+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Угон самолета, судна или ж/д транспорта: все тонкости преступления

Дата размещения статьи: 22.05.2015

Далее с субъективной стороны захват характеризуется определенной целью — угон, а с какой целью производится сам угон, в статье не зафиксировано. Однако систематическое толкование позволяет сделать вывод, что речь идет о неправомерном завладении без цели хищения. Данный вывод можно сделать, во-первых, из того, что в ч. 1 ст. 166 УК РФ приравнено «неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения» к термину «угон». Аналогичную структуру можно обнаружить в диспозиции ст. 107 УК РФ «убийство, совершенное в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта). «. Во-вторых, если законодатель хотел охватить ст. 211 УК РФ и цель хищения, необходимо было использовать ранее нами исследованный термин «завладение». Поэтому мы не можем согласиться с авторами, которые считают, что в данном случае угон может быть совершен с любой целью. Но в то же время нельзя согласиться с некорректной законодательной техникой, присутствующей в данной норме. Так, во-первых, в статье не установлена дифференциация ответственности за различные виды воздушного, водного транспорта и железнодорожного подвижного состава, что влечет за собой сложности для правоприменителя. За угон катамарана, лодки или дельтаплана предусмотрена такая же ответственность, как и за угон военного или гражданского самолета, вертолета, морского судна или локомотива, что напрямую противоречит принципу справедливости. Во-вторых, ответственность за большинство форм хищения, за исключением разбоя, будет меньше, чем за угон по ст. 211 УК РФ, т.е., по мнению законодателя, угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава более общественно опасное преступление, чем его хищение. В-третьих, момент окончания данного преступления переведен на стадию одного из вариантов покушения, т.е. на момент захвата — установления контроля над транспортным средством, что опять же ведет к увеличению ответственности по сравнению со статьями, предусматривающими ответственность за хищение. Но при этом установлено, что данный захват должен осуществляться только с целью угона. Парадокс ситуации состоит в том, что угон может совершаться с самыми различными намерениями, например, с целью хищения имущества, находящегося на борту, захвата заложника, уничтожения судна и т.д. Но, исходя из буквального толкования данной статьи, у угона судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава есть определенная цель, при этом эта цель в нормах международного права не указана.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о необходимости, во-первых, внесения изменений в ст. 211 УК РФ с целью приведения ее в соответствие с нормами международного права, во-вторых, имплементации норм, содержащихся в Конвенции «О борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации».

Литература

1. Корма В.Д. Транспортные средства как объект криминалистического исследования / В.Д. Корма; под общ. ред. проф. Е.П. Ищенко. М.: Юрлитинформ, 2006.
2. Корма В.Д. Проблемные вопросы уголовно-правовой и криминалистической характеристик угона и кражи транспортных средств / В.Д. Корма // Российский следователь. 2005. N 12.
3. Пиджаков А.Ю. Уголовное законодательство Вьетнама о борьбе с терроризмом / А.Ю. Пиджаков // Международное уголовное право и международная юстиция. 2009. N 1.
4. Проценко С.В. Сравнительный анализ тенденций и закономерностей характера наказуемости деяний, приводящих в негодность транспортные средства или пути сообщения, в международном праве и российском уголовном законодательстве / С.В. Проценко // Российский следователь. 2009. N 18.
5. Шумилин С.Ф. Уголовное судопроизводство. Применение международно-правовых актов / С.Ф. Шумилин. М.: Экзамен, 2007.

Угон самолета, судна или ж/д транспорта: все тонкости преступления

ПОНЯТИЕ «УГОНА (ЗАХВАТА)» СУДНА ВОЗДУШНОГО ИЛИ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ЛИБО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

Князева Екатерина Анатольевна

аспирант ЮИ ДВФУ, г. Владивосток

Норма, закрепленная в ч. 1 ст. 211 УК РФ, определяет рассматриваемое преступление как неправомерное завладение (угон или захват с целью угона) судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава. Преступление в обеих его формах может быть совершено только путем активных действий.

Поскольку в диспозиции ст. 211 УК РФ термин неправомерность законодателем не употребляется, отсюда можно сделать вывод о том, что данный признак не является обязательным для объективной стороны рассматриваемого преступления. Однако ясно, что действия по угону или захвату транспортных средств по своей сути не могут быть неправомерными.

Вместе с тем законность подобных действий (в отличие от ст. 166 УК РФ) должна быть ограничена лишь случаями завладения транспортными средствами, принадлежащими виновному на праве собственности или находящимися в его правомерном владении (легкомоторные самолеты, дельтапланы, маломерные морские и речные суда). Завладение транспортным средством при наличии указанных обстоятельств исключает состав угона. В остальных случаях (закрепление транспортного средства за угонщиком по роду его деятельности, возможность им распоряжаться) уголовная ответственность наступает по ст. 211 УК РФ [5, с. 134].

Под угоном в данной норме следует понимать неправомерное самовольное завладение соответствующим транспортным средством, находящимся на земле, на воде или в воздухе, и перемещение его в пространстве (если оно находилось в состоянии покоя), изменение направления движения или любое другое отклонение от первоначально назначенного курса (судна, находящегося в движении), или установление своего незаконного влияния, даже если транспортное средство не отклонилось от своего курса, но такая возможность у виновного реально была. Маршрут в силу ряда причин может и не меняться, но угон будет налицо.

В связи с этим автор считает более чем спорным мнения тех специалистов, которые привносят в характеристику угона как признака объективной стороны субъективные моменты, указывая на использование транспортного средства «в личных или иных антиобщественных целях» [2, с. 454]. Цели и мотивы угона не являются основными признаками рассматриваемого преступления, поэтому указание на них при определении понятия угона совершенно излишне.

Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава может быть совершен как с применением насилия, так и форме угрозы применения насилия. Под насилием в смысле ч. 1 ст. 211 УК РФ следует понимать нанесение ударов, побоев, ограничения свободы и т.п. в отношении пассажиров, членов экипажа либо других лиц, то есть применение насилия, не опасного для жизни или здоровья потерпевшего. Для квалификации не имеет значение, в отношении кого применяется насилие. Важно, чтобы оно применялось с целью захвата или угона судна либо состава.

Насильственные действия могут выражаться в нападении на лиц, охраняющих или обслуживающих транспортное средство, с целью проникновения в него. Насилие возможно и в отношении членов экипажа, пассажиров или других лиц с целью установления и поддержания контроля над транспортным средством в целом без непосредственного вмешательства в управление судном либо составом. Эти действия предполагают установление такого контроля, при котором преступник вынуждает экипаж совершить отклонение от заданного курса.

Под угрозой насилия следует понимать: действия, внешне выражающие решимость применить насилие, например, демонстрация оружия или взрывчатых веществ; угроза, выраженная в словесной форме, например, взрывом воздушного или морского судна либо железнодорожного подвижного состава, уничтожение его иным способом, причинением ему повреждений, создающих опасность его уничтожения, убийством, причинением телесных повреждений любой тяжести. Особенно эффективны такого рода угрозы во время движения (полета) транспортного средства, поскольку они могут спровоцировать панику на борту.

Если угоняется судно воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, находящиеся в состоянии покоя, без экипажа (на взлетно-посадочной полосе аэродрома, в ангаре, у причальной стенки в порту, на якорной стоянке, в депо, на станции, на перегонных путях, в парке отстоя станций и т.д.), возможно совершение угона без применения насилия путем тайного завладения транспортным средством. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, находящегося в движении (полете), без применения насилия возможен только представителем экипажа или непосредственно лицом, осуществляющим управление транспортным средством. Из вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что угон судна или состава лицом, за которым транспортное средство закреплено по роду его деятельности (в отличие от ст. 166 УК РФ), будет во всех случаях квалифицироваться по ст. 211 УК РФ.

Однако по поводу насильственного угона тоже возникают споры. В частности они вызваны с попыткой ограничения понятия угона, связывая его только с насильственным завладением транспортным средством или с его захватом, то есть родовое понятие угона подменяется одной из его разновидностей.

А. И. Чучаев подверг критике данную концепцию на том основании, что «насильственный способ установления незаконного контроля над судном не охватывается понятием угона, а служит обязательным признаком захвата транспортного средства» [9, с. 150]. Автор считает данный аргумент справедливым. Конечно, без насилия захват невозможен, но он является лишь одним из способов угона. Поэтому захват транспортного средства, не пресеченный на этой стадии, а завершившийся его угоном, будет являться одновременно и насильственным угоном данного транспортного средства. Следовательно, угон может быть как насильственным, так и ненасильственным.

Под захватом следует понимать насильственное завладение транспортным средством, находящемся на земле или в воздухе, с целью его угона. Не сложно заметить, что угон и захват как способы совершения преступления тесно связаны между собой. Однако полностью они не совпадают.

Это интересно:  Тюрьмы для пожизненно заключенных в России: сколько их, список, есть ли женские

Захват рассматривается как начальный момент насильственного угона и в этом смысле всегда предшествует ему. Однако с учетом повышенной степени общественный опасности преступления законодатель признает его оконченным уже с момента захвата судна, при наличии цели на последующий его угон.

Захват транспортного средства выражается в противоправном завладении судном или составом и установлением над ним контроля и предполагает последующий его угон. Захват воздушного судна с иной целью, если при этом отсутствуют фактические признаки угона, такие как изменение заданного курса полета, места посадки, прибытия и т.п., не охватываются составом преступления статьи 211 УК РФ. Такого рода общественно опасные действия на воздушном транспорте охватываются понятием «незаконный захват воздушного судна», указанного в ст. 11 Токийской конвенции от 14 сентября 1963 г. [8], в ст. 1 Гаагской конвенции от 16 декабря 1970 г. [1] и в п. «а» ст. 1 Монреальской конвенции от 23 сентября 1971 г. [4].

Понятие «захват морского судна» приведено в п. «г» ст. 3 Положения «О федеральной системе защиты морского судоходства от незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания». Под захватом морского судна понимают незаконные акты, направленные против безопасности мореплавания, а именно общественно опасные деяния, запрещенные законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, посягающие на безопасность морского судоходства [7].

Понятие «незаконного захвата судна водного транспорта» содержится и в ст. 3 Конвенции от 10 марта 1988 года, заключенной в Риме, «О борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства», а именно: «Любое лицо совершает преступление, если оно незаконно и преднамеренно: захватывает судно или осуществляет контроль над ним силой или угрозой силы или путем любой другой формы запугивания» [3, с. 264].

Захват как насильственное преступление преследует своей целью установление контроля над транспортным средством. Контроль может быть непосредственным, то есть когда управление транспортным средством берет на себя сам преступник; опосредованным – управление остается в руках членов экипажа воздушного, морского или речного судна, машиниста железнодорожного локомотива, но они вынужденным выполнять команды угонщика [5, с. 138].

Насилие как элемент захвата может быть физическим и психическим. Насилие должно иметь определенную степень выраженности. Под физическим насилием в простом составе преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 211 УК РФ, понимается «насилие, не опасное для жизни и здоровья потерпевшего». Таким насилием являются побои, причинение легкого вреда здоровью, не вызвавший кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты общей трудоспособности, а также иные насильственные действия, связанные с причинением потерпевшему физической боли либо с ограничением его свободы.

Психическое насилие – угроза причинения насилия. Угроза должна быть наличной, действительной, реальной, но она не может распространяться дальше возможности причинения того вреда, который охватывается понятием «насилие, не опасное для жизни и здоровья потерпевшего». Потерпевшими могут быть члены экипажа воздушных, морских, речных судов, работники поездной бригады, пассажиры, а также иные лица, например, представители охранных служб, обслуживающий персонал аэродрома, вагонного депо, морвокзала и т.д.

Применяя физическое насилие, преступник желает парализовать волю и нейтрализовать сопротивление лиц, имеющих отношение к угоняемому транспортному средству, с тем, чтобы установить несанкционированный контроль над ним. В тех же целях применяется и угроза причинить физический вред той или иной степени тяжести. Применение насилия в иных целях (не как средства захвата транспортного средства и установления контроля над ним) не влечет ответственности по ст. 211 УК РФ. Например, причинение физического вреда пассажиру после совершения угона или захвата транспортного средства по мотивам мести за ранее оказанное им сопротивление должно квалифицироваться по статьям о преступления против личности.

Список литературы:

  1. Гаагская Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов от 16 декабря 1970 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXVII/ М., 1974. С. 292-296.
  2. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Ростов н/Д, 1996. С. 454.
  3. Международное уголовное право в документа: Учебное пособие в 2-х томах. Т. 1. М.: Статут, 2010. С. 264.
  4. Монреальская Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации от 23 сентября 1971 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с СССР с иностранными государствами. Вып. XXIX. М., 1975. С. 90-95.
  5. Полный курс уголовного права в 5-ти томах. Т. IV. Преступления против общественной безопасности / под ред. А.И. Коробеева. Спб.: Юридический центр Пресс, 2008. С. 134-138.
  6. Постановление Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 897 (в ред. От 14.12.2006. № 767) // Российская газета № 8 от 21.01.2007.
  7. Постановление Правительства РФ от 11 апреля 2000 г. № 324 «Об утверждении положения о федеральной системе защиты морского судоходства от незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания» (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.07.2006 N 425) // Собрание законодательства РФ. 2000. 16. Ст. 1714.
  8. Токийская Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов, от 14 сентября 1963 г. // Сборник международных договоров СССР. Вып. XLIV. М., 1990. С. 218-225.
  9. Чучаев А.И. Безопасность железнодорожного, водного и воздушного транспорта. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1988. С. 150.
  10. Узденов А.И. Угон транспортного средства по уголовному законодательству Российской Федерации: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.08. Ростов н/Д. 2008. С. 89.

Угон воздушного судна, железнодорожного состава и водного транспорта и ответственность по УК РФ

Чужое имущество всегда привлекало преступников, но иногда жажда получения большей наживы подталкивает их к совершению более дерзких и серьезных преступлений. Они решаются совершить угон, но речь не идет об обычном автомобиле, их объектом становится более крупные и дорогостоящие объекты: поезд, корабль или даже самолет.

Конечно, сейчас довольно редко можно услышать о том, что произошел угон судна, воздушного или водного транспорта, но такие преступления случаются. Главной их опасностью считается не само завладение тем или иным видом транспорта, а создание угонщиками угрозы жизни и здоровью пассажиров и экипажу, а также риск возникновения аварий и катастроф.

Характеристика злодеяния

Основная особенная черта этого вида преступления, отличающая его от прочих — предмет посягательства.

Особенность преступного деяния в том, что причина его совершения не важна. Главное сам факт, а для какой цели совершены действия, не существенно.

Важно! Уголовная статья не распространена на все виды указанного транспорта, к примеру, в понятие водного (в понимании статьи 211 УК РФ), не входят маломерные суда.

Именно по этой причине, для начала следует привести основную терминологию, используемую при рассмотрении дел, касающихся угона злоумышленниками судна, воздушного или водного транспорта.

Скачать для просмотра и печати:

Понятия и статистика

В указанной уголовной статье фигурирует всего 5 основных понятий, входящих в структуру предмета нарушения и его объективной стороны.

Водный — вид транспорта, используемый в целях перемещения по различным видам водоемов (над водой или под водой), пассажиров, объектов, относящихся к грузам и прочего, и который приводится в движение различными видами тяги (двигателем или ветром).

Сюда также можно отнести:

  1. Баржи с паромами.
  2. Разные виды плавучих сооружений.
  3. Подводные лодки.

Подобный транспорт может иметь различное назначение: исследовательское, спортивное, строительное и т. д.

Преступления совершаются на воздушном транспорте, следовательно, нужно рассмотреть и это понятие.

Воздушный — один из видов транспортных средств (летательных устройств), используемых в целях перемещения пассажиров (разных грузов), приводящихся в движение двигателями, силой воздушных потоков, выталкивающей силой газовых потоков.

К авиатранспорту также относят:

  1. Дирижабли.
  2. Воздушные шары.
  3. Мотодельтапланы.

Назначение его также может быть различным.

Железнодорожный подвижный состав — одно из средств передвижения, перемещающееся на рельсах, используемое для грузоперевозок, перевозок пассажиров, в строительных целях.

К нему отнесен и иной состав, предназначенный для надлежащего функционирования железнодорожной инфраструктуры, выполнения указанных видов ж/д перевозок:

  1. Вагоны.
  2. Электро -, или автодрезины.
  3. Мото-, тепло-, электровозы.

Угон — способ противоправного завладения указанными объектами, соединенный с насилием или без такового, примененный в период стоянки объекта или движения его по установленному маршруту, с дальнейшим использованием его угонщиком по маршруту следования или вне его.

Вид завладения относится к каждой разновидности транспорта: совершение угона преступниками воздушного суда, угон злоумышленниками железнодорожного состава, или угон ими водного транспорта — во всех трех случаях способ завладения один.

Расстояние перемещения угнанных средств передвижения роли не играет.

Захват преступниками воздушного, водного судна, состава — незаконное обеспечение контроля указанными видами транспорта, с использованием насильственных действий и без таковых, в ходе остановки или движения средства по заданному маршрутом пути.

Захват предполагает контроль над захваченным судном (составом), при котором дальнейшее его передвижение определяет сам угонщик, самостоятельно управляющий им, или принуждающий сделать это путем угроз или применения насильственных действий, пассажиров, представителей экипажа, прочих лиц. Выполнение по указанию угонщика иных действий в отношении захваченного объекта, также входит в понятие захвата. До угона обычно выполняют захват.

Бывают и ситуации, когда все ограничивается только угоном, без захвата:

  • если преступниками являются посторонние лица, угоняющие пустое средство передвижения (в отсутствие экипажа, машиниста состава или представителей охраны);
  • когда угонщиками становится машинист или кто-то из экипажа, обслуживающего средство;
  • за угон ТС ответственны сторонние лица, вступившие в сговор с машинистом, кем-то из охраны или экипажа.

Статистика указывает лишь на незначительное количество фактов совершения таких преступлений за последнее время. Отдельные дела поверхностно затрагивают статью, но только при наличии подозрений о возможном совершении акта терроризма.

Виды и квалифицирующие признаки

Преступление в соответствии со статьей может совершаться при различных обстоятельствах, что позволяет разделить его на несколько видов:

  • когда угонщик совершает незаконные действия в одиночку (первая часть).
Это интересно:  Экстрадиция в уголовном праве, выдача преступника другому государству

Остальные виды относятся к квалифицирующим составам;

  • когда угонщиков несколько — группа (вторая часть);

Группой лиц могут признаваться двое и больше преступников, решившихся на преступление, но заранее не договорившись об этом. Однако в этом случае речь идет о действии в группе лиц по предварительному сговору.

  • когда применено насилие, вызвавшее опасность для здоровья и жизни граждан, либо применялась угроза его использования (вторая часть);
  • когда для достижения преступной цели использовалось оружие и другие, заменяющие его предметы (вторая часть).

Используемое оружие может быть любым, даже если оно не внесено в перечень определенный соответствующим законом. Вид приспособленного под оружие предмета может быть любым, если виновник решил использовать его в целях нанесения вреда потерпевшему, принеся его заблаговременно или взяв на месте;

  • когда действует организованная группа — устойчивая группа лиц, целью объединения которых является совершение незаконных действий (+ 2 часть статьи);
  • когда преступные действия привели к смерти человека, при неосторожности виновных лиц (+2 часть статьи);
  • когда преступление привело к иным последствиям, отнесенным к категории тяжких (+2 часть статьи).

Последствия тяжкого характера — оценочный термин. К таким можно отнести: факты крушения или попадание захваченного транспорта в аварию, причинение значительного финансового ущерба (уничтожен, поврежден транспортируемый груз, имущество), пострадало здоровье нескольких граждан, была загрязнена природа, нарушена работа транспортной структуры и прочее;

  • если противозаконный акт сопряжен с актом терроризма (+2-3 часть статьи);
  • если преступление сопряжено с другими видами террористических действий (+2-3 часть статьи).

Важно! Действия, охваченные частью 1, являются тяжким преступлением, остальные — особо тяжким.

Состав преступления

Предмет посягательства ограничен тремя объектами:

  1. Авиатранспортом.
  2. Водным транспортом.
  3. Ж/д составами.

Объективную сторону определяют действия, направленные на угон судна, железнодорожного состава на пути его следования или же в период стоянки, и в равной степени — факт захвата для дальнейшего угона.

Состав — формальный. Завершенным деяние считают, как только захваченное ТС будет приведено в движение или же при получении злоумышленником полного контроля над судном (составом), возможности управлять им, в том числе и через других лиц и распорядиться по своему желанию.

Субъективную сторону отражает прямой умысел преступного элемента. То есть, последний осознанно идет на преступление, планируя завладеть судном (составом).

Если допущена смерть человека от неосторожных действий угонщика и прочие тяжелые последствия, вина приобретает двойную форму — в одной части умысел прямой, во второй, идет речь о наступлении непредвиденных, но сопутствующих последствий по неосторожности, выраженной в виде небрежного поведения или легкомыслия.

Обязательная черта субъективной стороны — совершение захвата объекта для последующего его угона.

За последствия отвечает только лицо с 16 лет, при условии его вменяемости.

Уголовно-правовая характеристика преступления

Этот вид преступлений законодателем размещен в отдельном разделе преступлений, нацеленных на нарушение общественной безопасности (наряду с бандитизмом и терроризмом).

Отвечать виновным лица придется по ст. 211, предусмотренной УК РФ.

Из-за угонщиков часто:

  • гибнут люди, наносится урон их здоровью;
  • причиняется различный вред (материальный, моральный и т. д.);
  • незаконно пересекаются границы страны;
  • незаконные действия приводят к захвату заложников из числа пассажиров и других лиц.

Угон водного судна или транспортных средств, определенных статьей, нарушает определенный законом режим пространства (водного, воздушного) использования транспортных линий, и потенциально опасен для каждого человека, волей случая оказавшегося в захваченном транспорте.

Алгоритм расследования

В ходе расследований дел этой категории обычно вырисовываются такие обстоятельства:

  • Виновного на месте не обнаружено, также отсутствует предмет преступления;
  • Подозреваемого (и его сообщников) задержали после совершения ими незаконных действий.

Вне зависимости от указанных обстоятельств, правоохранители организовывают осмотр места, где было совершено преступление. Обязательно допрашиваются очевидцы. Устанавливаются потерпевшие и организовывается их допрос.

Первый случай обязывает инициировать розыскные меры, о чем выдается соответствующее распоряжение с оформлением процессуальных документов.

Второй — в дополнение к указанным шагам расследования, происходит допрос подозреваемого лица (лиц).

Ответственность по статье 211 УК РФ за угон воздушного судна или водного транспорта

Для лиц, чью вину в угоне воздушного и иного судна докажут, в УК РФ предусматриваются такие наказания: *

  • Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, а равно захват такого судна или состава в целях угона —

наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

(см. текст в предыдущей редакции)

  • Те же деяния, совершенные:
    • группой лиц по предварительному сговору;
    • утратил силу. — Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;
    • с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия;
    • с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, – наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет. (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 377-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)
  • Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, – наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет. (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 377-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)
  • Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, сопряженные с совершением террористического акта либо иным осуществлением террористической деятельности, – наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненным лишением свободы. (часть 4 введена Федеральным законом от 05.05.2014 N 130-ФЗ)

Скачать для просмотра и печати:

Примеры судебной практики

Подсудимый нес службу в составе своего подразделения и, находясь в лагере, умышленно совершил ряд незаконных действий. Затем ему потребовалось добраться до противоположного берега реки, для чего он использовал находящийся поблизости буксировочный катер. Судном владела воинская часть. После признания вины, обвиняемый был осужден по ст. 211 УК РФ к четырем годам тюрьмы.

Мужчина в состоянии алкогольного опьянения, захотел самостоятельно угнать теплоход буксировочного типа. Он перепрыгнул к нему на борт и, отвязав судно, оттолкнул его от берега. Так как судно не было приведено в движение, то вскоре попросту село на мели. Несмотря на то, что вина полностью признавалась подсудимым, суд не усмотрел в его действиях признаков статьи 211, поскольку отсутствовал факт завладения — мужчина не завел судно. Статья была переквалифицирована.

Комментарий к Статье 211 УК РФ

Квалификация статьи не определяется целью угона (завладения) ТС . Преступники могли иметь любую цель:

  • незаконно пересечь границу;
  • похитить ценный груз;
  • перевезти контрабанду и прочее.

Такие мотивы лишь создают дополнительную совокупность вменяемых виновным лицам статей.

Часть 1 статьи предполагает совершение незаконных действий, сопряженных с насилием неопасным для здоровья и жизни граждан, либо угроз его использования. Ненасильственная форма захвата также имеет место.

Если транспорт захвачен не для его угона, к примеру, чтобы захватить заложников из числа пассажиров и других лиц, и предъявляются требования для их освобождения без приведения транспорта в движение, то преступные действия квалифицируются по иным статьям. В данном случае, по ст. 206 УК РФ.

Если захват (угон) транспорта соединен с преднамеренным лишением человека жизни, дополнительная квалификация преступления — ст. 105 (убийство).

Скачать для просмотра и печати:

Угон судна воздушного или водного транспорта, либо железнодорожного подвижного состава

Предметом данного преступления не могут быть автомобили и иные механические транспортные средства, перечисленные в примечании к ст. 264 УК. Угон названных видов транспортных средств (без цели их хищения) квалифицируется по ст. 166 УК.

Объективная сторона преступления выражается в неправомерном завладении (угоне или захвате с целью угона) судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава. Преступление в обеих его формах может быть совершено только путем активных действий.

Неправомерность не является, строго говоря, обязательным признаком объективной стороны рассматриваемого преступления: законодатель в диспозиции ст. 211 УК этот термин не употребляет. Однако ясно, что по сути своей действия по угону или захвату транспортных средств не могут не быть неправомерными. Вместе с тем законность подобных действий (в отличие от ст. 166 УК) должна быть ограничена лишь случаями завладения транспортными средствами, принадлежащими виновному на праве собственности или находящимися в его правомерном владении (легкомоторные самолеты, дельтапланы, маломерные морские и речные суда). Завладение транспортным средством при наличии указанных обстоятельств исключает состав угона. В остальных случаях (закрепление транспортного средства за угонщиком по роду его работы, возможность им распоряжаться) уголовная ответственность по ст. 211 УК может иметь место.

Под угоном следует понимать неправомерное самовольное завладение соответствующим транспортным средством, находящимся на земле, на воде или в воздухе, и перемещение его в пространстве по избранному виновным маршруту.

В этой связи более чем спорным представляется мнение тех ученых, которые в характеристику угона как признака объективной стороны привносят субъективные моменты, указывая на использование транспортного средства «в личных или иных антиобщественных целях». Цели и мотивы угона не являются конститутивными признаками анализируемого преступления, поэтому указание на них при определении понятия угона совершенно излишне, оно может только дезориентировать практику. Не совсем точным является и вывод о том, что угон предполагает незаконное, перемещение транспортного средства в другую географическую точку. При таком подходе по ст. 211 УК крайне затруднительно было бы квалифицировать действия лиц, угоняющих транспортное средство без четкого преставления о месте его будущей остановки. Между тем, как резонно заметил по этому поводу В. М. Хомич применительно к угону воздушных средств, составом рассматриваемого преступления «охватывается не только угон самолетов в иное место, но и случаи, когда места взлета и посадки судна совпадают».

Это интересно:  Ответственность за самовольное оставление части или места службы

Столь же неудачной следует признать и другую попытку ограничения понятия угона, когда он связывается только с насильственным завладением транспортным средством или с его захватом. В данном случае родовое понятие угона подменяется одной из его разновидностей. Но вряд ли прав и А. И. Чучаев, подвергший критике данную концепцию на том основании, что «насильственный способ установления незаконного контроля над судном не охватывается понятием угона, а служит обязательным признаком захвата транспортного средства». Разумеется, без насилия захват невозможен, и в этом смысле насилие действительно является признаком, имманентно присущим захвату. Но захват есть всего лишь один из способов угона. Поэтому захват транспортного средства, не пресеченный на этой стадии, а завершившийся его угоном, будет являться одновременно и насильственным угоном данного транспортного средства. Следовательно, угон может быть как ненасильственным, так и насильственным.

В теории уголовного права и судебной практике известные сложности возникли в связи с определением момента окончания комментируемого преступления. Оконченным оно признается по общему правилу с момента завладения транспортным средством и начала перемещения его в пространстве, независимо от продолжительности такого перемещения и пройденного расстояния.

§ 7. Преступления, посягающие на нормальную работу транспорта, связанные с его захватом

К преступлениям против общественной безопасности, посягающим на нормальную работу транспорта и связанным с его захватом, относятся следующие: 1) угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава; 2) пиратство. Суть обоих преступлений — в захвате чужого транспортного средства, однако эти преступления существенно различаются по многим признакам состава преступления.

Угон судна воздушного или водного транспорта лифо железнодорожного подвижного состава (ст. 211 УК). Общественная опасность данного преступления заключается прежде всего в том, что вышедшее из-под контроля движение объектов воздушного, водного и железнодорожного транспорта нарушает нормальную работу этих видов транспорта, создает угрозу общественной безопасности. Кроме того, создается угроза жизни и здоровью членов экипажей, водителей и пассажиров. Угоны также нарушают отношения собственности, лишая собственника или законного владельца возможности распоряжаться транспортными средствами по своему усмотрению. Нередко угоны приводят к авариям, катастрофам и человеческим жертвам.

Основным объектом данного преступления является общественная безопасность. Дополнительным объектом выступают жизнь и здоровье человека, а также собственность.

Предмет преступления — судно воздушного или водного транспорта либо железнодорожный подвижной состав. Ведомственная принадлежность указанных видов транспорта и их целевое назначение для квалификации преступления роли не играют.

Воздушное судно — это любой летательный аппарат, приводимый в движение с помощью двигателей, легких газов, восходящих потоков воздуха. Например: самолет, вертолет, дирижабль, воздушный шар, планер и т. п. Воздушные суда обычно используются для перевозки пассажиров и транспортировки грузов.

К водным судам относятся любые транспортные средства, предназначенные для перемещения по воде грузов и пассажиров с помощью любых средств тяги (двигатель, парус), а также суда вспомогательного и специального характера. К первым относятся морские, речные и озерные суда гражданского назначения (в том числе танкеры, баржи) и военные корабли различных модификаций (кроме маломерных судов — катеров, моторных лодок и т. п.), ко вторым — буксиры, паромы, суда, используемые в научных целях, и т. п.

Железнодорожный подвижной состав — это локомотивы всех видов, вагоны, полувагоны, платформы и т. д. Дрезины и моторисы, применяемые локально для ремонтных и иных вспомогательных работ, к предмету данного преступления не относятся.

Объективная сторона преступления заключается в угоне или захвате с целью угона перечисленных транспортных средств. Угон судна включает также его захват (переход во владение виновного). Однако уголовно наказуем и сам по себе захват судна с целью последующего угона ввиду высокой общественной опасности такого деяния.

Угон транспортных средств заключается в их перемещении основными приводными средствами данного вида транспорта в другую географическую точку в соответствии с целями субъекта преступления. Как отмечалось, угону обычно предшествует захват судна.

Захват транспортного средства заключается в противоправном установлении над ним контроля, когда субъект преступления получает возможность распоряжаться им в своих целях.

Угон и захват транспортных средств могут осуществляться как с применением насилия, угроз, так и без насилия, например путем обмана членов экипажа. Деяние, оцениваемое по ч. 1 ст. 211 УК РФ, может совершаться с применением лишь насилия, не опасного для жизни или здоровья. Такое насилие может выражаться в нанесении ударов, побоев, ограничении свободы и т. п. Угроза предполагает запугивание совершением таких действий. Насилие или угроза насилием могут применяться в отношении экипажа судна или подвижного железнодорожного состава, пассажиров, обслуживающего персонала и других лиц.

Состав преступления формальный. Преступление окончено в момент совершения действий, составляющих объективную сторону состава преступления. В частности, захват транспортного средства с целью угона считается оконченным преступлением с момента фактического завладения им преступником независимо от того, было ли оно затем угнано. Угон транспортного средства считается оконченным с момента начала движения захваченного судна в указанном субъектом преступления направлении. Так, угон водного судна или железнодорожного подвижного состава, не находящего-

ся в движении, является оконченным с момента приведения их в движение под контролем преступников; если же названные транспортные средства находятся в движении, преступление окончено с момента уклонения от заданного маршрута. Угон воздушного судна, находящегося на земле, является оконченным преступлением с момента его взлета независимо от того, предшествовал ли этому захват судна или нет. В воздухе судно признается угнанным с момента изменения установленного для него маршрута по воле преступника.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что осуществляет угон или захват судна воздушного, водного транспорта или подвижного железнодорожного состава для использования его как транспортного средства, и желает совершить такие действия.

Мотивы и цели преступления могут быть различными, в том числе корыстными, по отношению к завладению транспортными средствами. В этом случае содеянное квалифицируется по совокупности с конкретным составом хищения.

Обязательным признаком субъективной стороны захвата транспортного средства является цель угона.

Субъект преступления — вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Субъектом данного преступления могут быть также члены экипажа воздушного или водного судна либо железнодорожного подвижного состава.

Квалифицирующими признаками (ч. 2 ст. 211 УК) угона или захвата указанных транспортных средств закон называет: а) группу лиц по предварительному сговору; б) неоднократность; в) применение насилия, опасного для жизни или здоровья, либо угрозу применения такого насилия; г) применение оружия или предметов, используемых в качестве оружия.

Особо квалифицированными (ч. 3 ст. 211 УК) признаются такие деяния при угоне или захвате, если они: а) совершены организованной группой; б) повлекли по неосторожности смерть человека; в) привели к иным тяжким последствиям.

Понятия «группа лиц по предварительному сговору» и «организованная группа» толкуются в соответствии с положениями ч. 2 и 3 ст. 35 УК. В частности, угон признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица (два или более), заранее договорившиеся о совместном совершении преступления. Угон признается совершенным организованной группой, если он совершен устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений.

Под неоднократным угоном следует понимать угон (или захват) одного транспортного средства два или более раза, либо захват (угон) двух или более транспортных средств одновременно или последовательно. При разновременном совершении угона не должны истечь сроки давности за ранее совершенное преступление либо судимость не должна быть погашена или снята.

Под применением насилия, опасного для жизни или здоровья, понимают причинение легкого, средней тяжести или тяжкого вреда здоровью потерпевшего. Угроза применения насилия, опасного для жизни или здоровья, может выражаться в запугивании убийством или причинением указанного вреда здоровью.

Понятие «оружие или предметы, используемые в качестве оружия», толкуется так же, как в составе «Разбой».

Для оценки содеянного по ч. 3 ст. 211 УК по признаку причинения смерти потерпевшему необходимо установить, что лишение жизни было совершено по неосторожности, т. е. по преступному легкомыслию или небрежности. Причинная связь между деянием и смертью человека — обязательный признак состава преступления.

Умышленное убийство (с прямым или косвенным умыслом), совершенное при угоне транспортных средств, не охватывается признаками квалифицированного состава угона и подлежит оценке по совокупности преступлений (ст. 105 и 211 УК)

Иными тяжкими последствиями в данном случае признаются уничтожение или повреждение транспортных средств, имущества пассажиров, аэродромных, портовых или пристанционных сооружений, наступление аварий и катастроф.

Угон или захват судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава часто выступает средством совершения других преступлений, например незаконного пересечения Государственной границы РФ (ст. 322 УК), терроризма (ст. 205 УК), захвата заложников (ст. 206 УК), пиратства (ст. 227 УК) и др. В таких случаях действия виновного оцениваются по совокупности преступлений.

Статья написана по материалам сайтов: xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai, sibac.info, pravonarushenie.com, www.transportsense.ru, www.bibliotekar.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector