Уголовная ответственность за экологические преступления

Уголовная ответственность за экологические преступления

Уголовная ответственность представляет собой предусмотренную действующим федеральным законодательством обязанность лица, совершившего преступление, подвергнуться государственно-властному воздействию. При этом данное воздействие является ответной реакцией государства, обладающего монопольным правом на его применение, и может быть назначено виновному лицу только по вступившему в законную силу приговору суда. Уголовная ответственность является разновидностью юридической ответственности, поэтому ей свойственны все признаки последней, как, собственно говоря, и индивидуальные, делающие ее самостоятельным видом правовой ответственности.

Уголовная ответственность характеризуется следующими признаками:

  • основанием привлечения к уголовной ответственности является совершенное лицом деяние, содержащее все признаки состава преступления;
  • источником правового установления уголовной ответственности является только федеральное законодательство об уголовной ответственности (УК РФ);
  • к уголовной ответственности могут быть привлечены только физические лица;
  • по характеру претерпеваемых правонарушителем последствий противоправного поведения уголовная ответственность выражается в применении к виновному уголовных наказаний;
  • субъектами, обладающими юрисдикционными полномочиями в сфере привлечения к уголовной ответственности, могут быть только судьи;
  • привлечение к уголовной ответственности осуществляется в форме уголовно-процессуального производства по возбужденному уголовному делу;
  • правовым последствием применения к виновному уголовного наказания является признание его судимым в течение установленного уголовным законодательством срока.

Преступление — это общественно опасное, виновное, противоправное деяние (действие или бездействие), за которое Уголовным кодексом РФ предусмотрена уголовная ответственность.

Наказание — это мера государственного воздействия, применяемая к лицу, совершившему преступление, в целях восстановления социальной справедливости, а также предупреждения новых правонарушений (общая и частная превенция).

Специфика уголовной ответственности в сфере природопользования и охраны окружающей среды выражается в следующем:

  • основанием привлечения к уголовной ответственности является совершенное правонарушение в области природопользования и охраны окружающей среды, содержащее все признаки состава экологического преступления:
  • объектом состава экологического преступления является совокупность общественных отношений, складывающихся в области использования и охраны земель, недр, водных объектов, атмосферного воздуха, лесов, животного и растительного мира;
  • к уголовной ответственности в области природопользования и охраны окружающей среды могут быть привлечены только физические лица, в том числе облачающие признаками специального субъекта, осуществляющие различные функции в сфере хозяйственной и иной деятельности, связанные с воздействием на природу;
  • по характеру претерпеваемых правонарушителем последствий противоправного поведения уголовная ответственность выражается в применении к виновному таких уголовных наказаний, как штраф, обязательные работы, исправительные работы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Целями уголовной ответственности за экологические преступления являются:

  • обеспечение уголовно-правовыми средствами правил охраны окружающей среды;
  • обеспечение установленного нормативными правовыми актами порядка деятельности, связанной с использованием природных ресурсов или воздействием на состояние и качество окружающей среды;
  • защита экологических прав и интересов граждан;
  • обеспечение экологической безопасности населения и территорий;
  • предупреждение угроз уничтожения (гибели) объектов природы, ухудшения качества окружающей среды.

Экологическое преступление — это общественно опасное, противоправное деяние, совершенное в сфере использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, за которое Уголовным кодексом РФ предусмотрена уголовная ответственность.

Объектами экологических преступлений являются:

  • стабильность окружающей среды;
  • природно-ресурсный потенциал;
  • гарантированное Конституцией РФ право каждого на благоприятную окружающую среду.

Уголовная ответственность устанавливается за нарушения законодательства в различных сферах деятельности: при размещении, проектировании, строительстве, эксплуатации предприятий, а также в медицине, промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, при проведении специализированных или опасных работ (в области генной инженерии, обращения высокотоксичных отходов) и т.п.

Предусмотрены следующие виды экологических преступлении:

  • нарушение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия;
  • производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировка, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде (в том числе повлекшие загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных, а равно совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации или повлекшие по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей);
  • нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо друга ми биологическими агентами или токсинами, если это повлекло причинение вреда здоровью человека, распространение эпидемий или эпизоотий либо иные тяжкие последствия (в том числе повлекшие по неосторожности смерть человека);
  • нарушение ветеринарных правил, повлекшее по неосторожности распространение эпизоотий или иные тяжкие последствия;
  • нарушение правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия;
  • загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству (в том числе повлекшие причинение вреда здоровью человека или массовую гибель животных, а равно совершенные на территории заповедника или заказника либо в зоне экологического бедствия, или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, или повлекшие по неосторожности смерть человека);
  • нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушение эксплуатации установок, сооружений и иных объектов, если эти деяния повлекли загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха (в том числе повлекшие по неосторожности причинение вреда здоровью человека или повлекшие по неосторожности смерть человека);
  • загрязнение морской среды из находящихся на суше источников либо вследствие нарушения правил захоронения или сброса с транспортных средств или возведенных в море искусственных сооружений веществ и материалов, вредных для здоровья человека и живых ресурсов моря, либо препятствующих правомерному использованию морской среды (в том числе причинившие существенный вред здоровью человека, животному или растительному миру, рыбным запасам, окружающей среде, зонам отдыха либо другим охраняемым законом интересам или повлекшие по неосторожности смерть человека);
  • незаконное возведение сооружений на континентальном шельфе РФ, незаконное создание вокруг них или в исключительной экономической зоне РФ зон безопасности, а равно нарушение правил строительства, эксплуатации, охраны и ликвидации возведенных сооружений и средств обеспечения безопасности морского судоходства; исследование, разведка, разработка естественных богатств континентального шельфа РФ или исключительной экономической зоны РФ, проводимые без соответствующего разрешения;
  • отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде (в том числе совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации или повлекшие по неосторожности смерть человека);
  • нарушение правил охраны и использования недр при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации горнодобывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а равно самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба;
  • незаконная добыча рыбы, морского зверя и иных водных животных или промысловых морских растений, если это деяние совершено: с причинением крупного ущерба: с применением самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электротока либо иных способов массового истребления указанных водных животных и растений: в местах нереста или на миграционных путях к ним; на территории заповедника, заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации;
  • незаконная добыча котиков, морских бобров или иных морских млекопитающих в открытом море или в запретных зонах;
  • производство лесосплава, строительство мостов, дамб, транспортировка древесины и другой лесной продукции с лесосек, осуществление взрывных и иных работ, а равно эксплуатация водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов с нарушением правил охраны рыбных запасов, если эти деяния повлекли массовую гибель рыбы или других водных животных, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов либо иные тяжкие последствия;
  • незаконная охота, если это деяние совершено: с причинением крупного ущерба; с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей; в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена; на территории заповедника, заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации (в том числе совершенное лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой);
  • уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ, повлекшее гибель популяций этих организмов;
  • незаконная порубка, а равно повреждение до степени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан в лесах первой группы либо в особо защитных участках лесов всех групп, а также деревьев, кустарников и лиан, не входящих в лесной фонд или запрещенных к порубке, если эти деяния совершены в значительном размере;
  • незаконная порубка, а равно повреждение до степени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан в лесах всех групп, а также насаждений, не входящих в лесной фонд, если эти деяния совершены; группой лиц; лицом с использованием своего служебного положения; в крупном размере;
  • уничтожение или повреждение лесов, а равно насаждений, не входящих в лесной фонд, в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности;
  • уничтожение или повреждение лесов, а равно насаждений, не входящих в лесной фонд, путем поджога, иным общеопасным способом либо в результате загрязнения вредными веществами, отходами, выбросами или отбросами;
  • нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба.

В ходе уголовно-правовой реформы был существенно расширен перечень видов наказаний за экологические правонарушения.

В различных сочетаниях за совершение экологических преступлений законодатель предусматривает следующие наказания:

  • штраф;
  • обязательные работы;
  • исправительные работы;
  • лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью:
  • арест;
  • ограничение свободы;
  • лишение свободы.

Чаше всего уголовный закон предусматривает наказание в виде лишения свободы, реже — в виде обязательных работ. Последний вид наказания, безусловно, следовало бы использовать чаще, для чего необходимо разработать систему мер, связанных с организацией и проведением обязательных работ природоохранного характера — озеленения, расчистки загрязненных и иных территорий и др.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. № 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» обращает внимание судов на важность обеспечения правильного, единообразного и эффективного применения законодательства об ответственности за совершение экологических правонарушений ввиду высокой степени их общественной опасности. Последствиями экологических правонарушений могут быть существенное ухудшение качества окружающей среды или состояния ее объектов, устранение которого требует длительного времени и больших финансовых и материальных затрат; уничтожение отдельных объектов; деградация земель и иные негативные изменения окружающей среды, препятствующие ее сохранению и правомерному использованию. Кроме того, имеется большая вероятность расстройства здоровья человека, временной или постоянной утраты трудоспособности, причинения тяжкого, средней тяжести или легкого вреда одному или нескольким лицам.

Существенный экологический вред характеризуется возникновением заболеваний и гибелью водных животных и растений, иных животных и растительности на берегах водных объектов, уничтожением рыбных запасов, мест нереста и нагула; массовой гибелью птиц и животных, в том числе водных, на определенной территории, при которой уровень смертности превышает среднестатистический в 3 и более раз; экологической ценностью поврежденной территории или утраченного природного объекта, уничтоженных животных и древесно-кустарниковой растительности; изменением радиоактивного фона до величин, представляющих опасность для здоровья и жизни человека, генетического фонда животных и растений; уровнем деградации земель и т.п.

Это интересно:  Ст. 203 УК РФ: злоупотребление полномочиями

Особое значение имеет установление причинной связи между совершенными деяниями и наступившими вредными последствиями или возникновением угрозы причинения существенного вреда окружающей среде и здоровью людей. Необходимо также выяснять, не вызваны ли вредные последствия иными факторами, в том числе естественно-природными, и не наступили ли они вне зависимости от установленного нарушения, а равно и то, не совершены ли противоправные деяния в состоянии крайней необходимости.

В необходимых случаях в целях правильного разрешения вопросов, требующих специальных познаний в области экологии, по делу должны быть проведены соответствующие экспертизы с привлечением специалистов: экологов, санитарных врачей, зоологов, ихтиологов, охотоведов, почвоведов, лесоводов и др.

Под незаконной порубкой следует понимать рубку деревьев, кустарников и лиан без лесорубочного билета, ордера или рубку по лесорубочному билету, ордеру, выданному с нарушением действующих правил рубок, а также рубку, осуществляемую не на том участке или за его границами, сверх установленного количества, не тех пород или не подлежащих рубке деревьев, кустарников и лиан, как указано в лесорубочном билете, ордере, до или после установленных в лесорубочном билете, ордере сроков рубки, рубку деревьев, кустарников и лиан, запрещенных к рубке, или после вынесения решения о приостановлении, ограничении или прекращении деятельности лесопользователя или права пользования участком лесного фонда.

Предметом преступного посягательства являются деревья, кустарники и лианы, произрастающие на землях лесного фонда, в лесах, не входящих в лесной фонд, на землях транспорта, населенных пунктов (поселений), на землях водного фонда и землях иных категорий. Не являются предметом экологического преступления деревья и кустарники, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения, за исключением лесозащитных насаждений, на приусадебных, дачных и садовых участках, ветровальные, буреломные деревья и т.п., если иное не предусмотрено специальными правовыми актами. Завладение теми деревьями, которые срублены и приготовлены к складированию, сбыту или вывозу другими лицами, следует квалифицировать как хищение чужого имущества.

Охотой признаются такие действия, как выслеживание с целью добычи, преследование и сама добыча диких птиц и зверей. Признаками незаконной охоты являются: охота без соответствующего разрешения либо вопреки специальному запрету, либо липом, не имеющим права на охоту или получившим лицензию без необходимых оснований, либо осуществляемая вне отведенных мест, в запрещенные сроки, запрещенными орудиями и способами.

При решении вопроса о том, является ли ущерб, причиненный незаконной добычей водных животных и растений или незаконной охотой, крупным, нужно учитывать количество добытого, поврежденного или уничтоженного, распространенность животных, их отнесение к специальным категориям, например, к редким и исчезающим видам, экологическую ценность, значимость для конкретного места обитания, охотничьего хозяйства, а также иные обстоятельства содеянного. В случае причинения крупною ущерба незаконной добычей водных животных и растений либо незаконной охотой необходимо установить причинную связь между действиями виновного и их последствиями. К такому вреду следует, в частности, относить ущерб, причиненный отстрелом зубра, лося, оленя при незаконной охоте, уничтожением мест нереста, гибелью большого количества мальков при незаконном занятии водным добывающим промыслом, отловом или уничтожением животных и растений, занесенных в Красную книгу РФ.

Данные преступления считаются оконченными с момента начала добычи, выслеживания, преследования, ловли независимо от того, были ли фактически добыты водные животные и растения, рыба или иные животные, а связанные с причинением крупного ущерба образуют оконченный состав лишь при наличии реального ущерба.

Важное значение имеет разграничение экологических преступлений от экологических правонарушений, за которые установлена административная ответственность. В случае возникновения трудностей в разграничении уголовно наказуемого деяния и административного правонарушения особое внимание следует уделять выяснению всех обстоятельств, характеризующих состав экологического правонарушения, последствий противоправного деяния, размера нанесенного вреда и причиненного ущерба.

В частности, разграничение уголовно наказуемой добычи водных животных и растений и аналогичного административного правонарушения необходимо проводить по признакам наличия крупного ущерба, применения самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электротока либо иных способов массового истребления, а также по обстоятельствам места совершения деяния (места нереста или миграционные пути к ним, территории заповедника, заказника, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации).

Разграничение незаконной охоты, наказуемой в уголовном порядке, и аналогичного административного правонарушения следует производить по квалифицирующим признакам состава преступления: причинение крупного ущерба, применение механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов и иных способов массового уничтожения птиц и зверей, а также если деяние совершено в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена, либо на территории заповедника, заказника, либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации.

Установление фактов нарушения законодательства об охране окружающей среды осуществляется органами прокуратуры в ходе общенадзорных и иных проверок, рассмотрения жалоб и заявлений граждан, обращений о защите экологических прав, органами внутренних дел, в том числе экологической милиции, а также при осуществлении различных форм экологическою контроля и надзора, проводимого органами и должностными лицами системы государственного экологического управления.

Подсудность дел об экологических преступлениях по УПК РФ в основном входит в компетенцию районных судов, но определена она на основе довольно сложных юридических конструкций. Согласно ч. 1 ст. 31 УПК РФ мировому судье подсудны уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает 3 лет лишения свободы, за исключением уголовных дел о преступлениях, перечисленных в названной норме. В этот перечень входят: ч. 2 ст. 247, 248, ст. 249, ч. 1 и 2 ст. 250. 251, 252, ст. 253, ч. 1 и 2 ст. 254, ст. 255, ч. 3 ст. 256, ст. 257. ч. 2 ст. 258, ст. 259, ч. 1 ст. 262 УК РФ. Коллегиально рассматриваются дела о преступлениях, отнесенных к категории тяжких (ч. 3 ст. 247 и ч. 2 ст. 261 УК РФ).

Уголовная ответственность за экологические преступления

Мы изменили дизайн, добавили актуальную информацию, поддержку мобильных устройств и многое другое. Сейчас new.tisbi.ru работает в тестовом режиме, мы продолжаем его совершенствовать.

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

С.М. Сагитов, преподаватель, аспирант ТИСБИ

Понятие преступления дано в Уголовном кодексе Российской Федерации, принятом Государственной Думой 24 мая 1996 года. Исходя из этого определения, экологическим преступлением следует считать виновно совершенное общественно опасное деяние, посягающее на установленный в Российской Федерации экологический правопорядок, экологическую безопасность общества и причиняющее вред окружающей среде и здоровью человека. Такая трактовка состава экологического преступления закреплена в ст. 85 Закона РСФСР об охране окружающей природной среды. Согласно Уголовному кодексу Российской Федерации основной его задачей наряду с охраной прав и свобод человека и гражданина, собственности и общественного порядка является охрана окружающей природной среды.

На сегодняшний день здоровье человека в большей степени зависит от чистоты воды, воздуха, качества продуктов, которыми он питается, и, соответственно, от чистоты почвы. К сожалению, информации о количестве умерших в России из-за воздействия на здоровье неблагоприятных факторов окружающей среды встречать не приходилось. Однако продолжительность жизни мужчин в России в последние 20 лет сократилась с 70 до 57 лет. Особенно тревожным является состояние здоровья детей. Только 14% обследованных выборочно детей признаны практически здоровыми, у 50% обнаружены отклонения в состоянии здоровья, а 35% страдают хроническими заболеваниями. От 30 до 40% детских болезней связывают с загрязнением воздушной среды и потреблением недоброкачественной воды 116 .

Все составы преступлений сформулированы в действующем Уголовном кодексе РФ с точки зрения выполняемых ими функций, относящихся к природопользованию и охране окружающей природной среды. Но если мы хотим подчеркнуть социально-политическую сущность деяний, сгруппировать в одну общность и показать их виды, то логично взять в качестве основы систематизации непосредственный объект посягательства, который в экологических преступлениях предпочтительно рассматривать в связи с предметом преступления. С этих позиций все экологические преступления группируются следующим образом:

Экологические преступления общего характера:

  • нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246);
  • нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247);
  • нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248);
  • нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ (ст. 253);
  • нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262).

Данные преступления посягают на отношения по обеспечению экологической безопасности, охране и рациональному использованию компонентов природной среды в их совокупности.

Специальные экологические преступления

В зависимости от содержания предмета и непосредственного объекта посягательства они делятся, в свою очередь, на подгруппы:

  1. Преступления, посягающие на общественные отношения в области охраны и рационального использования земли, недр и обеспечения экологической безопасности:
    • порча земли (ст. 254);
    • нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255).
  2. Преступления, посягающие на общественные отношения в области охраны и рационального использования животного мира:
    • незаконная добыча водных животных (ст. 256);
    • нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 257);
    • незаконная охота (ст. 258);
    • нарушение ветеринарных правил (4.1. ст.249);
    • уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную Книгу Российской Федерации (ст. 259).
  3. Преступления, посягающие на общественные отношения по охране и рациональному использованию растительного мира:
    • незаконная порубка деревьев и кустарников (ст. 260);
    • нарушение правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 256);
    • уничтожение и повреждение лесов (ст. 261).
  4. Преступления, посягающие на объективные отношения по охране и рациональному использованию вод и атмосферы, а также обеспечению экологической безопасности:
    • загрязнение вод (ст. 250);
    • загрязнение морской среды (ст. 252);
    • загрязнение атмосферы (ст. 251).

По характеру экологические преступления можно разделить на:

  • преступления, связанные с незаконным захватом (завладением) природных ресурсов (ст. 253, 256, 258, 260).
  • преступления, связанные с негативным воздействием на природную среду, ухудшением ее качества (ст. 246, 247, 248, 249, 250, 251, 252, 254, 255, 257, 259, 261, 262).

К специальным экологическим составам относится ряд составов, сформулированных в статьях, содержащихся в других главах Уголовного кодекса, например:

  • нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст. 215);
  • сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей (ст. 237);
  • жестокое обращение с животными (ст. 245);
  • экоцид (ст. 358).

Смежными составами преступлений в области природопользования и охраны окружающей среды следует считать те из них, которые выполняют экологические функции лишь при определенных обстоятельствах объективного порядка:

  • отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 140);
  • регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170);
  • терроризм (ст. 205);
  • нарушение правил безопасности при проведении горных, строительных и иных работ (ст. 216);
  • нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах (ст. 217).

Кроме вышеперечисленных, при определенных обстоятельствах есть составы, которые могут быть использованы в целях охраны окружающей среды, хотя не являются по своей природе экологическими. Обозначим их как дополнительные.

Дополнительные:

  • злоупотребление должностными полномочиями (ст. 258);
  • превышение должностных полномочий (ст. 286);
  • служебный подлог (ст. 292);
  • халатность (ст. 293).

Предусмотренные этими статьями преступления могут применяться напрямую к тем должностным лицам, которые своими действиями или бездействием способствовали причинению вреда окружающей среде.

Степень общественной опасности экологических преступлений высока, это нашло свое отражение в санкциях рассматриваемых статей Уголовного кодекса РФ.

За совершение экологических преступлений предусматриваются следующие виды наказаний:

Таким образом, ответственность за экологические преступления достаточно разнообразна и использует всю палитру возможных видов уголовного наказания.

Уголовный закон предусматривает в области экологии обе формы вины нарушителя — умысел и неосторожность. Есть составы, которые предусматривают только умышленную вину — незаконная охота, незаконная добыча водных животных и растений и т.д. Есть составы, когда преступление может быть совершено только по неосторожности: уничтожение лесного массива в результате неосторожного обращения с огнем. Наконец, имеются составы экологических преступлений, где существует вина в обеих формах, — загрязнение атмосферы и водоемов, загрязнение морской среды. Ответственность за экологические преступления могут нести физические, вменяемые лица, достигшие 16-летнего возраста. В некоторых статьях предусмотрен специальный субъект — лицо, использующее служебное положение (ч. 3. ст. 256, например).

Это интересно:  Ответственность за нарушение требований охраны труда согласно УК РФ

Оценивая практику применения уголовной ответственности за экологические преступления, специалисты отмеча-ют ее низкую эффективность. Так, уголовные дела о самых массовых и опасных нарушениях — загрязнении водного и воздушного бассейнов — составляет 0,96% общего числа экологических преступлений; загрязнение земли — 0,75%. Применяются в основном нормы об ответственности за преступления и иные правонарушения, связанные с незаконным захватом природных ресурсов (незаконная охота, незаконный лов рыбы, незаконная порубка леса), так называемые «браконьерские дела». В чем причины подобного противоречия? Их две — экономическая и организационная.

Экономическая: большинство предприятий — загрязнителей окружающей среды по своей технической оснащенности не в состоянии выполнить предъявленные им со стороны Закона требования экологической безопасности. У государства, как и у предприятий, нет достаточных средств для надлежащей охраны окружающей среды.

Организационная причина проявляется прежде всего в отсутствии четкой организации системы экологического контроля по пресечению и предупреждению экологических правонарушений.

Уголовная ответственность за экологические преступления: понятие, виды, особенности

Экологическое преступление – это умышленное посягательство на безопасность окружающей среды: умышленная порча и загрязнение природных ресурсов признаются уголовно наказуемым деянием, так как они несут выраженную общественную опасность.

Человек является частью природы, и любое противоправное действие, связанное с бездумным уничтожением ресурсов, способно причинить огромный вред сотням людей и нарушить благополучие общества. Государство стремится взять под контроль природные ресурсы, чтобы защитить их от расхищения и уничтожения, уголовная ответственность за экологические преступления является важным сдерживающим фактором.

Особенности законодательства в сфере экологии

Уголовная ответственность за экологические преступления поможет в некоторой мере спасти Землю

В Уголовном кодексе не представлено определение экологического преступления, однако оно есть в статье 81 Закона об охране окружающей среды от 1991 года. До недавнего времени считалось, что преступления, связанные с посягательством на окружающую среду, причиняют только экономический ущерб, но сейчас представления о них значительно изменились.

Современное определение говорит: экологическое преступление – это опасное деяние, которое посягает на экологическую безопасность общества и нарушает экологический правопорядок. Такое определение содержит очень важную информацию: экологическое преступление – это не просто причинение ущерба, а посягательство на человека через окружающую его природу. Это преступление нарушает конституционное право, отраженное в ст. 42: каждый гражданин РФ имеет право на здоровую окружающую среду.

Субъектом экологического преступления может быть лицо, достигшее 16 лет, по ст. 246 УК субъектом может признано как частное, так и должностное лицо. Видовой объект такого преступления – общественные отношения, установленные в сфере природопользования, а также сохранения благоприятного для человека экологического баланса.

Преступлением может быть признано действие или бездействие при нарушении установленных экологических правил и норм. Предметом преступления признается любой компонент окружающей среды – это может быть почва, природный водоем, дикие животные птицы и многое другое.

Предмет экологического преступления

Преступления против природы

Прежде всего, нужно определиться, что именно может считаться объектом посягательства, и в каком случае речь идет о проступке, а в каком – о преступлении. Экологическое законодательство направлено на защиту природных объектов, а они имеют несколько специфических признаков:

  1. Естественное происхождение. Если в результате противоправных действий были, к примеру, уничтожены зеленые насаждения на ферме или дачном участке, речь об экологическом правонарушении не идет. Эта отрасль права занимается только теми объектами, которые образовались без участия человека. Если же были уничтожены какие-либо сельскохозяйственные объекты, будет подсчитываться экономический ущерб, и на него распространяются соответствующие нормы законодательства.
  2. Экологическая зависимость от среды. В природе все взаимосвязано: отравление рек приводит к массовой гибели рыб и млекопитающих, вырубка деревьев становится причиной миграции и гибели животных. Задача природоохранного законодательства – не допустить нарушения экологического баланса и остановить причинение ущерба.
  3. Экологическая ценность для человеческого общества. Государство является единственным собственником природных богатство, оно обязано строго контролировать добычу всех видов ископаемых, в том числе подземных вод. Экологическая ценность объекта определяется по разным критериям: чем он важнее, тем более строгой будет ответственность за причиненный вред.

Экологическим преступлением признается не только причинение реального вреда окружающей природе, но и создание ситуации опасности. К примеру, если организация нарушает правила транспортировки и хранения опасных отходов, она будет нести ответственность в рамках законодательства даже в том случае, если никакой утечки не произошло. Такая мера призвана предупредить преступление и не допустить нарушения баланса из-за халатности ответственных лиц.

Разновидности экологических преступлений

Некоторый нанесенный вред — необратимый

Полный перечень экологических преступлений можно найти в главе 26 Уголовного кодекса: всего выделяется 17 составов преступлений против природы. В зависимости от объектов противоправных действий все преступления можно поделить на несколько групп:

  • Преступления общего характера, направленные против охраны окружающей среды. Оно может быть связано со строительными работами, хранением и транспортировкой опасных отходов, микробиологических препаратов, нарушением правил использования особых природоохранных территорий и т. д. В эту группу входят все противоправные деяния, связанные с недостаточно защитой природы от деятельности человека.
  • Во вторую группу входят преступления, связанные с посягательством на безопасность земли и земных недр. В их числе порча плодородного слоя почвы отходами, неправомерная добыча полезных ископаемых, нарушение правил разработки земных недр и многое другое. Общественно опасными признаются любые деяния, связанные с неправомерной добычей ископаемых и нарушением баланса почвы.
  • Преступления, посягающие на общественные водные отношения. В их числе загрязнение мирового океана и пресных природных водоемов, нарушение правил разработки континентального шельфа, нарушение исключительной зоны РФ в Арктике и т. д.
  • Преступления против растительности. Незаконная вырубка лесов, нарушение правил при применении пестицидов и гербицидов, нарушение правил пребывания в заповедниках, уничтожение водных растений и прочее. Государство обязано заниматься охраной растительного мира, так как от него в первую очередь зависит экологическое благополучие всего человеческого общества, и любое неправомерное вмешательство может стать причиной экологической катастрофы.
  • Преступления против животных. Это охота в неустановленных местах, нарушения правил вылова рыбы, нарушение условий местообитания редки и вымирающих животных. В эту группу также входит охота в заповедниках (браконьерство) и другие преступления, связанные с уничтожением живых существ.
  • Преступления против атмосферы. Во всем мире сейчас идет борьба за снижение количества вредных выбросов в атмосферу, а также уменьшение газов, провоцирующих парниковый эффект.

В России пока что требования намного мягче, чем в Европе, и в результате предприниматели не спешат модернизировать производство. Загрязнение атмосферы способствует глобальному потеплению, любые нарушения в этой сфере должны строго караться государством.

Ответственность за вред, причиняемый окружающей среде, предусмотрена и в других видах уголовного законодательства. В главе 24, посвященной преступлениям против безопасности общества, предусматривается ответственность за нарушение правил обслуживания атомных электростанций, горных работ, использования взрывчатых веществ и т. д.

Статья 358 в главе 34 предусматривает ответственность за экоцид – массовое уничтожение объектов растительного и животного мира. Таким образом, различные разделы законодательства направлены на предотвращение вреда, причиняемого окружающей природе.

Виды уголовного наказания

За экологические преступления не всегда все несут положенное наказание

К сожалению, экологические преступления не всегда быстро доходят до суда, и за многие преступления наказание можно назвать слишком мягким. Сейчас законодательство совершенствуется, ответственность назначается в зависимости от размеров причиненного ущерба. К нарушителям экологических законов могут быть применены следующие меры уголовного наказания:

  1. Денежный штраф в размере до 500 МРОТ. Для частных лиц штраф будет намного ниже, чем для должностных лиц или организаций, допустивших нарушение природоохранного законодательства. Штраф чаще всего сопровождается конфискацией орудия преступления: например, у пойманных браконьеров изымаются сети и другие приспособления для незаконного вылова рыбы.
  2. Лишение права заниматься определенной работой или занимать определенные должности. Срок лишения может достигать 5 лет в зависимости от серьезности причиненного ущерба. Эта мера направлена прежде всего на чиновников различных ведомств, из-за халатности или бездействия которых может быть допущено грубое нарушение законодательства.
  3. Исправительные работы сроком до двух лет. В этом случае осужденный работает по месту основного трудоустройства, но из его заработка удерживается 20% в пользу государства. К примеру, за загрязнение атмосферы срок исправительных работ для должностного лица может достигать 1 года.
  4. Ограничение свободы на срок до трех лет. Такой вид наказания предусматривает контроль за перемещениями осужденного, запрет выходить из дома в определенные часы посещать массовые мероприятия и т. д.
  5. Обязательные работы сроком до 240 часов. Продолжительность работ определяется тяжестью причиненного ущерба. Суд определяет количество часов, которые осужденный должен бесплатно отработать на благо общества.
  6. Арест сроком до 6 месяцев. Это одно из самых серьезных наказаний, так как оно связано с изоляцией от общества на срок до полугода.
  7. Лишение свободы на различные сроки, зависящие от тяжести причиненного вреда. На практике лишение свободы за экологические преступления применяется достаточно редко, обычно его заменяют условным сроком или другими мерами ответственности.

Сложно дать ответ какое наказание является достаточным за причинение вреда природе, после чего в дальнейшем могут пострадать сотни и даже тысячи людей. Сейчас уголовный кодекс в этой области расширяется и дорабатывается, так как меняется отношение общества к проблеме.

Уголовное преследование – это не столько наказание, сколько сдерживающий фактор, призванный остановить нарушителей и не допустить причинения вреда окружающей среде.

Другие виды ответственности за преступления против экологии

Промышленность нужно контролировать…

Далеко не всегда экологическое правонарушение приводит к уголовному преследованию. Природоохранные органы могут использовать и другие методы воздействия на нарушителей: они не только предотвращают дальнейшие посягательства на экологическое благополучие района, но и помогают частично компенсировать причиненный вред. Ответственность за такие правонарушения может быть нескольких видов:

  • Дисциплинарная. Такой вид ответственности применяется предприятием к работнику, допустившему отклонения от установленных правил в сфере охраны природы. Однако она возможна только в том случае, если нарушитель допустил отклонение от своих трудовых обязанностей, приписанных в договоре. Мерами ответственности могут быть выговор, строгий выговор, увольнение, понижение в должности и т. д.
  • Материальная ответственность – взыскание компенсации причиненного ущерба. Материально ответственным может быть и физическое, и юридическое лицо. Штрафы за вред, причиненный природе, взыскиваются в судебном порядке, их размер определяется величиной ущерба.
  • Административная ответственность. Используется при нарушении норм КоАП РФ, может применяться к частным лицам, предпринимателям и организациям. Административная ответственность, как правило, влечет наложение крупного штрафа за нарушение природоохранного кодекса. Глава 8 Кодекса предусматривает ответственность за нарушение строительных норм, правил обращения с химикатами и т. д.
  • Уголовную ответственность за нарушение природоохранного законодательства также принято делить на два вида: она может быть общей и специальной. В первом случае наказание назначается за посягательство на природу в целом: такое деяние носит общественно-опасный характер, оно угрожает благополучию многих людей, поэтому и ответственность за него будет очень серьезной. Специальная уголовная ответственность предполагает наказание за посягательство на какую-либо одну составляющую природного баланса: атмосферу, почву, воду, растительный мир и т. д.

Последствия преступлений против экологии

Уголовная ответственность за экологические преступления — лишение свободы

Мера ответственности за преступления против экологии выбирается в зависимости от наступивших последствий. В юридической практике подробно проработаны все виды последствий, в зависимости от которых определяется наказание:

  • Ухудшение качества среды. Оно определяется после проверки определенных параметров и нормативов. Под ухудшением качества понимают негативное изменение радиоактивного фона, превышение ПДК химических веществ в воде и в воздухе, отравление среды и т. д.
  • Утрата компонента природной среды. Это может быть вырубленный лес, погибшая популяция рыб и птиц, разрушение природного ландшафта, утрата леса или иного вида зеленых насаждений и прочее.
  • Физический вред, причиненный человеку и животным. К примеру, нарушение правил транспортировки биологических отходов может привести к эпидемии среди населения или к массовой гибели животных. Такое последствие экологического преступления считается одним из самых серьезных, нарушителя ждет суровый приговор.
  • Неопределенный тип изменений. В эту группу попадают все другие негативные последствия для природы, если они связаны с деятельностью человека. Это может быть деградация земли, исчезновение редкого вида животных и т. д.
Это интересно:  Что грозит за нанесение побоев? И могут ли посадить?

При рассмотрении дела будут собраны все доказательства, подтверждающие умышленное причинение вреда живой природе. Даже если будет доказано отсутствие злого умысла, непредумышленный характер правонарушения не может полностью освободить от ответственности. Сегодня отношение к таким делам становится все более серьезным, и государство стремится продемонстрировать жесткую позицию по отношению к нарушителям.

Как проводится экологический контроль — в видеоматериале:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Уголовная ответственность за экологические преступления

В действующем Уголовном кодексе РФ прямо сказано, что его задачей наряду с охраной прав и свобод человека и гражданина, собственности и общественного порядка является охрана окружающей среды.

Определение преступления содержится в ст. 14 Уголовного кодекса РФ «Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания». Уголовная ответственность представляет собой самостоятельный вид юридической ответственности, заключающейся в ограничении прав и свобод лиц, виновных в совершении преступления, предусмотренного УК РФ. К уголовной ответственности могут быть привлечены деликтоспособные физические лица только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена их вина (ст. 5 УК РФ). Уголовная ответственность начинается с момента вступления в силу обвинительного приговора суда и реализуется в отбытии наказания, назначенного судом. В соответствии со ст. 8 УК РФ основанием к наступлению уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки преступления, предусмотренного УК РФ.

Экологическим преступлениям посвящена гл. 26 Уголовного кодекса РФ, в которой сформулированы 17 составов экологических преступлений.

Составы экологических преступлений, с точки зрения выполняемых ими функций, разделяют на три категории: специальные экологические составы, смежные и дополнительные.

Специальными экологическими составами являются: нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246); нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247); нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248); нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 249); загрязнение вод (ст. 250); загрязнение атмосферы (ст. 251); загрязнение морской среды (ст. 252); нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 253); порча земли (ст. 254); нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255); незаконная добыча водных животных и растений (ст. 256); нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 257); незаконная охота (ст. 258); уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (ст. 259); незаконная порубка деревьев и кустарников (ст. 260); уничтожение или повреждение лесов (ст. 261); нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262). К специальным экологическим составам относится ряд составов, сформулированных в статьях, содержащихся в других главах УК РФ: нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст. 215); сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст. 237); жестокое обращение с животными (ст. 245); экоцид (ст. 358).

Смежными составами экологических преступлений считают те из них, которые выполняют экологические функции лишь при определенных обстоятельствах объективного порядка: отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 140); регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170); терроризм (ст. 205); нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ (ст. 216); нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах (ст. 217); нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий (ст. 218); нарушение правил пожарной безопасности (ст. 219); незаконное обращение с радиоактивными материалами (ст. 220) и др.

Ряд составов, не будучи по своей природе экологическими, при определенных обстоятельствах также могут быть использованы в целях охраны окружающей среды. К дополнительным составам относят некоторые преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления: злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285); превышение должностных полномочий (ст. 286); служебный подлог (ст. 292); халатность (ст. 293). Предусмотренные этими статьями преступления могут применяться напрямую к тем должностным лицам, которые своими действиями или бездействием способствовали причинению вреда окружающей среде.

За совершение экологических преступлений УК РФ предусматривает следующие виды наказаний:

— лишение права занимать определенные должности или

заниматься определенной деятельностью;

— лишение свободы на определенный срок.

Важное значение для судебной практики имеет постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. № 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения», в котором содержится разъяснение ряда вопросов, которые возникают при привлечении к уголовной ответственности за нарушение законодательства об охране окружающей среды.

Важное значение имеет определение содержания понятия существенный экологический вред. Это понятие характеризуется возникновением заболеваний и гибелью водных животных и растений, иных животных и растительности на берегах водных объектов, уничтожением рыбных запасов, мест нереста и нагула; массовой гибелью птиц и животных, в том числе водных, на определенной территории, при которой уровень смертности превышает среднестатистический в 3 раза и более; экологической ценностью поврежденной территории или утраченного природного объекта, уничтоженных животных и древесно-кустарниковой растительности; изменением радиоактивного фона до величин, представляющих опасность для здоровья и жизни человека, генетического фонда животных и растений; уровнем деградации земель и т.п.

Относительно ст. 246 УК РФ Верховный Суд РФ отметил, что под иными тяжкими последствиями нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ следует понимать существенное ухудшение качества окружающей среды или состояния ее объектов, устранение которого требует длительного времени и больших финансовых и материальных затрат; уничтожение отдельных объектов; деградацию земель и иные негативные изменения окружающей среды, препятствующие ее сохранению и правомерному использованию.

Применительно к ч. 1 ст. 247 УК РФ Верховный Суд РФ отметил, что создание угрозы причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде подразумевает возникновение такой ситуации либо таких обстоятельств, которые повлекли бы предусмотренные законом вредные последствия, если бы не были прерваны вовремя принятыми мерами или иными обстоятельствами, не зависящими от воли причинителя вреда. Угроза при этом предполагает наличие конкретной опасности реального причинения вреда здоровью человека или окружающей среде.

В постановлении также отмечено, что в необходимых случаях в целях правильного разрешения вопросов, требующих специальных познаний в области экологии, по делу должны быть проведены соответствующие экспертизы с привлечением специалистов: экологов, санитарных врачей, зоологов, ихтиологов, охотоведов, почвоведов, лесоводов и др.

Рассматривая дела, связанные с нарушением законодательства об охране природы, судам следует иметь в виду, что заранее обещанное приобретение добытой заведомо преступным путем продукции либо систематическое приобретение ее от одного и того же правонарушителя лицом, которое сознавало, что своими действиями дает возможность правонарушителю рассчитывать на содействие в сбыте этой продукции, должно квалифицироваться как соучастие в преступлении в форме пособничества.

Верховный Суд РФ разъяснил также, что эксплуатация промышленных, сельскохозяйственных, коммунальных и других объектов с неисправными очистными сооружениями и устройствами, отключение очистных сооружений и устройств, нарушение правил транспортировки, хранения, использования минеральных удобрений и препаратов, совершение иных действий, повлекших загрязнение водоемов и водных источников и причинивших существенный вред животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству, должны квалифицироваться по соответствующей части ст. 250 УК РФ. К уголовной ответственности по данной статье могут быть привлечены как должностные лица или лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, так и другие лица, совершившие это преступление.

Внимание судов было обращено на то обстоятельство, что в случаях, когда виновным в совершении экологического преступления признается должностное лицо государственного предприятия, учреждения, организации или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, оно должно нести ответственность по соответствующей статье за совершение экологического преступления, а при наличии в действиях признаков злоупотребления должностными полномочиями или полномочиями лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, оно несет также ответственность соответственно по ст. 285 и 201 УК РФ. Необходимо учитывать, что в ст. 256, 258 и 260 УК РФ специально предусматривается ответственность за преступления, совершенные с использованием служебного положения. Исходя из этого содеянное следует квалифицировать только по указанным нормам об экологических преступлениях без совокупности со статьями, предусматривающими ответственность за должностные преступления, либо за злоупотребление полномочиями лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой и иной организации.

При рассмотрении дел о незаконной охоте судам следует учитывать, что охотой признаются такие действия, как выслеживание с целью добычи, преследование и сама добыча диких птиц и зверей. Признаками незаконной охоты являются охота без соответствующего разрешения, либо вопреки специальному запрету, либо лицом, не имеющим права на охоту или получившим лицензию без необходимых оснований, либо осуществляемая вне отведенных мест, в запрещенные сроки, запрещенными орудиями и способами.

При рассмотрении уголовных дел, возникших в связи с нарушением экологического законодательства, необходимо отграничивать экологические преступления от экологических проступков, т.е. виновных противоправных деяний, причиняющих вред окружающей природной среде и здоровью человека, за которые установлена административная ответственность. В случае возникновения трудностей в разграничении уголовно наказуемого деяния и административного проступка особое внимание следует уделять выяснению всех обстоятельств, характеризующих состав экологического правонарушения, последствий противоправного деяния, размера нанесенного вреда и причиненного ущерба.

Например, разграничение уголовно наказуемой добычи водных животных и растений (ст. 256 УК РФ) и аналогичного административного проступка необходимо проводить по признакам наличия крупного ущерба, применения самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электротока либо иных способов массового истребления, а также по обстоятельствам места совершения деяния (места нереста или миграционные пути к ним, территории заповедника, заказника, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации).

Так, разграничение незаконной охоты, наказуемой в уголовном порядке (ст. 258 УК РФ), и административного проступка — нарушения правил охоты — следует производить по квалифицирующим признакам состава преступления: причинение крупного ущерба, применение механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов и иных способов массового уничтожения птиц и зверей, а также если деяние совершено в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена, либо на территории заповедника, заказника, либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации.

Статья написана по материалам сайтов: isfic.info, www.tisbi.ru, juristpomog.com, studbooks.net.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий