Отличие уголовного наказания от иных мер государственного принуждения

Определение и признаки наказания. Отличие уголовного наказания от иных мер государственного принуждения

Уголовное наказание как самостоятельный институт впервые появился с разделением общества на классы, с образованием государства и права, с возникновением понятия преступления. В доклассовом обществе отдельные его члены совершали действия, противоречащие сложившимся нормам поведения, обычаям. Однако эти действия не являлись преступлениями, равно как и меры, которые они влекли за собой, не являлись наказанием. Характеристика определенных действий как преступных связана с правовой оценкой этих действий и применением за их совершение мер государственного принуждения. При этом понятие преступления и наказания, а также установление различных видов наказаний за совершение преступлений определяются конкретными историческими условиями, в которых развивается общество и государство.

Первым отечественным законодательным источником, в котором впервые упоминается термин «наказание», является Соборное Уложение 1649 г. Так, в частности, в главе XXII этого нормативного акта указывалось, «за какие вины кому чинити смертная казнь, и за какие вины смертию не казнити, а чинити наказание». До этого, например, в Псковской Судной грамоте, в Судебниках 1497 и 1550 гг. законодатель использовал термин «казнити».

Однако определение наказания в отечественном законодательстве впервые было дано только в Руководящих началах по уголовному праву РСФСР 1919 г. В соответствии со ст. 7 Руководящих начал, «наказание — это те меры принудительного воздействия, посредством которых власть обеспечивает данный порядок общественных отношений от нарушителей (преступников)». В дальнейшем, вплоть до принятия УК РФ 1996 г., определений наказания ни в одном отечественном источнике уголовного права законодатель не давал.

Так как в теории уголовного права учеными предлагались различные трактовки уголовного наказания, закрепление законодателем определения уголовного наказания в ч. 1 ст. 43 УК РФ имеет большое теоретическое значение. Законодательное определение позволяет также установить отличие уголовного наказания от иных мер государственного принуждения. Важным является такое определение и в практике работы следственных и судебных органов.

В соответствии с ч. 1 ст. 43 УК РФ, «наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренном настоящим Кодексом лишении или ограничении прав этого лица». Из данного определения можно выделить следующие признаки уголовного наказания:

1. Уголовное наказание — это мера государственного принуждения.

Применение наказания носит принудительный характер, обеспечивается силой государственной власти. Принудительный характер наказания означает, что оно назначается и исполняется вопреки воле осужденного лица. В случаях уклонения от назначенного судом наказания лицо может быть подвергнуто другим, более суровым мерам уголовно-правового воздействия.

2. Уголовное наказание применяется от имени государства и только по приговору суда.

В соответствии с ч. 1 ст. 118 Конституции РФ, только суд осуществляет правосудие в Российской Федерации. Это означает, что никакие иные государственные органы не имеют права реализовывать функцию судебной власти, в частности рассматривать и разрешать уголовные дела, назначать уголовное наказание.

Обвинительный приговор выносится от имени государства и является единственным правовым актом, в котором может быть назначено уголовное наказание за совершенное преступление.

3. Уголовное наказание применяется только к лицу, признанному виновным в совершении преступления.

Назначение наказания невозможно без вины. Если суд не установит вину конкретного лица в совершении преступления, то такое лицо не может быть подвергнуто уголовному наказанию. Уголовное наказание за невиновное причинение вреда не допускается.

4. Уголовное наказание заключается в лишении или ограничении прав или свобод лица, совершившего преступление.

Наказание может причинить моральные страдания, лишение свободы, ущемление имущественных прав и т.д.

При таком виде наказания, как лишение свободы, осужденный ограничивается в целом ряде личных прав, и, прежде всего, он лишается свободы, разрываются социальные связи. При применении штрафа осужденный лишается материальных благ, при лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью ограничивается в трудовых правах и т.д. При этом тяжесть назначенного наказания всегда зависит от характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности виновного и других обстоятельств.

5. Уголовное наказание носит личный характер.

Уголовному наказанию по российскому уголовному законодательству не подлежат юридические лица. Оно возможно только в отношении индивидов — физических лиц.

6. Уголовное наказание влечет особое правовое последствие — судимость.

Этот признак наказания не назван законодателем в ч. 1 ст. 43 УК РФ, однако он является характерным и отличительным свойством только уголовного наказания.

Рассмотренные признаки уголовного наказания позволяют отличить его от иных мер государственного принуждения.

Так, уголовное наказание имеет общие признаки с принудительным исполнением решения по гражданским делам, так как и то и другое выносятся судом от имени государства и осуществляются в принудительном порядке. Однако взыскание по гражданскому делу суд выносит не в связи с совершением преступления, а по поводу споров имущественного или личного неимущественного характер. Кроме того, такое взыскание не всегда носит личный характер (так как оно возможно и в отношении юридических лиц) и не влечет судимости.

Уголовное наказание отличается и от такой меры государственного принуждения, как административное наказание. Некоторые из административных наказаний весьма схожи с уголовными наказаниями (арест, исправительные работы, штраф). Но административные наказания возможны не за совершение преступлений, а за совершение административных правонарушений, они выносятся не от имени государства, а от имени государственных органов или должностных лиц, не всегда носят личный характер, не влекут судимости.

Уголовное наказание отличается и от мер дисциплинарного взыскания, которые налагаются в порядке служебного подчинения за нарушения обязанностей по службе. В отличие от уголовного наказания, дисциплинарное взыскание налагается не от имени государства, а от имени должностного лица или организации за совершение дисциплинарного проступка, не влечет судимости.

Уголовное наказание следует отличать и от таких мер государственного принуждения, как принудительные меры медицинского характера и принудительные меры воспитательного воздействия.

Принудительные меры медицинского характера могут быть назначены не приговором, а определением суда за совершение преступления, и только трём категориям лиц, указанных в ст. 97 УК РФ. Цели применения принудительных мер медицинского характера указаны в ст. 98 УК РФ: это излечение лиц или улучшение их психического состояния, а также предупреждение совершения ими новых преступлений. Такие меры не влекут судимости.

Необходимо отметить, что следует различать такие понятия, как «уголовное наказание» и «уголовная ответственность». Уголовное наказание представляет собой реализацию уголовной ответственности по обвинительному приговору суда. Наказание является важнейшим этапом уголовной ответственности. С момента совершения преступления лицо подлежит привлечению к уголовной ответственности, но необязательно этому лицу может быть назначено наказание: в случаях и по основаниям, предусмотренным действующим законодательством, к нему могут быть применены принудительные меры медицинского характера или принудительные меры воспитательного воздействия, это лицо может быть освобождено от уголовной ответственности.

Законодатель также разграничивает эти понятия. Так, например, глава 11 УК РФ посвящена освобождению от уголовной ответственности, а глава 12 УК РФ — освобождению от уголовного наказания.

Отличие уголовного наказания от иных мер государственного принуждения

Наказание отличается от других мер государственного принуждения по следующим параметрам:

1. По источнику права (принадлежности санкции к отрасли права). Это формальный критерий отграничения.

Наказание как мера государственного принуждения устанавливается уголовным законом, в Российской Федерации — УК РФ.

2. По основаниям ответственности. Это формально-материальный критерий отграничения.

Уголовные наказания назначаются за совершение деяния, содержащего состав преступления. Другие меры государственного принуждения назначаются за совершение деяний, содержащих составы соответственно административного, дисциплинарного, гражданско-правового правонарушения.

Меры административной ответственности применяются за совершение административных проступков. Административные проступки — это правонарушения, посягающие, главным образом, на порядок государственного управления (нарушение правил дорожного движения, противопожарной безопасности, санитарных правил ).

Меры дисциплинарной ответственности (дисциплинарные взыскания) применяются к лицам, совершившим дисциплинарный проступок, т.е. противоправное нарушение трудовой, служебной или учебной дисциплины.

Гражданско-правовая ответственность наступает за нарушения гражданского законодательства, состоящие в неисполнении или ненадлежащем исполнении взятых обязательств, в причинении тем или иным субъектом того или иного имущественного вреда, в заключении противоправных сделок.

3. По процессуальной форме.

Наказание выносится только по приговору суда. Никакой другой орган не имеет право налагать уголовные наказания. В то время как проступки имеют другие процессуальные формы: решение суда, решения государственных органов, приказы и распоряжения должностных лиц.

4. По направленности (адресату) меры государственного принуждения.

Уголовные наказания носят строго личный характер: понести наказание должен сам виновный, а не иное лицо. Например, родители подростка, совершившего преступление не могут быть привлечены к уголовной ответственности. Более того, уголовное наказание может налагаться только на физическое лицо.

5. По содержанию.

Преступление всегда влечет наказание, которое носит признак кары — это наиболее суровая мера государственного воздействия. Оно представляет собой существенное ограничение либо лишение прав и свобод граждан.

За проступки применяются меры взыскания, в основном, восстановительные и профилактические.

Например, гражданско-правовая ответственность выражается в применении к правонарушителю (должнику), в интересах другого лица (кредитора) мер воздействия, которые представляют собой невыгодные последствия имущественного характера, возмещение вреда, уплату неустойки и многое другое. Носят компенсационный характер, иными словами, направлены на восстановление нарушенных имущественных прав и интересов контрагента.

Дисциплинарная ответственность заключается в наложении дисциплинарных взысканий на работника предприятия, учреждения или организации. В ТК РФ предусмотрены замечание, выговор, увольнение (расторжение трудового договора по инициативе работодателя в связи с нарушением со стороны работника условий трудового договора).

В качестве административных взысканий могут применяться штраф, исправительные работы, административный арест и другие меры, а также замечание, выговор. Эти меры в некоторых чертах походят на уголовное наказание, однако существенно отличатся тяжестью правовых последствий для виновного и носят, в основном, восстановительный либо сугубо профилактический характер.

Это интересно:  Кража - Статья 158 УК РФ: наказание и ответственность в 2018 году

6. По правовым последствиям.

Наказание за преступление влечет за собой судимость. Судимость определяется по действующему УК РФ как правовое последствие, связанное с вступлением обвинительного приговора в законную силу и действующее до момента погашения или снятия судимости (ст. 86 УК РФ). Применяемые за проступки меры воздействия не влекут судимости.

Следует отличать уголовное наказание от сходных мер государственного принуждения. Прежде всего, необходимо иметь в виду отличие наказания от других уголовно-правовых мер воздействия — воспитательного и медицинского характера.

Принудительные меры воспитательного характера согласно статье 90 УК РФ могут быть назначены вместо наказания несовершеннолетним, совершившим преступления небольшой или средней тяжести. К таким мерам относятся: уголовное наказание принуждение ответственность

— передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

— возложение обязанности загладить причиненный вред;

— ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

Принудительные меры медицинского характера в соответствии со статьей 97 УК РФ могут быть назначены лицам:

— совершившим деяния, предусмотренные статьями Особенной части УК, в состоянии невменяемости;

— у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания;

— совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости.

Отличие уголовного наказания от административного.

Противоправное поведение человека во все времена преследовалось по закону, но сегодня уровень развития права позволяет разграничивать ответственность по степени опасности. В правоприменительной практике есть существенные отличия в применении уголовного наказания и наказания административного. Они в первую очередь касаются размера ответственности: нельзя судить человека за переход улицы в неположенном месте так же, как, например, за изнасилование или подделку денежных средств.

Уголовная ответственность — это применение мер воздействия со стороны органов государственной власти за совершение деяния, предусмотренного Уголовным Кодексом РФ. Преступления классифицируются по характеру и степени общественной опасности (от преступлений небольшой тяжести до особо тяжких преступлений), по объекту посягательства (18 групп, предусмотренных в особенной части УК РФ ), а также по иным основаниям. При этом подвергнуть человека уголовному преследованию можно лишь по обвинительному приговору суда, а также если содеянное предусмотрено Особенной частью УК РФ.

Административная ответственность — это государственно-властное воздействие на физических и юридических лиц за совершение правонарушения, предусмотренного Кодексом об административных правонарушениях РФ. По своей форме такие деяния имеют незначительную опасность для общества. Административная ответственность выражается лишь в применении предупреждения, штрафа, ареста, исправительных работ, конфискации предмета, в особых случаях — выдворении за пределы РФ.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что разница между уголовной и административной ответственностью заключается в следующем.

Во-первых, в субъекте. Административное правонарушение может совершить как физическое, так и юридическое лицо, уголовное преступление — только дееспособное физическое лицо.

Во-вторых, в органе, ведущий процесс. Привлекать к административной ответственности может большое количество субъектов, в то время как к уголовной — только суд.

В-третьих, в тяжести содеянного. Административное правонарушение, в отличие от преступления не несёт большой опасности для общества, в связи с чем процесс в значительной степени упрощён.

В-четвертых, в применении наказания. За совершение уголовного преступления предусмотрена более строгая ответственность, нежели за совершение административного правонарушения.

Отличие уголовного наказания от дисциплинарного взыскания.

Дисциплинарная ответственность — вид юридической ответственности, основным содержанием которой выступают меры, применяемые администрацией учреждения, предприятия к сотруднику (работнику) в связи с совершением им дисциплинарного проступка.

Понятие уголовной ответственности было рассмотрено выше.

Дисциплинарная ответственность не исключает уголовной, а может с ней соединяться. На практике допустимость такого совмещения уголовной и дисциплинарной ответственности представляется необходимой. Деяния, которые не предусмотрены уголовным законом зачастую противоречат требованиям служебной дисциплины. Сами по себе не преступные, они могут подрывать авторитет тех или иных органов власти, а также делать их предметом насмешек и презрения со стороны общества. В таких случаях лицо может быть подвержено высшему дисциплинарному взысканию — увольнению или смещению с должности. Точно так же к наложенному судом уголовному наказанию, в интересах поддержания порядка службы, дисциплинарная ответственность может присоединять за то же самое деяние дополнительно.

Отличие уголовного наказания от гражданско-правового воздействия.

Гражданско-правовая ответственность наступает за гражданские правонарушения, которые состоят в неисполнении или ненадлежащем исполнении взятых обязательств, в причинении тем или иным субъектом того или иного имущественного вреда, в заключении противоправных сделок и т.д. Например, гражданско-правовая ответственность выражается в применении к правонарушителю (должнику), в интересах другого лица (кредитора) мер воздействия, которые представляют собой невыгодные последствия имущественного характера, возмещение вреда, уплату неустойки и т.д. Гражданско-правовая ответственность носит компенсационный характер, иными словами, она направлена на восстановление нарушенных имущественных прав и интересов кредитора. Преступление же всегда влечет наказание, которое по своему содержанию является карой. Оно представляет собой лишение и ограничение прав и свобод граждан.

Меры гражданско-правового воздействия назначаются судами общей юрисдикции и арбитражными судами, в отдельных случаях — в административном порядке. Уголовное наказание назначается только судом. Гражданско-правовая ответственность может налагаться как на физических, так и на юридических лиц. Уголовному же наказанию могут подвергаться лишь физические лица. Уголовная ответственность в отличии от гражданско-правой носит строго личный характер, то есть наказанию может быть повержено лицо, непосредственно совершившее преступление. Например, родители несовершеннолетнего не могут понести наказание за совершенное им преступление. Гражданское право предусматривает, что ответственность за действия малолетних и не совершеннолетних по сделкам несут родители полностью или в недостающей части.

3. Цели наказания

§1. Восстановление социальной справедливости

Восстановление социальной справедливости как цель уголовного наказания впервые определена непосредственно в российском уголовном законодательстве. Понятие справедливости возникло как этическая категория, характеризующая соотношение определенных явлений с точки зрения распределения добра и зла между людьми: соотношение между ролью людей и их социальным положением. Соответствие между характеристиками первого и второго порядка оценивается в этике как справедливость, несоответствие — как несправедливость.

Эта цель осуществляется применительно как к обществу в целом, так и к потерпевшему в частности. Социальная справедливость как цель наказания не раскрывается в ч. 2 ст. 43 УК РФ. Однако она должна пониматься в соответствии с иной статьей, а именно ст. 6 УК РФ «Принцип справедливости». Здесь справедливость наказания раскрывается как его соответствие характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Это значит, что, по существу, в данном случае она понимается как возмездность наказания.

Восстановление социальной справедливости путем наказания осужденного осуществляется применительно как к обществу в целом, так и к потерпевшему в частности. Социальная справедливость в обществе восстанавливается в возможных пределах: государство частично возмещает причиненный ущерб за счет взыскания штрафа, исправительных работ, лишения свободы на определенный срок и иных мер наказания. Граждане убеждаются в том, что государство способно обеспечить наказание преступника, и наказывает его в соответствии с законом, учитывая начала гуманизма, соразмерности, эффективности. По отношению к потерпевшему социальная справедливость восстанавливается путем защиты его законных интересов и прав, нарушенных преступлением. Реализуя эту цель, наказание должно обеспечить возможность возмещения причиненного вреда и в возможных пределах — соразмерность лишения или ограничения прав и свобод осужденного страданиям потерпевшего, которые он вынужденно претерпел вследствие совершенного преступления. А.В. Наумов. Российское уголовное право. Общая часть. Курс лекций. — М.: Издательство БЕК, 1996. С.366

§ 2. Исправление осужденного

Исправление осужденного, как указано в ч. 1 ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (УИК РФ), — это формирование у него уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. В качестве цели наказания применительно к лицам, совершившим преступление вследствие случайных или неблагоприятно сложившихся жизненных обстоятельств, исправление может быть достигнуто за счет воспитательного воздействия, оказанного в процессе дознания, предварительного и судебного следствия, самим фактом осуждения, а также претерпеванием неблагоприятных последствий назначенного наказания. Наряду с этим опыт борьбы с преступностью, а также изучение механизма совершения конкретных преступлений криминологами показывают, что некоторые лица, преимущественно совершающие умышленные преступления, обладают относительно устойчивыми антиобщественными взглядами и привычками. С такими лицами в процессе исполнения наказания проводится специальная воспитательная работа.

Исправление заключается в том, чтобы путем активного принудительного влияния на сознание осужденного внести коррективы в его социально-психологические свойства, нейтрализовать отрицательные, криминогенные установки, заставить соблюдать положений криминального закона или, еще лучше, привить, пусть даже под страхом наказания, законослухняність, повагу к закону. Достижение такой результат принят называть юридическим исправлением. Это очень важный результат применения наказания. Достижение цели исправления обеспечивается самым назначением наказания, режимом его отбытия, привлечением к работе, организацией обучения профессии, убеждением, разъяснением криминального законодательства, мероприятиями воспитательного характера и другой образовательной работой по осужденным.URL: http://www.yurist-online.com

§ 3. Предупреждение совершения новых преступлений

Цель предупреждения совершения новых преступлений по своему содержанию состоит из предупреждения подобных деяний со стороны лиц, их не совершавших (общее предупреждение), и предупреждения новых преступлений со стороны осужденных (специальное предупреждение).

Общее предупреждение обеспечивается уже самим изданием уголовного закона и информированием граждан о возможных наказаниях за те или иные преступления. Многие люди соблюдают требования закона не из страха наказания, а по соображениям морального характера. В то же время опасение быть подвергнутым наказанию является серьезным мотивом для отказа некоторой части лиц, склонных к преступлениям. В формировании такого рода сдерживающих начал важнейшую роль играют конкретные примеры осуждения за преступления.

Повышение общепредупредительного воздействия уголовного наказания обеспечивается двумя основными способами:

1) обеспечением неотвратимости наказания за совершенные преступления, главным образом путем повышения уровня раскрываемости преступлений;

2) усилением наказания за наиболее опасные преступные проявления.

В правоприменительной практике нередки ситуации, когда все цели, стоящие перед наказанием, не могут быть достигнуты в равной степени. Например, осуждение к длительному сроку лишения свободы за автотранспортное преступление, совершенное положительно характеризующимся человеком впервые и при случайном стечении обстоятельств, может быть нецелесообразным и даже вредным, если иметь в виду его исправление, но отвечает требованиям социальной справедливости, учитывая тяжесть последствий этого преступления. Осуждение к наказанию, не связанному с изоляцией от общества, при рецидиве преступлений может быть оправдано небольшой опасностью преступления, но неэффективно в плане специального предупреждения преступлений. В подобных случаях суд должен определить приоритетные цели наказания в рамках санкций за данное преступление. В.П.Ревин. Уголовное право России. Общая часть. Учебник. 2-е изд., -М.: Издательство «Юстицинформ», 2010 г

Это интересно:  Смягчающие обстоятельства уголовного наказания по УК РФ в 2018 году

Рассмотрев и изучив понятие, сущность и цели наказания можно сделать вывод о том, что институт наказания является центральным в науке уголовного права. Так как на основании наказания определяется уголовная ответственность, которая ограничивает круг прав и свобод человека.

Также следует отметить, что наказание в уголовном праве, так же как и преступление, — явление социально-правовое. Социальное назначение наказания состоит в том, что оно на протяжении многих лет рассматривается как одно из многих средств борьбы с преступностью, специфический и весьма жесткий регулятор поведения людей, вступающих в конфликт с уголовным законом. Таким образом, на различных этапах развития человеческой цивилизации государство, применяя уголовного наказание, пытается решить по сути одну и ту же задачу — защитить общество от преступных посягательств на наиболее важные социальные ценности, охраняемые уголовным законом. И тем самым государство предупреждает совершение новых преступлений как со стороны осужденных лиц, уже отбывающих наказание, поддерживая особый режим их содержания, так и со стороны общества в целом.

Значение наказания заключается в том, что в случае его применения к лицу, совершившему преступление, может быть восстановлен нарушенный общественный порядок, заглажен нанесенный потерпевшему ущерб, удовлетворена общественная потребность в наказании виновного, устранено чувство страха и неуверенности, возникшее у граждан в связи с совершением преступления, укреплена вера в способность правоохранительных органов бороться с преступностью и надежно защищать интересы человека, общества или государства.

Таким образом, уголовное наказание — это мера государственного принуждения, которая содержится в уголовно-правовой норме и может быть применена судом только к лицу, признанному виновным в совершении преступления. Если лицо совершило не преступление, а какие-либо иное нарушение, к нему соответственно должны применяться другие меры правового воздействия. Уголовное наказание является естественным последствием совершенного преступления и должно, по общему правилу, соответствовать тяжести преступления и его общественной опасности.

В науке точки зрения относительно природы наказания разнообразны, но можно выделить три основных подхода: наказание как карательная мера, наказание как мера принуждения, назначаемая государством и наказание, как выражение отрицательной правовой оценки преступного деяния и лица, его совершившего. Но, несмотря на разнообразие взглядов и подходов, в настоящее время содержание уголовного наказания включает в себя карательные меры, которые могут выражаться в виде лишения осуждённого определённых прав и свобод, общественного порицания, мер воздействия на осуждённого, призванных предотвратить совершение им новых преступлений (контроль за его повседневной жизнью, наложение ограничений на допустимые виды поведения и деятельности), в виде воспитательных мер (привлечение к труду, предоставление возможности получить образование), а также применение мер, которые направлены на подготовку осуждённого к нормальной жизни в обществе.

И в завершении, хотелось бы отметить, что особого внимания в связи с решением проблем совершенствования уголовного законодательства заслуживают существующие в общественном мнении противоречия относительно целей наказания. Исследования показывают, что общественное мнение, выступая в целом за расширение уголовной ответственности и за ужесточение санкций в рамках действующего законодательства, одновременно склоняется к тому, что эффективность, например, лишения свободы невелика и отбывание наказания в местах лишения свободы в большинстве случаев не достигает цели исправления и тем более перевоспитания. В теории советского уголовного права в последние годы единодушно высказывалась мысль о необходимости внести изменения в систему наказания, в частности, устранить существенный разрыв в степени кары между лишением свободы, с одной стороны, и остальным наказаниям — с другой. Представляется, что в новом законе в части первой ст. 60 «Общие начала назначения наказания» определенно отражено стремление устранить эту проблему указанием , что «более строгий вид наказания из числа предусмотренных за совершенное преступление назначается лишь в случае, если менее строгий его вид не может обеспечить достижение целей наказания».

Отграничение наказания от иных мер государственного принуждения и от мер общественного воздействия

ПОНЯТИЕ НАКАЗАНИЯ. СИСТЕМА И ВИДЫ НАКАЗАНИЙ

Понятие и признаки наказания. Отличие наказания от иных мер государственного принуждения и от мер общественного воздействия

Понятие наказания

Наказание является самостоятельной мерой уголовной ответ­ственности. Его понятие определено в ст. 47 УК.

Наказание — это принудительная мера уголовно-правового воздействия, применяемая по приговору суда к лицу, осуж­денному за преступление, и заключающаяся в предусмот­ренных законом лишении или ограничении прав и свобод осужденного.

Поскольку наказание является мерой уголовной ответствен­ности, то ему присущи все признаки, характерные для мер такой ответственности. Вместе с тем, оно по своему содержанию занима­ет особое место в системе мер уголовно-правового воздействия.

Содержание наказания

В чем же заключается содержание наказания? Ответ на этот вопрос дан в самом законе. Содержание наказания состоит в ли­шении или ограничении прав и свобод осужденного, которые пре­дусмотрены уголовным законом. В теории уголовного права сово­купность лишений и ограничений, составляющих содержание нака­зания, называют карой. Такое понятие требует уточнения в той части, что кара есть совокупность существенных лишений и огра­ничений прав и свобод осужденного.Они представляются сущес­твенными как по важности самих прав и свобод, которых лицо ли­шается или которые ограничиваются (право на свободу, на жизнь, право собственности, право на уважение достоинства и др.), так и по объему лишений и ограничений (лишение свободы, пожизнен­ное заключение, смертная казнь, ограничение свободы, штраф, конфискация имущества и др.).

Кара может иметь различные характер и степень, по которым и различаются виды наказаний. Она может быть физического, имущественного, морального характера. Например, в таких наказа­ниях, как исправительные работы, штраф, конфискация имущес­тва, превалирует кара имущественного характера. Наказания в виде ареста, лишения свободы, пожизненного заключения, смерт­ной казни содержат преимущественно кару физического характера. Совокупность правоограничений, характерных для конкретного вида наказания, составляет объем кары в этом наказании. Но лю­бое наказание связано и с моральными ограничениями и лишениями.

Признаки наказания

Рассматривая признаки наказания, отметим, что многие из них совпадают с признаками мер уголовной ответственности.

Как и любая мера уголовной ответственности, наказание явля­ется мерой уголовно-правового воздействия, которая:

• предусмотрена только в уголовном законе;

• назначается судом от имени государства;

• назначается лицу, признанному виновным в совершении преступления;

• носит публичный характер;

• исполняется специальными органами;

• создает состояние судимости.

Однако исходным критерием, посредством которого следует отграничивать наказание от иных мер уголовной ответственности, является его содержание, т.е., как сказано выше, кара. Иные меры уголовной ответственности именно потому, что они иные, не должны иметь своим содержанием кару. Как указывается в литера­туре, по своему содержанию они представляют конкретно опреде­ленную систему правовых средств профилактического, исправи­тельного и испытательного характера, которые применяются в отношении осужденного в режиме осуждения.

Таким образом, главным критерием отграничения наказания от иных мер уголовной ответственности служит их содержание. Наказание имеет своим содержанием кару, иные меры уголовной ответственности карательным содержанием не обладают.

Поскольку наказание наделено карательным содержанием, оно наряду с общими признаками, свойственными всем мерам уголов­ной ответственности, характеризуется и своими, специфическими признаками. К ним относятся следующие:

1) наказание — главная мера уголовной ответственности. Оно занимает ведущее место среди всех мер уголовной ответственнос­ти, применяемых в судебной практике (назначается к более чем 80% всех осужденных по приговору суда);

2) наказание предусмотрено в УК в целостной системе, и ви­новному не может быть назначено наказание, которое не указано в данной системе;

3) наказание предусмотрено не только в системе наказаний, но и в санкциях статей Особенной части УК. Оно назначается на осно­ве и в пределах каждой конкретной санкции и выход за ее пределы возможен только в случаях, предусмотренных ст. 70 УК (назначение наказания более мягкого, чем предусмотрено законом);

4) осуждение виновного лица по приговору суда всегда свя­зано с решением вопроса о назначении наказания, освобождени­ем от его отбывания или о неназначении наказания. Иные меры уголовной ответственности применяются только в том случае, когда достижение целей уголовной ответственности возможно без отбывания назначенного судом наказания либо без его при­менения;

5) наказание, назначенное виновному в совершении преступ­ления лицу, создает состояние судимости в течение определенного срока после его отбытия (за исключением тех случаев, когда оно назначается за преступление, совершенное по неосторожности);

6) угрозой наказания, предусмотренного в санкции статьи Особенной части УК за конкретное преступление, обеспечивается общее предупреждение как цель уголовной ответственности.

Отграничение наказания от иных мер государственного принуждения и от мер общественного воздействия

Для уяснения сущности наказания как меры уголовной ответ­ственности его следует отграничивать от иных мер государствен­ного принуждения, а также от мер общественного воздействия.

Отграничение наказания от других мер государственного при­нуждения можно провести по следующим критериям:

1) по источнику регулирования: виды наказания, их содержа­ние и порядок назначения определены только в УК. Другие меры государственного принуждения (например, меры административ­ного, дисциплинарного взыскания, меры гражданско-правовой от­ветственности) предусмотрены в соответствующем законодатель­стве (административном, трудовом, гражданском и т.н.);

2) по направленности применения: наказание применяется только к лицу, признанному виновным в совершении преступле­ния, иные меры государственного принуждения применяются к лицам, совершившим не преступления, а другие правонарушения (например, административные, дисциплинарные проступки и т.п.);

3) по субъекту применения: наказание назначает только суд (судья) и исполняется оно специальными органами и учреждениями (уголовно-исполнительные инспекции, учреждения уголовно-ис­полнительной системы). Иные меры государственного принужде­ния могут назначаться не только судьей, но и другими органами (должностными лицами): административные комиссии при испол­нительных комитетах Советов депутатов, комиссии по делам несо­вершеннолетних, органы внутренних дел, органы государственных инспекций, руководители организаций и др.;

Это интересно:  Как влияет примирение с потерпевшим на освобождение от наказания в РФ?

4) по характеру и объему ограничений и лишений. Содержа­нием наказания является кара, т.е. совокупность существенных ограничений и лишений прав и свобод осужденного, применяемых на основе осуждения виновного лица. Характер и объем ограниче­ний и лишений прав и свобод, составляющих содержание иных мер государственного принуждения, и при этом не связанных с осуждением лица, не являются настолько существенными, чтобы их считать карой;

5) по правовым последствиям: наказание создает состояние су­димости. Другие меры государственного принуждения, поскольку они не связаны с осуждением лица, такого состояния не создают.

От мер общественного воздействия наказание отличается своей природой. Наказание — это мера государственного принуждения, применяемая от имени государства к лицу, признанному виновным в совершении преступления. Меры общественного воздействия не относятся к мерам государственного принуждения, они применяются не от имени государства, а от имени какой-либо организации. В насто­ящее время УК не предусматривает применение мер общественного воздействия к лицам, совершившим преступление.

§ 2. Понятие, содержание и значение системы наказаний. Классификация наказаний

37. Понятие уголовного наказания и его признаки. Отличие наказания от иных мер государственного принуждения.

Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных УК РФ лишении или ограничении прав и свобод этого лица.

Целями наказания являются:

восстановление социальной справедливости – соответствие наказания совершенному преступлению. Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, т. е. соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Восстановление социальной справедливости означает возмещение или компенсацию видов вреда, причиненного преступлением, а также приведение социального статуса преступника в соответствие с совершенным им деянием;

исправление осужденного – это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. Для достижения данной цели, т. е. специального предупреждения преступлений, наказание должно действовать на осужденного наряду с иными правовыми и неправовыми средствами;

предупреждение совершения новых преступлений – предотвращение совершения преступлений со стороны неопределенного круга лиц посредством воздействия на их сознание угрозы применения уголовного наказания и поощрения морального осуждения преступного поведения.

Общепредупредительное воздействие наказания проявляется:

— в самом факте издания уголовного закона и в установлении в нем конкретных наказаний за конкретные общественно опасные деяния;

— в назначении конкретного наказания конкретному лицу, виновному в совершении преступления.

Специальное предупреждение направлено на предупреждение совершения новых преступлений лицами, уже их совершившими, т. е. осужденными. Эта цель наказания достигается применением наказания, а также использованием в процессе его отбывания соответствующих, в том числе и воспитательных, мероприятий, предусмотренных уголовно-исполнительным законодательством.

Наказание – мера государственного принуждения, назначаемая от имени государства по приговору суда лицу, признанному виновным в совершении преступления, и влекущая лишение или ограничение прав и свобод этого лица, а также уголовно-правовое последствие – судимость.

— мера государственного принуждения;

— назначается лицу, признанному виновным в совершении преступления;

— назначается по приговору суда и от имени государства;

— влечет лишение или ограничение прав и свобод;

— влечет уголовно-правовое последствие – судимость;

— носит строго личный характер.

— общее – удержание от совершения преступления социально неустойчивых лиц под страхом уголовного наказания;

— специальное – применение уголовного наказания к лицам, совершившим преступления, в результате чего они не совершают новых преступлений.

Обязательные признаки наказания:

а) наказание по уголовному праву есть специфический вид принудительного воздействия государства на граждан; никакие иные меры воздействия, в каких бы случаях и по каким основаниям они ни применялись бы, не могут совпадать с наказанием и выполнять функции уголовного наказания;

б) наказанием является то, что закреплено в качестве наказания в уголовном законе; нет наказания без упоминания об этом в законе; не являются соответственно наказанием даже те меры государственного принуждения, которые совпадают с ним по некоторым элементам своего содержания, например, не является наказанием штраф как мера административного взыскания, пусть и превышающий по размерам штраф как меру уголовного наказания; не являются наказанием принудительные меры воспитательного воздействия, применяемые к несовершеннолетним, принудительные меры медицинского характера, меры пресечения по отношению к подозреваемому либо обвиняемому, меры административного воздействия, гражданско-правовые и иные подобные им санкции;

в) государство обладает исключительным правом на применение наказания и на основе Конституции РФ делегирует его осуществление судам и только судам; не соответствует данному понятию наказания использование внесудебных как публично-правовых (через органы исполнительной власти, включая правоохранительные), так и частноправовых, общественных способов возложения наказания; соответственно не могут считаться наказанием и быть поставлены на место наказания меры воздействия, предназначенные для членов каких-либо общественных объединений, приверженцев религии, граждан, проживающих в тех или иных регионах;

г) объектом наказания является личность в правовом, социальном и биологическом смысле этого слова; тяготы наказания по действующему закону не могут быть возложены на юридическое лицо, коллектив, семью, ближайшее окружение личности; не несет, в частности, никакой ответственности, если это особо не предусмотрено законом, акционерное общество за преступления своих должностных лиц; правительство — за действия своих граждан, поскольку они не выполняли его поручения; наказание не может иметь национальной или иной окраски, т.е. национальная группа не может переносить тяготы наказания, возложенного на индивида той, же национальности;

д) основанием наказания является совершение преступления; признаки личности могут только определять индивидуализацию наказания и только в случаях, установленных законом.

По своей сущности наказание является наиболее строгой мерой государственного принуждения, поэтому в отличие от иных мер наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления по приговору суда.

Наказание рассматривается как реализация уголовной ответственности, т.е. реализация обязанности претерпеть страдания и лишения за совершенное преступление. С учетом этого ч. 1 ст. 43 УКустанавливает, что наказание естьмера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных УК лишении или ограничении его прав и свобод.

Отличие уголовного наказания от других видов государственного принуждения.

Понятие и признаки уголовного наказания.

Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица (ч. 1 ст. 43 УК РФ).

Наказание – логическое следствие нарушения гражданином уголовно-правового запрета, порождающего конфликтное отношение и необходимость его разрешения обществом, государством.

Основными признаками наказания являются:

1. Это мера государственного принуждения, т.е. наказание является правовым последствием совершения преступления.

2. Применяется к лицу, признанным виновным в совершении преступления, т.е. за действия (бездействия) которые предусмотрены уголовным законом в качестве преступления.

3. Наказание носит личный характер и всегда направлено против совершителя преступления и ни в при каких обстоятельствах не может быть переложена на других лиц.

4. Наказание назначается по приговору суда и от имени государства.

5. Наказание влечет за собой особое правовое последствие — судимость, которая может быть погашена или снята в соответствии со ст. 86 УК РФ.

6. Наказание связано с лишением и ограничением прав и свобод лица, признанного виновным, лишает его определенных благ и причиняет ему моральные страдания.

7. Эти признаки отличают уголовное наказание от других мер государственного принуждения (административных, дисциплинарных и т.д.).

В части 2 ст. 43 УК РФ названы три цели наказания: восстановление социальной справедливости; исправление осужденного; предупреждение совершения новых преступлений.

Отличие уголовного наказания от других видов государственного принуждения.

1. По источнику права (принадлежности санкции к отрасли права). Это формальный критерий отграничения.

Наказание как мера государственного принуждения устанавливается уголовным законом, в России — УК РФ. Например, при назначении мер административной ответственности источниками права будут законы (федеральные конституционные и федеральные), в которых содержатся административно-правовые нормы; в том числе соответствующие кодексы (КоАП, Таможенный Кодекс и др.); постановления Федерального Собрания, содержащие административно-правовые нормы; нормативные акты Президента, Правительства, федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (например, инструкции и положения Министерства внутренних дел Российской Федерации, предусматривающие дисциплинарную ответственность для подчинённых сотрудников).

2. По основаниям ответственности. Это формально-материальный критерий отграничения.

Уголовные наказания назначаются за совершение деяния, содержащего состав преступления. Другие меры государственного принуждения назначаются за совершение деяний, содержащих составы соответственно административного, дисциплинарного, гражданско-правового правонарушения.

Меры административной ответственности применяются за совершение административных проступков. Административные проступки — это правонарушения, посягающие, главным образом, на порядок государственного управления (нарушение правил уличного движения, противопожарной безопасности, санитарных правил и др).

Меры дисциплинарной ответственности (дисциплинарные взыскания) применяются к лицам, совершившим дисциплинарный проступок т.е. противоправное нарушение трудовой, служебной или учебной дисциплины.

Гражданско-правовая ответственность наступает за нарушения гражданского законодательства, состоящие в неисполнении или ненадлежащем исполнении взятых обязательств, в причинении тем или иным субъектом того или иного имущественного вреда, в заключении противоправных сделок и т.д.

3. По процессуальной форме.

Наказание выносится только по приговору суда. Никакой другой орган не имеет право налагать уголовные наказания. В то время как проступки имеют другие процессуальные формы: решение суда, постановления государственных органов, приказы и распоряжения должностных лиц.

Статья написана по материалам сайтов: isfic.info, studbooks.net, megaobuchalka.ru, studfiles.net, lektsii.org.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий