+7 (499) 928-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Наказание за планирование, подготовку, развязывание или ведение агрессивной войны

1. Планирование, подготовка или развязывание агрессивной войны —

наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет.

2. Ведение агрессивной войны —

наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.

Комментарий к Ст. 353 УК РФ

1. Основной объект преступления — отношения по обеспечению мира и мирного существования государств и народов, построенные на общепризнанных международных принципах, обеспечивающих суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету, мирное разрешение, урегулирование споров и конфликтов, неприменения силы или угрозы силой, невмешательства во внутренние дела, неприкосновенности и нерушимость границ, территориальной целостности государств. Дополнительным объектом выступают жизнь, здоровье, собственность.

Определение агрессии дано в ст. 1 Резолюции 3314 (XXIX) Генеральной Ассамблеи ООН, принятой 14 декабря 1974 г. , под которой понимается применение вооруженной силы государства против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, не совместимым с Уставом ООН. Агрессивная война является преступлением против международного мира, влечет за собой международную ответственность. Согласно ст. 2 применение вооруженной силы государством первым в нарушение Устава ООН является свидетельством акта агрессии, хотя Совет Безопасности ООН может в соответствии с Уставом ООН сделать вывод, что определение о том, что акт агрессии был совершен, не будет оправданным в свете других соответствующих обстоятельств, включая тот факт, что соответствующие акты или их последствия не носят достаточно серьезного характера.
———————————
Действующее международное право. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. Т. 2. С. 199 — 202.

В Конвенции об определении агрессии, заключенной в Лондоне 4 июля 1933 г. , говорится о том, что нападающим признается государство, которое совершит одно из указанных в документе действий, в частности объявление войны другому государству, нападение, вторжение на территорию другого государства без объявления войны, морская блокада, поддержка вооруженных банд, организованных на его территории, вторгнувшихся на территорию другого государства.
———————————
Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1935. Вып. VIII. С. 31 — 34.

Под войной понимается вооруженная борьба между государствами или группами для достижения определенных целей насильственными способами.

Устав ООН и IV Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны от 18 октября 1907 г. требуют от конфликтующих государств принятия всех мер по предотвращению войны. Если стороны не пришли к мирному соглашению, то должны быть предъявлены ультиматум или объявление войны.
———————————
Действующее международное право. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. Т. 2. С. 575 — 587 (извлечения).

Согласно ст. 18 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ «Об обороне» состояние войны объявляется федеральным законом в случае вооруженного нападения на Российскую Федерацию другого государства или группы государств, а также в случае необходимости выполнения международных договоров Российской Федерации. С момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий наступает военное время, которое истекает с момента объявления о прекращении военных действий, но не ранее их фактического прекращения.
———————————
СЗ РФ. 1996. N 23. Ст. 2750.

В ст. 6 Устава Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси, принятого в Лондоне 8 августа 1945 г. , определено, что влекут индивидуальную ответственность любые действия, связанные с планированием, подготовкой, развязыванием или ведением агрессивной войны или войны с нарушением международных договоров, соглашений или заверений, или участие в общем плане или заговоре, направленных к осуществлению любого из вышеизложенных действий.
———————————
Действующее международное право. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. Т. 3. С. 763 — 770.

Такие преступления наказываются как международно-правовые преступления, о чем говорится и в Принципах международного права, признанных Уставом Нюрнбергского трибунала и нашедших выражение в решении этого Трибунала, принятых в 1950 г. .
———————————
Международное публичное право: Сб. док. М.: БЕК, 1996. Т. 2. С. 101 — 102.

3. Объективная сторона преступления, указанного в ч. 1 комментируемой статьи, характеризуется альтернативными действиями: 1) планирование; 2) подготовка; 3) или развязывание агрессивной войны.

Под планированием войны понимаются действия по разработке стратегических, тактических, оперативных планов, каких-либо инструкций, наставлений и других, определяющих начало вооруженного нападения, порядок ведения агрессивной войны, например установление сроков начала и окончания агрессии, количества войск, их дислокацию, использование наемников, последовательность агрессивных действий, направление ударов, определение территорий для захвата, материальных ресурсов, финансовых расходов и т.д.

Под подготовкой агрессивной войны понимаются действия, связанные с непосредственным обеспечением разработанных планов такой войны. Такие действия не определяются интересами мира и обороны государства. Например, увеличение численности войск, призыв резервистов, создание новых подразделений, их передислокацию и сосредоточение у границ иностранного государства, инициирование пограничных конфликтов, провокаций, засылка вооруженных банд, диверсионных групп, наращивание военной техники, оружия массового уничтожения людей, ведение пропаганды, разрыв дипломатических отношений и т.д.

Под развязыванием агрессивной войны понимаются конкретные действия по началу акта агрессии, вооруженного нападения на другое государство, независимо от того, было ли объявлено о начале войны. В ст. 3 Резолюции 3314 перечислены действия, которые квалифицируются в качестве акта агрессии: вторжение или нападение вооруженных сил одного государства на территорию другого государства или любая военная оккупация, какой бы временный характер она ни носила, любая аннексия территории; бомбардировка вооруженными силами государства территории другого государства или применение любого оружия одним государством против территории другого государства; блокада портов и берегов государства вооруженными силами другого государства; нападение вооруженных сил одного государства на сухопутные, морские или воздушные силы и флоты другого государства; применение вооруженных сил одного государства, находящихся на территории другого государства, в нарушение условий, предусмотренных в соглашении, или продолжение пребывания по прекращению действий соглашения; предоставление государством территории другому государству для совершения агрессии против третьего государства; засылка государством или от имени государства вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства, равносильные вооруженной агрессии.

4. Перечень актов агрессии не является исчерпывающим, и Совет Безопасности ООН может определить, что другие акты представляют собой агрессию согласно положениям Устава ООН.

Никакие соображения любого характера, будь то политического, экономического, военного или иного характера, не могут служить оправданием агрессии, никакое территориальное приобретение или особая выгода, полученные в результате агрессии, не являются и не могут быть признаны законными.

5. Преступление признается оконченным с момента начала совершения любого из указанных действий, направленных на планирование, подготовку или развязывание агрессивной войны.

6. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла.

7. Субъект преступления специальный, им может быть только лицо, занимающее высшую государственную должность РФ, в компетенцию которого в соответствии с Конституцией входит решение таких военных вопросов. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в ред. от 06.12.2012) государственные должности РФ и государственные должности субъектов РФ — должности, устанавливаемые Конституцией, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.
———————————
СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215; 2006. N 6. Ст. 636; 2007. N 10. Ст. 1151; N 16. Ст. 1828; N 49. Ст. 6070; 2008. N 13. Ст. 1186; N 30 (ч. 2). Ст. 3616; N 52 (ч. 1). Ст. 6235; 2009. N 19. Ст. 3597; N 29. Ст. 3624; N 48. Ст. 5719; N 51. Ст. 6150, 6159; 2010. N 5. Ст. 459; N 7. Ст. 704; 2010. N 49. Ст. 6413; N 51 (ч. 3). Ст. 6810; 2011. N 1. Ст. 31; РГ. 2011. N 139, 153; СЗ РФ. 2011. N 48. Ст. 6730; N 49 (ч. 5). Ст. 7333; N 50. Ст. 7337; 2012. N 48. Ст. 6744; РГ. 2012. N 283.

Система государственной службы, перечень высших государственных должностей определены Федеральным законом от 27.05.2003 N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (в ред. от 06.12.2011) , Указами Президента РФ от 11.01.1995 N 32 «О государственных должностях Российской Федерации» (в ред. от 28.07.2012) , от 31.12.2005 N 1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы» (в ред. от 01.12.2012) .
———————————
СЗ РФ. 2003. N 22. Ст. 2063; N 46 (ч. 1). Ст. 4437; 2006. N 29. Ст. 3123; 2007. N 49. Ст. 6070; 2011. N 1. Ст. 31; N 50. Ст. 7337.

РГ. 1995. 17 янв.; СЗ РФ. 1996. N 52. Ст. 5912; 1998. N 43. Ст. 5337; 2006. N 13. Ст. 1360; 2007. N 23. Ст. 2752; 2008. N 20. Ст. 2290; N 43. Ст. 4919; N 49. Ст. 5763; 2011. N 4. Ст. 572; 2012. N 29. Ст. 4071.

СЗ РФ. 2006. N 1. Ст. 118; N 10. Ст. 1091; N 13. Ст. 1360; N 38. Ст. 3975; N 43. Ст. 4480; 2007. N 13. Ст. 1530; N 14. Ст. 1664; N 20. Ст. 2390; N 23. Ст. 2752; N 32. Ст. 4124; N 40. Ст. 4712; N 50. Ст. 6255; N 52. Ст. 6424; 2008. N 9. Ст. 825; N 17. Ст. 1818; N 21. Ст. 2430; N 25. Ст. 2961; N 31. Ст. 3701; N 49. Ст. 5763; N 52 (ч. 1). Ст. 6363; 2009. N 16. Ст. 1901; N 20. Ст. 2445; N 34. Ст. 4171; N 36. Ст. 4312; N 52 (ч. 1). Ст. 6534; 2010. N 3. Ст. 276; N 4. Ст. 371; N 12. Ст. 1314; N 15. Ст. 1777; N 16. Ст. 1874; 2011. N 5. Ст. 711; N 48. Ст. 6878; 2012. N 4. Ст. 471; N 8. Ст. 992; N 15. Ст. 1731; N 22. Ст. 2754; N 27. Ст. 3681; N 29. Ст. 4071; N 35. Ст. 4783, 4787; N 44. Ст. 5995; N 47. Ст. 6460.

Это интересно:  Особенности ограничения свободы, как уголовного наказания: важные моменты

8. В ч. 2 комментируемой статьи установлена ответственность за ведение агрессивной войны.

Данное преступление является самостоятельным составом в отношении лиц, которые только ведут агрессивную войну, а квалифицирующим признаком — в отношении лиц, ранее планировавших, подготовивших либо развязавших агрессивную войну.

Под ведением агрессивной войны понимаются действия по продолжению ранее развязанной агрессивной войны, которые характеризуются непрерывностью осуществления преступных действий. Преступление считается оконченным с момента начала ведения агрессивной войны. Окончанием ведения агрессивной войны признается фактическое прекращение государством такой войны против другого государства, вывода своих войск, отзыва засланных вооруженных банд, наемников. Если Советом Безопасности ООН вторжение признано актом агрессии, то государство-агрессор обязано прекратить агрессию, в противном случае агрессивная война считается неоконченной. Допускается применение вооруженной силы против государства-агрессора.

9. Право на установление факта совершенного акта агрессии, факта применения вооруженной силы государства в отношении другого государства в нарушение Устава ООН принадлежит Совету Безопасности ООН. Если такое будет установлено, то решается вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении лиц, совершивших это преступление, и их уголовной ответственности.

Статья 353 УК РФ. Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны

Новая редакция Ст. 353 УК РФ

1. Планирование, подготовка или развязывание агрессивной войны —

наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет.

2. Ведение агрессивной войны —

наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.

Комментарий к Статье 353 УК РФ

1. Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны являются преступлениями против мира. Они приводят к нарушению мирного сосуществования народов и государств, человеческим жертвам и страданиям мирного населения, неоправданным материальным затратам, часто к разрушению или уничтожению народно-хозяйственных объектов, культурных ценностей и архитектурных памятников.

2. Основным объектом преступного посягательства являются мир и мирное сосуществование между народами. Мир в международном праве (или международный мир) трактуется как отношения между народами и государствами, основывающиеся на проведении внешней политики ненасильственными средствами, и отсутствие организованной вооруженной борьбы между государствами.

3. Под мирным сосуществованием понимается тип отношений между государствами, предполагающий отказ от войны, применения силы или угрозы силой как средства решения спорных вопросов, разрешение их путем переговоров; невмешательство во внутренние дела и учет законных интересов друг друга; право народа осуществлять свободный социально-политический выбор; строгое уважение суверенитета государств; сотрудничество на основе полного равноправия и взаимной выгоды; добросовестное выполнение обязательств, вытекающих из норм международного права и международных договоров.

4. Объективная сторона состава преступления (ч. 1) проявляется в совершении одного или совокупности следующих действий: а) планирование агрессивной войны; б) подготовка такой войны; в) развязывание агрессивной войны.

5. Под войной понимается организованная вооруженная борьба между государствами, нациями (народами), социальными группами. В войне используются вооруженные силы как главное и решающее средство, а также экономические, политические и идеологические средства борьбы.

6. Согласно Резолюции 29-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 г. агрессией считается применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства, несовместимое с Уставом ООН. Поэтому война с точки зрения международного права признается агрессивной, если она выразилась в применении в нарушение Устава ООН государством вооруженной силы первым против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или народа.

7. Состав преступления относится к формальным. Преступление окончено (составами) в момент совершения хотя бы одного из указанных действий.

8. Под планированием войны понимается составление компетентными должностными лицами соответствующих мобилизационных и организационно-технических планов и проектов, разработка расчетов потребностей в материально-технических, людских и иных ресурсах для ведения войны, разработка комплексных планов ведения войны в целом и осуществление отдельных военных кампаний или операций.

9. Подготовка войны — это осуществление организационных, идеологических и иных мер и мероприятий разведывательного, военного и материально-технического характера в целях обеспечения готовности к ведению войны, например ведение разведки на территории государства, с которым готовится война, передислокация или сосредоточение воинских формирований в районе предполагаемых военных действий, сооружение фортификационных объектов и сооружений, создание и реорганизация структур военного управления войсками или предполагаемыми оккупированными территориями.

10. Под развязыванием войны понимается объявление или фактическое начало военных действий.

СЗ РФ. 1999. N 38. Ст. 4534, N 42. Ст. 5008; 2000. N 16. Ст. 1678, N 27. Ст. 2819; 2003. N 16. Ст. 1508; 2006. N 25. Ст. 2697.

12. Преступление в любой форме может совершаться только при наличии прямого умысла. Мотивами могут быть ложно понимаемые интересы государства и народа, соображения укрепления своего авторитета в той или иной политической или социально-экономической ситуации, карьеристские устремления.

13. Часть 2 коммент. статьи устанавливает более строгую УО за ведение агрессивной войны.

13.1. Ведение агрессивной войны означает осуществление военных операций против другого государства с применением всех или отдельных видов вооружения или военной техники. Эти действия могут выражаться: а) во вторжении или нападении на территорию другого суверенного государства или в военной оккупации территории другого независимого государства полностью или частично; б) в бомбардировке городов, населенных пунктов, народно-хозяйственных объектов и оборонительных сооружений или в применении любого вида оружия против вооруженных сил и военной техники на территории другого государства; в) в блокаде портов или берегов другого государства; г) в нападении на военно-морские и военно-воздушные флоты другого государства; д) в применении вооруженных сил, находящихся на территории другого государства по соглашению с принимающим государством; е) в нарушении условий, оговоренных в подписанном соглашении.

13.2. Ведение агрессивной войны является, как правило, длящимся преступлением, для которого свойственно достаточно длительное осуществление состава преступного деяния. По смыслу п. 1 Постановления 23-го Пленума ВС СССР от 04.03.1929 длящееся преступление начинается с момента совершения преступного действия и кончается вследствие действия самого виновного, направленного к прекращению преступления, или наступления событий, препятствующих его совершению.

14. Субъектами преступного посягательства (ч. 2) могут быть только лица, занимающие высшие государственные должности государственной службы РФ, в соответствии с Конституцией компетентные осуществлять ведение войны и руководить им.

15. Ведение агрессивной войны может совершаться только при наличии прямого умысла. Мотивами могут быть ложно понимаемые интересы государственной службы, карьеристские побуждения, мотивы мести и др.

16. Преступление относится к категории особо тяжких.

Другой комментарий к Ст. 353 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Понятие агрессии (агрессивной войны) дается в определении агрессии, принятом 14 декабря 1974 г. Резолюцией 3314 (XXIX) Генеральной Ассамблеи ООН. Статья 3 указанного определения содержит примерный, неисчерпывающий перечень деяний, квалифицируемых в качестве акта агрессии.

2. Объективная сторона состоит в совершении любого из альтернативно указанных в законе действий.

Планирование агрессивной войны представляет собой разработку планов начала и ведения войны (стратегия наступления, расположения войск, очередность захвата объектов и т.д.). Подготовка агрессивной войны — это совокупность действий, направленных на реализацию соответствующих планов, включая в том числе увеличение объемов производства военной техники, увеличение численного состава вооруженных сил, передислокацию войск и т.д. Развязывание агрессивной войны предполагает совершение конкретных действий по ее началу и осуществление первого акта агрессии. При этом не имеет значения, была война объявлена или нет.

3. Субъектом преступления является должностное лицо, в компетенцию которого входят объявление войны и решение иных вопросов военного характера.

4. В ч. 2 установлена ответственность за ведение агрессивной войны, т.е. за непосредственное осуществление военных действий.

Ведение войны признается оконченным с момента совершения первого действия, квалифицируемого в качестве акта агрессии.

Статья 353. Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны

1. Планирование, подготовка или развязывание агрессивной войны —

наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет.

2. Ведение агрессивной войны —

наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.

Комментарий к статье 353

Объектом этого преступления является мир, т.е. такое состояние взаимоотношений между государствами, при которых отсутствует ведение военных действий. Все же действия, перечисленные в ст. 353 УК РФ, ведут к разрушению нормальных отношений между народами, суверенными государствами, нарушению политического состояния взаимоотношений между субъектами (государствами, народами), при котором отсутствует их вооруженное противостояние, выраженное в ведении военных действий.

Результатом ведения военных действий могут быть многочисленные человеческие жертвы, страдания населения, разрушение экономики государств, невосполнимые материальные потери, причинение значительного вреда национальной и мировой культуре и т.п.

Объективная сторона преступления заключается в совершении одного или нескольких действий, указанных в диспозиции ч. 1 ст. 353 УК РФ. При этом состав преступления будет оконченным с момента совершения любого из них. Поскольку для наличия оконченного состава преступления закон не требует наступления общественно опасных последствий, состав рассматриваемого преступления относится к числу формальных составов.

Под планированием агрессивной войны понимается разработка системы мер, включающей в себя составление перечня действий, перечня необходимых материальных, финансовых и людских ресурсов, определение порядка и сроков выполнения подготовительных и военных действий, их последовательности, составление схем и т.д. Поэтому к планированию агрессивной войны можно, например, отнести такие действия, как составление мобилизационных планов, планирование передислокации войск, планирование перепрофилирования промышленности для военных нужд, составление стратегических и тактических планов проведения боевых операций и др.

Это интересно:  Смягчающие обстоятельства уголовного наказания по УК РФ в 2019 году

Подготовка войны представляет собой совершение действий, направленных на обеспечение реальной готовности к ведению агрессивной войны. Это могут быть и отдельные действия, и комплекс разработанных мероприятий: проведение мобилизации населения, перевод дополнительных воинских соединений к границе проведения боевых операций, увеличение выпуска продукции военного назначения наступательного характера, проведение пропагандистских компаний, оправдывающих агрессивную войну, создание резервов материальных ресурсов, необходимых для ведения войны. Подготовка войны во многом означает непосредственную реализацию запланированных действий.

Под развязыванием войны следует понимать не только объявление войны, начало ведения широкомасштабных или локального значения военных операций, но и другие действия, создающие повод для начала проведения военных акций: действия дипломатического характера (например, разрыв дипломатических отношений, предъявление ультиматума), провокации пограничных конфликтов и т.п.

Война — это борьба между государствами или народами с использованием вооружения. При этом использоваться может как все имеющееся у сторон вооружение, так и их часть. Так, например, держава, обладающая ядерным оружием, при проведении военных действий использует только обычное вооружение.

Содержание понятия агрессивная война» в УК РФ не раскрывается. Понятие агрессии сформулировано в ст. 1 приложения к Резолюции XXIX сессии Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 г. В соответствии с указанной статьей агрессией является применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом Организации Объединенных Наций. Таким образом, понятие агрессии связывается с целевым назначением применения вооруженной силы (посягательство на суверенитет, политическую независимость и т.д.).

В ст. 2 этого же приложения понятие агрессивной войны уточняется путем указания на временной фактор. В соответствии с указанной нормой свидетельством акта агрессии является применение вооруженной силы государством первым в нарушение Устава ООН. В то же время уточняется, что «Совет Безопасности может в соответствии с Уставом сделать вывод, что определение о том, что акт агрессии был совершен, не будет оправданным в свете других соответствующих обстоятельств, включая тот факт, что соответствующие акты или их последствия не носят достаточно серьезного характера».

Статьей 3 приложения определяются виды действий, которые независимо от объявления войны должны квалифицироваться в качестве акта агрессии. К ним относятся следующие действия:

a) вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства или любая военная оккупация, какой бы временный характер она ни носила, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, или любая аннексия с применением силы территории другого государства или части ее; b) бомбардировка вооруженными силами государства территории другого государства или применение любого оружия государством против территории другого государства; c) блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства; d) нападение вооруженными силами государства на сухопутные, морские или воздушные силы или морские и воздушные флоты другого государства; e) применение вооруженных сил одного государства, находящихся на территории другого государства по соглашению с принимающим государством, в нарушение условий, предусмотренных в соглашении, или любое продолжение их пребывания на такой территории по прекращении действия соглашения; f) действие государства, позволяющего, чтобы его территория, которую оно предоставило в распоряжение другого государства, использовалась этим другим государством для совершения акта агрессии против третьего государства; g) засылка государством или от имени государства вооруженных банд, групп и регулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства, носящие столь серьезный характер, что это равносильно перечисленным выше актам, или его значительное участие в них.

Перечень перечисленных выше действий, относящихся к категории актов агрессии, в соответствии со ст. 4 рассматриваемого международного правового акта не является исчерпывающим. Совет Безопасности к актам агрессии может отнести и иные действия, ведущие к развязыванию войны.

При этом, учитывая опасность рассматриваемых действий для всего мира, в Резолюции подчеркивается, что никакие соображения любого характера, будь то политического, экономического, военного или иного характера, не могут служить оправданием агрессии (ст. 5 приложения).

Таким образом, при определении понятия «агрессия» следует учитывать целый ряд позиций: целевую направленность военных действий, их характер, а также временной фактор, т.е. установление государства, первым совершившего нападение.

В то же время необходимо подчеркнуть то обстоятельство, что согласно Резолюции XXIX сессии Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 г. к агрессивной войне не относятся действия, вытекающие из реализации права на самоопределение, свободу и независимость народов, которые насильственно лишены этого права, и в частности борьбы народов, находящихся под господством колониальных и расистских режимов или под другими формами иностранного господства.

Еще одно, но более краткое определение понятия агрессии содержится в Конвенции об определении агрессии (Лондон, 4 июля 1933 г.). Согласно этому документу (ст. 2) нападающим в международном конфликте признается государство, которое первое совершит одно из следующих действий:

1) объявление войны другому государству;

2) вторжение своих вооруженных сил, хотя бы без объявления войны, на территорию другого государства;

3) нападение своими сухопутными, морскими или воздушными силами, хотя бы без объявления войны, на территорию суда или воздушные суда другого государства;

4) морскую блокаду берегов или портов другого государства;

5) поддержку, оказанную вооруженным бандам, которые, будучи образованными на его территории, вторгнутся на территорию другого государства, или отказ, несмотря на требование государства, подвергшегося вторжению, принять на своей собственной территории все зависящие от него меры для лишения названных банд всякой помощи или покровительства.

И все же при определении понятия агрессии, думается, следует исходить из понятия, данного Генеральной Ассамблеей ООН, поскольку, во-первых, оно является более полным и, во-вторых, поддержано большим числом государств.

С субъективной стороны преступление может быть совершено только с прямым умыслом. При этом умыслом виновного должен охватываться не только тот факт, что им осуществляются действия по планированию, подготовке или развязыванию войны, но и то обстоятельство, что война носит агрессивный характер.

Мотивация преступных действий не имеет значения для решения вопроса о наличии состава преступления, но учитывается при назначении наказания. Мотивы могут быть самыми различными: стремление к власти или ее укреплению, личные, корыстные мотивы, ложно понятые интересы государства, общества и др.

Формально субъектом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 353 УК РФ, может быть любое лицо, поскольку в данной норме отсутствует указание на специального субъекта. Вместе с тем реально субъектами планирования, подготовки или развязывания агрессивной войны могут быть только лица, занимающие высшие государственные должности (в результате выборов или по назначению), к компетенции которых относятся вопросы военного характера. Перечень таких высших государственных должностей определяется на основе Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» , а также соответствующих указов Президента РФ (например, Указа Президента РФ от 11 января 1995 г. N 32 «О государственных должностях Российской Федерации» , Указа Президента РФ от 31 декабря 2005 г. N 1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы» ) и других документах.

СЗ РФ. 2003. N 22. Ст. 2063.

СЗ РФ. 2006. N 1. Ст. 118.

Так, в ст. 1 названного Закона государственная служба Российской Федерации определяется как профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:

— федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

— субъектов Российской Федерации;

— органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;

— лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;

— лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» должности гражданской службы подразделяются на категории и группы.

СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.

По категориям они подразделяются на должности руководителей, помощников (советников), специалистов и обеспечивающих специалистов.

Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы:

1) высшие должности гражданской службы;

2) главные должности гражданской службы;

3) ведущие должности гражданской службы;

4) старшие должности гражданской службы;

5) младшие должности гражданской службы.

Перечисленные и иные положения российского законодательства имеют важное значение для определения субъекта преступления, поскольку, например, подготовка и развязывание агрессивной войны связаны с обладанием субъектом определенных полномочий для совершения указанных действий (проведение мобилизации, переориентирование промышленности, объявление войны и др.). То же самое следует сказать и о планировании войны. Конечно, составлять планы ведения войны может и обычный гражданин, не наделенный никакими властными полномочиями. Но подобные действия объективно не могут причинить вред политическим отношениям между государствами. Субъект же рассматриваемого состава преступления должен обладать такими полномочиями, при наличии которых планирование агрессивной войны может приобрести практическое значение.

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что для наличия состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 353 УК РФ, необходим специальный субъект. Действия лиц, не являющихся такими субъектами, но оказывающих содействие в совершении рассматриваемого преступления, должны квалифицироваться со ссылкой на соответствующие части ст. 33 УК РФ в зависимости от характера совершенных действий.

Частью 2 ст. 353 УК РФ предусмотрена ответственность за ведение агрессивной войны. За совершение этого деяния установлена более строгая уголовная ответственность.

К ведению агрессивной войны следует отнести осуществление военных операций (при наличии рассмотренных выше условий) против другого государства, а также совершение некоторых иных действий. Ряд из них перечислен в ст. 3 приложения к Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 г.

Это интересно:  Ст 60 УК РФ: общие начала назначения наказания в уголовном праве

Ведение агрессивной войны относится к числу длящихся преступлений, которое начинается с момента совершения преступных действий (вторжение на территорию другого государства, проведение войсковой операции и др.) и заканчивается с их прекращением в результате мер, принятых виновным, или наступления событий, делающих невозможным их продолжение (капитуляция, заключение мирного договора, уничтожение вооруженных сил и др.). Вместе с тем, поскольку состав рассматриваемого преступления относится к числу формальных, он будет являться оконченным не с момента прекращения военных действий, а с момента совершения любого из действий, охватываемых понятием «ведение войны».

Субъективная сторона преступления выражается в прямом умысле. Мотивы, как и в предыдущем случае, не играют роли для определения наличия состава преступления. Обязательным для наличия субъективной стороны является осознание виновным характера ведущейся войны.

Как и ранее, закон не содержит ограничительных признаков относительно субъекта ведения агрессивной войны. Поэтому следует признать, что субъектом рассматриваемого преступления могут быть как лица, в функции которых в соответствии с Конституцией РФ входит решение вопросов войны и мира, так и лица, непосредственно руководящие проведением военных операций.

Говоря об ответственности за преступления против мира и безопасности человечества, необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что в соответствии с Уставом международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Лондон, 8 августа 1945 г.), подписанном СССР 8 августа 1945 г., Трибунал имел право судить и наказывать лиц, которые, действуя в интересах европейских стран оси индивидуально или в качестве членов организации, совершили преступления против мира, а именно: планирование, подготовку, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений, или участие в общем плане или заговоре, направленных к осуществлению любого из вышеизложенных действий, а также и за иные преступления, перечисленные в ст. 6 Устава.

В этом же нормативном акте отмечается, что руководители, организаторы, подстрекатели и пособники, участвовавшие в составлении или в осуществлении общего плана или заговора, направленного на совершение любых из вышеупомянутых преступлений, несут ответственность за все действия, совершенные любыми лицами в целях осуществления такого плана. При этом (ст. 7) должностное положение подсудимых, их положение в качестве глав государства или ответственных чиновников различных правительственных ведомств не должно рассматриваться как основание к освобождению от ответственности или смягчению наказания.

Тот факт, что виновный действовал по распоряжению правительства или приказу начальника, не освобождает его от ответственности, но может рассматриваться как довод для смягчения наказания, если Трибунал признает, что этого требуют интересы правосудия.

Такие же, как и вышеизложенные, положения закреплены и в Уставе международного военного трибунала для Дальнего Востока (Токио, 19 января 1946 г.) и ряде других международных правовых актов, что еще раз подтверждает реализацию на международном уровне принципа личной индивидуальной ответственности.

Перечисленными положениями определяются направления решения вопросов о субъекте преступления, следуя которым субъектами ведения агрессивной войны необходимо признавать как лиц, обладающих соответствующими правами отдавать приказы на ведение агрессивной войны, так и лиц, подобные приказы выполняющих, в свою очередь обладающих распорядительными полномочиями по реализации действий, охватываемых понятием «ведение войны». В этой связи, думается, нельзя признать субъектами рассматриваемого состава преступления лиц, участвующих в военных операциях, но не обладающих какими-либо полномочиями по ведению войны.

Ответственность за отдельные виды преступлений против мира и безопасности человечества

Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны (ст. 353 УК РФ)

Непосредственный объект преступления – основы мира, т.е. мирного взаимодействия государств при решении любых возникающих между ними проблем.

Объективная сторона преступления (ч. 1 ст. 353 УК РФ) охватывает три альтернативных вида деятельности: планирование, подготовку и развязывание войны.

Согласно резолюции XXIX сессии Генеральной Ассамблеи ООН 1974 г. «Определение агрессии» агрессия – это применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким- либо иным образом, не совместимым с Уставом ООН.

Актом агрессии признаются:

1) вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства:

2) военная оккупация, сколько бы времени она ни длилась, как следствие вооруженного вторжения;

3) аннексия территории другого государства или части его;

4) бомбардировка или применение любого другого оружия против территории другого государства;

5) блокада портов или берегов одного государства вооруженными силами другого;

6) нападение вооруженными государствами на сухопутные, морские или воздушные силы или морской и воздушный флот другого государства;

7) применение вооруженных сил одного государства, находящихся на территории другого государства по соглашению с принимающим государством, в нарушение условий, предусмотренных соглашением;

8) продолжение пребывания вооруженных сил на такой территории по прекращении действий соглашения;

9) действия государства, позволяющего, чтобы его территория, которую оно предоставило в распоряжение другого государства, использовалась этим государством для совершения акта агрессии против третьего государства;

10) засылка государством или от его имени вооруженных банд, групп и регулярных сил или наемников, которые осуществляют применение вооруженной силы против другого государства.

Войны справедливые актом агрессии не признаются.

Надо отметить, что внутригосударственные вооруженные конфликты не носят международного характера. Совершенные в ходе таких конфликтов преступления квалифицируются как общеуголовные внутригосударственные преступления.

Планирование агрессивной войны – разработка ее политической и военной концепции, стратегии и тактики военных действий, составление мобилизационных планов, подготовка предложений по структуре, составу, дислокации и задачам вооруженных сил, организация разведывательной деятельности, перевод промышленности на военные рельсы, информационная поддержка и др.

Подготовка агрессивной войны – конкретные приготовительные действия, которые создают благоприятные условия для последующего развязывания и ведения агрессивной войны (например, частичные локальные вторжения, разведка на местности в районе предстоящего вторжения, сосредоточение на государственной границе воинских частей, предназначенных для агрессии, и т.п.).

Развязывание агрессивной войны представляет собой конкретные акты агрессии, предшествующие полномасштабному ведению агрессивной войны (например, разведка боем, отдельные вооруженные нападения на пограничников другого государства, захват его судов и т.п.).

Преступление окончено с момента совершения любой из перечисленных форм преступного поведения независимо от исхода войны.

Субъективная сторона деяния характеризуется прямым умыслом.

Субъект преступления – вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет (обычно это представители высшей государственной, политической, военно-промышленной власти).

Часть 2 ст. 353 УК РФ предусматривает ответственность за ведение агрессивной войны, т.е. полномасштабную агрессию против другого государства в виде наступления, нападения, вторжения на территорию другого государства с целью ее захвата либо иными политическими целями, чем подрываются основы международной безопасности.

Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны

Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны (ст. 353 УК РФ)

Данная статья на первое место среди преступлений против мира и безопасности человечества справедливо ставит преступления против мира, т. е. планирование, подготовку, развязывание или ведение агрессивной войны.

Понятие агрессии (агрессивной войны) определяется в решениях Генеральной Ассамблеи ООН. В частности, в специальной резолюции от 14 декабря 1974 г. агрессия определяется как «применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом Организации Объединенных Наций».

Непосредственным объектом этого преступления является мир и мирное сосуществование государств.

Объективную сторону преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 353 УК, образуют три разновидности общественно опасных действий:

  • планирование агрессивной войны;
  • ее подготовка;
  • ее развязывание.

К планированию агрессивной войны относится разработка планов ведения боевых действий, расположения вооруженных сил, захвата объектов и т. д. на территории иностранного государства;

Подготовка агрессивной войны — это действия, направленные на обеспечение готовности к ведению агрессивной войны;

Развязывание агрессивной войны — это начало конкретных действий по ее ведению. Генеральная Ассамблея ООН называет такое развязывание актом агрессии. К ним она относит:

  • вторжение или нападение вооруженных сил одного государства на территорию другого государства или любую военную оккупацию или аннексию;
  • бомбардировку вооруженными силами одного государства территории другого государства или применение любого оружия одним государством против территории другого государства;
  • нападение вооруженными силами одного государства на сухопутные, морские или воздушные силы или флоты другого государства;
  • применение вооруженных сил одного государства, находящихся на территории другого государства, в нарушение условий соглашения об их пребывании;
  • предоставление территории одного государства для пользования другим государством в целях совершения агрессии и т. п.

Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется прямым умыслом. Виновные осознают, что совершают планирование, подготовку или развязывание агрессивной войны, и желают совершения указанных действий.

Субъект этого преступления специальный — им является лицо, занимающее высшую государственную должность Российской Федерации или субъекта РФ.

Часть 2 ст. 353 УК предусматривает квалифицированный состав данного преступления, объективная сторона которого характеризуется ведением агрессивной войны. Сопоставление понятия «ведение» с понятием «развязывание» приводит к выводу, что если развязывание агрессивной войны — это ее начало, осуществление акта агрессии, то ведение — это продолжение агрессивной войны. Субъективная сторона и субъект квалифицированного состава характеризуются теми же признаками.

Статья написана по материалам сайтов: stykrf.ru, ukodeksrf.ru, fkurf.ru, studme.org, www.grandars.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector