Состав и виды террористических актов как преступления

Преступления террористической направленности относятся к преступлениям против общественной безопасности. Преступления против общественной безопасности представляют собой предусмотренные уголовным законодательством общественно опасные деяния (действия и бездействия),причиняющие существенный вред общественным отношениям, обеспечивающие состояние общественного спокойствия, нормальное функционирование социальных институтов, безопасность личных, общественных и государственных интересов при производстве различного рода работ или при обращении обще опасными предметами либо создающие угрозу причинения такого вреда.

Виды преступлений террористической направленности:

1) Террористический акт;

2)Вовлечение в совершение преступлений террористического характера или иное содействие их совершению;

3)Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма;

4) Захват заложников;

5)Заведомо ложное сообщение об акте терроризма;

6)Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем

Террористический акт (ст. 205 УК РФ)

Основной объект преступления – общественная безопасность. Дополнительный непосредственный объект: жизнь, здоровье, отношения собственности, нормальное функционирование органов власти.

Безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

К основным объектам безопасности относятся:

– личность – ее права и свободы;

– общество – его материальные и духовные ценности;

– государство – его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Объективная сторона терроризма характеризуется следующими действиями:

– совершение взрыва, поджога или иных действий;

– угроза совершения указанных действий. Под угрозой понимается высказывание намерения совершить террористический акт.

Обязательный признак объективной стороны преступления состоит в создании опасности гибели людей, причинении значительного имущественного ущерба либо наступлении иных общественно опасных последствий.

Под опасностью гибели людей понимается угроза жизни хотя бы одного человека.

Значительный имущественный ущерб определяется с учетом стоимости и значимости материальных ценностей, материального положения потерпевших.

Иные общественно опасные последствия заключаются в причинении вреда здоровью людей, в устройстве катастроф, аварий на объектах жизнедеятельности, транспорте, разрушении зданий и сооружений и т. д.

Обязательными элементами субъективной стороны являются прямой умысел и цель – нарушение общественной безопасности, устрашение населения либо оказание воздействия на принятие решений органами власти.

Субъективная сторона по ч. 3 статьи характеризуется двумя формами вины – прямым умыслом в отношении деяния и неосторожностью в отношении смерти человека или иных тяжких последствий.

Уголовная ответственность за совершение этого преступления наступает с 14-летнего возраста.

Лицо, участвовавшее в подготовке акта терроризма, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением органов власти или иным способом способствовало предотвращению осуществления акта терроризма и если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления.

Террористический акт. Состав и виды этого преступления (ст.205 УК). Отличие от угрозы убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (ст. 119 УК) и диверсии (ст.281 УК).

Общий объект – вся совокупность общественных отношений охраняемых уголовным законом, на которое в конечном счете посягает любое преступление.

Родовой объект – совокупность общественных отношений охраняемых общественную безопасность и общественный порядок.

Видовой объект – совокупность общественных отношений охраняемых общественную безопасность.

В соответствии с положениями УК РФ преступления против общественной безопасности могут рассматриваться в широком и узком смысле.

Общественная безопасность в широком смысле слова охватывает общественные отношения, обеспечивающие: безопасные условия жизни общества в целом; общественный порядок; экологическую безопасность; здоровье населения и общественную нравственность; безопасность личных, общественных или государственных интересов при производстве различного рода работ, в процессе обращения с общеопасными предметами, в процессе использования транспортных средств, в процессе использования компьютерной информации.

Общественная безопасность в узком смысле слова – это система общественных отношений, обеспечивающих безопасные условия жизни каждого члена общества, общественный порядок, безопасность личных, общественных или государственных интересов при производстве различного рода работ и в процессе обращения с общеопасными предметами.

В данном случае объектом является общественная безопасность в узком смысле слова.

Терроризм (ст. 205 УК). В ст. 205 УК РФ терроризм определяется как «совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же условиях…»

Слово террор» заимствовано из французского языка и означает ужас. Терроризм как преступление — это деяние, создающее угрозу безопасности неопределенного круга лиц, вызывающее массовый страх населения или отдельных его групп, способное дестабилизировать общественную обстановку отдельных населенных пунктов или целых регионов.

Непосредственным объектом терроризма является общественная безопасность в определенном регионе, спокойствие граждан и стабильное функционирование органов власти и управления в регионе, а также жизнь и здоровье людей. Поэтому терроризм следует отнести к числу многообъектных преступлений. Однако в каждом конкретном случае для признания терроризма достаточно посягательства на один из перечисленных объектов.

В случаях, когда терроризм посягает на жизнь и здоровье людей, преступление направлено против неопределенного числа лиц. Этим терроризм отличается от террористического акта (ст. 277), когда посягательство направлено против конкретного государственного или общественного деятеля, и от убийства, совершенного общеопасным способом, т. е. путем взрыва, поджога и т. п. (ч. 2 ст. 105 УК), когда посягательство на жизнь осуществляется в отношении определенного лица.

Объективная сторона терроризма заключается в ряде активных действий:

1) совершении взрыва в общественном месте (на улице, в транспортном средстве, в магазине, зрелищных учреждениях, государственных и муниципальных учреждениях и т. п.);

2) совершении поджога зданий, как жилых, так и административных, хозяйственных построек (складов, промышленных и торговых предприятий, предприятий энерго- и теплового снабжения населения и т. п.);

3) совершении иных действий, под которыми следует понимать разрушение дамб и попытки затопления каких-либо площадей, повреждение водопроводной системы, линий электропередач и других объектов жизнеобеспечения населения.

При терроризме взрыв, поджог или иные действия должны носить такой характер, при котором создается реальная угроза гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба как гражданам, так и государству или муниципальным органам или наступления таких общественно опасных последствий, как нарушение работы государственных или муниципальных учреждений, нарушение работы транспорта и т. п.

Значительный имущественный ущерб определяется по факту с учетом уничтожения каких-либо материальных ценностей и ущерба, вызванного необходимостью восстановительных работ, перерывом деятельности предприятий и учреждений.

Иными тяжкими последствиями терроризма можно считать дестабилизацию обстановки в регионе, возникновение паники, массового страха населения и т. п.

Оконченным преступление считается с момента взрыва, поджога, разрушения или повреждения каких-либо объектов жизнеобеспечения населения, административных зданий и т. п., независимо от размера реального причинения вреда. Попытка произвести взрыв или поджог, например закладка взрывного устройства, которое было обнаружено и обезврежено, должна квалифицироваться как покушение на терроризм.

Субъективная сторона терроризма характеризуется прямым умыслом и специальной целью. Содержанием умысла должно охватываться совершение действий в виде взрыва, поджога, иных общественно опасных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба или иных тяжких последствий. Лицо также должно желать наступления таких последствий.

Целью преступника является нарушение общественной безопасности, устрашение населения либо оказание воздействия на принятие решений органами власти. Если целью преступника является устрашение конкретного лица, например экономического конкурента или иного лица, на почве личной мести путем взрыва его автомашины, припаркованной в общественном месте, такое преступление следует квалифицировать не как терроризм, а как убийство или покушение на убийство общеопасным способом.

Воздействие на принятие решений органами власти может выражаться в требовании освобождения находящихся под стражей сообщников террористов, отмены чрезвычайных законов, в принятии решений в пользу членов террористических группировок и т. д.

По ч. 2 ст. 205 квалифицируется терроризм, совершенный: а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, б) повлекшие по неосторожности смерть человека, в) повлекшие причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий.

Группа лиц должна состоять не менее чем из двух человек, являющихся субъектами данного преступления, и участвовать в совершении терроризма в любой форме совместно, договорившись о совершении преступления до начала преступной деятельности.

Если одно лицо изготовило взрывное устройство и передало другому, например за плату, зная, что это устройство будет использовано для производства взрыва, оно должно рассматриваться как пособник терроризма. Лицо, совершившее взрыв, в этом случае будет отвечать по ч. 1 ст. 205 УК.

По ч. 3 ст. 205 УК РФ квалифицируются деяния, предусмотренные частями первой или второй статьи, если они: а) сопряжены с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ, б) повлекли умышленное причинение смерти человеку.

Примечание к ст. 205 УК РФ предусматривает возможность освобождения от уголовной ответственности лица, участвовавшего в подготовке террористического акта, если оно своевременным предупреждением органов власти или иным способом способствовало предотвращению осуществления террористического акта и если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления. -Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 9 февраля 2012 г. № 1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности».

1. Обратить внимание судов на то, что совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, а равно угроза совершения указанных действий квалифицируются как террористический акт (статья 205 УК РФ) только при наличии у лица цели воздействия на принятие решений органами власти или международными организациями. Следует иметь в виду, что указанное воздействие может выражаться в побуждении соответствующих субъектов к совершению определенных действий либо к воздержанию от их совершения (например, в требовании освободить участников террористической организации, содержащихся в исправительных учреждениях).

2. Совершение взрыва, поджога или иных действий подобного характера влечет уголовную ответственность по статье 205 УК РФ в тех случаях, когда установлено, что указанные действия имели устрашающий население характер и создавали опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий.

Это интересно:  Насильственная преступность: что это, причины, условия, признаки

Устрашающими население могут быть признаны такие действия, которые по своему характеру способны вызвать страх у людей за свою жизнь и здоровье, безопасность близких, сохранность имущества и т.п.

Опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий должна быть реальной, что определяется в каждом конкретном случае с учетом места, времени, орудий, средств, способа совершения преступления и других обстоятельств дела (данных о количестве людей, находившихся в районе места взрыва, о мощности и поражающей способности использованного взрывного устройства и т.п.).

3. Под иными действиями, устрашающими население и создающими опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в статье 205 УК РФ следует понимать действия, сопоставимые по последствиям со взрывом или поджогом, например устройство аварий на объектах жизнеобеспечения; разрушение транспортных коммуникаций; заражение источников питьевого водоснабжения и продуктов питания; распространение болезнетворных микробов, способных вызвать эпидемию или эпизоотию; радиоактивное, химическое, биологическое (бактериологическое) и иное заражение местности; вооруженное нападение на населенные пункты, обстрелы жилых домов, школ, больниц, административных зданий, мест дислокации (расположения) военнослужащих или сотрудников правоохранительных органов; захват и (или) разрушение зданий, вокзалов, портов, культурных или религиозных сооружений.

4. Угроза совершения взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий (часть 1 статьи 205 УК РФ), может быть выражена различными способами (например, устное высказывание, публикация в печати, распространение с использованием радио, телевидения или иных средств массовой информации, а также информационно-телекоммуникационных сетей).

5. Предусмотренное частью 1 статьи 205 УК РФ преступление, совершенное лицом путем взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, считается оконченным с момента совершения указанных действий.

6. При квалификации террористического акта по пункту «а» части 2 статьи 205 УК РФ следует учитывать, что под организованной группой понимается устойчивая группа из двух и более лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений. Об устойчивости организованной группы могут свидетельствовать большой временной промежуток ее существования, неоднократность совершения преступлений членами группы, их техническая оснащенность и распределение ролей между ними, длительность подготовки даже одного преступления, а также иные обстоятельства (например, специальная подготовка участников организованной группы).

В случае признания террористического акта совершенным организованной группой действия всех ее членов, принимавших участие в подготовке или в совершении этого преступления, независимо от их фактической роли следует квалифицировать по соответствующей части статьи 205 УК РФ без ссылки на статью 33 УК РФ.

7. Решая вопрос о том, является ли ущерб значительным (пункт «в» части 2 статьи 205 УК РФ), следует исходить из стоимости уничтоженного имущества или затрат на восстановление поврежденного имущества, значимости этого имущества для потерпевшего, например в зависимости от рода его деятельности или материального положения либо финансово-экономического состояния юридического лица, являвшегося собственником или иным владельцем уничтоженного либо поврежденного имущества.

Причинение в результате террористического акта значительного имущественного ущерба квалифицируется по пункту «в» части 2 статьи 205 УК РФ и дополнительной квалификации по статье 167 УК РФ не требует.

8. К иным тяжким последствиям применительно к пункту «в» части 2 статьи 205 УК РФ могут относиться, в частности, причинение тяжкого вреда здоровью хотя бы одному человеку, средней тяжести вреда здоровью двум и более лицам, дезорганизация деятельности органов государственной власти и местного самоуправления; длительное нарушение работы предприятия (предприятий) и (или) учреждения (учреждений) независимо от их ведомственной принадлежности, формы собственности, организационно-правовой формы; существенное ухудшение экологической обстановки (например, деградация земель, загрязнение поверхностных и внутренних вод, атмосферы, морской среды и иные негативные изменения окружающей среды, препятствующие ее сохранению и правомерному использованию, устранение последствий которых требует длительного времени и больших материальных затрат).

При решении вопроса о том, явилось ли нарушение работы предприятия или учреждения длительным, судам надлежит исходить из конкретных обстоятельств дела, учитывая при этом специфику их деятельности, общую продолжительность приостановления работы, размер причиненных им убытков и т.д.

9. В случае, если террористический акт повлек умышленное причинение смерти человеку (либо двум и более лицам), содеянное охватывается пунктом «б» части 3 статьи 205 УК РФ и дополнительной квалификации по статье 105 УК РФ не требует.

10. Если в процессе совершения террористического акта были использованы незаконно приобретенные либо хранящиеся ядерные материалы и радиоактивные вещества, а также незаконно приобретенные, хранящиеся либо изготовленные огнестрельное оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества или взрывные устройства, то действия лица подлежат квалификации по совокупности преступлений, предусмотренных статьей 205 УК РФ и соответственно статьей 220, 222 или 223 УК РФ.

11. Судам необходимо иметь в виду, что посягательство на жизнь и здоровье другого человека путем производства взрыва, поджога или иных действий подобного характера, совершенное по мотиву мести или личных неприязненных взаимоотношений и не преследующее цель воздействовать на принятие решения органами власти или международными организациями, не образует состав преступления, предусмотренный статьей 205 УК РФ, и квалифицируется по соответствующим статьям Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации.

12. В том случае, если лицо совершает посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля либо лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование, сотрудника правоохранительного органа путем совершения взрыва, поджога или иных действий подобного характера в целях воздействия на принятие решений органами власти или международными организациями, содеянное надлежит квалифицировать по статье 205 УК РФ.

Когда посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля хотя и совершается указанными способами, но в целях прекращения его государственной или политической деятельности либо из мести за такую деятельность, содеянное квалифицируется по статье 277 УК РФ.

Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование, сотрудника правоохранительного органа, совершенное путем взрыва, поджога или иных действий подобного характера в целях воспрепятствования их законной деятельности либо из мести за такую деятельность, квалифицируется соответственно по статье 295 УК РФ или статье 317 УК РФ.

13. Действия участников незаконного вооруженного формирования, банды, преступного сообщества (преступной организации), совершивших террористический акт, надлежит квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных статьей 205 УК РФ и соответственно статьей 208, 209 или 210 УК РФ…»

93. Преступления террористической направленности: понятие и виды. Террористический акт.

Преступления террористической направленности: понятие и виды.

Преступления террористической направленности относятся к преступлениям против общественной безопасности. Преступления против обществ.безопасности представляют собой предусмотренные уг.зак-вом общ.опасные деяния(действия и бездействия),причиняющие существенный вред обществен.отношениям,обеспечивающие состояние обществен.спокойствия,нормальное функционирование соц.институтов,безопасность личных, общественных и государственных интересов при производстве разл.рода работ или при обращениис общеопасными предметами либо создающие угрозу причинения такого вреда. Виды преступлений террорист. направленности: 1) Террорист.акт; 2)Вовлечение в совершение преступлений террористического характера или иное содействие их совершению; 3)Публичные призывы к осуществлению терроритсической деятельности или публичное оправдание терроризма; 4) Захват заложников; 5)Заведомо ложное сообщение об акте терроризма; 6)Организация незаквооруженного формирования или участие в нем. Террористический акт.

Это преступление относится к преступлениям против общественной безопасности и общ. порядка (родовой объект). Видовой объект — общественная безопасность.

Объект — основной: основы общественной безопасности, дополнительный: жизнь и здоровье человека, отношения собственности. Общ. без-ть — это состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества.

Объективная сторона — совершение любого из след. действий: взрыва, поджога, иных действий (остановка жизнеобеспечивающих процессов), если оно создавало опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба, наступления иных опасных последствий.

Субъективная сторона — прямой умысел. Обязательный элемент — специальная цель: нарушить общ. без-ть, устрашить население, оказать воздействие на принятие решения орг. власти. Достижение цели не обязательно.

Субъект — любое лицо 14 лет.

Квалифицирующие признаки: по ч. 2 — группа лиц по пред. сговору; с применением огнестрельного оружия. По ч. 3 — организ. группа; смерть человека по неосторожности; посягательство на объекты атомной энергии или с испол. ядерных материалов.

Примечание: лицо освобождается от уг. отв-ти, если оно поспособствовало предотв. совершения акта терроризма, если в его действиях не содержится иного состава прест.

94. Бандитизм. Понятие банды. Разграничение бандитизма и организации преступного сообщества (преступной организации)

Об. ст. бандитизма выражается в создании устойчивой вооруженной группы, а равно в руководстве такой группой. Обязательным признаком банды является ее вооруженность, что означает наличие у ее участников огнестрельного или холодного, в т ч метательного, оружия как заводского изготовления, так и самодельного, различных взрывных устройств, а т.ж. газового и пневматического оружия. Банда признается вооруженной при наличии оружия хотя бы у одного из ее членов и осведомленности об этом других членов банды. Бандитизм в форме создания банды относится к преступлениям «с формальным составом и признается оконченным с момента ее создания независимо от того, были ли совершены планировавшиеся ею общественно опасные посягательства.

Суб. ст. хар–тся прямым умыслом. Обязательный признак суб. ст. бандитизма – цель нападения на гр. или организации. Субъект – лицо, достигшее 16 лет, являющееся организатором или руководителем вооруженной группы.

В ч. 2 ст. 209 УК установлена ответ–ть за участие в устойчивой вооруженной группе (банде) или в совершаемых ею нападениях.

В ч. 3 ст. 209 УК установлена повышенная ответ–ть за бандитизм, совершенный лицом с использованием своего служебного положения.

Организация преступного сообщества (преступной организации) (ст. 210 УК). Объективную сторону преступления образуют следующие признаки: а) создание преступного сообщества (преступной организации); б) руководство таким сообществом (организацией) или входящими в него структурными подразделениями; в) создание объединения организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп. Преступное сообщество представляет собой сплоченную организованную группу, созданную для совершения тяжких и особо тяжких преступлений, либо объединение организованных групп, созданное в тех же целях. Состав рассматриваемого преступления формальный. Оно признается оконченным с момента создания преступного сообщества или объединения организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп. С суб. ст. хар–тся прямым умыслом. Обязательный признак создания преступного сообщества – цель совершения тяжких или особо тяжких преступлений. Субъект – достигшее 16-летнего возраста лицо – организатор преступного сообщества или объединения организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп либо руководитель преступного сообщества.

Это интересно:  Заявление за оскорбление личности: как правильно написать?

В ч. 2 ст. 210 УК установлена ответ–ть за участие в преступном сообществе либо в объединении организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп, а в ч.»3 ст. 210 УК – за деяния, предусмотренные ч. 1 или 2 настоящей статьи, совершенные лицом с использованием своего служебного положения. Лицо, добровольно прекратившее участие в преступном сообществе или входящем в него структурном подразделении либо объединении организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп и активно способствовавшее раскрытию или пресечению этого преступления, освобождается от уг от-ти, если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Глава 1. Террористический акт. Общая характеристика.

Террористический акт как крайняя форма проявления терроризма

Научный руководитель:

Выполнил работу: студент 2 курса 2 группы очной формы обучения Велиев Михаил Микаилович

Глава 1. Террористический акт. Общая характеристика. 6

§ 1. Понятие террористического акта. Правовые основы противодействия террористической деятельности. 6

§ 2. Разновидности террористических актов. 9

Глава 2. Уголовно-правовая характеристика состава преступления предусмотренного ст. 205 УК РФ. 14

§ 1. Объективные признаки террористического акта. 14

§ 2. Субъективные признаки террористического акта. 17

§ 3. Квалифицирующие признаки преступления, предусмотренного ст. 205 УК РФ. 20

Список литературы.. 30

Введение.

Проблема терроризма с каждым годом принимает все более опасные масштабы. По всему миру угрожающе растет количество террористических актов. Чудовищные по своей сущности террористические акты над Северным Синаем в Египте (31.10.2015), в центре Парижа (14.11.2015), серия террористических актов в Багдаде (11.01. 2016) и Стамбуле (12.01.2016), в Анкаре (17.02.2016) еще раз продемонстрировали циничность и жестокость международного терроризма. Тем более, что жертвами этих гнусных акций является мирное население, включая иностранных граждан. Активизации террористических акций в настоящее время способствуют серьезные потрясения, связанные с незатухающими конфликтами на Ближнем Востоке и Севере Африки, в том числе в Сирии, Йемене, Ливии, Ираке. Международные группировки ИГИЛ, Джабхат ан-Нусры, Имарат Кавказ и другие пытаются захватить контроль над обширными территориями, стабилизируют обстановку, в том числе и на территории Российской Федерации.

Крайней формой проявления терроризма является террористический акт. Отдельные люди, группы, организации совершают террористические акты, чтобы удовлетворить свои политические, национальные, религиозные амбиции.

Актуальность решения вопросов противодействия терроризму подчеркивает инициатива Президента Российской Федерации В.В.Путина по формированию широкого антитеррористического фронта на международной правовой основе и под эгидой ООН, озвученная 25 февраля 2016 года Министром иностранных дел Российской Федерации С.В. Лавровым на открытии V конференции Ближневосточного диалога Международного дискуссионного клуба «Валдай».[1]

В целях «соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина[2]», обеспечения общественной безопасности граждан Российской Федерации, Президентом Российской Федерации В.В.Путиным еще в 2006 году было принято решение о формировании новой системы противодействия терроризму. Данный посыл Президента России был реализован при создании Национального антитеррористического Комитета, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15.02.2006 года № 116 «О мерах по противодействию терроризма», а также при принятии Федерального закона от 06.03.2006 года № 35 «О противодействии терроризму».

Основополагающими документами стратегического планирования, которые определяют политику в сфере обеспечения общественной безопасности, являются: Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года, Концепция общественной безопасности Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 14.11.2013 года № Пр-2685 и Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 года № 683.

С целью эффективной работы новой системы по противодействию терроризму проводится постоянное совершенствование федерального законодательства и практики его применения, в том числе, неоднократная корректировка статьи 205 Уголовного кодекса Российской Федерации, Федерального закона № 35 от 06.03.2006 года «О противодействии терроризму», Федерального закона №170 от 21 ноября 1995 года «Об использовании атомной энергии», Федерального закона № 16 от 09.02.2007 года «О транспортной безопасности» и т.д. Многие вопросы научно-теоретического характера были сняты в связи с выходом Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.02.2012 года № 1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам преступлений террористической направленности» (далее — Постановление Пленума Верховного Суда). Одновременно, в юридической литературе ведутся дискуссии по различным, как теоретическим, так и по вопросам правоприменительной деятельности, например, по проблемам квалификации террористического акта, освобождения от уголовной ответственности за его приготовление и т.д.

Курсовая работа выполнена на базе изучения законодательства Российской Федерации, Постановления Пленума Верховного Суда, учебной и специальной юридической литературы, научных статей, в большей степени посвященных проблемам террористического акта, как уголовно-правовой категории. Так, методологической основой исследования вопросов, связанных с темой курсовой работы, послужили труды следующих авторов: Л.В.Иногамовой-Хегай, А.И.Рарога, А.И.Чучаева, Ю.В.Грачева, А.А. Задоян, В.П.Емельянова, И.В.Шевченко, А.В.Курдюковой, П.С.Яни и других.

Объектом исследования в рамках курсовой работы является террористический акт как крайняя форма проявления терроризма. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. В ней рассмотрены следующие вопросы: понятие террористического акта и правовые основы противодействия террористической деятельности, а также дана уголовно-правовая характеристика состава преступления, предусмотренного статьёй 205 УК РФ.

Глава 1. Террористический акт. Общая характеристика.

§ 1. Понятие террористического акта. Правовые основы противодействия террористической деятельности.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации деятельность террористических организаций названа в числе основных угроз государственной и общественной безопасности страны.[3]

Предусмотренные главой 24 УК РФ преступления, а именно: террористический акт, содействие террористической деятельности, публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичные оправдания терроризма относятся по непосредственному объекту к преступлениям против общественной безопасности. Повышенная общественная опасность данных преступлений заключается в том, что они носят международный характер и с субъективной стороны подавляющая их часть совершается с прямым умыслом, а также с целью оказать воздействие на принятие решений органами власти или международными организациями.

Любой террористический акт – это, прежде всего, преступление, причем, как правило, особо тяжкое. Террористический акт характеризуется тем, что имеет внезапный характер, несет в себе угрозу жизни и здоровью граждан и в той или иной мере дезорганизует человека в социальном пространстве. Вторая характерная черта данного события состоит в его насильственности, потому что всегда совершается с прямым умыслом определенных людей и, в-третьих, террористический акт практически невозможно спрогнозировать.

Но исходной при определении понятия террористического акта должна являться уголовно-правовая позиция.

В 2014 году устранен пробел в законодательстве, связанный с определением понятия террористического акта в нормативных правовых актах Российской Федерации, путем однозначного его определения в п.3 статьи 3 Федерального закона № 35 «О противодействии терроризму» и изменения названия статьи 205 УК РФ, а именно: террористический акт — совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях. [4]

Террористический акт является порождением терроризма, как идеологии насилия. На основе анализа имеющихся в литературе понятий терроризма И.В.Шевченко выделил ряд его специфических признаков:

— во-первых, преднамеренное создание обстановки страха в социуме, способного воздействовать на других лиц и вынуждать последних к каким-либо действиям в интересах террористов;

— во-вторых, совершение насилия в отношении одних лиц или имущества с целью психологического воздействия и склонения к определенному поведению других лиц;

— в-третьих, публичный характер терроризма;

— в-четвертых, умысел в причинении смерти лицам, которые захватываются в качестве заложников, находятся вблизи мест взрывов и т.п.[5]

Как мы видим, все вышеперечисленные признаки терроризма проявляются при совершении террористических актов.

Главными задачами террористов является осуществление масштабных разрушений с возможно большим количеством человеческих жертв, создание атмосферы напряженности и страха в обществе. Причем жертвами террористических актов являются, как правило, случайные люди, оказавшиеся в месте его совершения, при этом их гибель является только побочной целью террористов. Жуткими примерами варварства и бесчеловечности террористов служат террористические акции, совершенные 29 и 30 декабря 2013 года в Волгограде, тогда прогремели взрывы на железнодорожном вокзале и в троллейбусе, унесшие жизни 31 человека.[6]

Правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Указ Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 года № 116 «О мерах по противодействию терроризму», Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» и другие нормативные правовые акты.

Кроме того, правовое обеспечение противодействия терроризму включает в себя постоянный мониторинг и анализ терроризма как явления, законодательства Российской Федерации и международного опыта в данной области, подготовку и принятие соответствующих правовых актов, направленных на повышение эффективности противодействия терроризму.

В 2014 году в статью 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации было введено положение о подсудности преступлений, предусмотренных статьей 205 УК РФ, только Московским окружным военным судом и Северо-Кавказским окружным судом (пункт 2 часть 6).[7] Закон усиливает наказание за совершение террористических актов. Так, в соответствие с ч.1 статьи 82 УК РФ запрещается предоставлять лицам, осужденным за преступления, предусмотренные ст. 205 УКРФ, отсрочку от отбывания наказания в связи с беременностью или наличием ребенка.

Правовое обеспечение антитеррористической деятельности постоянно совершенствуется. Например, в 2013 году был внесен ряд поправок в Федеральный закон №35 «О противодействии терроризму», расширяющий список субъектов по противодействию терроризму (абзац первый пункт 4 статьи 3), где наряду с органами государственной власти и местного самоуправления в перечень включена деятельность физических и юридических лиц. Также в перечень основных понятий, используемых в данном законе, введено понятие антитеррористической защищённости объекта (территории) (абз.6 ст.3) и одновременно закреплена ответственность юридических лиц, а также физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, за выполнение требований к антитеррористической защищённости объектов (территорий), находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании (ч.3.1 ст.5). [8]

§ 2. Разновидности террористических актов.

Это интересно:  Борьба с бандитизмом в России. Что об этом говорится в УК РФ?

Классификация террористических актов по видам имеет важное значение как для теоретических исследований и правоохранительной практики, так и для выработки адекватных мер по их выявлению, предупреждению и пресечению.

До настоящего времени эти вопросы не подвергались серьезному научному анализу в юридической литературе. В некоторых публикациях приводится в качестве примера классификация террористических актов по видам, разработанная В. А.Постольником. Автор выделяет следующие виды террористических актов: диверсию, похищение, хайджекинг, покушение и убийство, ограбление (экспроприация), вооруженное нападение, кибертерроризм (кибервойна) и захват зданий.[9] Данное деление террористических актов на виды носит условный характер и не подкреплен ни правовой, ни методологической основой.

Используя действующее уголовно-правовое законодательство, а также и Постановление Пленума Верховного суда попытаемся классифицировать разновидность террористических актов.

Согласно статье 205 УК РФ в определении понятия террористического акта конкретно приводится два его вида — взрыв и поджог, а также иные действия, устрашающие население и создающие опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий.

Взрыв – «химический процесс освобождения большого количества энергии за короткий промежуток времени с образованием ударной волны, сопровождающийся мощным звуком и приводящий к разрушению зданий, сооружений и иных объектов[10]». Анализ террористических актов, совершенных на территории Российской Федерации, свидетельствует о том, что они чаще всего проводятся путем совершения взрывов. Причины, по которым террористы отдают предпочтение использованию взрывных устройств, очевидны. В результате взрыва обеспечивается эффективность теракта и наносится значительный ущерб. Подтверждением преступления служит чудовищный взрыв 9-ти этажного жилого дома № 19 по улице Гурьянова в городе Москве 8 сентября 1999 года, когда погибли 106 человек, 264 получили ранения разной степени тяжести.[11] (Российская газета. – 09.09.2009)

Поджёг — «намеренно с преступным умыслом вызвать пожар[12]». Данный способ действий применяется значительно реже по сравнению со взрывами, но имеет место на практике. Например, 29 ноября 2013 года в Республике Татарстан в результате поджога сгорели две старинные церкви, следственными органами возбуждено уголовное дело по статье «террористический акт»[13].

В соответствии с пунктом 3 Постановления Пленума Верховного Суда под иными действиями, сопоставимыми по последствиям со взрывом или поджогом, указанными в части 1 статьи 205 УК РФ, следует понимать следующие действия.

Устройство аварий на объектах жизнеобеспечения. К объектам жизнеобеспечения относятся:объекты энергетики, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, электросвязи, гидротехнические сооружения;
промышленные предприятия по производству продуктов питания и т.д. Отличительная особенность этих объектов заключается в том, что возникновение на них чрезвычайных обстоятельств, вызванных террористическими актами, приводит, как правило, к большим разрушениям, человеческим жертвам и загрязнению окружающей среды. В качестве примера приводим нападение группы боевиков 21 июля 2010 года на Баксанскую ГЭС в Кабардино-Балкарии, во время которого были убиты охранники и взорван генератор станции[14]. К сожалению, ни в законодательстве, ни в научной литературе вопрос понятия объектов жизнеобеспечения не разработан и является разноречивым, а, следовательно, актуальным для дальнейшего понимания. Этой проблеме посвящена научная статья В.В. Горовой. Автор акцентируют внимание на том, что отсутствие точного понятия «объекты жизнеобеспечения» позволяют его свободную трактовку, и считают, что перечень объектов жизнеобеспечения должен быть един и утвержден постановлением Правительства Российской Федерации.[15]
Разрушение транспортных коммуникаций. В пункте 5 статьи 1 Федерального закона № 16 от 09.02.2007 «О транспортной безопасности» дается понятие объектов транспортной инфраструктуры — технологического комплекса, включающее железнодорожные, автомобильные вокзалы и станции, метрополитены, тоннели, эстакады, мосты, морские терминалы, акватории морских портов, порты и т.д., «определяемые Правительством Российской Федерации».[16] Кроме того, в статье 1 указанного закона используется понятие незаконного вмешательства как противоправного действия (бездействия), в том числе террористического акта, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий. Террористы достаточно часто определяют объекты транспортной инфраструктуры для совершения террористических актов. Например, взрыв бомбы террориста-смертника 24 января 2011 года в Москве в аэропорту Домодедово.[17]

Также к «иным действиям», сопоставимым по последствиям со взрывом или поджогом, относятся следующие действия.

Заражение источников питьевого водоснабжения и продуктов питания; распространение болезнетворных микробов, способных вызвать эпидемию или эпизоотию; радиоактивное, химическое, биологическое (бактериологическое) и иное заражение местности. В связи с тем, что подобные террористические акты способны спровоцировать серьезные экологические катастрофы и эпидемии и привести к значительному числу жертв среди населения, организация деятельности по их предупреждению и пресечению стоит на особом контроле спецслужб. Так, 15 октября 2013 года был предотвращен крупный террористический акт в Кировской области на объекте хранения и уничтожения химического оружия «Марадыковский», жертвами которого могли бы стать сотни человек.[18]

Вооруженное нападение на населенные пункты, обстрелы жилых домов, школ, больниц, административных зданий, мест дислокации (расположения) военнослужащих или сотрудников правоохранительных органов. Зверским преступлением является захват заложников в школе № 1 города Беслана в Северной Осетии 1 сентября 2004 года, когда террористы в течение двух с половиной дней удерживали в захваченном и заминированном здании школы 1128 заложников, 334 человека погибли, из них 186 детей, свыше 800 человек получили ранения разной степени тяжести.[19]

Захват и (или) разрушение зданий, вокзалов, портов, культурных или религиозных сооружений. Данный вид террористического акта имел место при захвате 23 октября 2002 года группой вооруженных боевиков в заложники 918 зрителей мюзикла «Норд-Ост» в здании Дома культуры ОАО «Московский подшипник» в Москве, его жертвами стали 129 человек.[20]

Как мы видим, с субъективной стороны все эти виды преступлений характеризуются умышленной виной и совершаются только с прямым умыслом. Обязательный признак субъективной стороны террористического акта – специальная цель здесь также на лицо: либо создание общей атмосферы устрашения, либо дестабилизации деятельности органов власти, либо воздействия на принятие ими решений.

Вопрос 49. Террористический акт. Понятие и виды этого преступления

Дополнительным объектом преступления могут быть жизнь и здоровье граждан, собственность физических и юридических лиц или государства.

Объективная сторона террористического акта по смыслу ч. 1 ст. 205 УК заключается в совершении одного из действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба или наступления иных общественно опасных последствий, либо в угрозе совершения таких действий.

Эти действия представляют собой взрыв, поджог или иное общеопасное поведение. В ч. 1 ст. 205 не содержится термина «общеопасный способ», но исходя из объекта посягательства и целей преступления можно сделать вывод о том, что террористические действия угрожают жизни, здоровью или собственности многих людей. К иным общеопасным действиям могут быть отнесены создание обвалов или затоплений, массовое заражение продуктов питания или воды, аварии на объектах жизнеобеспечения и т. д.

Часть 1 ст. 205 содержит несколько видов преступных последствий, которые могут наступить в результате совершения акта терроризма.

Опасность гибели людей при, совершении преступлений, предусмотренных ст. 205, должна носить действительный и реальный характер. Наступление таких последствий охватывается ч. 2 и 3 ст. 205 в зависимости от субъективных признаков преступления. Опасность гибели должна угрожать хотя бы одному человеку.

Значительность имущественного ущерба определяется с учетом стоимости материальных ценностей и их значимости для собственника или неопределенного круга лиц.

Иные общественно опасные последствия могут состоять в дестабилизации обстановки на территории, где совершается террористический акт, причинении вреда здоровью граждан и пр.

Вместе с тем для признания преступления оконченным не требуется наступления этих последствий, достаточно опасности их наступления, то есть преступление будет оконченным с момента совершения действий, указанных в диспозиции ч. 1 ст. 205. При совершении преступления, квалифицируемого по ч. 2 или 3 ст. 205 по признаку причинения смерти человеку или наступления иных тяжких последствий, преступление считается оконченным с момента наступления смерти или иных тяжких последствий.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. При этом необходимо наличие специальной цели: воздействие на принятие решений органами власти или международными организациями.

Субъектом преступления является вменяемое лицо, достигшее 14 лет. В Примечании к ст. 205 установлено специальное основание для освобождения от уголовной ответственности лиц, участвовавших в подготовке акта терроризма, если они своевременным предупреждением органов власти или иным способом способствовали предотвращению его осуществления и если в их действиях не содержится иного состава преступления.

В ч. 2 ст. 205 указаны квалифицированные виды терроризма:

• совершение террористического акта в соучастии — группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

• причинение по неосторожности смерти человеку — при умышленном причинении смерти действия виновных должны квалифицироваться также по п. «б» ч. 3 ст. 205;

• причинение значительного имущественного ущерба — значительность ущерба в ст. 205 не обозначена, а с учетом положений ст. 205, видимо, не очень уместно применять здесь правила, установленные для определения ущерба по делам о преступлениях против собственности, и исчислять значительный ущерб в сумме, превышающей 2500 руб.;

• наступление иных тяжких последствий — дезорганизация работы органов власти, введение чрезвычайного положения, парализация работы транспорта, связи, предприятий и организаций и пр.

Особо квалифицированные виды терроризма указаны в ч. 3 ст. 205:

• посягательство на объекты использования атомной энергии — атомные электростанции и другие объекты, функционирование которых связано с использованием атомной энергии и дестабилизация которых способна вызвать массовую гибель людей, наступление экологического бедствия;

• использование ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения — такой способ совершения террористического акта представляет исключительную опасность для населения, поскольку действие этих веществ может контролироваться только специальными установками, снижающими степень их воздействия на людей;

• использование для совершения террористического акта опасных химических, биологических, токсичных, отравляющих или ядовитых веществ;

• умышленное причинение смерти человеку в результате террористического акта.

Статья написана по материалам сайтов: studopedia.su, lektsii.org, studfiles.net, poisk-ru.ru, studopedia.org.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий