+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Уголовная ответственность за мелкое взяточничество

Проблема коррупции остается до сих пор главным врагом социально-экономического развития и политической стабильности в обществе и государстве. Недобросовестность и произвол государственных чиновников и должностных лиц вливается в серьёзную проблему взяточничества, как общественно опасного преступного поведения.

Содержание

Понятие взяточничества

Современное отечественное уголовное законодательство квалифицирует любое оговорённое деяние либо отказ от совершения действия за вознаграждение как взяточничество. Вознаграждением как объектом взяточничества могут выступать:

  1. Денежные средства;
  2. Материальные блага;
  3. Ценности;
  4. Услуги.

Субъектами рассматриваемого состава преступления выступают взяткодатель и взяткополучатель. Должностное лицо любых государственных или муниципальных органов может являться получателем взятки. А взяткодателем – любое лицо.

Действие или бездействие, которое совершается за получение определенного вознаграждения, должно выступать как один из элементов служебной компетенции должностного лица. Уголовный кодекс также допускает форму взяточничества, когда взяткодатель обещает попустительство либо служебное покровительство.

Взяточничеством считается и оказание помощи взяткодателю при разрешении спорных вопросов, хотя решение которых не входит в полномочие чиновника, однако он имеет возможность повлиять на исход ситуации.

Сумма взятки

Наказание, назначаемое по приговору уголовного суда, во многом зависит от размера взятки. Также важным аспектом считается обстоятельство дачи взятки – было ли это вознаграждение на противоправные действия должностного лица или это являлось своеобразным проявлением «благодарности» за оказание помощи при разрешении вопроса.

Как ранее указывалось, взятка может иметь форму не только наличных денег. Перечисление на счет безналичной суммы денег и иных материальных ценностей также образует состав рассматриваемого преступления.

При квалификации преступления и определении санкции выделяют следующие виды коррупционных выплат:

  1. Мелкая взятка (размер – до 10 тысяч рублей);
  2. Взятка в значительном размере (её сумма должна превышать 25 тысяч рублей);
  3. Взятка в крупном размере (которая должны быть больше 150 тысяч рублей);
  4. Взятка в особо крупном размере (минимальная сумма составляет 1 миллион рублей).

Важно отметить, что уголовное законодательство не различает минимальную сумму взятки, соответственно, как «коррупционное» деяние квалифицируются предоставление любой суммы денег, оказание услуг вне зависимости от их стоимости, а также передача материальных ценности без различия их оценочной стоимости.

Мелкое взяточничество

Начиная с лета 2016 года в уголовном законодательстве появился новый юридический термин – мелкое взяточничество. Законодатель определил, что мелкой взяткой будет считаться взятка суммой до 10 тысяч рублей.

Теперь взяткополучатели, которые получали коррупционные выплаты в размере до 10 тысяч рублей, будут нести наказание по отдельной статье, а не по общей уголовно-правовой норме за получение взятки. Мелкое взяточничество считается преступлением небольшой тяжести.

За новый состав преступления уголовный суд может применить следующие виды санкций:

  1. Штраф размером до 200 000 рублей;
  2. Штраф размером до 3-месячной зарплаты или реальных доходов лица за указанный период;
  3. Ограничение свободы до 2-летнего срока;
  4. Исправительные работы до 12 месяцев;
  5. Лишение свободы до 12 месяцев.

Отечественный законодатель предусмотрел также вторую часть статьи 291.2 УК РФ. Под регламентацию данной статьи подпадают действия лиц, совершивших раньше другие коррупционные преступления по статьям 290 и 291 УК, и имеющих не снятый или неоконченный срок судимости. Соответственно санкции за такие деяния ужесточены: размер штрафа увеличен до 1 миллиона рублей, срок лишения свободы и исправительных работ – до 3 лет, а ограничение свободы увеличено до 4 лет.

Провокация взятки и как её избежать

Мелкое взяточничество несмотря на незначительную сумму существенно портит авторитет и причиняет урон чести и достоинству должностного лица. Нередки случаи, когда добросовестные государственные служащие становятся частью махинаций и жертвой группы провокаторов. Уголовный кодекс в статье 304 предусматривает ответственность недобросовестных лиц за провокацию взятки. Передача взятки без согласия государственного служащего либо в низменных целях создать ложную ситуацию совершения преступления по статье 291.2 УК РФ подпадает под определение провокации взятки. Чтобы избежать ответственности за получение взятки, чиновник не должен давать согласия условиям провокатора и получать деньги либо иные материальные ценности взамен за отклонение от служебных обязанностей.

Как избежать уголовного наказания за мелкое взяточничество?

Взяткодатель не будет нести уголовную ответственность по соответствующей статье УК РФ, если он выполнит одно из нижеуказанных действий:

  1. Активно содействовать раскрытию преступления;
  2. Добровольно заявить в правоохранительные органы о совершенном им преступлении;
  3. Доказать факт вымогательства со стороны должностного лица либо доказать, что инициатива взяточничества исходила непосредственно от чиновника.

Отличие мелкой взятки от подарка

Обычные подарки, которые дают за добросовестное выполнение служебных обязанностей должностных лицом, не следует отождествлять с мелкой взяткой. Так, Гражданский кодекс содержит норму, согласно которой запрещается дарение подарков, стоимость которых превышает 3 тысячи рублей. Под исключение подпадают подарки дороже 3 тысяч рублей:

  1. Между коммерческими организациями;
  2. От имени недееспособных и малолетних граждан их законным представителям;
  3. Лицам, которые замещают государственную службу в государственных и муниципальных органах субъектов РФ;
  4. Работникам образовательных, социальных и медицинских учреждений.

Возможно вам будет интересно

В 2000 году окончил юридический факультет НИУ Высшая школа экономики». Работает в юридической сфере 16 лет, специализация — разрешение жилищных споров, сделки с имуществом, семейные дела, наследство, земельные споры, уголовные дела.

Выберите нужную специализацию юриста!

Помощь юриста доступна не только гражданам, но и юридическим лицам. Эксперты в области права принимают огромное количество заявок от населения.

Какие проблемы решаются на бесплатной консультации юристов:

Сегодня нет проблем, которые невозможно решить вместе с юристом. Главное подробно описать сложившуюся ситуацию и указать на важные детали.

Взяточничество мелкое — вопросы крупные (Анощенкова С.В., Геворкян С.С.)

Дата размещения статьи: 21.11.2017

Пристатейный библиографический список

Кудрявцев В.Н. Общая теория квалификации преступлений. М.: Юристъ, 2001. 304 с.

Уголовная ответственность за мелкое взяточничество: теория и судебная практика Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Кашапов Радик Минивалеевич

В статье автором рассмотрена уголовно-правовая характеристика мелкого взяточничества . Исследованы вопросы, касающиеся минимального размера мелкого взяточничества . Выявлены пробелы в диспозиции ст. 2911 и ст. 2912 УК РФ. Приведены примеры из судебной практики по лицам, привлеченным к уголовной ответственности за мелкое взяточничество .

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Кашапов Радик Минивалеевич,

Текст научной работы на тему «Уголовная ответственность за мелкое взяточничество: теория и судебная практика»

Кашапов Радик Минивалеевич

канд. юрид. наук, доцент Дальневосточный юридический институт МВД России г. Хабаровск, Российская Федерация E-mail: kashapovr@yandex.ru

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА МЕЛКОЕ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО: ТЕОРИЯ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

В статье автором рассмотрена уголовно-правовая характеристика мелкого взяточничества. Исследованы вопросы, касающиеся минимального размера мелкого взяточничества. Выявлены пробелы в диспозиции ст. 2911 и ст. 2912 УК РФ. Приведены примеры из судебной практики по лицам, привлеченным к уголовной ответственности за мелкое взяточничество.

Коррупция, уголовная ответственность, мелкое взяточничество, предмет взятки, состав преступления.

Коррупция — хроническая и неизлечимая болезнь любого государственного аппарата всех времен и всех народов. Она родилась вместе с государством и может погибнуть только с ним. Коррупция развивается и существует по своим временным и национальным законам (имеется в виду не законодательство, а менталитет нации), и государство, провозглашая как лозунг борьбу с ней, заботится о том, чтобы она не исчезла, потому что использует коррупцию в интересах своего аппарата [1, с. 7].

Эти слова А.И. Кирпичникова, к сожалению, учитывая реалии наших дней, множества изобличений различных должностных лиц регионального и федерального уровней, остаются актуальными по сей день.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 324-Ф3 дополнил УК РФ ст. 2912 «Мелкое взяточничество»

До принятия рассматриваемой статьи, С. Иванов, бывший глава администрации Президента РФ, отвечая на вопросы журналистов на Всемирном конгрессе русской прессы, оценил уровень борьбы с коррупцией в стране. Если на федеральном уровне с этим, по его словам, «все более-менее», то на региональном — «конь не валялся». Он привел данные за прошлый год: из-за утраты доверия были уволены 300 чиновников (фактически, по словам Иванова, это увольнение с «волчьим билетом»), еще 600 кандидатов не стали госслужащими из-за подозрений в коррупции. Принимаются меры и на законодательном уровне -это, в частности, касается деклараций, подарков чиновников, до которых, как заметил представитель Кремля, тоже «добрались».

«А вот на региональном и на муниципальном уровнях . «конь не валялся», — оценил Сергей Иванов. — Вот там еще надо очень много работать». Хотя до охоты на ведьм доводить все же нельзя, предостерег он.

Он также напомнил, что значительный вклад в коррупцию в РФ вносят обычные люди — исторически сложилось мнение, что без взяток нельзя решить никакие вопросы. Так что простых рецептов решения этой проблемы не существует — это проблема не только России, но и всего мира [3].

Это интересно:  Чем отличается тюрьма строгого режима от общего режима?

Председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев предложил выделить мелкие взятки в отдельный состав преступления. По замыслу, расследовать эти дела будут дознаватели, а рассматривать — мировые судьи.

Такая идея прозвучала на заседании президиума Совета судей. Мелкими предлагается считать взятки до 10 тысяч рублей. Проблема в том, что сегодня и крупный коррупционер, и небольшой взяточник проходят по одной статье. Да, в ней целых 6 пунктов, разделяющих самые разные составы. Например, есть значительный размер: от 25 тысяч до 150 тысяч рублей.

Есть крупный и особо крупный. В свое время, кстати, появление такого разделения было признано прорывом. Однако нововведение не изменило практики, когда под суд попадают в основном за мелкие взятки.

Иными словами, галочка и в том и в другом случае ставится одинаковая. А значит, человеку в погонах выгоднее ловить некрупную сошку. Никаких особых стимулов, чтобы связываться с серьезным коррупционером, у рядового следователя или оперативника, получается, нет. Когда же мелкие взятки будут стоять в отдельной клетке, мизерные проценты по выявлению крупных дел станут сильнее бросаться в глаза. А система отчетности устроена так, что она не терпит пустоты в ключевых графах [4].

Таким образом, предыстория установления уголовной ответственности за мелкое взяточничество вполне понятна.

Рассмотрим уголовно-правовую характеристику состава мелкого взяточничества.

Непосредственным объектом получения взятки являются общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование государственного аппарата.

В соответствии с 9. постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» «Предметом взяточничества (статьи 290, 291 и 291.1 УК РФ) и коммерческого подкупа (статья 204 УК РФ), наряду с деньгами, ценными бумагами, иным имуществом, могут быть незаконные оказание услуг имущественного характера и предоставление имущественных прав.

Под незаконным оказанием услуг имущественного характера судам следует понимать предоставление должностному лицу в качестве взятки любых имущественных выгод, в том числе освобождение его от имущественных обязательств (например, предоставление кредита с заниженной процентной ставкой за пользование им, бесплатные либо по заниженной стоимости предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, передача имущества, в частности автотранспорта, для его временного использования, прощение долга или исполнение обязательств перед другими лицами).

Имущественные права включают в свой состав как право на имущество, в том числе право требования кредитора, так и иные права, имеющие денежное выражение, например исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (статья 1225 ГК РФ). Получение взятки в виде незаконного предоставления должностному лицу имущественных прав предполагает возникновение у лица юридически закрепленной возможности вступить во владение или распорядиться чужим имуществом как своим собственным, требовать от должника исполнения в его пользу имущественных обязательств и др.

Переданное в качестве взятки или предмета коммерческого подкупа имущество, оказанные услуги имущественного характера или предоставленные имущественные права должны получить денежную оценку на основании представленных сторонами доказательств, в том числе при необходимости с учетом заключения эксперта [5].

Деньги — это бумажные и металлические денежные знаки в российской или иностранной валюте, находящиеся в обращении на момент совершения преступления.

Согласно ст. 142 ГК РФ ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.

Виды ценных бумаг перечислены в ст. 143 ГК РФ: государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг.

Иное имущество — различного рода движимое и недвижимое имущество: квартиры, дачи, мебель, автомашины, антикварные изделия, бытовая техника, драгоценные металлы и камни и т.д.

Применительно к предмету ст. 2912 УК РФ, стоимость вышеперечисленного не должна превышать десяти тысяч рублей.

Причем законодатель не оговаривает минимальную сумму взятки. Можно предположить, что это сумма от одного рубля, от ста рублей.

Возникает вопрос: Мелкое взяточничество в какой сумме повлечет в таком случае отказ в возбуждении уголовного дела в силу малозначительности, согласно ч. 2 ст. 14 УК РФ?

Авторы одного из учебников по уголовному праву пишут, что при определении взяточничества следует обращать внимание на предмет взятки и на мотивы и цели, которые преследует взяткодатель. Если стоимость полученного в знак благодарности предмета явно малозначительна (букет цветов, коробка конфет и т.д.) и со стороны вручившего его это был сугубо знак признательности, благодарности, то следует говорить лишь о должностном проступке, не достигающем той степени общественной опасности, которая свойственна взяточничеству [6, с. 414].

С учетом установления уголовной ответственности за мелкое взяточничество, все перечисленное выше авторами подпадает под получение или дачу взятки в размере, не превышающем десяти тысяч.

По всей видимости, коррективы по минимальной сумме мелкого взяточничества внесет следственно-судебная практика.

Многое будет зависеть от конкретного дознавателя и его начальника — в какой сумме привлечь виновное лицо за мелкое взяточничество.

Учитывая активную борьбу с коррупцией в регионах, в том числе и так называемым «бытовым» взяточничеством, минимальная сумма, за которую можно привлечь лицо по ст. 2912 УК РФ отдается на усмотрение правоприменителя.

Так, например, по приговору Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 22 августа 2016 года, И. осуждена за покушение на дачу взятки в размере 500 рублей (ч. 3 ст. 30 ч.1 ст. 2912 УК

Другой пример, когда сотрудники ДПС ГИБДД на стационарном посту возле моста через р. Амур с водителей большегрузных машин брали по 500 рублей [8].

Видеокамеры, установленные в помещении поста ДПС, запечатлели и такие примеры, когда некоторые водители «рассчитывались» за проезд через мост двумя батонами копченой колбасы.

Изучить суммы мелкого взяточничества мешает не совсем корректная работа лиц, которые назначены в различных судах ответственными за выкладку различных решений судов на сайт.

Вполне понятно изъятие фамилий лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, потерпевших, свидетелей. Но при этом не совсем ясно, чем, же они руководствуются при изъятии суммы взятки?

Поэтому отследить минимальную сумму мелкого взяточничества по России затруднительно по электронным ресурсам.

Объективная сторона данного преступления выражается в получении взятки, даче взятки лично или через посредника в размере, не превышающем десяти тысяч рублей.

Законодатель в одном составе частично объединил объективные стороны двух составов, предусмотренных ст.ст. 290 и 291 УК РФ, а именно, указав только на получение взятки, дачу взятки лично или через посредника.

Если сумма взятки свыше десяти тысяч рублей, но меньше 25 тысяч рублей, то квалификация соответственно наступает: за получение взятки по ч. 1 ст. 290 УК РФ; за дачу взятки по ч. 1 ст. 291 УК РФ.

На наш взгляд, посредничество в мелком взяточничестве не наказуемо, так как в ч. 2 ст. 2911 УК РФ речь идет о посредничестве во взяточничестве за совершение заведомо незаконных действий (бездействия).

Кроме того, требует уточнение законодателем или разъяснение Высшей судебной инстанцией РФ диспозиция ч. 5 ст. 2911 УК РФ (Обещание или предложение посредничества во взяточничестве).

У правоприменителя в этой связи возникает вопрос: «Подпадает ли обещание или предложение посредника в мелком взяточничестве под действие ч. 5 ст. 2911 УК РФ?».

Исходя из буквального толкования рассматриваемой части статьи нет, но, к сожалению, пробелы в законодательстве, нередко восполняет правоприменитель путем расширительного толкования диспозиции

той или иной статьи УК РФ, учитывая «рвение» большинства сотрудников повышать раскрываемость любым путем, так как до сих пор не искоренили «палочную» систему отчетности в правоохранительных органах. «Де-юре» она отсутствует, а вот «Де-факто», к сожалению, присутствует.

Как следует из анализа апелляционных определений, вынесенных в период, начиная с вступления ФЗ о внесении изменений в силу и по настоящее время, переквалификации на ст. 291.2 УК РФ подлежат получение и дача взятки до 10 тыс. руб. независимо от наличия в деянии квалифицированных признаков. Иными словами, на ст. 291.2 УК РФ переквалифицируются получение и дача взятки в размере до 10 тыс. руб., в том числе осуществленные за незаконные действие или бездействие (ч. 3 ст. 290. ч. 3 ст. 291 УК РФ), совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (п. «а» ч. 5 ст. 290 УК РФ, п. «а» ч. 4 ст. 291 УК РФ), с вымогательством взятки (п. «б» ч. 5 ст. 290 УК РФ).

Безусловно, смягчение наказания за взяточничество в мелких размерах свидетельствует о гуманистическом характере новеллы, однако возникают вопросы относительно целесообразности данного решения в условиях высокой степени коррумпированности властных структур.

Ряд сомнений порождает и справедливость дифференциации наказания в санкции ст. 291.2 УК РФ, а точнее отсутствие такой дифференциации. Законодатель установил одинаковые виды и верхние пределы наказания для получателя взятки и взяткодателя: по ч. 1 — штраф до 200 тыс. руб. или в размере дохода осужденного за период до 3 месяцев, либо исправительные работы, ограничение свободы или лишение свободы до 1 года; по ч. 2 — штраф до 1 млн. руб. или в размере дохода осужденного за период до 1 года, либо исправительные работы или лишение свободы до 3 лет, либо ограничение свободы до 4 лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

Это интересно:  Убийство при смягчающих обстоятельствах: ответственность

Вместе с тем, как верно отмечает Б. В. Здравомыслов, получение и дача взятки представляют собой самостоятельные преступления с различной характеристикой действий, разным содержанием умысла и несовпадающими признаками субъекта [9, с. 5].

По конструкции объективной стороны данный состав преступления формальный и считается оконченным с момента получения взятки, дачи взятки лично или через посредника.

Учитывая установленный законодателем размер мелкого взяточничества, уголовно-правовая норма, предусматривающая ответственность по ст. 2912 УК РФ является специальной нормой по отношению к ст.ст. 290 и 291 УК РФ.

По мнению Э.Ю. Чуклиной, критический взгляд на норму УК РФ о мелком взяточничестве обнаруживает несколько ее недостатков. Во-первых, размер взятки не может служить основой для определения степени общественной опасности взяточничества, т.к., в первую очередь, необходимо учитывать обусловленность взяткой деятельности должностного лица и наступившие последствия (совершение незаконных действий, нарушение прав и законных интересов лиц). Во-вторых, данная новелла противоречит традиционным в юридической науке и законодательной практике взглядам на степень общественной опасности получения взятки, наказание за которое должно быть строже, чем наказание за дачу взятки. В-третьих, введение ст. 291.2 УК РФ существенным образом изменяет сложившуюся правоприменительную практику, в частности, лишает возможности проводить необходимые для успешного расследования ОРМ (оперативный эксперимент и прослушивание телефонных переговоров). В-четвертых, принятие нормы о мелком взяточничестве не устранит проблемы противодействия коррупционной преступности в крупных и особо крупных размерах, решение которых требует более серьезного подхода, нежели выделение строки в ведомственной статистике [10].

Субъективная сторона получения взятки характеризуется умышленной формой вины в виде прямого умысла.

Субъект преступления. При получении взятки — специальный, т.е. должностное лицо.

При даче взятки — общий, физическое, вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления возраста 16 лет. Им может быть должностное или любое частное лицо, заинтересованное в получении каких-либо преимуществ как для себя лично, так и для представляемых лиц.

В ч. 2 ст. 2912 УК РФ содержится квалифицирующий признак: получение взятки, дача взятки лично или через посредника в размере, не превышающем десяти тысяч рублей, совершенное лицом, имеющим судимость за совершение преступлений, предусмотренных статьями 290, 291, 2911 УК РФ. Данный квалифицирующий признак предусматривает специальный рецидив.

Согласно примечания к ст. 2912 УК РФ, лицо, совершившее дачу взятки в размере, указанном в настоящей статье, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство взятки, либо это лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

В данном примечании речь идет о позитивном посткриминальном поведении лица, способствующем раскрытию и расследованию преступления.

Список использованной литературы:

1. Кирпичников А.И. Российская коррупция. 3-е изд., испр. и доп. — СПб., 2004. С. 7.

2. Федеральный закон от 03.07.2016 № 324-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» // Российская газета. 8 июля. 2016 г.

3. Сергей Иванов: В регионах в борьбе со взятками «конь не валялся». URL: https://rg.ru/author-Tatiana-Zamahina/ (дата обращения 09.11.2016).

4. Куликов В. Как накажут за взятку меньше 10 тысяч рублей? URL: https://rg.ru/gazeta/subbota/2015/06/11.html (дата обращения 09.11.2016).

5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях». URL: htpp: //www.consultant.ru/document/cons_LAW_149092/ (дата обращения 09.11.2016).

6. Российское уголовное право. Общая и Особенная части: учебник. В 3 т. Т. 3 Особенная часть. 2-е изд., испр. и доп. / под ред. докт. юрид. наук, проф. Н.А. Лопашенко. М., 2014 (авторы главы Бытко Ю.И. и Мирошниченко Д.В.).

8. Задунаев В. 24 сотрудника хабаровской ГИБДД отправились под суд за взятки http://www.omsk.kp.ru/daily/author/818416/ (дата обращения 14.11.2016).

9. Здравомыслов Б.В. Квалификация взяточничества: учебное пособие.- М.: МЮИ. 1991. С. 5.

10. Чуклина Э.Ю. Выделение уголовной ответственности за мелкое взяточничество (ст. 291.2 УК РФ): критический взгляд. URL: https://naukaplus.ru> archive/uploads/pages/2016_10/26.pdf (дата обращения 7 ноября 2016 г.).

© Кашапов Р.М., 2017.

Кашапова Наиля Рустамовна

магистрант, Институт права БГУ г. Уфа, РФ E-mail: kashapova-n@bk.ru

ПРАВО ГРАЖДАН НА МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

В данной статье изучено понятие народовластия и особенности осуществления гражданами

Мелкое взяточничество (ст. 291.2 УК РФ): особенности квалификации

Рубрика: Уголовное право и процесс

Дата публикации: 06.06.2018

Статья просмотрена: 753 раза

Библиографическое описание:

Третьякова М. М. Мелкое взяточничество (ст. 291.2 УК РФ): особенности квалификации // Новый юридический вестник. — 2018. — №4. — С. 46-49. — URL https://moluch.ru/th/9/archive/98/3428/ (дата обращения: 19.10.2018).

В статье рассматриваются вопросы квалификации мелкого взяточничества, какие действия предпринимают правоохранительные органы для уменьшений коррупционных действий, высказываются предложения решении спорных ситуациях в процессе квалификации данного противоправного коррупционного деяния.

Ключевые слова: Уголовный кодекс РФ, квалификация преступлений мелкое взяточничество, коррупция, противодействие коррупционным преступлениям.

Фундаментальные изменения в экономической, политической, социальной и других сферах общественной жизни, наряду с положительными результатами, инициировали негативные процессы в обществе, создали благоприятные условия для ранее неизвестных социально опасных форм поведения. Среди многих социально опасных форм поведения коррупция занимает особое место. Коррупция как массовое негативное широко распространенное антиобщественное явление в условиях российской действительности представляет собой реальную угрозу национальной безопасности государства, препятствует его прогрессивному развитию. Ущерб, связанный с коррупционными преступлениями, заключается в том, что они подрывают основы государственного управления, дискредитируют власти, создают социальную напряженность в обществе и оказывают негативное влияние на государственные и социальные институты.

В этих условиях особое внимание следует уделять организации борьбы с коррупционными преступлениями. Законодатель, решающий проблему борьбы с этими общественно опасными действиями, расширяет возможности правового влияния, где наряду с другими применяется уголовное право. Это может быть подтверждено правилами об ответственности за коррупционные преступления.

Одним из приоритетных направлений в деятельности органов внутренних дел руководство МВД России, определяя стратегию действий, признало борьбу с коррупцией. [1]1 марта 2011 года вступил в силу Федеральный закон РФ от 7 февраля 2011 № 3–ФЗ «О полиции», [2] закрепивший антикоррупционные полномочия российских полицейских.

Рассматривая статью 291.2 уголовного кодекса «Мелкое взяточничество», введенная Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 324-ФЗ [3], включает две части и примечание. В части 1 указы как «Получение взятки, дача взятки лично или через посредника в размере, не превышающем десяти тысяч рублей» (основной состав). А во второй части раскрывается, какая ответственность предусматривает за «те же деяния, совершенные лицом, имеющим судимость за совершение преступлений, предусмотренных статьями 290, 291, 291.1 настоящего Кодекса либо настоящей статьей» (квалифицированный состав).

Деяния, указанное в части 1, наказывается штрафом в размере до 200 тысяч рублей или заработной платой, или другим доходом осужденного на срок до трех месяцев или исправительными работами на срок до одного года, или ограничение свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года.

Часть 2 предусматривает штраф в размере до одного миллиона рублей или заработную плату, или другой доход осужденного на срок до одного года, или исправительные работы на срок до трех лет, или ограничение свободы на срок до четырех лет, или тюремное заключение на срок до трех лет.

В примечания к статье 291.2 УК РФ, в которой предусматривались обстоятельства освобождения от уголовной ответственности, и изложил ее следующим образом: «лицо, совершившее дачу взятки в размере, указанном в настоящей статье, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство взятки, либо это лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело о даче взятки» [4].

Как и в случае взятки, как действие, так и бездействие или помощь в принятии решения в пользу лица, дающего взятку, могут быть вознаграждены при условии, что это входит в официальную компетенцию получателя взятки.

Исследование показало, что за рассматриваемое преступное деяние законодатель предусматривает: во-первых, более легкое наказание по сравнению со статьями 290, 291 и 291.1 уголовного кодекса; второе — относится к преступлениям незначительной тяжести, поскольку срок лишения свободы в части 1 статьи 291.2 уголовного кодекса не превышает одного года, а часть 2 — три года, что является юридически значимым обстоятельством при определении степени общественной опасности совершенного деяния, выбора примитивных мер против подозреваемого (обвиняемого), а также вынесения приговора [4].

Коррупция — это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также от имени или в интересах юридического лица [5].

Особую актуальность приобретает борьба с коррупционерами в самой системе правопорядка. В целях повышения престижа службы в органах внутренних дел и противодействия коррупции руководством МВД России приняты ведомственные нормативно-правовые акты.

В ходе реализации Национальной стратегии была проведена реформа органов внутренних дел, в том числе в июле 2011 года в органах внутренних дел были созданы специализированные подразделения «Экономической безопасности и противодействия коррупции» вновь созданного подразделения в июле 2011 года после тщательного отбора и проверок были отобраны сотрудники, основные задачи которых и являлось предупреждение, выявление и пресечение коррупционных деяний, минимизация их последствий, обеспечение экономической безопасности РФ, на федеральном уровне в Министерстве внутренних дел РФ данным подразделением являлось Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции.

Это интересно:  Исследование доказательств в уголовном процессе ст 274 УПК РФ

В Федеральном законе РФ от 7 февраля 2011 № 3–ФЗ «О полиции» к основным направлениям деятельности органов внутренних дел применительно к противодействию бытовой коррупции отнесено следующее: защита личности, общества и государства от противоправных посягательств (подп. 1 п. 1ст. 2), предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений (подп. 2 п. 1 ст. 2), выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам (подп. 3 п. 1 ст. 2), государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства (подп. 11 п. 1 ст. 2) и др. Значительные полномочия предоставлены российским полицейским по выявлению, раскрытию, расследованию и предупреждению коррупционных правонарушений в сфере быта (глава 3).

Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, координация работы правоохранительных органов по вопросам предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия преступлений коррупционной направленности, надзор за исполнением законодательства РФ о противодействии коррупции, надзор за исполнением законодательства РФ органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, органами предварительного следствия при возбуждении [6],

Вопрос о квалификации действий взяткодателя в случае перевода им денег в размере не более 10 тысяч рублей за незаконное бездействие должностного лица остается спорным. Типичными примерами таких преступлений являются факты передачи сотрудникам ГИБДД или миграционных подразделений взятки за освобождение от административной ответственности. Ранее, до внесения поправок в уголовное законодательство, такие действия были квалифицированы в соответствии с частью 3 статьи 30 части 3 статьи 291 Уголовного кодекса в качестве попытки подкупить за совершение заведомо незаконных действий (бездействия), которые относятся к категории серьезных преступлений и, следовательно, заслуживает более сурового уголовного наказания. В настоящее время судебная практика формируется путем квалификации этого вида преступлений по части 3 статьи 30, статья 291.2 уголовного кодекса как попытка мелкого взяточничества.

Такие примеры вызвали многочисленные вопросы правоохранительных органов. В попытке устранить недопонимание Верховный суд отметил «специальность» положений статей 204.2 и 291.2 уголовного кодекса в отношении положений статей 204, 290 и 291 Уголовного кодекса и указал, что они не предусматривают таких условий их применения, как отсутствие квалифицирующих признаков преступлений, предусмотренных в частях 2–4, 6–8 статьи 204, части 2–6 статьи 290 или частей 2–5 статьи 291 уголовного кодекса.

На основании этого коммерческого взяточничества в размере, не превышающем 10 тысяч рублей, получение взятки, дача взятки в размере, не более 10 тысяч рублей влекут ответственность по части 1 статьи 204.2 или части 1 статьи 291.2 уголовного кодекса независимо от времени совершения (до 15 июля 2016 года или после этой даты); действий (законное или незаконное); состава участников (индивидуально или группой лиц) и другие отягчающие обстоятельства коммерческого взяточничества и подкупа. Кроме того, Верховный суд заявил, что после 15 июля 2016 года совершившее небольшой коммерческое подкуп или мелкое взяточничество, лицо, осужденное по соответствующим статьям, влечет ответственность по части второй статьи 204.2 или части 2 статьи 291.2 уголовного кодекса Российской Федерации [4, с. 32–33].

Примером может служить приговор в отношении гр. Ю., обвиняемого в совершении преступления в марте 2017 года, предусмотренного частью 3 статьи 30, частью 1 статьи 291.2 УК РФ. Гр. Ю., управляя транспортным средством, явно нарушая требования Правил дорожного движения, был остановлен находящимися при исполнении служебных обязанностей старшими инспекторами ДПС, которыми в свою очередь были выявлены административные правонарушения со стороны гр. Ю., предусмотренные статьями 12.6, 12.20, 12.36.1 КоАП. С целью избегания административной ответственности, осознавая, что инспектор ДПС является должностным лицом и исполняет служебные обязанности, путем дачи взятки решил побудить последнего отказаться от выполнения возложенных на него обязанностей и совершить заведомо незаконное бездействие. Гр. Ю., находясь на переднем пассажирском сиденье патрульного автомобиля, осознавая, что им допущены административные правонарушения, за которые он может быть привлечен к административной ответственности, имея умысел на мелкое взяточничество, действуя умышленно, будучи предупрежденным об уголовной ответственности своих действий, с целью дачи взятки должностному лицу — старшему инспектору ДПС, находящемуся при исполнении своих должностных обязанностей, за совершение им заведомо незаконных действий (бездействия), то есть за несоставление материала об административном правонарушении с целью избегания установленной законом ответственности, действуя умышленно, положил на пластиковую панель между водительским и передним пассажирским сиденьем денежные средства в размере 1 тыс. рублей, предложив инспектору службы ДПС принять их в качестве взятки за совершение заведомо незаконного бездействия, однако действия гр. Ю. не были доведены до конца по независящим от него обстоятельствам, так как инспектор данную взятку не принял [7].

Проблема для правоохранительных органов — это также оценка незаконного действия как полноценной части мелкого взяточничества или его оценки как попытки защитить эти социальные отношения. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2013 года № 24 разъясняет в пункте 12, что в случае отказа принять взятку или предмет коммерческого взяточничества должностному лицу или лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой организации, действия лица, непосредственно передающего, квалифицируются как покушение на преступление и если установленная передача ценностей не происходит в силу обстоятельств, не зависящих от воли лиц, действия которых непосредственно направлены на их передачу или получение, акт должен быть квалифицирован как попытка дать или получить взятку, посредничество во взяточничестве или коммерческом взяточничестве [8].

В сою очередь правоохранительные органы ищут все возможности, для того чтобы избежать получение взятки, заботясь о гражданах, выданный момент времени внедрение технических средств и систем с использованием фото- и видеофиксации оказали положительное влияние на складывающуюся ситуацию на дорогах. В том числе уменьшает попытки дать взятку сотрудником ГИБДД. Заметно активизировалась информационно-пропагандистская и разъяснительная работа, призывающая водителей и пешеходов соблюдать правила дорожного движения. Формирование правового сознания рассматривается сегодня в качестве основного направления деятельности МВД России.

Наиболее сложные вопросы в применении новых составов создают условия конкуренции части 1 статьи 290 и части 1 статьи 291 с частью 1 статьи 291.2 Уголовного кодекса. Существует общее правило квалификации преступлений в случае конкуренции общих и специальных правил: в случае конкуренции общих и специальных правил следует применять специальное правило [9, c. 220].

Верховный суд правильно разъяснил вышеприведенный случай применения статьи 291.2, как, казалось бы, содержание отягчающих обстоятельств статьи 290 или статьи 291, статьи 204 Уголовного кодекса Российской Федерации в сумме, не превышающей 10 тысяч рублей.

Проблема заключается в том, что новые составы в уголовном праве появились только как тенденция криминальной политики, направленной на противодействие коррупционным преступлениям, согласно статистике, сумма взяток не превышает 10 тысяч рублей, а часто составляет 1 тысячу рублей, 500 рублей. Показателем общественной опасности этого деяния и его последствий не является размер взятки.

Нововведения в уголовном праве не в полной мере способствуют улучшению борьбы с взяточничеством и требуют тщательной и систематической переработки, в связи с чем породило массу проблем и вызвало неоднозначную оценку как ученых, так и практиков. Сотрудники правоохранительной системы тщательно способствуют нововведениям для уменьшения коррупции.

  1. Директива № 2 от 01.12.2011 «О приоритетных направлениях деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России, ФМС России в 2011 году». Собрание законодательства РФ. 2016. № 27, ч. II, ст. 4257.
  2. Федеральный закон РФ от 7 февраля 2011 № 3–ФЗ «О полиции» // СЗ РФ, 14.02.2011, № 7, ст. 900.
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 29.12.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2018) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25, ст. 2954.
  4. Бюллетень Верховного Суда РФ. 2016. № 12. Приговор от 30 июня 2017 г. по делу № 1–25/2017.
  5. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ, 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6228.
  6. Приказ МВД России от 19 января 2010 № 25 «Вопросы оценки деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, отдельных подразделений криминальной милиции, милиции общественной безопасности и органов предварительного расследования».
  7. О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. № 24 (ред. от 03.12.2013) // Российская газета. 2013. 17 июля.
  8. Кудрявцев В. Н. Общая теория квалификации преступлений. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2004.
  9. Трайнин А. Н. Общее учение о составе преступления. М., 1957.
  10. Герцензон А. А. Квалификация преступлений. М., 1947.
  11. Преодоление коррупции — главное условие утверждения правового государства: методологический, концептуально-теоретический, правовой, аналитико-прогностический аспекты. Межведомственный научный сборник / Главный редактор А. И. Комарова. М. 2010. Том 2(40). ст. 620

Статья написана по материалам сайтов: advocate-service.ru, xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai, cyberleninka.ru, moluch.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector