+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Уголовная ответственность за отказ в предоставлении информации

Неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан, —

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет.

Содержание

Комментарий к Ст. 140 УК РФ

1. В ч. 2 ст. 24 Конституции РФ закреплена обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить любому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Гарантией реализации права гражданина на ознакомление с указанными документами является установление уголовной ответственности за отказ в предоставлении гражданину информации.

2. Объективная сторона рассматриваемого состава преступления включает деяния, которые могут быть совершены как путем действия, так и путем бездействия. Содержание преступления с объективной стороны заключается в выполнении одного из альтернативных деяний: а) отказе в предоставлении гражданину информации; б) уклонении должностного лица от предоставления информации; в) предоставлении заведомо неполной информации; г) предоставлении заведомо ложной информации.

Отказ в предоставлении информации представляет собой прежде всего прямой отказ, открытое проявление нежелания соответствующего лица дать запрашиваемую информацию. Отказ может быть как устным, так и письменным.

Под предоставлением неполной информации понимается предложение для ознакомления части документов и материалов, части информации, содержащейся в них, либо составление письменного ответа на запрос, содержащего лишь часть сведений, которые требуются адресату.

Под предоставлением ложной информации следует понимать предложения для ознакомления либо письменное представление сведений, не соответствующих действительности хотя бы частично.

К уклонению от предоставления информации следует отнести активное поведение, выражающее завуалированные формы отказа в виде непредоставления информации под различными предлогами, не имеющими ни юридических, ни фактических оснований (например, ссылка на отсутствие запрашиваемой информации, которая фактически имеется), а также бездействие, когда виновный не дает ни устного, ни письменного ответа на запрос.

Для квалификации деяния как преступления отказ должен быть неправомерным, т.е. не соответствовать предписаниям закона или иного нормативного акта.

3. Состав рассматриваемого преступления материальный. В качестве обязательного признака он предусматривает последствие в виде причинения вреда правам и законным интересам гражданина. Поскольку последствия не конкретизированы в законе, ими могут быть, например, причинение материального ущерба, морального вреда либо причинение иного вреда правам и законным интересам человека.

4. Субъективная сторона преступления выражается в умышленной форме вины. Мотивация совершения незаконных действий для квалификации преступления значения не имеет.

5. Субъект преступления — специальный. Им являются те должностные лица органов государственной власти РФ, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, в компетенцию которых входит предоставление соответствующей информации.

Уголовная ответственность за отказ в предоставлении информации

Объектом отказа в предоставлении информации являются общественные отношения в сфере обеспечения конституционного права на информацию.

Согласно ст. 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить любому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан влечет уголовную ответственность по ст. 140 УК РФ.

Обязательным признаком рассматриваемого состава преступления является его предмет — собранные в установленном порядке документы и материалы, непосредственно затрагивающие права и свободы гражданина, либо неполная или заведомо ложная информация.

Определяющее значение в определении правомерности предоставления информации имеет ее статус (режим пользования).

Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).

Документированная информация с ограниченным доступом по условиям ее правового режима подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную.

Порядок обязательного предоставления (получения) информации, отнесенной к государственной тайне, и конфиденциальной информации устанавливается и осуществляется в соответствии с законодательством об этих категориях информации.

Неправомерная выдача информации с ограниченным доступом может повлечь уголовную ответственность по соответствующим статьям УК РФ, в частности по ст. ст. 155, 283 и др.

Объективная сторона рассматриваемого состава преступления включает деяния, которые могут быть совершены как путем действия, так и путем бездействия. Содержание преступления с объективной стороны заключается в выполнении одного из альтернативных деяний: а) отказа в предоставлении гражданину информации; б) уклонения должностного лица от предоставления информации; в) предоставления заведомо неполной информации; г) предоставления заведомо ложной информации.

Состав рассматриваемого преступления материальный. В качестве обязательного признака он предусматривает последствие в виде вреда правам и законным интересам гражданина и причинную связь между деянием и наступившим вредом. Отсутствие причинной связи исключает уголовную ответственность должностного лица. Поскольку последствия не конкретизированы, ими могут быть, например, причинение материального ущерба, морального вреда либо причинение иного вреда правам и законным интересам человека.

Под предоставлением неполной информации понимается предложение для ознакомления части документов и материалов, части информации, содержащейся в них, либо составление письменного ответа на запрос, содержащего лишь часть сведений, которые требуются адресату.

Под предоставлением ложной информации следует понимать предложение для ознакомления либо письменное предоставление сведений, не соответствующих действительности хотя бы частично.

Под отказом в предоставлении информации следует понимать прежде всего прямой отказ, открытое проявление нежелания соответствующего лица дать запрашиваемую информацию. Отказ может быть как устным, так и письменным.

Под уклонением от предоставления информации следует понимать активное поведение, выражающее завуалированные формы отказа в виде непредоставления информации под различными предлогами, не имеющими ни юридических, ни фактических оснований (например, ссылка на отсутствие запрашиваемой информации, которая фактически имеется), а также бездействие, когда виновный не дает ни устного, ни письменного ответа на запрос.

Для квалификации деяния как преступления отказ должен быть неправомерным, т. е. не соответствовать предписаниям закона или иного нормативного акта. Вопрос о неправомерности отказа следует рассматривать в совокупности с правомерностью требования о предоставлении информации. Если такое требование неправомерно, то нельзя ставить вопрос о неправомерности отказа в предоставлении информации.

Субъективная сторона рассматриваемого преступления выражается в умышленной форме вины. Деяние может рассматриваться как преступление только при наличии прямого или косвенного умысла. Виновный осознает, что он в прямой или завуалированной форме отказывает в предоставлении требуемых документов или материалов либо дает заведомо неполную или заведомо ложную информацию, предвидит, что этими действиями причиняет вред правам и законным интересам гражданина, и желает его причинить, допускает возможность причинения вреда либо относится к этому безразлично.

Мотивация совершения этих действий для квалификации значения не имеет.

Если виновный, руководствуясь нормами закона, ошибочно полагает, что он ¦ не вправе предоставлять запрашиваемую информацию, то его действия нельзя квалифицировать как преступные. Предоставление ложной либо неполной информации должно быть заведомым для виновного, т. е. он должен быть осведомлен о характере и неполноте содержания предоставляемой информации. Предоставление непроверенной либо ненадлежаще проверенной информации не образует в действиях виновного состава рассматриваемого преступления.

Субъект преступления специальный. Им являются те должностные лица органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, в компетенцию которых входит предоставление соответствующей информации.

Совершение указанных преступных деяний наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет.

Ответственность за нарушение закона о персональных данных

Лицам, нарушившим требования закона о персональных данных, в зависимости от конкретных обстоятельств и серьезности деяния может грозить не только административная и уголовная ответственность, но также гражданско-правовая и даже дисциплинарная (таблица 1). При этом административная ответственность с 1 июля 2017 года ужесточилась – вместо одного состава правонарушения ст. 13.11 КоАП РФ теперь предусматривает семь, а максимальный штраф составляет 75 тыс. руб.

Таблица 1. Виды ответственности за нарушение закона о персональных данных»

Вид ответственности

Это интересно:  Малозначительность деяния в уголовном праве: понятие, последствия

Нарушение

Санкция

Норма

Неправомерный отказ в предоставлении гражданину и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено законом, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации

Административный штраф на должностных лиц в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб.

Обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законом, либо обработка, несовместимая с целями сбора персональных данных

Предупреждение или административный штраф:

  • на граждан – от 1 тыс. до 3 тыс. руб.;
  • на должностных лиц – от 5 тыс. до 10 тыс. руб.;
  • на юридических лиц – от 30 тыс. до 50 тыс. руб.

Обработка персональных данных без письменного согласия субъекта, когда это необходимо, либо обработка данных с нарушением требований к составу сведений, включаемых в такое согласие

  • на граждан – от 3 тыс. до 5 тыс. руб.;
  • на должностных лиц – от 10 тыс. до 20 тыс. руб.;
  • на юридических лиц – от 15 тыс. до 75 тыс. руб.

Невыполнение оператором обязанности по опубликованию или обеспечению иным образом неограниченного доступа к политике обработки персональных данных

Предупреждение или административный штраф:

  • на граждан – от 700 до 1 тыс. руб.;
  • на должностных лиц – от 3 тыс. до 6 тыс. руб.;
  • на индивидуальных предпринимателей – от 5 тыс. до 10 тыс. руб.;
  • на юридических лиц – от 15 тыс. до 30 тыс. руб.

Невыполнение оператором обязанности по предоставлению субъекту персональных данных информации, касающейся обработки его персональных данных

Предупреждение или административный штраф:

  • на граждан – от 1 тыс. до 2 тыс. руб.;
  • на должностных лиц – от 4 тыс. до 6 тыс. руб.;
  • на индивидуальных предпринимателей – от 10 тыс. до 15 тыс. руб.;
  • на юридических лиц – от 20 тыс. до 40 тыс. руб.

Невыполнение оператором в установленные сроки требования субъекта персональных данных или его представителя либо Роскомнадзора об уточнении персональных данных, их блокировании или уничтожении (если данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки)

Предупреждение или административный штраф:

  • на граждан – от 1 тыс. до 2 тыс. руб.;
  • на должностных лиц – от 4 тыс. до 10 тыс. руб.;
  • на индивидуальных предпринимателей – от 10 тыс. до 20 тыс. руб.;
  • на юридических лиц – от 25 тыс. до 45 тыс. руб.

Невыполнение оператором при обработке персональных данных без использования средств автоматизации обязанности по соблюдению условий, обеспечивающих их сохранность и исключающих несанкционированный к ним доступ, если это повлекло неправомерный или случайный доступ к данным, их уничтожение, изменение, блокирование, копирование, предоставление, распространение либо иные неправомерные действия в отношении них

  • на граждан – от 700 до 2 тыс. руб.;
  • на должностных лиц – от 4 тыс. до 10 тыс. руб.;
  • на индивидуальных предпринимателей – от 10 тыс. до 20 тыс. руб.;
  • на юридических лиц – от 25 тыс. до 50 тыс. руб.

Невыполнение оператором, являющимся государственным или муниципальным органом, обязанности по обезличиванию персональных данных либо несоблюдение установленных для этого требований или методов

Предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3 тыс. до 6 тыс. руб.

Непредставление или несвоевременное представление в государственный или иной уполномоченный орган сведений, представление которых предусмотрено законом либо предоставление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде

  • на граждан – от 100 до 300 руб.;
  • на должностных лиц – от 300 до 500 руб.;
  • на юридических лиц – от 3 тыс. до 5 тыс. руб.

Незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или СМИ

Ш траф до 200 тыс. руб., либо обязательные работы на срок до 360 ч асов , либо исправительны е работы на срок до одного года, либо принудительные работы на срок до двух лет ( с лишением права занимать определенные должности на срок до трех лет или без такового ) , либо арест на срок до четырех месяцев, либо лишение свободы на срок до двух лет ( с лишением права занимать определенные должности на срок до трех лет )

То же деяние, совершенное с использованием служебного положения

Ш траф от 100 тыс. до 300 тыс. руб. , либо лишение права занимать определенные должности на срок от двух до пяти лет, либо принудительные работы на срок до четырех лет ( с лишением права занимать определенные должности на срок до пяти лет или без такового ) , либо арест на срок до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до четырех лет ( с лишением права занимать определенные должности на срок до пяти лет )

Незаконное публичное распространение информации, указывающей на личность лица, не достигшего 16 лет, по уголовному делу, либо информации, содержащей описание полученных им в связи с преступлением физических или нравственных страданий

Ш траф от 100 тыс. до 300 тыс. руб., либо лишение права занимать определенные должности на срок от трех до пяти лет, либо принудительны е работ ы на срок до пяти лет ( с лишением права занимать определенные должности на срок до шести лет или без такового ), либо арест на срок до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до пяти лет ( с лишением права занимать определенные должности на срок до шести лет )

Неправомерный отказ должностного лица в предоставлении документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление ему неполной или заведомо ложной информации, если это причинило вред правам и законным интересам граждан

Ш траф до 200 тыс. руб., либо лишение права занимать определенные должности на срок от двух до пяти лет

Неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, если это повлекло ее уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование

Ш траф до 200 тыс. руб. , либо исправительные работы на срок до одного года, либо ограничение свободы на срок до двух лет, либо принудительны е работ ы на срок до двух лет, либо лишение свободы на тот же срок

Причинение лицу убытков в результате нарушения правил обработки его персональных данных.

Под убытками при этом понимаются:

  • расходы, которые лицо произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права;
  • утрата или повреждение его имущества;
  • неполученные доходы, которые лицо получило бы, не будь его право нарушено.

Причинение гражданину морального вреда (нравственных страданий) вследствие нарушения правил обработки персональных данных

Компенсация морального вреда (независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных субъектом убытков)

Разглашение одним работником персональных данных другого, если они стали известны ему в связи с исполнением трудовых обязанностей

Иные нарушения в области персональных данных при их обработке

Которые вопросы уголовной ответственности за отказ в предоставлении информации гражданину Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Грошиков Кирилл Константинович

Статья посвящена анализу уголовно-правового обеспечения права гражданина на информацию . В своей статье автор соотносит новейшее информационное законодательство со статьей 140 УК РФ.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Грошиков Кирилл Константинович,

Текст научной работы на тему «Которые вопросы уголовной ответственности за отказ в предоставлении информации гражданину»

5.2. КОТОРЫЕ ВОПРОСЫ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ОТКАЗ В ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ ГРАЖДАНИНУ

Грошиков Кирилл Константинович соискатель Российская правовая академия

Аннотация. Статья посвящена анализу уголовно-правового обеспечения права гражданина на информацию. В своей статье автор соотносит новейшее информационное законодательство со статьей 140 УК РФ.

Ключевые слова: информация, отказ, уклонение, документ, ответственность, право.

На современном этапе развития общества информированность граждан существенно влияет на реализацию ими своих прав и обязанностей. Право на информацию в условиях информационного общества, благодаря усиливающимся процессам информатизации в России, стало одним из основных. В последние несколько лет активно идет реформа законодательства, обеспечивающая свободный оборот информации.

Так, 27 июля 2006 года был принят Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях», который установил основы правового статуса информации, и классифицировал ее в зависимости от категории доступа и порядка ее предоставления. Позднее, 7 февраля 2008 года Президентом была утверждена Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации. Стратегия признает, что обеспечение гарантированного свободного доступа граждан к информации — одна из важнейших задач государств.

Проводя активные реформы обеспечения права граждан на информацию среди нормативных правовых актов, регламентирующих порядок предоставления информации, было упущено из внимания законодательство, устанавливающее ответственность за нарушение этого права, между тем, нормы Уголовного кодекса, устанавливающие ответственность за нарушение права на информацию были созданы более двенадцати лет назад и с тех пор не подвергались изменению.

В соответствии с Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях» не может быть ограничен доступ к:

— нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;

— информации о состоянии окружающей среды;

— информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за

исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);

— информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;

Это интересно:  Состав и виды террористических актов как преступления

— иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

Примером отставания от развития общественных отношений уголовного законодательства, охраняющего право граждан на информацию являются проблемы конструкции диспозиции ст. 140 УК РФ. Несовершенство упомянутой нормы УК РФ на примере защиты Уголовным Законом права граждан на получение информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Часть вторая статьи 24 Конституции гласит: «Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечивать каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом».

Предметом преступления, предусмотренного статьей 140 УК РФ является информация, а точнее «материалы и документы, собранные в установленном законом порядке и содержащие сведения, интересующие гражданина в силу того, что они затрагивают его права и свободы»1.

Из диспозиции ст. 140 УК следует, что информация, являющаяся предметом преступления, обязательно должна содержаться на определенных материальных носителях. Речь идет о «материалах и документах»

Документированная информация — зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель. (ст. 2 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» )2.

Материал — «любые объекты, не относящиеся к документам, но содержащие информацию о гражданах»3.

В соответствии со ст. 7 ФЗ от 9 февраля 2009 года «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов ме-

1 Российское уголовное право: учеб.: в 2 т. Т. 2. Особенная часть / Г. Н. Борзенков, Л. В. Иногаова-Хегай, В. С. Комиссаров [и др.]; под. Ред. Л. В. Иногамовой-Хегай, В. С. Комисарова, А. И. Рарога. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. — с. 151

2 «Российская газета» от 29 июля 2006 г. N 165

3 Комментарий к Уголовному Кодексу Российской Федерации (для

предпринимателей)/ Под ред. А. Н. Гуева. — с. 261

Пробелы в российском законодательстве

стного самоуправления» информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может предоставляться в устной форме и в виде документированной информации, в том числе в виде электронного документа4.

Как мы видим, привязка информации к материальному носителю в новом законе отсутствует. Свободу формы предоставления информации о деятельности государственных органов иллюстрирует и положение того же закона, в соответствии с которым «при невозможности предоставления указанной информации в запрашиваемой форме информация предоставляется в том виде, в каком она имеется в государственном органе, органе местного самоуправления».

Многие ученые, анализировавшие предмет рассматриваемого преступления, сходятся во мнении, что привязка информации к материальному носителю является нецелесообразной5. Информация, обязательная для предоставления, непредостав-ление которой в соответствии с диспозицией статьи 140 УК причиняет вред правам и законным интересам граждан, может не содержаться на материальных носителях. Точка зрения относительно исключения из диспозиции статьи указания на «документы и материалы» представляется нам правильной. Данный шаг усовершенствует норму Уголовного кодекса, положение УК будет соответствовать актуальному законодательству в сфере обеспечения права на информацию, а также эффективно защищать существующие на данный момент эволюционировавшие общественные отношения.

Федеральный Закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» устанавливает принципы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления к ним относятся:

— открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;

— достоверность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления;

— свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом;

— соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права орга-

4 Российская газета от 13 февраля 2009 г. №25

низаций на защиту их деловой репутации при предоставлении информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Свои требования к информации предъявляет и норма ст. 140 УК РФ.

Во-первых, информация должна непосредственно затрагивать права и свободы гражданина.

Во-вторых, информация должна быть полной.

В-третьих, информация должна быть достоверной. Характеристика достоверности проистекает из установления уголовной ответственности за предоставление ложной информации.

Среди требований уголовного закона нет такой характеристики, как своевременность предоставления информации, однако, как мы видим, в этом уголовный закон отстает в оформлении общественных отношений от специального законодательства, регулирующего предоставление гражданину информации.

В литературе уже высказывались мнения относительно установления уголовной ответственности за несвоевременное предоставление информации6. Рассматривая возможность установления уголовной ответственности за несвоевременное предоставление информации, о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, следует иметь ввиду, что вред, причиненный в результате несвоевременного предоставления такой информации, не будет столь значительным, чтобы карать за данное деяние уголовноправовыми санкциями. Вопрос о несвоевременном предоставлении информации уже решается в рамках административной ответственности (ст. 5.39 КоАП РФ).

Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 140 УК РФ заключается:

в неправомерном отказе предоставить соответствующую информацию;

в предоставлении неполной информации;

в предоставлении заведомо ложной информа-ции7.

Неправомерный отказ в предоставлении информации — это открытое проявление (или заявление) нежелания предоставить требуемую информацию без уважительных причин и вопреки закону8.

7 Российское уголовное право: учеб.: в 2 т. Т. 2. Особенная часть / под. Ред. Л. В. Иногамовой-Хегай, В. С. Комисарова, А. И. Рарога. — 2е изд., перенраб. И доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. -с.151

8 Курс уголовного права. Том 5. Особенная часть (под ред. доктора юридических наук, профессора Г.Н.Борзенкова, доктора юридических наук, профессора В.С.Комиссарова) — М.: ИКД «Зерцало-М», 2002

Отказать — значит ответить отрицательно на просьбу, требование чего-либо; не согласиться предоставить кому-либо что-либо.9

Законодатель не указывает на форму отказа, следовательно отказ может быть выражен как в устной так и в письменной форме, а также при отсутствии какой-либо реакции на обращение гражданина за информацией.

Поскольку перечень способов совершения рассматриваемого преступления является закрытым, и исчерпывается названными деяниями, по нашему мнению, он не охватывает в полной мере, всех вариантов деяний, способных причинить вред правоохраняемым отношениям.

На наш взгляд, законодателем был упущен такой способ непредоставления информации, как уклонение.

В теории по поводу уклонения от предоставления информации существуют две позиции. Некоторые ученые считают уклонение формой отказа10, другие же настаивают на самостоятельном значении уклонения, как способа совершения данного преступления.

Уклониться — значит, воздерживаясь от какого-либо поступка, шага, суметь избежать чего-либо11.

Для обоснованности доводов обратимся к составу Уголовного кодекса, объективная сторона которого более всего сходна с рассматриваемым нами. Таким составом на наш взгляд является статья 287 УК РФ «Отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации».

Законодатель в данной норме прямо указывает на следующие способы совершения преступления:

1) неправомерный отказа в предоставлении информации;

2) уклонения от предоставления информации;

3) предоставление заведомо неполной информации;

4) предоставления заведомо ложной информации.

Если отказ предоставить информацию в отдельных случаях может быть правомерным (например, при отсутствии затребованных сведений), то уклонение всегда неправомерно и осуществляется под каким-либо надуманным предлогом (например, потеря документов, болезнь)12.

Как показывает анализ терминов, объем понятия «уклонение» не пересекается с такими категория-

9 С. И. Ожегов «Словарь русского языка» под. ред. Н. Ю. Шведовой. М.: «Русский язык» 1984 г.

11 Словарь русского языка в четырех томах / под ред. проф. Д. Ушакова — М.: «ТЕРРА», 1996 г.

12 Курс уголовного права. Том 5. Особенная часть (под ред. доктора юридических наук, профессора Г.Н.Борзенкова, доктора юридических наук, профессора В.С.Комиссарова) — М.: ИКД «Зерцало-М», 2002

ми, как отказ, предоставление неполной либо ложной информации — следовательно, следует включить уклонение от предоставления информации в объективную сторону статьи 140 УК РФ.

Таким образом, для наилучшего обеспечения уголовно-правовой защиты права граждан на получение информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления требуется модернизация статьи 140 УК РФ сообразно существующим на данный момент общественным отношениям.

Список использованной литературы:

2. Комментарий к Уголовному Кодексу Российской Федерации (для предпринимателей)/ Под ред. А. Н. Гуева, 2006 г.

5. С. И. Ожегов «Словарь русского языка» под. ред. Н. Ю. Шведовой. М.: «Русский язык» 1984 г.

6. Курс уголовного права. Том 5. Особенная часть (под ред. доктора юридических наук, профессора Г.Н.Борзенкова, доктора юридических наук, профессора В.С.Комиссарова) -М.: ИКД «Зерцало-М», 2002

Вопрос обеспечения права гражданина на получение необходимой ему информации в последнее время приобрел особую актуальность. Идущая на протяжении последних нескольких лет реформа информационного законодательства нуждается в научном осмыслении.

В статье дается обзор состояния законодательства обеспечивающего право граждан на получение необходимой им информации. Ценность работе придает факт недавнего принятия Федерального закона от 9 февраля 2009 года «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» который устанавливает принципы и порядок предоставления гражданам информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

В работе вскрываются недостатки уголовно-правовой нормы, связанные в основном с архаичностью ее конструкции и отставанием от общественных отношений.

Это интересно:  Тюрьма Таганская: где она находилась и чем прославилась?

Теоретическую ценность работы представляют собой рассуждения автора о признаках преступления, предусмотренного ст. 140 УК РФ. В работе приведены мнения ученых относительно эффективности конструкции диспозиции нормы, сделаны научные выводы и предложены пути решения выявленных проблем.

Статья может быть полезной научным работникам, работникам правоохранительных органов, законодателю, при конструировании уголовно-правовых и иных норм, затрагивающих обеспечение граждан информацией, необходимой для принятия важных решений, влияющих на реализацию их прав.

Научный руководитель: к. ю. н., проф. Никулин С. И.

Ст. 140 УК РФ. Отказ в предоставлении гражданину информации

Во 2 части 24 статьи Конституции установлена обязанность органов муниципальной и госвласти, а также их служащих предоставлять физлицам сведения, непосредственно касающиеся их свобод и прав. Гражданину такая информация может потребоваться в самых разных случаях. Неисполнение уполномоченными структурами и должностными лицами их обязанности преследуется по закону. Ответственность установлена в 140 статье УК РФ и ст. 5.39 КоАП. Рассмотрим их особенности.

Уголовная ответственность

За незаконный отказ должностных лиц в предоставлении материалов, документов, собранных в установленном порядке и непосредственно касающихся свобод и прав гражданина, такие лица наказываются:

  • Денежным взысканием до 200 тыс. р. или равным доходам виновного за 1,5 г.
  • Запретом вести деятельность или замещать посты определенных видов в течение 2-5 лет.

Аналогичные санкции предусмотрены и в случае предоставления заведомо ложных или неполных сведений. Однако обязательным условием наступления ответственности является причинение вреда законным интересам граждан или их правам.

Объективный аспект

Ответственность по 140 статье УК РФ наступает при:

  • Незаконном отказе в предоставлении физлицу материалов или документов.
  • Уклонении от предоставления сведений.
  • Предоставлении заведомо ложных или неполных данных.

Специфика деяния

Неправомерным отказом считается нежелание уполномоченного лица предоставить информацию, выраженное открыто. При этом он может быть письменным либо устным.

Предоставлением заведомо неполных данных является предложение ознакомиться с частью документов/материалов, частью сведений, которые в них присутствуют. Нарушением прав заявителя будет считаться также письменный ответ на запрос, содержащий только часть информации, которая необходима заинтересованному лицу.

Предоставлением заведомо ложных данных является предложение ознакомиться с информацией, не соответствующей действительности. При этом нарушение прав заявителя будет констатировано даже в том случае, если ложными будут не все сведения, а только их часть.

Уклонение от предоставления данных

Им считается активное поведение, которое выражает отказ в завуалированной форме. Уполномоченный служащий может уклоняться от предоставления субъекту данных, придумывая различные предлоги, не имеющие никаких (ни фактических, ни юридических) оснований. К примеру, при отказе в предоставлении информации гражданину должностное лицо может сослаться на то, что запрашиваемые сведения отсутствуют, хотя на самом деле они имеются в распоряжении.

Уклонением следует считать и бездействие. Речь, в частности, об отсутствии и устного, и письменного ответа на запрос.

Для признания деяния наказуемым по УК РФ отказ в предоставлении гражданину информации должен быть противоправным, т. е. противоречить положениям закона или иного нормативного акта.

Специфика состава

Незаконный отказ в предоставлении гражданину информации имеет материальную конструкцию. Наказание вменяется в случае, если действия/бездействия уполномоченного субъекта причинили интересам или правам заявителя ущерб.

Последствия преступления в законе не конкретизируются. Соответственно, они могут быть различными. К примеру, о тказ в предоставлении информации гражданину может повлечь материальный или моральный вред, ущемление интересов лица и пр.

Субъективный аспект

Ущемление права на информацию должностным лицом происходит умышленно. При квалификации деяния мотив и цель не имеют значения.

К ответственности может привлекаться только специальный субъект – должностное лицо госструктуры, органа территориального самоуправления, учреждения, предприятия, организации любых форм собственности, уполномоченных предоставлять соответствующие сведения.

Административная ответственность

В ст. 5.39 КоАП закреплено наказание в виде денежного взыскания от 5 до 10 тыс. р. за незаконный отказ в предоставлении информации гражданину или организации. Эта же санкция установлена в случае несвоевременного ответа на запрос лица или предоставления заведомо недостоверных данных.

Как выше говорилось, право на информацию закреплено в Конституции. При этом Основной Закон допускает его ограничение исключительно в соответствии с федеральным законодательством. Соответствующее положение закреплено в 3 части 55 статьи Конституции.

Следует обратить внимание, что право лица на получение информации ограничивается только федеральным, а не региональным законом.

В соответствии с 3 частью 41 статьи Конституции, при сокрытии служащими обстоятельств или фактов, представляющих для здоровья/жизни людей опасность, указанные должностные лица привлекаются к ответственности.

Особенности терминологии

Под предоставлением заявителю материалов, документов следует понимать использование им информационных ресурсов. Порядок доступа и пользования источниками данных определяется в ФЗ № 24. В соответствии с положениями нормативного акта, информацией являются сведения о предметах, явлениях, фактах, событиях, процессах вне зависимости от формы предоставления. Документированными данными (документами) считаются сведения, содержащиеся на материальном носителе с реквизитами, позволяющими их идентифицировать.

Пользователями информации являются граждане, госорганы, структуры местной власти, общественные объединения, организации и пр. Эти субъекты имеют равные права на доступ к государственным ресурсам и не должны обосновывать их владельцам необходимость ознакомления с запрашиваемыми данными. Исключением являются сведения, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством.

Права и обязанности компетентных структур и лиц

Правила получения информации определяются владельцем соответствующего ресурса. Перечни видов сведений, данные об условиях и порядке доступа к ним предоставляются пользователям бесплатно.

Органы госвласти, организации, ответственные за создание и использование баз данных, должны обеспечить условия для оперативного предоставления полной и достоверной информации в соответствии с обязанностями, предусмотренными в положениях (уставах).

Правила накопления, обработки и использования документированных сведений с ограниченным доступом, порядок их защиты и доступа к ним устанавливаются уполномоченными структурами, ответственными за определенные массивы данных, в рамках их компетенции.

Права заявителей

Гражданам и юрлицам должен предоставляться доступ к документированным сведениям о них, право уточнять их для обеспечения достоверности и полноты данных. Заинтересованные субъекты вправе знать, кто и для чего использовал или использует информацию о них.

Ограничение доступа заявителей к таким данным допускается только по основаниям, установленным в федеральном законодательстве.

Владелец ресурса, на котором содержится документированная информация, должен предоставить ее бесплатно по требованию субъектов, которых она касается.

Нормативное регулирование

В отечественной правовой системе существует ряд законов, предусматривающих ответственность за отказ в предоставлении сведений. Так, в соответствии с 13 статьей ФЗ № 44 от 16.04.2001 г., отказ в доступе к государственной базе данных о детях, оставленных без родительского попечения, предоставление заведомо недостоверных сведений о них, сокрытие информации о них или иные противоправные действия, ущемляющие право граждан на информацию или создающие препятствия для его реализации, могут быть оспорены в суде. Обжалование осуществляется в порядке, закрепленном в ГПК.

В соответствии с ФЗ № 131, структуры местной власти и их служащие обязаны обеспечивать каждому заинтересованному субъекту возможность ознакомиться с документами, материалами, которые имеют непосредственное отношение к свободам и правам заявителя. Кроме того, указанные лица и органы должны предоставлять достоверные и полные сведения о своей работе, если другое не закреплено в федеральном законодательстве.

Информация о деятельности федеральных структур власти

Правительство и прочие исполнительные органы федерального уровня должны обеспечивать доступ юридических и физлиц к сведениям о своей работе. Для этого устанавливается перечень сведений, обязательных для публикации на информационных ресурсах публичного пользования.

К таким данным относят информацию о:

  • нормативных актах, принимаемых правительством, федеральными ведомствами и министерствами;
  • персональных данных председателя и членов правительства, руководителях органов исполнительной власти федерального уровня, их территориальных подразделениях, а также других должностных лицах.

Такая необходимость обуславливается властными полномочиями правительства, обязывающего ведомства и министерства создавать публичные информационные ресурсы.

Характер нарушений

Ненадлежащее исполнение или невыполнение обязанностей, установленных Конституцией и федеральным законодательством, рассматривается как административное правонарушение, наказание за которое определено в статье 5.39 КоАП.

Им, в частности, считается несвоевременная или нерегулярная публикация информационных ресурсов в Интернете, прочих системах публичного пользования.

По смыслу ст. 5.39 КоАП предоставление заявителю доступа к интересующим его сведениям не связано с их содержанием, однако обуславливается регламентацией права лица федеральным законом. Соответственно, субъекту должна предоставляться не только информация, которая имеет непосредственное отношение к его свободам и правам, но и другие сведения, к которым, в частности, относятся данные о работе Правительства и исполнительных структур федерального уровня.

Заключение

Различие между административным правонарушением, предусмотренным статьей 5.39, и преступлением, санкции за которое закреплены 140 нормой УК, обусловлено опасными последствиями. При неправомерном отказе уполномоченного служащего в предоставлении собранных по установленным правилам материалов/документов, имеющих непосредственное отношение к свободам/правам субъекта, предоставление заведомо ложных/неполных сведений признается уголовно наказуемым деянием, если будет установлен вред интересам заявителя. Достаточно только доказанного факта наличия ущерба для привлечения к ответственности.

Статья написана по материалам сайтов: stykrf.ru, bvyazemy.ru, www.garant.ru, cyberleninka.ru, businessman.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector