+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Наказания назначаемые военнослужащим: общие положения и принципы их действия

1. Общие положения об уголовных наказаниях, применяемых к военнослужащим. 2. Исполнение наказания в виде ограничения по военной службе. 3. Отбывание наказания в виде ареста. 4. Исполнение наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части.

Общие положения об уголовных наказаниях, применяемых к военнослужащим

В соответствии с Федеральным законом от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне», иными нормативными актами военно-административного характера к выполнению задач по вооруженной защите страны, помимо Вооруженных Сил РФ, привлекаются Пограничные войска ФСБ России, войска национальной гвардии РФ, Железнодорожные войска РФ, войска Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ, Войска гражданской обороны РФ и другие воинские формирования Российской Федерации. Выполнение отдельных задач по обороне страны возлагается также на инженерно-технические, дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти и спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службу внешней разведки Российской Федерации, органы Федеральной службы безопасности, органы государственной охраны, федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, а также создаваемые на военное время специальные формирования.

Кроме того, к субъектам воинских правоотношений в соответствии с военным законодательством приравниваются военные строители военно- строительных отрядов (частей) Министерства обороны РФ, других федеральных министерств и ведомств Российской Федерации.

На военных строителей распространяются общевоинские уставы, ответственность по статьям о преступлениях против военной службы при посягательстве на установленный для них порядок несения службы (гл. 33 УК РФ), и они приравниваются к военнослужащим, проходящим воинскую службу по призыву. Субъектами воинских преступлений и, следовательно, специфических воинских уголовно-исполнительных отношений признаются также граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения ими военных сборов [1] .

В соответствии со ст. 82 Женевской конвенции «Об обращении с военнопленными» и ст. 2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» к уголовной ответственности по некоторым статьям УК РФ о преступлениях против военной службы могут привлекаться военнопленные, также признаваемые субъектами воинских отношений. Все перечисленные лица признаются военнослужащими, проходящими службу по призыву либо контракту, или приравниваются по своему статусу и ответственности к ним, поэтому на них распространяют свое действие соответствующие общие и специальные нормы уголовного и уголовно-исполнительного законодательства России.

На указанные категории военнослужащих распространяются воинский правопорядок, требования военного законодательства, в частности, законов «О безопасности», «О воинской обязанности и воинской службе», «О статусе военнослужащих», общевоинские уставы и другие специальные акты военноадминистративного характера.

Конкретизация правового статуса указанных категорий военнослужащих осуществляется в многочисленных источниках различного уровня, например, в законах «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», «О внешней разведке», «О государственной охране».

Если названные категории граждан осуждены к лишению или ограничению свободы, они утрачивают свой статус военнослужащего (досрочно увольняются со службы), и наказания к ним применяются по общим правилам УК РФ и УИК РФ (без каких бы то ни было изъятий и исключений).

В соответствии с уголовным законодательством к военнослужащим всех категорий не применяются исправительные работы, а обязательные работы и ограничение свободы не назначаются военнослужащим, проходящим службу по призыву. Вся остальная система наказаний применяется к ним в полном объеме.

Кроме общих, к военнослужащим применяются специальные виды наказаний, порядок исполнения которых впервые регламентируется не военным законодательством, а УИК РФ.

При осуждении к наказаниям, исполняемым в условиях военной службы, военнослужащие приобретают двойной правовой статус, содержащий объективные ограничения, вытекающие из военного и уголовно-исполнительного законодательства [2] .

Детализация процедуры исполнения отдельных наказаний военнослужащих определяется общими для всех военных субъектов федеральными правилами, утверждаемыми Министерством обороны РФ по согласованию с Генеральной прокуратурой РФ.

Не являются военнослужащими сотрудники органов внутренних дел, а также должностные лица уголовно-исполнительной системы, учащиеся суворовских и нахимовских училищ, гражданский персонал воинских частей и учреждений, служащие государственных военизированных организаций и сторожевых подразделений (таможенная, налоговая службы, вневедомственная охрана и другие военизированные формирования), члены казачьих обществ и

Особенности содержания правового статуса военнослужащего и прохождения военной службы (по мобилизации и в военное время), а также специфика уголовной ответственности военнослужащих за преступления военного времени или боевой обстановки определяются законами Российской Федерации.

  • [1] Кириллов М. А. Уголовно-исполнительное право. Особенная часть : курс лекций. Чебоксары, 2002. С. 34.
  • [2] Белов В. К. Военное право: учебник. М.: За права военнослужащих, 2004. С. 49.

55.Наказания, применяемые в отношении военнослужащих.

В соответствии с уголовным законодательством военнослужащим за совершение преступлений могут назначаться все виды уголовных наказаний, перечисленные в статье 44 УК РФ, за исключением исправительных работ. Вместо исправительных работ, согласно части 1 статьи 51 Уголовного кодекса Российской Федерации, назначается ограничение по военной службе.

Закон также исключает назначение обязательных работ и ограничение свободы военнослужащим, проходящим службу по призыву.

Назначение военнослужащим отдельных наказаний влечет прекращение статуса военнослужащего и исключает сочетание военных и уголовно-исполнительных отношений. Это такие наказания, как ограничение свободы (может быть назначено военнослужащим, проходящим службу по контракту), лишение свободы и смертная казнь. Аналогичные последствия может повлечь назначение такого дополнительного наказания, как лишение осужденного военнослужащего воинского звания.

Назначение иных уголовных наказаний не влечет безусловного увольнения осужденного военнослужащего с военной службы. Военнослужащий проходит военную службу в соответствии с военным законодательством и отбывает уголовное наказание в соответствии с нормами уголовно-исполнительного законодательства.

С принятием Уголовно-исполнительного кодекса РФ правовое регулирование исполнения уголовных наказаний осужденными военнослужащими претерпело существенные изменения.

Во-первых, законодатель изменил подход к регулированию порядка и условий исполнения (отбывания) воинских наказаний. Если ранее они регламентировались отдельным нормативным правовым актом — Положением о дисциплинарном батальоне в Вооруженных Силах СССР (1983 г.), то теперь порядок и условия исполнения (отбывания) наказания осужденными военнослужащими урегулированы в едином федеральном законодательном акте — Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации.

Во-вторых, наряду с действием норм Общей части Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации законодатель установил специальное регулирование исполнения (отбывания) уголовных наказаний в отношении военнослужащих.

Такое регулирование касается трех наказании:

•ограничения по военной службе;

•содержания в дисциплинарной воинской части.

Причем, если арест может применяться и к гражданским лицам, и к военнослужащим, то два остальных наказания являются специализированными, согласно ст. 51 и ст. 55 Уголовного кодекса РФ они могут применяться лишь в отношении военнослужащих.

56.Общие начала назначения наказания.

Под общими началами назначения наказания понимаются сформулированные в уголовном законе основополагающие идеи, которыми обязан руководствоваться суд при определении наказания лицу, признанному виновным в совершении конкретного преступления. Они сформулированы в ст.60 УК: 1)законность; 2)справедливость; 3)индивидуализация наказания.

1.Законность наказания обеспечивается соблюдением двух требований: а)наказание за конкретное преступление должно быть назначено в пределах, установленных санкцией соответствующей статьи Особенной части УК. В большинстве случаев законодатель точно обозначает и нижний, и верхний пределы для каждого вида наказания, в т.ч. для лишения свободы. Размер назначенного наказания не может быть выше верхнего предела ни при каких обстоятельствах, а меньше минимального предела оно может назначаться при наличии оснований, указанных в ст.64 УК; б)размер наказания должен быть установлен с учётом тех положений Общей части УК, которые конкретизируют либо ограничивают по кругу лиц или по размеру применения наказаний, указанных в санкции.

Минимальный размер штрафа как в качестве основного, так и в качестве дополнительного наказания в санкциях статей Особенной части УК не указывается довольно часто. Согласно ч.2 ст.46 УК он равен сумме в 2,5 тыс. руб. или размеру заработной платы или иного дохода осуждённого за период в две недели.

2.Справедливость наказания (ч.1 ст.60 УК) является важным элементом уголовно-правового принципа справедливости, закреплённого в ст.6 УК. Сущность принципа справедливости выражена в ч.1 ст.60 УК: «Более строгий вид наказания из числа предусмотренных за совершённое преступление назначается только в случае, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение целей наказания».Для назначения справедливого наказания по закону суд обязан учитывать характер и степень общественной опасности преступления.

3.Индивидуализация наказания означает, что задачу суда составляет выбор такого наказания, которое является оптимальным для данного конкретного случая. Для достижения этой задачи суд обязан учесть: 1)характер и степень общественной опасности совершённого преступления; 2)личность виновного, т.е. совокупность положительных и отрицательных характеристик подсудимого, создающих его социальный облик; 3)обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание; 4)влияние назначенного наказания на исправление осуждённого и на условия жизни его семьи.

Назначение наказания с учётом личности виновного предполагает обязанность суда приводить в приговоре сведения, характеризующие личность подсудимого.

При назначении наказания лицу, совершившему преступление в возрасте до 18 лет, кроме обстоятельств, предусмотренных ст.60 УК, учитываются условия его жизни и воспитания, уровень психологического развития, иные особенности личности несовершеннолетнего, а также влияние на него старших по возраст лиц (ст.89 УК)

Учёт обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание, предполагает обязанность суда установить наличие обстоятельств, перечисленных в ч.1 ст.61, 63 УК, а также мотивировать признание смягчающими наказание каких-либо обстоятельств, установленных судом, но не указанных в ч.1 ст.61 УК.

При назначении наказания суд должен принять во внимание возможное влияние назначенного наказания на исправление осуждённого и на условия жизни его семьи. Из числа предусмотренных санкцией видов наказания суд выбирает такое, которое будет наиболее эффективным для достижения цели исправления осуждённого и причинит наименьший вред его близким.

Виды наказаний и их назначение в отношении военнослужащих

Под специальными видами наказаний, применяемых к осужденным военнослужащим, понимаются меры государственного принуждения, назначаемые по приговору суда только военнослужащим, признанным виновными в совершении преступлений, и заключающиеся в предусмотренных УК РФ лишениях и ограничениях прав и свобод военнослужащих в специфических условиях прохождения военной службы.

Целями применения специальных видов наказаний являются:

1) восстановление социальной справедливости;

2) исправление осужденного военнослужащего;

3) предупреждение совершения новых преступлений, как со стороны самого виновного, так и других военнослужащих;

4) воинское воспитание.

В соответствии с п. «е», «и», «к» ст. 44, ч. 1 ст. 45 УК РФ к специальным видам наказаний относятся: ограничение по военной службе; арест с отбыванием на гауптвахте; содержание в дисциплинарной воинской части.

Специальным дополнительным видом наказания в соответствии с п. «в» ст. 44, ч. 3 ст. 45 УК РФ является лишение воинского звания. Содержание и сроки основных специальных видов наказаний определены в ст. 51, 54 – 55 УК РФ. Содержание дополнительного специального наказания в виде лишения воинского звания – в ст. 48 УК РФ.

Режим и порядок исполнения основных специальных видов наказаний установлены в разд. V Уголовно-исполнительного кодекса (УИК) РФ, введенного в действие Федеральным законом Российской Федерации от 8 января 1997 г. Условия и порядок исполнения специального дополнительного наказания в виде лишения воинского звания определены в ст. 61 УИК РФ.

Это интересно:  В чём заключается и на сколько делается отсрочка отбывания наказания

Приказ ФПС РФ от 01.02.1997 N 88 «Об утверждении инструкции об организации контроля за поведением военнослужащих, условно осужденных и осужденных к ограничению по военной службе» утратил силу в связи с изданием Приказа ФПС РФ от 06.04.2002 N 229 «О признании утратившим силу приказа Федеральной пограничной службы Российской Федерации от 1 февраля 1997 г. N 88 «Об утверждении инструкции об организацииконтроля за поведением военнослужащих, условно осужденных и осужденных к ограничению по военной службе».

Кроме того, во исполнение Федерального закона «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» Правительством Российской Федерации издано Постановление «Об утверждении Положения о дисциплинарной воинской части» от 4 июня 1997 г., а министром обороны РФ – Приказ от 29 июля 1997 г., в котором определены Правила отбывания уголовных наказаний в виде ареста, ограничения по военной службе и содержания в дисциплинарной воинской части. К нормативным документам, определяющим порядок исполнения наказания в виде ограничения по военной службе, относится также Приказ Директора федеральной пограничной службы от 1 февраля 1997 г. об утверждении Инструкции об организации контроля за поведением военнослужащих, условно осужденных и осужденных к ограничению по военной службе.

Анализ ст. 51, 54, 55 УК РФ позволяет сделать вывод, что основные специальные виды наказаний подразделяются на наказания, которые могут применяться только к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту (ограничение по военной службе – ст. 51 УК РФ); только к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву либо проходящим ее по контракту на должностях рядового и сержантского состава и не выслужившим на момент вынесения приговора срока службы по призыву (содержание в дисциплинарной воинской части – ст. 55 УК РФ); ко всем категориям военнослужащих (арест с отбыванием на гауптвахте – ч. 3 ст. 54 УК РФ). Специальный дополнительный вид наказания в виде лишения воинского звания может применяться ко всем категориям военнослужащих в звании выше рядового [7, c.263].

Как видно из санкций ст. 332 – 352 УК РФ, определяющих уголовную ответственность за преступления против военной службы, законодатель широко использует применение специальных видов наказаний.

Так, содержание в дисциплинарной воинской части указано почти во всех статьях, предусматривающих уголовную ответственность за преступления против военной службы (ст. 332 – 337, 339 – 350 УК РФ), при отсутствии квалифицирующих признаков, усугубляющих ответственность за содеянное.

Арест в качестве специального вида наказания предусмотрен в ст. 332, 337, 339, 342 – 344, 346 – 348, 350 УК РФ. Следует отметить, что в соответствии с ч. 2 ст. 34 УК РСФСР также допускалось применение ареста с содержанием на гауптвахте на срок до двух месяцев взамен исправительных работ без лишения свободы. Но это нельзя было считать отдельным видом наказания. Тем более что исходя из принципа справедливости подобная замена представлялась весьма проблематичной, поскольку исправительные работы по своему режиму существенно отличались от ареста с содержанием на гауптвахте. В судебной практике подобные решения встречались крайне редко. Поэтому установление ареста с содержанием на гауптвахте в качестве отдельного вида наказания в новом УК представляется весьма важным шагом в совершенствовании уголовного законодательства. Положение о наказании в виде ареста, как известно, пока не действует ввиду отсутствия необходимых условий для исполнения этого наказания.

Специальный вид наказания – ограничение по военной службе – предусмотрен ст. 332 – 334, 336, 337, 339 – 349 УК РФ. Специальные виды наказания, как правило, указываются в санкциях статей УК РФ в качестве альтернативных мер уголовно-исправительного воздействия, что способствует индивидуализации наказания.

В соответствии со ст. 51 УК РФ «ограничение по военной службе назначается осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на срок от трех месяцев до двух лет в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса за совершение преступлений против военной службы, а также осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, вместо исправительных работ, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса.

Из денежного содержания осужденного к ограничению по военной службе производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, но не свыше двадцати процентов. Во время отбывания этого наказания осужденный не может быть повышен в должности, воинском звании, а срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания».

Как видно из содержания данной нормы, ограничение по военной службе применяется лишь к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. Введение этого вида наказания обусловлено необходимостью достижения целей наказания в условиях прохождения осужденным военнослужащим военной службы.

Этот вид наказания наиболее мягкий из всех специальных видов наказаний, применяемых к осужденным военнослужащим, и заключается в определенных ограничениях прав военнослужащего, связанных с прохождением военной службы. Эти ограничения распространяются на право: 1) повышения в должности; 2) повышения в воинском звании; 3) включения срока службы в период отбывания наказания в выслугу для присвоения очередного звания; 4) получения полного денежного содержания.

Каких-либо иных ограничений по военной службе действующее уголовное законодательство не предусматривает, и, следовательно, иные права военнослужащих, осужденных к ограничению по военной службе, за исключением перечисленных, ограничиваться не могут. В частности, не подлежат какому-либо ограничению права военнослужащего на предоставление отпуска соответствующей продолжительности, на получение жилья на равных с остальными военнослужащими условиях, на охрану здоровья, на страховые гарантии и возмещение ущерба и т.д. Не может также быть ограничено право военнослужащего на увольнение с военной службы в случае признания его ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья [18, c.112].

Ограничение в праве на повышение в должности означает, что в течение срока данного наказания, определенного по приговору суда, в отношении осужденного военнослужащего приостанавливается действие гарантий, закрепленных в ч. 2 ст. 10 Закона РФ «О статусе военнослужащих», где говорится, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, гарантируется занятие воинских должностей и перемещение по военной службе с повышением в должности в соответствии с полученной профессиональной квалификацией, достигнутыми в служебной деятельности результатами и на конкурсной основе.

Кроме того, осужденные к ограничению по военной службе не вправе реализовать положение, закрепленное в ч. 3 ст. 43 Федерального закона РФ «О воинской обязанности и военной службе», т.е. они не могут предложить соответствующей аттестационной комиссии свою кандидатуру для рассмотрения на освобождающуюся или вакантную воинскую должность, если эта должность является вышестоящей по сравнению с той, которую они занимали на момент вынесения приговора.

Ограничение в праве на повышение в воинском звании означает, что на военнослужащих в период отбывания ограничения по военной службе не распространяется действие ч. 2 ст. 47 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», гласящей, что воинское звание присваивается военнослужащему в день истечения срока его службы в предыдущем воинском звании.

Ограничение в праве на включение в выслугу лет для присвоения очередного воинского звания срока службы означает приостановление действия положения, закрепленного в ч. 1 ст. 47 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», о том, что для прохождения военной службы в каждом воинском звании устанавливается определенный срок. В период отбывания ограничения по военной службе время службы не включается в выслугу для присвоения очередного звания, но засчитывается в общий срок службы.

Ограничение в праве на получение полного денежного содержания означает, что из денежного содержания военнослужащих, осужденных к ограничению по военной службе, производятся удержания в доход государства в размере, определенном судом, но не более 20%. Порядок и условия исполнения данного вида наказания определены в ст. 143 – 144 УИК РФ. В ст. 144 УИК указано, что размер удержания из денежного содержания военнослужащего исчисляется из должностного оклада, оклада по воинскому званию, ежемесячных и иных надбавок и других дополнительных денежных выплат.

К этим выплатам не относятся денежная компенсация взамен продовольственного пайка и вещевого имущества, компенсация за наем (поднаем) жилья, на санаторно-курортное лечение, страховые выплаты, единовременное пособие при увольнении с военной службы, командировочные и иные выплаты, не входящие в денежное довольствие военнослужащих. Кроме того, денежные удержания в связи с осуждением к ограничению по военной службе не должны производиться с доходов, получаемых военнослужащим не в связи с военной службой. Например, в соответствии с ч. 7 ст. 10 Закона РФ «О статусе военнослужащих» военнослужащим не запрещено заниматься научной, преподавательской и творческой деятельностью. Вознаграждение, полученное за этот труд, не входит в денежное довольствие, и соответственно с него не могут производиться удержания в связи с отбыванием ограничения по военной службе.

Порядок приведения в исполнение наказания в виде ограничения по военной службе детально регламентирован в ст. 143 – 148 УИК и в разд. II Правил отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими. Ограничение по военной службе может быть применено лишь к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, вне зависимости от срока и вида контракта, а также от того обстоятельства, выслужил или нет данный военнослужащий установленный срок службы по призыву.

Статья 51 УК РФ строго ограничивает круг преступлений против военной службы и конкретно определяет круг лиц, к которым может быть применено это наказание. Оно не может назначаться военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а не гражданам, пребывающим в случае совершения ими преступлений против военной службы в период прохождения военных сборов.

Таким образом, ограничение по военной службе может быть назначено лишь при одновременном соблюдении следующих условий:

1) осужденный является военнослужащим, проходящим военную службу по контракту;

2) он совершил преступление против военной службы;

3) за данное преступление предусмотрено наказание в виде ограничения по военной службе.

Это наказание может быть назначено осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и за совершение ими иных преступлений вместо исправительных работ, если они предусмотрены соответствующими статьями Особенной части УКРФ.

В соответствии с п. «б» ч. 3 ст. 86 УК РФ срок судимости лиц, осужденных к ограничению по военной службе, составляет один год после отбытия наказания.

В соответствии со ст. 54 УК РФ арест с содержанием на гауптвахте заключается в содержании осужденного военнослужащего в условиях строгой изоляции от общества, достигаемой помещением военнослужащего на гауптвахту на срок от одного до шести месяцев.

Арест – более строгое наказание по сравнению с ограничением по военной службе.

Достижение общих целей наказания при применении ареста с содержанием на гауптвахте обеспечивается мерами, предусмотренными режимом содержания на гауптвахте в условиях прохождения военной службы, а также некоторыми другими предусмотренными в законодательстве ограничениями.

Законодатель не ограничивает сферу применения данного вида наказания специальным перечнем преступлений, за совершение которых оно может быть назначено. Это позволяет сделать вывод, что арест с отбыванием на гауптвахте может быть назначен военнослужащему за совершение любого преступления, предусмотренного Особенной частью УК РФ.

Не имеется каких-либо ограничений и в отношении лиц, к которым может быть применено наказание в виде ареста, за исключением случаев, указанных в ч. 2 ст. 54 УК РФ, т.е. беременным женщинам-военнослужащим и женщинам-военнослужащим, имеющим детей в возрасте до 8 лет.

Это интересно:  Лишение свободы на определенный срок: исполнение наказания, порядок отбывания, режимы

Таким образом, арест может быть назначен военнослужащим, проходящим военную службу, как по контракту, так и по призыву. В случае назначения ареста этим военнослужащим они будут отбывать наказание только на гауптвахте.

Арест может быть назначен и гражданам, пребывающим в запасе, за совершение преступлений во время прохождения военных сборов, в том числе и за преступления против военной службы. Однако в этом случае они будут отбывать арест не на гауптвахте, а в общем порядке.

Порядок исполнения наказания в виде ареста с содержанием на гауптвахте регламентирован в ст. 149 – 154 УИК РФ, а также в разд. III Правил отбывания наказаний осужденными военнослужащими. В указанных актах определены места отбывания данного наказания (гауптвахты, отделения гарнизонных гауптвахт), режим наказания, включающий раздельное содержание осужденных военнослужащих в зависимости от состава, меры поощрений и взысканий, а также особенности правового положения осужденных.

В частности, в ст. 154 УИК РФ закреплено, что время отбывания ареста с содержанием на гауптвахте не засчитывается в общий срок военной службы и в выслугу лет для присвоения очередного воинского звания; во время отбывания ареста военнослужащий не представляется к присвоению очередного воинского звания и не назначается на вышестоящую должность. Он не может быть переведен на новое место службы и уволен с военной службы, за исключением случаев признания его негодным к военной службе по состоянию здоровья. Кроме того, осужденным военнослужащим за время отбывания наказания денежное содержание выплачивается лишь в размере оклада по воинскому званию.

Указанные ограничения обусловлены особенностями правового положения осужденного военнослужащего и являются лишь последствиями временной строгой изоляции осужденного от общества, в результате чего он лишается возможности в течение срока наказания исполнять обязанности по военной службе. Ограничений каких-либо иных прав военнослужащего в связи с отбыванием ареста действующее законодательство не предусматривает.

Размещение и конвоирование осужденных к аресту с содержанием на гауптвахте осуществляются в соответствии с положениями устава гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Некоторые особенности отбывания этого вида наказания определены и в Правилах отбывания наказания осужденными военнослужащими. Например, в п. 26 названного акта указано, что осужденные к аресту пользуются ежедневным правом на прогулку не менее одного часа и привлекаются к труду и боевой подготовке на срок не более четырех часов в день. Осужденным к аресту военнослужащим не предоставляются свидания, за исключением свиданий с адвокатами и иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи. К последним могут быть отнесены юристы, имеющие лицензию на оказание юридических услуг, а также представители различных общественных объединений. В соответствии с п. «б» ч. 3 ст. 86 УК РФ срок судимости по данному виду наказания составляет один год с момента отбытия наказания.

По ст. 55 УК РФ «содержание в дисциплинарной воинской части назначается военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву. Это наказание устанавливается на срок от трех месяцев до двух лет в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса за совершение преступлений против военной службы, а также в случаях, когда характер преступления и личность виновного свидетельствуют о возможности замены лишения свободы на срок не свыше двух лет содержанием осужденного в дисциплинарной воинской части на тот же срок.

При содержании в дисциплинарной воинской части вместо лишения свободы срок содержания в дисциплинарной воинской части определяется из расчета один день лишения свободы за один день содержания в дисциплинарной воинской части».

Содержание в дисциплинарной воинской части – наиболее строгое из всех специальных видов наказания. Однако сфера его применения ограничена конкретно определенным перечнем лиц, которым оно может быть назначено, и кругом преступлений.

Так, оно может быть назначено лишь военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения приговора не отслужили установленного срока службы по призыву.

Указанные категории военнослужащих могут быть осуждены к содержанию в дисциплинарной воинской части, если они совершили преступления против военной службы, за которые предусмотрен данный вид наказания, либо любое иное преступление, за которое они осуждаются к лишению свободы на срок не свыше двух лет, и суд с учетом характера преступления и личности виновного приходит к выводу о целесообразности замены лишения свободы содержанием в дисциплинарной воинской части на тот же срок.

В законодательстве не содержится ограничений на замену лишения свободы сроком до двух лет содержанием в дисциплинарной воинской части на тот же срок в зависимости от категории преступлений. Такая замена может быть произведена при признании лица виновным в совершении преступления любой тяжести.

Порядок и режим исполнения данного вида наказания определены в ст. 155 – 171 УИК РФ, в Положении о дисциплинарной воинской части, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 4 июня 1997 г., и в разд. IV Правил отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими.

В названных актах регламентирован порядок применения основных средств исправления осужденных военнослужащих в условиях содержания в дисциплинарной воинской части. Основной принцип исправления осужденных к данному виду наказания – сочетание общих средств исправления, таких, как режим, воспитательная работа, общественно полезный труд, профессиональная подготовка и общественное воздействие со специфическими средствами, обусловленными прохождением военной службы, – военная подготовка, воинская дисциплина, командно-воспитательное воздействие и т.д.

В УК РФ установлен срок погашения судимости в отношении лиц, отбывающих наказание в дисциплинарной воинской части. В соответствии с п. «б» ч. 3 ст. 86 УК РФ этот срок составляет один год с момента отбытия наказания.

Руководствоваться данной нормой следует и в тех случаях, когда производится замена лишения свободы сроком до двух лет содержанием в дисциплинарной воинской части на тот же срок, поскольку такие лица в конечном итоге считаются осужденными к содержанию в дисциплинарной воинской части, вне зависимости от категории преступления, по которому произведена замена лишения свободы содержанием в дисциплинарной воинской части. Положения, закрепленные в п. «в» – «д» ч. 3 ст. 86 УК РФ, к данным ситуациям применяться не могут.

По ст. 48 УК РФ при осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом личности виновного суд может лишить его специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

В соответствии со ст. 45 УК РФ данное наказание может быть назначено только как дополнительное. Применение его является правом, а не обязанностью суда. Отсюда следует, что сам по себе факт совершения тяжкого или особо тяжкого преступления не может служить обязательным основанием для лишения воинского звания, классного чина и государственных наград. При решении этого вопроса суд учитывает и данные о личности виновного. Суд самостоятельно может лишить военнослужащего любого воинского, специального или почетного звания, классного чина и государственных наград вне зависимости от того, кем они были присвоены.

Перечень воинских званий определен в Федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе» (ст. 46). По составам воинские знания подразделяются на звания солдат и матросов, сержантов и старшин, прапорщиков и мичманов, младших (до капитана или капитан-лейтенанта для ВМФ включительно), старших (до полковника или капитана I ранга для ВМФ включительно) и высших офицеров (генералы и адмиралы). Лишение воинского звания может быть применено как к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, так и к военнослужащим по призыву. Граждане, пребывающие в запасе или в отставке, также могут быть лишены воинского звания.

Согласно ч. 2 ст. 48 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» гражданин, лишенный воинского звания, после снятия или погашения судимости может быть восстановлен в прежнем воинском звании должностным лицом, имеющим право присваивать это воинское звание [7, c.239].

Наказания назначаемые военнослужащим: общие положения и принципы их действия

Военная служба – особый вид государственной службы, отличающейся от гражданской не только обязательным ношением форменной одежды, допуском к оружию или неукоснительным принципом единоначалия, существенно ограничивающим демократические права военнослужащего. Одной из особенностей службы Родине в вооруженных силах является специальная система наказаний, которая не применяется больше ни в одном государственном органе, входящем в систему государственной службы. На всех военнослужащих распространяется общий порядок наложения взысканий, который существенно не отличается от такового у гражданских лиц за исключением специального субъектного состава, и особый порядок наказаний, которые могут быть применены к гражданам только в период несения ими воинской службы.

Система наказаний военнослужащих

Система наказаний военнослужащих может иметь различные критерии классификации:

  • Общие и специальные;
  • Основные и дополнительные, предусмотренные статьей 43 УК РФ. (Таблица 1);
  • Уголовные, административные, дисциплинарные
  • Применяемые к военнослужащим, в зависимости от их служебного статуса.

Общие наказания

Общие наказания военнослужащих включает в себя все виды, предусмотренные для гражданских лиц.

  • За совершение общеуголовных преступлений – уголовную ответственность;
  • За административные правонарушения – административную;
  • За совершение правонарушений, связанных с исполнением служебных обязанностей – дисциплинарную.

Основание для назначения являются статьи уголовного кодекса или кодекса об административных правонарушениях, ведомственные должностные инструкции и регламент несения воинской службы и поведения в воинской части в условиях мирного времени.

Специальные наказания

Этот вид наказаний применяется исключительно к военнослужащим, принявшим присягу. Он не может быть распространен на гражданских лиц или лиц работающих в воинских частях по контракту, но не являющихся военнослужащими. Если преступление совершается в соучастии и один из преступников является военнослужащим, а другой – гражданским лицом, при назначении наказания военный суд может применить различные наказания, не смотря на одинаковую степень вины совершивших преступление. Военнослужащий срочной службы может быть направлен для отбывания наказания в дисциплинарную воинскую часть, а гражданский преступник – получить условный или реальный срок, но в колонии соответствующего вида режима. Так же к военнослужащему могут быть применены дополнительные виды ответственности – лишение воинского звания или ограничения по службе.

Кроме рассмотренного случая, специальные виды наказаний применяются к военнослужащим в условиях несения ими боевого дежурства , участия в военных действиях или во время вооруженного конфликта. Такие виды наказаний содержаться в специальных составах уголовного кодекса (глава XII) «Воинские преступления». Предусмотренные в ней наказания, ни при каких обстоятельствах не могут применяться к гражданскому контингенту.

Основные виды наказаний военнослужащих

В качестве основных видов наказания для военнослужащих предусмотрены:

  • Обязательные работы;
  • Исправительные работы;
  • Арест;
  • Ограничение по военной службе;
  • Содержание в дисциплинарной воинской части;
  • Лишение свободы;
  • Пожизненное лишение свободы.
  • Смертная казнь (в мирное время не применяется, в связи с подписанием Россией 16.04.1997 года Протокола № 6 к конвенции Совета Европы).

Характерными только для воинского контингента являются такие наказания как:

  • Арест;
  • Ограничение по военной службе;
  • Содержание в воинской дисциплинарной части.
Это интересно:  Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания: статья УК РФ, виды, особенности

Является административным дисциплинарным наказанием, которое применяется по представлению командира воинской части или гарнизонного начальства. Срок ареста не может превышать 45 суток непрерывного нахождения в помещении камерного типа. Ето единственный вид наказания, которому подвергаются как офицеры, так и рядовой и сержантский состав.

Существует два вида гауптвахты:

Войсковая (корабельная) . Решение об отбытии ареста на ней примимает командир воинской части или гарнизонный начальник (срок ареста не может превышать 5 суток);

Гарнизонная – на ней содержаться военнослужащие по решению военного суда.

Основными правонарушениями за которые военнослужащий может угодить на «губу» являются:

  • Нарушение устава гарнизонной или караульной службы;
  • Небрежное обращение с оружием;
  • Опоздание из увольнительной или из отпуска;
  • Краткосрочное самовольное оставление воинской части;
  • Состояние наркотического или алкогольного опьянения на территории воинской части или во время несения воинской службы.

Отбывание наказания в виде ареста лица офицерского и сержантского состава отбывают раздельно. Содержаться в помещениях камерного типа под усиленной вооруженной охраной. Срок нахождения под арестом (на гауптвахте) не засчитывается в общий срок службы. Во время ареста провинившийся воин не может повышаться в воинском звании, представляться к наградам или поощрениям, назначаться на новую должность или увольняться по окончании срока службы до полного отбывания срока ареста.

Ограничение по военной службе

Первый вид наказания применяется к военнослужащим контрактной службы . Он может быть назначен на срок от 3 месяцев до 2 лет не только за преступления против военной службы (содержащиеся в главе XII УК РФ), но и за совершение общеуголовных преступлений, в качестве меры ответственности за которые предусмотрены исправительные работы на срок не более 2 лет.

Суть ограничения по военной службе состоит в том, что по приговору суда командование воинской части, в которой служит военнослужащий, вводит в отношении его предусмотренные ст. 51 УК ограничения:

  • Ежемесячные материальные удержания из денежного довольствия контрактника (но не более 20%);
  • Приостановку повышения в воинском звании, классном чине или должности;
  • Срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания или начисления военной пенсии.

Обычно осужденный к этому виду наказания военнослужащий продолжает исполнять свои должностные обязанности. В редких случаях, когда они связаны с руководством другими военнослужащими, чтобы не нарушать принципа этичности подчинении осужденному лицу, военнослужащий-контрактник может быть перемещен на другое место службы.

Перемещение на другое место службы может быть применено в случаях повышенной ответственности осужденного контрактника на время несения боевого дежурства, участия в военных операциях, при несении гарнизонной службы, связанной с управлением боевой техникой или оборотом оружия.

Содержание в дисциплинарной части (дисбат)

Этот вид наказания применяется в основном к двум категориям военнослужащих (рядового, сержантского состава и старшинам):

  • Проходящим службу по призыву;
  • Военнослужащим контрактной службы, еще не отслужившим к моменту вынесения приговора положенного срока срочной службы (1 года).

Содержание в дисциплинарной части не должно превышать 2 лет . Этот вид наказания предусматривает продолжение воинской службы, но совершенно в иных условиях, максимально приближенных к содержанию гражданских осужденных в исправительных учреждениях УФСИН.

Дисциплинарная воинская часть (обычно батальон или рота), является отдельным воинским подразделением, в котором основное внимание уделяется не совершенствованию профессиональных навыков осужденных-«срочников» в воинской специальности, а воспитательным мерам, заключающимся в усиленном изучении общевоинских уставов и занятиях строевой и физической подготовкой.

На время нахождения в дисбате военнослужащие лишаются ранее присвоенных воинских званий сержантов или старшин, носят единую форму установленного армейского образца со знаками различия рядового состава. Их не назначают на командные должности, связанные с руководством другими осужденными военнослужащими.

Режим содержания в дисбате не предусматривает свободного перемещения осужденных вне территории части без сопровождения (вооруженного конвоя) и допуска осужденных к любому виду оружия.

Дисбаты дислоцируются отдельно от других воинских частей. Во время отбывания наказания осужденные-«срочники» не имеют контактов с другими военнослужащими за исключением офицерского и сержантского командного состава дисциплинарной части.

Срок отбывания наказания обычно не засчитывается в общий срок несения воинской службы. После содержания в дисбате военнослужащий направляется для дальнейшего прохождения службы в воинскую часть, в которой он проходил службу до совершения преступления. Если по обстоятельствам службы:

  • допуск к секретным сведениям;
  • оперативное управление военной техникой;
  • постоянный допуск к стрелковому оружию;
  • командные функции по отношению к рядовому/сержантскому составу

Освобожденный из дисбата военнослужащий не может продолжать исполнять свои обязанности, он направляется в другую воинскую часть.

В редких случаях, когда за время нахождения в дисциплинарной части осужденный проявить себя как дисциплинированный, ответственный воин, или совершит поступок, заслуживающий поощрения при несении службы, срок нахождения в дисбате может быть зачтен в общий срок службы. После отбытия наказания солдат не направляется дослуживать оставшийся срок в воинскую часть.

Дополнительные наказания военнослужащих

Специальным дополнительным наказанием, применяемым исключительно к военнослужащим является лишение осужденного воинского звания. Такая мера может применяться к любому лицу офицерского или сержантского состава только по решению военного суда. Она никогда не применяется самостоятельно и имеет отличие от дисциплинарного наказания – снижения в звании на одну ступень, которое применяется к военнослужащим в административном (дисциплинарном) порядке.

Лишенным воинского звания служащим за примерное поведение или особые заслуги могут присваиваться очередные воинские звания сообразно занимаемой должности по новому месту службы. В случае отмены решения суда и полной реабилитации лишенному воинского звания восстанавливается прежнее звание с восстановлением его в ранее занимаемой должности.

Друзья! Если статья оказалась полезной, ПОЖАЛУЙСТА, поделитесь ею с друзьями в любой социальной сети, чтобы как можно больше военнослужащих знали о своих правах!

Форма для бесплатной юридической консультации (телефон указывайте обязательно)

Специальные виды наказаний для военнослужащих.

Под специальными видами наказаний, применяемых к осужденным военнослужащим, понимаются меры государственного принуждения, назначаемые по приговору суда только военнослужащим, признанным виновными в совершении преступлений, и заключающиеся в предусмотренных УК РФ лишениях и ограничениях прав и свобод военнослужащих в специфических условиях прохождения военной службы.

Целями применения специальных видов наказаний являются: 1) восстановление социальной справедливости; 2) исправление осужденного военнослужащего; 3) предупреждение совершения новых преступлений, как со стороны самого виновного, так и других военнослужащих; 4) воинское воспитание.

к специальным видам наказаний относятся: ограничение по военной службе; арест в отношении военнослужащих; содержание в дисциплинарной воинской части.

Специальным дополнительным видом наказания в соответствии с п. «в» ст. 44, ч. 3 ст. 45 УК РФ является лишение воинского звания. Содержание и сроки основных специальных видов наказаний определены в ст. 51, 54 – 55 УК РФ. Содержание дополнительного специального наказания в виде лишения воинского звания – в ст. 48 УК РФ.

Ограничение по военной службе является основным видом наказания и назначается исключительно осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту:

– за совершение преступлений против военной службы, если такой вид наказания предусмотрен соответствующими статьями гл. 33 Особенной части УК РФ;

– за иные преступления – вместо исправительных работ.

Ограничение по военной службе назначается на срок от трех месяцев до двух лет.

Содержание этого наказания заключается в следующих ограничениях по военной службе:

– в течение всего срока производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, но не свыше двадцати процентов;

– во время отбывания этого наказания осужденный не может быть повышен в должности, воинском звании;

– срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания. Ограничение по военной службе отбывается в той же военной части, где военнослужащий проходил военную службу до вступления приговора в законную силу, назначение этого вида наказания не приостанавливает несение службы.

Размер удержания из денежного содержания осужденного военнослужащего исчисляется: – из должностного оклада; – оклада по воинскому званию; – ежемесячных и иных надбавок; – других дополнительных денежных выплат.

Содержание в дисциплинарной воинской части – это основной вид уголовного наказания, который назначается:

– военнослужащим, проходящим военную службу по призыву;

– военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

Уголовно-правовая сущность этого наказания заключается в том, что осужденный принудительно направляется на определенный в приговоре срок в дисциплинарную воинскую часть, в которой подвергается исправительному воздействию. Этому способствует специальный режим, установленный в дисциплинарной воинской части.

Наказание в виде содержания в дисциплинарной воинской части устанавливается на срок:

– от трех месяцев до двух лет – за совершение преступлений против военной службы в случаях, предусмотренных статьями гл. 33 Особенной части УК РФ;

– не свыше двух лет – в случаях, когда характер преступления и личность виновного свидетельствуют о возможности замены лишения свободы на срок не свыше двух лет содержанием осужденного в дисциплинарной воинской части на тот же срок. При этом срок содержания в дисциплинарной воинской части определяется из расчета один день лишения свободы за один день содержания в дисциплинарной воинской части.

Военнослужащие, осужденные к содержанию в дисциплинарной воинской части, отбывают наказание в отдельных дисциплинарных батальонах или отдельных дисциплинарных ротах. Дисциплинарная воинская часть размещается отдельно от других воинских частей гарнизона.

В дисциплинарной воинской части устанавливается порядок исполнения и отбывания наказания, обеспечивающий:

– исправление осужденных военнослужащих;

– воспитание у них воинской дисциплины, сознательного отношения к военной службе;

– исполнение возложенных на них воинских обязанностей и требований по военной подготовке;

– реализацию их прав и законных интересов;

– охрану осужденных военнослужащих и надзор за ними;

– личную безопасность осужденных военнослужащих и персонала указанной воинской части.

В период отбывания содержания в дисциплинарной воинской части все осужденные военнослужащие независимо от их воинского звания и ранее занимаемой должности находятся на положении солдат (матросов) и носят единые установленные для данной дисциплинарной воинской части форму одежды и знаки отличия.

Осужденные военнослужащие привлекаются только для несения внутренней службы в качестве дневальных по дисциплинарной роте и рабочих в столовой.

Зачет времени пребывания осужденных военнослужащих в дисциплинарной воинской части в общий срок военной службы:

1) время пребывания осужденного военнослужащего в дисциплинарной воинской части в общий срок военной службы не засчитывается;

2) осужденным военнослужащим, овладевшим воинской специальностью, знающим и точно выполняющим требования воинских уставов и безупречно несущим службу, освобождаемым из дисциплинарной воинской части после истечения срока их призыва, время пребывания в дисциплинарной воинской части может быть зачтено в общий срок военной службы.

Статья написана по материалам сайтов: studref.com, studfiles.net, studopedia.ru, doblest-chest.ru, mylektsii.ru.

»


Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector