+7 (499) 928-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Наказание за посредничество в коммерческом подкупе

Проведение серии проверочных закупок в продолжительный период времени в рамках дела оперативного учета — с последующим представлением результатов ОРМ для решения вопроса о возбуждении уголовного дела — допустимо лишь в исключительных случаях, например при оперативной разработке преступных сообществ и организованных преступных групп, противоправная деятельность которых носит межрегиональный характер. Если в ходе повторной проверочной закупки оперативные сотрудники вместо выявления сбытчиков провоцируют приобретение наркотиков, проведение ОРМ считается незаконным. ИЗ ПРАКТИКИ. 05.05.2006, 10.05.2006 и 11.05.2006 Б. по просьбе «И» (лица, привлеченного к участию в ОРМ) на деньги, полученные «И» отоперативных работников, приобрел у неустановленного лица наркотик и передал его ей. Данные эпизоды преступной деятельности Б.

Содержание

Пособничество в приобретении, торговле и хранении наркотических средств

Посредничество в сбыте (228.1) или в приобретении (228)?

Ч.4 ст.291.1 предусматривает особо квалифицирующие составы посредничества по взяточничестве в особо крупном размере (сумма больше 1,5 миллиона рублей) За совершение данного преступного деяния законодатель предусмотрел два наказания:

  1. штраф, в 70-90 раз, превышающий взятку с лишением права заниматься определенной деятельностью или занимать должность в течение 3 лет;
  2. лишение свободы от 7 до 12 лет со штрафом в 70 раз больше суммы взятки.

Ответственность за предложение посредничества во взяточничестве В качестве отдельного состава в ч.5 ст.291.1 выделено обещание или предложение посредничества во взяточничестве.

Пособничество в приобретении наркотических средств (пестерева ю., чекмезова е.)

Новеллой Уголовного кодекса РФ в 2011 году стало появление новой статьи — 291.1, которая предусматривает ответственность за посредничество во взяточничестве. Действия пособника выражаются, как в передаче материальных ценностей от взяткодателя взяткополучателю, так и в совершении других действий, которые способствуют реализации соглашения между сторонами преступления, предусмотренного ст. 290 и 291 УК РФ. Посредник может представлять интересы любой из сторон.
Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с пособничеством во взяточничестве, то вам следует помнить, что:

  • Все случаи уникальны и индивидуальны.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.

В зависимости от конкретных действий пособника преступление будет считаться оконченным в разные моменты.

Ответственность за посредничество в коммерческом подкупе

Степень ответственности посредника зависит от размера взятки (значительный, крупный, особо крупный), а также от заведомой незаконности действий и использования посредником своего служебного положения. Влияет на нее в сторону отягчения и совершение преступления группой лиц. За добровольное сообщение о взятке посредник может быть освобожден от ответственности Уголовный закон предусматривает основания освобождения от уголовной ответственности лица, являющегося посредником во взяточничестве, в случае если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления, имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило о нем органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

Пособничество во взяточничестве

Обещание или предложение посредничества в коммерческом подкупе наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до одного года, или в размере от десятикратной до двадцатикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового, либо ограничением свободы на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового, либо лишением свободы на срок до четырёх лет со штрафом в размере до пятнадцатикратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового.

Посредничество во взяточничестве. особенности преступления и сроки наказания

Чем отличается посредник в сбыте наркотиков от посредника в приобретении

Исходя из этого судебная коллегия по уголовным делам Свердловского областного суда изменила приговор и квалифицировала содеянное К. по ч.5 ст.33 — ч.1 ст.228 УК РФ2. При задержании в ходе проверочной закупки. В соответствии с ч.5 п.13 Постановления Пленума ВС РФ №14 в случаях, когда передача наркотического средства осуществляется в ходе проверочной закупки, содеянное следует квалифицировать не как оконченное преступление (сбыт), а как покушение на него, поскольку при проведении ОРМ наркотики изымаются из незаконного оборота. Задержанное в ходе проверочной закупки лицо может оказаться посредником в приобретении наркотиков.

Наркотики при этом также изымаются из незаконного оборота, а действия посредника по их приобретению и хранению следует квалифицировать как пособничество в покушении на приобретение наркотика. Такая квалификация вполне возможно вызовет возражения.

Статья 291.1. посредничество во взяточничестве

Исходя из понимания оконченности преступления, казалось бы, в данном случае, преступление еще не совершено, а значит не окончено, но законодатель, в данном случае преследуя цели искоренения коррупции и взяточничества, сделал исключение. То есть преступление посредничество во взяточничестве согласно ст. 291. 1 считается оконченным уже после предложения содействия в получении или передаче взятки. В п. 5 ст. 291. 1 предусмотрено наказание за предложение и обещание посредничества во взяточничестве:

  • штраф от 15-ти до 70-ти кратной суммы от взятки.

Суммы штрафа: минимальная сумма — 25 тысяч рублей; максимальная сумма — 500 миллионов рублей.
Виновное лицо лишается права занимать должности в госструктурах и других организациях (список должностей можно посмотреть в соответствующих законах), также ему запрещается заниматься определенной деятельностью.

Наказание за посредничество в приобретении

Козлова, в данной законодательной формулировке есть два момента, в которых следует разобраться. Во-первых, в законе сказано, что действия иных соучастников могут быть квалифицированы в качестве приготовления или покушения, тогда как действия пособника, подстрекателя, организатора никогда не могут быть признаны исполнением преступления — в этом и заключается суть разграничения действий исполнителя, совершающего действия, входящие в объективную сторону преступления, и иных соучастников, подобных действий не совершающих. Поэтому действия иных соучастников могут выступать только как приготовление, но не как покушение.

Во-вторых, закон однозначно требует квалифицировать действия иных соучастников при пресеченном поведении исполнителя как неоконченную преступную деятельность.
Федерального закона от 03.07.2016 N 324-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 1. Посредничество во взяточничестве, то есть непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере, — наказывается штрафом в размере до семисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, или в размере от двадцатикратной до сорокакратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до двадцатикратной суммы взятки или без такового. 2.

Все об административной ответственности за … «взятку»!

Если к понятию «взяточничество» мы все привыкли, и понимаем, что в случае выявления такой ситуации виновное лицо будет привлечено к уголовной ответственности со всеми вытекающими отсюда последствиями, то мало кому известно, какие угрозы для бизнеса несет, на первый взгляд, безобидная административная ответственность за «незаконное вознаграждение» от имени юридического лица.

(ЧТО) Незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица

(КОМУ) должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации.

(ЧЕГО) денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав

(ЗА ЧТО) за совершение в интересах данного юридического лица. действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением

(ВЛЕКУТ) наложение административного штрафа. размер которого исчисляется миллионами рублей.

Ответственность за «незаконное вознаграждение» будет нести юридическое лицо.

Попытаемся разобраться в вопросах, связанных с такой ответственностью более подробно.

Виды ответственности за «взятку»

Существует два вида ответственности за дачу взятки – административная и уголовная. Субъектами (привлекаемыми лицами) являются:

в рамках административной ответственности — юридические лица;

в рамках уголовной ответственности — физические лица.

Важный момент! индивидуальные предприниматели не являются на сегодняшний день субъектами административной ответственности за незаконное вознаграждение.

Преступление/
правонарушение

Взятка
(уголовная ответственность)

Коммерческий подкуп (уголовная ответственность)

Незаконное вознаграждение (административная ответственность)

Дача

Статьи 291, 291.2 УК РФ

Получение

Статьи 290, 291.2 УК РФ

П.5-8 ст. 204 УК РФ

Посредничество

291.1, 291.2 УК РФ

Итак, в чем же разница?

Такого термина официально в законе не существует.

Исходя из смысла статьи 290 Уголовного кодекса РФ взятка – это материальные ценности (деньги, ценные бумаги, имущество и др.), а также услуги имущественного характера и имущественные права.

Проще говоря, взятка — это какое-либо благо как в материальном виде, так и в виде услуг, которое направлено на улучшение положения должностного лица, которое получает взятку и может распорядиться предметом взятки как своим собственным.

Преступными деяниями, согласно Уголовному кодексу РФ, являются получение взятки, дача взятки и посредничество во взяточничестве.

При этом лица, которые дают взятку или являются посредниками во взяточничестве, освобождаются от уголовной ответственности в случае, если они после совершения преступления активно способствовали раскрытию и пресечению преступления и добровольно сообщили в правоохранительные органы, имеющие право возбудить уголовное дело, об имевшем место инциденте.

Главное, что следует запомнить, – взятку получает всегда должностное лицо.

2) Коммерческий подкуп.

По сути, коммерческий подкуп – это также взятка, только получатель не должностное лицо, а лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Говоря о взятках, мы будем иметь ввиду и коммерческий подкуп тоже.

Ответственность и за дачу, и за получение коммерческого подкупа прописана в ст. 204 УК РФ и ст. 204.2 УК РФ (мелкий коммерческий подкуп). Условия освобождения от ответственности за передачу коммерческого подкупа аналогичны взяточничеству – добровольная явка с повинной и содействие в следствии по делу.

Это интересно:  Особенности отсрочки отбывания наказания беременных женщин в России

За посредничество в коммерческом подкупе также предусмотрена уголовная ответственность по статье 204.1 Уголовного кодекса РФ.

3) «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица» (ст. 19.28 КоАП РФ)

Данная статья в Кодексе РФ об административных правонарушениях появилась в далеком 2008 году. Однако широкое применение эта статья получила лишь недавно, в тренде борьбы с коррупцией.

По этой статье КоАП привлекаются к ответственности те юридического лица, в интересах которых были переданы «взятка» или «коммерческий подкуп». Очевидно, государство обратило взгляд на более платежеспособных субъектов для пополнения бюджета.

Размеры штрафов действительно поражают:

за «взятку» в миллион рублей организация уплатит штраф от 20 до 30 млн.руб.;

ну а если вознаграждение за отстаивание ее интересов составило, допустим, 20 млн.руб., то придется раскошелиться на сумму от 100 млн. до 2 млрд. на усмотрение суда.

Ответственность наступает не только за передачу, но и за обещание вознаграждения.

Правда, для этого лицо, действующее в интересах компании, должно быть на это уполномочено. Однако каких-то специальных требований Закон не называет. Судебная практика показывает, что обычно такими лицами становятся руководители организаций. Но в интересах организации может действовать и главный бухгалтер, и начальник коммерческого отдела. и даже водитель.

В другой ситуации коммерческую организацию оштрафовали на 1 млн руб. за то, что ее директор в интересах предприятия незаконно перевел на банковский счет лица, занимающего должность начальника отдела снабжения другой организации денежные средства в размере 8000 рублей (коммерческий подкуп) за продолжение договорных отношений между этими организациями. Типичный «откат».

Как видим, действия разных сотрудников могут привести предприятие к серьезной ответственности в виде миллионных штрафов.

Какие неприятности влечет для юридического лица факт привлечения его по ст. 19.28 КоАП РФ помимо высоких штрафов?

Компания в течение двух лет не сможет участвовать в государственных закупках.

На сайте Генеральной прокуратуры размещен Реестр юридических лиц, привлеченных к административной ответственности по этой статье КоАП РФ. Проверить, нет ли там вашей организации или вашего контрагента, можно по ссылке https://genproc.gov.ru/anticor/register-of-illegal-remuneration/.

За 2017 год к ответственности было привлечено 363 юридических лица.

Очевидно, что нахождение юридического лица в подобном реестре может пагубно сказаться на его деловой репутации при последующих попытках заключения контрактов с потенциальными контрагентами и вне сферы гос.закупок.

Кто и как обычно привлекает по ст. 19.28 КоАП РФ?

В подавляющем большинстве случаев такие административные дела возбуждаются по результатам изучения прокуратурой уголовных дел о взятках и коммерческом подкупе и большей частью на основе обвинительных приговоров суда.

Решение о привлечении организации к ответственности выносит суд.

Помимо обстоятельств, зафиксированных в приговоре в отношении конкретного физического лица, необходимо доказать:

физическое лицо передавало вознаграждение в интересах организации;

источники для такого вознаграждения;

была ли у организации заинтересованность в получении преференций за это вознаграждение или физическое лицо преследовало только личный интерес.

Однако наличие обвинительного приговора совсем не обязательно. Прокурор вполне может ссылаться на материалы уголовного дела, например, на текст обвинительного заключения.

Еще раз подчеркнем: привлечение физического лица к уголовной ответственности не исключает, а наоборот, дает «зеленый свет» привлечению организации, в интересах которой он действовал (взяткодатель) или которой обещал какие-то преференции (взяткополучатель), к административной ответственности.

«Платите это немедленно». Сроки уплаты штрафа по ст. 19.28 КоАП РФ

К слову, деньги тоже относятся к имуществу. Поэтому если иных активов нет, арест будет наложен на остатки на банковских счетах. Самое время напомнить, что за вознаграждение свыше 1 млн.руб., штраф составит минимум 20 млн. руб.

А еще штраф нужно будет уплатить не позднее 7 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. Читаем, что это немедленно необходимо найти 1, 20 и более миллионов рублей, иначе денежные средства будут принудительно списаны с расчетного счета или судебный пристав начнет процедуру взыскания за счет иного имущества. Приятного мало.

Ложку меда никто не отменял. Что может спасти от статьи 19.28 КоАП РФ?

Во что это может вылиться на практике?

Если в интересах юридического лица дано вознаграждение какому-либо должностному лицу, но до того, как об этом стало известно правоохранительным органам, представитель организации сообщил об этом, такое юридическое лицо не будут привлекать к ответственности и организации удастся избежать многомиллионных штрафов.

Любопытно, что в ст. 13.1 Закона № 273-ФЗ от 25.12.2008 г. «О противодействии коррупции» приведен специальный перечень мер, которые должна выполнять организация в рамках предупреждения коррупции, например:

определить подразделение или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупции;

разработать и внедрить стандарты добросовестной работы предприятия;

принять кодекс этики и служебного поведения работников.

Подобный перечень мероприятий содержится и в Методических рекомендациях Минтруда по разработке и принятию мер по предупреждению и противодействию коррупции от 08.11.2013 г., где, в частности, даны рекомендации по проверке контрагентов на предмет их добропорядочности.

Мало кто поверит, что подобные внутренние документы организации реально уберегут от коррупционной составляющей при ведении бизнеса, однако вполне могут быть расценены в качестве смягчающих ответственность обстоятельств, перечень которых открытый.

Что ж, сложно назвать тему сегодняшней статьи позитивной. Высокие штрафы, арест имущества, объективная невозможность уследить за всеми сотрудниками с «добрыми» намерениями. Однако, кто предупрежден, тот вооружен!

Посредничество в коммерческом подкупе (ст. 204.1 УК РФ)

Ответственность за посредничество в коммерческом подкупе введена Федеральным законом от 03.07.2016 № 324-ФЗ.

Непосредственный объект и предмет посредничества в коммерческом подкупе совпадают с объектом и предметом состава коммерческого подкупа.

Объективная сторона выражается в двух альтернативных действиях: 1) непосредственной передаче предмета коммерческого подкупа (незаконного вознаграждения) по поручению лица, передающего предмет коммерческого подкупа, или лица, получающего предмет коммерческого подкупа;

2) ином способствовании этим лицам в достижении или реализации соглашения между ними о передаче и получении предмета коммерческого подкупа в значительном размере.

Непосредственная передача предмета коммерческого подкупа (незаконного вознаграждения) выражается в ее фактическом вручении должностному лицу. Конкретные формы передачи незаконного вознаграждения определяются предметом коммерческого подкупа. В законе говорится о непосредственной передаче предмета коммерческого подкупа (незаконного вознаграждения). Поэтому, как правило, посредник передает предмет подкупа лично. Однако передача предмета коммерческого подкупа (незаконного вознаграждения) может осуществляться и через третьих лиц (сослуживцев, родственников, знакомых должностного лица либо знакомых посредника).

Другая форма посредничества в коммерческом подкупе выражается в ином способствовании этим лицам в достижении или реализации соглашения между ними о передаче и получении предмета коммерческого подкупа. Способствование в достижении соглашения о передаче и получении предмета коммерческого подкупа состоит в различных действиях, направленных па создание условий для сговора па совершение указанных преступлений (например, сведение сторон коммерческого подкупа, склонение одной из них к даче или получению предмета подкупа по поручению другой стороны, дача советов, указаний, предоставление информации, устранение препятствий и т.и.). Способствование лицу, передающему предмет коммерческого подкупа, или лицу, получающему предмет коммерческого подкупа в реализации соглашения о передаче и получении предмета коммерческого подкупа, выражается в содействии совершению данных преступлений советами, указаниями, предоставлением информации, средств совершения преступления либо устранением препятствий, а также обещанием сокрытия преступника, средств совершения преступления, следов преступления либо предметов, добытых преступным путем, а равно приобретения или сбыта таких предметов.

Обязательным признаком посредничества в коммерческом подкупе, предусмотренным ч. 1 ст. 204.1 УК РФ, является значительный размер предмета коммерческого подкупа (свыше 25 тыс. руб.). Посредничество в коммерческом подкупе в простом размере состава данного преступления не образует и оценивается по правилам о соучастии в преступлении.

Посредничество в коммерческом подкупе — преступление с формаль- ным составом, оно считается оконченным в момент передачи лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, хотя бы части предмета коммерческого подкупа (незаконного вознаграждения) или совершения действий, способствующих достижению либо реализации соглашения о передаче и получении предмета коммерческого подкупа (незаконного вознаграждения). При отказе указанного лица принять предмет коммерческого подкупа действия посредника следует квалифицировать как покушение на данное преступление (ч. 3 ст. 30, ст. 204.1 УК РФ).

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. При этом предметное содержание умысла посредника должно соогветсгвовать предметному содержанию умысла лица, передающего предмет коммерческого подкупа, или лица, получающего предмет коммерческого подкупа, т.е. он должен сознавать, что умыслом последних охватывается факт передачи или получения предмета коммерческого подкупа. Мотивы и цели посредничества в коммерческом подкупе могут быть различными и на квалификацию преступления не влияют. Ими могут быть как корыстные побуждения (оказание посреднических услуг за вознаграждение), так и иные мотивы, например, ложно понятые интересы службы, желание угодить начальнику, связанные с родственными отношениями, служебной зависимостью и т.д.

Субъект общий — любое лицо, достигшее 16 лет, независимо от занимаемого служебного положения (частное лицо, должностное лицо, лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, и др.).

Деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 204.1 УК РФ, является преступлением средней тяжести.

Частью 2 ст. 204.1 УК РФ установлена повышенная ответственность за посредничество в коммерческом подкупе, совершенное: а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) за заведомо незаконные действия (бездействие); в) в крупном размере (свыше 150 тыс. руб.).

Содержание признака «группа лиц по предварительному сговору или организованная группа» при посредничестве в коммерческом подкупе в целом совпадает с аналогичным признаком состава коммерческого подкупа.

Посредничество в коммерческом подкупе за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) по своему содержанию также соответствует аналогичному признаку состава коммерческого подкупа.

Часть 3 ст. 204.1 УК РФ устанавливает ответственность за посредничество в коммерческом подкупе, совершенное в особо крупном размере (свыше 1 млн руб.).

Деяния, предусмотренные ч. 1 и 2 ст. 204.1 УК РФ, отнесены к категории преступлений небольшой и средней тяжести соответственно, ч. 3 ст. 204.1 УК РФ — к категории тяжких преступлений.

Частью 4 ст. 204.1 УК РФ установлена ответственность за обещание или предложение посредничества в коммерческом подкупе. Общественная опасность подобных действий состоит в создании существенных условий для сторон коммерческого подкупа в достижении либо реализации соглашения между ними о передаче и получении предмета подкупа.

Обещание посредничества в коммерческом подкупе — это дача согласия (в любой форме) на осуществление посреднических функций в будущем (например, обещание подыскать потенциального подкуподателя). Обещание посредничества предполагает активные действия лица, передающего предмет коммерческого подкупа, или лица, получающего предмет коммерческого подкупа, у которых уже сформировался умысел на передачу — получение предмета коммерческого подкупа, и для его реализации нуждающихся в посреднике. При этом важен сам факт обещания посредничесгва, а не его реальное выполнение. В случае выполнения данного обещания посредничество в коммерческом подкупе квалифицируется по ч. 1—3 ст. 204.1 УК РФ без совокупности с ч. 4 ст. 204.1 УК РФ. Для данной формы посредничества не имеет значения, было ли оно обещано заранее, либо такого рода обещание имело место во время совершения преступления, но по каким-либо причинам не состоялось в действительности. Отказ лица от выполнения заранее данного обещания посредничества в коммерческом подкупе не исключает ответственности по ч. 4 ст. 204.1 УК РФ.

Это интересно:  Исчисление сроков наказаний: сложение и зачет

Предложение посредничества в коммерческом подкупе — это инициативное сообщение лицу, передающему предмет коммерческого подкупа, или лицу, получающему предмет коммерческого подкупа, о желании оказать посреднические услуги, выраженное в любой форме (устно, письменно, путем конклюдентных действий). Предложение посредничества, в отличие от его обещания, предполагает активное воздействие потенциального посредника на сознание и волю сторон подкупа, как уже достигших соглашения о передаче и получении предмета подкупа, так и не достигших такого соглашения. Применительно к составу посредничества во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ) Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 09.07.2013 № 24 (п. 26) разъяснил, что «обещание или предложение посредничества во взяточничестве считается оконченным преступлением с момента совершения лицом действий (бездействия), направленных на доведение до сведения взяткодателя и (или) взяткополучателя информации о своем намерении стать посредником во взяточничестве». При этом отказ субъектов передачи-получения коммерческого подкупа от ранее принятого предложения о посредничестве в коммерческом подкупе не исключает ответственности за данное преступление. Однако если стороны подкупа достигли соглашения о получении и даче взятки без участия посредника, отвергнутое предложение посредничества может быть признано малозначительным.

Деяния, предусмотренные ч. 4 ст. 204.1 УК РФ, отнесены к категории преступлений средней тяжести.

Согласно примечанию к ст. 204.1 УК РФ лицо, являющееся посредником в коммерческом подкупе, освобождается от уголовной ответственности при наличии двух условий: 1) если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления; 2) добровольно сообщило о совершенном преступлении в орган, имеющий право возбудить уголовное дело.

Посредничество в коммерческом подкупе в форме непосредственной передачи предмета подкупа необходимо отграничивать от передачи и получения незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе (ст. 204 УК РФ), а также мнимого посредничества в коммерческом подкупе.

Применительно к составу посредничества во взяточничестве Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что при непосредственной передаче взятки по поручению взяткодателя должностному лицу за действия (бездействие) по службе в пользу представляемого взяткодателем физического либо юридического лица следует исходить из того, что посредник передает взятку, действуя от имени и за счет имущества взяткодателя. В отличие от носредника взяткодатель, передающий взятку за действия (бездействие) по службе в пользу представляемого им лица, использует в качестве взятки принадлежащее ему или незаконно приобретенное им имущество (п. 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 № 24). Данные критерии следует учитывать и при разграничении рассматриваемых преступлений.

В судебной практике имеют место случаи, когда лицо получает от под- куподателя материальные ценности якобы для передачи их в качестве предмета коммерческого подкупа лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, и, заведомо не намереваясь этого делать, обращает их в свою пользу, т.е. фактически присваивает. Такие действия в теории уголовного права именуются «мнимым посредничеством». В п. 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 № 24 (применительно к составу посредничества во взяточничестве) указано, что подобные действия следует квалифицировать как мошенничество без совокупности с преступлением, предусмотренным ч. 5 ст. 291.1 УК РФ. Действия владельца ценностей в таких случаях подлежат квалификации как покушение на дачу взятки. При этом не имеет значения, называлось ли конкретное должностное лицо, которому предполагалось передать взятку. Аналогично следует квалифицировать и мнимое посредничество в коммерческом подкупе.

Статья 204 УК РФ. Коммерческий подкуп в судебной практике

Одним из наиболее опасных деяний в экономической сфере считается подкуп. Статья 204 УК РФ закрепляет наказания за это противоправное действие. Строгость санкций зависит от наличия отягчающих обстоятельств и размера причиненного ущерба.

Статья 204 УК РФ: состав преступления

Суть деяния заключается в незаконной передаче субъекту, реализующему функции, связанные с управлением, в негосударственной компании, денежных средств, имущества, ценных бумаг в том числе, за совершение бездействия/действия в интересах дающего либо других лиц, если они включены в служебные правомочия принимающего или он ввиду своего статуса может им способствовать. Статья 204 УК РФ «Коммерческий подкуп» закрепляет наказание и за противоправное предоставление прав или оказание услуг с той же целью. За указанные деяния виновным назначают:

  1. Штраф. Его величина может достигать 400 тыс. руб. или составлять доходы осужденного за полгода или превышать размер полученного в 5-20 раз.
  2. Исправительные работы, лишение/ограничение свободы на период до двух лет. В последнем случае дополнительно может вменяться штраф в размере, превышающем полученное в 5 раз.

Значительный размер

Им признается денежная сумма, стоимость ценных бумаг, другого имущества, вещных прав, услуг, превышающие 25 тыс. руб. За указанные выше деяния, совершенные в таком значительном размере, статья 204 часть 2 УК РФ устанавливает следующие наказания:

  1. Штраф. Его размер – до 80 тыс. руб. или сумма доходов виновного за 9 мес. либо превышающая полученное в 10-30 раз.
  2. 1-2 года исправительных работ или ограничения свободы.
  3. До трех лет тюрьмы.

В дополнение допускается вменение запрета на ведение деятельности или назначение на должности, определенные судьей. При наложении штрафа он действует 2, а в случае ограничения или лишения свободы, а также исправительных работ – 3 года.

Отягчающие обстоятельства

Приведенные выше деяния могут совершаться:

  1. Группой (организованной) либо лицами, предварительно сговорившимися.
  2. За заведомо противоправное бездействие/действие.
  3. В крупном размере.

Статья 204 часть 3 УК РФ устанавливает за это:

  1. Штраф до 1,5 млн руб. или в сумме поступлений (доходов, з/п) за 1 год либо превышающей полученное в 20-50 раз.
  2. 3-7 лет тюремного заключения.

Дополнительными санкциями являются:

  1. Запрет на осуществление деятельности, назначение на посты, установленные судьей, на период до трех лет. Это наказание может вменяться к штрафу и тюремному заключению.
  2. Денежное взыскание в сумме, превышающей полученное в 30 раз. Этот штраф может быть вменен только в дополнение к лишению свободы.

Дополнительно

Статья 204 часть 4 УК РФ закрепляет санкции за деяния, совершенные в размере, признаваемом особо крупным. Им считается сумма денежных средств, стоимость ценных бумаг, других вещей, имущественных прав, услуг, превышающие 1 млн руб. Ответственность наступает за деяния, указанные в части 3, п. «а» и «б», и устанавливается в виде:

  1. Штрафа. Его размер составляет 1-2 млн руб. или сумму доходов, полученных виновным за 2-6 мес., или равен 40-70-кратной сумме полученного. Дополнительно может вменяться запрет на пребывание на постах или ведение деятельности, установленной судьей, в течение 5 лет.
  2. 4-8 лет тюрьмы. Дополнительно назначается денежное взыскание в сумме, превышающей полученное в 40 раз, а также запрет, указанный выше.

Ответственность получающего

Статья 204 УК РФ (в новой редакции) предусматривает наказание не только для субъектов, незаконно передающих денежные суммы, ценные бумаги, прочее имущество, вещные права, а также оказывающих услуги. Рассмотрим некоторые санкции. В ч. 5 устанавливается ответственность для граждан, принимающих это, в виде:

  1. Штрафа до 700 тыс. руб. или в сумме доходов за 9 мес. либо превышающей величину полученного в 10-30 раз.
  2. До 3 лет тюрьмы. В дополнение может быть вменен штраф, превышающий полученное в 15 раз.

Статья 204 часть 7 УК РФ закрепляет наказание за эти же деяния, но совершенные:

  1. Предварительно сговорившимися лицами или организованной группой.
  2. С вымогательством.
  3. За противоправные бездействия/действия.
  4. В крупном размере.
  1. Денежное взыскание 1-3 млн руб. или равное доходам за 1-3 года либо составляющее сумму, превышающую размер полученного в 30-60 раз. В дополнение суд может вменить запрет на осуществление определенной деятельности, назначение на ряд должностей в течение 5 лет.
  2. Тюремное заключение на 5-9 лет. Дополнительно может вменяться штраф, составляющий сумму, превышающую размер полученного в 40 раз, или запрет, указанный выше.

Примечание

Статья 204 УК РФ (в новой редакции) допускает возможность освобождения гражданина от ответственности. Она распространяется на субъектов, совершивших деяния, закрепленные ч. 1-4. Статья 204 УК РФ («Коммерческий подкуп») допускает освобождение от ответственности при соблюдении ряда условий. Гражданин в первую очередь должен активно помогать расследованию/раскрытию совершенного деяния. Освобождение от ответственности возможно также, если субъект добровольно сообщил о деянии в органы, уполномоченные возбудить уголовное производство, или в отношении него было вымогательства.

Коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ): комментарий

Положения рассматриваемой нормы фактически предусматривают санкции за два разных деяния. В первую очередь статья 204 УК РФ устанавливает наказание за противоправную передачу субъекту, реализующему управленческие функции в негосударственной (небюджетной) или иной организации. Второе деяние – незаконное получение ценностей. В обоих случаях в качестве него выступают ценные бумаги, деньги, прочее имущество, вещные права и услуги. Они предоставляются/принимаются за осуществление определенных действий или совершение бездействия в интересах дающего/принимающего в связи с занимаемым гражданином должностным положением.

Предмет деяния

Что понимать под услугами, которые рассматриваются как коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ)? Комментарий ВС указывает на следующее. Услугами в рамках рассматриваемой нормы следует считать действия, которые направлены на избавление от расходов. В частности это могут быть мероприятия (работы), которые должны быть оплачены, но предоставляются безвозмездно. К примеру, ремонт помещения, возведение коттеджа и пр. Имущественными правами, за незаконную передачу которых устанавливает ответственность статья 204 УК РФ, судебная практика считает:

  1. Возможность предъявления требования должником к третьему лицу, не выполнившему обязательство в отношении него как перед кредитором.
  2. Право на аренду недвижимости в течение длительного срока.
  3. Возможность предъявить требование по соглашениям об отчуждении и использовании исключительных прав на продукт интеллектуального труда и средство индивидуализации.

В качестве деяния, ответственность за которое закрепляет статья 204 УК РФ («Коммерческий подкуп»), будут признаваться действия субъекта по передаче ценностей не только непосредственно лицу, действие/бездействие которого будет совершаться в интересах дающего. Противоправным будет предоставление имущества или прав и его родственникам, если он не выразил против этого возражений или вовсе согласился на это и впоследствии использовал свои полномочия в пользу дающего.

Специфика посягательства

Состав преступления считается формальным. Деяние признается законченным в момент получения/передачи хотя бы какой-то части ценностей. Если лицо, исполняющее функции, связанные с управленческой деятельностью на предприятии, отказывается принять имущество или права, то субъект, их передающий, привлекается к ответственности за покушение на преступление. В некоторых случаях предоставлению/получению ценностей препятствуют обстоятельства, не зависящие от воли участников. В таком случае их действия расцениваются как покушение на передачу/принятие незаконного вознаграждения при подкупе.

Особенности квалификации

Не рассматривается как деяние, ответственность за которое предусматривает статья 204 УК РФ («Коммерческий подкуп»), озвученное намерение получить/передать ценные бумаги, деньги, прочее имущество, услуги, вещные права, если для его реализации субъект не предпринимал соответствующих действий. Принятие гражданином, исполняющим управленческие функции указанных ценностей якобы за поведенческие акты, которые он осуществить не может ввиду отсутствия необходимых полномочий или невозможности их использовать, квалифицируется как мошенничество, если имеется умысел на их приобретение. Владелец имущества в таких ситуациях отвечает за покушение на подкуп, если имеются соответствующие условия. В частности должно быть установлено, что передача ценностей осуществлялась лицом с целью совершения принимающим субъектом действий/бездействий в его пользу.

Субъективная часть

Ее характеризует вина в форме прямого умысла. В качестве передающего ценности лица может выступать любой вменяемый 16-летний гражданин. Получателем же может быть только специальный субъект. Им является лицо, реализующее функции, касающиеся управления.

Это интересно:  Клевета — понятие, классификация, наказание по УК РФ.

Квалифицирующие признаки

Рассмотрим отягчающие обстоятельства, которые предусматривает статья 204 УК РФ, с комментариями юристов. Первым квалифицирующим признаком выступает совершение деяния предварительно сговорившимися лицами. Как указывают эксперты, при его рассмотрении необходимо обратить внимание на то, что в числе этих субъектов могут быть и граждане, не исполняющие управленческих функций. Аналогичный состав может быть и у организованной группы. Как указывается в пленарном Постановлении ВС от 2000 г., при наличии оснований такие лица могут привлекаться к ответственности как пособники, подстрекатели и организаторы. В таких ситуациях деяние будет считаться законченным в момент принятия вознаграждения хотя бы одним гражданином, реализующим управленческие функции.

Сопряженность со взяткой

Гражданин, реализующий управленческие функции, предложивший подчиненному по службе для совершения желаемого бездействия/действия в интересах компании передать должностному лицу незаконное вознаграждение, будет отвечать как исполнитель преступления, предусмотренного 291 статьей. При этом сотрудник, выполнивший соответствующее поручение, будет наказан как соучастник. В отношении гражданина, реализующего управленческие функции в организации, предложившего подчиненному по службе для совершения желаемого бездействия/действия в интересах предприятия передать субъекту, исполняющему аналогичные задачи в другой фирме, ценные бумаги, деньги, прочее имущество, будет действовать статья 204 УК РФ. Практика применения нормы свидетельствует о том, что сотрудник, выполнивший поручение, будет отвечать как соучастник. Лицо, предложившее подкуп, соответственно, является исполнителем. В рассматриваемой норме упоминается о заведомо незаконных действиях. В их качестве выступают такие поведенческие акты, которые нарушают нормы или прямо запрещены законом. Указание на заведомость означает знание субъектом недопустимости поведения.

Содействие в расследовании

В примечании к рассматриваемой норме предусмотрена возможность снятия с субъекта обвинения в преступлении. Она реализуется, если гражданин оказывает активное содействие в расследовании либо раскрытии деяния. В частности предполагаются такие действия, которыми лицо помогает установить всех граждан, причастных к преступлению, объективно и полно выявить обстоятельства события. К примеру, это может быть указание на участников посягательства, правдивые показания и так далее.

Вымогательство

Снятие ответственности с лица допускается, если гражданин, реализующий управленческие функции в негосударственной или иной организации, требовал предоставить ему незаконное вознаграждение (ценные бумаги, деньги, прочее имущество) при подкупе. Вымогательство, как правило, сопровождается угрозами совершения действий, способных нанести ущерб интересам лица или создать такие условия, при которых он будет вынужден пойти на неправомерный поступок для предотвращения вероятных последствий.

Добровольное сообщение о деянии

Освобождение от ответственности по рассматриваемой норме допускается в том случае, если субъект по собственной воле уведомит орган, уполномоченный на возбуждение уголовного производства, о преступлении. Данная возможность реализуется при некоторых условиях. В первую очередь, сообщение должно быть добровольным. Это значит, что лицо самостоятельно должно решить вопрос о необходимости уведомления уполномоченного органа. Во-вторых, сообщение должно быть получено правоохранительными структурами до того, как им станет известно о преступлении из других источников. Мотивы, по которым гражданин уведомляет уполномоченные органы, значения не имеют. Следует особо обратить внимание на то, что освобождение от ответственности допускается, если сообщение передано именно в конкретный орган, наделенный правом возбуждать уголовное производство, а не в любую госструктуру. Разумеется, в действиях субъекта, сообщающего о деянии, не должно быть признаков иных преступлений.

Важные моменты

Освобождение от ответственности, согласно примечанию к комментируемой норме, является обязательным. При этом снятие с субъекта обвинения не означает отсутствие в его действиях признаков противоправного деяния. Соответственно, он не может быть признан потерпевшим и не может претендовать на возврат ему материальных ценностей, переданных в качестве коммерческого подкупа. Исключение составляют случаи, когда было вымогательство. В доход государства не могут обращаться денежные средства и прочие ценности, если в отношении их владельца были заявлены требования о неправомерной их передаче. Данное правило действует в случаях, когда гражданин, у которого лицо, реализующее управленческие функции, вымогает имущество, сообщил об этом в органы, уполномоченные на возбуждение уголовного производства, до их предоставления, а сам процесс проходил под контролем этих структур с целью поимки виновного с поличным. В таких ситуациях материальные ценности в обязательном порядке возвращаются законному владельцу. При решении вопроса, касающегося возврата денег и прочего имущества гражданину, в отношении которого совершено вымогательство, необходимо учесть, что если для предупреждения негативных последствий для своих интересов он вынужден был отдать их, то они должны быть ему возвращены. В случае добровольного сообщения о подкупе не будет иметь значения, назывался ли конкретный субъект, реализующий управленческие функции в коммерческом или ином предприятии, которому предполагалась передача незаконного вознаграждения. При получении ценностей совершение самих желаемых (требуемых) бездействий/действий в интересах дающего рассматриваемой нормой не охватывается. В этой связи при наличии самостоятельного состава в таком поведении необходима его дополнительная квалификация.

Заключение

Несмотря на работу правоохранительных органов, коррупция имеет довольно большой масштаб. Общественная опасность подкупа состоит главным образом в том, что деяние нарушает нормальное функционирование коммерческих и иных предприятий, дискредитирует служащих, наделенных управленческими функциями. Мотивы деяния могут быть разными. Часто граждане идут на подкуп для того, чтобы решить какой-либо актуальный для них вопрос как можно быстрее. В любом случае при квалификации деяния не имеют значения ни мотивы, ни цель виновного. Сложность на практике в ряде случаев представляет разграничение подкупа и дачи взятки. Основным отличием между деяниями является субъектный состав. В преступлении, предусмотренном 204 статьей Кодекса, одним из участников всегда является лицо, реализующее функции, связанные с управленческой деятельностью. Юристы особое внимание обращают на основания для освобождения от ответственности. Во избежание проблем с уголовным законодательством специалисты рекомендуют при наличии подозрений на совершение подкупа незамедлительно обратиться в правоохранительные органы.

Как осуществляется посредничество в коммерческом подкупе?

Посредничество в коммерческом подкупе нередко ошибочно признается одним из вариантов соучастия в преступлении, но оно образует самостоятельный состав преступления. В предложенном материале рассмотрены особенности этого уголовно наказуемого деяния и возможная уголовная ответственность за него.

Нормативная база и понятие посредничества при коммерческом подкупе

Для правильного понимания посредничества в коммерческом подкупе необходимо сначала определить, что представляет собой сам такой подкуп. Ст. 204 УК позволила сформулировать определение коммерческого подкупа как противоправной передачи материальных благ или оказания имущественных услуг лицам, осуществляющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, которые взамен соглашаются осуществить действия или бездействовать в интересах лица, передающего такие блага или оказывающего услуги, а равно лиц, интересы которых оно представляет.

Кроме того, получение таких благ или услуг управленцем негосударственной организации также подпадает под определение коммерческого подкупа.

Очевидно, что не всегда передача таких благ происходит непосредственно между заинтересованными лицами. Нередко в этом участвует посредник. Под посредничеством в коммерческом подкупе нужно понимать действия лица по поручению одной из сторон коммерческого подкупа, направленные на непосредственную передачу предмета коммерческого подкупа или достижение соглашения между его сторонами.

В УК РФ достаточно конкретно сформулировано понятие подкупа и посредничества при нем, однако некоторые вопросы правоприменения остались неосвещенными, и потребовались разъяснения Пленума ВС, которые он дал в постановлении от 09.07.2013 № 24. В нем можно найти пояснения о терминологии и учете различных значимых для дела обстоятельств при назначении наказания.

Действия, формирующие посредничество в подкупе

Субъектом может выступать любое дееспособное лицо, достигшее 16-летнего возраста. Оно может представлять интересы как физических, так и юридических лиц. Ст. 204.1 УК сформулирована таким образом, что это лицо только привлекается к преступлению одной из сторон, не обладая статусом специального субъекта по ст. 204. Более того, должностное лицо, получающее подкуп, впоследствии действует в интересах не посредника, а только лиц, которых оно представляет.

Посредничество в коммерческом подкупе совершается исключительно с умыслом. Посредник понимает, кому и с какой целью передает материальные ценности, и желает их передать. Посредничество выражается:

  • в непосредственной передаче предмета коммерческого подкупа;
  • обещании или предложении посредничества в коммерческом подкупе;
  • иных действиях, направленных на достижение соглашения между сторонами подкупа или передачу его предмета.

Если одно лицо выступает в качестве посредника при коммерческом подкупе одного должностного лица сразу несколькими лицами, которых не объединяет общий умысел на совершение подкупа, такие действия не могут рассматриваться как одно преступление.

Само деяние считается оконченным с момента получения предмета преступления должностным лицом, за исключением деяний, квалифицируемых по ч. 4 ст. 204.1 УК. В остальных случаях речь может идти только о покушении на преступление.

Коммерческий подкуп и посредничество в его осуществлении: возможные меры уголовной ответственности

Части ст. 204.1 в зависимости от наличия квалифицирующих признаков позволят отнести посредничество в коммерческом подкупе к преступлениям различной степени тяжести. Так, ч. 1 указывает на преступления небольшой тяжести, чч. 2 и 4 говорят о деяниях средней тяжести, а ч. 3 относится к тяжким составам.

Необходимо отметить, что виды ответственности за посредничество в подкупе почти аналогичны тем, которые могут применяться к участникам самого подкупа. Однако размеры наказаний за подкуп несколько меньше. Это демонстрирует меньшую степень общественной опасности посредничества по сравнению с подкупом.

При определении меры наказания судьи могут назначить:

  • Штраф. Это наиболее распространенная мера ответственности за рассматриваемые преступления. Он позволяет компенсировать причиненный экономический ущерб и нацелен на исправление осужденного без изоляции от общества. Применяется в качестве как основной, так и дополнительной меры ответственности.
  • Лишение права занимать определенные должности или вести некоторые виды деятельности. Исключительно дополнительная мера наказания, призванная защитить интересы службы от лица, осужденного за коррупционное преступление. Может применяться на срок до 5 лет.
  • Исправительные работы. Применяются только по ч. 1 рассматриваемой статьи на срок до 2 лет.
  • Ограничение свободы. Мера, позволяющая не изолировать в полной мере осужденного от общества. Применяется на срок до 2 лет.
  • Лишение свободы. Применяется, если исправление осужденного вне изоляции от общества не представляется возможным. Срок лишения свободы по таким делам может составлять до 7 лет, но на практике в большинстве случае судьи выбирают более мягкие меры наказания, особенно когда речь не идет о коммерческом подкупе в крупном размере.

Допускается освобождение от уголовной ответственности за посредничество в коммерческом подкупе, если виновный одновременно:

  • добровольно сообщил о преступлении в правоохранительный орган, уполномоченный возбудить уголовное дело по нему;
  • способствует раскрытию преступления;

Итак, участие в коммерческом подкупе в виде посредничества образовало отдельный состав преступления. Лица, его совершающие, преследуют цели, отличные от тех, которые значимы для сторон коммерческого подкупа, и самостоятельно несут уголовную ответственность по ст. 204.1 УК. Квалификация посредничества в подкупе по ст. 203 со ссылкой на ст. 33 УК ошибочна.

Статья написана по материалам сайтов: advokat-burilov.ru, www.audit-it.ru, studme.org, fb.ru, rusjurist.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector