами, уничтожении части записей.

8. Использование земли в Российской Федерации является платным, а формами платы за использование земли — земельный налог и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством РФ о налогах и сборах (ст. 65 ЗК РФ). Этот порядок определен в главе 31 НК РФ. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков.

9. Субъективная сторона — прямой умысел. Мотив преступления — корыстная или иная личная заинтересованность (см. коммент. к ст. 285).

10. Субъектом преступления является только то должностное лицо, в полномочия которого входит соответственно регистрация сделок с землей, внесение сведений в государственный кадастр недвижимости, а равно определение размеров платежей за землю. В последнем случае исходя из п. п. 3 и 4 ст. 391 НК ответственность по комментируемой статье могут нести только должностные лица налоговых органов, а также органов, осуществляющих кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Статья написана по материалам сайтов: isfic.info, zakoniros.ru, studfiles.net, yurister.ru, stykrf.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий