Срок рассмотрения уголовного дела в суде первой инстанции

Возбужденное уголовное дело не может расследоваться неопределенное количество времени. Существуют строго установленные сроки, отведенные в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, в которые оно должно быть расследовано. Расследованное уголовное дело передается в прокуратуру для утверждения обвинительного заключения прокурором и передачи его в суд. Суд первой инстанции рассматривает уголовное дело и принимает соответствующее решение. Существуют и другие суды, рассматривающие уголовные дела.

В случае, когда принятое судом первой инстанции решение не вступило в законную силу, у стороны, оставшейся несогласной с таким решением, есть возможность обратиться за защитой своих прав и интересов в апелляционный суд или по-другому суд второй инстанции, где вынесенное решение будет пересматриваться. Вместе с тем, решение апелляционного суда также не является окончательным и может быть обжаловано путем пересмотра судом кассационной инстанции.

Сроки рассмотрения уголовного дела

В соответствии с нормами УПК РФ предварительное следствие по делу должно быть закончено в срок не более двух месяцев со дня возбуждения уголовного дела. Течение срока начинается со дня возбуждения уголовного дела и до момента направления уголовного дела прокурору для утверждения обвинительного заключения с целью передачи его в суд.

Руководитель следственного органа имеет право на продление срока предварительного расследования до трех месяцев в случае возникновения такой необходимости. А при расследовании уголовного дела особой сложности, срок предварительного расследования может быть продлен руководителем вышестоящего следственного органа до двенадцати месяцев. Дальнейшее продление сроков может быть осуществлено в исключительных случаях Председателем Следственного комитета Российской Федерации.

Производство дознания осуществляется в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела, а при необходимости этот срок может быть продлен еще до 30 суток прокурором. Вышестоящий прокурор может продлить срок дознания до шести месяцев. В исключительных случаях срок дознания может быть продлен прокурором субъекта Российской Федерации и приравненным к нему военным прокурором до 12 месяцев.

Сроки рассмотрения уголовных дел в суде

Судья назначает дату рассмотрения уголовного дела учитывая объем, сложность дела, а также в соответствии с иными обстоятельствами, которые могут возникнуть и быть, по мнению судьи, существенными. Это необходимо для того, чтобы подсудимые и защитники имели реальную возможность ознакомиться с материалами уголовного дела и подготовиться к защите.

В процессе подготовки к судебному заседанию, судья выносит свое решение в форме постановления. На принятие решения судье отводится 30 суток с того момента, когда уголовное дело поступило в суд, а если по уголовному делу проходит обвиняемый, содержащийся под стражей, то срок принятия решения сокращается до 14 суток.

Как сказано в уголовно-процессуальном законодательстве уголовное судопроизводство осуществляется в разумный срок. Продление сроков рассмотрения дел в суде допускается в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным законодательством.

Как же понимать слова «разумный срок»? Это понятие включает в себя период с момента начала осуществления уголовного преследования до момента прекращения уголовного преследования или вынесения обвинительного приговора. Учитываются правовая и фактическая сложность уголовного дела, поведение участников судопроизводства, эффективность действий суда, прокурора, органа следствия, дознания, производимых в целях своевременного осуществления уголовного преследования или рассмотрения уголовного дела, и общая продолжительность уголовного судопроизводства.

В случае возникновения ускорения рассмотрения уголовного дела, председатель суда рассматривает об этом заявление в срок не позднее 5 суток со дня поступления этого заявления в суд, после чего выносит мотивированное постановление, в котором может быть установлен срок проведения судебного заседания по делу, приняты иные процессуальные действия для ускорения рассмотрения дела.

Рассмотрение уголовного дела в апелляционном порядке, (то есть если когда не устраивает судебное решение суда первой инстанции) должно быть начато в районном суде не позднее 15 суток, в верховном суде республики, краевом или областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, окружном (флотском) военном суде — не позднее 30 суток и в Верховном Суде Российской Федерации — не позднее 45 суток со дня поступления его в суд апелляционной инстанции.

Апелляционная жалоба, может быть принесена широким кругом лиц, являющихся участниками судебного разбирательства по уголовному делу и их защитниками и представителями. Даже если суд вынес оправдательный приговор, то любой из участников имеет право на вынесение возражения по уголовному делу путем подачи апелляционной жалобы.

В случае, когда принятое решение второй инстанции не устраивает кого-либо из сторон, то уголовное дело рассматривается кассационным судом, то есть в судебном заседании суда кассационной инстанции, за исключением Верховного Суда Российской Федерации, в течение одного месяца, а в судебном заседании Верховного Суда Российской Федерации — в течение двух месяцев со дня вынесения судьей постановления.
Уголовное дело может быть рассмотрено в порядке надзорной жалобы. Надзорные жалоба, представление рассматриваются Президиумом Верховного Суда Российской Федерации в судебном заседании не позднее двух месяцев со дня вынесения постановления о передаче уголовного дела в суд надзорной инстанции.

Важным моментом является соблюдение сроков подачи жалобы по уголовному делу. В случае нарушения сроков подачи документов на обжалование судебного решения, жалоба может быть отклонена. В том случае, если жалоба не была подана в установленный законом срок по уважительной причине, у подателя жалобы есть возможность исправить ситуацию. К уважительным причинам судебная практика относит: болезнь, командировку, какие-либо чрезвычайные обстоятельства, несвоевременное вручение копии обжалуемого судебного решения и другое.

Но для этого необходимо обратиться в суд с просьбой восстановить сроки, пропущенные по уважительной причине. В документе о восстановлении пропущенных сроков необходимо дать четкое обоснование причины пропуска подачи жалобы и в необходимых случаях подкрепить это документами, например, если жалоба не была подана по причине болезни подателя жалобы, то следует приложить копию документа, подтверждающего факт болезни (больничный лист, выписку из истории болезни и т.д.). Безусловно, не всегда удается восстановить сроки рассмотрения уголовных дел в суде, поэтому важно строго соблюдать последовательность процессуальных действий и учитывать сроки направления документации, в том числе документов для обжалования не устраивающих решений.

Сроки рассмотрения уголовных дел в суде

Сроки рассмотрения уголовного дела в суде четко не определены в пределах. Здесь уже сам судья, на основании мотивов, продлевает их при необходимости. Для всех остальных стадий процесса они должны соблюдаться безотлагательно. К тому же они отличаются в зависимости от определенных обстоятельств, в том числе и суда, рассматривающего дело.

Общие начала

Конституционно закреплено положение, согласно которого любой гражданина наделен правом на защиту со стороны суда. Даже обвиняемая стороны не обделена всеми нормативными требованиями. В случае наличия оснований указывает на лицо, как на виновное, наличие достаточных данных, разбирательство должно осуществляться исключительно на справедливых началах. Рассмотрение может производиться в открытом или закрытом заседании, в зависимости от преступного деяния.

Кроме этого, законодательно закреплен разумный срок, в течение которого производится разбирательство по делу. Суд при этом не должен зависеть от чьего-либо мнения и выступать с принципом беспристрастности. Нормативные документы Российской Федерации вместе с международными актами, ратифицированными страной, содержат требования отсутствия задержки рассмотрения дел без причины на то. Именно на соблюдении сроков должна базироваться деятельность судебных органов.

Если взять практическую деятельность, то не всегда они точно соблюдаются. Определенные причины проведения следственных мероприятий не позволяют уложиться во временные рамки, не имеющие четкого прописывания в уголовном законодательстве. Каждый этап вершения правосудия имеет свои особенности, в том числе и сроки рассмотрения дела, которые начинаются от приема дела из следственного органа.

Цели сроков

Отраженные в нормативных документах сроки расследования имеют определенные цели, реализуемые в процессе осуществления правосудия. К числу таковых можно отнести:

  • Производится защита личности.
  • Минимально ограничиваются все права человека.
  • Все участники процесса должны осуществить определенные на законодательном уровне права.
  • Наказание виновного лица и выбор наиболее подходящей меры воздействия.
  • Способность возмещения причиненного ущерба в оперативном режиме.

Если отойти от установленных в УПК сроков, суды начнут откладывать на потом процесс рассмотрения уголовных дел. При этом определенная часть обвиняемых будет находиться под стражей, которая будет постоянно продлеваться без весомых аргументов. Такие действия вызовут волну недовольства с каждой из сторон уголовного процесса. Даже потерпевший будет хотеть быстрее разобраться с виновником преступного поведения и получать материальную компенсацию от него.

Если у вас возникли вопросы, воспользуйтесь бесплатной юридической консультацией по телефону.

Разумный срок

Законодательно закреплено требования к суду рассматривать дела в разумные сроки. Но при этом само определение данного понятия отсутствует. Простыми словами его отводят к временному отрезку, в пределах которого на суды возлагается обязанность рассмотреть дело по существу и принять решение о выборе наказания в отношении виновного. Есть лишь определенные сроки, предусмотренные для конкретной категории дел.

После того, как дело в отношении виновного лица поступило в суд, должностное лицо госоргана выносит соответствующее постановление, в котором указывает дату судебного разбирательства. При этом она не должна превышать 14 дней с даты процессуального решения. Когда при этом требуется обязательное участие присяжных заседателей, срок несколько увеличивается до 30 суток. Такое увеличение временного отрезка связано с необходимостью составления дополнительной документации, относящейся к составлению перечня самих заседателей. Могут быть случаи, когда стороны заявят такое ходатайство, как дополнительно ознакомления с материалами. По усмотрению судьи может такое право реализовываться. Но стоит обратить внимание, что это должно уложиться в заявленные сроки.

Общий порядок предусмотрен и для мировых судей. Здесь также установлен максимальный период до 14 дней для судебного разбирательства. При этом есть оговорка в процессуальном законодательстве, согласно которой, начало может осуществляться не раньше, чем через 3 дня после вынесения постановления судьи. Именно такие сроки рассмотрения уголовного дела в суде первой инстанции зафиксированы в процессуальном законодательстве.

Никаких пределов по срокам в кодексе не имеется. Такой пробел не может позволить судье производить постоянное откладывание рассмотрения, мотивируя свое решение формальными отписками. Но в итоге именно он и будет принимать разумный срок допустимым. Все будет зависеть от конкретных обстоятельств по уголовному делу, объема предъявленного обвинения, сложность рассмотрения материалов и т.д.

Для продления сроков и возникновения волокиты имеются свои причины, которые являются допустимыми лишь при конкретных условиях. Главное, чтобы в итоге было принято законное и обоснованное решение, выбрана соответствующая мера уголовного воздействия на личность виновного для его качественного исправления.

Когда нет возможности выполнить что-либо в текущем судебном заседании, от суда должны приниматься все меры, направленные на реализацию этого в последующем. При необходимости могут реализовываться меры процессуального принуждения по отношению к конкретным лицам при судопроизводстве.

Это интересно:  Как оформлять закладную по ипотеке с 1 июля 2018 года?

В случае выявления вышестоящими инстанциями отсутствия обоснованности в продлении сроков рассмотрения дел, по отношению к судьям принимаются меры реагирования. Они будут лично отвечать за свои поступки.

Мера пресечения

Могут возникнуть ситуации, когда полученное от следственных органов дело расследовалось и в отношении обвиняемого избрана мера пресечения. То есть, он находиться под стражей. Здесь несколько изменены временные рамки принятия решения судом. Оно должно начинаться рассматриваться в течение 14 дней.

От стороны процесса может поступать соответствующее ходатайство о рассмотрении дела в ускоренном порядке. Оно будет рассматриваться в течение 5 суток с того момента, когда заявление получено в канцелярии суда. По итогу выносится постановление с указанными мотивами по дате судебного разбирательства. Кроме этого, судья может отразить и иные меры, направленные на скорейший процесс.

Относительно таких категорий дел, а равно иных мер принуждения в отношении обвиняемого, процесс рассмотрения не может затягиваться более 6 месяцев. В противном случае значительно ущемляются законные права граждан.

Иные инстанции суда

Уголовные дела рассматриваются не только в суде 1-й инстанции. Существуют и иное классификационное деление. Значительно меньше времени, чем в классическом исполнении, занимает рассмотрения дела в арбитражном производстве. Здесь он составляет 1 месяц, в течение которого и должны быть проанализированы поступившие жалобы.

Когда обращение производиться в Европейский суд, защищающий права человека, по официальным источникам срок составит 1 год. Но практическая деятельность говорит о более поздних временных рамках, длящихся процессах до 5 лет. Это связано со сложностью дела. Ведь зачастую в качестве ответчика выступает государство. Если заявитель готов идти до конца, то ему придется ждать все это время принятия соответствующего решения.

Существуют тут также сроки для подачи протеста на решение Европейского суда. Они установлены в пределах 3 месяцев. В течение этого периода каждая сторона может высказать свою точку зрения. При получении протеста начинается новое разбирательство, что приводит к весьма законному продлению времени рассмотрения заявления.

Причины нарушения

Стоит выделить несколько основных причин, по которым может быть превышен срок для рассмотрения уголовного дела.

  1. Недостаток и некоторые упущения со стороны судьи во время своей деятельности.
  2. Судебный процесс организован не на должном уровне.
  3. Пониженный уровень исполнительной дисциплины.
  4. Низкий контроль за работой судей со стороны председателя госоргана.

Это чаще всего и приводит к волоките, которая недопустима.

Самой основной причиной для законного нарушения установленных сроков – неявка участников процесса для разбирательства. Но не всегда именно они будут виноваты, так как отсутствуют уважительные причины неявки. Иногда даже сами судьи не принимают должных мер для извещения участников о дате рассмотрения дела. Сам организационный процесс налажен не на должном уровне, что и становится причиной таких нарушений действующего законодательства. Каждое откладывание судебного заседания должно быть мотивировано, что отражается в соответствующем постановлении. Никто даже в таком случае не контролирует дату нового рассмотрения, а также своевременность возобновления.

К тому же сам суд может принимать решения, направленные на явку участников в зал. Если это свидетель или потерпевший, то организовывается привод в принудительном характере, а обвиняемому выбирается совершенная иная мера пресечения, вплоть до заключения под стражу. Когда виновное лицо скрылось, то тут его точно отправят за решетку до приговора.

Судебная практика

Относительно сроков практика сложилась не только на государственном уровне, но и мировом. В каждом конкретном случае есть свои условия, которые стали причиной для повышенного предела рассмотрения дел. Периодически происходит изучения «старых» дел из архива, где проверяется обоснованность всех решений судьи. Именно такое мероприятие было произведено в г. Тюмени, когда из 100 проверенных дел в 25 из них откладывались заседания. Среди основных причин – неявка любых категорий участников, в меньшей степени – допрос в суде эксперта, прения сторон, запрос определенной важной по делу документации.

Иногда участники процесса необоснованно затягивают процесс рассмотрения. Даже со стороны обвинения такое происходит. В 2012 году в г. Тула при рассмотрении дела по ст.158 в отношении К., гособвинитель указал в своем ходатайстве о продлении сроков на необходимость истребовать документы, которые уже находились в деле. Кроме этого, он требовал предоставления дополнительного времени для подготовки к прениям сторон. В ответ на это им было получено частное постановление.

Если у вас возникли вопросы, воспользуйтесь бесплатной юридической консультацией по телефону.

Сроки рассмотрения уголовных дел в суде первой инстанции

В части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации[1] провозглашено право на судебную защиту, гарантирующей гражданам судебную защиту их прав и свобод.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод[2], которая является в силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации, каждый при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.

С учетом требований данной нормы, а также положений подпункта «с» пункта 3 статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах[3] уголовные дела должны рассматриваться без неоправданной задержки, в строгом соответствии с правилами судопроизводства, важной составляющей которых являются сроки рассмотрения дел.

Основными причинами нарушения процессуальных сроков рассмотрения уголовных дел, как указывает Верховный Суд РФ, являются недостатки и упущения в деятельности судов, связанные, прежде всего, с неудовлетворительной организацией судебного процесса, снижением исполнительской дисциплины, недостаточным контролем со стороны председателей соответствующих судов.

Не единичны случаи, когда вопреки требованиям ст. 227 УПК РФ без каких-либо к тому оснований уголовные дела назначаются к слушанию с заведомым нарушением предусмотренных законом сроков, иногда через несколько месяцев после поступления в суд, в том числе и тогда, когда подсудимые находятся под стражей.

Плохая организация судебного процесса и недостаточно ответственное отношение к исполнению своих должностных и служебных обязанностей со стороны отдельных судей и работников аппарата становятся иногда причиной волокиты, особенно нетерпимой тогда, когда она влечет длительное пребывание подсудимых под стражей.[4]

Ч. 2 ст. 255 УПК РФ предусмотрено, что если подсудимому в качестве меры пресечения избран арест, то срок содержания его под стражей со дня поступления уголовного дела в суд и до вынесения приговора не может превышать 6 месяцев. То есть, исходя из этой нормы закона, судья обязан рассмотреть уголовное дело до истечения 6 месяцев. Откладывая судебное разбирательство, судья отдаляет время вынесения приговора на более поздний срок, тем самым, ограничивает законные права и свободы подсудимого. Этот вопрос актуален, если подсудимому избрана мера пресечения – заключение под стражу. Однако, следует считать правильным, что сроки рассмотрения уголовных дел в отношении подсудимых, которым избрана другая мера пресечения, не связанная с заключением под стражу, так же должны регламентироваться с учетом ч. 2 и ч. 3 ст. 255 УПК РФ, поскольку любая мера пресечения ограничивает подсудимого в осуществлении им своих законных прав и свобод.[5]

Встречаются случаи, когда вследствие неглубокого изучения материалов уголовного дела на стадии подготовки к судебному заседанию, несвоевременного извещения участников судопроизводства, непродуманной организации судебного процесса и других причин субъективного характера рассмотрение дел неоднократно откладывается. При этом в определениях (постановлениях) зачастую не приводятся мотивы отложения, не указывается дата нового рассмотрения. Контроль за своевременным возобновлением производства по таким делам нередко отсутствует.

Поверхностное рассмотрение некоторых уголовных дел по первой инстанции приводит не только к отмене приговоров и решений в апелляционном, кассационном и надзорном порядке, но и к существенному увеличению сроков принятия окончательного решения по делам.

По многим уголовным делам затягивается изготовление протокола заседания и ознакомление с ним сторон, что влечет нарушение сроков направления дел с поступившими жалобами и представлениями в апелляционную или кассационную инстанцию и, в конечном счете, несвоевременное исполнение приговоров.[6]

Так, в обоснование заявленного требования заявитель указал, что общая продолжительность судопроизводства по делу составила 792 дня с момента его задержания до дня вступления приговора в законную силу. Данный срок является значительным периодом уголовного преследования, при этом ни за одну из образовавшихся задержек разбирательства дела он ответственности не несет, так как не уклонялся от производства следственных и судебных действий, не создавал препятствий органам предварительного следствия и суду, не злоупотреблял своими правами.

Обстоятельствами, повлиявшим на длительность судопроизводства по делу, по его мнению, явилось длительное изготовление протокола судебного заседания, затягивание ознакомления его с материалами дела и протоколом судебного заседания, в связи с чем уголовное дело было снято с кассационного рассмотрения и возвращено в суд.

В результате рассмотрения дела в течение длительного срока весь этот период он содержался в следственном изоляторе, был лишен возможности учиться, работать, поддерживать физическую форму, находиться на улице, на свиданиях с родственниками, чем ему были причинены нравственные и физические страдания.[7]

Пленум отмечает, что негативное воздействие на сроки рассмотрения судебных дел оказывают и такие факторы, как неудовлетворительное материально-техническое обеспечение многих судов, недостаточно четкая работа конвойных подразделений органов внутренних дел, частые отказы адвокатов от участия в процессах в порядке ст. 51 УПК РФ.

Некоторые положения действующего процессуального закона, регламентирующие порядок и сроки рассмотрения судебных дел, нуждаются в совершенствовании.

Уже имеются прициденты, когда из-за несоблюдения сроков рассмотрения уголовных дел, ответственность по решению Европейского Суда понесла Российская Федерация.

Так по делу «Гришин против РФ», постановление от 24 июля 2012 г.,заявитель жаловался, что продолжительность судебных разбирательств была несовместима с требованием разумного срока рассмотрения. Рассматриваемый срок начался 24 сентября 2002 года, когда заявитель проходил подозреваемым по делу, и завершился 23 июля 2009 года, когда судебное решение было оставлено без изменения в кассационном порядке, и продлилось 6 лет и 10 месяцев на двух уровнях юрисдикции.

При этом ЕС принял во внимание сложность дела и трудности, с которыми столкнулся национальный суд при рассмотрении дела, и напоминает, «что государство несет ответственность за эффективность своей судебной системы и то, каким способом будет выполнено требование о рассмотрении дела в разумный срок – будь то с помощью автоматически заданных временных ограничений и правил или любыми другими методами – решать самому государству. Если же государство позволяет судебному процессу выходить за рамки «разумного срока», установленные статьей 6 Конвенции, и не делает ничего, чтобы ускорить процесс, то оно несет ответственность за задержку, соответственно было нарушение пункта 1 Статьи 6».

Встает вопрос: что такое «разумный срок» рассмотрения дела и кто этот самый «разумный срок» определяет или должен определять.

В российском уголовном законодательстве нет четкого определения «разумного срока» в течении которого дело должно быть рассмотрено судом по существу. Этот срок можно определить, как отрезок времени, в течение которого закон разрешает и обязывает суды в рамках процессуального закона рассматривать дело.

В соответствии с ч. 1 ст. 233 УПК РФ – разбирательство уголовного дела в судебном заседании должно быть начато не позднее 14 суток со дня вынесения судьей постановления о назначении судебного заседания, а по уголовным делам, рассматриваемым судом с участием присяжных заседателей, – не позднее 30 суток. Это связано с необходимостью проведения организационных мероприятий по составлению предварительного списка присяжных заседателей (ст. 326 УПК РФ).

Это интересно:  Как изменится жизнь россиян с 1 сентября 2018 года?

Рассмотрение уголовного дела у мирового судьи осуществляется в общем порядке, но судебное разбирательство должно быть начато не ранее 3 и не позднее 14 суток со дня поступления в суд заявления или уголовного дела (ч. 2 ст. 321 УПК РФ).

В уголовном процессуальном законодательстве не установлен предельный срок рассмотрения уголовного дела в суде первой инстанции. Но это не значит, что судья может бесконечно откладывать дело, ссылаясь на формальные обстоятельства.

В каждом конкретном случае судья самостоятельно должен определять разумный срок рассмотрения уголовного дела, руководствуясь при этом следующими критериями – объемом обвинения, сложностью и объективными обстоятельствами, такими, как возможность неявки в судебное заседание подсудимого, его защитника, потерпевшего и свидетелей, без показаний которых невозможно рассмотрение конкретного уголовного дела и принятие единственно правильного, законного, обоснованного и справедливого решения, и другими критериями.

Но в любом случае, откладывая дело, судья обязан предпринять все необходимые меры по явке в следующее судебное заседание сторон уголовного судопроизводства, свидетелей, вплоть до такой меры процессуального принуждения как привод, а в отношении подсудимого – изменения меры пресечения (ч.1ст.255 УПК РФ).[8]

Верховный Суд РФ обязал суды Российской Федерации принять исчерпывающие меры к устранению отмеченных недостатков, к неукоснительному соблюдению процессуальных сроков и повышению качества рассмотрения уголовных и гражданских дел, исключить из практики факты волокиты при судебном рассмотрении дела, повысить личную ответственность судей за своевременное и качественное рассмотрение каждого судебного дела.

Судам следует ежеквартально анализировать практику соблюдения сроков рассмотрения уголовных дел с доведением итогов изучения до всех судей и работников аппарата судов. По установленным фактам волокиты, существенного ущемления прав и законных интересов граждан, особенно если это касается подсудимых, содержащихся неоправданно длительное время под стражей, должны применяться строгие меры воздействия в отношении лиц, виновных в этом.

Подводя итог к сказанному, следует не забывать, что выполнение закона, обязывающего суды рассматривать дела в разумные сроки, является одной из основных задач, и нарушение его умоляет роль суда как судебной власти, снижает актуальность принципа неотвратимости наказания.

1. Гoлoвкoв В.Л. Aпeлляциoннoe пpoизвoдствo пo угoлoвным дeлaм в Poссийскoй Фeдepaции (пpoблeмы и пути peшeния): aвтopeф. дис. кaнд. юpид. нaук. Ижeвск, 2004.;

2. Там жe. Aктуaльныe пpoблeмы paзвития aпeлляциoннoгo пpoизвoдствa: пepспeктивы и oснoвныe нaпpaвлeния eгo сoвepшeнствoвaния: пpeпpинт. Ижeвск, 2004.

3. Тaтьянинa Л.Г. Лaзeйкa для «бeззaкoния» // Вeстн. Opeнбуpг. гoс. ун-тa. 2006. № 3.

4. Шмeлeвa В.С. Пpaвoвoe peгулиpoвaниe aпeлляциoннoгo пpoизвoдствa в сoвpeмeннoм poссийскoм угoлoвнoм судoпpoизвoдствe: мoнoгpaфия. Opeнбуpг, 2009.

5. Pинчинoв Б.A. Пpoизвoдствo пo угoлoвным дeлaм в судe aпeлляциoннoй инстaнции в пepиoд судeбнo-пpaвoвoй peфopмы: aвтopeф. кaнд. юpид. нaук. М., 2013.

6. Кoмoгopцeвa К.A. Paссмoтpeниe угoлoвных дeл в aпeлляциoннoм пopядкe пo угoлoвнo-пpoцeссуaльнoму зaкoнoдaтeльству Poссийскoй Фeдepaции: aвтopeф. кaнд. юpид. нaук. М., 2013.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2007 г. N 52 г. Москва «О сроках рассмотрения судами Российской Федерации yголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях»

Изменения и поправки

Пленум Верховного Суда Российской Федерации отмечает, что несоблюдение сроков рассмотрения уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях существенно нарушает конституционное право граждан на судебную защиту, гарантированное статьей 46 Конституции Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, являющейся в силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации, каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.

С учетом требований данной нормы, а также положений подпункта «с» пункта 3 статья 14 Международного пакта о гражданских и политических правах уголовные, гражданские дела и дела об административных правонарушениях должны рассматриваться без неоправданной задержки, в строгом соответствии с правилами судопроизводства, важной составляющей которых являются сроки рассмотрения дел.

Итоги проведенного обобщения свидетельствуют о том, что председателями районных судов, а также верховных, краевых, областных и равных им судов в целом осуществляется постоянный контроль за соблюдением процессуальных сроков рассмотрения дел, принимаются меры для обеспечения правильного и своевременного их разрешения, проводятся мероприятия, направленные на устранение причин, порождающих неоправданное затягивание сроков судопроизводства.

При выявлении фактов волокиты, грубого или систематического нарушения судьями процессуальных сроков, приводящих к ущемлению прав и законных интересов граждан при рассмотрении дел, квалификационные коллегии судей в установленном законом порядке привлекают судей к дисциплинарной ответственности, в том числе и в виде досрочного прекращения их полномочий.

Указанные меры, а также иные мероприятия, проводимые в целях осуществления судопроизводства в установленные законом сроки, обеспечили уменьшение количества уголовных и гражданских дел, рассмотренных с нарушением сроков, несмотря на продолжающийся рост поступлений таких дел в суды.

Вместе с тем в ряде субъектов Российской Федерации доля уголовных и гражданских дел, рассмотренных судами с нарушением сроков, в два и более раза превышает средний показатель по Российской Федерации.

Несмотря на наметившееся за последние три года уменьшение доли дел, рассмотренных с нарушением сроков в судах апелляционной инстанции, еще значительное количество уголовных и гражданских дел разрешается этими судами с нарушением сроков.

На протяжении последних трех лет наблюдалось увеличение доли уголовных дел, рассмотренных судами в кассационном порядке с нарушением сроков, а также значительное увеличение количества уголовных дел, рассмотренных с нарушением сроков в судах надзорной инстанции по жалобам и представлениям.

В условиях постоянного роста числа дел об административных правонарушениях в ряде регионов увеличивается количество дел, рассмотренных судами с нарушением установленных сроков. В отдельных субъектах Российской Федерации доля таких дел в несколько раз превышает средние показатели в целом по России.

Одной из основных причин нарушения сроков рассмотрения гражданских дел и дел об административных правонарушениях мировыми судьями и судьями районных судов является ненадлежащая подготовка дел к судебному разбирательству. Подготовка дела проводится не всегда либо проводится формально, без выполнения в полной мере всех необходимых процессуальных действий, производимых на этой стадии судебного процесса.

Имеются случаи ненадлежащего извещения участников процесса о времени и месте судебного разбирательства, необоснованного отложения дел либо отложения дел без указания даты следующего судебного заседания или назначения даты заседания через значительный промежуток времени без достаточных на то оснований. Нередко при рассмотрении уголовных и гражданских дел необоснованно приостанавливается производство по делам, отсутствует контроль за прекращением обстоятельств, послуживших основанием для приостановления производства по делу, что приводит к увеличению времени нахождения дел в производстве судов.

Допускаются факты длительного содержания подсудимых под стражей свыше срока, предусмотренного частью 2 статьи 255 УПК РФ.

Вследствие недостаточной организованности ряда судей и работников аппаратов судов имеют место нарушения сроков изготовления мотивированных решений, протоколов судебных заседаний, что является причиной затягивания сроков подачи апелляционных и кассационных жалоб.

Ошибки, допускаемые судами при применении норм материального и процессуального права, и в ряде случаев прямое игнорирование требований процессуального законодательства приводят к отмене судебных постановлений и направлению дела на новое судебное рассмотрение, а при производстве по делам об административных правонарушениях — нередко к прекращению производства по делу вследствие истечения сроков давности привлечения к административной ответственности.

На сроки осуществления судопроизводства негативное влияние оказывают и такие факторы, как высокая нагрузка на мировых судей, длительность прохождения судебных извещений о времени и месте судебного заседания, ненадлежащее качество дознания и предварительного следствия по уголовным делам, трудности формирования коллегии присяжных заседателей, неявка в судебные заседания без уважительных причин адвокатов, назначенных в соответствии с частью 3 статьи 51 УПК РФ, а также ненадлежащий уровень исполнения постановлений и определений судей о приводе лиц по уголовным делам и делам об административных правонарушениях, несвоевременное направление в суды протоколов об административных правонарушениях.

В целях обеспечения соблюдения судами процессуальных сроков рассмотрения уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях, а также в связи с возникшими у судов вопросами при применении отдельных норм процессуального законодательства Пленум Верховного Суда Российской Федерации постановляет:

1. Судам общей юрисдикции принять необходимые меры по устранению отмеченных ошибок и упущений в применении законодательства о процессуальных сроках рассмотрения уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях, влекущих увеличение сроков судебного разбирательства дел.

2. Всем судьям необходимо повысить личную ответственность за рассмотрение дел в установленные сроки, исключить факты волокиты.

Обратить внимание судей на то, что за грубое или систематическое нарушение судьей процессуального закона, повлекшее неоправданное нарушение сроков разрешения дела и существенно ущемляющее права и законные интересы участников судебного процесса, с учетом конкретных обстоятельств может быть наложено дисциплинарное взыскание вплоть до прекращения полномочий судьи (пункт 1 статьи 121 Закона Российской Федерации «О cтатуce судей в Российской Федерации»).

3. Исходя из положений статьи 62 Закона Российской Федерации «О статyce судей в Российской Федерации» председателям судов необходимо осуществлять постоянный контроль за движением уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях, не оставлять без надлежащего реагирования факты грубого или систематического нарушения сроков рассмотрения дел, регулярно обобщать практику соблюдения судами процессуальных сроков разрешения дел, выявлять причины нарушения сроков и принимать меры к их устранению.

Вносить на обсуждение семинаров и президиумов судов результаты ознакомления с работой мировых судей, судей районных судов, гарнизонных военных судов, а также судей, рассматривающих кассационные и надзорные жалобы и представления, в целях предотвращения в дальнейшем в судебной деятельности ошибок в применении норм процессуального законодательства и устранения причин волокиты.

4. С учетом того, что в силу положений пункта 3 статьи 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый задержанный или заключенный под стражу имеет право на судебное разбирательство в течение разумного срока или на освобождение до суда, председателям судов следует уделять особое внимание вопросу усиления контроля за движением уголовных дел в отношении лиц, содержащихся под стражей, принимать организационные и другие меры по устранению причин, препятствующих своевременному рассмотрению таких дел, не допускать случаев незаконного содержания лиц под стражей

5. Рекомендовать председателям судов принять необходимые меры по улучшению организации работы сотрудников аппаратов судов, повышению их профессионального уровня, соблюдению ими исполнительской дисциплины.

6. В целях правильного и своевременного рассмотрения гражданских дел, а также с учетом задач подготовки дел к судебному разбирательству, указанных в статье 148 ГПК РФ, судьи обязаны соблюдать положения статьи 147 ГПК РФ о подготовке дела к судебному разбирательству, выполняя в полном объеме необходимые для каждого конкретного дела действия, предусмотренные статей 150 ГПK РФ, а также иные процессуальные действия.

7. Поскольку в случае привлечения соответчика или соответчиков к участию в деле (часть 3 статьи 40 ГПК РФ), замены ненадлежащего ответчика надлежащим (часть 1 статьи 41 ГПК РФ) подготовка и рассмотрение дела в суде производятся с самого начала, течение срока рассмотрения дела, предусмотренного Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, по аналогии с положениями части 3 статьи 39 ГПК РФ должно начинаться со дня совершения соответствующего процессуального действия.

Это интересно:  Обналичивание денег через ИП или ООО: последствия, ответственность, схема

Аналогичным образом должен исчисляться срок рассмотрения дела при вступлении в дело третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмет спора, так как в силу части 1 статьи 42 ГПК РФ данный участник правоотношения пользуется всеми правами и обязанностями истца, в том числе и правом на изменение основания иска, увеличение размера исковых требований.

8. Учитывая, что соединение или разъединение нескольких исковых требований (статья 151 ГПК РФ) производится по инициативе суда и при условии, что это будет способствовать правильному и своевременному рассмотрению и разрешению дела, срок рассмотрения выделенного требования (требований) следует исчислять со дня начала течения срока по первоначально заявленному требованию, а при объединении дел в одно производство срок рассмотрения такого дела исчисляется со дня наиболее раннего начала течения срока по одному из объединенных дел.

9. В случае приостановления производства по гражданскому делу по обстоятельствам, предусмотренным статьями 215, 216 ГПК РФ, суду необходимо осуществлять контроль за прекращением таких обстоятельств в целях исключения фактов неоправданного увеличения времени нахождения дела в производстве суда.

10. Судам надлежит соблюдать требования статьи 29.1 и части 1 статьи 29.4 КоАП РФ по каждому делу об административном правонарушении.

Имея в виду, что Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях допускается продление только пятнадцатидневного срока рассмотрения дел при наличии названных в части 2 статьи 29.6 КоАП РФ оснований, в течение срока давности привлечения к административной ответственности приостанавливается исключительно в предусмотренном частью 5 статьи 4.5 КоАП РФ случае, подготовку к рассмотрению дела необходимо начинать в возможно короткие сроки после поступления судье протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

В том случае, когда данным Кодексом установлены сроки совершения названных в определении судьи процессуальных действий (например, направления истребованных судьей сведений или уведомления о невозможности представления таких сведений), в целях своевременного выполнения соответствующих действий эти сроки необходимо указывать в определении.

Cудам не следует оставлять без внимания факты несоблюдения установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях сроков выполнения указанных в определении судьи процессуальных действий, особенно в тех случаях, когда эти нарушения привели к истечению срока давности привлечения к административной ответственности до рассмотрения дела по существу. Учитывая, что этим Кодексом не предусмотрена возможность вынесения какого-либо процессуального документа, в котором могло быть обращено внимание соответствующих организаций и должностных лиц на факты несвоевременного совершения названных в определении судьи процессуальных действий, на выявленные нарушения необходимо реагировать путем направления писем.

При этом необходимо иметь в виду, что течение сроков, названных в части 4 (в отношении лица, подвергнутого административному задержанию) и в части 5 статьи 29.6 КоАП РФ, начинается соответственно с указанного в протоколах о применении мер обеспечения производства по делу времени административного задержания или времени фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

12. В том случае, когда протокол об административном правонарушении и другие материалы дела на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ были возвращены в орган, должностному лицу, которые составили протокол, при исчислении сроков рассмотрения дела днем получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела следует считать дату поступления ему материалов дела с устраненными недостатками.

13. Исходя из статьи 29.6 КоАП РФ при наличии названных в части 2 этой статьи оснований возможно продление пятнадцатидневного срока рассмотрения дел об административных правонарушениях; продление сокращенных сроков рассмотрения дел недопустимо.

Положения части 2 названной статьи не исключают возможности неоднократного продления срока рассмотрения дела об административном правонарушении. Однако в этом случае общий период, на который осуществляется продление, не должен превышать одного месяца, а срок рассмотрения дела с учетом продления не может составлять более одного месяца и пятнадцати дней со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

14. В целях своевременного разрешения дел об административных правонарушениях необходимо иметь в виду, что Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена возможность рассмотрения дела в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Исходя из положений частей 2 и 3 статьи 25.1 КоАП РФ судья вправе рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствие указанного лица при соблюдении следующих условий: у судьи имеются данные о надлежащем извещении лица о времени и месте рассмотрения дела; по данному делу присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, не является обязательным и не было признано судом обязательным (часть 3 статьи 25.1 КоАП РФ); этим лицом не заявлено ходатайство об отложении рассмотрения дела либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Ходатайство лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, об отложении рассмотрения дела разрешается судьей исходя из уважительности приведенных в нем доводов с точки зрения необходимости соблюдения прав данного лица, предусмотренных частью I статьи 25.1 КоАП РФ, а также возможности назначения даты следующего рассмотрения дела в пределах установленных сроков и других обстоятельств конкретного дела.

15. Обратить внимание судов на то, что особенность производства по yголовному делу, подсудному мировому судье, в отличие от производства по делам в федеральных судах, согласно положениям части 2 статьи 321 УПК РФ, состоит в том, что судебное разбирательство должно быть начато не ранее 3 и не позднее 14 суток со дня поступления в суд заявления или уголовного дела.

16. Судам надлежит соблюдать требования части 3 статьи 227 УПК РФ, согласно которым решение по поступившему в суд уголовному делу должно быть принято судом не позднее 30 суток со дня поступления уголовного дела, а по уголовному делу в отношении обвиняемого, содержащегося под стражей, — в течение 14 суток со дня поступления уголовного дела в суд.

17. Уголовно-процессуальным законом не установлен специальный срок для проведения предварительного слушания, поэтому судам следует иметь в виду, что в сроки, указанные в части 1 статьи 233 УПК РФ, должно быть проведено предварительное слушание и начато рассмотрение уголовного дела в судебном заседании, назначенном по его результатам.

18. Обратить внимание судов на необходимость соблюдения требований статьи 359 УПК РФ, статей 325 и 343 ГПК РФ о направлении дел в апелляционную или кассационную инстанцию немедленно по истечении срока, установленного для обжалования судебного решения и выполнения необходимых действий, связанных с апелляционным или кассационным рассмотрением дела.

Жалоба на не вступившее в законную силу постановление суда по делу об административном правонарушении подлежит направлению со всеми материалами дела в вышестоящий суд в течение указанных в статье 30.2 КоАП РФ сроков. При этом следует учитывать, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает возможность для суда, вынесшего постановление, устанавливать срок для принесения возражений на жалобу и направлять ее со всеми материалами дела в вышестоящий суд по его истечении.

19. Судам следует иметь в виду, что предусмотренный статьей 362 УПК РФ срок начала рассмотрения уголовного дела в апелляционном порядке должен исчисляться со дня поступления жалобы или представления в суд апелляционной инстанции.

При назначении и подготовке заседания суда апелляционной инстанции суду необходимо обеспечить решение вопросов, связанных с извещением сторон о месте, дате и времени начала рассмотрения уголовного дела; о вызове свидетелей, экспертов и других лиц; о сохранении, об избрании, отмене или изменении меры пресечения в отношении подсудимого или осужденного; о рассмотрении уголовного дела в закрытом судебном заседании в случаях, предусмотренных статьей 241 УПК РФ, а также других вопросов, относящихся к рассмотрению дела (статья 364 УПК РФ).

20. С учетом того, что на оперативность окончательного разрешения уголовных и гражданских дел существенно влияет время нахождения дел в судах кассационной и надзорной инстанций, а в отношении дел об административных правонарушениях — время нахождения дел в судах, осуществляющих пересмотр вынесенных постановлений и решений, судам надлежит обеспечить соблюдение процессуальных сроков, установленных законодательством для пересмотра судебных постановлений в кассационном или надзорном порядке, а также для пересмотра не вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях.

21. Обратить внимание судов апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, что в случае выявления при рассмотрении дел фактов неоправданного нарушения судьями процессуальных сроков судопроизводства следует использовать право суда на вынесение частных определений или постановлений (часть 4 статьи 29 УПК РФ, часть 1 статьи 226 ГПК РФ).

22. Рекомендовать судам, рассматривающим дела по первой инстанции, в случаях задержки судебного разбирательства дела по причинам неявки адвокатов в судебные заседания без уважительных причин, несвоевременной доставки в суд подсудимых, содержащихся под стражей, невыполнения постановлений (определений) судьи о приводе лиц обращать внимание на указанные факты руководителей адвокатских палат, территориальных органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, службы судебных приставов.

23. В соответствии со статьей 126 Конституции Российской Федерации руководителям судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации обеспечить в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции по соблюдению сроков рассмотрения уголовных и гражданских дел, а также дел об административных правонарушениях.

При выезде судей Верховного Суда Российской Федерации в регионы для изучения практики применения судами действующего законодательства обращать особое внимание на соблюдение процессуальных сроков рассмотрения дел, выявлять допущенные нарушения в целях их устранения.

Результаты выездов обсуждать на семинарах, в необходимых случаях итоговые справки и другие материалы вносить на рассмотрение Президиума Верховного Суда Российской Федерации с участием председателя верховного суда республики, краевого, областного и равного им суда, куда был осуществлен выезд судьи Верховного Суда Российской Федерации.

24. В связи с принятием настоящего постановления признать утратившим силу абзац второй пункта 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. N 7 «О сроках рассмотрения уголовных и гражданских дел судами Российской Федерации» в редакции постановлений Пленума от 21 декабря 1993 г. N 11 и от 25 октября 1996 г. N 10, с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Пленума от 6 февраля 2007 г. N 5.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации В.М. Лебедев

Секретарь Пленума, судья Верховного Суда Российской Федерации

Статья написана по материалам сайтов: www.advocatepremium.com, konsultiruet-yurist.ru, e-koncept.ru, rg.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий