Уголовно-исполнительная система РФ: что это и какие функции имеет

Функция исполнения наказаний является объективно необходимой для любого государства. Пока существует преступность, государство вынуждено обращаться к наказанию лиц, его совершивших, их изоляции от общества. Столь же объективно существование органов и учреждений, исполняющих наказание, которые в совокупности представляют определенную систему. В зависимости от особенностей политики государства в сфере исполнения наказаний и сложившихся традиций в различных странах данную систему определяют как тюремную или пенитенциарную. В Российской Федерации для характеристики органов и учреждений, исполняющих наказания, используется термин «уголовно-исполнительная система» (он пришел на смену термину «исправительно-трудовая система», используемому в советский период, в результате кардинальных реформ 1990-х годов и изменения политики государства в сфере исполнения наказаний).

К таким учреждения и органам относились: колонии-поселения, воспитательные колонии, лечебные исправительные учреждения, исправительные колонии общего, строгого или особого режима, тюрьмы и следственные изоляторы.

УИК РФ Уголовно-исполнительный кодекс РФ: Федеральный закон от 8 января 1997 года № 1-ФЗ // Российская газета. 1997. 16 января. в ч. 14 ст. 16 расширил данный перечень, включив в него также уголовно-исполнительные инспекции, арестные дома.

Первым шагом к установлению единой государственной тюремной системы управления в России было создание в 1802 г. Министерства внутренних дел России, в котором вопросами исполнения наказаний ведало ведомство полиции. Только в 1879 г. в составе МВД России появилось Главное тюремное управление (ГТУ), которое в 1895 г. было передано в ведение Министерства юстиции и просуществовало в его составе до 1922 г.

С установления советской власти этот орган управления местами заключения неоднократно преобразовывался: сначала в тюремное управление; позднее (1918 г.) в тюремную коллегию при Наркомате юстиции.

По Постановлению ВЦИК и СНК от 31 декабря 1930 г. «О мероприятиях, вытекающих из ликвидации Наркомата внутренних дел РСФСР и Наркоматов внутренних дел автономных республик» на Наркомат юстиции РСФСР возлагалось общее руководство исправительно-трудовой политикой и законодательством, организация и руководство местами лишения свободы. Для этого в его составе вновь было образовано Главное управление исправительно-трудовых учреждений.

В 1934 г. Постановлением ВЦИК и СНК СССР от 27 октября исправительно-трудовые учреждения были переданы в ведение НКВД СССР. В марте 1953 г. места заключения (кроме политических) вновь передаются Министерству юстиции, но спустя год их опять возвращают в состав Министерства внутренних дел.

Более поздний этап реформирования уголовно-исполнительной системы связывается с принятием 8 октября 1997 г. Указа Президента РФ О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел РФ: Указ Президента Российской Федерации от 8 октября 1997 года № 1100 // Российская газета. 1997. 15 октября., согласно которому уголовно-исполнительная система снова передается в ведение Министерства юстиции РФ.

В настоящее время территориальные органы уголовно-исполнительной системы создаются федеральным органом уголовно-исполнительной системы на территориях субъектов РФ. К ним относятся главные управления либо управления исполнения наказаний (ГУИН, УИН), создаваемые в структуре органов юстиции краев, областей и республик в составе Российской Федерации и находятся в централизованном управлении центрального органа управления уголовно-исполнительной системы — Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) Министерства юстиции РФ.

Положения о федеральном органе уголовно-исполнительной системы (ФСИН), его структура и предельная численность утверждаются Президентом РФ.

Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) является федеральным органом исполнительной власти, деятельность которого направлена на осуществление следующих основных функций:

2) по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных;

3) по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию;

4) по контролю над поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.

ФСИН России возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Назначение на должности высшего начальствующего состава сотрудников уголовно-исполнительной системы и освобождение от указанных должностей осуществляется Президентом РФ по представлению Министра юстиции РФ, если иное не установлено федеральным законом.

Структура Федеральной службы исполнения наказаний включает в себя:

1) аппарат директора;

2) управление безопасности;

3) управление социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными;

4) управление конвоирования и спецперевозок;

5) управление следственных изоляторов центрального подчинения;

6) управление исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы;

7) управление социальной адаптации осужденных;

8) бюро исполнения приговоров и специального учета и др.

Следует отметить, что в соответствии со ст. 5 Закона «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» в уголовно-исполнительную систему по решению Правительства РФ могут включаться предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения. В настоящее время медицинское обслуживание осужденных и подследственных обеспечивают 131 больница различного профиля, а также медицинские части или здравпункты в каждом учреждении, 59 лечебных исправительных учреждений для больных туберкулезом, 9 лечебных исправительных учреждений для больных наркоманией.

Производственный потенциал УИС составляют 262 федеральных государственных унитарных предприятия, 495 центров трудовой адаптации осужденных, 35 лечебно-производственных и 32 учебно-производственных мастерских.

При исправительных и воспитательных колониях функционируют 309 вечерних общеобразовательных школ и 482 учебно-консультационных пункта, 334 профессионально-технических училища http://www.fsin.su/main.phtml?cid=6 .

Финансирование расходов на содержание центрального аппарата ФСИН России, ее территориальных органов, учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов, а также предприятий и учреждений, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

1) реконструкция и строительство следственных изоляторов с условиями содержания подследственных в соответствии с законодательством РФ;

2) реконструкция и строительство исправительных учреждений с условиями содержания осужденных в соответствии с законодательством РФ;

3) строительство 26-ти следственных изоляторов с условиями содержания подследственных в соответствии с международными стандартами и ряд других.

Уголовно-исполнительная система Российской Федерации и ее персонал

Российская система учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, с начала XX в. традиционно основывалась на строгой централизации.

Первоначально, со времени законодательного закрепления термина исправительно-трудовая система» в ст. 5 ИТК РСФСР 1924 г., под ним понималась единая система исправительно-трудовых учреждений, в свою очередь получившая название по наименованию соответствующей отрасли законодательства.

С развитием уголовного и исправительно-трудового законодательства, с появлением новых видов учреждений, признанных исполнять уголовные наказания, не только связанные с исправительно-трудовым воздействием, возникла необходимость уточнения данного понятия. В связи с недостаточно четким выявлением правовой природы этих наказаний и органов, их исполняющих, сомнениями в возможности отнесения их к исправительно-трудовым учреждениям в литературе для обозначения всех указанных учреждений стали употребляться такие термины, как «исправительная система» и «система исполнения наказаний».

Поэтому представляется вполне логичным и обоснованным, что в процессе формирования новой политики в сфере исполнения уголовных наказаний, создания соответствующей отрасли законодательства (права) в теорию и практику было введено понятие «уголовно-исполнительная система». Впервые официальное закрепление оно получило в Концепции реформы уголовно-исполнительной системы, подготовленной в МВД СССР в 1990 г.

Впервые в нормативный оборот термин «уголовно-исполнительная система» был введен Законом об учреждениях, исполняющих уголовные наказания. В действующей редакции ст. 5 этого Закона говорится, что УИС включает в себя: учреждения, исполняющие наказания; территориальные органы; федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных (федеральный орган УИС). Кроме того, в УИС по решению Правительства РФ могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности УИС, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения. Перечень организаций и учреждений, входящих в УИС, в настоящее время утвержден постановлением Правительства РФ от 01.02.2000 № 89 «Об утверждении перечня видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему».

Виды учреждений, исполняющих наказания, определяются УИК РФ (ст. 16, 74). Учреждения, исполняющие наказания, являются юридическими лицами. Решения об их создании и ликвидации принимаются Правительством РФ по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ.

Учреждения, исполняющие наказания, обязаны: 1) обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства РФ; 2) создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; 3) обеспечивать привлечение осужденных к труду, а также осуществлять их общее и профессиональное образование и профессиональное обучение; 4) обеспечивать охрану здоровья осужденных; 5) осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы; 6) в пределах своей компетенции оказывать содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность; 7) обеспечивать режим содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также соблюдение их прав и исполнение ими своих обязанностей в соответствии с Законом о содержании под стражей.

Территориальные органы УИС (Главные управления (Управления) Федеральной службы исполнения наказаний по субъекту РФ) создаются федеральным органом УИС на территориях субъектов РФ. Они осуществляют руководство подведомственными учреждениями, исполняющими наказания, а также специальными подразделениями УИС по конвоированию. Территориальные органы являются юридическими лицами и владеют, распоряжаются и пользуются закрепленным за ними имуществом. В интересах развития социальной сферы УИС, а также привлечения осужденных к труду территориальные органы УИС имеют право создавать предприятия любых организационно-правовых форм, участвовать в их создании и деятельности на правах учредителя, а также в управлении ими.

Федеральный орган УИС — ФСИН России, которая является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.

Положение о ФСИН России и предельная численность работников ее центрального аппарата утверждены Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний».

Основными задачами ФСИН России являются: 1) исполнение в соответствии с законодательством РФ уголовных наказаний, содержание под стражей лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых: 2) контроль за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений; 3) контроль за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания; 4) обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей; 5) обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, и в следственных изоляторах, обеспечение безопасности содержащихся в них осужденных, лиц, содержащихся под стражей, а также работников УИС, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений и следственных изоляторов; 6) охрана и конвоирование осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по установленным маршрутам конвоирования, конвоирование граждан Российской Федерации и лиц без гражданства на территорию РФ, а также иностранных граждан и лиц без гражданства в случае их экстрадиции; 7) охрана психиатрических больниц (стационаров) специализированного типа, обеспечение безопасности находящихся па их территориях лиц, сопровождение и охрана лиц, которым назначено принудительное лечение в указанных больницах (стационарах), при переводе их в другие аналогичные больницы (стационары), а также в случае направления их в иные учреждения здравоохранения для оказания медицинской помощи; 8) создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров РФ и федеральных законов; 9) организация деятельности по оказанию осужденным помощи в социальной адаптации; 10) управление территориальными органами ФСИН России и непосредственно подчиненными учреждениями.

Это интересно:  Выделение уголовного дела в отдельное производство, ст 154 УПК РФ

Персонал — личный состав учреждения, предприятия или часть этого состава, представляющая собой группу по профессиональным или иным признакам. Отечественный законодатель в ч. 3 ст. 24 Закона об учреждениях, исполняющих уголовные наказания, причислил к персоналу УИС работников, состоящих в штатах учреждений, исполняющих наказания, объединений учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы и следственных изоляторов. Из смысла ч. 1 данной статьи следует, что понятие персонала охватывает две категории работников: сотрудников, имеющих специальные звания и замещающих должности начальствующего состава, а также рабочих и служащих исправительных учреждений. Указанные категории персонала имеют различное правовое положение, решают отличные по характеру и значимости задачи и функции.

Организация деятельности рабочих и служащих, их трудовые отношения регламентируются законодательством РФ о труде и правилами внутреннего распорядка учреждений, исполняющих наказания. В учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания, специалисты, рабочие и служащие заняты на вспомогательных, обеспечивающих должностях.

Правовой статус сотрудников, порядок и условия прохождения ими службы в настоящее время регламентируются Законом об учреждениях, исполняющих уголовные наказания, и иными нормативными правовыми актами РФ. В соответствии с действующим законодательством сотрудники учреждений осуществляют государственно-управленческие функции по обеспечению общественной безопасности, законности и правопорядка, защите прав и свобод человека и гражданина в сфере исполнения уголовных наказаний. При этом они выполняют свои обязанности и пользуются правами в пределах своей компетенции, определяемой замещаемой должностью. Тем самым сотрудники являются федеральными государственными служащими, осуществляющими профессиональную деятельность по реализации такой специфической правоохранительной функции государства, как исполнение уголовных наказаний. Кроме того, являясь представителями власти, сотрудники наделены широкими властными полномочиями по борьбе с преступностью, пресечению противоправных действий, применению принудительных мер как в отношении осужденных, так и других граждан (ст. 26 названного Закона). Например, ст. 19.3 КоАП РФ устанавливает ответственность граждан за неповиновение законному распоряжению сотрудника органов УИС.

В условиях административной реформы меняются подходы как к организации и функционированию государственной службы РФ в целом, так и государственной службы в учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы в частности. В Федеральном законе от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» нормативно закреплено разделение государственной службы по видам — гражданская служба, военная служба, правоохранительная служба. Очевидно, с учетом характера осуществляемых сотрудниками учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, государственно-властных функций и полномочий правоохранительная служба должна стать основным видом в рассматриваемой системе. Это прямо следует из определения правоохранительной службы, сформулированного в ст. 7 упомянутого Закона: «правоохранительная служба вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины правоохранительной службы».

Правовое регулирование этого нового социально-правового института будет развиваться на базе федерального закона «О правоохранительной службе Российской Федерации», проект которого в настоящее время разрабатывается. Очевидно, на основе этого общего законодательного акта будет принят и отдельный федеральный закон, отражающий особенности правового положения, компетенцию и полномочия служащего правоохранительной службы в учреждениях и органах, исполняющих наказания, вытекающие из специфики правоохранительной функции этих учреждений и органов.

В то же время ч. 3 ст. 8 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» допускает учреждение в федеральном государственном органе должностей государственной службы различных видов. Реализуя данное законодательное положение, Президент РФ поручил Правительству РФ установить численность государственных должностей федеральной государственной гражданской службы в УИС. Постановлением от 05.01.2005 № 4 «Об установлении предельной численности должностей федеральной государственной гражданской службы в уголовно-исполнительной системе» Правительство РФ установило с 1 января 2005 г. предельную численность должностей федеральной государственной гражданской службы в УИС в количестве 52 единиц. Эти должности введены в центральном аппарате ФСИН России, а также в научных и учебных учреждениях.

Таким образом, персонал учреждений, исполняющих наказания, будут составлять как сотрудники, имеющие специальные звания и состоящие на правоохранительной службе, так и лица, замещающие государственные должности федеральной гражданской службы. Исходя из общемировой практики, переход к комплектованию персонала исправительных учреждений из числа государственных гражданских служащих является наиболее перспективным, так как это отвечает требованиям дальнейшей гуманизации и демократизации исполнения уголовных наказаний. Вместе с тем резкий отказ от «людей в форме» в исправительных учреждениях в силу исторических традиций и сложившегося менталитета сотрудников и осужденных может оказать негативное влияние на деятельность этих учреждений и привести к нежелательным последствиям.

Уголовно-исполнительная система Российской Федерации

Учреждения, исполняющие наказания, являются юридическими лицами; их виды определяются УИК РФ. Решения о создании и ликвидации таких учреждений принимаются Правительством РФ по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ.

Учреждения, исполняющие наказания, обязаны: 1) обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации; 2) создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; 3) обеспечивать привлечение осужденных к труду, а также осуществлять их общее и профессиональное образование и профессиональное обучение; 4) обеспечивать охрану здоровья осужденных; 5) осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы; 6) в пределах своей компетенции оказывать содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность; 7) обеспечивать режим содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также соблюдение прав и исполнение обязанностей подозреваемыми и обвиняемыми в соответствии с Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Территориальные органы УИС (Главные управления (Управления) Федеральной службы исполнения наказаний по субъекту РФ) создаются федеральным органом УИС на территориях субъектов РФ. Они осуществляют руководство подведомственными учреждениями, исполняющими наказания, а также специальными подразделениями УИС по конвоированию. Территориальные органы являются юридическими лицами и владеют, распоряжаются и пользуются закрепленным за ними имуществом. В интересах развития социальной сферы УИС, а также привлечения осужденных к труду территориальные органы УИС имеют право создавать предприятия любых организационно-правовых форм, участвовать в их создании и деятельности на правах учредителя, а также в управлении ими.

Федеральный орган УИС – Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России), которая является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.

Положение о ФСИН России и предельная численность работников центрального аппарата утверждены Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1314.

Основными задачами ФСИН России являются:

1) исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовных наказаний, содержание под стражей лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых;

2) контроль за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания;

3) обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей;

4) обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и в следственных изоляторах, обеспечение безопасности содержащихся в них осужденных, лиц, содержащихся под стражей, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений и следственных изоляторов;

5) охрана и конвоирование осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по установленным маршрутам конвоирования, конвоирование граждан Российской Федерации и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства в случае их экстрадиции;

6) создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов;

7) организация деятельности по оказанию осужденным помощи в социальной адаптации;

Это интересно:  Отвод судьи в уголовном процессе в соответствии со ст. 64 УПК РФ

8) управление территориальными органами ФСИН России и непосредственно подчиненными учреждениями.

Персонал учреждений, исполняющих наказания, – это работники УИС, состоящие в штатах учреждений, исполняющих наказания, объединений учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, предприятий учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов, входящих в УИС.

К работникам УИС относятся лица, имеющие специальные звания сотрудников уголовно-исполнительной системы, рабочие и служащие учреждений, исполняющих наказания, объединений учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, предприятий учреждений, исполняющих наказания, федерального органа УИС и его территориальных органов, а также следственных изоляторов, предприятий, научно-исследовательских, проектных, лечебных, учебных и иных учреждений, входящих в УИС.

Порядок и условия прохождения службы сотрудниками УИС регламентируются Законом РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и иными нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами Минюста России. Перечень должностей высшего начальствующего состава сотрудников УИС и соответствующих этим должностям специальных званий утверждается Президентом РФ.

Организация деятельности рабочих и служащих, их трудовые отношения регламентируются законодательством РФ о труде и правилами внутреннего распорядка учреждений, исполняющих наказания.

Кроме того, п. 3 ст. 8 Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» допускает учреждение в федеральном государственном органе должностей государственной службы различных видов. Реализуя данное законодательное положение постановлением от 5 января 2005 г № 4 «Об установлении предельной численности должностей федеральной государственной гражданской службы в уголовно-исполнительной системе», Правительство РФ установило с 1 января 2005 г. предельную численность должностей федеральной государственной гражданской службы в уголовно-исполнительной системе в количестве 52 единиц. Эти должности введены в центральном аппарате ФСИН России, а также в научных и учебных учреждениях. Деятельность государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы регулируется Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и принятыми в его развитие нормативными правовыми актами.

§ 2. Уголовно-исполнительная система и основные направления ее реформирования

Аппараты управления этих двух систем действуют независимо друг от друга, финансирование их деятельности осуществляется по разным статьям бюджета. Лишь на уровне федеральных округов аппараты управления органами и учреждениями Министерства юстиции объединены в единую структуру, однако в центре, в субъектах РФ и на местах аппараты управления этих двух структур функционируют раздельно и самостоятельно.

ФСИН России возглавляет уголовно-исполнительную систему Российской Федерации. Термин «уголовно-исполнительная система» на законодательном уровне был впервые введен Законом от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Согласно данному Закону единую уголовно-исполнительную систему составляли учреждения и органы, исполняющие лишь уголовные наказания в виде лишения свободы. Уголовно-исполнительный кодекс РФ эту систему дополнил исполнением еще двух наказаний — ограничения свободы и ареста (ст. 16 УИК РФ). Федеральным законом от 21 июля 1998 г. № 117 «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы» уголовно-исполнительные инспекции из оргйнов внутренних дел должны были быть переданы в УИС Министерства юстиции РФ по мере создания необходимых уело- вий, но не позднее 2000 г. (ст. 22 Закона). Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 1999 г. № 199 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 19 июля 1997 г. № 729 «Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности» порядок создания инспекций как учреждений уголовно-исполнительной системы и определения их организационно-правового статуса устанавливается Министерством юстиции РФ. Статья 16 УИК РФ (в ред. Федерального закона от 21 февраля 2001 г.) в п. 14 уголовно- исполнительную систему определяет следующим образом: «Учреждения, исполняющие наказания, указанные в части второй (лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. — А. 3.), четвертой (обязательные работы. — А. 3.), пятой (исправительные работы. — А. 3.), седьмой (ограничение свободы. — А. 3.), восьмой (арест. — А. 3.), девятой (лишение свободы. — А. 3.) и десятой (пожизненное лишение свободы. — А. 3.) настоящей статьи, являются учреждениями уголовно-исполнительной системы». Такая же структура УИС закреплена и в пункте 14 ст. 16 УИК РФ в редакции Федерального закона № 161-ФЗ 2003 г.

В соответствии с Указом Президента РФ от 17 сентября 1998 г. № 1116 «О некоторых мерах по реформированию внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации» и постановлением Правительства РФ от 5 апреля 1999 г. № 366 «О порядке и условиях выполнения учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации функции конвоирования осужденных и лиц, заключенных под стражу» эта функция вместе со штатной численностью военнослужащих была передана из внутренних войск в ведение уголовно-исполнительной системы. Это в свою очередь обусловило создание в составе ФСИН России самостоятельной военизированной службы, ее осуществляющей. Таким образом, уголовно-исполнительная система в своих руках полностью сосредоточила функции надзора, охраны и конвоирования осужденных и лиц, находящихся под стражей, завершив длительную поэтапную их передачу из ведения внутренних войск. Уголовно-исполнительная система стала еще более военизированной структурой в государстве. Все это в конечном итоге обусловило отнесение Министерства юстиции РФ к силовым ведомствам (пожалуй, единственный в современной мировой практике случай), в результате чего Указом Президента РФ от 7 декабря 1998 г. № 1483 «О внесении изменений в Указ Президента

Российской Федерации от 22 сентября 1998 г. № 1142 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерство юстиции РФ как силовое ведомство было подчинено непосредственно Президенту РФ. Следует подчеркнуть, что и сейчас такое подчинение сохранено. В ст. 2 Положения о ФСИН России его структура и предельная численность работников центрального аппарата утверждается Президентом РФ, им же назначается и освобождается по представлению Председателя Правительства РФ и директор ФСИН (ст. 10 Положения). В таком виде уголовно-исполнительная система России и функционирует в настоящее время, выполняя в том числе и такие специфические функции силовых ведомств, как участие в антитеррористических операциях. Следует отметить, что высказываются весьма серьезные возражения против подобной трансформации уголовно-исполнительной системы, предлагается до минимума свести ее военизированность и перевести весь персонал в разряд гражданских служащих. Эти возражения существенно тормозят прохождение Закона «О службе в УИС РФ» в разных звеньях законодательного процесса после принятия его Государственной Думой в третьем чтении 14 декабря 1999 г.

Положением о ФСИН России (ст. 3) на данную федеральную службу возложено выполнение следующих основных задач: 1)

исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовных наказаний, содержания под стражей лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений и подсудимых; 2)

контроль за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания; 3)

обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей; 4)

обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и в следственных изоляторах, обеспечение безопасности содержащихся в них осужденных, лиц, содержащихся под стражей, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территории этих учреждений и следственных изоляторов; 5)

охрана и конвоирование осужденных, содержащихся под стражей, по установленным маршрутам конвоирования, конвоирование граждан РФ и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства в случае их экстрадиции; 6) создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров РФ и федеральных законов; 7)

организация деятельности по оказанию осужденным помощи в социальной адаптации; 8)

управление территориальными органами ФСИН России и непосредственно подчиненными учреждениями.

Уголовно-исполнительная система включает учреждения и органы, исполняющие наказания: исправительные учреждения (исправительные колонии общего, строгого и особого режима, колонии-поселения, лечебные исправительные учреждения, тюрьмы, воспитательные колонии), уголовно-исполнительные инспекции, а также следственные изоляторы (в отношении осужденных, которые оставлены для хозяйственного обслуживания этих учреждений). Кроме того, по решению Правительства РФ в уголовно- исполнительную систему входят предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения; список подобных учреждений периодически обновляется Правительством РФ.

В уголовно-исполнительную систему входят также территориальные и центральные органы управления уголовно-исполнительной системы.

Федеральная служба исполнения наказаний России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания. В центральном аппарате ФСИН России разрешено иметь шесть заместителей директора службы, в том числе одного первого заместителя, а также 17 управлений по основным направлениям деятельности службы (а было до 30 таких управлений и 10 заместителей). В связи с образованием федеральных округов рядом функций центрального органа управления УИС на уровне координации и организации взаимодействия наделены соответствующие службы аппарата управления данным округом в пределах подведомственных им территориальных органов управления уголовно-исполнительной системы.

Территориальные органы управления УИС не представляют собой однообразной картины. Существует система лесных исправительных учреждений, имеющих самостоятельные аппараты управления в лице главных управлений, управлений лесными исправительными учреждениями. В субъектах РФ в зависимости от численности осужденных, арестованных и персонала функционируют главные управления, управления, отделы (отделения) по исполнению наказаний ФСИН России по данной территории (республике, краю, области и другим административно-территориальным структурам).

Реформирование уголовно-исполнительной системы началось еще в советское время, особенно активно оно осуществлялось в 90-е гг. (подробно см. соответствующие разделы данного учебника). Однако наиболее интенсивно оно проходило после передачи УИС в ведение Министерства юстиции РФ, и это вполне понятно. Необходимо было не только переработать нормативную базу, но и определить на длительный период стратегию развития системы. В свое время была разработана Концепция реорганизации уголовно-исполнительной системы МВД России на период до 2005 г., которая была одобрена Президентом РФ 13 января 1996 г.

Это интересно:  Как подать в суд за клевету в 2019 году?

Данная Концепция в целом подтвердила свою жизнеспособность, многие ее положения были реализованы на законодательном уровне, особенно в новом УИК РФ. Это позволило укрепить правопорядок в местах лишения свободы, достичь снижения преступности и нарушений режима, уменьшить традиционную конфронтацию между персоналом и осужденными, улучшить микроклимат в коллективах сотрудников. Вместе с тем она перестала отвечать современным реалиям, особенно в связи с передачей УИС в ведение Министерства юстиции РФ, что обусловило необходимость разработки новой редакции данной Концепции. Новая Концепция реформирования уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2005 г. была разработана, рассмотрена и одобрена на коллегии Министерства юстиции РФ, заседании Экспертного совета при Правительстве РФ и представлена на рассмотрение Президенту РФ.

Сохраняя преемственность основных положений Концепции 1996 г., новая редакция данного документа содержит ряд положений, которые помогут реализовать реальные возможности, связанные с функционированием УИС в Министерстве юстиции России, существенно не выходя за рамки ранее предусмотренных финансово-экономических затрат.

Реформирование УИС нельзя рассматривать только с позиции реорганизации лишь собственно самой системы, его нужно проводить комплексно, увязывая состояние, структуру и динамику преступности в стране, уголовную и уголовно-исполнительную политику и законодательство, систему органов, исполняющих наказания, их задачи, функции, структуру аппаратов управления и их компетенцию, организацию функционирования всей уголовно- исполнительной системы и отдельных звеньев, вопросы взаимодействия внутри УИС и внешнее взаимодействие.

Эта система является исключительно полифункциональной. Она не только исполняет наказания как в виде лишения свободы, так и без изоляции от общества, но и занимается сугубо производственной деятельностью, осуществляет общую и профессиональную подготовку специалистов, проводит санитарно-профилактичес- кую работу и лечение осужденных, ведет оперативно-розыскную деятельность, принимает участие в социальной работе и контроле за поведением условно осужденных.

Являясь специфической подсистемой органов исполнительной власти, УИС находится под контролем федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления. Она готова к общественному контролю, видя в нем важнейшую гарантию соблюдения прав не только осужденных, но и персонала, особенно их социальной защищенности и возможности реализации международных стандартов при исполнении уголовных наказаний. Одной из задач реформирования УИС и является максимально возможное внедрение в практику УИС России этих международных стандартов.

Реформирование УИС — достаточно длительный, многоэтапный процесс. Его временные рамки более или менее конкретно можно будет определить в нынешних сложных социально-экономических условиях лишь для периодов стабилизации и неотложных первоочередных мер, т. е. для создания надежной правовой и ресурсной базы, обеспечивающей выполнение в полном объеме всех возложенных на УИС функций и экспериментальной отработки ряда новых положений. В частности, в развитие положений данной Концепции были разработаны и внесены в Государственную Думу законопроекты: «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации» (изменяющий существенным образом карательную политику России), «О службе в уголовно-исполнительной системе», «Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы» и ряд других. За это же время должна быть создана система подготовки специалистов новой генерации не только за счет переданных из МВД учебных заведений, но и через развертывание собственной учебной базы — сети учебных центров (их более 60), средних и высших учебных заведений, в том числе Академия права и управления Минюста РФ в г. Рязани, Для научного обеспечения функционирования УИС начали работу Научно-исследовательский институт уголовно-исполнительной системы и Объединенная редакция уголовно-исполнительной системы. На базе Академии права и управления Минюста РФ открыты адъюнктура и докторантура и функционируют советы по защите диссертаций на соискание ученых степеней докторов и кандидатов наук.

В уголовно-исполнительной системе также созданы необходимые медико-профилактические службы, обеспечивающие нужды всей системы, как осужденных, так и персонала. Кроме того, созданы и такие специфические службы, как службы конвоирования и спецперевозок, служба инженерно-технического обеспечения, связи и вооружения и еще более десятка подобных служб. Все эти реорганизации проведены в рамках существующего бюджетного финансирования и за счет собственных внебюджетных средств.

Стабилизация уголовно-исполнительной системы невозможна при значительном росте численности осужденных и лиц, находящихся под стражей. В последнее время шло постоянное увеличение численности контингента, возможности нормального размещения осужденных в исправительных учреждениях были исчерпаны полностью, а следственные изоляторы были переполнены в два раза. В целях разгрузки следственных изоляторов пошли даже на создание в исправительных колониях помещений, функционирующих в режиме следственных изоляторов (ПФРСИ), куда направ- ляли лиц, ожидающих вступления приговоров в законную силу. Но и эта мера помогла мало. Положение в следственных изоляторах сложилось критическое не только из-за их переполнения (далеко не каждый человек имел индивидуальное спальное место), но и в связи с тем, что там свирепствует эпидемия туберкулеза, в силу чего инспекторы Совета Европы признавали их местами, приравненными к местам пыток. Проведенные многочисленные амнистии практически мало что дали, система получала лишь весьма кратковременную передышку, проблему следовало решать кардинально путем изменения карательной политики, существенно снижающего численность осужденных и арестованных, что в конечном итоге и обусловило внесение соответствующих законопроектов в Государственную Думу.

В целом процесс реформирования УИС включает осуществление ряда крупных мероприятий:

1) корректировка карательной политики, дальнейшая гуманизация уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполни- тельного законодательства, расширение оснований для применения уголовных наказаний и мер пресечения, альтернативных лишению свободы или содержанию под стражей; 2)

дальнейшее разграничение компетенций в вопросах управления и обеспечения жизнедеятельности учреждений УИС между федеральными органами и субъектами РФ, а также определение направлений взаимодействия УИС с другими правоохранительными органами; 3)

создание условий и порядка исполнения наказаний, обеспечивающих социально-правовую защиту осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, обеспечение их конституционных прав на личную безопасность, охрану здоровья и имущества, получение образования; 4)

изменение структуры исправительных учреждений, переход к отбыванию наказаний в одном учреждении различных категорий осужденных с их раздельным содержанием в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенных преступлений, рецидива преступлений при углубленной дифференциации условий отбывания наказаний; 5)

реформирование промышленного сектора УИС на основе федеральной целевой программы и с учетом создания в УИС вместо ГУПов учебно-производственных комплексов; 6)

создание развернутой системы образовательных и научно- исследовательских учреждений, развитие редакционно-издатель- ской базы; 7)

подготовка персонала новой формации, способного адекватно воспринимать требования международных стандартов в сфере обращения с осужденными, поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, профессионально обученного и желающего работать в данной сфере деятельности. В развитие данного положения подготовлена Концепция воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы, позволяющая в полном объеме реализовать указанные выше требования; 8)

обеспечение необходимых условий для внедрения в практику УИС опыта (в том числе и зарубежного) пенитенциарной деятельности и требований международных стандартов в области исполнения уголовных наказаний и обращения с осужденными, широкое привлечение общественности и ее объединений, средств массовой информации к деятельности УИС. Эти мероприятия в итоге должны обеспечить реализацию в полном объеме всех возложенных на УИС функций и ее стабильное функционирование, дальнейшую гуманизацию условий и порядка отбывания наказания, исключение излишних элементов ее военизации, более активное включение осужденных в жизнь гражданского общества, разработку и принятие необходимых мер правового, управленческого, материального, финансового и иного ресурсного обеспечения, направленных на нормализацию размещения осужденных и лиц, находящихся под стражей, сокращение их численности, а в конечном итоге и на корректировку уголовной политики. Кроме того, должны быть созданы необходимые предпосылки для полной защиты прав осужденных, создания необходимых условий для их исправления с широким привлечением к этой деятельности общественных объединений, правозащитных организаций и средств массовой информации.

В качестве неотложной задачи выступает создание необходимых предпосылок для формирования у персонала УИС понимания и потребности активно внедрять в повседневную практику международные стандарты обращения с осужденными, а также обеспечивать полную реализацию гарантий их прав и социальной защищенности.

Самостоятельной задачей является научное обеспечение функционирования УИС, создание предпосылок для изучения и внедрения зарубежного и отечественного опыта деятельности исправительных систем. Данная задача является исключительно сложной с точки зрения реализации, так как она напрямую связана с правосознанием граждан и прежде всего пониманием предназначения наказания в виде лишения свободы. Дело в том, что в России лишение свободы традиционно рассматривается как причинение лишений и страданий осужденному в основном через тюремную атрибутику: одиночное заключение, наличие в камерах мест общего пользования (параша, туалет, умывальник), арестантская одежда, бритье головы, уменьшенный рацион питания и др. В то время как международные стандарты рекомендуют содержать осужденных в отдельных камерах и не применять к ним таких ограничений, которые в своей совокупности трактуются в качестве разновидности пыток. Поэтому потребуется достаточно длительное время не только для создания необходимых материальных условий для нормального размещения осужденных, но и для формирования соответствующего уровня правового сознания у широких слоев населения.

Статья написана по материалам сайтов: studbooks.net, studme.org, studopedia.ru, lawbook.online.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий