Ст 145 УПК РФ: результат рассмотрения сообщения о преступлении

Органы правопорядка придают особое значение рассмотрению сообщений о преступных действиях. На это в свое время обращали внимание даже профильные министерства. Для максимального упрощения процедуры и для внесения новых эффективных механизмов воздействия уполномоченными инстанциями была разработана специальная служебная инструкция.

Главная характеристика

В случае поступления сообщения о правонарушении уполномоченное лицо должно в обязательном порядке оценить качество информации.

Должны быть даны ответы на следующие насущные вопросы:

  • выступает ли заявитель по форме и по существу;
  • являются ли полученные факты действительными, а сведения достоверными;
  • имеет ли совершенное действие признаки преступления;
  • можно ли приписать правонарушение к какой-либо статье действующего Уголовного Кодекса Российской Федерации;
  • нужно ли организовывать комплекс мероприятий для предотвращения последствий противоправного действия;
  • необходимо ли оказать пострадавшей стороне квалифицированную помощь или, как минимум, моральную поддержку;
  • нужно ли установить действительного нарушителя;
  • поступили ли в обработку сведения о противоправном действии, которые сами по себе не представляют угрозу общественности из-за незначительности;
  • относится ли рассмотрение к компетенции контролирующих органов;
  • нужно ли передать дело органам территориальной подсудности.

Стоит отметить, что центральным вопросом в рамках рассмотрения поступившего сообщения считается выявление объективных оснований для возбуждения уголовного дела по УК РФ.

Обзор статьи 144

Состав преступления по закону

В 2018 году в статью №144 УК РФ были внесены изменения. В соответствии с принятыми поправками данный раздел нормативного акта обычно применяется при инициировании проверочных мероприятий.

Применяемый порядок рассмотрения состава правонарушения предоставляет каждому заявителю право на передачу любого набора сведений доступным способом:

  • путем связи по телефону горячей линии;
  • по почте;
  • в режиме онлайн.

Допускается анонимное действие, ведь в соответствии с действующим федеральным законодательством разрешается скрывать основной информационный источник. Практика показывает, что наиболее благоприятное для заявителей действие оказывает предоставление данных в документальном формате.

Любое сообщение передается в оперативный отдел, где составляется специальный протокол, после чего на основании полученных сведений происходит фиксация состава преступления. На организацию проверочных операций в соответствии с рассматриваемой статьей №144 Уголовного Кодекса отводится не более 3 рабочих дней.

Заявление о рассмотрении

Заинтересованное лицо должно подать заявление для начала рассмотрения характера преступления. После истечения трех рабочих дней с момента подачи дознавателем разрабатывается постановление. В случае если оснований для возбуждения уголовного делопроизводства не существует на конкретный момент времени, то процедура рассмотрения занимает дополнительные 10 дней.

Сложившаяся судебная практика указывает на факт того, что это возможно только в той ситуации, когда необходимо время на осуществление дополнительных экспертных процедур и прочих операций побочного характера.

Глава №19 УПК РФ указывает, если специалист не сможет рассмотреть материалы дела точно в сроки, то это считается злостным правонарушением, что само собой влечет за собой назначение штрафных санкций. Это также полностью регламентируется федеральным законодательством.

Существующие служебные инструкции указывают на то, что каждый дознаватель в процессе рассмотрения заявления может проводить следующее:

  • проверки;
  • выемку документации;
  • осмотр мест происшествий;
  • назначение экспертиз;
  • сбор объяснений от свидетелей и так далее.

Что ещё можно узнать из текста

В тексте нормативной документации также содержатся нормы о добровольном обращении преступников, а также о сообщениях, полученных из разных информационных источников. Проверка до начала самого следственного процесса проводится уполномоченными инстанциями, занимающимися уголовным преследованием.

Законодательством к таким органам относятся:

  • следственные отделы;
  • департаменты дознания разных ведомств, включая представительства Следственного Комитета Российской Федерации;
  • органы контроля за наркотическим траффиком на территории страны;
  • отделения ФСБ;
  • представительства федеральной службы судебных исполнителей;
  • органы пожарного надзора;
  • таможенники.

Что касается прокуратуры, то она занимается мониторингом операций, совершаемых вышеуказанными инстанциями на предварительной стадии. Также учитываются права и свободы граждан РФ как с потерпевшей, так и с виновной стороны. Это закрепляется в Конституции России.

Особенности статьи 145

Нюансы содержания

Статья №145 УПК РФ содержит в себе информацию о решениях, которые принимаются сазу после рассмотрения состава преступления компетентными органами.

По результатам анализа поступившего сообщения руководитель следственного отдела или любое другое уполномоченное должностное лицо принимает одно из нижеуказанных постановлений:

  • возбуждение уголовного делопроизводства со ссылкой на статью №146 рассматриваемого Кодекса;
  • отказ от открытия дела в официальном порядке;
  • передача сообщения по уголовному делу частного характера в территориальные судебные инстанции – эта норма регулируется второй частью статьи №20 настоящего Кодекса.

В случае принятия положительного для заявителя решения, органы дознания, следователи или руководители уполномоченных органов обязаны совершить фиксацию следов правонарушения.

Судебная практика

УВД и Следственным Комитетом Российской Федерации проводятся проверки материалов отказного характера, сообщений о преступлениях, а также жалоб, если в них указан факт совершенного нарушения. В порядке рассматриваемых статей подаются заявления, в которых содержатся исчерпывающие сведения о преступлении. Доводы заявителя подлежат обязательной проверки в каждом конкретном случае.

Дополнительно могут проводиться дополнительные мероприятия, связанные с проверкой отказных материалов правоохранительных органов по решениям прокуратуры об отказе вначале официального делопроизводства.

Сложившаяся судебная практика показывает, что первоначальные приговоры могут быть изменены после досконального рассмотрения обстоятельств дела. Например, изначальный приговор может быть изменен на другой по статьям Уголовного Кодекса РФ. Особенно это актуально для тех случаев, когда преступник сам приходит с повинной.

Детали по комментариям

Порядок принятия решения об инициировании уголовного делопроизводства или об отказе от данного действия рассматривается в комплексе комментариев. Практическая ценность дополнения к статье №145 заключается в более полном описании института передачи заявительной документации.

Что касается результатов рассмотрения поданной заявителем документации, то в этом случае компетентным специалистам следует принимать во внимание полный пакет собранных предметов и материалов.

Обычно применяется формат классического постановления. Заявитель получает уведомление о решении после его вынесения или одновременно с данным процедурным этапом.

Меры, применяемые в целях сохранения следов совершенного преступления, могут быть инициированы уполномоченным лицом до вынесения решения о передаче заявления. По частным уголовным делам сообщение передается напрямую в судебную инстанцию. Разрешается проведение аналогичных мероприятий уже после принятия постановления.

Порядок возбуждения уголовных дел публичного или частного характера регламентируется в других статьях УПК.

Такие дела могут возбуждаться в следующих случаях:

  • если информация, представленная в заявительной документации, была подана в отношении гражданина, о котором не имеется никаких актуальных сведений;
  • в отношении граждан, перечень которых приводится в статье №447 УПК РФ;
  • если преступное деяние было осуществлено по отношению к лицу, которое в силу своего беспомощного состояния не смогло защитить законные конституционные гражданские права и интересы.

Общая специфика действий

Классический порядок рассмотрения сообщений о противоправных действиях выражается в комплексе действий, которые совершаются следователями, прокурорами или дознавателями.

Такие методы находятся в компетенции у судей. Практика показывает, что в подавляющем большинстве случаев к материалам мероприятий относятся различные справки, акты и прочие побочные документы.

В рамках осуществления регулируемых законодательством мероприятий происходит полноценная реализация полномочий должностных лиц. Перечень этих действий определяется в отдельных нормативных актах.

В рассматриваемом случае происходит реализация полномочий на получение от граждан нужного комплекса объяснений.

Каждое уполномоченное лицо обязано отследить нарушителя по горячим следам и применить в его отношении комплекс первоочередных карательных мер.

Статья 145 УПК РФ. Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении

На основании статьи 145 УПК РФ органы дознания и следствия после проведения проверки по поступившему сообщению о совершенном злодеянии принимают определенное процессуальное решение.

Также работники правоохранительных органов могут передать информацию о содеянном по подследственности. Если поступившее сообщение о преступлении относится к делам частного обвинения, то из полиции оно передается в мировой суд. Кроме того, в возбуждении производства может быть отказано. Это допускается в том случае, если в ходе проверки сообщения о совершенном злодеянии не нашлось оснований для открытия предварительного расследования. Уголовное дело может быть заведено только по правилам, прописанным в УПК.

Это интересно:  275 ст. УК РФ: шпионаж, государственная измена

Когда добропорядочные граждане сталкиваются с фактами нарушения закона, им приходится обращаться за помощью в правоохранительные органы. Как правило, это происходит путем подачи заявления в полицию. Тем не менее заранее знать о том, какой будет реакция сотрудников правоохранительных органов на поступившее сообщение, невозможно. Поэтому здесь в работу вступает ст. 145 УПК РФ. Ведь только на основании данной статьи дознаватель, следователь либо их непосредственные руководители могут принять процессуальное решение.

В соответствии с нормами УПК должностные лица, указанные в ч. 1 ст. 145 УПК РФ, обязаны принять и провести проверку по любой поступившей информации о готовящемся или совершенном злодеянии. Сделать они это могут только в пределах своих полномочий. Окончательное процессуальное решение по сообщению о преступлении должно быть подготовлено дознавателем, следователем либо руководителями органов предварительного расследования или дознания в срок не позднее 3 суток с момента принятия информации от гражданина. Хотя в случае необходимости этот период может быть продлен.

Во время осуществления предварительных процессуальных мероприятий должностные лица праве проводить документальные проверки, привлекать различных специалистов, исследовать все имеющиеся доказательства, брать необходимые объяснения.

Возбуждение дела

Указанное процессуальное решение принимается сотрудниками правоохранительных органов после того, как будет рассмотрено сообщение о преступлении. Данное правило зафиксировано в ст. 145 УПК РФ. Безусловно, для открытия уголовного дела необходимо иметь повод и основание. Как правило, если гражданин написал заявление о совершении злодеянии в полицию, то следователи и дознаватели проверяют достоверность указанной информации. Если должностные лица после проведения соответствующей проверки увидят признаки правонарушения, то они возбуждают дело и начинают проводить предварительное расследование.

Очень часто на практике происходит так, что граждане сообщают в полицию информацию о совершенном злодеянии, которого на самом деле не было. Так вот, делать этого не стоит. Потому что за ложный донос в правоохранительные органы предусмотрена ответственность в статье 306 УК.

Невозможно заранее знать о том, какой будет реакция правоохранителей на поступившее сообщение о совершенном злодеянии. Да, на основании действующего УПК они обязаны провести проверку. Но в том случае, если информация о содеянном не подтвердится, должностным лицом будет принято решение от об отказе в открытии дела. На практике это происходит достаточно часто.

Действующий УПК гласит о невозможности возбуждения производства в нескольких случаях:

— в связи с отсутствием события совершения злодеяния;

— нет состава преступления;

— умер человек, которого необходимо было привлечь в качестве подозреваемого;

— истек срок давности содеянного;

— нет заявления от пострадавшей стороны (когда без письменного обращения невозможно начать предварительное расследование).

В том случае если правоохранители просто бездействуют или затягивают с окончанием проверки и вынесением соответствующего процессуального решения, можно обратиться с жалобой к прокурору и в суд. Таким образом, ст. 145 УПК РФ указывает на то, что следователь или дознаватель может отказать в открытии дела после проверки сообщения о преступлении, но только по тем основаниям, которые закреплены в законе.

Передается по подследственности

Все граждане нашего государства сообщают о совершении преступлений только в полицию. Тем не менее по действующему законодательству ОВД не всегда может взять на себя обязанность по раскрытию преступлений. Это связано с тем, что каждый орган правоохранительной системы имеет свою подследственность. Так, например, дела об убийстве расследуются только сотрудниками следственного комитета, в то время как неуплатой алиментов занимаются дознаватели службы приставов.

Вот поэтому, согласно ст. 145 УПК РФ, следователи и дознаватели имеют возможность передать сообщение о совершенном деянии в тот орган, в компетенцию которого входит раскрытие определенного преступления. Это осуществляется только после того, как поступившая информация пройдет необходимую проверку. Все споры о подследственности разрешает прокурор.

Как уже было написано ранее, следователи и дознаватели после рассмотрения поступившего сообщения о преступлении принимают определенное процессуальное решение. Закон предусматривает это в ст. 145 УПК РФ. Сообщения о деяниях частного обвинения передаются для рассмотрения в мировой суд.

После того как сообщение о преступлении будет рассмотрено, о результатах принятого в отношении него решения уведомляется заявитель. На это указывает норма статьи 145 УПК РФ. Кроме того, заявителю разъясняется право и порядок обжалования принятого процессуального решения.

В том случае, если сообщение о совершенном злодеянии передается для рассмотрения в другой орган власти, следователь, дознаватель, а также их руководители, принимают меры по сохранению следов содеянного. Данное правило прописано в статье 145 УПК РФ.

Порядок, установленный законом

При поступлении сообщения о готовящемся или совершенном деянии органы следствия и дознания должны принять его и провести необходимые процессуальные мероприятия. Об этом упоминается в ст. 144, 145 УПК РФ. Что же в себя включает такая проверка? В момент принятия заявления человеку выдается документ, в котором указаны время и данные служащего. Лицам, которые участвуют в проведении процессуальных действий, разъясняются их права о возможности не свидетельствовать против себя и близких людей.

В том случае, если правоохранительные органы не принимают у человека сообщение о злодеянии, последний может обжаловать отказ в суд или прокурору. Все действия правоохранителей по поступившей информации закреплены в ст. 144, 145 УПК РФ, что еще раз подтверждает то, что следствие и дознание должны реагировать на любые сигналы о совершенных деяниях.

Комментарий

Решения, которые принимаются после детального исследования сообщения о совершенном деянии, зафиксированы в ст. 145 УПК РФ. Комментарий к данной статье также это подтверждает. Ведь только органы дознания и следствия уполномочены на проведение мероприятий, направленных на раскрытие преступлений. Тем не менее у каждого из них существует своя компетенция. Поэтому, если сообщение о совершенном деянии имеет отношение к делу частного обвинения, то оно направляется мировому судье. Об этом упоминается в нормах УПК.

О результатах рассмотрения сообщения о преступном деянии должен быть уведомлен заявитель. Также последнему разъясняются его права на обжалование принятого решения.

После всего вышеизложенного можно сделать закономерный вывод о том, что только органы дознания и следствия могут заниматься первоначальной проверкой поступившего сигнала о совершенном или намеченном злодеянии. Затем уже они передают материалы проделанной работы в другие компетентные учреждения.

Очень часто на практике происходит и так, что люди сначала сообщают в полицию информацию о совершенном злодеянии, а потом отказываются от своих донесений. Так вот, по закону осуществлять подобные действия запрещено. Ведь вместо того, чтобы заниматься раскрытием и расследованием действительно совершенных деяний и поиском преступника, правоохранители исследуют поступившие ложные сведения. А это отнимает большое количество времени и сил.

Не все граждане обладают знаниями в области закона. Именно по этой причине многих из них интересует вопрос о том, в каких случаях сотрудниками правоохранительных органов применяется статья 145 УПК РФ. Что означает данная норма кодекса? Так вот, всем необходимо знать, что при поступлении любого телефонного звонка, заявления о совершенном или готовящемся злодеянии сотрудники правоохранительной системы обязаны проверить указанную человеком информацию. В этом заключается работа данных должностных лиц. По результатам проведенной проверки следователем или дознавателем выносится процессуальное решение. Именно об этом и написано в ст. 145 УПК РФ. Что означает, что в возбуждении дела могут отказать или, наоборот, начать предварительное расследование (если, конечно, информация о содеянном подтвердится). Также должностные лица передают сообщение тем компетентным органам, которые должны исследовать полученное сообщение.

Статья 145. Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении

1. По результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает одно из следующих решений :
1) о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса;
2) об отказе в возбуждении уголовного дела;
3) о передаче сообщения по подследственности в соответствии со статьей 151 настоящего Кодекса, а по уголовным делам частного обвинения — в суд в соответствии с частью второй статьи 20 настоящего Кодекса.

2. О принятом решении сообщается заявителю. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования.

3. В случае принятия решения, предусмотренного пунктом 3 части первой настоящей статьи, орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает меры по сохранению следов преступления .

Комментарий к статье 145 Уголовно-процессуального Кодекса РФ

1. Перечень субъектов, правомочных принимать решения о возбуждении уголовного дела, определяется ч. 1 комментируемой статьи в совокупности с ч. 1 ст. 146, ч. 3 ст. 40 УПК. К ним относятся: прокурор, следователь и дознаватель с согласия прокурора, а также органы дознания (см. коммент. к ст. 40).

Это интересно:  Застройщиков начнут штрафовать за неразмещение данных в системе жилстроительства

Другие органы дознания, кроме указанных в ч. 1 ст. 40 УПК (органы внутренних дел, органы федеральной службы безопасности и т.п.), не наделены правом возбуждать уголовное дело. Принятие данного процессуального решения находится в прямой компетенции дознавателя, которое затем согласовывается только с прокурором.

2. Суд (судья) не назван (в отличие от УПК РСФСР) в комментируемой статье в числе субъектов, наделенных правом возбуждать уголовное дело, что соответствует Постановлению КС РФ от 14.01.2000 N 1-П (ВКС РФ. 2000. N 2).

3. Часть 1 комментируемой статьи распространяется только на дела публичного и частно-публичного обвинения (см. коммент. к ч. 3 и 5 ст. 20, ч. 1 ст. 21).

4. О возбуждении уголовных дел частного обвинения см. коммент. к ст. 318.

5. О возбуждении уголовного дела прокурор, следователь или дознаватель выносят постановление (см. коммент. к ст. 146).

6. Основания отказа в возбуждении уголовного дела предусмотрены ст. 24 УПК (см. коммент. к ней).

8. Уголовные дела возбуждаются в соответствии с подследственностью (см. коммент. к ст. 151). Следователь (дознаватель), установив, что уголовное дело ему не подследственно, производит неотложные следственные действия, после чего он передает уголовное дело прокурору для направления по подследственности (см. коммент. к ст. 152).

10. Если заявление или сообщение направляется по подследственности без возбуждения уголовного дела, то должностное лицо, принявшее заявление или сообщение, обязано принять меры к пресечению преступления, а также к закреплению следов преступления.

11. Потерпевшему выдается копия постановления о возбуждении уголовного дела или об отказе в этом (п. 13 ч. 1 ст. 42), а подозреваемому — о возбуждении уголовного дела (п. 1 ч. 4 ст. 46) (см. коммент. к этим статьям).

12. При выделении уголовного дела в отдельное производство, если оно выделяется для производства предварительного расследования нового преступления или в отношении нового лица, в постановлении должно быть указано решение о возбуждении уголовного дела (см. коммент. к ст. 154).

Другой комментарий к статье 145 УПК РФ

Каждому из перечисленных в комментируемой статье процессуальных решений посвящается отдельная статья следующей (20-й) главы УПК. См. нижеизложенный постатейный материал.

Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении по УПК РФ статья 145

Действия правоохранительных органов, направленные на пресечение и раскрытие преступлений, принято называть уголовным процессом. Реализация основных задач уголовного производства достигается путем возбуждения уголовного дела и начала следственных мероприятий. Регулирует эту процедуру ст. 145 УПК РФ. В норме закона описаны четкие процессуальные действия работников правоохранительных органов с момента поступления сообщения о преступлении и до вынесения обвинительного постановления обвиняемому.

О чем статья УПК?

Уголовные дела о преступлениях бывают частными, публичными и частно-публичными. Принцип возбуждения уголовного производства по каждому из них будет отличаться.

Так, дела частно-публичного обвинения возбуждаются исключительно по заявлению потерпевшего или его законного представителя. Дела частного обвинения считаются возбужденными с того момента, когда заявление было подано в мировой суд. Что касается дел публичного обвинения, то они могут быть возбуждены как по заявлению, так и по решению прокурора, получившего информацию о совершенном преступлении, вне зависимости от пожелания потерпевшей стороны.

Иногда поводом для возбуждения уголовного дела публичного или частно-публичного типа служит явка с повинной или сообщение о готовящемся преступлении из надежных источников. Процессуальные действия и порядок их выполнения детально отображают пункты статьи 145 УПК РФ.

Основные положения

В соответствии со статьей 145 УПК РФ, комментарии к которой детально отражают ее суть, предпринимать какие-либо процессуальные действия после сообщения о преступлении может следователь или дознаватель. На основании предоставленной информации они принимают решение возбуждать уголовное производство, отказать в таком праве или передают дело по посредственности (пункт 3 часть 1 статья 145 УПК РФ).

Последнее слово о возбуждении производства всегда принадлежит руководителю отдела, который решает, может ли контролирующий орган возбудить производство, или же он не имеет на это права. В последнем случае дело передается в орган, который может возбудить производство и провести следственные действия. Если в полицию поступает заявление по делу частного обвинения, дознаватель или следователь передает его мировому судье для рассмотрения. При вынесении решения о передаче надо обязательно сохранить следы преступления, которые важны для установления истины в судебном процессе.

Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении, закрепляются в соответствующем постановлении. Если в деле отказано, выносится постановление об отказе в возбуждении уголовного производства, а в случае возбуждения уголовного дела оповещаются все потенциальные участники процесса и начинаются следственные действия.

Виды наказаний и сроки

Наказание для преступника выбирают в зависимости от статьи, по которой будут квалифицированы его противоправные действия. Предположительную санкцию можно обнаружить в обвинительном постановлении, там всегда указывают норму закона, которую нарушил субъект производства.

После того как было получено сообщение о совершенном преступлении, на протяжении трех дней следователь или прокурор проводит проверку информации. Иногда этот срок может быть увеличен до 10 или даже до 30 дней. По истечению этого времени следователь или другое компетентное лицо, должен вынести постановление о возбуждении дела или об отказе.

Срок рассмотрения дела затягивают, как правило, по экономическим преступлениям, так как для подтверждения факта нарушения обязательно необходима соответствующая документация из Налоговой службы.

После возбуждения уголовного дела начинает свой отчет другой срок, который именуют как предварительное следствие. Его общая продолжительность не должна превышать 2 месяца. В некоторых случаях время следствия может продлеваться до 3 месяцев или до 12, если дело характеризуется особой сложностью и состоит из нескольких преступных эпизодов. В случаях необходимости предварительное следствие может продлеваться и на больший срок, но только при наличии решения председателя Следственного комитета Российской Федерации.

По завершении следственных действий лицо из «подозреваемого» переходит в категорию «обвиняемого». Обвинение должно вручаться субъекту производства в течение трех суток после принятия такого решения. Сразу после вручения обвинения проводят допрос и продолжают сбор доказательств вины субъекта производства. При наличии всех доказательств материалы передают в суд. Обвиняемый вправе ознакомиться с обвинительным заключением. Время на ознакомление не ограничивается, но если субъект намеренно затягивает сроки рассмотрения, то суд устанавливает четкие временные рамки для ознакомления с материалами дела.

Комментарии к статье 145 УПК

Что означает статья 145 УПК РФ, людям без юридического образования и специфических навыков разобраться достаточно сложно, ведь норма содержит ряд процессуальных действий, понятных исключительно работникам прокуратуры и следствия. Больше всего трудностей в восприятии вызывает процедура возбуждения производства, а непосредственно бумажная волокита с ним связаная.

Возбуждение дела подтверждает постановление, которое должно состоять из трех частей:

  • вводной – указывается время, дата и место вынесения постановления, а также указывается, кем оно было выдано;
  • описательной – указывают повод и основания для возбуждения дела;
  • резолютивной − указывается статья или другая норма закона, которая служит основанием для возбуждения производства.

Квалифицируют каждое дело по тем основаниям, которые являются самыми вероятными. К примеру, обнаружение трупа с многочисленными ссадинами можно изначально квалифицировать как умышленное убийство. Соответственно, в постановлении указывают статью УК РФ 105. Если в процессе расследования будут обнаружены другие факты, то дело переквалифицируют. После оформления постановления следователь направляет материалы прокурору для проверки подследственности и квалификации злодеяния.

В случае если прокурор, изучив материалы постановления, принимает решение, что дело возбуждено незаконно или не имеет оснований, то он может на протяжении 24 часов отменить возбуждение уголовного производства. Для этого он составляет мотивированное постановление и направляет его лицу, возбудившему дело. О подобном решении незамедлительно должны уведомить заявителя и лицо, относительно которого следователь возбуждал дело.

Если о совершенном преступлении и о предполагаемом виновном было сообщено в средствах массовой информации, но, в конечном итоге, прокурор отменил уголовное дело, то о таком решении обязательно опять-таки сообщить через СМИ и опровергнуть ранее сказанное.

Оспорить отказ о возбуждении дела заявитель может в суде. Если судья посчитает действия прокурора, отказавшего в производстве, незаконными, то дело опять возобновляют, и инициируют следственные мероприятия.

Что показывает судебная практика по данной статье?

Принцип возбуждения дел по делам частного и публичного обвинения существенно отличается не только по своей процессуальной форме, но и по порядку возбуждения производства.

Чтобы понять различия, можно на наглядном примере рассмотреть несколько ситуаций:

  1. Частное обвинение − это обращение частного лица, которое пострадало от действий определенного субъекта. При частных обвинениях люди должны обращаться непосредственно в мировой суд, который после привлекает виновного к ответственности. Примером ситуации будет повреждение частной собственности гражданина Иванова от неправомерных действий гражданина Петрова. Иванов вправе обратиться в полицию с соответствующим заявлением, но оно будет передано в мировой суд, так как полиция подобными расследованиями не занимается, но обязана зафиксировать следы преступления в протоколе и передать дело по подведомственности.
  2. В делах публичного обвинения истцом выступает само государство в лице прокурора. Он может возбудить производство вне зависимости от пожеланий потерпевшей стороны. Примером будет ситуация с убийством дедушкой своего внука. Семья, столкнувшаяся с горем, не желала судить 80-летнего дедушку, но их мнения обвинитель не учел, так как гражданин совершил тяжелое преступление.
  3. Частно-публичные дела могут возбуждаться по заявлению потерпевшего, но прекращаться они могут по примирению сторон или при наличии других оснований, описанных в статье 25 УПК РФ. Примером обвинения этой категории будет нанесение телесных повреждений средней тяжести гражданином Федоровым гражданину Сахарову. Сахаров обратился с заявлением об избиении, и против Федорова было возбуждено уголовное дело. После вручения денежной компенсации Сахарову и оплаты лечения, Федоров с оппонентом примирились. Суд учел пожелание истица прекратить производство, и закрыл его по примирению обеих сторон.
Это интересно:  Полицеский превысил свои полномочия — куда обращаться, что делать?

Какие решения чаще всего выносятся по статье 145 УПК?

Решения о возбуждении производства инициируются чаще всего по преступлениям средней и высокой тяжести, особенно, если они связанные с нарушениями конституционных прав личности и собственности. Дела частного обвинения в большинстве случаев рассматриваются судом или прекращаются еще на стадии досудебного расследования по примирению сторон.

Что касается способа обращения, то даже при наличии явки с повинной от преступника, дело будет возбуждено против него только после установления доказательств его вины. В случае с заявлениями от потерпевших, дело возбуждают после проверки достоверности изложенных в обращении фактов. Если сведения не подтвердятся − дело не возбуждают, а заявителя могут привлечь к ответственности за заведомо ложные сведения или клевету.

Что чаще всего является отягчающими и смягчающими обстоятельствами?

При возбуждении производства нет каких-то отягощающих обстоятельств или смягчающих вину фактов. Конечно, любые сомнения в виновности человека будут приниматься на его счет, согласно Уголовному кодексу. Гарантией возбуждения дела будет поимка преступника с поличным, наличие свидетелей преступления, а также неопровержимые доказательства виновности конкретного субъекта в преступлении (кровь жертвы на одежде, наличие орудия преступления и т.п).

Возбуждение уголовного дала это первый этап соблюдения нарушенных прав граждан. От правильности и обоснованности решения в начале уголовного преследования напрямую зависит установление истины.

Основная задача производства – обеспечить быстрое реагирование правоохранительных органов на каждое преступление и создать возможность для всестороннего исследования обстоятельств происшествия. Уголовное дело, согласно действующему законодательству, должно возбуждаться в каждом случае, когда существует хотя бы малая вероятность совершенного преступления.

Статья 145. Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении

1. По результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает одно из следующих решений:

1) о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса;

2) об отказе в возбуждении уголовного дела;

3) о передаче сообщения по подследственности в соответствии со статьей 151 настоящего Кодекса, а по уголовным делам частного обвинения — в суд в соответствии с частью второй статьи 20 настоящего Кодекса.

2. О принятом решении сообщается заявителю. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования.

3. В случае принятия решения, предусмотренного пунктом 3 части первой настоящей статьи, орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает меры по сохранению следов преступления.

Комментарий к статье 145 Уголовно-процессуального Кодекса РФ

1. Органы уголовного преследования принимают решения в пределах своей компетенции (ч. 1 ст. 144), определяемой правилами подследственности (см. ком. к ст. ст. 150, 151). Одновременно с возбуждением уголовного дела допускается его направление прокурору для определения подследственности (ч. 3 ст. 146) . Отказ органа дознания в возбуждении уголовного дела по сообщениям о преступлениях, отнесенных к исключительной подследственности следователей Следственного комитета РФ, рассматривается как нарушение закона .

Такая практика признавалась правомерной и при применении аналогичных норм УПК РСФСР (БВС РФ. 1998. N 5. С. 10; БВС РФ. 1998. N 11).

См. абз. 2 указания Генпрокуратуры РФ от 29.01.2008 N 14/49 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением требований закона о соблюдении подследственности уголовных дел».

О принятии решения о возбуждении дела см. ком. к ст. ст. 146, 147. О принятии решения об отказе в возбуждении дела см. ком. к ст. 148.

2. Передача сообщения о подследственности производится тогда, когда после приема и проверки повода к возбуждению дела выяснится, что расследование данного преступления относится к компетенции другого органа. О подследственности см. ком. к ст. ст. 150, 151, 152. Однако в неотложной ситуации орган дознания обязан возбудить уголовное дело, произвести неотложные следственные действия и затем направить уголовное дело руководителю следственного органа или прокурору для передачи дела соответствующему следователю или органу дознания (п. 3 ст. 149, ст. 157 УПК). О неотложной ситуации см. ком. к ст. 157, ч. 5 ст. 165 УПК. Буквальное содержание п. 3 ч. 1 ком. статьи не предусматривает возможности передачи сообщения по территориальной подследственности (так как отсутствует ссылка на ст. 152), однако такое ограничение не имеет под собой веских оснований. Поэтому на практике возможна передача сообщений как по предметной, так и по территориальной подследственности . Если подследственность до возбуждения уголовного дела не удается точно установить (например, место окончания преступных действий, точную квалификацию), то следователь или дознаватель возбуждает уголовное дело, ориентировочно квалифицировав деяние по своей предметной подследственности, проводит неотложные следственные действия и устанавливает «чужую» подследственность уголовного дела, после чего следователь передает уголовное дело руководителю СО, а дознаватель — прокурору для направления по подследственности (ч. 5 ст. 152 УПК).

См.: п. 46 Положения о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений от 29 декабря 2005 г.

3. Решение о возбуждении дела может быть обжаловано прокурору и вышестоящему прокурору, руководителю СО и руководителю вышестоящего СО в порядке ст. 124 УПК. Важно отметить, что прокурор вправе отменить постановление о возбуждении дела любого органа предварительного расследования (ч. 4 ст. 146).

Если уголовное дело возбуждено по факту, то обжалованию в суд оно не подлежит (см. Постановление КС РФ от 23.03.1999 N 5-П). Если уголовное дело возбуждено в отношении определенного лица, то оно может быть обжаловано в суд . Конституционный Суд в своем Определении от 27.12.2002 N 300-О пояснил, что решение о возбуждении дела в отношении конкретного лица придает ему статус подозреваемого. В связи с этим может быть причинен ущерб его конституционным правам и свободам. Судебный контроль на последующих стадиях судопроизводства не является достаточным и эффективным средством восстановления основных прав и свобод, нарушенных при возбуждении уголовного дела. Поэтому подозреваемый должен иметь право обжаловать в суд решение о возбуждении дела. Суд, рассматривая такую жалобу, не должен предрешать вопросы, которые впоследствии могут стать предметом судебного разбирательства по существу уголовного дела. Следовательно, при проверке законности постановления о возбуждении уголовного дела суд управомочен выяснять прежде всего, соблюден ли порядок вынесения данного решения, имеются ли поводы к возбуждению уголовного дела, отсутствуют ли обстоятельства, исключающие производство по делу. При этом принесение в суд жалобы на постановление о возбуждении уголовного дела в отношении конкретного лица не приостанавливает совершения следственных и иных процессуальных действий. Данная позиция подтверждена и применительно к УПК РФ в Определении КС РФ от 21.02.2008 N 134-О-О.

См.: пункт 2 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009 N 1 «О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // БВС РФ. 2009. N 4.

Статья написана по материалам сайтов: jurjur24.ru, fb.ru, upkrf24.ru, yurister.ru, www.gk-rf.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий