Ст 37 УПК РФ: полномочия прокурора

Согласно п. 31 ст. 5 УПК РФ прокурор‒Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве, и наделенные Федеральным законом «О прокуратуре» соответствующими полномочиями.

Прокурор в уголовном процессе выполняет две функции: а) уголовного преследования, б) надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия (ч. 1 ст. 37 УПК РФ). Эти функции целиком реализуются в досудебной части уголовного судопроизводства, т. е. в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования. В судебных стадиях действует лишь одна функция прокурора ‒ уголовного преследования, которая проявляется в форме поддержания обвинения в суде, а также обжалования незаконных и необоснованных судебных решений, и именуется государственным обвинением.

Если прежде прокурор был полноценным субъектом уголовного преследования, обладающим всеми полномочиями по самостоятельному возбуждению и расследованию любого уголовного дела, то с 2007 г. эта сторона прокурорской деятельности претерпела существенные сокращения. В связи с созданием Следственного комитета РФ уголовные дела, ранее подследственные органам прокуратуры, перешли в ведение следственного комитета с подчинением следователей не прокурору, а руководителю этого органа.

Прокурор наделен широким кругом правомочий по надзору за следствием и дознанием. Однако объем таких правомочий применительно к этим органам уголовного преследования различный. Если в отношении следователя прокурор не имеет прямых и жестких средств процессуального воздействия, то в отношении дознавателя прокурор выступает как непосредственный и полновластный процессуальный «начальник». Он, например, вправе отстранить дознавателя от расследования уголовного дела, изъять дело у дознавателя и передать его следователю и т. д.

В рамках основных правомочий прокурор:

1. Проверяет в стадии возбуждения уголовного дела правильность приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях, а в случае необходимости направляет материалы со своим постановлением в адрес органов следствия или дознания для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

2. Проверяет качество предварительного расследования уголовных дел, а в случае выявления нарушений закона требует их устранения.

3. Непосредственно контролирует расследование уголовных дел в форме дознания.

4. Изучает и оценивает итоговые процессуальные решения следователя (обвинительное заключение) и дознавателя (обвинительный акт, обвинительное постановление), а после их утверждения направляет уголовное дело в суд для рассмотрения по существу.

5. При несогласии с этими решениями возвращает дело следователю или дознавателю для производства дополнительного расследования.

6. Заключает с подозреваемым или обвиняемым досудебное соглашение о сотрудничестве (ч. 5 ст. 21 УПК РФ).

7. Осуществляет иные полномочия.

37.1.218.108 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Статья 37. Прокурор

1. Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

2. В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:

1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

2) выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;

3) требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;

4) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;

5) давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

5.1) истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение в соответствии с настоящим Кодексом;

5.2) рассматривать ходатайство о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве и постановление следователя о возбуждении перед прокурором ходатайства о заключении с подозреваемым или обвиняемым досудебного соглашения о сотрудничестве, выносить постановление об удовлетворении такого ходатайства либо об отказе в его удовлетворении, заключать досудебное соглашение о сотрудничестве, выносить постановление об изменении или о прекращении действия такого соглашения в порядке и по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, а также выносить представление об особом порядке проведения судебного заседания и вынесения судебного решения по уголовному делу в отношении обвиняемого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве;

6) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления органа дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя в порядке, установленном настоящим Кодексом;

7) рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;

8) участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном статьей 125 настоящего Кодекса;

8.1) при наличии оснований возбуждать перед судом ходатайство о продлении срока домашнего ареста или срока содержания под стражей по уголовному делу, направляемому в суд с обвинительным заключением или обвинительным актом;

9) разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;

10) отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований настоящего Кодекса;

11) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;

12) передавать уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела или материалов проверки сообщения о преступлении в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами, установленными статьей 151 настоящего Кодекса, изымать любое уголовное дело или любые материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его (их) следователю Следственного комитета Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи;

13) утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;

14) утверждать обвинительное заключение, обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу;

15) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления и устранения выявленных недостатков;

16) осуществлять иные полномочия, предоставленные прокурору настоящим Кодексом.

2.1. По мотивированному письменному запросу прокурора ему предоставляется возможность ознакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела.

3. В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.

4. Прокурор вправе в порядке и по основаниям, которые установлены настоящим Кодексом, отказаться от осуществления уголовного преследования с обязательным указанием мотивов своего решения.

5. Полномочия прокурора, предусмотренные настоящей статьей, осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами.

6. В случае несогласия руководителя следственного органа либо следователя с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться с требованием об устранении указанных нарушений к руководителю вышестоящего следственного органа. В случае несогласия руководителя вышестоящего следственного органа с указанными требованиями прокурора прокурор вправе обратиться к Председателю Следственного комитета Российской Федерации или руководителю следственного органа федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти). В случае несогласия Председателя Следственного комитета Российской Федерации или руководителя следственного органа федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться к Генеральному прокурору Российской Федерации, решение которого является окончательным.

Комментарий к Ст. 37 УПК РФ

1. Прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на ее территории законов. Наряду с другими функциями прокуратура осуществляет:

— надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

— уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации (статья 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации»).

Этими функциями и определяется положение прокурора в уголовном процессе, формулировка которых воспроизводится и в части первой комментируемой статьи.

2. Согласно определению, содержащемуся в пункте 31 статьи 5 УПК, прокурор в контексте уголовно-процессуального права — это Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры, их заместители и помощники, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями Федеральным законом о прокуратуре.

3. При неизменности его законных функций в уголовном процессе и ответственности за эффективность их осуществления в положении российского прокурора в досудебном производстве по уголовным делам произошли существенные перемены, базирующиеся на Федеральном законе от 5 июня 2007 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» (Российская газета. 2007. 8 июня). Впервые в своей истории российский прокурор лишен почти всех правомочий, связанных с личным производством предварительного следствия, участием в следствии по уголовному делу, находящемуся в производстве поднадзорного следователя, дачей обязательных указаний следователю, санкционированием следственных решений, отстранением следователя, изъятием у него уголовного дела с передачей другому, отменой постановления следователя, продлением сроков следствия, поддержанием следственных ходатайств перед судом и т.д. и т.п.

4. Хотя комментируемая статья помещена в Общей части УПК, она содержит правовые нормы, характеризующие процессуальное положение прокурора главным образом в досудебном производстве по уголовным делам, и регулирует его правоотношения со следователем и дознавателем. О прокурорской деятельности в судебном производстве по уголовным делам см. текст статей 246, 292, 336, 354, 376, 399, 402, 407, 415, 416, 448 УПК и комментарий к ним, а о действиях и решениях прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением, — текст статей 221 — 222 и 226 УПК и комментарий к ним.

5. Право прокурора знакомиться с материалами уголовного дела, находящегося в производстве следователя следственного органа любого ведомства (часть 2.1 комментируемой статьи), означает, что в ответ на его мотивированный письменный запрос в адрес соответствующего руководителя следственного органа прокурору на его рабочее место, в его распоряжение, на время, необходимое ему, должны быть незамедлительно любым способом представлены все надлежащим образом оформленные материалы следственного производства. Такая трактовка этих отношений вытекает из того факта, что прокуратура — орган надзора, а следственный орган, независимо от его ведомственной принадлежности, — поднадзорный.

6. Через все содержание комментируемой статьи красной нитью проходит идея существенного различия в отношениях прокурора со следователем и руководителем следственного органа, с одной стороны, и с дознавателем — с другой. Если общий смысл нынешних отношений прокурора с сотрудниками следственных подразделений независимо от их ведомственной принадлежности может охарактеризоваться понятиями «проверять», «выносить мотивированное постановление о направлении», «требовать» (см. пункты 1 — 3 части второй комментируемой статьи), то для отношений прокурора с дознавателем применяются прежние, хорошо известные (статья 37 УПК в дореформенной редакции) понятия: «давать письменные указания», «давать согласие», «отменять», «отстранять», «изымать», «утверждать» (см. пункты 4 — 6, 10 — 11 и 13 части второй комментируемой статьи). Сосредоточение прокурорского надзора на дознании, т.е. на производстве по делам о преступлениях небольшой и средней тяжести (см. статью 223 УПК), в теоретическом отношении — одно из самых вольных и труднообъяснимых законодательных решений, тем более что за деятельностью дознавателя осуществляют процессуальный контроль и начальник органа дознания (пункт 17 статьи 5 УПК), и начальник подразделения дознания (пункт 17.1 статьи 5 УПК).

7. Пункт 12 части второй комментируемой статьи содержит два положения, определяющие полномочия прокурора по отношению к органам предварительного следствия любой ведомственной принадлежности:

1) исправляя ошибку следователя в определении законной подследственности, установленной статьей 151 УПК, изъять у него уголовное дело и передать органу предварительного следствия другого ведомства в точном соответствии с требованиями упомянутой статьи;

2) руководствуясь соображениями качества расследования или доследственной проверки сообщения о преступлении, изъять любое уголовное дело и любые материалы доследственной проверки из любого органа предварительного следствия и передать их следователю Следственного комитета РФ с обязательным указанием оснований такой передачи. Это позволяет прокурору, как и прежде, властно влиять на ход и качество предварительного следствия по конкретному уголовному делу, поручая его более опытному или более надежному следователю (через руководителя следственного органа).

Нынешнее положение российского прокурора в уголовном процессе ненормально, противоестественно, курьезно. Со столь усеченными полномочиями в досудебных стадиях этого процесса эффективное осуществление функции уголовного преследования, от которой российскую прокуратуру формально никто не освобождал, практически невозможно. С позиции теории соотношения судебной, следственной и прокурорской властей сложившееся положение объяснению не поддается. Оно сформировалось после вынужденного отторжения от прокуратуры предварительного следствия (2007 — 2010 гг.), которому в недрах этого ведомства угрожало разложение. Последующие события (2011 г.) показали, что проблема такого разложения самой прокуратуры настолько запущена, что на страницах издания в жанре научно-практического пособия к ней нет смысла даже прикасаться.

Это интересно:  Ст. 211 УК РФ: угон судна, транспорта, железнодорожного состава

Статья 37 УПК РФ. Прокурор

1. Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

2. В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:

1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

2) выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;

3) требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;

4) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;

5) давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

5.1) истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение в соответствии с настоящим Кодексом;

5.2) рассматривать ходатайство о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве и постановление следователя о возбуждении перед прокурором ходатайства о заключении с подозреваемым или обвиняемым досудебного соглашения о сотрудничестве, выносить постановление об удовлетворении такого ходатайства либо об отказе в его удовлетворении, заключать досудебное соглашение о сотрудничестве, выносить постановление об изменении или о прекращении действия такого соглашения в порядке и по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, а также выносить представление об особом порядке проведения судебного заседания и вынесения судебного решения по уголовному делу в отношении обвиняемого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве;

6) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления органа дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя в порядке, установленном настоящим Кодексом;

7) рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;

8) участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном статьей 125 настоящего Кодекса;

8.1) при наличии оснований возбуждать перед судом ходатайство о продлении срока домашнего ареста или срока содержания под стражей по уголовному делу, направляемому в суд с обвинительным заключением или обвинительным актом;

9) разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;

10) отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований настоящего Кодекса;

11) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;

12) передавать уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела или материалов проверки сообщения о преступлении в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами, установленными статьей 151 настоящего Кодекса, изымать любое уголовное дело или любые материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его (их) следователю Следственного комитета Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи;

13) утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;

14) утверждать обвинительное заключение, обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу;

15) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления и устранения выявленных недостатков;

16) осуществлять иные полномочия, предоставленные прокурору настоящим Кодексом.

2.1. По мотивированному письменному запросу прокурора ему предоставляется возможность ознакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела.

3. В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.

4. Прокурор вправе в порядке и по основаниям, которые установлены настоящим Кодексом, отказаться от осуществления уголовного преследования с обязательным указанием мотивов своего решения.

5. Полномочия прокурора, предусмотренные настоящей статьей, осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами.

6. В случае несогласия руководителя следственного органа либо следователя с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться с требованием об устранении указанных нарушений к руководителю вышестоящего следственного органа. В случае несогласия руководителя вышестоящего следственного органа с указанными требованиями прокурора прокурор вправе обратиться к Председателю Следственного комитета Российской Федерации или руководителю следственного органа федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти). В случае несогласия Председателя Следственного комитета Российской Федерации или руководителя следственного органа федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться к Генеральному прокурору Российской Федерации, решение которого является окончательным.

Комментарии к ст. 37 УПК РФ

1. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, устанавливаются не только коммент. ст., но и некоторыми другими статьями УПК. Указания Генерального прокурора РФ по вопросам дознания, не требующим законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения (ст. 30 Федерального закона О прокуратуре Российской Федерации»).

2. Прокурор вправе знакомиться с документами, на основании которых лица задержаны или заключены под стражу, а также требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных и заключенных под стражу. Прокурор обязан немедленно освободить своим постановлением каждого в нарушение закона подвергнутого задержанию или предварительному заключению (ст. 33 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

3. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Умышленное невыполнение таких требований влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 до 1,5 тыс. руб., на должностных лиц — от 2 до 3 тыс. руб. (ст. 17.7 КоАП).

4. В данной статье перечислены уголовно-процессуальные средства прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

5. Прокурор не только вправе, но и обязан в случае выявления нарушений законности применять указанные средства прокурорского надзора.

6. Осуществляя надзор за соблюдением закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, прокурор проверяет исполнение не только требований федерального закона, но и ведомственных нормативных актов, которыми урегулирован порядок регистрации и учета заявлений (сообщений) о преступлении. В органах внутренних дел данный порядок урегулирован Инструкцией о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях , в органах Федеральной службы безопасности — Инструкцией об организации рассмотрения обращений граждан Российской Федерации в органах Федеральной службы безопасности и т.д.

См.: Приказ МВД России от 1 декабря 2005 г. N 985 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. N 52.

См.: Приказ ФСБ России от 22 января 2007 г. N 21 «Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан Российской Федерации в органах Федеральной службы безопасности: // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. N 16.

7. Регистрация — это присвоение каждому поступившему сообщению о происшествии порядкового номера и фиксация в учетной документации кратких сведений о нем .

См.: Приказ МВД России от 1 декабря 2005 г. N 985 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях» // Там же.

8. В случае отмены незаконного решения дознавателя прокурор по этому поводу может внести представление руководителю учреждения, где работает дознаватель (к примеру, начальнику органа внутренних дел). И напротив, такого полномочия у него нет, когда на момент вынесения постановления на то имели место законные основания.

9. Прокуроры обязаны не реже одного раза в год проверять состояние и условия хранения вещественных доказательств, правильность ведения документов по их приему и учету. О результатах проверки составляется акт .

См.: Инструкция о порядке изъятия, учета, хранения и передачи вещественных доказательств по уголовным делам, ценностей и иного имущества органами предварительного следствия, дознания и судами от 18 октября 1989 г. N 34/15: Утверждена Генеральным прокурором СССР, Министром внутренних дел СССР, Министром юстиции СССР, Председателем Верховного Суда СССР, первым заместителем Председателя КГБ СССР.

10. Ранее в законе было закреплено право прокурора передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому в соответствии с правилами, установленными статьей 151 УПК. Как известно, органом предварительного расследования является любой отдельно взятый следователь. Если уголовное дело в соответствии с правилами, установленными ст. 151 УПК, подследственно определенной группе следователей, то оно подследственно любому следователю данного конкретного следственного подразделения. Данное обстоятельство при буквальном толковании п. 12 ч. 2 коммент. ст. позволяло прокурору передавать уголовное дело не только из одного следственного органа в другой, но и от одного следователя другому следователю того же следственного подразделения. Тем самым у прокурора появлялось полномочие руководителя следственного органа по распределению нагрузки между подчиненными последнему следователями. Законодатель посчитал это несправедливым и внес соответствующие изменения в п. 12 ч. 2 коммент. ст. В настоящее время прокурор не вправе передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому в системе одного органа предварительного расследования.

11. А права передавать уголовное дело от одного дознавателя другому у него и ранее не было, так как отдельно взятый дознаватель не является органом предварительного расследования. Органом предварительного расследования здесь является орган дознания, дознаватель же обычно лишь осуществляет функцию учреждения (должностного лица), наделенного статусом органа дознания. При передаче дела от одного дознавателя другому в рамках одного учреждения орган предварительного расследования не меняется.

12. Прокурору предоставлено право требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия, участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном ст. 125 УПК, и многое другое. Однако правом знакомиться с материалами уголовного дела, находящегося в производстве органа предварительного расследования, он долгое время наделен не был, что служило серьезным препятствием на пути осуществления им уголовного преследования.

13. Именно поэтому законодатель посчитал важным дополнить коммент. ст. пунктом 2.1. В настоящее время у прокурора появилась «возможность ознакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела». Для этого он должен обратиться к следователю (дознавателю и др.), в производстве которого находится уголовное дело, с соответствующим официальным мотивированным письменным запросом.

14. Мы рекомендуем обращение с таким запросом к следователю (дознавателю и др.). Но формулировка п. 2.1 коммент. ст. позволяет и иначе толковать ее содержание. Здесь речь идет о «материалах находящегося в производстве уголовного дела». А у кого в производстве оно находится и к кому следует обращаться с запросом, умалчивается. Ну, во-первых, понятно, что у самого прокурора в производстве материалы уголовного дела быть не могут. Во-вторых, коль законодатель не конкретизирует субъекта, у которого в производстве находится уголовное дело, то таковым может быть и орган дознания, и орган предварительного следствия. В органе дознания он с запросом обращается к начальнику органа дознания, а в органе предварительного следствия — к следователю (руководителю следственного органа, руководителю следственной группы), в производстве которого находится уголовное дело.

15. Согласно закону сам отменить постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, оформленное следователем или руководителем следственного органа, прокурор не вправе. Однако, признав отказ следователя (руководителя следственного органа) в возбуждении уголовного дела незаконным и (или) необоснованным, он вправе вынести мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов (вышестоящему руководителю следственного органа) для решения вопроса об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Когда же им выявлен факт незаконного и (или) необоснованного отказа в возбуждении уголовного дела органом дознания, дознавателем, прокурор отменяет такое постановление и направляет свое постановление (об отмене постановления органа дознания, дознавателя) начальнику органа дознания с определенными указаниями, устанавливая срок их исполнения.

16. Применительно к институту соединения уголовных дел властные полномочия прокурора в большей степени распространяются на органы дознания. Прокурор принимает решение о соединении уголовных дел, находящихся в производстве дознавателя. Именно ему отведено право принятия решения о соединении уголовных дел о преступлениях, подследственных в соответствии со ст. ст. 150 и 151 УПК разным органам дознания.

Это интересно:  Ст 145 УПК РФ: результат рассмотрения сообщения о преступлении

17. К иным полномочиям прокурора, о которых упоминается в п. 16 ч. 2 коммент. ст., относятся, к примеру, следующие. Прокурор вправе отменить постановление следователя о возбуждении уголовного дела (п. 5 ч. 2 ст. 38 УПК), отменить указание нижестоящего прокурора (п. 5 ч. 2 ст. 38, ч. 4 ст. 221 УПК), внести мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов руководителю следственного органа для решения вопроса об отмене постановления следователя об отказе в возбуждении уголовного дела (ч. 6 ст. 148 УПК), а равно о прекращении уголовного дела (ч. 1 ст. 214 УПК), продлить срок дознания (ч. ч. 3, 4 и 5 ст. 223 УПК), возобновлять приостановленное дознание (ч. 3.1 ст. 223 УПК).

18. В случаях, указанных в ч. 2 ст. 75 УПК, прокурор вправе признать доказательство недопустимым (ч. 2 ст. 88 УПК).

19. В соответствии с ч. 3 ст. 144 УПК при необходимости проведения документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлевать срок проверки заявления (сообщения) о преступлении до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления, и др.

20. Для дознавателя (начальника подразделения дознания) обязательны письменные указания как надзирающего прокурора, так и любого вышестоящего прокурора.

21. Обжалование дознавателем указаний прокурора никогда не приостанавливает их исполнения.

22. Решения прокурора, о которых идет речь в п. п. 11 и 12 ч. 2 коммент. ст., должны оформляться в виде постановления.

23. См. также комментарий к ст. ст. 5, 21, 38, 39, 66, 144, 149, 223 УПК.

Полномочия и обязанности прокурора по УПК РФ статья 37

Законодательные нормы ст 37 УПК РФ объясняют полномочия должностного лица. В компетенцию, предусмотренную Кодексом, входит осуществление уголовного преследования в ходе открытого судопроизводства. Должностное лицо обладает правом осуществлять надзор за соблюдением нормативов деятельности процессуального порядка с привлечением органов дознания, а также в ходе предварительного следствия.

О чем статья УПК РФ?

Законодательный акт Федерального значения определяет полномочия, обязанности прокурора. Права должностного лица определяются законодательными нормами, ограничивающими пределы компетенции. От имени государства прокурор может осуществлять уголовное преследование, но в рамках процессов судопроизводства. Обладает правом надзора за ходом процессуальной деятельности, осуществляемой органами дознания, предварительного действия.

Должностное лицо имеет право выносить решения в соответствии с УПК РФ, а также обязано пресекать нарушения, неправомочные действия в отношении граждан РФ, находящихся под следствием.

Изложение и основные положения

Регламент законодательного акта определяет полномочия прокурора УПК РФ:

  1. Затребовать для проверки нормативы исполнений актов ФЗ при приеме сведений, сообщений об административных нарушениях, преступлениях.
  2. Вынести постановление о передаче материалов по делу в органы следствия, дознания по последующему решению вопроса об уголовном преследовании. В частности, постановление может касаться фактов нарушений, выявленных должностным лицом в ходе проверки.
  3. Требовать устранения нарушений законов РФ, допущенных в ходе следственных, процессуальных действий.
  4. Передавать дознавателям указания в письменной форме с разъяснениями по направлению расследований, выполнения действий процессуального порядка. Это касается следующих пунктов:
  • изменений в части избрания меры пресечения, процессуального действия, вынесенных на основании решения суда;
  • проверка соответствия законам РФ, наличие обоснованности решений следователя, отказавшего в возбуждении уголовных дел, а также при приостановлениях, прекращении дел уголовного порядка;
  • принятие решений по делам уголовного порядка в соответствии с Кодексом;
  • рассмотрение и принятие решений о заключении досудебных соглашений в части сотрудничества с обвиняемым, с последующим ходатайством перед вышестоящим должностным лицом;
  • порядка и правил при заключении добровольного сотрудничества и соглашений с обвиняемым;
  • вынесение постановлений о порядке изменений, прекращений действия соглашения – в порядке, предусмотренном Кодексом.

  1. Отменять решения, признанные незаконными, постановления без весомых обоснований/доказательств от прокурора (нижестоящего), органов дознания, дознавателей.
  2. Принимать на рассмотрение информацию от следственных органов при несогласии с требованиями должностного лица, определять решения по спорным вопросам.
  3. Посещать судебные заседания, принимать участие в рассмотрении дел досудебного производства. Решать меру пресечения для обвиняемых:
  • отменить или продлить заключение под стражу;
  • рассмотрение ходатайств о ходе, изменении процессуальных действий;
  • рассмотрение и принятие решений по жалобам;
  • при явных основаниях ходатайствовать о продлении срока действия меры пресечения для обвиняемого с имеющимся заключением обвинения или законном направлении уголовного дела в судебную инстанцию, в частности для осуществления принудительного медицинского осмотра.
  1. Вынести положительное решение об отводах, самоотводах должностного лица.
  2. При допущенных нарушениях Кодекса отстранять дознавателя от ведения дела.
  3. Изымать документы по расследованию, передавать их другому следователю с указанием оснований для передачи.
  4. Утверждать обвинительные заключения, акты, постановления по уголовным делам, а также приостановку или прекращение делопроизводства.
  5. Принимать решения о проведении дополнительного расследования, изменениях в части обвинений, возвращать дело дознавателям, следователям с письменными указаниями, разъяснениями целей возврата.

Необходимость применения статьи УПК РФ

Обращение к статье важно в части ведения предварительного расследования и осуществления процессуальных судебных действий. В соответствии с п 2 ч 2 ст 37 УПК РФ, прокурору представляется проверить правильность ведения дел и ознакомиться с документами по возбужденному уголовному делу. В процессе рассмотрения хода судопроизводства по определенным делам прокурор обязан поддерживать государственного обвинителя, гарантируя законность и обоснованность обвинений.

При необходимости должностное лицо имеет право отказаться от уголовного преследования. Процедура производства обязана соответствовать основаниям Кодекса с обязательным объяснением мотивов решения вышестоящего должностного лица.

Прокурор УПК имеет право обращаться с требованием:

  • к руководителю вышестоящего следственного органа об устранении нарушений, допущенных руководителем, следователем;
  • при несогласии руководителя высшего органа, направить жалобу Председателю Следственного комитета РФ, Генеральному прокурору РФ.

При обращении к вышестоящим должностным лицам, прокурор предоставляет объяснительные записки с указанием допущенных нарушений, обращением к существующему Кодексу.

Комментарии к статье

Полномочия должностного лица при наблюдении за исполнением органами дознания устанавливаются прочими статьями УПК:

  • Указания Генерального прокурора РФ в вопросах дознания, по которым не требуется регулирование законодательными актами, являются безусловными и обязательными для выполнения в установленные законом сроки (ст. 30 ФЗ «О прокуратуре РФ»).
  • Обязательным является право ознакомления с полным пакетом документов, на основании которых проводилось задержание, заключение под стражу лиц, подозреваемых в преступлении.
  • При нарушениях условий содержания задержанных лиц, прокурор имеет право требовать улучшения условий содержания.
  • При нарушении условий задержания должностное лицо вправе освободить заключенного.

Требования прокурора, составленные в соответствии с законными полномочиями должностного лица, исполняются в безусловном порядке в установленный срок. Прокурор обязан применять средства надзора при выявлении нарушений законодательства в части уголовных дел. В ведении прокурора исполнение требований ФЗ, нормативных актов, регулирующих порядок поступающих сведений (сообщений) о нарушениях, преступлениях в части регистрации.

При сообщениях о преступлениях, административно-правовых нарушениях, происшествиях применяются установленные правила: присвоение номеров, регистрация в Книге учета с дополнением необходимых сведений по существу заявления, обращения.

При отмене незаконных решений дознавателя, должностное лицо вправе вынести представления на имя руководителя подразделения.

Прокурор обязан раз в 12 месяцев осуществлять проверку условий хранения вещественных доказательств, их состояние и правильность приема, учета документов. По окончании проверки составляется акт с указанием нарушений и вынесении срока их исправления.

Что показывает судебная практика по данной статье?

Полномочия прокурора определяются совокупностью закрепленных в законодательных нормах и иных легальных источниках правовых форм волеизъявлений должностного лица. Обширные возможности дают право осуществлять надзорную деятельность, контроль над процессами досудебного и судебного делопроизводства.

При рассмотрении постановлений о заключении подсудимого под стражу на каком-либо этапе уголовного судопроизводства, необходимость избрания данной меры возлагается на прокурора, либо при его согласии на дознавателя, следователя. Особенности функций должностного лица позволяют осуществлять преследование в уголовном порядке от имени государства, а также контролировать процессуальную деятельность органов дознания.

При нарушениях в принятии к сведению обращений граждан, рассмотрения жалобы, устанавливаются законность, мотивация и обоснования отказов. Указания прокурора для устранения нарушений являются обязательными. При отмене прокурором постановления об отказе возбуждения уголовного дела с целью дополнительной проверки сведений о преступлении, процедура не может осуществляться в произвольном, неоднократном порядке по одним и тем же основаниям.

Какие решения чаще всего выносятся по статье 37 УПК РФ?

Прокурор обязан руководствоваться Федеральным законодательством РФ, при необходимости рассмотрения дел соответствия правам Конституции РФ, международным правом, принятым в рамках ФЗ РФ.

Решения, принятые на основании ст. 37 УПК РФ:

  1. В части рассмотрения дел на Судебной коллегии по уголовным делам подана апелляция от гражданина М. с указанием несоответствия выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам. Гражданин М. просит пересмотреть приговор, внеся дополнения. Показания свидетелей противоречивы, нет подтверждения совокупности доказательств, но есть данные о том, что свидетели находились под давлением обвинителя, сотрудников правоохранительных органов. Прокурор отправляет дело на доследование, в ходе которого отмечается ряд нарушений в возбуждении уголовных дел: по ряду преступлений дела не открывались, вскрылись факты неотмененных постановлений следователя об отказе от возбуждения уголовных дел в отношении свидетелей, а также отсутствие заявлений от потерпевших. В обвинительном заключении, в качестве потерпевших указаны граждане, проходящие по делу свидетелями. Гражданка Ф. в ходе предварительных следственных действий признанная потерпевшей, при новых фактах, является обвиняемой. В ходе доследования к делу приобщены записи с камеры видеонаблюдения. При первоначальном расследовании видеозапись считалась утерянной, однако при ходатайстве адвокатов, видеоряд восстановлен и приобщен к делу в качестве оправдательной улики. Последующие разбирательства по апелляции помогли смягчить приговор для обвиняемого.
  2. Рассмотрение дела на Судебной коллегии в части кассации. Осужденный Г. в кассационной жалобе на имя прокурора не соглашается с приговором, считая его незаконным. Основания: ряд нарушений, допущенных в ходе предварительных следственных мероприятий, ведения разбирательства в суде. Назначенный на предварительном следствии переводчик Э. не в полной мере владел русским языком, и перевод на азербайджанский сделал некачественно. Переводчик О., осуществляющий переводы в течение судебного заседания, пренебрегал устным переводом показаний свидетелей, прений, реплик, слов председательствующего и оглашения вердикта. Данное нарушение трактуется как ущемление прав подсудимого, несоблюдение обязанностей и отсутствие надлежащих условий для участников процесса. Таким образом, обвиняемый не смог предъявить суду свои интересы по делу, был ограничен в возможности осуществления полноценной защиты. Прокурор рассмотрел кассационную жалобу, отдельно отметил нарушения, допущенные судом, однако приговор остался в силе, как соответствующий мере тяжести совершенного правонарушения.
  3. Решением прокурора отменены незаконные и необоснованные постановления нижестоящего прокурора в досудебном рассмотрении уголовного дела по обвинению гражданина З. в краже в особо крупных размерах. В ходе доследования выяснены факты непривлечения свидетелей для дачи показаний, умышленного удаления свидетелей из зала, ограничения права обвиняемого на полноценную защиту собственных интересов. Пересмотр фактов позволил снизить тяжесть наказания, заменив на 3 года с отбыванием в колонии общего режима, без права занимать ответственные и руководящие должности в дальнейшем.

С какими трудностями сталкивается прокурор?

Прокурор – должностное лицо, которое облачено правами, но имеет массу обязанностей. В соответствии с Кодексом РФ, предоставляется возможность возбуждать дела об административных, уголовных правонарушениях, вынесением нужного постановления. Также прокурор вправе отправлять дела на доследования, закрывать по недостаточности доказательств, изменять меру пресечения в ту или иную сторону.

В части судопроизводства прокурору приходится сталкиваться с неправомочностью следователей, сотрудников правоохранительных органов. Обвиняемому не представляются условия для защиты, фальсифицируются доказательства, изымаются показания свидетелей и вещественные доказательства. Избежать недобросовестных действий со стороны обвинения поможет знание собственных прав, наличие хорошего адвоката. Если допущены ошибки, обвиняемый вправе подать апелляцию, кассационную жалобу на имя прокурора. Если не принимаются должные меры, жалобы подаются на имя Генерального прокурора.

Реализация полномочий прокурора, предусмотренных п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ (А.О. Бозоян, журнал «Законность», N 11, ноябрь 2017 г.)

Реализация полномочий прокурора, предусмотренных п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ

прокурор Ферзиковского района Калужской области,

советник юстиции, кандидат юридических наук

Журнал «Законность», N 11, ноябрь 2017 г., с. 19-22.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК прокурор вправе выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства.

В 2016 г. прокуратурой Ферзиковского района*(1) Калужской области в органы предварительного расследования во исполнение требований п. 1.1 приказа Генерального прокурора РФ от 16 января 2012 г. N 7 «Об организации работы органов прокуратуры Российской Федерации по противодействию преступности» (согласно которому прокурорам надлежит принимать исчерпывающие меры реагирования по фактам нарушения закона, принципиально отстаивать свою позицию, придавая первостепенное значение качеству прокурорского надзора) направлено с постановлениями 17 материалов общенадзорных проверок, по 16 из которых возбуждены уголовные дела. Почти по всем делам к настоящему времени вынесены обвинительные приговоры.

Планирование надзорной деятельности прокуратуры района на 2016 г. осуществлялось с учётом требований приказа Генерального прокурора РФ от 7 декабря 2007 г. N 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» с учётом специфики района — примыкание к областному центру, а это сложные миграционные процессы, активное развитие земельных правоотношений, повышенная рекреационная нагрузка на лесной фонд.

Тревогу вызывало и непростое состояние жилищно-коммунального хозяйства, о чём свидетельствовало возросшее с 2015 г. на четверть количество обращений граждан по вопросам ЖКХ, ветхость материальной базы муниципальных предприятий, при том что большинство жителей района и организаций добросовестно платят за услуги ЖКХ.

Это интересно:  Незаконная добыча песка - ответственность по УК РФ

В ходе проведения прокуратурой района в рамках исполнения приказа Генерального прокурора РФ от 1 июля 2015 г. N 343 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере миграции» проверки исполнения миграционного законодательства было выявлено 9 фактов фиктивной регистрации иностранных граждан.

При изучении документов в территориальном отделении миграционной службы вызвали интерес факты единовременной регистрации значительного количества иностранцев, несоответствие элементарным жилым нормам площади жилого помещения и числа зарегистрированных лиц, регистрация по одному адресу людей различного вероисповедания, гражданства и национальности, половозрастная разница и т.д.

Так, в квартире площадью 100 кроме хозяйки с мужем и малолетним ребёнком были зарегистрированы 9 граждан Украины, в квартире площадью 60 кроме супругов с 2 детьми зарегистрированы гражданин Узбекистана и 2 гражданки Украины, в квартире площадью 40 кроме супругов и дочки-школьницы — 2 гражданина Молдовы, 1 гражданин Узбекистана, 1 гражданин Украины и т.п.

После выявления этих фактов прокуратурой района с привлечением сотрудников полиции проведены опросы соседей, представителей администраций сельских поселений, местных фельдшеров, почтальонов, продавцов ближайших продуктовых магазинов. Истребованы и проанализированы данные об объёмах потребляемых жилищно-коммунальных услуг. Полученная информация свидетельствовала о совершении преступлений — фиктивной регистрации граждан.

По всем выявленным прокуратурой района фактам фиктивной регистрации возбуждены уголовные дела по признакам преступлений, предусмотренных ст. 322.2 УК. Дела направлены в суд. В 7 случаях граждане признали свою вину, активно содействовали расследованию, самостоятельно сняли с учёта незаконно зарегистрированных ими граждан. В двух случаях вину не признавали, были осуждены к штрафам в размере 100 тыс. руб., приговоры вступили в законную силу.

В отношении сотрудников миграционной службы, осуществивших регистрацию, по указанным фактам проведены доследственные проверки. В возбуждении уголовных дел отказано. По результатам рассмотрения представления прокурора в местном подразделении миграционной службы (теперь органов внутренних дел) введена практика предупреждения граждан об уголовной ответственности за фиктивную регистрацию, что резко снизило число желающих незаконно обогатиться.

Простой экономический анализ ежемесячных оборотных средств свидетельствовал о значительном расходовании денежных средств, что ставило под сомнение реальность этих расходов.

Так, сомнения вызвали расходы, связанные с эксплуатацией единственного в районе полигона твёрдых бытовых отходов (далее — ТБО). Согласно подписанным в декабре 2015 г. двум контрактам между районным МУП и крестьянско-фермерским хозяйством гражданина Т. последний в декабре 2015 г. — январе 2016 г. выполнил за 250 тыс. руб. работы по обваловке полигона, перемещению отходов, уплотнению, пересыпке грунта в соответствии с требованиями технологического регламента по эксплуатации полигона ТБО.

Информация, полученная в ходе обследования полигона ТБО, проведённого помощником прокурора совместно со специалистами Росприроднадзора, опроса ответственных сотрудников полигона и МУП, факт несоответствия предмета контрактов видам деятельности КФХ, факт увольнения директора в ходе проверки — всё свидетельствовало о том, что работа не выполнялась, контракты были фиктивными, а деньги предприятия похищены. По материалам прокурорской проверки в отношении директора возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 160 УК.

Более того, в ходе прокурорской проверки от одного из опрошенных сотрудников МУП прокурором района были получены сведения и о других сомнительных финансовых операциях при закупке запчастей, строительных материалов, ремонте автопарка, поставке материалов для эксплуатации полигона ТБО. Фактически директор предприятия наладил преступную схему по выводу денег.

С учётом масштабности хищения было принято решение о продолжении проверки с привлечением через аппарат прокуратуры области сотрудников УБЭП и ПК УМВД России по Калужской области, которые, действуя в рамках оперативно-розыскной деятельности, под контролем прокурора сумели сформировать достаточную доказательную базу для возбуждения ещё 6 уголовных дел. Всего выявлено 7 эпизодов хищений на сумму 860 тыс. руб. Расхититель вину не признал, ущерб возмещать отказался, в феврале 2017 г. осуждён на 4 года лишения свободы условно. Приговор обжалован в связи с несправедливостью назначенного мягкого наказания.

Однако трудности значимого для района предприятия в сфере ЖКХ на этом не закончились. На предприятии были задержки выплаты заработной платы. Исполняя распоряжение прокурора Калужской области от 10 июня 2013 г. N 115/20р «О дополнительных мерах по устранению нарушений законодательства, регулирующего оплату труда, занятость населения и социальное обеспечение граждан», прокуратура района при осуществлении постоянного контроля за выплатой зарплаты на предприятии, фактически находящемся в предбанкротном состоянии, пресекла новые хищения.

В ходе изучения штатного расписания, ежемесячного зарплатного фонда, фактических выплат было выявлено, что руководящий состав предприятия, в том числе и вновь назначенный директор, ежемесячно получают премиальное вознаграждение за достигнутые положительные результаты, при этом долги предприятия продолжают расти, а качество оказанных услуг населению района оставляет желать лучшего.

Установлено, что в нарушение устава предприятия, трудового договора, согласно которым премия директору выплачивается только с согласия учредителя и работодателя, новый директор за 6 месяцев сам себе выплатил премию в размере 150 тыс. руб. По материалам прокурорской проверки возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 160 УК. Директор уволен, уголовное дело направлено в суд, вину в содеянном он признал полностью, возместил ущерб.

В настоящее время на предприятии проводится инвентаризация, назначен аудит. Прокуратура района внимательно следит за ситуацией.

Востребованность жителями областного центра земельных участков в пригороде для дачного и жилищного строительства в совокупности с развитой транспортной, газовой и энергетической инфраструктурами стимулирует активное развитие земельных правоотношений. Развитый рынок пригородной недвижимости с высокими ценами на землю в условиях современного земельного законодательства, «дачной амнистии» способствует увеличению доли криминальных посягательств в указанной сфере.

Прокуратура района в рамках исполнения приказа прокурора Калужской области от 3 февраля 2014 г. N 21 «Об организации прокурорского надзора за исполнением земельного законодательства» в 2016 г. истребовала и изучила похозяйственные книги, ведущиеся в администрациях сельских поселений (далее — СП), с одновременным истребованием из Росреестра сведений о земельных участках, оформленных за последние годы на основании выписки из похозяйственной книги в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Выявлено 2 факта совершения преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 292 УК (служебный подлог), при составлении главами подложных выписок из похозяйственных книг. По одному факту бывший глава администрации СП вину признала, однако в связи с истечением сроков давности в возбуждении уголовного дела было отказано.

По второму факту постановление о возбуждении уголовного дела обжаловано главой в порядке ст. 124 УПК в прокуратуру района, руководству СУ СК по Калужской области и в порядке ст. 125 УПК в суд. В удовлетворении жалоб отказано. Расследование дела продолжается.

При проверке выяснилось, что в СП «Село Авчурино», где калужские прокуроры каждый год проводят субботники на территории усадьбы первого генерал-прокурора Павла Ивановича Ягужинского и высаживают дубы*(2), похозяйственных книг нет, так как они сгорели вместе со зданием администрации поселения осенью 2005 г.

Это открывало практически безграничные возможности злоупотребления с землёй вокруг памятника истории и культуры федерального значения, находящегося под государственной охраной. Было принято решение о проведении целевой проверки для выявления фактов захвата земли, незаконного строительства и т.д.

По поручению прокурора области особое внимание было уделено вопросам законности выделения земли на границе смотрового парка усадьбы, на высоком левом берегу реки Оки, откуда открывается прекрасный вид на реку и её окрестности.

В ходе проверки установлено, что группа лиц, возглавляемая гражданином М., в 2009 г., подделав документы администрации СП за 1993 г., с помощью соучастников в органах государственной регистрации, нарушая установленные законом процедуры выделения земли, формирования участков, постановки их на государственный кадастровый учёт, оформила право собственности через подставных лиц на 3 земельных участка общей площадью 1 га в парковой зоне. Участки впоследствии были неоднократно перепроданы.

По материалам проверки следственные органы возбудили уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК. На земельные участки наложен арест. Расследование контролируется руководством прокуратуры области.

Разнообразность надзорной деятельности позволила прокуратуре района выявить преступления и в иных сферах.

В ходе исполнения указания Генерального прокурора РФ от 9 июня 2014 г. N 307/36 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законов при предупреждении, выявлении, раскрытии и расследовании преступлений в сфере лесопользования» в апреле 2016 г. при осуществлении выезда совместно с лесниками помощник прокурора выявил следы незаконной порубки. Было установлено, что местный житель решил оборудовать себе для отдыха пруд на лесном ручье, для чего спилил 17 деревьев породы липа. По материалам прокурорской проверки возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 260 УК. Виновное лицо привлечено к уголовной ответственности. Ущерб в сумме 37 тыс. им возмещён.

Прокуратура района в своей повседневной деятельности придаёт приоритетное значение надзору за соблюдением прав несовершеннолетних, обеспечением их интересов и благосостояния. Осуществляется в соответствии с требованиями приказа Генерального прокурора РФ от 26 ноября 2007 г. N 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» постоянное взаимодействие прокуратуры района с органами и учреждениями районной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Дважды в месяц помощник прокурора принимает участие в заседании районной КДН.

В 2016 г. на одном из заседаний КДН по вопросу привлечения к административной ответственности местной жительницы за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей в отношении 15-летней приёмной дочери помощник прокурора района установил, что девочка убегает из дома и ночует в городе Калуге у своего знакомого, с которым вступала в интимные отношения. По материалам проверки следственные органы возбудили и расследовали уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 134 УК. Виновное лицо осуждено.

Статья 37 УПК указывает, что прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах своей компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование, но при этом прокуроры лишены права возбуждать уголовное дело по своим же материалам общенадзорных проверок. На практике с момента выявления прокурором преступления до возбуждения уголовного дела проходит важное для расследования время, возможна утрата доказательств, теряется актуальность уголовного преследования.

Генеральный прокурор РФ требует от нижестоящих прокуроров исключить поверхностный подход к подготовке материалов, направляемых в следственные органы и органы дознания в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК*(3). Это означает, что прокурорам надлежит качественнее проводить общенадзорные проверки для того, чтобы следственные органы безальтернативно фиксировали в соответствии с ч. 2 ст. 140 УПК наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления, и незамедлительно возбуждали уголовное дело.

Качественно проведённая прокурорская проверка, повлёкшая своевременное возбуждение уголовного дела, расследование под постоянным надзором прокурора, вынесение судом с участием государственного обвинителя законного, обоснованного и справедливого приговора способствуют укреплению законности и повышению авторитета органов прокуратуры среди населения района, органов местного самоуправления и территориальных подразделений правоохранительных органов.

*(2) При Ягужинском П.И. в усадьбе, ожидая приезда императора Петра I, проложили «дубовый проспект» протяжённостью около двух километров. http://admoblkaluga.ru/sub/upr_ar-chitecture/resources/project/avchurino_ church.php (дата обращения: 27.02.2017).

*(3) Пункт 1.9 приказа Генерального прокурора РФ от 16 января 2012 г. N 7 «Об организации работы органов прокуратуры Российской Федерации по противодействию преступности».

Бозоян А.О. Реализация полномочий прокурора, предусмотренных п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ

Bozoyan A.O. Exercise of powers of a public prosecutor envisaged by article 37, part 2 para. 2 of the Code of Criminal procedure of the Russian Federation

А.О. Бозоян — прокурор Ферзиковского района Калужской области, советник юстиции, кандидат юридических наук

A.O. Bozoyan — PhD (Law), Public Prosecutor, Ferzikovsky District, Kaluga Region, Counselor of Justice

В статье на основании опыта районной прокуратуры анализируется практика реализации прокурором полномочий, предусмотренных п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, по итогам прокурорских проверок.

In the article on the basis of experience of the district prosecutor’s office reviewed the practice of implementing powers of the prosecutor provided claim 2 Part 2 of Art. 37 Code of Criminal Procedure on the basis of the prosecutor’s checks.

Ключевые слова: прокуратура; полномочия прокурора; надзор за исполнением миграционного, земельного, лесного законодательства; надзор в сфере жилищно-коммунального хозяйства; использование финансовых ресурсов.

Keywords: powers of the prosecutor; super vising the execution of the migration, land, forest legislation; supervision in the sphere of housing and communal services; the use of financial resources.

Ежемесячное научно-практическое издание, в котором публикуются:

— материалы, отражающие деятельность прокуратуры по осуществлению надзора за исполнением законов, а также деятельность других правоохранительных органов;

— новое законодательство и его комментарий;

— организационно-распорядительные документы Генеральной прокуратуры Российской Федерации, носящие нормативно-правовой характер, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина (кроме актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера);

— материалы, освещающие прокурорскую, следственную, судебную, арбитражную практику;

— дискуссионные статьи по актуальным правовым проблемам.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Статья написана по материалам сайтов: studopedia.ru, stupkrf.ru, rulaws.ru, yurister.ru, base.garant.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий